Яндекс навигатор показывает что я во внуково. Блогер выяснил причины сбоя геолокации в районе кремля. Следствие ведет Bobuk

Помощь 14.04.2019
Помощь

Ранее радиостанция «Говорит Москва» сообщала, что пользователи «Яндекс. Навигатора» жалуются на ошибочное определение местоположения: навигаторы «перемещают» москвичей от Кремля во Внуково.

Радиостанция проверила другие приложения, включая «Google Карты» и Apple Maps. Они выдавали ту же ошибку, перемещая пользователей во Внуково.

Позже блогер Григорий Бакунов , известный как Bobuk, опубликовал объяснение навигационной аномалии.

По его словам, причина сбоя - спуфинг (подмена) GPS.

Используя несколько разных GPS и GLONASS приемников, Бакунов проанализировал частоты в районе Кремля в отрезок времени с 9 до 12 утра.

Его исследование показало, что «где-то внутри Кремля стоит, а возможно и передвигается мощный передатчик, который имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5».

Блогер поясняет, что частота L1 — это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации.

«Чтобы обмануть GPS на этой частоте, нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве. Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приёмниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства — ni.com, их решение сейчас самое целостное и по АЧХ очень похоже», - пишет Бакунов.

Из-за того, что сигнал отражается и перекрывается окружающими зданиями, «пятно зашумления» простирается от Солянки до Храма Христа Спасителя и от Охотного ряда до Овчинниковской набережной.

Исследователь указывает, что, очевидно, источник сигнала - не спутник, а его местоположение можно увидеть на представленной схеме.

Ранее пользователи соцсетей выдвигали теорию о «глушилках» на территории Кремля, которые меняют геолокацию на «Внуково» для того, чтобы там не могли подняться в воздух дроны. Поясним: в схемах видео-дронов стандартно «прошиты» координаты мест, где полёты запрещены. В число таких зон входят все мировые аэропорты.

Исследователь также указывает, что для разных устройств количество искажений геолокации разное.

«Скажем, андроидные устройства страдают чуть меньше айфонов, так как они реже используют геолокацию по GPS. Обычно данные о GPS они получают по Wi-Fi и триангуляции базовых станций», - пишет Бакунов.

Добавим, что в силу частотных характеристик сигнал довольно быстро затухает, а «подмена» сигнала то включается, то выключается. Однако и это создаёт проблемы с навигацией, и как следствие - страдает качество прогнозах о пробках в центральном районе Москвы.

В Москве продолжаются проблемы с GPS-сигналом, который внезапно пропадает в самом центре города. Заложниками ситуации, которая, как уверяют эксперты, неразрешима, стали тысячи москвичей и гостей города — водители и пассажиры такси, автомобилисты и пешеходы.

Чаще всего сигнал GPS искажается в районе Кремля. Проблема возникла еще летом 2016 года и пока не решена. Навигатор в лучшем случае определяет местоположение за несколько сотен метров до реального места нахождения, а в худшем — «переносит» пользователя в один из столичных аэропортов, чаще всего во Внуково.

Эксперты предполагают, что всему виной специальный комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ), призванный защищать территорию Кремля от дронов, в которых есть GPS и карта запретных для них зон, к которым, в частности, относятся и аэропорты. При этом над самим Кремлем такой запретной для беспилотников зоны формально нет.

Дорогу приходится спрашивать

Помимо затруднительной ситуации, в которую попадают водители, плохо ориентирующиеся в городе, такое положение дел приводит к проблемам и для пассажиров такси, так как многие таксисты не ориентируются в столице и ездят исключительно по навигаторам.

«Я родился в Москве, но в центре не так хорошо ориентируюсь, — рассказывает корреспонденту «Газеты.Ru» водитель Uber по имени Иса. --

Это из-за навигатора — все время по нему ориентируешься, и мозг отключается, ничего не запоминаешь. Недавно возле Кремля, когда я опять «оказался» во Внуково, пришлось останавливаться и спрашивать дорогу у других водителей».

