Какие бывают пластинки кроме виниловых. Краткий экскурс о виниловых пластинках. Грампластинка как элемент культуры

Скачать на Телефон 01.03.2019
Скачать на Телефон

Многие согласятся с тем, что виниловая пластинка – это, без преувеличения, символ XX века. На них выросло несколько поколений людей. И хотя этот носитель информации был вытеснен со временем кассетами и компакт-дисками, он и сегодня имеет своих ценителей и почитателей во всем мире. Почему же до сих пор эта, казалось бы, ушедшая в прошлое вещь, привлекает людей?

Логично, что история не только виниловых, но и остальных грампластинок неразрывно связана с развитием аппаратуры, которая могла бы их воспроизводить. В 1877 году молодой ученый Томас Эдисон запатентовал свое изобретение – фонограф – устройство, позволяющее записывать и воспроизводить звук. Запись велась при помощи иглы, которая оставляла след на цилиндрическом валике, обернутом фольгой из олова или лентой с воском. В то время это было поистине фантастическое изобретение. В этом же году французский поэт и изобретатель Шарль Кро научно обосновал и пояснил принцип записи звука на барабан и последующее его воспроизведение. Спустя 10 лет, основываясь на этих открытиях, американский изобретатель Эмиль Берлинер предложил новый метод записи и воспроизведения звуков и запатентовал рекордер и граммофон. Именно Берлинер предложил придать носителю звуковой информации форму круглого диска.

В то время как многие пользователи уже выбросили свои грампластинки в мусорный ящик, а их проигрыватели запихнули в чулан, те пока живы и развиваются. Хотя число магазинов, торгующих грампластинками, заметно сократилось даже у нас в России (тогда как компакт-диски можно встретить чуть ли не в каждой торгующей промышленными товарами лавчонке), ведущие фирмы мира продолжают выпускать и совершенствовать проигрыватели виниловых дисков — грампластинок.

Для получения пластинок со стереофонической информацией два канала ее записываются на две стороны V-образной канавки. Высшим шиком считается прямая запись в начале созда-ния оригинала, без применения вспомогательных студий-ных магнитофонов. Увы, такие пластинки — большая редкость.

Для воспроизведения пластинок используется сдво-енный звукосниматель с одной иглой — составляющие ее колебаний от двух наклонных стенок канавки механичес-ки передаются на две системы преобразования механи-ческих колебаний в электрические. Игла имеет U-образный конец с малым радиусом закругления и располагается внутри V-образной канавки пластинки, не касаясь ее дна. Поэтому на иглу передаются лишь изменения профиля канавки. Игла выполняется из твердого малоизнашивающегося материала — обычно из корунда или алмаза. В мало-мальски качественных проигрывателях применяются только алмазные иглы со сроком службы до 500-1000 часов.

Причины долгой жизни грампластинок не только в том, что у многих меломанов и просто любителей музыки накоплены целые коллекции этих изделий, — многие находят, что звук проигрываемой пластинки мягче, есте-ственнее и теплее, чем у цифровых систем. И с этим нельзя не согласиться. Даже собственные шумы пластинок стали настолько привычными, что разработчики проигрывателей компакт-дисков вынуждены создавать в паузах слабый шум.

