Яндекс вебмастер исключенные страницы. Как удалить страницу из индекса. Отмена удаления URL

Для Андроид 18.03.2019
Для Андроид

Недавно очередной раз отработал со студентам 2-го курса 2-семестровую дисциплину «Алгоритмические языки». Обзорно рассмотрели несколько дюжин языков программирования. Один из студентов, Вадим Шукалюк, захотел получше с ними познакомиться, получить более четкое представление о каждом из них. Посоветовал ему провести небольшое исследование. Чем и увлёк. Предлагаю свой отчёт по проделанной за несколько месяцев вместе с ним работе.

У каждого языка программирования есть свои достоинства и недостатки. Одна из важнейших характеристик транслятора с любого языка — это скорость исполнения программ. Очень трудно или даже невозможно получить точную оценку такой скорости исполнения. Ресурс http://benchmarksgame.alioth.debian.org/ предлагает игровую форму для проверки такой скорости на разных задачах. Но число языков, представленных на этом ресурсе, довольно невелико. Предельную ёмкость стека, критическую величину для рекурсивных вычислений проверить проще, но она может меняться в разных версиях транслятора и быть зависимой от системных настроек.

Тестировались следующие трансляторы: си (gcc, clang, icc), ассемблер (x86, x86-64), ява (OpenJDK), паскаль (fpc), яваскрипт (Google Chrome, Mozilla Firefox), лисп (sbcl, clisp), эрланг, хаскель (ghc, hugs), дино, аук (gawk, mawk, busybox), луа, рубин, бейсик (gambas, libre office), питон-2, пи-эйч-пи, постскрипт (gs), пролог (swipl, gprolog), перл, метапост, Т E Х, тикль, бэш. Исследовались как собственно скорость исполнения нескольких небольших, но трудоёмких алгоритмов, так и:

  • качество оптимизации некоторых трансляторов;
  • особенности при работе с процессорами Intel и AMD;
  • предельное число рекурсивных вызовов (ёмкость стека).
В качестве первой задачи, на которой тестировались все трансляторы, выбран расчёт числа Фибоначчи двойной рекурсией согласно определению: числа с номерами 1 и 2 — это единицы, а последующие — это сумма двух предыдущих. Этот алгоритм имеет несколько привлекательных особенностей:
  1. Если время расчета n-го числа t, то (n+1)-го — t*φ, где φ — это золотое сечение равное (√5+1)/2;
  2. Само вычисляемое n-e число равно округлённой до ближайщего целого величине φ n /√5;
  3. Расчёт fib(n+1) требует n-й вложености вызовов.
Первая особенность позволяет за небольшое время протестировать трансляторы, скорости работы которых различаются в сотни тысяч раз. Вторая особенность позволяет быстро проверять правильность расчетов. Третья особенность теоретически позволяет исследовать ёмкость стека, но из-за того, что расчет при n > 50 становится очень медленным даже на суперкомпьютере, практически использовать эту особенность не представляется возможным.

В следующей таблице 1 во второй колонке указывается название языка, название компилятора и его версия и, если использовалась, опция оптимизации генерируемого кода. В третьей колонке приводится относительное время вычисления на процессоре AMD Phenom II x4 3.2 ГГц. Тесты проводились и на AMD FX-6100 на такой же частоте, но их результаты мало отличаются от приведённых. За единицу принято время вычисления на языке бэш, таким образом, расчёт на эрланге примерно в 20000 раз быстрее бэш. В 4-й колонке приводится относительное время вычисления на процессоре Intel Core i3-2100 3.1 ГГц. Так как сравнение процессоров не было целью исследования, часть трансляторов не были протестированы на платформе Intel. В пятой — оценка сверху (точность 10%) максимального числа рекурсивных вызовов, поддерживаемых транслятором при вычислении ack(1,1,n) на компьютере с 8 Гб оперативной памяти c размером системного стека (ulimit -s) 8192 КБ. Некоторые трансляторы используют собственные настройки, которые определяют размер используемого стека — всегда используются значения по умолчанию для выбранной версии транслятора. Измерения проводились в системе Linux, но их результаты не должны меняться при переходе к другой ОС. Данные отсортированы по 3-й колонке. Все исходники можно посмотреть .

Табл 1.

N Язык AMD Intel Стек
1 C/C++ (gcc 4.7.2, -O5) 354056 493533 790000
2 C/C++ (clang 3.0-6.2, -O3) 307294 270000
3 C/C++ (icc 14.0.3, -fast) 250563 232665 530000
4 Assembler x86-64 243083 271443 350000
5 Assembler x86 211514 301603 700000
6 Java (OpenJDK 1.7.0_25) 186401 239659 8000
7 Pascal (fpc 2.6.0, -O3) 170604 186401 180000
8 C/C++ (gcc 4.7.2, -O0) 159672 173261 180000
9 C/C++ (clang 3.0-6.2, -O0) 146726 110000
10 C/C++ (icc 14.0.3, -O0) 136862 156602 530000
11 Javascript (Mozilla Firefox 25) 121979 4200
12 Javascript (Google Chrome 31) 92850 10000
13 Lisp (sbcl 1.0.57) 54925 51956 31000
14 Erlang (5.9.1) 19845 18589 предела нет
15 Haskell (ghc 7.4.1, -O) 18589 22946 260000
16 Awk (mawk 1.3.3) 6621 6306 44000
17 Lua (5.2) 6420 7075 150000
18 Ruby (1.9.3) 5297 6969 6600
19 Dino (0.55) 5024 6420 190000
20 Basic (Gambas 3.1.1) 3968 4373 26000
21 Python (2.7.3) 3678 4013 1000
22 PHP (5.4.4) 2822 3720 предела нет
23 Awk (gawk 4.0.1) 2648 2547 предела нет
24 Postscript (gs 9.05) 2355 3246 5000
25 Prolog (swipl 5.10.4) 1996 2407 2300000
26 Perl (5.14.2) 1516 1670 предела нет
27 Prolog (gprolog 1.3.0) 1116 1320 120000
28 Lisp (clisp 2.49) 998 1023 5500
29 Awk (busybox 1.20.2) 981 1113 18000
30 T E X (3.1415926) 239 333 3400
31 Metapost (1.504) 235 470 <4100
32 Tcl (8.5) 110 123 1000
33 Haskell (hugs 98.200609.21) 82 121 17000
34 Basic (LibreOffice 3.5.4.2) 20 35 6500
35 bash (4.2.37) 1 0,77 600

В качестве второй задачи выбрана функция Аккермана в форме, когда к ней сводятся все арифметические операции, т. е. ack(1,x,y)=x+y, ack(2,x,y)=x*y, ack(3,x,y)=x y , ack(4,x,y) — тетрация x и y и т. д.

Эта функция с ростом n растёт очень быстро (число ack(5,5,5) настолько велико, что количество цифр в порядке этого числа многократно превосходит количество атомов в наблюдаемой части Вселенной), но считается очень медленно. Последнее свойство теоретически удобно для тестирования быстродействия. Однако, расчет этой функции требует значительного числа рекурсивных вызовов и большинство тестируемых языков оказалось не в состоянии их поддерживать для вычислений, имеющих заметную длительность. Известно, что вычисление этой функции нельзя свести к итерации. Расчет по этой задаче позволил исследовать максимальную ёмкость стека исследуемых языков: расчёт ack(1,1,n-1) требует n-й вложенности вызовов и очень быстр. В следующей таблице 2 представлены результаты расчета пентации ack(5,2,3), для тех языков, стек которых смог его (вложенность вызовов 65539) выдержать. За единицу скорости выбрано время работы gcc с опцией -O5, т. е. php примерно в 420 раз медленнее.

