На какие виды подразделяется технология. Технология. Словарь экономических терминов

Возможности 27.03.2019
Возможности

Что такое Технология? Значение и толкование слова texnologija, определение термина

1) Технология - (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и 1о- gos - учение, наука) - англ. technology; нем. Technologie. 1. Совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки (изменения состояния, свойств, формы) сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий в различных отраслях промышленности, строительстве и т. п. 2. Научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая эти приемы и способы. 3. Описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические карты и т. п.

2) Технология - - совокупность методов воздействия орудиями труда на физич., химич. и иные свойства предмета труда. Т. обработки определенного предмета труда выражается в технологич. процессе, т. е. процессе физич., механич., химич. воздействия орудий труда на предмет труда. Технологич. процессы определяются господствующим технологич. способом производства - исторически определенным способом соединения человека и технич. средств труда в системе производительных сил. Технологич. процесс расчленяется на операции, характеризующиеся постоянством предметов, средств труда, рабочих-исполнителей и охватывающие все действия по обработке предмета труда данного вида, на одном рабочем месте в определенное рабочее время. Операция - основная единица разделения труда в производственном процессе, организации труда, планировании, нормировании и учете труда в производстве. Для нормального хода производства необходимо соблюдение технологич. дисциплины - строгая последовательность технологич. операций, обеспечение стабильности параметров воздействия на предмет mv да в установленных пределах. В ходе революции научно-технической (см. значительные изменения связаны с разработкой и внедрением новых Т.: биотехнич., безотходных энергосберегающих и т. д. Полная автоматизация производственных процессов достигается на основе т. н. безлюдной Т. Основанная на применении производственных роботов, она освобождает человека от выполнения операций по обслуживанию машин и механизмов, предоставляя ему более широкие возможности для занятий интеллектуальным трудом. Новый шаг в развитии научно-технич. прогресса на основе внедрения "безлюдных Т." требует принципиально нового подхода в решении ряда соц. вопросов таких, как подготовка и расстановка кадров, развитие системы непрерывного образования. Н.В. Андреенкова.

3) Технология -

4) Технология

5) Технология - (technology). Применение знаний в производстве для материальной сферы. Технология означает создание материальных средств (например, машин, автоматов) с целью их применения человеком.

6) Технология - (technology) - практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности. Это определение отражает социологический интерес к технологии как к социальному продукту, который охватывает "металлические изделия" рук человеческих в виде инструментов и машин, а также знания и идеи, включенные в различные виды производственной деятельности. Знания не обязательно зависят от науки как движущей силы. Пример тому - относительно простые формы механизации на ранней стадии промышленной революции. Современное развитие энергетики и информатики может, однако, зависеть от научных достижений (см. также Новая технология) . Иногда технология в узком смысле трактуется как машины, но более широкое значение подразумевает производительные системы в целом и даже организацию и разделение труда. В первом случае игнорируются социальные процессы, включенные в проектирование и выбор технологии, а во втором затрудняется проведение различия между технологией и связанными с нею социальными механизмами (см. также Социология науки; Технологический детерминизм) . Роль технологии в социальном изменении - давняя проблема, начиная с анализа Марксом производительных сил и производственных отношений и кончая теориями индустриализации, модернизации, постиндустриального и информационного общества. Последние теории были разработаны в 1960-х гг. и основывались на неоэволюционных предположениях. Технология, как принято считать, выполняла ключевую определяющую роль в формировании социальной структуры развитых индустриальных обществ (см. Конвергенция; Культурное запаздывание) . В индустриальной социологии и социологии труда технология также определялась как ключевой фактор в организации труда и отчуждении. Это предполагало классификацию ее различных типов или уровней, из которых наиболее важными были: (а) классификация Блоунером (1964) четырех типов технологии - ремесла, машинного производства, сборочного конвейера, технологического процесса или автоматизации. Обратная кривая "U" подсказывает, что отчуждение было низким в отраслях ремесленного производства, достигло пика на стадии сборочного конвейера (например, в автомобильной промышленности) и снова снизилось с введением автоматизации. Работа критиковалась с эмпирических позиций и за технологический детерминизм, особенно теоретиками "социальной деятельности" (Силверман, 1970, Голдторп, 1966); (б) классификация Вудвордом (1970) трех типов системы производства основана на степени технической сложности - мелкомасштабное и штучное, крупномасштабное и массовое производство, наконец непрерывное производство. Каждый тип был связан с различными организационными характеристиками: например, массовое производство привело к наиболее бюрократической форме структуры власти. Считается, что различные типы технологии для оптимальной "эффективности" требуют соответствующих организационных структур (см. также Теория случайности; ср. Социотехнический системный подход) . И Блоунер и Вудворд предлагают оптимистический подход к технологическому изменению с развитием автоматизации, отраженной в новых типах квалифицированного труда, менее жесткой организации труда и повышении удовлетворенности трудом. Однако дебаты об автоматизации в 1960-х гг. подверглись обширной теоретической и эмпирической переоценке на основе исследования информационных технологий. Напротив, теория процесса труда на марксистской платформе приняла более критическое направление. техническое изменение анализируется с точки зрения продукта капиталистического контроля над процессом труда, а не политически нейтрального, автономного развития. Бравермановский анализ технологии в процессе труда (1974) был основан на классификации Брайта, состоящей из 17 уровней (1958), прогрессивно заменяющих машинами ручной, а затем и умственный труд (см. также Деквалификация) . Критический подход просматривается также в работах Франкфуртской школы и, в частности, Хабермаса, у которого технология и "техническая рациональность " выступают как форма идеологии.