Грампластинка (чаще просто пластинка) — аналоговый носитель звуковой информации — диск, на одной или на обеих сторонах которого тем или иным методом нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка), форма которой модулирована звуковой волной.
Для «проигрывания» (воспроизведения звука) грампластинок используются специально предназначенные для этой цели аппараты: граммофоны, патефоны, в дальнейшем — электропроигрыватели и электрофоны.
При движении по дорожке грампластинки игла проигрывателя начинает вибрировать (поскольку форма дорожки неравномерна в плоскости пластинки вдоль её радиуса и перпендикулярно направлению движения иглы, и зависит от записанного сигнала). При вибрации пьезоэлектрический материал либо электромагнитная катушка звукоснимателя вырабатывает электрический сигнал, который усиливается усилителем и далее воспроизводится динамиком/динамиками, воспроизводя звук, записанный в студии звукозаписи.
Слова «грампластинка» и «грамзапись» являются сокращениями от «граммофонная пластинка» и «граммофонная запись», хотя сами граммофоны уже давно широко не используются. В конце XIX и на протяжении XX века грампластинка являлась (до вытеснения её в середине 1990-х годов компакт-диском) популярнейшим средством распространения аудиозаписей, недорогим и доступным.
Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки, кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей. Недостатками грампластинки являются подверженность температурным изменениям и влажности, механическим повреждениям (появление царапин), а также неизбежный износ при постоянном использовании (снижение и потеря аудиохарактеристик). Кроме того, грампластинки обеспечивают меньший динамический диапазон, чем более современные форматы хранения звукозаписей.
Жёсткие пластинки Различные типоразмеры грампластинок: 30 см (45 об/мин), 25 см (78 об/мин) и 17,5 см (45 об/мин). У последней можно выломать центральное «яблоко», чтобы получить отверстие диаметром 38,24 мм для проигрывателей-автоматов Сам по себе термин «жёсткие» применительно к грампластинкам используется редко, потому что обычно под грампластинками, если нет уточнений, подразумеваются именно такие. Ранние грампластинки чаще всего называют «шеллачными» (по материалу изготовления), или «патефонными» (по распространённому устройству для их проигрывания). Шеллачные пластинки — толстые (до 3 мм), тяжёлые (до 220 г) и хрупкие. Прежде чем проигрывать такие пластинки на относительно современных электрофонах, необходимо убедиться, что их тонарм снабжён сменной головкой или поворотной иглой с маркировкой «78», а диск проигрывателя может вращаться на соответствующей скорости. Патефонные пластинки необязательно сделаны именно из шеллака — по мере развития технологий их стали изготавливать из синтетических смол и пластмасс. В СССР в 1950 году появились пластинки на 78 об/мин из полихлорвинила, на них делали пометки «ПХВ» и «Бесшеллачная». Последняя «бьющаяся» шеллачная грампластинка была выпущена на Апрелевском заводе в 1971 г.
Но обычно под виниловыми пластинками подразумеваются более поздние, рассчитанные на воспроизведение на электропроигрывателях, а не механических граммофонах, и на скорость вращения не выше 45 об/мин.
Гибкие пластинки Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 1970-х годов и на которых были записаны компьютерные программы (в дальнейшем, до массового распространения дискет, для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM, на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33⅓ об/мин вмещалось до 4 КБ данных. Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках.
Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки. Такие сувениры отправлялись по почте и содержали помимо записи рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:
Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный рабочий диапазон частот и время звучания;
Дорожки пластинки пропечатывались на лаковом слое, покрывающем фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких грампластинках (и основанных на них открытках), долго такие пластинки не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Зато такие пластинки могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры, увидеть один из которых в работе можно в фильме «Карнавальная ночь».
Сувенирные и декоративные пластинки «Звуковой сувенир» — фотокарточка с грамзаписью. Их изготавливали в присутствии заказчика маленькие полукустарные студии звукозаписи в курортных городах СССР. Привычный цвет грампластинок — чёрный, но выпускаются и разноцветные. Существуют также грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, в форме животных, птиц и т. п.
Кустарные пластинки. «Музыка на рёбрах» Грамзапись на рентгеновской плёнке
В 1950-х и 1960-х годах в СССР подпольные студии звукозаписи записывали музыкальные произведения, которые по идеологическим соображениям запрещалось распространять фирме «Мелодия», на крупноформатных рентгеновских плёнках. Отсюда пошло выражение «Джаз на костях» (также такие «самодельные» грамзаписи в обиходе назывались «рёбрами» или «записями на рёбрах»). В те годы записи многих западных певцов и музыкальных коллективов (например, группы «The Beatles)» можно было послушать только на таких подпольных пластинках. Из-за высыхания эмульсии плёнки подобные пластинки со временем скручивались, да и вообще были недолговечными.
Такой оригинальный способ звукозаписи нашёл своё отражение в искусстве, например, в песне Виктора Цоя «Когда-то ты был битником» есть слова: «Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл, извлечённый из снимка чужой диафрагмы». Также в песне «Мой старый блюз» лидера московской акустической группы «Бедлам» (конец 1990-х — 2002 гг.) Виктора Клюева есть слова: «Пластинка „на костях“ ещё цела, но не понять уже отдельных фраз». Сам процесс записи «на костях» продемонстрирован в фильме «Стиляги» (первоначальное название — «Буги на костях») 2008 года. Как только в продаже появились доступные по цене магнитофоны, кустарная грамзапись практически исчезла.
Форматы записи
Монофонические пластинки
Исторически первыми появились пластинки с монофонической записью (один звуковой канал). Подавляющее большинство таких пластинок имело поперечную, или берлинеровскую запись, при которой игла звукоснимателя колеблется влево-вправо. Однако на заре эры грамзаписи выпускались и пластинки с глубинной («эдисоновской») записью, где игла ходила вверх-вниз. Некоторые граммофоны имели возможность поворота головки с мембраной на 90°, что позволяло им воспроизводить оба типа пластинок. Первые монофонические пластинки серийного выпуска имели скорость вращения 78 об/мин, затем появились пластинки, рассчитанные на скорости 45 и 33⅓ об/мин (для музыки) и 16⅔ и 8½ об/мин (для речи). Монофонические пластинки производства СССР маркировались знаком треугольника или квадрата. На ранних пластинках и проигрывателях величина скорости вращения писалась внутри геометрической фигуры. Иногда указывалась только скорость вращения, без маркировки.
Стереофонические пластинки В монофонических грампластинках профили левой и правой стенок V-образной звуковой дорожки не отличаются, а в стереофонических (два звуковых канала, для правого и левого уха) правая стенка дорожки промодулирована сигналом первого канала, а левая — сигналом второго канала. Стереофоническая головка звукоснимателя имеет два чувствительных элемента (пьезокристалла или электромагнитных катушки), расположенных под углом 45° к поверхности пластинки (и под 90° друг к другу) и соединённых с иглой так называемыми толкателями. Механические колебания, которые игла воспринимает от левой или правой стенки звуковой дорожки, возбуждают электрический сигнал в соответствующем ей звуковом канале проигрывателя. Такая схема была теоретически обоснована английским инженером Аланом Блюмлейном ещё в 1931 г., но практическую реализацию получила только в 1958 году. Именно тогда первые стереопластинки современного образца были впервые продемонстрированы на Лондонской выставке звукозаписы-вающей аппаратуры.
Стереопроигрыватели могут воспроизводить и монофонические записи, в этом случае они воспринимают их как два одинаковых канала.
В ранних экспериментах по записи стереосигнала на одну дорожку пробовали совместить более традиционную поперечную и глубинную записи: один канал формировался на основе горизонтальных колебаний иглы, а другой — на основе вертикальных. Но при таком формате записи качество одного канала существенно уступало качеству другого, и от него быстро отказались.
Большинство стереофонических пластинок записано при частоте вращения 33⅓ об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Ранее (особенно в ряде стран за пределами СССР) широко выпускались пластинки с частотой вращения 45 об/мин. В США были особенно популярны их компактные варианты, предназначенные для использования в музыкальных автоматах с автоматической сменой или выбором пластинки. Они были пригодны и для воспроизведения на бытовых проигрывателях. Для записи речевых программ выпускались грампластинки с частотой вращения 8⅓ об/мин и длительностью звучания одной стороны до полутора часов. Стереопластинки существуют трёх диаметров: 175, 250 и 300 мм, что обеспечивает среднюю продолжительность звучания одной стороны (при 33⅓ об/мин) 7−8, 13−15 и 20−24 минуты. Длительность звучания зависит от плотности нарезки. На одну сторону плотно нарезанной пластинки можно уместить до 30 минут музыки, но игла на таких пластинках может прыгать и вообще будет неустойчива. Также грампластинки с уплотнённой записью быстрее изнашиваются по причине более узких стенок канавок.
Квадрофонические пластинки На квадрофонических пластинках записана информация о четырёх (двух фронтальных и двух тыловых) аудиоканалах, что позволяет передать объём музыкального произведения. Данный формат получил некоторое, довольно ограниченное, распространение в 1970-х годах. Количество альбомов, выпущенных в таком формате, было весьма невелико (к примеру, была выпущена квадроверсия знаменитого альбома рок-группы Pink Floyd «Dark Side of the Moon» 1973 года), а их тиражи ограничены — это было связано с необходимостью применения для их воспроизведения малораспространённых и дорогостоящих специальных проигрывателей и усилителей на 4 канала. К 1980-м годам данное направление было свёрнуто. В СССР первый и единственный эксперимент по освоению четырёхканального звучания состоялся в 1980 году, когда был записан и выпущен альбом группы «Яблоко» под названием «Кантри-фолк-рок-группа „Яблоко“» (КА90—14435-6). Пластинка стоила дороже, чем обычная — 6 рублей (стереопластинка-гигант с эстрадной музыкой стоила тогда 2 руб. 15 коп., выпущенная по зарубежной лицензии — несколько дороже), а общий тираж составил 18 000 копий.
Изготовление Звук с помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца (чаще всего сапфирового), который нарезает на слое материала концентрические звуковые дорожки. На заре грамзаписи дорожки нарезались на воске, впоследствии — на фонографической фольге, покрытой нитроцеллюлозой, в дальнейшем фонографическая фольга была заменена медной фольгой. В конце 70-х годов фирмой Teldec была разработана технология DMM (Direct Metal Mastering), согласно которой дорожки формируются на тончайшем слое аморфной меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку. Это позволило значительно повысить точность воспроизведения записанного сигнала, что привело к заметному улучшению качества звучания фонографических записей. Данная технология применяется и по сей день. С полученного таким образом диска при помощи гальванопластики в несколько последовательных этапов получают необходимое количество никелевых копий как с позитивным, так и с негативным отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии, которые служат основой в процессе прессования виниловых пластинок, называют матрицами; все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами.
Изготовление оригиналов и матриц осуществляется в гальваническом цехе. Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля.
Детали пресс-форм изготавливаются на станках с ЧПУ и проходят высокотемпературную пайку в вакуум-печах по специальной технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность температурного режима, а значит, и высокую производительность. С помощью одной пресс-формы можно изготовить десятки тысяч грампластинок. Материал для изготовления современной грампластинки — это особая смесь на основе сополимера винил-хлорида и винилацетата (поливинилхлорида) с различными добавками, необходимыми для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств. Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением.
В пресс-цехе в пресс подаётся разогретая порция винила с уже приклеенными сверху и снизу этикетками, которая под давлением до 100 атм растекается между двумя половинками пресс-формы и после остывания образует готовую грампластинку. Далее производится обрезка кромок диска, контроль и упаковка. Первая грампластинка, изготовленная после установки на пресс никелевых матриц, а затем каждая специально отобранная из тиража, тщательно проверяются по размерным характеристикам и прослушиваются в специально оборудованных звуковых кабинах. Во избежание коробления все отпрессованные грампластинки проходят необходимую температурную выдержку, а перед упаковкой в конверт внешний вид каждой грампластинки проверяется дополнительно.
Воспроизведение Воспроизведение виниловых пластинок имеет ряд особенностей, связанных как с физической природой этого носителя, так и с техническими особенностями воспроизведения винилового звука и его усилением. Так, например, обязательным элементом для электрофонов с магнитной головкой звукоснимателя является фонокорректор.
История Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления — ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.
Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф». Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы
В 1877 году французский учёный Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и его последующего воспроизведения. В этом же году, а именно — в середине 1877 года, молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф, в котором звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной; игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения.
В 1887 году американский инженер еврейского происхождения Эмиль Берлинер предложил использовать для записи носитель в форме диска. Работая над своей идеей, Берлинер сначала построил и опробовал прибор Шарля Кро, предложенный 20 лет назад, применив пластинку из цинка вместо хромовой. Эмиль Берлинер заменил валики дисками — металлическими матрицами, с которых можно было тиражировать копии. С их помощью и прессовались граммофонные пластинки. Одна матрица давала возможность напечатать целый тираж — не менее 500 пластинок, что значительно снижало расходы на изготовление, и, соответственно, на стоимость продукции. В этом состояло главное преимущество грампластинок Эмиля Берлинера по сравнению с восковыми валиками Эдисона, которые нельзя было массово тиражировать. В отличие от фонографа Эдисона, Берлинер для записи звука разработал специальный аппарат — рекордер, а для воспроизведения звука создал другой — граммофон, на который и был получен патент 26 сентября 1887 года. Вместо глубинной записи Эдисона Берлинер применил поперечную, при которой игла оставляла извилистый след постоянной глубины. В XX веке мембрана была заменена микрофонами, преобразующими звуковые колебания в электрические, и электронными усилителями.
В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака — воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность — по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми — из поливинилхлорида («винил») Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.

