Компьютер как средство автоматизации информационных. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Faq 06.02.2019
Faq



Вариант 1.

1. Драйвер - это:

1) устройство компьютера;

3) программа, обеспечивающая работу устройства компьютера;

4) антивирусная программа.

2. При выключении компьютера вся информация теряется:

1) на гибком диске;

2) на жёстком диске;

3) на CD - ROM диске;

4) в оперативной памяти.

3. В целях сохранения информации жёсткие магнитные диски необходимо оберегать от:

1) Пониженной температуры;

2) Царапин;

4) Ударов при установке.

4. Процесс загрузки операционной системы представляет собой:

1) Копирование файлов операционной системы с гибкого диска на жесткий диск;

2) Копирование файлов операционной системы с CD-диска на жесткий диск;

3) Последовательную загрузку файлов операционной системы в оперативную память;

4) Копирование содержимого оперативной памяти на жёсткий диск.

5. Разные файлы могут иметь одинаковые имена, если они:

1) Имеют разные объёмы;

2) Созданы в различные дни;

3) Созданы в различное время суток;

4) Хранятся в разных папках.

6. Отличительной особенностью сетевых червей от других вредоносных программ является:

1) Проникновение на компьютер по компьютерным сетям;

2) Способность к размножению (самокопированию);

3) Воровство информации;

4) Сетевые атаки

7. Какова пропускная способность системной шины (с точностью до целых), если её разрядность составляет 64 бита, а частота - 1066 МГц?


Записать полное имя файла C. doc (включая путь к файлу) в иерархической файловой системе, изображённой на рисунке.

маски имён файлов

? ba* r. txt : bar. txt, obar. txt, obar. xt, obarr. txt.

10. Ученик работал в каталоге А:\Школа\11\Иванов. Учитель сказал ему: «Перейдите в дереве каталогов на уровень выше, спуститесь в подкаталог Информатика и откройте файл Урок2». Каково полное имя файла, который должен был открыть ученик? Изобразите дерево каталогов.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 ПО ТЕМЕ
«КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО АВТОМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

Вариант 2.

1. Процессор обрабатывает информацию, представленную:

1) в десятичной системе счисления;

2) на языке программирования высокого уровня;

3) на алгоритмическом языке;

4) на машинном языке (в двоичном коде).

2. Программа может управлять работой компьютера, если она находится:

1) на гибком диске;

2) на жёстком диске;

3) на CD - ROM диске;

4) в оперативной памяти.

3. В целях сохранения информации оптические CD - и DVD-диски необходимо оберегать от:

1) пониженной температуры;

2) магнитных полей;

4) загрязнений.

4. Операционная система - это:

1) программа, обеспечивающая управление базами данных ;

2) антивирусная программа;

3) программа, управляющая работой компьютера;

4) система программирования.

5. Информационный объём файла на гибком диске не может быть меньше, чем:

1) размер сектора диска;

4) 1 Кбайт.

6. Отличительной особенностью компьютерных вирусов от других вредоносных программ является:

1) проникновение на компьютер по компьютерным сетям;

2) способность к размножению (самокопированию);

3) воровство информации;

4) сетевые атаки

7. Какова пропускная способность шины памяти (с точностью до целых), если её разрядность составляет 64 бита, а частота - 533 МГц?


Записать полное имя файла D. doc (включая путь к файлу) в иерархической файловой системе, изображённой на рисунке.

9. Для групповых операций с файлами используются маски имён файлов . Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы:
Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ.
Символ «*» (звёздочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность. Запишите, какое из указанных имён файлов удовлетворяет маске ? hel* lo. c?* : hello. c, hello. cpp, hhelolo. cpp, hhelolo. c.

10. Ученик работал в каталоге А:\Школа\8\Петров. Учитель сказал ему: «Перейдите в дереве каталогов на уровень выше, спуститесь в подкаталог Физика и откройте файл Урок12». Каково полное имя файла, который должен был открыть ученик? Изобразите дерево каталогов.

Вариант 1.

A:\Doc\Ref\C. doc


Вариант 2.

Основные информационные процессы

Сбор и поиск информации осуществляются через

  • наблюдение;
  • общение с компетентными лицами;
  • чтение литературы;
  • просмотр видеоматериалов;
  • прослушивание аудиоматериалов;
  • аппаратный сбор при помощи технических средств.