Технология

(от греч. techne - искусство, мастерство, умение и 1о- gos - учение, наука) - англ. technology; нем. Technologie. 1. Совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки (изменения состояния, свойств, формы) сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий в различных отраслях промышленности, строительстве и т. п. 2. Научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая эти приемы и способы. 3. Описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические карты и т. п.

Совокупность методов воздействия орудиями труда на физич., химич. и иные свойства предмета труда. Т. обработки определенного предмета труда выражается в технологич. процессе, т. е. процессе физич., механич., химич. воздействия орудий труда на предмет труда. Технологич. процессы определяются господствующим технологич. способом производства - исторически определенным способом соединения человека и технич. средств труда в системе производительных сил. Технологич. процесс расчленяется на операции, характеризующиеся постоянством предметов, средств труда, рабочих-исполнителей и охватывающие все действия по обработке предмета труда данного вида, на одном рабочем месте в определенное рабочее время. Операция - основная единица разделения труда в производственном процессе, организации труда, планировании, нормировании и учете труда в производстве. Для нормального хода производства необходимо соблюдение технологич. дисциплины - строгая последовательность технологич. операций, обеспечение стабильности параметров воздействия на предмет mv да в установленных пределах. В ходе революции научно-технической (см. значительные изменения связаны с разработкой и внедрением новых Т.: биотехнич., безотходных энергосберегающих и т. д. Полная автоматизация производственных процессов достигается на основе т. н. безлюдной Т. Основанная на применении производственных роботов, она освобождает человека от выполнения операций по обслуживанию машин и механизмов, предоставляя ему более широкие возможности для занятий интеллектуальным трудом. Новый шаг в развитии научно-технич. прогресса на основе внедрения "безлюдных Т." требует принципиально нового подхода в решении ряда соц. вопросов таких, как подготовка и расстановка кадров, развитие системы непрерывного образования. Н.В. Андреенкова.

Это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

Это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

(technology). Применение знаний в производстве для материальной сферы. Технология означает создание материальных средств (например, машин, автоматов) с целью их применения человеком.

(technology) - практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности. Это определение отражает социологический интерес к технологии как к социальному продукту, который охватывает "металлические изделия" рук человеческих в виде инструментов и машин, а также знания и идеи, включенные в различные виды производственной деятельности. Знания не обязательно зависят от науки как движущей силы. Пример тому - относительно простые формы механизации на ранней стадии промышленной революции. Современное развитие энергетики и информатики может, однако, зависеть от научных достижений (см. также Новая технология) . Иногда технология в узком смысле трактуется как машины, но более широкое значение подразумевает производительные системы в целом и даже организацию и разделение труда. В первом случае игнорируются социальные процессы, включенные в проектирование и выбор технологии, а во втором затрудняется проведение различия между технологией и связанными с нею социальными механизмами (см. также Социология науки; Технологический детерминизм) . Роль технологии в социальном изменении - давняя проблема, начиная с анализа Марксом производительных сил и производственных отношений и кончая теориями индустриализации, модернизации, постиндустриального и информационного общества. Последние теории были разработаны в 1960-х гг. и основывались на неоэволюционных предположениях. Технология, как принято считать, выполняла ключевую определяющую роль в формировании социальной структуры развитых индустриальных обществ (см. Конвергенция; Культурное запаздывание) . В индустриальной социологии и социологии труда технология также определялась как ключевой фактор в организации труда и отчуждении. Это предполагало классификацию ее различных типов или уровней, из которых наиболее важными были: (а) классификация Блоунером (1964) четырех типов технологии - ремесла, машинного производства, сборочного конвейера, технологического процесса или автоматизации. Обратная кривая "U" подсказывает, что отчуждение было низким в отраслях ремесленного производства, достигло пика на стадии сборочного конвейера (например, в автомобильной промышленности) и снова снизилось с введением автоматизации. Работа критиковалась с эмпирических позиций и за технологический детерминизм, особенно теоретиками "социальной деятельности" (Силверман, 1970, Голдторп, 1966); (б) классификация Вудвордом (1970) трех типов системы производства основана на степени технической сложности - мелкомасштабное и штучное, крупномасштабное и массовое производство, наконец непрерывное производство. Каждый тип был связан с различными организационными характеристиками: например, массовое производство привело к наиболее бюрократической форме структуры власти. Считается, что различные типы технологии для оптимальной "эффективности" требуют соответствующих организационных структур (см. также Теория случайности; ср. Социотехнический системный подход) . И Блоунер и Вудворд предлагают оптимистический подход к технологическому изменению с развитием автоматизации, отраженной в новых типах квалифицированного труда, менее жесткой организации труда и повышении удовлетворенности трудом. Однако дебаты об автоматизации в 1960-х гг. подверглись обширной теоретической и эмпирической переоценке на основе исследования информационных технологий. Напротив, теория процесса труда на марксистской платформе приняла более критическое направление. техническое изменение анализируется с точки зрения продукта капиталистического контроля над процессом труда, а не политически нейтрального, автономного развития. Бравермановский анализ технологии в процессе труда (1974) был основан на классификации Брайта, состоящей из 17 уровней (1958), прогрессивно заменяющих машинами ручной, а затем и умственный труд (см. также Деквалификация) . Критический подход просматривается также в работах Франкфуртской школы и, в частности, Хабермаса, у которого технология и "техническая рациональность " выступают как форма идеологии.

Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения на выходе продукта с заранее заданными свойствами. В энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: технология - это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции».

Однако технология - это не просто «совокупность методов». Методы подобраны не случайно, и все они направлены на одну единую цель - получение конкретной продукции. С этой точки зрения более точное определение, отражающее саму суть процесса, мы находим в учебнике «Основы менеджмента » (М.Х. Мельсон и др.), где под технологией подразумевается «любое средство преобразования исходных материалов - будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг». Это определение недостаточно точное, так как под словосочетание «любое средство» может подойти не только технологический способ производства, но и средства производства, например: инструмент, станки и т.п. Тем не менее сущность понятия «технология» во втором определении более ярко выражена.

Итак, определение технологии, которое складывается при бег лом взгляде на проблему, может быть сформулировано следующим образом: под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными пара метрами.

При таком взгляде ключевым звеном любой технологии (промышленной или социальной) является детальное определение конечного результата и точное достижение его. Полученное определение по сути является определением методики. Оно просто ставит знак равенства между методикой и технологией, что не совсем правомерно.

Данный подход к понятию «технология» не позволяет найти отличие между методикой и технологией. Попытаемся это сделать, взглянув на те подходы, которые излагаются в педагогической литературе.

Существующие подходы к понятию «технология обучения».

В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько сильно отличающихся друг от друга взглядов на понятие «технология». Систематизация различных точек зрения позволяет выделить три основных подхода к определению технологии обучения.

При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели (например, технология отработки навыка устного счета, технология организации групповой деятельности и др.). Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии - они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели.


Использование понятия «технология» в этом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Про исходит просто подмена одного понятия другим. Если ранее говорили «методика (или система) В.В. Давыдова -Д.Б. Эльконина », то теперь для того, чтобы блеснуть своей эрудицией) говорят «технология В.В. Давыдова-Д.Б. Эльконина». От перемены слов суть предмета (системы В.В. Давыдова-Д.Б. Эльконина) не изменилась.

Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом. Однако необходимо заметить, что важнейшими элементами педагогической системы, согласно трактовке В.П. Беспалько , являются учащиеся и преподаватели. технология же является характеристикой того способа обучения, который заложен в педагогической системе и не может включать в себя учащихся и преподавателей в явном виде. Не смотря на несоответствие понятий «технология» и «педагогическая система», данная трактовка технологии более близка к ее первоначальному смыслу, так как технология включает в себя не только методику (определенный набор правил и способов деятельности, направленных на достижение заданного результата, форм организации процесса), но и такой важнейший элемент педагогической системы, как система средств обучения.

В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм. Нельзя сказать, что данный взгляд еще ближе подходил бы к первоначальной трактовке понятия «технология» - скорее, наоборот. Ведь технология - это определенный способ.

А способы могут быть разные: быстрые и медленные, новые и старые. И не случайно появился термин «современные технологии», подразумевающий наиболее эффективные и быстрые способы получения результатов на данном уровне развития общества. Успех многих промышленных предприятий заключается именно в том, что они отказываются от устаревших и неэффективных технологий и используют новые и новейшие технологии, основанные на самых последних научных разработках. Технология - это не оптимальный и наиболее эффективный способ, а любой способ производства (или обучения), отвечающий требованиям технологичности процесса.