Покупка винилового проигрывателя в XXI веке может говорить об одном: либо вы ценитель старинных вещей, либо – настоящий аудиофил.

Пик популярности винила пришелся на середину прошлого века. Одним из самых востребованных носителей музыки долгое время оставалась пластинка. Красивый альбом-вкладыш с изображением исполнителя, аккуратный прозрачный пакет, оберегающий поверхность пластинки от царапин, портящиеся иглы, вечная проблема – предохранители и непередаваемый звук теплого, нежного потрескивания в динамиках… Мало кто мог предугадать, что появление накопителей на магнитных лентах и цифровая эра звукозаписи (читайте статью: ) так и не смогут сломить любовь слушателей к виниловому звуку.

С чего все началось

Принцип звукозаписи, который на долгие годы станет эталонным при создании виниловых пластинок, был открыт еще в 1857 году Эдуардом Леоном Скоттом де Мартенвилем . Запатентованное на территории Франции устройство фоноавтограф предлагало записывать звуковую волну на стеклянный валик, покрытый копотью или бумагой. Сам же звук улавливался через большой рупор, на конце которого устанавливалась игла.

Через двадцать лет на пути к совершенствованию системы звукозаписи появится еще одна значимая разработка. Проходя службу на телеграфе, изобретатель и ученый Томас Эдисон при наблюдении за работой перфокарт заметил определенную закономерность. Каждый контакт, который касался отверстий на карте, издавал различные по высоте звуки. Спустя несколько месяцев, в 1877 году, в патентном бюро США появляется описание прибора, который станет настоящим прародителем виниловых проигрывателей.

Принцип работы фонографа Эдисона заключался в проигрывании звука с небольших оловянных или деревянных валиков, покрытых фольгой или листом бумаги, вымоченной в воске. Производство таких валиков требовало немало усилий, а сами звуконосители не были готовы даже к минимальным деформациям и были слишком чувствительны к среде хранения.

Поиски более простого устройства для осуществления звукозаписи и разработка носителя, способного переносить транспортировку и более жесткие условия эксплуатации, натолкнули американского изобретателя Эмиля Берлинера отказаться от использования способа, предложенного Мартенвилем и затем доработанного Эдисоном. В 1897 году Берлинер становится автором патентов сразу двух устройств: рекордера и граммофона .

Впервые в качестве носителя, на который осуществлялась звукозапись, был использован плоский диск из цинка . Такое решение позволило значительно удешевить весь цикл производства пластинок. Посредством рекордера на поверхность цинкового диска наносилась «звуковая картинка», а полученный отпечаток уже использовался в качестве пресс-формы для создания копий.

Перед инженерами того времени стояла непростая задача – найти материал, подходящий для тиражирования звукозаписей. Среди главных требований к составу – невысокая стоимость и износоустойчивость.

В поисках идеального материала

Для изготовления первых грампластинок использовался вулканизированный каучук темно-бурого цвета, именуемый эбонитом . Этот материал отдаленно напоминает пластмассу и хорошо поддается обработке, что было особо примечательно при создании дубликатов. Увы, материал не прошел испытания временем из-за склонности к окислению при воздействии дневного света и на смену эбониту приходит органический материал – шеллак .

Последующие тридцать лет технология производства пластинок остается неизменной. Толстые и увесистые «шеллачные» пластинки постепенно обживаются в домах начинающих меломанов. Граммофон , а вышедший в 1907 году его преемник – механический патефон , становятся не только завсегдатаями клубов, ресторанов и образовательных учреждений, но и уверенно входят в жизнь рядового потребителя.

В крупных городах стали появляться магазины, предлагающие широкий ассортимент «музыкальных альбомов» (все пластинки презентовались в картонной коробке-книге, напоминающей фотоальбом). Увы, несовершенство технологии записи и специфика используемого для изготовления материала позволяли хранить на одной стороне пластинке всего одну композицию. В связи с коротким сроком жизни пластинки и ее высоким уровнем амортизации при проигрывании, одну и ту же песню записывали с двух сторон.

Барьер «в одну песню» удалось преодолеть лишь в 1931 году, когда пионеры звуковой инженерии открыли технологию стереозаписи в одной канавке. Стереопластинка стала умещать до шести песен средней продолжительности. Тем не менее жизненный цикл шеллачной пластинки исчислялся всего несколькими месяцами активной эксплуатации. В середине тридцатых у пластинки появляется новый конкурент – магнитная лента. В борьбу за потенциального покупателя вступают химики-технологи и в 1948 году с конвейера завода «Колумбия» сходит первая партия виниловых пластинок .

Начиная с 1950 года, виниловые пластинки производят и на территории СССР. Полихлорвинил отличался высоким уровнем износоустойчивости, а сам процесс производства позволил значительно уменьшить конечную толщину пластинки с 3 до 1,5 миллиметров. Положенный еще в конце позапрошлого века принцип звукозаписи пластинок оказался простым для освоения «народными умельцами». В середине 50-х – 60-х годов появляются целые кустарные фабрики по подпольному производству пластинок.

В качестве материала для изготовления желанного диска с запрещенными властями «не гуманными песнями» использовалась рентгеновская пленка . В частных коллекциях почитателей винила можно встретить альбомы The Beatles и джазовые композиции, записанные «на костях» – проявленных рентгеновских пленках.

Битва «форматов»

Вся эволюция грампластинок окутана разногласиями в мире стандартов: размеры, принципы записи, материалы изготовления, скорость записи.