Использование информации

Накопленная информация ценна не сама по себе, а благодаря тому, что она может использоваться людьми для решения актуальных задач или принятия решений. При этом хорошо, когда нужную информацию можно легко найти. Например, если собрать много книг на разные темы и свалить их в кучу, то выбрать нужную книгу будет крайне затруднительно, даже зная ее название и имя автора. Если же расставить книги по полкам, назначить им уникальные номера и создать библиотечный каталог, то поиск нужной книги станет делом нескольких минут. Если написать на конверте адрес получателя в произвольной форме, то такое письмо вернется отправителю. Однако, если по четким правилам и в правильной последовательности вписать составляющие адреса, то письмо дойдет адресату без проблем. Это происходит потому, что куча книг или адрес, записанный в произвольной форме, представляют собой неструктурированную информацию, а библиотечный каталог и правильно записанный адрес являются примером структурированной информации. Структурированная информация готова для повторного многократного использования, потому что она предполагает поиск по четким правилам. Неструктурированную информацию практически невозможно использовать повторно, потому что совершенно неясно, что и как искать. Ценна именно та информация, которая подготовлена для повторного использования.

Определение 2

Хранение информации - это процесс поддержания накопленной информации в специальном структурированном виде, обеспечивающем быстрый доступ к нужной информации и выдачу ее пользователю в удобном формате.

Использование информации людьми всегда предполагает ее передачу.

Определение 3

Передачей информации называется физический процесс, благодаря которому

  • либо информация перемещается в пространстве в виде знаков;
  • либо осуществляется доступ субъектов информации к этим знакам.

В процессе передачи информации всегда участвуют источник информации, приемник информации и канал связи между ними.

Обработкой информации называется преобразование одной информации в другую, осуществленное по определенным формальным правилам.

Например , при регистрации на любом форуме или в социальной сети пользователь дает информацию о дате своего рождения. Система обрабатывает эту информацию при помощи несложных формул и показывает в профиле пользователя уже другую информацию – его возраст на текущий момент.

Рисунок 1.

Данные

Определение 4

Для возможности последующей компьютерной обработки информация сначала должна быть превращена в данные, то есть приведена к специальному виду. Данные – это информация, которая представлена в виде сигналов, пригодных для хранения, обработки и передачи компьютером. Данные хранятся и передаются компьютерами в двоичном виде.

С данными компьютер может работать автоматически. Для этого человеком заранее готовится последовательность действий (программа), которую компьютер должен выполнять в процессе работы с данными. В современном мире приходится иметь дело с очень сложными информационными процессами и пытаться автоматизировать их, работая напрямую с двоичным кодом, совершенно нецелесообразно. Для записи программ используются языки программирования.

Замечание 1

Организация данных исключительно на основе двоичного кода тоже является совершенно недостаточной для удобной работы с ними. Например, текст, набранный в офисном редакторе, хранится в двоичном формате и, безусловно, пригоден для обработки компьютером. Однако, так ли уж много действий мы можем выполнить с текстом при помощи компьютера? Пожалуй, самые сложные операции, которые можно сделать с текстом, это поиск по ключевому слову и автозамена. Быстро выбрать из текста нужные цифры и применить их в расчетах компьютер уже не сможет. А вот если ту же информацию организовать в виде таблиц, то шансы компьютера на успех резко повышаются. Все дело в том, что у таблиц более высокая степень структурирования, чем у текста. А чем лучше данные структурированы, тем удобнее создавать алгоритмы для их обработки. Одной из ключевых задач информатики является поиск различных способов структурирования данных под нужды различных задач.

В результате такого структурирования обычно появляются базы данных, банки данных и базы знаний. К ним пользователи могут обращаться с запросами при помощи специальных языков запросов и быстро получать выборки данных, соответствующие заданным критериям отбора. Компьютерные сети

Работа с большими объемами данных предполагает совместное использование одних и тех же данных различными людьми и различными программами. Зачастую эти программы работают на разных компьютерах, а люди находятся на больших расстояниях от источника данных. Поэтому передача данных осуществляется через компьютерную сеть.

Определение 5

Компьютерной сетью называется множество компьютеров, связанных какой-либо физической средой передачи данных. В качестве физической среды передачи могут использоваться:

  • кабель разных типов;
  • радиоканалы;
  • инфракрасные каналы.

