Стандарт vga описание. Vga что такое. Как удлинить компонентный сигнал

На iOS - iPhone, iPod touch 13.02.2019
На iOS - iPhone, iPod touch

В не столь давние времена VGA-разъем пользовался чрезвычайно широким распространением, в связи с чем у пользователей не было никаких проблем с тем, чтобы подключать к такому разъемы различные виды мониторов. Ведь на тот момент этот интерфейс использовался всеми современными производителями мониторов. Но сегодня для подключения мониторов существует уже множество других, более совершенных разъемов, таких как DVI, HDMI и Display Port.

Изобретению новых разъемов поспособствовало активное развитие компьютерных технологий. После того как появились первые жидкокристаллические мониторы, VGA-разъем сразу же показал, что его возможностей уже недостаточно. В связи с этим производители начали активно вносить всевозможные корректировки в первоначальную структуру разъемов для того, чтобы достичь предельно высокого качества изображения, выводимого на экран. Таким образом, изначально появился формат DVI, а компании, которые выпускали оборудование для развлечений и игр, выпустили также свой формат, вследствие чего произошла замена: разъем VGA>HDMI. Еще через некоторое время уже появился DisplayPort.

Что представляет собой VGA?

VGA-разъем - это аналоговый разъем, который предназначается для подключения монитора к компьютеру. Впервые данный стандарт появился еще в далеком 1987 году, когда был разработан компанией IBM специально для серии новых компьютеров. В системах данной серии использовалась видеоплата, которая получила одно название с самим разъемом, при этом разрешение данной видеоплаты было по сегодняшним меркам небольшим (всего 640х480 пикселей). Таким образом, если вы где-нибудь встретите понятие "VGA-разъем" или "VGA-разрешение", можете примерно отталкиваться именно от этих цифр.

Несмотря на то что данный формат появился достаточно давно, его использование встречается по сегодняшний день на множестве современных моделей видеокарт. Предельно допустимое разрешение, которое предусматривают VGA-разъемы, составляет 1280х1024 пикселей, в то время как частота обновления кадров может достигать 75 Гц.

Если на экран будет выводиться изображение большего размера, то в таком случае будут заметны серьезные потери в качестве. Именно по этой причине с течением времени все более и более активно начинают использоваться другие методы цифровой передачи данных.

VESA DDC

DDC представляет собой специализированный способ интеграции цифрового интерфейса с разъемом VGA и обеспечивает нормальное подключение монитора к видеокарте. Первая версия данного стандарта появилась в 1994 году, а включала она в себя формат EDID 1.0, определяя несколько вариантов физических каналов. Вторая версия данного формата, которая появилась уже в 1996 году, выделила EDID в абсолютно отдельный стандарт, а также определила новый протокол DDC2B+. Еще через год была выпущена новая версия, которой уже был представлен обновленный протокол DDC2Bi, а также предусматривалась поддержка разъема VESA Plug and Display. Помимо всего прочего, в конечной версии был предусмотрен разъем для плоских дисплеев с раздельными адресами оборудования.

В 1999 года стандарт DDC был полностью заменен на E-DDC, а EDID на сегодняшний день представляет собой не более чем вспомогательный стандарт, при помощи которого определяется формат сжатого двоичного файла, который описывает свойства, а также графические режимы монитора, записывающиеся в чип памяти производителем данного монитора.

DDC1

VGA-разъемы DDC1 предоставляют возможность монитору транслировать свои характеристики на компьютер в одностороннем порядке. После того как видеокарта обнаруживает данную информацию на кабеле, она автоматически считывает ее синхронно с вертикальными синхроимпульсами. На время, которое требуется для транслирования данных, вертикальная частота синхронизации может немного подняться (до 25 кГц) в том случае, если будет обнаружен DDC1-совместимый монитор.

DDC2

Разъем монитора VGA DDC2 уже предусматривает двустороннюю связь, то есть изначально монитор может транслировать свои технические характеристики, после чего компьютер подстраивается под используемые монитором параметры. Двунаправленная шина данных представляет собой синхронную шину, которая несколько схожа Access.bus. Такая шина основывается на технологии I2C, о чем свидетельствует также то, что они используют даже стандартные сигналы данного стандарта.

В современных компьютерах предусматривается нагрузка 15 кОм в том случае, если речь идет о каналах SCLK или же SDA. По первому каналу монитором должна обеспечиваться нагрузка кОм, при этом DDC2B-шина представляет собой однонаправленный вариант и предусматривает только единственного мастера на шине, которым будет используемый графический адаптер. Монитор продолжает функционировать в качестве ведомого устройства на стандартной 7-битной I2C-шине, имея адрес 50h и обеспечивая до 256 байт EDID ROM. По той причине, что данный доступ предусматривает исключительно чтение, первый I2C постоянно будет A1h.