Кроме представленных трех подходов, уже достаточно четко обозначившихся в педагогической литературе, существует и ряд других, еще не вполне оформившихся. Среди них выделяется взгляд на технологию обучения как на способ формирования учебной программы отдельных курсов из набора модулей (блоков). Каждый из таких модулей представляет собой содержание и методические разработки какого-то одного раздела учебной дисциплины. Считается, что, варьируя такими готовыми модулями (блоками), переставляя их местами, преподаватель может добиться наилучшего результата.

Получается, что технологией обучения здесь называется возможность перестановки различных модулей. Однако подобную перестановку назвать технологией обучения учащегося никак нельзя - это по сути дела способ подбора учебного материала преподавателем, способ компоновки содержания предмета. Конечно, последовательность изложения материала и его качественный состав имеют отношение к методам и способам, так как для изучения определенного содержания можно использовать определенные методы и приемы. Однако, как бы ни менялись местами модули (блоки), их преподавание обычно ведется в русле единой методики, которую использует в своей практике педагог или образовательное учреждение.

Как мы видим, наиболее часто встречаемые в педагогической литературе 90-х гг. подходы к понятию «технология» также не дают ответа на вопрос о ее отличии от методики. Для того чтобы это отличие обнаружить, необходимо взглянуть на технологию под другим углом зрения. Сделаем это, обратившись к историк вопроса.

Первоначальный смысл термина «технология».

Термин «технология» широко используется в промышленности и строительстве. Именно из этих двух сфер и пришло в педагогику это понятие. Этому переходу способствовало развитие информационных технологий обработки и хранения данных (информации), которые на определенном уровне развития начали использоваться в сфере образования. Их появление и интенсивное развитие в образовании привели к быстрому распространению новой терминологии.

Впервые термин «технология» появился несколько столетий на зад, в период становления промышленности. Этот период развития общества характеризуется ростом машинного производства, увеличением объемов продукции, произведенной на фабриках, в условиях более высокой производительности. Другими словами - это период перехода от ремесленничества к машинному производству. Только с появлением мощных средств производства, производительность которых превышала возможную производительность одного ремесленника, возникло понятие «технология».

Рассмотрение истории развития производства позволяет предположить, что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке:

Случайный опыт ------- Ремесло -------- Технология

На первом этапе (случайный опыт) человек, сталкиваясь с каким-то явлением (опытом, приемом), только осваивает его и получает умения работы с ним. На этом этапе он еще не использует это явление для обеспечения своей жизнедеятельности. Это пери од начального освоения явления. На втором этапе - этапе развития ремесла - человек не просто осваивает данное явление, но и, отдавая ему силы, выстраивает на нем определенный вид деятельности, приспосабливает его для обеспечения своей жизнедеятельности. Именно в этот период возникает профессия по виду деятельности (плотник, гончар, рыболов и др.). На третьем этапе общество достигает такого уровня развития, при котором для производства какого-либо продукта создаются механизмы и технические средства. Именно они теперь выполняют основную работу по производству продукта. Это уже этап технологии.

По первоначальному смыслу технология означает процесс производства продукции техническими средствами ~ станками, группой станков, поточной линией. Каждая из технологий означает производство определенного продукта при помощи конкретных средств производства. Любое изменение в наборе средств производства (например, замена на заводе фрезерных станков на станки с другими техническими характеристиками) приводит к изменению технологической цепочки, характеристик и параметров производства, а следовательно, к изменению самой технологии.

Переход от ремесленнического способа производства к промышленному означает значительное усложнение производства, так как в производстве принимают участие машины, заменяющие человека частично или полностью. Технологии во многом зависят от технических характеристик используемых в промышленности технических средств. Поэтому при машинном производстве потребовалось усложнить и детализировать описание каждого действия. Простого описания последовательности действий, которым пользуется ремесленник (или методист в обучении), уже недостаточно. Более того, в описание процесса производства пришлось вносить точные характеристики каждого вида технических средств производства, так как весь процесс производства строится именно на этих характеристиках.

Таким образом, промышленная технология представляет собой определенный способ производства (образованный совокупностью и последовательностью применения методов) какого-либо продукта, построенный на использовании технических или любых других средств производства под управлением человека. Причем средства производства играют в технологии доминирующую роль и несут основную нагрузку при получении продукта. Примером может служить машинное производство, ткани в промышленности, где на десятки станков, производящих сотни и тысячи метров ткани, приходится один оператор.