«Таких таксистов — каждый пятый, — уверен автоэксперт Петр Шкуматов. — На крупных улицах они еще ориентируются, а вот в переулках уже впадают в ступор — могут проехать улицу нужную, круг лишний дать. Это большая проблема для такси, и многие пассажиры вскоре будут делать выбор в пользу метро, если им надо ехать в центр города или другие места, где шалит GPS. Кроме того, если навигация определяет местоположение, например, во Внуково, то счетчик работает уже по подмосковному тарифу и поездка может обходиться дороже».

Страдают от сбоев не только водители, но и власти Москвы, которые не могут в автоматическом режиме штрафовать автолюбителей, припарковавшихся с нарушением ПДД или не оплативших парковку.

Так, в Центре организации дорожного движения ранее отмечали, что, поскольку их автомобили «парконы» определяют местоположение по GPS и ГЛОНАСС, при нарушении самой работы систем выполнять свои функции в центре города они не могут.

Даже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков жаловался ранее на проблемы с навигацией. «Я тоже недавно на выходных ехал сам за рулем, и у меня в телефоне «Яндекс» действительно перекинулся куда-то в другой район», — посетовал он. Песков отметил, что вопрос специфический и требует квалификации, а потому адресовать его следует в Федеральную службу охраны (ФСО) и Минсвязи.

«Яндекс» вернет водителей на место

Спустя несколько месяцев после того, как сигнал GPS начал регулярно искажаться рядом с Кремлем, в компании «Яндекс» заявили, что научат свои навигационные сервисы бороться с этим явлением. Как рассказал «Газете.Ru» представитель компании Дмитрий Горчаков, сейчас необходимые обновления для приложения только тестируются.

«СМИ об этом писали некорректно, как будто мы уже исправили все, — поясняет Горчаков. — Мы работаем над алгоритмом, который будет отслеживать резкие изменения геопозиции на длительные расстояния и предупреждать об этом пользователя, возвращая его в исходную точку.

Определение местоположения будет корректным, но, как именно это будет выглядеть в интерфейсе, мы сможем рассказать позже».

В «Яндексе» пока не называют сроков, в которые научат свои навигационные продукты противостоять искажению сигнала.

Объехать проблему не получится

Эксперты сомневаются, что проблему удастся решить с помощью обновленного приложения или как-то иначе.

«Возле Кремля или других важных охраняемых объектов могут использоваться средства радиоэлектронной борьбы для противодействия беспилотникам и высокоточному оружию, — объясняет «Газете.Ru» технический директор компании — производителя систем автоматического управления БЛА ООО «Тайбер» Сергей Тыцык. — Однако вероятнее всего мы имеем дело с некачественным мощным радиоизлучающим оборудованием или локальными постановщиками помех для собственного использования, например, на служебных автомобилях. Приемник GPS устроен так, что ловит самый мощный сигнал.

Сбить его могут и примитивные китайские глушилки широкого диапазона за $800, которые покупают из-за паранойи от прослушки. Профессиональные средства РЭБ, даже самые простые, способны подменять сигнал спутника своим, похожим. Это не сложно».

Собеседник отмечает, что таким образом можно вывести из строя 99% гражданских беспилотников, которые потенциально могли бы использовать террористы. Однако дорогие военные дроны или крылатые ракеты уже способны вычислить такой скачок координат и дальше использовать собственную инерциальную навигационную систему.

Такие беспилотники могут, например, покинуть зону воздействия средств РЭБ, перезагрузить приемник GPS и облететь опасный участок. Инерциальные системы есть уже и в современных автомобилях премиум-класса. Они, например, позволяют навигационной системе автомобиля видеть местоположение в тоннелях.

Тыцык отмечает, что в качестве частичного решения проблемы пользователи навигационных систем могут использовать навигаторы на базе мобильных телефонов, уточняющих местоположение с помощью станций GSM (мобильная связь). «Но это не касается обычных навигаторов, у которых нет SIM-карт», — поясняет он.

Помимо навигационных сервисов компании «Яндекс» автомобилисты пользуются и другими, например Google Maps, навигационными системами известных компаний Garmin, TomTom и других.

Все их навигационные продукты также подвержены сбоям в Москве.