E-DDC

Распиновка VGA-разъема Формата E-DDC показала себя в качестве наиболее эффективной версии данного разъема, при этом она и является самой последней среди всех существующих. Она впервые была введена в 1999 году и характеризовалась тем, что информация о дисплее хранилась в памяти устройства, объем которой занимал приблизительно 32 Кб. Стоит отметить тот факт, что в 2007 году была также утверждена версия E-DDC, которая предусматривала поддержку таких стандартов, как DisplayID и DisplayPort.

Распиновка 9-контактного разъема

Распиновка VGA-разъема с 9 контактами осуществляется следующим образом:

  • Красный видеопровод.
  • Зеленый видеопровод.
  • Синий видеопровод.
  • Провод горизонтальной синхронизации.
  • Провод вертикальной синхронизации.
  • Красный общий провод.
  • Синий общий провод.
  • Зеленый общий провод.
  • Общий провод синхронизации.

Стоит отметить, что если рассматривается стандартный разъем VGA, распиновка будет несколько иной, так как там предусматривается 15 контактов.

Как сделать удлинитель?

Часто случается так, что нужно сделать достаточно длинный кабель с разъемом VGA, который будет объединять оборудование, например, в разных комнатах.

Конечно, можно просто взять и купить длинный кабель разъем VGA-разъем VGA, распиновка которого позволяет иметь нужную вам длину, но на самом деле первое, что говорит не в пользу такого решения - это его стоимость. За такой готовый кабель, длина которого составляет 15 метров, придется отдать не менее 20$ в зависимости от качества исполнения, не говоря уже о том, в какую цену вам обойдется кабель, длина которого еще больше по сравнению с вышеуказанной.

Вторая проблема, которая относится к помещениям, где уже сделан финишный ремонт - это то, что единственный оптимальный вариант протянуть кабель - провести его за плинтусом. При этом на самом деле нужно понимать, что заводской кабель может иметь достаточно большую толщину, кроме того, он оснащается также специализированными толстыми ферритовыми кольцами, в связи с чем проложить его за плинтусом оказывается невозможно. Если же нужно будет протянуть кабель через стену в соседнюю комнату, то в таком случае потребуется проделать отверстие, диаметр которого будет соответствовать ширине разъема D-sub 15pin. Если говорить более понятным языком, то вряд ли кого-то заинтересует под VGA-разъем распайка, для монтажа которой нужно будет сверлить отверстие диаметром около 40 мм.

Делаем сами

Таким образом, есть два фактора, которые представляют собой основные недостатки применения готового кабеля - это его стоимость, а также габариты. Именно по этой причине гораздо более подходящим вариантом является полностью самостоятельная распайка VGA-разъема.

В данном случае нами будет осуществляться транслирование сигнала в данном формате от компьютера на монитор через экранированную пару 5/6 категорий, так как данное решение является гораздо более дешевым и эффективным вариантом. В данном случае будет использоваться FTP Cat.5e, не оснащенный активными приемо-передатчиками. Стоимость в данном случае будет составлять примерно 0.30$ за каждый метр, в связи с чем за полный кабель длиной 15 метров вам нужно будет потратить не более 4.5$, что, конечно же, на порядок меньше по сравнению с 20 долларами, а если говорить о еще большей длине, то в этом случае стоимость в конечном итоге будет варьироваться еще больше.

Конечно, в интерфейсе VGA по 13 из 15 контактов предусматривается трансляции аналогового компонентного видеосигнала, в то время как сигналы горизонтальной и вертикальной синхронизации, а также прочая сервисная информация и сигналы управления будут гораздо худшего качества. В то же время экранированная витая пара FTP Cat.5e предусматривает всего 8 проводников, однако этого вполне достаточно для того, чтобы передавать видеоданные на монитор от компьютера.

Делаем проще

Оптимальный же вариант - это использование переходника VGA-RJ45 без пайки, так как в данном случае достаточно будет обжать концы витой пары экранированным модульным разъемом. Если же у вас нет никакого желания приступать к пайке, то в таком случае пара таких переходников будет стоить вам не более 5$. Если же вы хотите сэкономить деньги, а может, у вас нет возможности найти такой переходник в данный момент, то в таком случае у вас остается только один вариант - паять.

Таким образом, вы сами сможете выбрать, как именно вам удобнее поступить и каким образом сделать себе такой удлинитель. В случае необходимости может также осуществляться пайка любых видов переходников, одним из наиболее популярных среди которых является переходник на "тюльпан".