Табл 2.

gcc -O5 1
asm x86 2.15
icc -fast 2.18
asm x86-64 2.36
clang -O3 2.76
fpc -O3 4.44
gcc -O0 7.75
icc -O0 8.36
clang -O0 9.64
Erlang 18.51
ghc -O 50.18
lua 122.55
php 423.64
gawk 433.82
swipl 766.55
dino 915.64

Идея использовать приведённые две задачи позаимствована из труда Б. В. Кернигана и Р. Пайка «Unix — универсальная среда программирования», где она была использована для тестирования языка hoc.

Конечно, при более сложных расчётах, использующих преимущественно средства стандартных библиотек, разница в скорости работы трансляторов была бы намного меньшей.

Время измерялось стандартной командой time, а тогда, когда это было невозможно (яваскрипт, офисный бейсик) использовались встроенные в язык средства.

По результатам исследования сделаны следующие выводы, некоторые из которых оказались несколько неожиданными:

  1. Скорость работы программ на ассемблере может быть более 50% медленнее, чем программ на си/си++, скомпилированных с максимальной оптимизаций;
  2. Скорость работы виртуальной ява-машины с байт-кодом часто превосходит скорость аппаратуры с кодами, получаемыми трансляторами с языков высокого уровня. Ява-машина уступает по скорости только ассемблеру и лучшим оптимизирующим трансляторам;
  3. Скорость компиляции и исполнения программ на яваскрипт в популярных браузерах лишь в 2-3 раза уступает лучшим трансляторам и превосходит даже некоторые качественные компиляторы, безусловно намного (более чем в 10 раз) обгоняя большинство трансляторов других языков сценариев и подобных им по скорости исполнения программ;
  4. Скорость кодов, генерируемых компилятором языка си фирмы Intel, оказалась заметно меньшей, чем компилятора GNU и иногда LLVM;
  5. Скорость ассемблерных кодов x86-64 может меньше, чем аналогичных кодов x86, примерно на 10%;
  6. Оптимизация кодов лучше работает на процессоре Intel;
  7. Скорость исполнения на процессоре Intel была почти всегда выше, за исключением языков лисп, эрланг, аук (gawk, mawk) и бэш. Разница в скорости по бэш скорее всего вызвана разными настройками окружения на тестируемых системах, а не собственно транслятором или железом. Преимущество Intel особенно заметно на 32-разрядных кодах;
  8. Стек большинства тестируемых языков, в частности, ява и яваскрипт, поддерживают только очень ограниченное число рекурсивных вызовов. Некоторые трансляторы (gcc, icc, ...) позволяют увеличить размер стека изменением переменных среды исполнения или параметром;
  9. В рассматриваемых версиях gawk, php, perl, bash реализован динамический стек, позволяющий использовать всю память компьютера. Но perl и, особенно, bash используют стек настолько экстенсивно, что 8-16 ГБ не хватает для расчета ack(5,2,3). В версии 5.4.20 php стек оказался ограниченным примерно 200000 вызовов.

В заключении несколько слов от студента, начинающего осваивать искусство программирования.

Чтобы написать программы для требуемых расчётов на любом языке, необходимо в первую очередь понять как в конкретном языке объявляются переменные, как построить конструкцию типа if-else и как организовать рекурсию. Свою работу я начал с простого языка Pascal, так как на тот момент знал его лучше всех. После паскаля, я взялся за C, Java и Dino, так как их синтаксисы примерно похожи. С оказался довольно интересным, простым, и в то же время с интуитивно понятными операторами. Ява показался менее удобным, чем си/си++ — надо писать много не относящегося к делу, такого, что могло бы быть взято по умолчанию. Также напряг момент необходимости одинаковости имён класса и файла. От Haskell остались только положительные эмоции. Удобный, понятный и мощный. PHP, язык для разработки веб-приложений, очень похож на С: можно просто вставить код на си с минимальными изменениями и все будет работать так, как надо. Erlang похож по синтаксису на Haskell и немного на Prolog. Тоже довольно приятный и понятный язык, никаких трудностей не возникло. Cинтаксис JavaScript похож на синтасис Java или C. Visual Basic как в офисном, так и GAMBAS исполнении имеет несколько угловатый и неудобный синтаксис, но в целом, с ним было не очень трудно. Затем, после приобретения знаний о базом синтаксисе С и Java, получилось довольно быстро написать код на Python, так как Python схож с С. Никаких проблем не возникло с Lua и его довольно мощными и гибкими конструкциями. У awk также схожее строение с С, довольно быстро удалось его осилить. С лиспом возникли некоторые трудности, как у человека, который до этого изучал С-подобные языки, например, с базовым пониманием префиксной записи. Которая после небольших затрат на освоения, показалась очень удобной, логичной и красивой. После, я перешел на язык логического программирования Prolog, который оказался специфичным, но очень интересным и фундаментальным. Ruby — язык с мощной поддержкой объекто-ориентированного программирования и с очень красивым ярко-красным рубином на иконке оказался превосходным языком: никаких лишних скобок, точек с запятой и прочих ненужных знаков. Один из наиболее запомнившихся. Хотя питон, если не считать конструкций ООП, не менее лаконичен. Perl — хоть и носит название «жемчужина», символом языка является верблюд, что видимо является отсылкой к тому, что верблюд не слишком красивое, но очень выносливое животное, способное выполнять тяжёлую работу. После Ruby опять ставить доллары, скобки и точки с запятой было не очень приятно. Синтаксис местами похож на синтаксис языка терминальной оболочки Bash. Затем я взялся за ассемблер. Здесь были определенные трудности и необходимость понимания работы процессора и его регистров. Удивлению не было предела, когда оказалось, что С справляется с расчётами быстрее чем ассемблер, машинный код! Проблем не возникло с Bash, хоть там и нужно ставить много долларов, а при расчётах и скобок. Язык Metapost/Metafont вызвал некоторые проблемы — там поддерживаются только числа, не большие 4096. Хотя его синтаксис вполне традиционен. У тикля (TCL) тоже довольно традиционный синтаксис, но строчно-ориентированный — это и похожая на bash семантика поначалу очень сбивали с толку. Наиболее сложным показались PostScript. В этом языке синтаксис очень специфичен и без подготовки, интуитивно ничего написать не получится, поэтому пришлось изучать соответствующую литературу и начать тренироваться с самых простейших программок. PostScript был настоящим испытанием: написать двойную рекурсию постфиксной записью лишь при помощи стека, после привыкания ко всем инструментам и возможностям Ruby и C было проблематично. Писать и тестрировать на постскрипте функцию Аккермана, все равно что пытаться покрасить стену зубной щёткой. Но первое место по сложности определенно занимает T E X. Ничего более трудного я не встречал. И без прямой помощи преподавателя одолеть этот язык не получилось бы.

Любопытными оказались данные по размерам стека языков. Чем больше стек языка, тем больше вероятность, что он сможет справиться с функцией Аккермана. Но если программа на каком-то языке не смогла справиться с вычислением ack(5,2,3), это не значит что язык плохой и неудобный. Вполне вероятно, что этот язык мог создаваться для других полезных целей как, например, Metapost или Postscript.

В целом, работа показалась мне очень интересной и сверхпознавательной, например написание одного и того же логического оборота 20 разными способами. Также, понимание принципа работы регистров процессора и написания двойной рекурсивной функции лишь при помощи стека и трех операций: добавить, удалить и прокрутить стек сильно расширило мой кругозор.

Преподавателю некоторые выводы своего студента показались слишком категорическими, но он решил их сохранить как более свежие по сравнению со своими собственными.