Размер. В конце 1890-х существовал единый утвержденный стандарт – 7-дюймовая пластинка с высокой скоростью вращения. В 1903 в обиход входит новый стандарт – «гигант» с диаметров в 12 дюймов. Несколько лет спустя появляются еще один вариант – 10-дюймовые грампластинки. На рынке СНГ общепринятыми размерами считаются пластинки, диаметр которых составляет 175, 250 и 300 мм.

Технология записи. Вплоть до 1920 года единственным методом звукозаписи оставался механический. Частотный диапазон при такой записи составлял скудные 150 – 4000 ГЦ. В 1920-м году начинается эра электроакустической записи, а в качестве звукоснимателя используется микрофон. Именно в этом году эра грампластинок получает новой «звуковое дыхание» с возможностью воспроизведения ЧД от 15 до 10 000 ГЦ.

Граничная вместимость. Скорость вращения. Еще одна характеристика всей эры грамзаписи, переживавшая постоянные изменения – скорость вращения пластинки. Общепринятый «советский стандарт» в 78 оборотов в минуту позволял вместить до 12 минут звучания. Для продолжительной записи разговора использовались «медленные пластинки» со скоростью вращения в 8 и 1/3 оборота за минуту. Еще один стандарт – 45 оборотов в минуту. Финальной точкой в борьбе скоростей стал выход долгоиграющих пластинок 33 1/3 оборота.

Моно-стерео-квадро. Принцип воспроизведения грампластинок основан на «считывании» иглой звукового рисунка, расположенного во множественных пазах (дорожках) пластинки. Вплоть до 1958 года выпускались пластинки класса моно: игла считывала только вертикальные вибрации. Затем появляются стерео пластинки: вертикаль отвечает за левый канал, а шероховатости, размещенные по горизонтали – за правый. Существовали и варианты квадрофонического звучания, но технология так себя и не оправдала.

Винил сегодня

С момента появления фонографа Эдисона и вплоть до сегодняшнего дня принцип звукозаписи пластинок практически не изменился. Звуковые колебания с помощью рекордера преобразуются в механические, подаваемые на резец, который и наносит картинку композиции на стальной диск с медным напылением. Полученный шаблон переносится на никелевые копии и лишь затем начинается тиражирование виниловых пластинок методом прессовки.

Принцип работы устройств воспроизведения – проигрывателей с точки зрения механики также остался практически неизменным. Все тот же вращающийся диск, все те же звукоснимающие иглы.

Стоимость современных «винилов» напрямую зависит от нескольких факторов:

  • дизайна;
  • установленного предусилителя;
  • форм-фактора.

Появление в 1980 году компакт-диска серьезно пошатнуло спрос на винил. Более чем на 20 лет пластинки ушли с поля зрения меломанов, а громоздкие проигрыватели уступили место компактным CD-плеерам. Но история уверенно придерживается принципа бумеранга: начиная с 2005 года наблюдается эра возрождения винила. Винил стал предметом экспериментов и востребованным носителем среди ди-джеев. Теплое мягкое звучание практически с полным отсутствием гармонических искажений и невероятной детализацией – это не только звук, которого достоин искушенный меломан или аудиофил. Это звук, который должен услышать каждый и эта возможность не требует внушительных финансовых вложений.

Что выбрать?

Настоящий аудиофил с миром винилового звука знаком не понаслышке. В его сознании горизонт «вменяемых» проигрывателей пластинок стартует от ценовой отметки в несколько тысяч долларов. Впрочем, выбор столь дорогостоящей техники скорее напоминает ритуал и некую дань звуку, а вот приобщиться к миру пластинок можно и со значительно меньшей суммой.

Японская компания Audio-Technica на рынке звуковой аппаратуры по праву может носить статус ветерана. Именно проигрыватели виниловых пластинок стали судьбоносным продуктом в жизни бренда. В 1962 году Audio-Technica представила два высококачественных звукоснимателя (именуемых в народе «иглами») AT-1 и AT-3 . Ошеломительный успех первенцев был поддержан моделью AT-5 , а спустя 7 лет после основания японская компания выходит на мировой рынок.

Влияние Audio-Technica на мир виниловых проигрывателей сложно переоценить. Компания стала первым производителем звукоснимателей из сверхчистой монокристаллической меди PCOCC; за ее плечами легендарные портативные плееры виниловых дисков Mister Disc и Sound Burger , а три года назад японцы анонсировали и специализированный проигрывателей-«вертушку» AT-LP1240 , оснащенную DJ-модулем.

Одной из самых популярных «рабочих лошадок», которая способна сослужить хорошую службу человеку, только познакомившемуся с миром пластинок, может стать плеер начального уровня от компании Audio-Technica AT-LP60 USB .

Если ваша эволюция как меломана началась с MP3 и OGG, плавно транспонировавшись в прослушивание форматов FLAC и ALAC, а старый CD-плеер перестал доставлять удовольствие, Audio-Technica AT-LP60 USB способен познакомить вас с тем, как звучит винил. Этот проигрыватель станет идеальным выбором для начинающего слушателя.

В отличие от младшего брата модели AT-LP60 USB, виниловые проигрыватели AT-LP120USBC и AT-LP120-USBHC обладают более внушительным списком возможностей. Обе модели имеют три скоростных режима 33,45 и 78 оборотов в минуту, что открывает перед слушателем ряд пластинок, вышедших с конвейера советского завода «Мелодия».

Профессиональный картридж AT95E позволяет добиться наиболее чистого качества воспроизведения со значительно меньшим уровнем детонации, а преобразование звука с помощью встроенного ЦАП позволяет получить высококачественные записи многократно превосходящие музыку CD-качества. Являясь одним из авторитетнейших представителей рынка звукоснимателей, модель Audio-Technica AT-LP120-USBHC японский производитель оснастил и легендарным звукоснимателем HS10 Headshell (5.00 из 5, оценили: 1 )

сайт Покупка винилового проигрывателя в XXI веке может говорить об одном: либо вы ценитель старинных вещей, либо – настоящий аудиофил. Пик популярности винила пришелся на середину прошлого века. Одним из самых востребованных носителей музыки долгое время оставалась пластинка. Красивый альбом-вкладыш с изображением исполнителя, аккуратный прозрачный пакет, оберегающий поверхность пластинки от царапин, портящиеся иглы, вечная проблема –...

Много пластинок красивых и разных…

Виниловые пластинки могут отличаться по различным критериям: и по цвету, и по своей форме (бывает фигурный винил, а также диски геометрических форм), по формату и размеру…

О дюймах

Все вы, наверное, в курсе, что существуют диски таких форматов, как 7″ (дюймов), 10″ (дюймов) и 12″ (дюймов).

Так вот 10″-ти дюймовые пластинки являются своего рода «динозаврами» виниловой эпохи. К ним, как правило, причисляют все патефонные пластинки на 78 оборотов. Такие диски содержали всего лишь 2-3 минуты звука на каждой стороне, и не более того.

Вслед за этим форматом последовал 7″-ми и 12″-ти дюймовый винил. Каждый из этих вариантов был разработан конкретной звукозаписывающей компанией, преследующей свои конкретные цели.

Например, миссия 7″-ми дюймов заключалась в том, чтобы при самых минимальных размерах винила сохранить лучшее качество звучания. Поэтому, такие пластинки, созданные на 45 оборотах в минуту, содержали столько же композиций, сколько и их 78-оборотные собратья в 10″-ть дюймов.

Так и повелось, что 7″-ми дюймовые диски становились синглами с 3-х минутными композициями на каждой из сторон винила. Это стало общепринятым мировым стандартом.