С заморскими аббревиатурами VGA и DVI мы сталкиваемся, когда рассматриваем мониторы, телевизоры и видеокарты (или компьютеры в сборке, или материнские платы). Обозначения эти принадлежат в данном контексте к интерфейсам и стандартам подключения видеотехники. Правда, существует нюанс: VGA — это еще и обозначение разрешения матриц экранов, соответствующее 640х480. Однако, сравнивая DVI и VGA, рассматривать мы будем как раз интерфейсы подключения и передачи сигнала. Стоит сразу сказать, что активные споры на эту тему сошли на нет несколько лет назад — технологии не стоят на месте, и уже вовсю близится эра тотального HDMI.

Определение

VGA — аналоговый пятнадцатипиновый интерфейс для подключения мониторов к видеотехнике, в первую очередь — к ПК.

Разъем VGA

DVI — цифровой интерфейс для подключения мониторов к видеотехнике. Количество контактов в зависимости от спецификации варьируется от 17 до 29.

Кабель DVI

Сравнение

Разница между VGA и DVI видна уже из определений — один интерфейс аналоговый, другой цифровой. Большинство неискушенных пользователей знают о том, что живем мы в эпоху цифры, потому автоматически отдают предпочтение DVI как более современному интерфейсу. И для того есть основания — цифровые технологии дают широкие возможности, окончательно вытесняя аналоговые. Однако это все теория, а на практике отличить, где картинка, полученная по VGA, а где по DVI — порой невозможно, особенно когда мониторы извлечены из бюджетных ниш. Стоит ли в таком случае заморачиваться на аббревиатурах?

Качество картинки, конечно, выше на DVI. Связано это с тем, что видеокарты — устройства цифровые. Схема работы VGA получается примерно такой: цифровой сигнал для передачи через VGA преобразуется в аналоговый, а затем уже для вывода изображения — снова в цифровой. Для DVI цепочка короче: цифра — цифра, потому на конвертации качество не теряется. Также картинка по VGA может искажаться из-за внешних помех, тогда как DVI такой особенности не имеет. Стоит вспомнить и о настройках: DVI предполагает автоматическую коррекцию изображения (управление тоже цифровое), отдавая в руки непосредственно пользователя только изменение настроек цветности и яркости в соответствии с особенностями зрения, освещения и задач. VGA требует от пользователя четко определиться, чего он желает, и привести изображение в соответствие с желаниями самостоятельно.

Физически разъемы DVI и VGA совершенно разные, однако совместимость обеспечивается с помощью переходников. Изначально VGA был предназначен для ЭЛТ-мониторов, а DVI в одной из версий (всего их три — I, A и D) поддерживает работу только с ЭЛТ. Еще один вариант предназначен только для цифры, и один — универсальный.

Современные видеокарты или распаянные на материнских платах видеовыходы уже забыли или практически забыли про VGA, оставив этот интерфейс разве что самым бюджетным моделям. Кроме того, если он и присутствует, то практически обязательно в паре с DVI, так что у пользователя есть выбор. А вот технологии вывода изображения интерфейсами VGA снабжаются чуть чаще — из экономии. Часто в комплект к таким мониторам добавлен переходник. Речь идет тоже о бюджетных и малоформатных моделях. Мобильная электроника, ранее снабжавшаяся разъемами miniVGA, теперь почти полностью перешла на HDMI.

Выводы сайт

  1. DVI — цифровой интерфейс, VGA — аналоговый.
  2. VGA предполагает двойное преобразование сигнала.
  3. Качество картинки DVI теоретически выше.
  4. Подключение по VGA может страдать от внешних помех.
  5. DVI предполагает автоматическую коррекцию картинки.
  6. У VGA-интерфейса 15 контактов, у DVI — от 17 до 29.
  7. Сегодня VGA — удел бюджетных моделей мониторов и видеокарт.

Мониторы для ПК и многие другие электронные видеоустройства могут функционировать в таких режимах, как VGA и SVGA. В чем их особенности? Чем отличается VGA от SVGA?

Факты о VGA

VGA - стандарт воспроизведения цифровой картинки, поддерживаемый компьютерными мониторами, а также графическими адаптерами. При этом дисплей и видеокарта взаимодействуют в рамках режима VGA в неразрывной связке: если графический адаптер передает сигнал в стандарте VGA на монитор, то он должен воспроизвести картинку, полностью соответствующую заданным параметрам.

Передача данных с графического адаптера на дисплей в таком случае осуществляется посредством аналогового канала. Чаще всего используется специальный разъем VGA с 15 металлическими контактами - DE-15.