— Разработаный в России

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство высшего специального образования Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

ОГИЭТ

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Информатика

на тему: «Сравнительный анализ языков программирования»

Введение

Машинный код процессора

Алгоритм и программа

Что такое язык программирования

Компиляторы и интерпретаторы

Уровни языков программирования

Поколения языков программирования

Обзор языков программирования высокого уровня

Языки программирования баз данных

Языки программирования для Интернета

Языки моделирования

Прочие языки программирования

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Появление первых компьютеров породило программирование как науку. Разрабатывались первые математические теории обработки информации, средства доказательства правильности программ, оптимизации кода, создания эффективных компиляторов, формального тестирования и т. д. Затем, с появлением универсальных языков программирования третьего поколения, эти аспекты стали менее актуальными - исследования шли и идут в основном в области автоматической генерации исходных текстов и повышения эффективности компиляторов. Программирование превратилось в искусство - миллионы людей, не имевших специального образования, получили возможности применять компьютеры для решения собственных прикладных задач, что потребовало от них мастерства создавать правильно работающие программы. Искусством программирование остается и сегодня для профессиональных разработчиков и любителей, создающих программы в одиночку или в небольших компаниях, где все решает индивидуальное мастерство.

Машинный код процессора

Процессор компьютера - это большая интегральная микросхема. Все команды и данные он получает в виде электрических сигналов. Фактически процессор можно рассматривать как огромную совокупность достаточно простых электронных элементов - транзисторов. Транзистор имеет три вывода. На два крайних подается напряжение, необходимое для создания в транзисторе электрического тока, а на средний вывод - напряжение, с помощью которого можно управлять внутренним сопротивлением транзистора, а значит, управлять и током, и напряжением на его выводах.

В электронике транзисторы имеют три применения: для создания усилителей, в электронных схемах, обладающих автоколебательными свойствами, и в электронных переключателях. Последний способ и применяется в цифровой вычислительной технике. В процессоре компьютера транзисторы сгруппированы в микроэлементы, называемые триггерами и вентилями. Триггеры имеют два устойчивых состояния (открыт - закрыт) и переключаются из одного состояния в другое электрическими сигналами. Этим устойчивым состояниям соответствуют математические понятия 0 или 1. Вентили немного сложнее -- они могут иметь несколько входов (напряжение на выходе зависит от комбинаций напряжений на входах) и служат для простейших арифметических и логических операций.

Команды, поступающие в процессор по его шинам, на самом деле являются электрическими сигналами, но и их тоже можно представить как совокупности нулей и единиц, то есть числами. Разным командам соответствуют разные числа. Поэтому реально программа, с которой работает процессор, представляет собой последовательность чисел, называемую машинным кодом.

Алгоритм и программа

Управлять компьютером нужно по определенному алгоритму. Алгоритм - это точно определенное описание способа решения задачи в виде конечной (по времени) последовательности действий. Такое описание еще называется формальным. Для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала всегда разрабатывается алгоритм действий, а потом он записывается на одном из таких языков. В итоге получается текст программы - полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, которые называются трансляторами, либо переводится в машинный код, либо исполняется.

Что такое язык программирования

Самому написать программу в машинном коде весьма сложно, причем эта сложность резко возрастает с увеличением размера программы и трудоемкости решения нужной задачи. Условно можно считать, что машинный код приемлем, если размер программы не превышает нескольких десятков байтов и нет потребности в операциях ручного ввода/вывода данных.

Поэтому сегодня практически все программы создаются с помощью языков программирования. Теоретически программу можно написать и средствами обычного человеческого (естественного) языка - это называется программированием на метаязыке (подобный подход обычно используется на этапе составления алгоритма), но автоматически перевести такую программу в машинный код пока невозможно из-за высокой неоднозначности естественного языка.

Языки программирования - искусственные языки. От естественных они отличаются ограниченным числом «слов», значение которых понятно транслятору, и очень строгими правилами записи команд (операторов). Совокупность подобных требований образует синтаксис языка программирования, а смысл каждой команды и других конструкций языка - его семантику. Нарушение формы записи программы приводит к тому, что транслятор не может понять назначение оператора и выдает сообщение о синтаксической ошибке, а правильно написанное, но не отвечающее алгоритму использование команд языка приводит к семантическим ошибкам (называемым еще логическими ошибками или ошибками времени выполнения).

Процесс поиска ошибок в программе называется тестированием, процесс устранения ошибок - отладкой.

Компиляторы и интерпретаторы

программирование язык компилятор интерпретатор

С помощью языка программирования создается не готовая программа, а только ее текст, описывающий ранее разработанный алгоритм. Чтобы получить работающие программу, надо этот текст либо автоматически перевести в машинный код (для этого служат программы-компиляторы) и затем использовать отдельно от исходного текста, либо сразу выполнять команды языка, указанные в тексте программы (этим занимаются программы-интерпретаторы).

Интерпретатор берет очередной оператор языка из текста программы, анализирует его структуру и затем сразу исполняет (обычно после анализа оператор транслируется в некоторое промежуточное представление или даже машинный код для более эффективного дальнейшего исполнения). Только после того, как текущий оператор успешно выполнен, интерпретатор перейдет к следующему. При этом, если один и тот же оператор должен выполняться в программе многократно, интерпретатор всякий раз будет выполнять его так, как будто встретил впервые. Вследствие этого, программы, в которых требуется осуществить большой объем повторяющихся вычислений, могут работать медленно. Кроме того, для выполнения такой программы на другом компьютере там также должен быть установлен интерпретатор - ведь без него текст программы является просто набором символов.

По-другому можно сказать, что интерпретатор моделирует некую виртуальную вычислительную машину, для которой базовыми инструкциями служат не элементарные команды процессора, а операторы языка программирования.

Компиляторы полностью обрабатывают весь текст программы (он иногда называется исходный код). Они просматривают его в поисках синтаксических ошибок (иногда несколько раз), выполняют определенный смысловой анализ и затем автоматически переводят (транслируют) на машинный язык - генерируют машинный код. Нередко при этом выполняется оптимизация с помощью набора методов, позволяющих повысить быстродействие программы (например, с помощью инструкций, ориентированных на конкретный процессор, путем исключения ненужных команд, промежуточных вычислений и т. д.). В результате законченная программа получается компактной и эффективной, работает в сотни раз быстрее программы, выполняемой с помощью интерпретатора, и может быть перенесена на другие компьютеры с процессором, поддерживающим соответствующий машинный код.

Основной недостаток компиляторов - трудоемкость трансляции языков программирования, ориентированных на обработку данных сложной структуры, часто заранее неизвестной или динамически меняющейся во время работы программы. Тогда в машинный код приходится вставлять множество дополнительных проверок, анализировать наличие ресурсов операционной системы, динамически их захватывать и освобождать, формировать и обрабатывать в памяти компьютера сложные объекты, что на уровне жестко заданных машинных инструкций осуществить довольно трудно, а для ряда задач практически невозможно.

С помощью интерпретатора, наоборот, допустимо в любой момент остановить работу программы, исследовать содержимое памяти, организовать диалог с пользователем, выполнить сколь угодно сложные преобразования данных и при этом постоянно контролировать состояние окружающей программно-аппаратной среды, благодаря чему достигается высокая надежность работы. Интерпретатор при выполнении каждого оператора проверяет множество характеристик операционной системы и при необходимости максимально подробно информирует разработчика о возникающих проблемах. Кроме того, интерпретатор очень удобен для использования в качестве инструмента изучения программирования, так как позволяет понять принципы работы любого отдельного оператора языка.