7″-дюймовые диски стали стандартом качества и просто нормальным явлением в звукозаписывающей индустрии. Но ведь всегда найдется исключение даже из самого твердого правила, правда? И таким вот исключением стала фирма «Мелодия»…

Она каким-то образом смогла издавать 7″-дюймовые винилы в 33 оборота в минуту с 2-мя композициями на каждой стороне. О качестве звучания таких изданий лучше будет просто промолчать. Правда это было давно и об этом мало, кто помнит. Но факт - есть факт.

Любопытно, что с тех самых эпохальных времен битв виниловых форматов семидюймовые диски также производились и с более крупным отверстием по центру. Такой вид пластинок использовался в jukebox (музыкальных автоматах). Для такого винила применялся переходник круглой формы, который, как правило, производитель импортной «вертушки» бесплатно прилагал к комплекту вместе с проигрывателем.

На сегодняшний день семидюймовые пластинки тиражируются с отверстием обычного, стандартизированного диаметра, или в виниле имеется специальная вставка, которую можно легко вытащить и тем самым получить более крупное отверстие в диске.

Что касается 12″- ти дюймовых виниловых дисков, то они стали производиться в силу потребности издания релизов с итоговым временем звучания обеих сторон 40 минут (из расчета по 20 минут на каждую сторону). Так на свет появился главный конкурент магнитной ленты.

Позднее стали издаваться 12″-ти дюймовые синглы с 2-3 треками как на 45 оборотах, так и на 33. По большому счету, это были те же самые 7″-ми дюймовые виниловые диски, но с более качественным саундом. Причиной повышения уровня звучания являлся размер диска. Он позволял делать бороздки с записью максимально широкими и с большей продолжительности звучания.

Цвет и форма

Самый распространенный, классический оттенок большинства виниловых пластинок - это черный цвет.

На самом деле цвет может быть любым. Абсолютно. Но эксперты полагают, что выбор цвета может сказываться на качестве звучания, на износостойкости винила и его долговечности. Мы, кстати, как-то рассказывали об этом в одной из наших сентябрьских статей. Там данный вопрос разбирается подробно и тщательно.

Кроме того, в природе существуют и picture disc , которые подчас является истинным шедевром дизайнерской мысли и ее художественного воплощения.

Оказывается, что на этапе становления и начала развития «виниловой культуры» прослушивания музыки планировалось ввести цветовую маркировку пластинок по жанрам и направлениям. Но об этом вскоре забыли. Жаль. Это было бы, наверняка, интересно для коллекционеров и аудиофилов.

А теперь пару слова о форме винила… Да, на самом деле виниловых пластинок по-настоящему необычной формы в мире не так и много. От этого они еще более ценны и инвестиционно привлекательны . По этому поводу журнал Colors и издательство Tashen не так давно создали уникальное произведение - книгу о самых причудливых, сумасшедших и просто шедевральных по дизайну и оформлению виниловых дисков со всего мира. Называется она Extraordinary Records.

Обороты

Запись на 45 оборотах однозначно позволяет улучшить качество саунда, благодаря оптимизации соотношения шум-сигнал (а конкретно - в высокочастотном спектре).

Но при этом формат сокращает количество времени записи на каждой стороне. Именно по этой причине на 45 оборотах издаются лишь синглы, реже - EP.

33 оборота обуславливают более объемную по продолжительности запись. А вот звучание при этом сокращает свое качество, к сожалению. Но не сильно. Новичек-виниломан, например, точно не поймет разницы. А вот аудиофил поопытнее услышит ее сразу. К тому же, он знает, что из-за узких бороздок такой пластинки, винил больше подвержен деформации, чем диски других форматов.

На данный момент винил в 33 оборота используется обычно для издания «увесистых» альбомов, ведь на носителе иного формата всю музыку уже не уместишь.

Мудрые издатели, чтобы избежать сокращения качества звучания на виниле в 33 оборота, поступают следующим образом: они печатают альбом группы/исполнителя не на 1-ой пластинке, а на нескольких (2-х или 3-х). Так делают в ситуациях, к примеру, когда релиз имеет большую значимость и при этом очень большую продолжительность, а также огромное количество треков. Благодаря этому, удается сохранить и достойное качество саунда и уместить все необходимые треки в одном издании.

EP и синглы

Синглы выпускают чаще всего с различными вариациями композиций и ремиксами. При этом они далеко не всегда обладают уникальной обложкой. А вот EP - это скорее этакий мини-альбом, часто содержащий автономные композиции и всегда имеющий свою собственную обложку.

Время записи

Касательно количество минут, записанных на каждой стороне винила, можно сказать так: это зависит от длительности трека, от частотного диапазона, от громкости трека, от скорости записи (33 или 45), а также от наличия разных стереоэффектов и их технической сложности.

Чем шире бороздки пластинки и больше скорость ее записи, тем громче будет казаться звук, а диск будет более устойчив к разным внешнем воздействиям (к вибрациям, например).

На сегодня это все.

Краткий экскурс

Годом рождения индустрии грамзаписи считается 1894, тогда Эмиль Берлинер начал производство грампластинок под именем фирмы Berliner Gramophone. 100лет истории пластинки прошли вместе с техническим и культурным развитием XX века. Можно выделить несколько принципиальный этапов на этом пути:

1. до 1920х Прямая акустическая запись на восковый диск.лицензионные технологии, монополизированые рынки, домашнее музицирование
2. 1920-30е Электрическая звукозапись, микрофонная техника с естественной акустикоймассовая пропаганда, рождение массовых музыкальных жанров, ламповая техника звукоусиления, электромагнитные звукосниматели, звуковое кино, музыкальное радио, танцевальные оркестры
3. 1930-50е Магнитофонная запись, монтаж с наложением и искусственой реверберациеймировая война, первые эксперименты с электромузыкальными инструментами
4. 1950-60е стандартизация, HiFi и стереофоническая микродорожечная запись на лаковый дискбытовые магнитофоны, телевидение, широкоформатные многоканальные кинотеатры, поп-культура, транзисторы, высокое качество аналоговой схемотехники
5. 1960-70е Многодорожечная звукозапись, эквализация, динамическая обработка и реверберациякомбо-органы, синтезаторы, шумоподавление, музыкальная субкультура стадионных концертов и компактных кассет, микроэлектроника, операционные усилители,
6. 1970-80е Многоканальная звукозапись, цифровое микширование, запись на металлический дискмикропроцессоры и оперативная память, dolby stereo, синтетические музыкальные жанры, дискотеки, ритм, свет, бум-бокс
7. 1980-90е Цифровая обработка и компьютертный монтаждомашнее видео, музыкальное телевидение, семплеры, трекеры, секвенсеры, цифровые рекордеры, аудио CD, walkman, компьютерные рабочие станции, сети передачи данных, мультимедиа. Лицензионные цифровые технологии, стирание национальных культур и глобализация музыкальных рынков.

Грамзапись прошла большой путь, но монополией началась, глобализацией закончилась. И ладно, это их нравы. Интересна другая - ностальгическая тенденция в технике звукозаписи XXI века.