Стандарт VGA - это комплексная технология, представленная совокупностью нескольких аппаратных компонентов. Главный из них - графический контроллер видеокарты. Подобный девайс отвечает за обеспечение обмена цифровыми данными между процессором ПК и видеопамятью. В свою очередь, в соответствующих модулях ОЗУ временно размещаются данные, которые посредством аналогового преобразования выводятся на компьютерный монитор. Еще один важный аппаратный компонент, задействуемый в стандарте VGA, - это синхронизатор. Он способствует повышению стабильности воспроизведения цветовых слоев.

Видеоадаптер, поддерживающий VGA, может формировать картинку, состоящую из 256 различных цветов. Данный показатель мог считаться относительно приличным для ПК 80-х годов - когда и был, собственно, разработан стандарт VGA. Однако для стремительно растущего рынка компьютерной индустрии в 90-х годах он, очевидно, являлся более чем скромным. И потому инженеры ведущих мировых брендов разработали усовершенствованный стандарт воспроизведения цифровой картинки - SVGA.

Факты об SVGA

Стандарт SVGA , или Super VGA, стал результатом дальнейшего совершенствования аппаратных компонентов, формирующих технологию VGA. В принципе, он также представляет собой комплекс аппаратных решений, схожих по функциям с теми, что реализованы в VGA, но гораздо более производительных.

Благодаря более высокой технологичности видеоадаптеры и мониторы, способные работать в режиме SVGA, могут отображать огромное количество цветов - до 16 млн. Это позволяет воспроизводить на дисплее компьютера практически любые изображения в полноцветном режиме, делать реалистичные игры, редактировать фотографии и видео.

Следует отметить, что сигнал в стандарте SVGA от видеоадаптера к монитору может передаваться при использовании того же 15-контактного разъема, что и в случае с применением технологии VGA.

В чем принципиальная разница между VGA и SVGA?

Главное отличие VGA от SVGA - в количестве цветов, поддерживаемых стандартами. Формат VGA позволяет отображать на экране до 256 цветов, SVGA - до 16 млн. Подобная разница, конечно же, предопределяется уровнем технологий, реализованных в данных стандартах. Очевидно, что SVGA еще и несопоставимо технологичнее. При этом, однако, сигнал в стандарте SVGA, как мы отметили выше, может передаваться через те же аппаратные интерфейсы, что и VGA. В них, таким образом, изначально был заложен определенный ресурс для обеспечения прироста производительности ПК в части формирования цифровой картинки.

Сравнительная таблица

Узнав то, в чем разница между VGA и SVGA, отобразим соответствующие ей критерии в небольшой таблице.

Звоните или прямо на сайте! Наши специалисты с удовольствием помогут Вам!

VGA (англ. Video Graphics Array ) - эталон мониторов и видеоплат. Выпущен IBM в 1987 году для компов PS/2 Model 50 и поболее старших. VGA являлся последним эталоном, которому следовало большая часть производителей видеоплат.

В большинстве случаев термин VGA употребляется в одном из трёх значений:

  • Графический адаптер VGA подключается как к цветному, так и к монохромному монитору, при всем этом доступны все стандартные видеорежимы. Частота обновления экрана во всех стандартных режимах, не считая 640-480, - 70 Гц, в режиме 640-480 - 60 Гц. Графический адаптер имеет возможность вместе с этим выводить на экран 256 разных цветов, любой из которых может принимать одно из 262 144 разных значений (отводится по 6 битов на красноватый, зелёный и голубий составляющие). Объём видеопамяти VGA - 256 кБ.Графический адаптер VGA, в отличие от прошлых видеоплат IBM (MDA, CGA, EGA), употребляет аналоговый сигнал для передачи цветовой материала. Переход на аналоговый сигнал был обоснован необходимостью сокращения числа проводов в кабеле. Также аналоговый сигнал давал возможность применять VGA-мониторы с следующими видеоплатами, которые могут выводить большее количество цветов.Официальным последователем VGA стал эталон IBM XGA, практически же он был замещен разными расширениями к VGA, известными как SVGA.
  • Термин VGA также нередко употребляется для обозначения разрешения 640-480 независимо от аппаратного обеспечения для вывода изображения, хотя это не совершенно правильно (так, режим 640х480 с 16-, 24- и 32-битной глубиной цвета не поддерживаются адаптерами VGA, однако могут быть сформированы на мониторе, созданном для работы с адаптером VGA, с помощью SVGA-адаптеров).
  • Также этот термин употребляется для обозначения 15-контактного D-subminiature разъёма VGA для передачи аналоговых видеосигналов при разных разрешениях.
  • VGA - Википедия - wikipedia.org
  • VGA (разъём) - Википедия - wikipedia.org
  • Видеостандарты - Викисклад - wikipedia.org
  • Video Graphics Array - dic.academic.ru
  • Может быть, Вам также сгодится:

  • Подключение ЖК-телевизора к компу - computerbild.ru
  • Наше поколение живет в эпоху научно-технической революции, но поскольку мы находимся «внутри процесса», то не замечаем стремительной смены поколений окружающих нас технических устройств. Если раньше бытовая техника могла служить десятилетиями, то сейчас за два-три года она безнадежно устаревает – появляются новые идеи, новые технологии и материалы, которые позволяют эти идеи реализовать.