Если перенести данный смысл термина «технология» в педагогику, то тогда под технологией обучения будет подразумеваться определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Говоря по-другому, в технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. При технологии учитель не обучает учащихся, а выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся.

По-видимому, различие между технологией и методикой в сфере образования состоит в том же, в чем заключается различие между технологией и ремесленничеством в производственной и строительной сферах. Это различие между высокопроизводительным машинным производством и относительно низкоэффективным ручным трудом.

Итак, в технологиях обучения важнейшую и ведущую роль играет средство обучения.

Структура технологии обучения.

Рассмотрим структуру технологии обучения учащихся в начальной школе.

Она включает в себя следующие основные компоненты (см. рис. 3):

1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала (не путать с уровнем общего развития учащихся) и отбор обучаемых в классы (группы) с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта. К примеру, тестирование поступивших в 1 класс учащихся по таким критериям, как умение читать и скорость чтения, умение считать и писать, позволяет распределить первоклассников II классы с различным уровнем подготовленности: сильный, средний и слабый. Обучение в каждом из таких классов строится по-разному. Проводя занятия по одним и тем же учебникам, учи теля, делая поправку на подготовленность учащихся, с сильным классом после короткого повторения быстро переходят к освоению нового материала, а со слабым, в котором учащиеся почти не умеют читать, занимаются изучением алфавита и цифр, учат читать и считать в пределах десятка.

Результаты широкого применения предварительного диагностирования в школах при наборе в первые классы и группировка начинающих обучение в классы с одинаковым (или близким) уровнем подготовленности доказали необходимость включения этого элемента в практику. Предварительная диагностика и отбор необходимы не только при наборе в 1 класс, но и в большинстве случаев при начале изучения какого-либо курса, предмета. Это может быть подбор в группы для изучения иностранного языка, прохождения психологического тренинга и др.

2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Мотивация представляет собой одно из ведущих направлений работы учителя. При введении технологий обучения это направление в работе учителя приобретает особенно важное значение. Взаимодействие учащегося со средством обучения не всегда может приносить радость и удовольствие, хотя и такое возможно (к примеру, компьютерные игры очень привлекают учащихся). По этому основная задача учителя при внедрении технологии обучения - привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.

3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, осуществляющийся через взаимодействие учащихся со средствами обучения. На этом этапе происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии не с учителем, как при фронтальном или индивидуальном обучении, а со средством обучения.

Контроль качества усвоения материала. Технология уделяет значительное внимание процессу контроля. Если при использовании методики основное внимание уделялось процессу организации деятельности учащихся по освоению знаний и накоплению опыта, то в технологии компоненты организации деятельности и контроля равнозначны - это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока. Недостаточное внимание к любому из них ведет к снижению возможностей технологии и увеличению необходимого для обучения времени. С этой точки зрения процесс обучения схематично можно изобразить так (рис. 1, 2):

Рис. 1. Процесс обучения, Рис. 2. Процесс обучения, построенный на основе построенный по технологическим методики принципам

Необходимо заметить, что использование средств обучения (средств контроля, диагностики и т.п.) возможно на любом этапе учебного процесса, однако технологией процесс обучения становится только в том случае, когда средство обучения используется на ключевом этапе - этапе учебной деятельности (третий этап). Использование средств обучения на всех других этапах гопорит только о той или иной степени полноты используемой технологии.

Рис. 3. Обучение, построенное как технологический процесс

Особенности технологии обучения.

Любая используемая в социальной сфере технология имеет свои особенности.

Для технологии обучения характерны следующие особенности:

Неопределенность результата, отсутствие методов и средств, дающих сразу после одного цикла взаимодействия (обучения) необходимый 100-процентный результат;

Периодическое проведение контроля по совершенствуемому параметру;

Выявление и отбор неуспевающих;

Дополнительная работа с отобранными, т.е. проведение повторного цикла взаимодействия;

Вторичное проведение контроля после дополнительной работы;

В случае устойчивого непонимания учащимися нового материала проводится еще и диагностика причин непонимания или отставания.

Требования к технологическому процессу в обучении.

В технологиях обучения степень достижения результата (завершенности процесса обучения) может определяться двумя способами. Во-первых, средствами контроля, позволяющими получать объективную оценку, а во-вторых, самим учителем. Он сам может оценивать, завершен процесс или нет.

Таким образом, для разных процессов характерны различные степени технологичности. При наибольшей степени технологичности все этапы процесса осуществляются средствами обучения. При минимальной степени технологичности сам процесс обучения может осуществляться средством обучения, а контроль - проводить учитель.

В некоторых случаях процесс обучения, содержащий значительный элемент общения и взаимодействия людей, можно назвать технологичным процессом.