Современные многоканальные студии закупают ламповые микрофоны, старые микрофонные преды. На выходе цифровых сигнальных трактов высокого разрешения ставятся иммитаторы насышения магнитной ленты, винтажные компрессоры и ленточные ревербераторы. Модным электронным музыкантам, для воплощения своих идей, необходимы старые электромеханические инструменты, востребован оригинальный сайнд комбоорганов 60х. К высокой верности звучания ностальгия, отношения не имеет, мастера в своем творчестве хотят обогатить окружающий мир, а не просто изготовить его многопиксельную копию. В дорогих студиях пропускают сведенный материал через аналоговый studer, убивают "цифровую верность звучания" всеми возможными средствами, лишь бы звук был Тот самый, человечный и знакомый с детства."

Какие бывают грампластинки.

Старые патефонные щелаковые на 78об., выпускались до 60х годов. Современные нам пластинки все долгоиграюшие на 33 и 45об. Старые монофонические, номера с буквой "Д", размерами были как патефонные.

Гранд - 10" (EP)- 250мм
Супер-миньон - 200мм

Ранние стерео-пластинки обозначались "СМ", поздние "С". И стерео и моно пластинки выпускаются размерам:

Гигант (LP) - 12" - 300мм (С60)
Миньон (45,SP,single) - 7" 175мм (стерео С62 или моно М62)

Надо быть внимательным, к буквам в обозначении номера пластинки. "Д" и "СМ" это пластинки с микродорожечной записью 50х,60х годов, для их правильного воспроизведения желательны старые звукосниматели с иглами 25мкм. Пластинки "С60","С62","М62" делаются под современные головки 18мкм.

Технические нормативы на советские грампластинки и аппаратуру

ГОСТ 1117-51 - Стальные иглы громкого тона d1,4mm тихого тона d1mm r 30-60мкм
ГОСТ????-52 - Радиус закругления для иглы 78об/м = 60 мкм, для долгоиграющей - 25 мкм, ширина немодулированой канавки 60мкм, шаг постоянный
ГОСТ 7765-55 - Корундовые иглы для обычных пластинок d0,4мм r=60-61мкм, для долгоиграющих d0,6 r=24-32мкм
ГОСТ 5289-56 - Введены долгоиграющие пластинки
ГОСТ????-60 - Радиус закругления иглы для стерео грампластинки 13-18мкм, постоянные времени коррекции 3180-318-75 мкс, частотный диапазон до 63-15кГц, разделение каналов > 40дБ нелинейные искажения на макимальных скоростях 1%, изменяемое расстояние между канавками и их глубину, ширина немодулированой канавки 40мкм, глубина модуляции каждого канала снижена на 3дБ по сравнению с одноканальной
ГОСТ 7893-61 - Звукозапись механическая на диск
ГОСТ 5289-61 - Д-NNNNN Пластинки грамофонные. Общие технические условия
ГОСТ 7765-61 - Иглы для звукоснимателей алмазные и корундовые
ГОСТ????-63 - "Гибкие пластинки" глубина канавки 30 мкм, толщина пластинки 120мкм, пишутся с завалом ВЧ,частотная характеристика ГП, по сравнению с долгоиграющей, имеет завал достигающий -6дБ на частоте 10кГц, (этот завал компенсируется при записи), уровень шумов -50дБ
ГОСТ 11157-65 - Бытовые электрофоны (вх.активное сопротивление для высокоомного звукоснимателя >0,5МОм чувствительность на 1кГц не хуже 250мВ, диапазон частот 60-15000Гц)
ГОСТ 5289-68 - 33Д-NNNNN 33C-NNNNN 33CМ--NNNNN

Со звукоснимателями связана проблема совместимости стереопластинок. Старые монофонические звукосниматели обладают недостаточной гибкостью к вертикальным колебаниям и неспособны следоватьпо канавке стереопластинки с глубинной модуляцией. Чтобы решить эту проблему на низких частотах Мелодии пришлось несколько ограничить вертикальную сотавляющую сигнала, записываемого на стереопластинку с индексом СМ. Монофонические звукосниматели середины 70х уже имели достаточную вертикальную гибкость и воспроизводят стереопластинку без искажений поэтому на пластинках с индексом С перестали ограничивать вертикальную составляющую.

ГОСТ 7893-72 - С60-NNNNN Звукозапись механическая на диск (IEC стерео 45/45градусов, постоянные времени коррекции 3180-318-75 мкс, 31.5-16000Гц +-2ДБ, КНИ < 1,5%, скорость +-0,5%, детонация 0,04%, 0дБ моно = 10см/с 0дБ стерео = 7,1см/с, радиус закругления иглы 18мкм, вертикальный угол записи 15град +-2)
ГОСТ 5289-73 - С60-NNNNN Грампластинки. Общие технические условия (центр 7,24мм, эксцентриситет < 0,2мм, коробление < 2мм, шум -53dB относительно 1кГц при 10см/с)
ГОСТ 18631-73 - Головки звукоснимателей
ГОСТ 11157-74 - Бытовые электрофоны (вх.активное сопротивление для высокоомного звукоснимателя 0,4-1МОм, емкость 180пФ, для низкоомного 38-56кОм, чувствительность 200-250мВ и 3-5 мВ соответственно, 40-18000Гц)
ТУ 43-03-48-73 "Гибкие пластинки" (31.5-12000Гц)

Согласно ГОСТ на ЭПУ способность иглы следовать по звуковой канавке характеризуется гибкостью звукоснимателя. Гибкость звукоснимателей III класса в 17 раз меньше гибкости звукоснимателей высшего класса. К сожалению еще в середине 70х Мелодии приходилось учитывать это обстоятельство и вести запись с меньшими колебательными скоростями и меньшими амплитудами в расчете ТОЛЬКО на массовые звукосниматели III класса. При этом параметры ЭПУ высшего класса полностью не реализовывались.

ГОСТ 7893-79 - АЧХ канала записи (IEC 3180-318-75 мкc, канала воспроизведения 7950-3180-318-75 мкc)
ГОСТ 5289-80ГОСТ 23963-79 - Иглы для звукоснимателей алмазные
ТУ 43-03-48-78 - "Гибкие пластинки"
ТУ 43-03-69-79 - "Комплект оригиналов оформления для грампластинок"
ГОСТ 7893-??ГОСТ 18631-87 - Головки звукоснимателей (20-20000+-1,5дБ, 0,7-2,0мВ/см/с 10000Гц, разделение каналов на 1кГц 25дБ, прижимная сила не более 1мН)
ГОСТ 11157-87 - Устройства воспроизведения механической грамзаписи (скорость 0,55%, рокот 76дБ(взвеш), детонация 0,05, диапазон частот 20-20000Гц)
ГОСТ 5289-88/94 - С60-NNNNN Грампластинки аналоговые IEC 98 (20-20000Гц, шум немой канавки -60dB, коробление 1,5%)
ТУ 43-03-88/89 Фонограмма механическая на медном диске DMM (20-20000Гц, 0дБ моно = 10см/с 0дБ стерео =14см/с, шум матрицы 68дБ) Индекс ЦЗ означает цифровая запись

Звукозапись

При выборе пластинки внимание стоит обращать на год издания, сохранность, студию звукозаписи и завод производитель.

Со времени возникновения фирмы Мелодия процесс подготовки и издания грампластинок СССР был централизован. Об истории становления индустрии Борис Меерзон рассказал в журнале "Звукорежиссер": Cредства и на подготовку звукорежиссеров должного уровня, и на покупку современного оборудования и, наконец, на оплату гонораров исполнителям выделялись только Москве, в частности, Государственному Дому радиовещания и звукозаписи, либо Всесоюзной студии грамзаписи, входящей в состав фирмы "Мелодия". Все записи для тиражирования и государственного хранения, "фондовые", наиболее трудоемкие и дорогостоящие, на всей территории бывшего СССР (даже в таких городах, как Ленинград и Киев) должны были делать только командированные специально для этого из Москвы бригады специалистов, да еще и на привезенной с собой аппаратуре.