    С момента создания первых искровых передатчиков радиоэлектронная аппаратура была аналоговой. Однако после Второй мировой войны, когда был изобретен биполярный и полевой транзистор, были разработаны первые интегральные микросхемы, цифровые технологии начали завоевывать себе место под солнцем. С точки зрения схемотехники цифровая аппаратура сложнее аналоговой, однако ее функциональные возможности гораздо шире, а некоторые из них принципиально недостижимы при аналоговой обработке сигнала. Несмотря на это, в области современных телевизионных технологий аналоговые видеосигналы применяются весьма широко и не собираются уходить в прошлое.

    Проблема цифрового представления видеосигнала состоит в том, что ширина его спектра во много раз больше ширины спектра такого же видеосигнала, но в аналоговой форме. Современные системы цифрового телевидения, на которые постепенно переходят во всем мире, не способны работать с несжатым сигналом. Его приходится кодировать с помощью алгоритма MPEG, а это, как известно, алгоритм с потерей качества. Вот и выходит, что несмотря на развитие и совершенствование цифровых технологий, проще и дешевле для передачи видеосигнала на большие расстояния пользоваться аналоговыми видеоформатами: и ширина спектра сигнала вполне приемлема, и парк оборудования обширен, да и технологии отработаны до совершенства.

    Цифровые интерфейсы DVI и его развитие HDMI – это, в общем, интерфейсы хоть недалекого, но будущего, да и предназначены они для решения других задач.

    Аналоговый видеосигнал, используемый в современных телевизионных системах, может быть композитным и компонентным.

    Композитный CV (composite video) – это простейший вид аналогового видеосигнала, в котором информация о яркости, цвете и синхронизации передается в смешанном виде. На ранних этапах развития видеотехники именно композитный сигнал передавался по коаксиальному кабелю, соединявшему видеомагнитофоны или видеоплееры с телевизорами.

    Более совершенным вариантом композитного сигнала является сигнал S‑Video . Этот вид аналогового видеосигнала обеспечивает раздельную передачу сигнала яркости (Y) и двух объединённых сигналов цветности (C) по независимым кабелям, из-за чего этот сигнал называют еще YC. Поскольку сигналы яркости и цветности передаются раздельно, сигнал S-Video занимает значительно более широкую полосу частот, чем композитный. По сравнению с композитным видеосигналом, S-Video обеспечивает заметный выигрыш в чёткости и устойчивости изображения, в меньшей степени – в цветопередаче. S-Video широко используется в полупрофессиональной аппаратуре, вещательными студиями, а также при записи на 8-мм пленку в стандарте Hi-8 фирмы Sony.

    Для телевидения высокой четкости и компьютерного видео эти интерфейсы не подходят, поскольку не обеспечивают необходимого разрешения изображения.

    Компонентные видеосигналы

    Для достижения максимального качества изображения и создания видеоэффектов в профессиональном оборудовании видеосигнал разделяется на несколько каналов. Например, в системе RGB видеосигнал делится на красный, синий и зеленый компоненты, а также сигнал синхронизации. Такой сигнал еще называют сигналом RGBS, наибольшее распространение он получил в Европе.


    В зависимости от способа передачи сигналов синхронизации сигнал RGB имеет несколько разновидностей. Если синхроимпульсы передаются в канале зеленого цвета, то сигнал называют RGsB, а если сигнал синхронизации передается во всех цветовых каналах, то RsGsBs.


    Для подключения сигнала RGBS используют кабели с четырьмя разъемами BNC или разъем SCART.


    Кабель для видеосигнала RGBS с разъемами BNC.