Это становится возможным, если:

1) средства обучения играют в обучении ведущую роль;

2) цель обучения ставится диагностично (с указанием требуемого уровня усвоения);

3) достижение конечного результата осуществляется с точностью не менее 70Уо (по данному уровню усвоения).

Технологии являются важными составляющими современной цивилизации. Что это такое, понимает почти каждый. Но грамотно сформулировать свои знания, как ни странно, людям довольно сложно. Возможно это потому, что мало кто знаком с точным определением.

Что такое технологии?

Технология - это комплекс инженерных и научных знаний, что были воплощены в средствах и способах труда, наборов материально-вещественных компонентов производства, а также виды их сочетаний, которые создаются, чтобы получить определённый продукт или услугу. Также можно встретить использование данного термина, как совокупности способов переработки сырья и материалов, изготовление изделий и все процессы, которые сопровождают данные виды работ. Наиболее популярным на данный момент является словосочетание «высокие технологии». Оно используется для обозначения выполнения сложного вида работ, в конечном результате которых можно будет получить удивительный результат, который базируется на окружающем нас микромире.

Какие требования выдвигают к современным технологиям?

Со времени своего появления сотни тысяч лет назад они значительно усовершенствовались. Ранее технологии представляли собой примитивный набор действий, который сейчас может быть воссоздан практически любым современным человеком. Но шло время, и они усложнялись. Сейчас современные основные технологии выдвигают требования на порядок выше.

  1. Должна быть системная целостность (полнота) процесса. В него должен входить набор элементов, которые обеспечат требуемую завершенность действий, что приведет к достижению поставленной цели.
  2. Значительная степень деления процесса на отдельные стадии или фазы выполнения.
  3. Регулярность и однозначность, которые позволят применить средние величины, чтобы охарактеризовать совершаемые действия и провести их унификацию и стандартизацию.
  4. Технология должна быть неразрывно связана с самим производственным процессом и отображаться как совокупность действий, которые выполняются во времени.
  5. Весь процесс осуществляется в специальных искусственных системах, что создаются, чтобы обеспечить реализацию отдельных потребностей.

Характеристика технологических процессов

Что они собой представляют, мы уже имеем определились. Какие требования выдвигаются к современным технологиям, тоже уже известно. А что можно сказать про их определённые характеристики? Какими должны быть Для этого ознакомимся с такими тремя пунктами, которые позволят их оценить «изнутри».

  1. Процесс должен быть разделён на внутренние взаимосвязанные операции, фазы и состояния, которые обеспечивают оптимальную или близкую к ней динамику развития. Также должны быть определены рациональные пределы выдвигаемых требований к персоналу, который будет работать с данной технологией.
  2. Необходимо наличие координации взаимодействия и последовательное выполнение действий и операций, которые направлены на то, чтобы получить желаемый результат. И это всё должно базироваться на логике развития и функционирования каждого конкретного процесса.
  3. Необходимо предусмотреть однозначность выполнения всех процедур и операций, которые предусмотрены технологией. Это является непременным и определяющим условием для достижения необходимых результатов с соблюдением необходимых норм и нормативов.

Понять, что такое технологии, невозможно без знания их свойств, которые уже были перечислены выше.

Задачи технологий

Зачем же нам необходимы эти наработки? Какие задачи выполняют технологии в наших руках? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать, что технологии являются набором способов и средств, с помощью которых осуществляется управляющий процесс из широкого множества его реализаций. Что будет определено как цель, то и является задачей, которая стоит перед технологией.

В основе любого набора способов и средств имеются такие составляющие:

  • цель реализации (она же задача), которая предоставляет наибольший интерес для других людей;
  • предмет, который подлежит технологическим изменениям;
  • методы и способы воздействия на него;
  • средства технического влияния на объект, который представляет интерес;
  • организация и упорядоченность процессов.

Так, высокие технологии должны обеспечить нам более легкую и комфортную жизнь. Это совершается, благодаря автоматизации сложных процессов и облегчению выполнения различных операций. Но с увеличением количества людей, что имеют доступ к благам, возникает целый ряд проблем (например, экологических), которые требуют комплексного подхода к поиску их решения.

Реализация технологий

Так называют последовательность смены состояний, совокупности действий или стадий работы. Говоря про то, что такое технологии, сложно обойти вниманием понятие Рассказать про него нужно, чтобы в будущем не возникало недоразумений. Под производственным процессом понимают совокупность операций, которые являются взаимосвязанными, а также изменения ресурсов, которые направлены на то, чтобы получить определённую продукцию. Это важно для понимания сути вещей и правильного оперирования терминологической базой. Те процессы, что имеют свои четкие схемы реализаций, можно представить в виде небольшого списка.