В соответствии с размером территории, на которой расположены связанные средой передачи компьютеры, компьютерные сети делятся на два типа:

Локальные сети обычно связывают территорию с радиусом порядка 1-3 километра и принадлежат одной организации. Для таких сетей выбираются качественные линии связи с высокой устойчивостью к помехам и скоростью передачи сигнала.

Примером глобальной сети может служить Internet, а также глобальная сеть учебных заведений BITNET. Глобальная сеть прежде всего рассчитана на неограниченное количество абонентов. Для глобальной сети используются каналы передачи более низкого качества.

Поскольку все локальные сети имеют выход в глобальные, то на сегодняшний день граница между ними постепенно стирается.

Ø Эта информация должна быть представлена в виде специальных сигналов. Информацию, представленную в компьютере в виде сигналов называют данными.

Данные Ø Это информация, представленная в виде сигналов, пригодных для ее хранения, обработки и передачи с помощью компьютера.

Ø Компьютер представляет собой единство аппаратных и программных средств, неразрывно связанных между собой и нефункционирующих друг без друга.

Ø Поскольку компьютер изначально создавался людьми для автоматизации информационных процессов, традиционно свойственных человеку, то в компьютере можно выделить функциональные устройства, выполняющие информационные функции по аналогии с человеком.

Ø Человеку для восприятия информации необходимы органы чувств (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание). У компьютера предусмотрены устройства ввода, которые позволяют преобразовывать информацию из формы, понятной человеку m в форму, понятную компьютеру.

Ø При разговоре между людьми передача информации происходит с применением речи, мимики и жестов. Устройства вывода в современном компьютере позволяют представить информацию в форме, удобной для человека.

Обработка информации Ø Обработка информации – одна из основных составляющих формационной деятельности человека. До недавнего времени практически единственным средством обработки информации оставался человеческий мозг. В компьютере эту роль выполняет процессор.

Процессор Ø электронный блок либо интегральная схема, исполняющая машинные инструкции (код программ), главная часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера.

Ø Информация, которая хранится в памяти человека, всегда доступна ему называется внутренней. Ø Для длительного хранения больших объемов информации человек использует внешнюю память(бумажные и др. материальные носители).

Ø С помощью устройств ввода или из внешней памяти информация передается во внутреннюю память компьютера. Процессор считывает из внутренней памяти команды программы и данные, обрабатывая данные в соответствии с поступающими командами. Результаты обработки также сохраняются во внутренней памяти компьютера.

Ø Далее информация передается c помощью устройств вывода, а при необходимости сохраняется во внешней памяти. Передача управляющих сигналов, синхронизирующих работу устройств компьютера, происходит напрямую от процессора ко всем другим устройствам компьютера.

Ø Компьютер используется не только для обмена информацией между ним и человеком, но и для передачи информации между компьютерами. Чтобы компьютеры обладали возможностью обмениваться информацией, они должны быть объединены в компьютерную сеть.

Ø Компьютерные сети предназначены для передачи, хранения, обработки информации. Они обеспечивают оперативный обмен информацией между компьютерами и людьми, а также возможность совместного использования людьми аппаратных и программных средств компьютеров.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Данные, программы, компьютер как средство автоматизации информационных процессов, компьютер как средство информационных и телекоммуникационных технологий, функциональные устройства компьютера и их взаимосвязь, локальные и глобальные компьютерные сети

Компьютер является современным средством автоматизации информационных процессов. Использование компьютерных сетей для управления информационными процессами на различных расстояниях позволяет говорить о компьютере как о средстве телекоммуникационных технологий. Следовательно, компьютер является средством информационных и телекоммуникационных технологий.

Компьютер используется для работы с различными видами информации: числовой, текстовой, графической, звуковой. Эта информация должна быть представлена в виде специальных сигналов. Информацию, представленную в компьютере в виде сигналов, называют данными. Данные хранятся, обрабатываются и передаются в компьютере в двоичном коде (нет сигнала - 0, есть сигнал - 1). Таким образом, чаще всего данные закодированы в виде последовательности нулей и единиц.

Данные - информация, представленная в виде сигналов, пригодных для ее хранения, обработки и передачи с помощью компьютера.

Компьютер работает с данными автоматически. Для этого человек заранее продумывает последовательность действий (команд), которую необходимо выполнить в процессе работы с данными. Говорят, что в этом случае человек составляет программу, с помощью которой осуществляется автоматическое управление всеми действиями компьютера. Так же как и данные, программы хранятся, обрабатываются и передаются в компьютере в виде двоичных сигналов.