    Разъем SCART

    Таблица 1. Назначение контактов разъема SCART

    Контакт Описание
    1. Выход аудио, правый
    2. Вход аудио, правый
    3. Выход аудио, левый + моно
    4. Земля для аудио
    5. Земля для RGB Blue
    6. Вход аудио, левый + моно
    7. Вход RGB Blue (синий)
    8. Вход, переключение режима телевизора, в зависимости от типа телевизора – Audio/RGB/16:9, иногда включение AUX (старые телевизоры)
    9. Земля для RGB Green
    10. Data 2: Clockpulse Out, только в старых видеомагнитофонах
    11. Вход RGB Green (зеленый)
    12. Data 1 Выход данных
    13. Земля для RGB Red
    14. Земля для Data, дистанционное управление, только в старых видеомагнитофонах
    15. Вход RGB Red (красный) или вход канала С
    16. Вход Blanking Signal, переключение режима телевизора (композит/RGB), «быстрый» сигнал (новые телевизоры)
    17. Земля композитного видео
    18 Земля Blanking Signal (для контактов 8 или 16)
    19. Выход композитного видео
    20. Вход композитного видео или канал Y (яркости)
    21. Защитный экран (корпус)

    В системе YUV, получившей распространение в США, используют другой набор компонентов: смешанный сигналы яркости и синхронизации, а также красный и синий цветоразностные сигналы. Для каждой компонентной системы требуется свой тип оборудования, каждая обладает своими достоинствами и недостатками. Для объединения устройств различных видеоформатов необходимы специальные интерфейсные блоки. Разъёмы на концах кабелей обычно бывают RCA или BNC.


    Компонентый сигнал YUV


    Компонентый сигнал формата RGBHV

    Путь формирования видеосигнала таков: изображение раскладывается на сигналы трех первичных цветов: красного (Red – R), зеленого (Green – G) и синего (Blue – В) – отсюда и название «RGB», к которым добавляются сигналы горизонтальной и вертикальной синхронизации (HV), а затем превращается в RGB-сигнал с синхроимпульсами в канале зеленого (RGsB), который далее преобразуется в: компонентный (цветоразностный) сигнал YUV, где Y=0,299R+0,5876G+0,114В; U=R–Y; V= В–Y, преобразуемый затем в сигнал S-Video и композитный видеосигнал. Композитный видеосигнал преобразуется в радиочастотный сигнал, сочетающий аудио- и видеосигналы. Затем он модулируется несущей частотой и превращается в эфирный телесигнал.

    На приемной стороне радиочастотный сигнал в результате демодуляции преобразуется в композитный видеосигнал, из которого в свою очередь в результате ряда преобразований получают компоненты RGB и HV.

    Компонентный сигнал YPbPr преобразуется в RGB + HV в обход многих цепей видеотракта. Разделение цветоразностных сигналов Pb и Pr по отдельным каналам существенно повышает точность передачи фазы цветовой поднесущей, а настройка цветового тона не требуется.

    Сигналы телевидения высокой четкости (ТВЧ, HDTV) 720p и 1080i всегда передаются в компонентном формате, ТВЧ в композитном или s-video форматах не существует.

    Когда зарождался формат DVD, было решено, что при оцифровке материала для записи на DVD именно компонентный сигнал будет переводиться в цифровой вид, а затем обрабатываться по алгоритму MPEG-2 сжатия видеоданнных. Сигнал RGB на выходе DVD-плеера получается из компонентного сигнала YUV.

    Важно отметить различие между соотношением цветовых компонент в RGB и компонентном сигнале формата YUV (YPbPr). В цветовом пространстве RGB относительное содержание (вес) каждой цветовой компоненты одинаково, тогда как в YPbPr оно учитывает спектральную чувствительность человеческого глаза.


    Соотношение компонент в цветовом пространстве RGB

    Соотношение компонент в цветовом пространстве YPbPr

    Ограничения по расстоянию передачи компонентных разновидностей видеосигнала от источников сигнала к приемникам сведены в таблицу 2 (для сравнения приведены и некоторые цифровые интерфейсы).

    Тип сигнала Полоса пропускания, МГц Тип кабеля Расстояние, м
    UXGA (компонентный)
    HDTV/1080i (компонентный)
    170
    70
    Коаксиальный 75 Ом 5
    5-30
    Компонентный UXGA (с усилением) 170 Коаксиальный 75 Ом 50-70
    Стандарт (цифровой SDI)
    HDTV (цифровой SDI)
    270
    1300
    Коаксиальный 75 Ом 50-300
    50-80
    DVI-D 1500 Витая пара 5
    DVI-D (с усилением) 1500 Витая пара 10
    IEEE 1394 (Firewire) 400(800) Витая пара 10

    Видеосигналы VGA

    Одна из широко распространенных разновидностей компонентного сигнала – формат VGA.

    Формат VGA (Video Graphics Array) – это формат видеосигналов, разработанный для вывода на компьютерные мониторы.

    По разрешающей способности форматы VGA принято классифицировать в соответствии с разрешением видеокарт персональных компьютеров, формирующих соответствующие видеосигналы:

    • VGA (640х480);
    • SVGA (800х600);
    • XGA (1024х780);
    • SXGA (1280х1024);
    • UXGA (1600x1200).