  1. Программируемые, и научно-исследовательские технологии;
  2. Хаотические и автоматизированные процессы.

За что отвечают разные типы технологических процессов?

Давайте более детально рассмотрим, за что они отвечают.

  1. Автоматические процессы. Действия выполняют без малейших отклонений. Поскольку такая работа человеку не под силу, а только высокотехнологичным устройствам, то и было введено обозначение «автоматические»;
  2. Хаотические процессы. Все причинно-следственные связи обладают статистическим и вероятностным характером;
  3. Программируемая технология. Характеризуется определённой последовательностью процессов обработки получаемой информации в соответствии с заданными командами.
  4. Профессионально-техническая технология. Занимается определением последовательности обработки узлов, деталей и изделий с применением определённого алгоритма.
  5. Научно-техническая технология. Прорабатывает вопросы последовательности процессов обработки составляющих рабочего объекта (которыми являются детали, информация, изделия, узлы) в соответствии с заданным процессом и при применении средств интеллектуальной обработки.
  6. Научно-исследовательская технология. Не является полностью определённой. Она может меняться на протяжении технологического процесса, чтобы получить желаемый результат. Всегда используется с применением интеллектуальных средств

Как развиваются технологии, и какие у них есть перспективы?

Нельзя не отметить значительное ускорение технического прогресса и развитие технологий, которое произошло за последнее столетие. ХХ век стал настоящим прорывом в науке. Сейчас же наиболее активно развиваются те направления, из которых можно в ближайшее время извлечь наибольшую выгоду (это вытекает из особенностей социально-экономической ситуации). Развитие технологий, которые будут иметь значительную важность в отдаленном будущем, лежит исключительно на государствах. Это связано с тем, что для их продвижения требуются определённые финансовые средства, а вот когда будет результат, и практическое (а читай коммерческое) применение - неизвестно. Но несмотря на это, разработка технологии в зависимости от поставленной задачи, может быть выполнена и отдельным заинтересованным лицом.

Применение технологий в повседневной жизни

Увидеть их можно практически на каждом шагу. На что ориентируются аграрии, когда они выращивают свою продукцию? На технологию обработки земли, её засева, ухода за растительностью (обработка пестицидами и удобрение земли) и многое другое. То же самое и с промышленниками - прежде чем сделать автомобиль необходимо продумать, как будут создаваться сначала составляющие его детали, а потом и сама машина. Даже в педагогике есть свои технологии - только относятся они уже к особенностям осуществления образовательного процесса в детских садах, школах, университетах.

Использование технологий позволяет функционировать и развиваться нашему обществу в таком темпе, как это происходит сейчас.

Заключение

Вот насколько они разные, сложные и необходимые. Существуют и творческие технологии, и технические - так сказать, на любой вкус и на любую Для улучшения жизни необходимо массово подключать всех людей к данным изыскам. Ведь когда многие будут знать ответ на то, что такое технологии, и какая их роль в нашей жизни, то в этом случае можно будет рассчитывать на более быстрое решение наших проблем.

Технология - слово, происходящее от греческого, обозначающего мастерство, умение что - то смастерить, искусство - в нашем современном понимании, представляет собой совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и. т. д., научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы. Технологией (или технологическими процессами) называются также сами операции добычи, обработки, переработки, транспортировки, складирования, хранения, которые являются составной частью производственного процесса. В состав современной технологии включается и технический контроль производства. По старинке его называют контролем качества. Это неверно - запомните - качество, это способность предмета свои функциональные свойства и удовлетворять потребности пользователя. Весь перечень требований, которым отвечает изделие содержится в его конструкторской документации. За их соответствие современным требования несёт ответственность конструктор изделия. Задача технологии обеспечить изготовление изделия в строгом соответствии с требованиями конструкторской документации. Задача технического контроля производства проверить обеспечивает ли оно выполнение требований конструкторской документации. В случае если изделие не удовлетворяет этим требования, то его просто не должно быть - обувь не должна чуть - чуть пропускать влагу внутрь и причинять неудобства тому, кто её одел. По старинке у нас еще говоря о продукции высокого или низкого качества - вы с этим столкнётесь с первых же практических шагов в производстве. Это пережиток нашей общей низкой культуры. Моя задача вас об этом предупредить.

Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.

Технологию обычно рассматривают в связи с конкретной отраслью производства (технология горных работ, технология машиностроения, технология строительства) либо исходя из способов получения или обработки отдельных материалов (технология металлов, технология волокнистых веществ, технология тканей и др.)