В реальных системах программирования перемешаны технологии и компиляции, и интерпретации. В процессе отладки программа может выполняться по шагам, а результирующий код не обязательно будет машинным - он даже может быть исходным кодом, написанным на другом языке программирования (это существенно упрощает процесс трансляции, но требует компилятора для конечного языка), или промежуточным машинно-независимым кодом абстрактного процессора, который в различных компьютерных архитектурах станет выполняться с помощью интерпретатора или компилироваться в соответствующий машинный код.

Уровни языков программирования

Разные типы процессоров имеют разные наборы команд. Если язык программирования ориентирован на конкретный тип процессора и учитывает его особенности, то он называется языком программирования низкого уровня. В данном случае «низкий уровень» не значит «плохой». Имеется в виду, что операторы языка близки к машинному коду и ориентированы на конкретные команды процессора.

Языком самого низкого уровня является язык ассемблера, который просто представляет каждую команду машинного кода, но не в виде чисел, а с помощью символьных условных обозначений, называемых мнемониками. Однозначное преобразование одной машинной инструкции в одну команду ассемблера называется транслитерацией. Так как наборы инструкций для каждого модели процессора отличаются, конкретной компьютерной архитектуре соответствует свой язык ассемблера, и написанная на нем программа может быть использована только в этой среде.

С помощью языков низкого уровня создаются очень эффективные и компактные программы, так как разработчик получает доступ ко всем возможностям процессора. С другой стороны, при этом требуется очень хорошо понимать устройство компьютера, затрудняется отладка больших приложений, а результирующая программа не может быть перенесена на компьютер с другим типом процессора. Подобные языки обычно применяют для написания небольших системных приложений, драйверов устройств, модулей стыковки с нестандартным оборудованием, когда важнейшими требованиями становятся компактность, быстродействие и возможность прямого доступа к аппаратным ресурсам. В некоторых областях, например в машинной графике, на языке ассемблера пишутся библиотеки, эффективно реализующие требующие интенсивных вычислений алгоритмы обработки изображений.

Языки программирования высокого уровня значительно ближе и понятнее человеку, нежели компьютеру. Особенности конкретных компьютерных архитектур в них не учитываются, поэтому создаваемые программы на уровне исходных текстов легко переносимы на другие платформы, для которых создан транслятор этого языка. Разрабатывать программы на языках высокого уровня с помощью понятных и мощных команд значительно проще, а ошибок при создании программ допускается гораздо меньше.

Поколения языков программирования

Языки программирования принято делить на пять поколений. В первое поколение входят языки, созданные в начале 50-х годов, когда первые компьютеры только появились на свет. Это был первый язык ассемблера, созданный по принципу «одна инструкция - одна строка».

Расцвет второго поколения языков программирования пришелся на конец 50-х - начало 60-х годов. Тогда был разработан символический ассемблер, в котором появилось понятие переменной. Он стал первым полноценным языком программирования. Благодаря его возникновению заметно возросли скорость разработки и надежность программ.

Появление третьего поколения языков программирования принято относить к 60-м годам. В это время родились универсальные языки высокого уровня, с их помощью удается решать задачи из любых областей. Такие качества новых языков, как относительная простота, независимость от конкретного компьютера и возможность использования мощных синтаксических конструкций, позволили резко повысить производительность труда программистов. Понятная большинству пользователей структура этих языков привлекла к написанию небольших программ (как правило, инженерного или экономического характера) значительное число специалистов из некомпьютерных областей. Подавляющее большинство языков этого поколения успешно применяется и сегодня.

С начала 70-х годов по настоящее время продолжается период языков четвертого поколения. Эти языки предназначены для реализации крупных проектов, повышения их надежности и скорости создания. Они обычно ориентированы на специализированные области применения, где хороших результатов можно добиться, используя не универсальные, а проблемно-ориентированные языки, оперирующие конкретными понятиями узкой предметной области. Как правило, в эти языки встраиваются мощные операторы, позволяющие одной строкой описать такую функциональность, для реализации которой на языках младших поколений потребовались бы тысячи строк исходного кода.

Рождение языков пятого поколения произошло в середине 90-х годов. К ним относятся также системы автоматического создания прикладных программ с помощью визуальных средств разработки, без знания программирования. Главная идея, которая закладывается в эти языки, - возможность автоматического формирования результирующего текста на универсальных языках программирования (который потом требуется откомпилировать). Инструкции же вводятся в компьютер в максимально наглядном виде с помощью методов, наиболее удобных для человека, не знакомого с программированием.

Обзор языков программирования высокого уровня

FORTRAN (Фортран). Это первый компилируемый язык, созданный Джимом Бэкусом в 50-е годы. Программисты, разрабатывавшие программы исключительно на ассемблере, выражали серьезное сомнение в возможности появления высокопроизводительного языка высокого уровня, поэтому основным критерием при разработке компиляторов Фортрана являлась эффективность исполняемого кода. Хотя в Фортране впервые был реализован ряд важнейших понятий программирования, удобство создания программ было принесено в жертву возможности получения эффективного машинного кода. Однако для этого языка было создано огромное количество библиотек, начиная от статистических комплексов и кончая пакетами управления спутниками, поэтому Фортран продолжает активно использоваться во многих организациях, а сейчас ведутся работы над очередным стандартом Фортрана Р2к, который появится в 2000 году. Имеется стандартная версия Фортрана НРF(High Performance Fortran) для параллельных суперкомпьютеров со множеством процессоров.

СОВО L (Кобол). Это компилируемый язык для применения в экономической области и решения бизнес - задач, разработанный в начале 60-х годов. Он отличается большой « многословностью » - его операторы иногда выглядят как обычные английские фразы. В Коболе были реализованы очень мощные средства работы с большими объемами данных, хранящимися на различных внешних носителях. На этом языке создано очень много приложений, которые активно эксплуатируются и сегодня. Достаточно сказать, что наибольшую зарплату в США получают программисты на Коболе.

Algol (Алгол). Компилируемый язык, созданный в 1960 году. Он был призван заменить Фортран, но из-за более сложной структуры не получил широкого распространения. В 1968 году была создана версия Алгол 68, по своим возможностям и сегодня опережающая многие языки программирования, однако из-за отсутствия достаточно эффективных компьютеров для нее не удалось своевременно создать хорошие компиляторы.

Paskal (Паскаль). Язык Паскаль, созданный в конце 70-х годов основоположником множества идей современного программирования Никлаусом Виртом, во многом напоминает Алгол, но в нем ужесточен ряд требований к структуре программы и имеются возможности, позволяющие успешно применять его при создании крупных проектов.

Basik (Бейсик). Для этого языка имеются и компиляторы, и интерпретаторы, а по популярности он занимает первое место в мире. Он создавался в 60-х годах в качестве учебного языка и очень прост в изучении.

С (Си). Данный язык был создан в лаборатории Bell и первоначально не рассматривался как массовый. Он планировался для замены ассемблера, чтобы иметь возможность создавать столь же эффективные и компактные программы и в то же время не зависеть от конкретного типа процессора.

Си во многом похож на Паскаль и имеет дополнительные средства для прямой работы с памятью (указатели). На этом языке в 70-е годы написано множество прикладных и системных программ и ряд известных операционных систем (11пгх).

С++ (Си ++). Си ++ - это объектно-ориентированное расширение языка Си, созданное Бьярном Страуструпом в 1980 году. Множество новых мощных возможностей, позволивших резко повысить производительность программистов, наложилось на унаследованную от языка Си определенную низкоуровневость, в результате чего создание сложных и надежных программ потребовало от разработчиков высокого уровня профессиональной подготовки.