    В каждой паре чисел первое показывает число пикселей по горизонтали, а второе – по вертикали изображения.

    Чем выше разрешение, тем меньше размеры светящихся элементов и более качественно изображение на экране. К этому всегда следует стремиться, однако с увеличением разрешения стоимость видеокарт и устройств отображения возрастает.

    Видеотехника развивается стремительно, и некоторые компьютерные форматы, такие как MDA, CGA и EGA ушли в прошлое. Например, формат CGA, считавшийся в течение нескольких лет самым распространенным, обеспечивал изображение с разрешением всего лишь 320х200 при четырех цветах!

    Самый «слабый» из используемых в настоящее время видео форматов, VGA, появился в 1987 году. Количество градаций каждого цвета в нем увеличено до 64, в результате чего число возможных цветов составило 643=262144, что для компьютерной графики имеет даже более важное значение, чем разрешающая способность.

    Назначение контактов разъема VGA приведено в таблице.

    Контакт Сигнал Описание
    1. RED Канал R (красный) (75 Ом, 0,7 В)
    2. GREEN Канал G (зеленый) (75 Ом, 0,7 В)
    3. BLUE Канал B (синий) (75 Ом, 0,7 В)
    4. ID2 Идентификационный бит 2
    5. GND Земля
    6. RGND Земля канала R
    7. GGND Земля канала G
    8. BGND Земля канала B
    9. KEY Нет контакта (ключ)
    10. SGND Земля синхронизации
    11. ID0
    Идентификационный бит 0
    12. ID1 or SDA
    Идентификационный бит 1 или данные DDC
    13. HSYNC or CSYNC
    Строчная H или композитная синхронизация
    14. VSYNC
    Кадровая синхронизация V
    15. ID3 or SCL Идентификационный бит 3 или такты DDC

    Кроме собственно видеосигналов (R, G, B, H и V) в разъеме (по спецификации VESA) предусмотрены также некоторые дополнительные сигналы.

    Канал DDC (Display Data Channel) предназначен для передачи подробного «досье» дисплея процессору, который, ознакомившись с ним, выдает оптимальный для данного дисплея сигнал с нужным разрешением и экранными пропорциями. Такое досье, называемое EDID (Extended Display Identification Data, или подробные идентификационные данные дисплея), представляет собой блок данных со следующими разделами: бренд-нейм, идентификационный номер модели, серийный номер, дата выпуска, размер экрана, поддерживаемые разрешения и собственное разрешение экрана.

    Таким образом, из таблицы видно, что если не использовать канал DDC, то сигнал формата VGA представляет собой, по сути дела, компонентный сигнал RGBHV.

    В профессиональной аппаратуре вместо кабеля D-Sub с разъемом DB-15 обычно используют кабель с пятью разъемами BNC, что обеспечивает лучшие характеристики линии передачи. Такой кабель лучше согласован с приемником и передатчиком сигнала по импедансу, имеет меньшие перекрестные помехи между каналами, а следовательно лучше подходит для передачи видеосигнала с высоким разрешением (широким спектром сигнала) на большие расстояния.


    Кабель VGA с разъемом DB-15


    Кабель VGA с пятью разъемами BNC

    В настоящее время наиболее широко используются устройства отображения с соотношением сторон 4:3: 800x600, 1024x768 и 1400x1050, однако существуют форматы с необычным соотношением сторон: 1152x970 (около 6:5) и 1280x1024 (5:4).

    Распространение плоских панелей подталкивает рынок к более широкому использованию широкоэкранных дисплеев с соотношением сторон 16:9 с разрешением 852x480 (плазменные дисплеи), 1280x768 (жидкокристаллические дисплеи), 1366x768 и 920x1080 (плазменные и жидкокристаллические дисплеи).

    Требуемая ширина полосы линии связи для передачи сигнала VGA или видеоусилителя определяется как результат произведения количества пикселей по горизонтали на количество строк по вертикали на частоту кадров. Полученный результат следует умножить на коэффициент запаса, равный 1,5.

    Ш [Гц] = Гор * Верт * Кадр * 1,5

    Частота строчной развертки есть произведение числа строк (или рядов пикселей) на частоту кадров.

    Вид сигнала Занимаемый
    спектр частот, МГц
    Рекомендуемое макс.
    расстояние передачи, м
    Аналоговый видеосигнал NTSC 4,25 100 (кабель RG-6)
    VGA (640x480, 60 Гц) 27,6 50
    SVGA (800x600, 60 Гц) 43 30
    XGA (1027x768, 60 Гц) 70 15
    WXGA (1366x768, 60 Гц) 94 12
    UXGA (1600x1200, 60 Гц) 173 5

    Таким образом, сигнал UXGA требует полосу пропускания 173 МГц. Это огромная полоса: она простирается от звуковых частот до седьмого телевизионного канала!