В результате осуществле6ия технологических процессов происходит качественное изменение обрабатываемых объектов. Так, технология получения различных металлов, основана на изменении качественного состава, химических и физических свойств сырья; технология механической обработки связана с изменением некоторых физических свойств обрабатываемых деталей; химическая технология основана на процессах, осуществляемых в результате химических реакций и ведущих к изменению состава, строения и свойств исходных материалов. Важнейшими показателями, характеризующими технико - экономическую эффективность технологического процесса являются: удельный расход сырья, полуфабрикатов, энергии на единицу продукции; выход (количество) и качество готовой продукции (изделий); уровень производительности труда; интенсивность процесса; затраты на производство; себестоимость продукции.

Задачей технологии как науки, является выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определœения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, требующих наименьших затрат труда и материальных ресурсов.

Так предметом исследования и разработки технологии машиностроения являются: основы проектирования технологических процессов (виды обработки, выбор заготовок, качество поверхности обрабатываемых изделий, точность обработки, базирование заготовок), способы механической обработки поверхностей (плоских, фасонных и др.), методы изготовления типовых деталей (корпусов, валов, зубчатых колёс и др.), процессов сборки (характер соединœения деталей и узлов, принципы механизации и автоматизации сборочных работ), основы конструирования приспособлений.

Технология различных производств постоянно обновляется и изменяется по мере развития техники. Совершенствование технологии всœех отраслей и видов производства - важное условие ускорения технического прогресса. Основные направления современной технологии - переход от прерывистых (дискретных, циклических) технологических процессов к непрерывным поточным процессам, обеспечивающим увеличение масштабов производства, внедрению замкнутой (безотходной) технологии для наиболее полного использования сырья, материалов, энергии топлива, что даёт возможность свести к минимуму или полностью исключить из оборота отходы производства и осуществить мероприятия по оздоровлению окружающей среды.

Дайте определение понятия «технология. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Дайте определение понятия «технология." 2017, 2018.

Ученые разделяют технологии на виды:

· Практическая технология– это отработанная опытом совокупность процессов и операций по созданию определенного вида потребительной стоимости. Данная технология может быть представлена, изображена, описана и т.д.

· Научная технология изучает и обобщает опыт создания потребительских стоимостей.Предмет ее изучения: процессы взаимодействия средств труда, предметов труда и окружающей среды при создании всего многообразия потребительных стоимостей.

· Теоретическая технология изучает диалектику технологии и возможность использования законов развития природы и общества для преобразования материального и духовного мира человека. Предмет исследования – процессы развития познающей и преобразующей деятельности человека.

Многообразия в современном обществе практических технологий привело к необходимости производить их классификацию. Общность технологий по различным принципам позволяет упростить экономическую оценку вероятных инноваций. Наиболее распространенные классификации технологий были сделаны Джоанн Вудворд и Джеймсоном Томпсоном.

Классификация технологий по Вудворд (Джоанн Вудворд – британская исследовательница в области управления):

1. Единичное мелкосерийное или индивидуальное производство, т.е., когда одновременно изготавливается только одно или малые серии изделий. К данным технологиям можно отнести производство больших самолетов, кораблей, высокопроизводительных вычислительных машин, оборудование для космической и атомной промышленности, а также индивидуальные заказы (специальные автомобили, одежда, парфюмерия и т.д.)

2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу. Характеризуются механизацией и использованием стандартных деталей и конвейеров. Это, прежде всего, продукты повседневного использования, такие как: одежда, продукты питания, электроника, автомобили и т.д.

3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинаковых по характеристикам продуктов в больших объемах. Такими технологиями пользуется энергетика, нефтехимическая промышленность, пищевая промышленность и т.д.

Недостатком классификации Дж. Вудворд является полное отсутствие сферы услуг. Классификация технологий по Томпсону учитывает этот недостаток. Джеймс Томпсон был социологом и теоретиком организации, выделил следующее деление технологий:

1. Многозвенная технология характеризуется серией взаимозависимых задач. К ним относятся все сборочные линии массового производства.

2. Посредническая технология. Характеризуется встречами групп людей, таких как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми. Большинство организаций сферы услуг используют именно такую технологию.

3. Интенсивные технологии. Характеризуются применением специальных приемов, навыков или услуг для производства определенных изменений в конкретном материале. Большинство предприятий, занимающихся переработкой ресурсов, такие как горнообогатительные комбинаты, а также ремонтные мастерские применяют интенсивные технологии.

Необходимо отметить, что роль человека при производстве продукции различна, поэтому наиболее простым способом классификации технологии по вовлечению труда человека можно разделить на:

Ручные (полностью труд человека);

Механизированные (механизация тяжелого физического труда)

Автоматизированные (частичное участие человека, чаще всего для манипулирования техникой);

Автоматические (без какого либо участия человека во время производства).



Рекомендуем почитать

Наверх