Программа - последовательность команд, которую необходимо выполнить при работе с данными для автоматизации информационных процессов.

Основой конструкции современного компьютера являются электронные компоненты (микросхемы). В будущем с изобретением новых технологий возможно создание компьютеров, базирующихся на других физических принципах (например, квантовых или биоэлектронных).

Компьютер является универсальным средством автоматизации информационных процессов. Универсальность компьютера заключается в автоматизации информационных процессов, составляющих основу информационной деятельности человека: обработки, хранения и передачи информации. Универсальность компьютера проявляется не только в возможности выполнения различных операций с данными одного типа, но и в возможности работы с данными различных видов, таких как текст, числа, графика или звук.

Компьютер - универсальное программно-управляемое электронное устройство, предназначенное для автоматизации информационных процессов.

Компьютер представляет собой единство аппаратных и про­граммных средств, неразрывно связанных между собой и не функ­ционирующих друг без друга. Примечательно, что автоматизация информационных процессов с помощью компьютера невозможна без протекания информационных процессов внутри компьютера.

Термин «компьютер» в переводе с английского языка означает «вычислитель». Однако способность производить вычисления - далеко не основное предназначение современных компьютеров. С их помощью автоматизируются различные операции с данными различных видов, решаются самые разнообразные информацион­ные задачи. При решении таких задач вычислительный характер носят лишь информационные процессы, происходящие внутри компьютера и остающиеся незаметными для человека. Популяр­ность термина «компьютер» обусловлена его международным ис­пользованием и удобством для образования новых понятий (на­пример, компьютеризация, компьютерная грамотность).


Поскольку компьютер изначально создавался людьми для ав­томатизации информационных процессов, традиционно свойст­венных человеку, то в компьютере можно выделить функци­ональные устройства, выполняющие информационные функции по аналогии с человеком (табл. 19).


Таблица 19

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ, СВОЙСТВЕННЫХ ЧЕЛОВЕКУ, И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ КОМПЬЮТЕРА

Информационные процессы, свойственные человеку Функциональные устройства компьютера

Передача информации

Устройство ввода

Устройство вывода

Хранение информации

Внутренняя память

Внешняя память

Обработка информации

Процессор

Человеку для восприятия информации необходимы органы чувств (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание). У компьютера предусмотрены устройства ввода, которые позволяют преобразо­вать информацию из формы, понятной человеку, в форму, понятную компьютеру. При непосредственном разговоре между людьми передача информации происходит с применением речи, мимики и жестов. Устройства вывода в современном компьютере позволяют представить информацию в форме, удобной для человека.

Обработка информации - одна из основных составляющих ин­формационной деятельности человека. На основе имеющейся информации путем логических рассуждений и вычислений человек получает новую информацию, овладевает новыми знаниями. До недавнего времени практически единственным средством обработки информации оставался человеческий мозг. В компьютере эту функцию выполняет процессор. Обработка информации процессором (данных и команд программы) связана с выполнением арифметиче­ских и логических операций. Процессор также координирует выполнение всех процессов и работу всех устройств компьютера.

Информация, которая хранится в памяти человека, всегда доступна ему, и этой информацией человек может оперативно вос­пользоваться. Такую память условно можно назвать внутренней. Однако возможности человека по запоминанию информации ограниченны. Поэтому для длительного хранения больших объ­емов информации люди всегда использовали внешнюю память - бумажные и другие материальные носители. Проводя аналогию с человеческой памятью, можно сказать, что компьютер хранит обрабатываемую процессором информацию (данные и програм­мы) во внутренней памяти, которая характеризуется высоким быстродействием и сравнительно небольшим объемом. Внешняя память компьютера предназначена для долговременного хранения больших объемов информации. Поэтому внешнюю память компьютера иногда называют долговременной памятью.

Описать работу компьютера с информацией можно, опираясь на его функциональную структуру (рис. 15).

С помощью устройств ввода или из внешней памяти информация (данные, программы) передается во внутреннюю память компьютера.

Процессор считывает из внутренней памяти команды программы и данные, обрабатывая данные в соответствии с поступающими командами. Результаты обработки также сохраняются во внутренней памяти компьютера. Далее информация пере­дается с помощью устройств вывода, а при необходимости сохраняется во внешней памяти. Передача управляющих сигналов, синхронизирующих работу устройств компьютера, происходит напрямую от процессора ко всем другим устройствам компьютера.