Java (Джава, Ява). Этот язык был создан компанией 5ип в начале 90-х годов на основе Си ++. Он призван упростить разработку приложений на основе Си ++ путем исключения из него всех низкоуровневых возможностей. Но главная особенность этого языка - компиляция не в машинный код, а в платформно-независимый байт-код (каждая команда занимает один байт). Этот байт-код может выполняться с помощью интерпретатора - виртуальной java- машины JVM(Java Virtual Machine), версии которой созданы сегодня для любых платформ. Благодаря наличию множества Java-машин программы на Java можно переносить не только на уровне исходных текстов, но и на уровне двоичного байт-кода, поэтому по популярности язык Ява сегодня занимает второе место в мире после Бейсика.

Особое внимание в развитии этого языка уделяется двум направлениям: поддержке всевозможных мобильных устройств и микрокомпьютеров, встраиваемых в бытовую технику (технология Jini) и созданию платформно-независимых программных модулей, способных работать на серверах в глобальных и локальных сетях с различными операционными системами (технология Java Beans). Пока основной недостаток этого языка - невысокое быстродействие, так как язык Ява интерпретируемый.

С# (Си Шарп). В конце 90-х годов в компании Microsoft, руководством Андерса Хейльсберга был разработан язык С#. В нем воплотились лучшие идеи Си и Си ++, а также достоинства Java. Правда, С#, как и другие технологии Microsoft, ориентирован на платформу Windows. Однако формально он не отличается от прочих универсальных языков, а корпорация даже планирует его стандартизацию. Язык С# предназначен для быстрой разработки. NET-приложений, и его реализация в системе Microsoft Visual Studio. NET содержит множество особенностей, привязывающих С# к внутренней архитектуре Windows и платформы.NET.

Языки программирования баз данных

Эта группа языков отличается от алгоритмических языков прежде всего решаемыми задачами. База данных - это файл (или группа файлов), представляющий собой упорядоченный набор записей, имеющих единообразную структуру и организованных по единому шаблону (как правило, в табличном виде). База данных может состоять из нескольких таблиц. Удобно хранить в базах данных различные сведения из справочников, картотек, журналов бухгалтерского учета и т. д.

При работе с базами данных чаще всего требуется выполнять следующие операции:

§ создание/модификация свойств/удаление таблиц в базе данных;

§ поиск, отбор, сортировка информации по запросам пользователей;

§ добавление новых записей;

§ модификация существующих записей;

§ удаление существующих записей.

Первые базы данных появились очень давно, как только появилась потребность в обработке больших массивов информации и выборки групп записей по определенным признакам. Для этого был создан структурированный язык запросов SQL (Structured Query Language). Он основан на мощной математической теории и позволяет выполнять эффективную обработку баз данных, манипулируя не отдельными записями, а группами записей.

Для управления большими базами данных и их эффективной обработки разработаны СУБД (Системы Управления Базами Данных). Практически в каждой СУБД помимо поддержки языка SQL имеется также свой уникальный язык, ориентированный на особенности этой СУБД и не переносимый на другие системы. Сегодня в мире насчитывается три ведущих производителя СУБД: Microsoft(SQL Server), IВМ (DB2) и Огас1е. Их продукты нацелены на поддержку одновременной работы тысяч пользователей в сети, а базы данных могут храниться в распределенном виде на нескольких серверах. В каждой из этих СУБД реализован собственный диалект SQL, ориентированный на особенности конкретного сервера, поэтому SQL-программы, подготовленные для разных СУБД, друг с другом, как правило, несовместимы.

С появлением персональных компьютеров были созданы так называемые настольные СУБД. Родоначальником современных языков программирования баз данных для ПК принято считать СУБД dBase II, язык которой был интерпретируемым. Затем для него были созданы компиляторы, появились СУБД FoxPro и Clipper, поддерживающие диалекты этого языка. Сегодня самой распространенной настольной СУБД стала система Microsoft Access.

Языки программирования для Интернета

С активным развитием глобальной сети было создано немало реализаций популярных языков программирования, адаптированных специально для Интернета. Все они отличаются характерными особенностями: языки являются интерпретируемыми, интерпретаторы для них распространяются бесплатно, а сами программы - в исходных текстах. Такие языки называют скрипт-языками.

HTML . Общеизвестный язык для оформления документов. Он очень прост и содержит элементарные команды форматирования текста, добавления рисунков, задания шрифтов и цветов, организации ссылок и таблиц. Все Web-страницы написаны на языке HTML или используют его расширения.

Рег l . В 80-х годах Ларри Уолл разработал язык Реrl. Он задумывался как средство эффективной обработки больших текстовых файлов, генерации текстовых отчетов, и управления задачами. По мощности Perl значительно превосходит языки типа-Си. В него введено много часто используемых функций работы со строками, массивами, всевозможные средства преобразования данных, управления процессами, работы с системной информацией и др.

РНР . Расмус Лердорф, активно использовавший Perl-скрипты, в 1995 году решил улучшить этот язык, упростив его и дополнив встроенными средствами доступа к базам данных. В результате появилась разработка Personal Content Page/Forms Interpreter(PHP/FI). Уже через пару лет программы на ее основе использовались на 50 тыс. сайтов. В 1997 году ее значительно усовершенствовали Энди Гутмане и Зив Сураски, и под названием РНР 3.0 этот язык быстро завоевал популярность у создателей динамических сайтов во всем мире.

Tcl / Tk . В конце 80-х годов Джон Аустираут придумал популярный скрипт-язык Tcl и библиотеку Tk. В Tcl он попытался воплотить видение идеального скрипт-языка. Язык Tcl ориентирован на автоматизацию рутинных процессов и состоит из мощных команд, предназначенных для работы с абстрактными нетипизированными объектами. Он независим от типа системы и при этом позволяет создавать программы с графическим интерфейсом.

VRML . В 1994 году был создан язык VRML для организации виртуальных трехмерных интерфейсов в Интернете. Он позволяет описывать в текстовом виде различные трехмерные сцены, освещение и тени, текстуры (покрытия объектов), создавать свои миры, путешествовать по ним, «облетать» со всех сторон, вращать в любых направлениях, масштабировать, регулировать освещенность и т. д.

XML . В августе 1996 года WWW-консорциум, ответственный за стандарты на Интернет-технологии, приступил к подготовке универсального языка разметки структуры документов, базировавшегося на достаточно давно созданной в IВМ технологии SGML. Новый язык получил название XML. Сегодня он служит основой множества системных, сетевых и прикладных приложений, позволяя представлять в прозрачном для пользователей и программ текстовом виде различные аспекты внутренней структуры иерархически организованных документов. В недалеком будущем он может стать заменой HTML.

Языки моделирования

При создании программ и формировании структур баз данных нередко применяются формальные способы их представления - формальные нотации, с помощью которых можно визуально представить (изобразить с помощью мыши) таблицы баз данных, поля, объекты программы и взаимосвязи между ними в системе, имеющей специализированный редактор и генератор исходных текстов программ на основе созданной модели. Такие системы называются CASE-системами. В них активно применяются нотации IDEF, а в последнее время все большую популярность завоевывает язык графического моделирования UML.

Прочие языки программирования

PL / I (PL/I). В середине 60-х годов компания IВМ решила взять все лучшее из языков Фортран, Кобол и Алгол. В результате в 1964 году на свет появился новый компилируемый язык программирования, который получил название Programming Language One. В этом языке было реализовано множество уникальных решений, полезность которых удается оценить только спустя 33 года, в эпоху крупных программных систем. По своим возможностям PL/I значительно мощнее многих других языков (Си, Паскаля). Например, в PL/I присутствует уникальная возможность указания точности вычислений - ее нет даже у Си ++ и Явы. Этот язык и сегодня продолжает поддерживаться компанией IВМ.