    Как удлинить компонентный сигнал

    На практике часто возникает необходимость передать видеосигналы на расстояния большие, чем указано в вышеприведенных таблицах. Частичным решением проблемы является использование коаксиальных кабелей высокого качества, с малым омическим сопротивлением, хорошо согласованных с линией, имеющих малый уровень помех. Такие кабели довольно дороги и не дают полного решения проблемы.

    Если устройство-приемник сигнала находится на значительном расстоянии, следует использовать специализированное оборудование – так называемые удлинители интерфейса. Устройства этого класса помогают устранить изначальное ограничение на длину линии связи между компьютером и элементами информационной сети. Удлинители сигналов VGA действуют на аппаратном уровне, поэтому они свободны от каких-либо проблем с совместимостью программного обеспечения, согласованием кодеков или преобразованием форматов.

    Если рассматривать пассивную линию (т.е. линию без активного оконечного оборудования), то кабель типа RG-59 способен передать без видимых на экране искажений композитное видео, телевизионный сигнал стандартов PAL или NTSC только на 20-40 м (либо до 50-70 м по кабелю RG-11). Специализированные кабели, например Belden 8281 или Belden 1694A, позволят увеличить дальность передачи примерно на 50%.

    Для сигналов VGA, Super-VGA или XGA, полученных с графических плат компьютеров, обычный кабель VGA обеспечивает передачу изображения с разрешением 640x480 на расстояние 5-7 м (а при разрешении 1024x768 и выше такой кабель не должен быть длиннее 3 м.). Высококачественные промышленные кабели VGA/XGA обеспечивают дальность до 10-15, редко до 30 м. Кроме того, линия связи будет подвержена потерям на высоких частотах (High frequency loss), которые проявляются в снижении яркости до полного исчезновения цвета, ухудшении разрешения и четкости.

    Для устранения этой проблемы можно использовать линейный усилитель-корректор, включенный ПЕРЕД длинным кабелем. В нем используется схема компенсации потерь на высоких частотах, именуемая EQ (Cable Equalization, коррекция кабеля) или управление высокочастотной составляющей – HF (High Frequency) control. Схема EQ обеспечивает частотно-зависимое усиление сигнала для «спрямления» амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). Регулятор общего усиления позволяет парировать обычные (омические) потери в кабеле.

    Такие линейные усилители позволяют (при использовании кабелей максимального качества) передать сигнал с разрешением до 1600х1200 (60 Гц) на расстояния до 50-70 м (и больше, при меньших разрешениях).

    Однако не всегда этого достаточно: иногда нужны большие расстояния, иногда на длинный кабель могут наводиться помехи, с которыми линейный усилитель бороться не может. В этом случае обычный коаксиальный кабель VGA можно заменить на иной, более подходящий носитель. Сегодня для этого чаще всего используют недорогой и удобный кабель витой пары, устанавливая на концах кабеля специальные преобразователи (передатчик и приемник).

    Передающее устройство такого удлинителя преобразует видеосигналы в дифференциальный симметричный формат, наиболее подходящий для витых пар. На принимающей стороне восстанавливается стандартный видеоформат.

    Используется обычный кабель для локальных сетей Ethernet, категории 5 и выше. Для видеосигналов лучше подходит неэкранированный кабель (UTP). За счет дешевизны такого кабеля весь тракт передачи сигнала обычно не удорожается, несмотря на необходимость установки дополнительных приборов.

    Данный метод удлинения сигнала VGA хорошо работает на расстояниях до 300 м.

    Аналогичные методы можно использовать и для удлинения компонентных сигналов других типов (YUV, RGBS, s-Video), промышленность выпускает соответствующие разновидности приборов.

    Заметим, что для передачи компонентного видео YUV обычно хорошо подходят и приборы для сигнала VGA (и это оговаривается в их описаниях), если использовать их каналы R, G, B для передачи каналов Y, U и V (каналы синхронизации H и V можно не использовать). Обычно для этого достаточно использовать кабели-переходники для согласования типа разъемов.

    Средой передачи в удлинителях могут также быть оптическое волокно и беспроводный радиоканал. По сравнению с витыми парами, оптоволокно значительно увеличит стоимость, а беспроводная связь не обеспечит достаточной помехозащищенности и надежности, да и получить разрешение на ее использование непросто.



    Рекомендуем почитать

    Наверх