Компьютер как средство информационных технологий ис­пользуется не только для непосредственного обмена информацией между ним и человеком, но и для передачи информации между компьютерами. Чтобы компьютеры обладали возможно­стью обмениваться информацией, они должны быть объединены в компьютерную сеть.

Компьютерная сеть - совокупность компьютеров, связан­ных каналами передачи информации.

Компьютерные сети предназначены для передачи, хранения и обработки информации. Они обеспечивают оперативный обмен информацией между компьютерами и людьми, а также возмож­ность совместного использования людьми аппаратных и про­граммных средств компьютеров.

Для выделения типов компьютерных сетей используются различные признаки. Чаще всего сети делят по территориальному признаку. В соответствии с размерами территории, на которой расположены соединенные в сеть компьютеры, выделяют локальные и глобальные компьютерные сети. Несмотря на постепенное стирание грани между локальными и глобальными сетями, эти сети отличаются друг от друга. Локальные сети связывают компьютеры, сосредоточенные на небольшой территории (обычно в радиусе не более 1-2 км). Как правило, локальная сеть принадлежит одной организации. Например, локальная сеть школы, библиотеки или предприятия. Небольшие расстояния в локальных сетях позволяют использо­вать дорогие высококачественные линии связи, которые обеспе­чивают устойчивую и высокоскоростную передачу сигналов. Развитие локальных сетей привело к возникновению городских сетей. Они предназначены для связи локальных сетей в масштабах города и соединения локальных сетей с глобальными сетями. Примером городской сети может являться компьютерная сеть университета, здания которого расположены в разных концах мегаполиса, или компьютерная сеть одного из районов города.

Глобальные сети объединяют территориально рассредоточен­ные компьютеры и компьютерные сети, которые могут быть расположены в разных городах, регионах, странах, на различных континентах. Примером глобальной сети является сеть Интернет. По сравнению с локальными сетями глобальные сети имеют разное качество линий связи. Передача данных на большие расстояния по таким линиям связи приводит к искажению, ослаблению и потере сигналов. Для устойчивой передачи данных применяются сложные процедуры контроля и восстановления данных, что приводит к снижению скорости обмена информацией.

Для обеспечения работы с информацией как отдельного компьютера, так и компьютерной сети требуются технические устройства хранения, обработки, ввода и вывода информации. Другими словами, необходимо аппаратное обеспечение компьютера.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ

Рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе:

· Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы Составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, .2009

Всего часов на изучение программы 34

Количество часов в неделю __1__

Уровень программы: базовый

Год разработки: 2011 г.

Срок реализации: 1 год

Составитель рабочей учебной программы: Никитина Е.Н.

Должность: учитель информатики и математики

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Учебная рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования. Содержание профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).

Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствие с Базисным учебным планом рассчитано на 70 часов (35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе).

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 11 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

· овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

· воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

· приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

№п/п Тема Часы
Теория Практика Всего
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. 5,5 5,5
Моделирование и формализация.
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)Практическая работа 2.11. 4,5 3,5
Информационное общество
Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ» -
резерв - - -
Итог:

Тема 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов - 11 часов

1.1. История развития вычислительной техники 1.2. Архитектура персонального компьютера 1.3. Операционные системы 1.3.1. Основные характеристики операционных систем 1.3.2. Операционная система Windows 1.3.3. Операционная система Linux 1.4. Защита от несанкционированного доступа к информации 1.4.1. Защита с использованием паролей 1.4.2. Биометрические системы защиты 1.5. Физическая защита данных на дисках 1.6. Защита от вредоносных программ 1.6.1. Вредоносные и антивирусные программы 1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них 1.6.3. Сетевые черви и защита от них 1.6.4. Троянские программы и защита от них 1.6.5. Хакерские утилиты и защита от них Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков Практическая работа 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе Практическая работа 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux Практическая работа 1.6. Установка пакетов в операционной системы Linux Практическое задание 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи Практическое задание 1.8. Защита от компьютерных вирусов Практическое задание 1.9. Защита от сетевых червей Практическое задание 1.10. Защита от троянских программ Практическое задание 1.11. Защита от хакерских атак
Контроль знаний и умений: тестирование, практическая зачетная работа.
Информатика и ИКТ-11:Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.


Рекомендуем почитать

Наверх