Фондовые записи в USSR это высокая марка, но надо добавить, что процедура передачи записей между союзными ведомствами все таки существовала. Многие популярные записи Мелодия получала для издания от киностудий, из Домов радио и звукозаписи и студии Центрального телевидения (Гостелерадио СССР). К 80м годам собственная структура фирмы Мелодия включала хорошо оснащенные республиканские студии грамзаписи и централизация производственного процесса значительно уменьшилась.

Многие студийные записи делались уже в региональных студиях "Мелодии". Интересные факты существования частных студий звукозаписи в СССР открылись в последнее годы. Знаменитые работы Давида Тухманов и Александра Зацепина делались ими самостоятельно в домашних студиях с сессонными музыкантами. Ращные варианты фонограмм сдавались заказчикам на киностудии на Мелодию и на радио.

Где бы и как ни готовилась запись, для выпуска на пластинках, она проходила прослушивание, утверждалась и включалась в производственые планы всесоюзной фирмы "Мелодия". Магнитофонная лента передавалась в Аппаратную механической записи фирмы "Мелодия", в ВСГ - единственное место в стране где нарезается один лаковый диск с записью и присваивается порядковый номер записи.

Производство грампластинки

Только теперь начинается производственый процесс, зона ответственности заводов грамзаписи. В журнале "Наука и жизнь" и каталоге-бюллетене ВФГ Мелодия 80х рассказали некоторые производственные тонкости: Проследим производстенную цепочку после записи лакового диска на ВСГ до выпуска грампластики:

Лаковый диск из студии ВСГ перевозится на Московский опытный завод "Грамзапись". "МОЗГ" это гальванический и прессовый цеха в городе Химки, которые в 1978 были выделенны из ВСГ. Там последовательно, методом гальванопластики изготавливают:

1. один первый оригинал;
2. 7-10 вторых оригиналов, которые прослушивает контролер, обнаруженые дефекты устраняют граверы;
3. от нескольких штук до 140 третих оригиналовНа Опытном заводе их используют как матрицу, только когда предстоит небольшой тираж и требуется особо высокое качество грампластинок, например, цифровых, измерительных.
4. Для массовых тиражей Опытный завод изготавливает несколько сотен четвертых оригиналов, которые рассылают на заводы грамзаписи.
5. Заводы самостоятельно изготавливают пятые копии, которые служат матрицами. Норматив до 20 матриц с каждого полученного из Москвы оригинала.
6. В прессовых цехах печатают по несколько сотен пластинок с каждой матрицы. Вместе с матрицами в горячий пресс закладывается этикетка установленого образца. Первую пластинку с каждого пресса проверяют и прослушивают. Последующие проверяют по внешнему виду, прослушивают только выборочно, чтобы выяснить пригодность матриц.

Как видим, при массовых тиражах все заводы находятся в одинаковом положении, все получают одинаковые четвертые оригиналы в количествах соответствующих производствеными планам и нормативам. В плановой социалистической экономике различаться на заводах может возраст оборудования, партия завезенного сырья и... культура производства.

Другая, интересная производственная схема складывается когда региональные студии готовят издания национального или местного значения, для этого магнитофонная запись отправляется на ВСГ, где после контроля ее качества пишется лаковый диск которому присваивается порядковый номер записи.

1. на Московском опытном заводе "Грамзапись", больше в СССР просто негде - с лакового диска готовится первый оригинал.
2. несколько вторых оригиналов проходит контроль качества и гравировку.
3. десятки изготовленых третьих оригиналов уже можно использовать в качестве матрицы. Именно они в необходимом количестве отправляются заказчику. Наверняка, какое-то количество остается в центральном архиве.
4. региональный завод грамзаписи ведет печать пластинок с полученых из Москвы матриц. Такие малотиражные пластинки это четвертая копия, при прочих равных, они будут лучше массовых изданий этого завода.

Какие это были заводы? Даже малотиражные записи рапределялись и утверждались в головном офисе "Мелодии", наверняка были заказы республиканских Министерств, и совершенно точно, что завод работал с записями своей местной студии грамзаписи:

Всесоюзная студия грамзаписи с 1959 имела опытное производство пластинок, знамениты с синими этикетками. с 1978 это производство ведет Московский опытный завод - этикетки красные, синие и черные. ВСГ и МОЗГ это всегда высокое качество записи и печати пластинок.
Ленинградская студия грамзаписи (с 1959) и завод грампластинок (с 1953 по 1964 завод "Аккорд") (РСФСР) - этикетки желтые для моно пластинок до 1972, для стерео - белые, красные и черные
Рижская студия грамзаписи и завод грампластинок (Латвийская ССР) - этикетки желтые для моно пластинок до 1972, оранжевые, красные, синие, черные и красочные
Ташкентская студия грамзаписи и завод грампластинок (Узбекская ССР) - этикетки желтые низкое качество бумаги
Тбилисский завод грампластинок (Грузинская ССР) - этикетки есть белые, есть черные.
Таллиннская, Вильнюсская студия издавались на Рижском заводе, Алма-Атинская - на Ташкентском.

Если региональное издание, получало всесоюзную популярность и заказы торговли требовали увеличения тиража, была возможность в Москве изготовить дополнительные оригиналы и обычным порядком задействовать мощности других заводов Всесоюзной фирмы "Мелодия".

Не везде были свои республиканские студии-грамзаписи достойного качества, не хватало подготовленых специалистов, качественого оборудования. Многие национальные записи делались и издавались в Москве. Белорусские Песняры, украинские, молдавские исполнителями записывали на студиях Москвы пластинки с отличного качества народной музыкой.

Апрелевский завод грампластинок в такой структуре оказался в самом худшем положении. Сказалась явная конкуренция в центральном регионе c ВСГ, а потом с заводом "Грамзапись", Навряд ли Апрелевке доставались в производство министерские заказы на пластинки ко "Дню рыбака" и "Дню строителя" :-) Может быть поэтому самый мощный завод страны работал только на массовых тиражах. Его пластинки с белыми, кремовыми, красными и редко редко синими этикетками никогда не славились особым качеством.

Вопрос, который естественно возникает у заинтересованых коллекционеров, это тиражи пластинок ВФГ "Мелодия". Эту советскую служебную тайну сегодня не знает даже ФГУП "Мелодия". Общий выпуск пластинок в СССР конца 80х достиг 190 миллионов экземпляров. Технические возможности печати массовых тиражей допускали выпуск несколько миллионов экземпляров пластинки. Как определить объем тиража напечатаный с конкретной матрицы, где начало массового тиража? - По формальным признакам рядовому покупателю не определить никак. Разделения пластинок по сортам-тиражам в СССР никогда не сущестовало. Само собой это означало, что все отечестенные грампластинки производятся в строгом соответствии с техническими нормами и все до единой удовлетворяют требованиям высококачественного проигрывания на аппаратуре первого и высшего класса.