Smalltalk (Смолток). Работа над этим языком началась в 1970 году в исследовательской лаборатории корпорации XEROX, а закончились спустя 10 лет, воплотившись в окончательном варианте интерпретатора SMALLTALK-80. Данный язык оригинален тем, что его синтаксис очень компактен и базируется исключительно на понятии объекта. В этом языке отсутствуют операторы или данные. Все, что входит в Смолток, является объектами, а сами объекты общаются друг с другом исключительно с помощью сообщений (например, появление выражения 1 + 1 вызывает посылку объекту I сообщения «+», то есть «прибавить», с параметром 1, который считается не числом-константой, а тоже объектом). Больше никаких управляющих структур, за исключением «оператора» ветвления (на самом деле функции, принадлежащей стандартному объекту), в языке нет, хотя их можно очень просто смоделировать. Сегодня версия VisualAge for Smalltalk активно развивается компанией IВМ.

LISP (Лисп). Интерпретируемый язык программирования, созданный в 1960 году Джоном Маккарти. Ориентирован на структуру данных в форме списка и позволяет организовывать эффективную обработку больших объемов текстовой информации.

Prolog (Пролог). Создан в начале 70-х годов Аланом Колмероэ. Программа на этом языке, в основу которого положена математическая модель теории исчисления предикатов, строится из последовательности фактов и правил, а затем формулируется утверждение, которое Пролог будет пытаться доказать с помощью введенных правил. Человек только описывает структуру задачи, а внутренний «мотор» Пролога сам ищет решение с помощью методов поиска и сопоставления.

Ada (Ада). Назван по имени леди Огасты Ады Байрон, дочери английского поэта Байрона и его отдаленной родственницы Анабеллы Милбэнк. В 1980 году сотни экспертов Министерства обороны США отобрали из 17 вариантов именно этот язык, разработанный небольшой группой под руководством Жана Ишбиа. Он удовлетворил на то время все требования Пентагона, а к сегодняшнему дню в его развитие вложены десятки миллиардов долларов. Структура самого языка похожа па Паскаль. В нем имеются средства строгого разграничения доступа к различным уровням спецификаций, доведена до предела мощность управляющих конструкций.

FORTH (Форт). Результат попытки Чарльза Мура в 70-х годах создать язык, обладающий мощными средствами программирования, который можно эффективно реализованным на компьютерах с небольшими объемами памяти, а компилятор мог бы выдавать очень быстрый и компактный код, то есть служил заменой ассемблеру. Однако сложности восприятия программного текста, записанного в непривычной форме, сильно затрудняли поиск ошибок, и с появлением Си язык Форт оказался забытым.

Заключение

Компьютерные программы создают программисты - люди, обученные процессу их составления (программированию). Мы знаем, что программа - это логически упорядоченная последовательность команд, необходимых для управления компьютером (выполнения им конкретных операций), поэтому программирование сводится к созданию последовательности команд, необходимой для решения определенной задачи.

Список используемой литературы

1. Симонович С. В. Информатика базовый курс 2-е издание «Питер» М., Санкт - Петербург, Ростов-на-Дону-2006

2. А.А. Степанов Информатика 4-е издание «Питер» М., Санкт - Петербург, Ростов-на-Дону, Киев-2005

3. Б.В. Соболь, А. Б. Галин Информатика учебник Ростов-на-Дону, «Феникс» 2005

4. И.И. Сергеева, А.Р. Музалевская Информатика, М. Форум-Инфа-Москва, 2006

5. Е.Л. Жукова, Е.Г. Бурда Информатика, М. 2007, Наука-Пресс

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятия структурного программирования и алгоритма решения задачи. Краткая история развития языков программирования от машинных до языков ассемблера и языков высокого уровня. Процедурное программирование на C#. Методы и программы для моделирования.

    учебное пособие , добавлен 26.10.2010

    Сущность и функции языков программирования, их эволюция и оценка популярности различных видов. Особенности компьютерных программ, разработанных на компилируемом, интерпретируемом или смешанном языке. Основные классы и иерархия языков программирования.

    презентация , добавлен 23.01.2013

    Эволюция языков программирования от низкого уровня до современности. Языки программирования второго поколения - ассемблер. Императивные, функциональные, логические и объектно-ориентированные языки. Машинная независимость. Парадигмы программирования.

    презентация , добавлен 14.10.2013

    Классификация языков программирования. Использование циклических конструкций и выполнение итерационных процессов. Алгоритмические структуры циклов языков C, C++, Java, C#. Особенности современных языков программирования высокого уровня и их применение.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2009

    Характеристики и свойства языков программирования. Исследование эволюции объектно-ориентированных языков программирования. Построение эволюционной карты механизмов ООП. Разработка концептуальной модели функционирования пользовательского интерфейса.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Рассмотрение общих сведений и уровней языков программирования. Ознакомление с историей развития, использования языков программирования. Обзор достоинств и недостатков таких языков как Ассемблер, Паскаль, Си, Си++, Фортран, Кобол, Бейсик, SQL, HTML, Java.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2014

    Основные концепции языков программирования, механизмы типизации данных. Описание языков программирования и методов трансляции. Конечные автоматы и преобразователи. Общие методы синтаксического анализа. Формальные методы описания языкового перевода.

    курс лекций , добавлен 04.12.2013

    Основы систематизации языков имитационного моделирования, моделирование систем и языки программирования. Особенности использования алгоритмических языков, подходы к их разработке. Анализ характеристик и эффективности языков имитационного моделирования.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2012

    Оценка современного этапа развития компьютерных технологий. История развития, классификации, сведения и уровни языков программирования. Обзор современных языков программирования: Си, его разовидности, Паскаль, Фортран, Бейсик - тенденция их развития.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2010

    Описание современных языков программирования (Паскаль, Ассемблер, С++, Бейсик, Лого, Форт, Пролог, Рефал и Лекс). Понятие, назначение и составные элементы систем программирования (машинно-ориентированных и машинно-независимых систем программирования).

Есть много параметров по которым можно сравнивать языки программирования. Именно как языки, а не платформы. Популярность, инструменты разработки, область применения, позиция на рынке — это важно, но интересно именно посмотреть на языки сами по себе.
Причём пофигу на их парадигмы: и на Си можно писать в ООП стиле (GTK+ например) и на Java можно делать монады .
А как они именно в жизни?

Если вам хочется узнать какой язык популярнее то крайне советую вам почитать статью В поисках самого востребованного языка программирования откуда я нагло стырил КДПВ.

Я же хочу обратить ваше внимание на такие почти субъективные параметры:

1. Набор базовых аксиом.
Есть языки которые похожи на китайский — куча иероглифов. А есть такие как английский, где всего 26 букв, зато из них можно комбинировать слова а из слов предложения.
Очевидно что чем меньше таких вот базовых символов тем проще начать обучение. Но получается больше текста, да.
С другой стороны доводить набор букв до 1 и 0 тоже бессмысленно. Тут нужно подбирать компромис. В среднем во всех языках около 15ти операторов и до десяти базовых типов.
Аксиоматичную мощность можно посчитать и вывести коэффициент. Я даже нашёл какое-то сравнение мощности языков столетней давности .
Это вполне серъёзная и слегка научная задача годная для диссертации. Тут даже и графики красивые в маткаде можно нарисовать и из Википедии накопипастить заумных терминов. По крайней мере всерьёз годик разбираться.
Но вместо этого все пишут диссеры про какую то фигню, в лучшем случае о рефакторинге или RESTе. И кстати тоже не особо мудрённое дело для диссера: метод экстрактнуть или HTTP запрос отправить. Ловите намёк 😉

2. Читабельность.
Большую часть времени программисты читают код а не пишут.
Что такое читабельность начинаешь понимать когда сравниваешь код на питоне и на перле.
Тут такая закономерность: чем высокоуровневей язык программирования, тем лучше читаемость. SQL вообще читается как обычный текст.