Некоторый ориентир в понятии первый тираж могут дать данные опубликованые в 1984 году директором Московского опытного завода "Грамзапись". Количество экземпляров первых выпусков новинки определяет тиражная комиссия фирмы, в состав которой входят представители Министерства культуры, Союза композиторов, торговли и других заинтересованных организаций. Тиражи первых пластинок устанавливаются в зависимости от жанра:

оперная, симфоническая, камерная музыка - 3-5 тысяч
русская народная музыка - 5-10 тысяч
национальная музыка народов СССР - 1-2 тысячи
песни советских композиторов, авторские записи эстрадных композиторов - 5-10 тысяч
вокально-инструментальные ансамбли - 10-30 тысяч
наиболее популярные эстрадные программы ("С новым годом", "Для вас, женщины") - до 100 тысяч
литературно-драматические записи - 1-3 тысячи
детские записи - 5-10 тысяч

Последующие тиражи грампластинок всецело определяются торгующими организациями. Фирма работает по системе заказов. Ежеквартально торгующие организации, учитывая покупательский спрос, формируют заказы заводам грампластинок.
Еше техническая информация из первых рук:
С одного лакового диска можно получить 1000 и более матриц. Конечно, пластинки с третьего оригинала получаются лучше по качеству (в основном по шумам), чем пластинки, отпрессованные с пятого оригинала. Проблему можно решить, записывая несколько лаковых дисков с одной программой. Но пока лаковые диски дефицитны (покупаются за валюту).
Начальный уровень шума пластинок -55-57 дБ, и после 50 проигрываний шум возрастает всего на 2дБ.
Над улучшением пластмассы работают постоянно. В Дальнейшем качество ее возрастет в основном за счет введения антистатических добавок, которые снижают уровень шума и запыленность поверхности грампластинок. Пластмасса с антистатиком в первую очередь предназначена для пластинок с записями классической музыки, имеющими большой динамический диапазон (продаются за валюту).

Все лучшее в звукозаписи СССР делалось для издания поизведений классической музыкальной культуры.
Качество записи на любой пластинке зависит от исполнителя, звукорежиссера, студии звукозаписи и остроты использованого при нарезке резца
Авторские исполнительские сборники часто делались из разных студийных записей, качество композиций на одной пластинке будет разным.
Качество печати пластинки зависит от тиража и завода производителя
Остромодная пластинка купленная вами или доверенными лицами по-знакомству или по номенклатурной "выписке", скорее всего раннее издание
Экзотические разовые издания это всегда малые тиражи, короткий производственый процесс.
Если на пластинке указана пара вроде Ленинградская студия грамзаписи - Ленинградский ордена Знак почета завод грапластинок, это наверняка малый тираж.
ВСГ-МОЗГ всегда хорошее и отличное качество не зависимо от цвета этикетки
Все советские диски 60-70х в художественном конверте это ранние тиражи, допечатки продавались в "общих".
С середины 80х редко какие пластинки выходили тиражем более 50тыс. 15тыс экземпляров это уже большой тираж.

Вывод из многочисленых попыток "цветовой диференциации" этикеток Мелодии, такой, что на этом невозможно построить практическую стратегию подбора коллекции:

Не было технических условий какую этикетку на какой тираж клеить, что заказали в типографии, такие и поклеили.
Ни цена ни сортность пластинки никак от этикетки не зависили.
Если градация в этикетках и была, то внутренние правила соблюдали на каждом заводе свои.
Основная масса пластинок 80х годов у всех коллекционеров с красными этикетками, независимо от завода изготовителя.
Для абсолютного большинства мелодиевских изданий никто не видел черных и синих этикеток. Искать их бесполезно.

Гарантий качественого исполнения и звукорежиссуры не дает ни цвет этикетки ни имя завода изготовителя. Но других вариантов издания не существует, мастер лента и матрица с нее далалась одна на всю страну. Какую пластинку сумеете найти в лучшем состоянии, такую и покупайте.

Оценка состояния грампластинок

Mint - свежая, нулевая, хоть и пару раз играная пластинка. Конверт защитным пакетом и с оригинальными вложениями.
NM/ЕХ - хорошее и отличное состояние для аккуратно играных пластинок. Мало заметные следы использования, легкие царапины без слышимых дефектов. Возможны щелчки на вводной дорожке, в паузах заметен повышенный шорох канавки. У конверта пожелтевшая бумага, чистый торец, но есть незначительные следы пользования: потертый углы.
VG - мочалка, хорошо поработавшая пластинка. На лэйбаке следы установки, на поверхности мелкие царапины и потёртости, звучание в целом хорошее, есть редкие шелчки и похрустывание. У конверта стертые корешки и углы, но он не рваный и не мятый.
G/F - убитая, запиленная, пластинка - серая поверхность, царапины и ссадины, сплошные потертости. Формально пластинка все еще воспроизводится (от анг. Good/Fair), но прослушиваются с постоянным потрескиванием и песком, возможны заедания и пропуски дорожки. Конверт с надрывами и существенно изношен.
P/B - никакая вообще - пластинка непригодная для проигрывания. Но даже в таком состоянии раритет представляет собой коллекционную ценность

На практике:

честный VG+ первых изданий лучше чем mint переиздания 80-х на тонкой и паршивой массе.
Sealed - это запечатаные пластинки, купленые без гарантий, это неизвестно что, а скорее всего - производственый брак, предназначеный к уничтожению.
то,что продавцы сегодня EX за mint выдают, это повсеместная практика и особенно развита она на любимом наebay.

Чистка грампластинок

Под "чисткой грамзаписей" не подразумевается цифровая обработка сигналов. Речь пойдет об устаревших, но пока еще эффективных технологиях удаления пыли и грязи с поверхности грампластинки

Нам нужны:

Антистатическая шетка для удаления пыли с пластинки и с иглы.
Рекомендуется для повседневного использования
Жесткая капроновая кисточка и изопропиловый спирт для чистки иглы.
Рекомендуется осматривать и чистить иглу после прослушивания 3-4 пластинок, В зависимости от состояния, конечно.
Раствор для мытья грампластинок. "Классика" это слабый 1:7 раствор изопропилового спирта в дистиллированой воде (из автомагазина или просто хорошо фильтрованой) с капелькой споласкивающего вещества. Это жидкость-смачиватель для фотопленки (Kodak Photo Flo AGFA Agepon) или ополаскиватель для посудомоечной машины (Henkel Somat)

Cтарые сильнозагрязненные пластинки предварительно моют в теплой воде с качественым моющим средством для мытья посуды типа Bagi Шамполиш. Помазком для бритья тщательно промывают поверхности поластинки. Под краном смывают пену и делают финальную промывку в "классическом" растворе. Потом надо стрехнуть капли, обтереть пластинку чистой безворсовой тряпочкой Bagi "Чудо тряпка" и разместить подсохнуть на разложеных газетах. За этикетки не беспокойтесь, они крепкие как правило, их впечатывают в винил горячим способом при шатмповке. Но тереть этикетки без нужды не надо.

Если после контрольного прослушивания на острие иглы образовался плотный серый налет типа инея, значит в звуковых канаках остатки моющих средств. Такой налет всегда остается после мытья пластинок с Ferri. Через несколько прослушиваний игла прочистит канавку, но пока звук даже хороших пластинок будет довольно мутным.

Для контроля чистоты пластинок надо переодически осматривать состояние иглы звукоснимателя в сильное увеличительное стекло.
Да! Изопропиловый спирт применяется, не из экономии, а из-за того, что он в отличие от этилового, растворяет жир и куски сала со старых залапаных пластинок. Щелачные пластинки на 78, никакими спиртами мыть нельзя, этикетки на них вообще мочить нельзя.
И последнее, в совсем уж тяжелых случаях - клей, краска легко отходит с ваткой смоченой растительным маслом. Такую пластинку нужно сразу промыть в моющем растворе



Рекомендуем почитать

Наверх