3. Синтаксический сахар
Для часто повторяющихся примитивных вещей. Например, в яве строки — это объекты, и по хорошему нужно их конкатенировать вызовом метода. Но чтобы облегчить людям жизнь специально добавили синтаксический сахар когда оператор + выполняет конкатенацию строк.
Но плюс работает только для строк в виде исключения: всем остальным классам переопределять операторы нельзя, чтобы не было удивления в коде.
А вот в C++, C#, Groovy и многих других языках можно делать переопределение операторов и в результате потом часто удивляешься что это за фигня такая в коде: users << new User() пока не узнаёшь что добрые молодцы добавили сахару для добавления в список.
Вообщем, тут опять таки как с языками — если в английском жёсткая грамматика и порядок слов, то в русском пиши как хочешь и синтезируй слова.
В результате иностранцы не могут понять русский.

4. Возможность выстрелить в ногу.
Лучше всего стрелять в ногу на Си: тут ты выхватываешь настоящий Segmentation fault а не унылый NPE. Делишь 1/3 и получаешь 0. Пишешь if (x = 3) и долго удивляешься почему код не работает. И через переполненный буфер хакеры тебе валят сервак.
А ещё в Си бывают приколы когда из-за оптимизирующей опции компилятора программа перестаёт работать вообще.

5. Магия.
Магия это некая фича которая позволяет делать всякие трюки не предусмотренные изначально создателями.
Очень часто мы даже не задумываемся что используем магию.
Например, директивы прекомпилятора и макросы — ими можно и вовсе перевести C++ на олбанский:

#include #include #if !defined (_MSC_VER) || _MSC_VER < 1400 #error Wrong compiler! Use MSVS 8.0 #endif #define НАЧЕЛ { #define КОНЧЕЛ;} #define ТИПА int #define ВДРУГ if (#define ТАДА) #define НИХРИНА else #define ВЗАД return #define КАГДИЛА (#define ЙО; #define ЖЖОШ(p,n) for (; (p) <= (n); (p)++) #define БАЗАР std::cout << #define СЛЫШЬ << #define СТОЙ system ("echo. & pause"); #define БЛИН _wsetlocale (LC_ALL, L"Russian_Russia.ACP"); #define ВРОДЕ try #define ИБАНУЦЦО throw #define АПСТЕНУ catch (const char* __чё__) #define ПРЕВЕД ТИПА main КАГДИЛА ТАДА #define МЕДВЕД ВЗАД 0; КОНЧЕЛ ТИПА КРУТО КАГДИЛА ТИПА фигня ТАДА НАЧЕЛ БАЗАР "ВАЩЕ " ЙО ВДРУГ фигня == 8 ТАДА ИБАНУЦЦО "мля! " ЙО ВЗАД 0 КОНЧЕЛ ПРЕВЕД НАЧЕЛ БЛИН ВРОДЕ НАЧЕЛ ТИПА фишка = 0 ЙО ЖЖОШ (фишка, 10) НАЧЕЛ БАЗАР фишка СЛЫШЬ " "; ВДРУГ фишка >= 5 ТАДА КРУТО (фишка) ЙО КОНЧЕЛ КОНЧЕЛ АПСТЕНУ НАЧЕЛ БАЗАР "ИБАНУЦЦО invoked: " СЛЫШЬ __чё__; КОНЧЕЛ СТОЙ МЕДВЕД

Теперь давайте сравним языки по этим критериям:
Си
1. Минимальный базовый набор аксиом: В Си всё просто: вот функции, вот структуры, вот указатели, в атаку! Труъ сишники, типа Торвальдса, смотрят на плюсников как на позеров.
2. Читабельность: в Си она низкая i++, j—, for (;;) но сильно выручает что набор минимален.
3. Синтаксический сахар: квадратные скобочки для массивов (можно обойтись указателем) и строковые литералы.
4. В ногу вы просто стреляете: выходите за рамки буферов, забываете подчистить память, в результате имеете настоящий Segmentation fault.
5. Как это не удивительно без магии в Си не сделать ни шагу. Магия в Си — это директивы прекомпилятора. На них делается всё: инклдюды, константы, DSL’ы.

Си++
1. Тут уже появляются объекты, но с ними ещё куча свистелок и перделок по числу которых плюсы впереди планеты всей. Вообще появляется ощущение что плюсы тестовый полигон для всех всех концепций программирования.
2. Читабельность почти никакая. Местами спасает только Си-подобный синтаксис.
3. Сахарка хватает: даже хелоу ворлд начинается с переопределённого оператора << для cout.
4. Стреляем в ногу из пулемёта. Классика жанра — множественное наследование.
5. Магия достигается через шаблоны STL и Boost.

Ява
1. Тут просто взяли Си++ и убрали всё лишнее. В результате всё просто: вот класс, вот методы, создаёшь объект и дергаешь методы, если что-то пошло не так кидаешь исключение, «шо не йасно?».
Но всё равно перестарались: вложенные классы, статические методы, примитивные типы. Когда начинаешь готовится к сертификации OSCJP внезапно понимаешь что Явы ты не знаешь.
2. Синтаксис вполне уже читабельный, если не обращать внимание на реликты после Си. По сути lingva franca из-за чего её любят использовать в учебниках.
3. Если знаешь все приколы Си то в ногу стрельнуть уже довольно сложно. Разве что Out of memory или Null pointer exception. Собственно поэтому на Яве и написали кучу энтерпрайзного софта.
4. Магия постигается с помощью аннотаций, которые вообще то не должны влиять на программу. Но по факту по следам аннотаций потом курочат байт код до неузнаваемости.

Си шарп
1. Взяли яву и натащили всего нужного и ненужного в целях маркетинга. Чем структуры отличаются от классов? Зачем нужен yield ? Судя по всему он и не так часто используется .
3. Опять переопределение операторов и прочий зоопарк из C++, но уже с уборщиком мусора.
2. Читабельность нормальная. Ну примерно как у Делфи (создатель один и тот же).
4. Для магии всегда придумывают целые технологии, типа LINQ.

Пайтон
1. Большой набор базовых принципов которые плохо подобраны.
2. Читабельность хорошая — издалека вообще со стихами Маяковского можно спутать.
4. Магия достигается использованием сишных либ которые всё умеют. Поэтому на питоне написано половина гуёв на линуксах.
Вообще про питон лично я ничего хорошего не могу сказать — я на нём написал с десяток скриптов и каждый раз это было отстойно. Может в нём и есть какая фишка.

Перл
2. Перл получился в процессе эволюции текстового редактора. И бесспорно имеет самый ужасный write-only синтаксис. Регулярные выражения как раз пришли из перла, что о многом говорит. Мне кажется создатели Brainfuck просто немного упростили Perl.
4. Магия перла в том что одной строчкой можно переколбасить весь текст в документе.

Руби
По сути — объектно-ориентированный Перл.
1. Синтаксис настолько засахаренный что можно получить диабет.
2. Читабельность как у перла, но выручает единообразие — главное понять концепцию.
4. Магия достигается с помощью метапрограммирования поверх динамизма. Например, если вы дёргаете метод которого нет, то можно его перехватить и всё таки выполнить. Так делают динамик файндеры, например.
Всё что в книжках по яве написано «так делать нельзя» в руби пишут «смотрите, можно даже так сделать!».

Ada
Аду создавали в рамках конкурса для армии США. Т.е. изначально попросили академиков придумать самый крутой язык программирования. За что боролись на то и напоролись.
1. Базовый набор огромен. До появления Scala это был самый богатый язык программирования.
2. При этом великолепный читабельный паскальный синтаксис.
3. Сахару достаточно.
4. Магии практически нет — всё итак уже в языке. Хотя тут я не уверен, я не так много кода видел на Аде.

Я не просто так упомянул Аду, почитайте её критику:

Хоар выразил своё сожаление тем, что «погремушки и побрякушки возобладали над фундаментальными требованиями надёжности и безопасности» и предостерёг от «армады ракет, летящих не туда из-за не обнаруженной вовремя ошибки в компиляторе Ады». Никлаус Вирт высказался более сдержанно, но тоже негативно. Он сказал: «Слишком много всего вываливается на программиста. Я не думаю, что, изучив треть Ады, можно нормально работать. Если вы не освоите всех деталей языка, то в дальнейшем можете споткнуться на них, и это приведёт к неприятным последствиям». Жан Ишбиа, руководитель группы разработчиков Ады, выразив своё «уважение и восхищение» Виртом, не согласился с ним, сказав: «Вирт верит в простые решения сложных проблем. Я не верю в такие чудеса. Сложные проблемы требуют сложных решений».

Стоит ли говорить что в результате Ада в жопе а в космос летает софт написанный на Сишечке?

Scala
Скала это попытка сделать Яву функциональной в ущерб здравому смыслу.
Точно так же как и Аду её придумали искусственно в «лаборатории по созданию языков программирования» что уже должно настораживать.
Как и любая функциональщина, она доводит до оргазма всяких умников с «математическим складом ума».
Нормальным инженерам становится страшно когда они представляют как поддерживать проект на Скале. Scala хуже, чем Java. Как минимум, для половины Java проектов .

Очень хорошо это описано в статье Андрея Платова О выборе языка программирования :

Scala даст огромный рост продуктивности по сравнению с Java (так же как C->C++). Это верно для проекта с одним автором в вакууме. Сложность, и безграничные возможности языка отразятся гемороем, который нихера не будет способствовать продуктивности. Вопрос только в том чего будет больше. Я пока не знаю, да и больших Scala проектов в мире по большому счету еще нет.

Вывод: я пришёл к такому же выводу как Андрей Платов — мы сейчас находимся во время ломки языков программирования и реально выбирать на самом деле не из чего — все текущие языки явно морально устаревшие.
Нужно совершенно новое поколение языков программирования. Да такое чтобы все текущие языки показались такой же глупой затеей как писать на перфокартах.
Но об этом я позже.

Ещё по теме

PS

В этой статье я хотел обратить внимание только на некие не всегда очевидные особенности которые обычно учитываются при выборе технологии, а их не их полное сравнение.
Всё остальное уже отхоливоренно где следует

Не поленитесь, и почитайте ещё несколько очень важных моих .
Также не забудьте вступить в группу IT Juniors куда я пытаюсь собирать ссылки на другие полезные статьи для вас и анонсы курсов и интернатуры в компаниях.

Здравствуйте! Сегодня пост о наболевшем для большинства из начинающих сайтостроителей. Мне приходилось очень часто в комментариях отвечать на один и тот же вопрос — как удалить страницы из поиска , которые были проиндексированы ранее, но в силу сложившихся обстоятельств были удалены и больше не существуют, но по-прежнему находятся в индексе поисковых систем. Или же в поиске находятся страницы запрещенные к индексации.

В комментариях особо не развернешься, поэтому после очередного вопроса решил уделить данной теме отдельное внимание. Для начала давайте разберемся, каким образом такие страницы могли оказаться в поиске. Примеры буду приводить исходя из собственного опыта, так что если я что-то забуду, то прошу дополнить.

Почему закрытые и удаленные страницы есть в поиске

Причин может быть несколько и некоторые из них я постараюсь выделить в виде небольшого списка с пояснениями. Перед началом дам пояснение что подразумеваю под «лишними» (закрытыми) страницами: служебные или иные страницы, запрещенные к индексации правилами или мета-тегом.

Несуществующие страницы находятся в поиске по следующим причинам:

  • Самое банальное — страница удалена и больше не существует.
  • Ручное редактирование адреса web-страницы, вследствие чего документ который уже находится в поиске становится не доступным для просмотра. Особое внимание этому моменту нужно уделить новичкам, которые в силу своих небольших знаний пренебрежительно относятся к функционированию ресурса.
  • Продолжая мысль о структуре напомню, что по-умолчанию после установки WordPress на хостинг она не удовлетворяет требованиям внутренней оптимизации и состоит из буквенно-цифровых идентификаторов. Приходится на ЧПУ, при этом появляется масса нерабочих адресов, которые еще долго будут оставаться в индексе поисковых систем. Поэтому применяйте основное правило: надумали менять структуру — используйте 301 редирект со старых адресов на новые. Идеальный вариант — выполнить все настройки сайта ДО его открытия, в этом может пригодиться локальный сервер.
  • Не правильно настроена работа сервера. Несуществующая страница должна отдавать код ошибки 404 или с кодом 3хх.

Лишние страницы появляются в индексе при следующих условиях:

  • Страницы, как Вам кажется, закрыты, но на самом деле они открыты для поисковых роботов и находятся в поиске без ограничений (или не правильно написан robots.txt). Для проверки прав доступа ПС к страницам воспользуйтесь соответствующими инструментами для .
  • Они были проиндексированы до того как были закрыты доступными способа.
  • На данные страницы ссылаются другие сайты или внутренние страницы в пределах одного домена.

Итак, с причинами разобрались. Стоит отметить, что после устранения причины несуществующие или лишние страницы еще долгое время могут оставаться в поисковой базе — все зависит от или частоты посещения сайта роботом.

Как удалить страницу из поисковой системы Яндекс

Для удаления URL из Яндекс достаточно пройти по ссылке и в текстовое поле формы вставить адрес страницы, которую нужно удалить из поисковой выдачи.

Главное условие успешного запроса на удаление:

  • страница должна быть закрыта от индексации правилами robots или мета-тегом noindex на данной странице — в том случае если страница существует, но не должна участвовать в выдаче;
  • при попытке обращения к странице сервер должен возвращать ошибку 404 — если страница удалена и более не существует.

При следующем обходе сайта роботом запросы на удаление будут выполнены, а страницы исчезнут из результатов поиска.

Как удалить страницу из поисковой системы Google

Для удаления страниц из поступаем аналогичным образом. Открываем инструменты для веб-мастеров и находим в раскрывающемся списке Оптимизация пункт Удалить URL-адреса и переходим по ссылке.

Перед нами специальная форма с помощью которой создаем новый запрос на удаление:

Нажимаем продолжить и следуя дальнейшим указаниям выбираем причину удаления. По-моему мнению слово «причина» не совсем подходит для этого, но это не суть…

Из представленных вариантов нам доступно:

  • удаление страницы страницы из результатов поиска Google и из кэша поисковой системы;
  • удаление только страницы из кэша;
  • удаление каталога со всеми входящими в него адресами.

Очень удобная функция удаления целого каталога, когда приходится удалять по несколько страниц, например из одной рубрики. Следить за статусом запроса на удаление можно на этой же странице инструментов с возможностью отмены. Для успешного удаления страниц из Google необходимы те же условия, что и для . Запрос обычно выполняется в кратчайшие сроки и страница тут же исчезает из результатов поиска.



Рекомендуем почитать

Наверх