«Тут ничего не сделаешь, иначе никакой навигации не будет, — говорит «Газете.Ru» бренд-менеджер Garmin Алексей Гилязов. — Нет корректного сигнала, значит, нет данных и навигации.

Помимо Кремля сигнал может глушиться и в других местах с помощью аппаратуры, установленной в автомобилях. Причем не только GPS, но и GSM.

Это нужно, чтобы, например, пресечь телефонные переговоры террористов или предотвратить активацию взрывного устройства. Не думаю, что проблема станет для граждан глобальной, но локально спецслужбы могут глушить сигналы по своему усмотрению».

Примечательно, что в Федеральной службе охраны РФ (ФСО) утверждают, что сбой происходит исключительно в геолокационных приложениях «Яндекса». «О сбоях в других сервисах мы не слышали, только о «Яндексе», поэтому и вопросы надо адресовать им», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства.

Новое «обострение» странного недомогания автомобильных навигаторов в машинах и гаджетах вновь наблюдается в центре столицы сейчас. Навигационные устройства разных марок и моделей, работающих на базе разных операционных системам, в окрестностях начинают массово «путаться в показаниях». Происходит это примерно по такому сценарию: стоите вы в вялотекущем заторе на Кремлевской набережной. Бросаете взгляд на экран бортовой навигационной системы или смартфона, закрепленного в кронштейне, и удивляетесь: оказывается, электроника считает, будто вы с ней вдруг очутились в районе аэропорта «Домодедово» или «Внуково». На худой случай — в Лужниках.

— Скорее всего, в районе спецслужбы применяют метод подмены сигнала спутниковых навигационных систем. Грубо говоря, излучается практически такой же сигнал, как со спутников, но слегка измененный и гораздо более мощный. Это, кстати, объясняет, почему автонавигаторы вблизи Кремля якобы оказываются в одних и тех же точках — в аэропортах. Выбор таких координат для дезинформирования GPS- и ГЛОНАСС-премников дает основание предположить, что это делается для борьбы со всевозможными гражданскими беспилотными летательными аппаратами. Дело в том, что многие из них оснащены GPS-модулями для автоматического возврата в точку старта — на случае потери связи с оператором. Вот их и отправляют с помощью подмены сигнала — в «мозгах» обычно дронов заложен запрет на полеты в зоне аэропортов", — прокомментировал нам ситуацию на условиях анонимности бывший офицер подразделения радиоэлектронной борьбы.

Зачем кому-то требуется разгонять гражданские беспилотники над Кремлем тоже понятно. Видимо, охране не нравится, когда за президентом или за какими-нибудь «спецмероприятиями» на территории Кремля с помощью дронов могут подглядывать не только представители чуждых спецслужб, но и вообще все кому не лень. С другой стороны, любой желающий за вполне бюджетные деньги может приобрести квадрокоптер в районе 1−2 килограмма. Для опытного человека соорудить взрывное дистанционно-управляемое устройство весом в килограмм и подвесить его к дрону проблем не составит. Дальше объяснять, думается, не нужно.

В пользу последней версии говорит также то, что странности с GPS-ориентированием наблюдались, например, в окрестностях ВДНХ, когда летом прошлого года Владимир Путин приезжал туда полюбоваться новеньким океанариумом. Подобные проблемы знакомы и обитателям окрестностей Усово на шоссе в Подмосковье, поскольку поблизости расположена резиденция «Ново-Огарево». Безопасность первых лиц государства — это замечательно, но грозит неприятностями для граждан. Дело не только в проблемах с вызовом таксомотора в точку на карте мобильного приложения. Машины экстренных служб оборудованы ГЛОНАСС-трекерами, позволяющими диспетчеру видеть их положение и оперативно направлять по вызову. Получается, что обман «навигатора» скорой помощи может привести к опозданию врачей к умирающему пациенту или чему-то подобному. Но это ведь ерунда, главное — вражеские дроны не пройдут!

Аномалия, при которой устройства позиционируют себя во Внуково, начала возникать в июне 2016 года в районе Кремля и некоторых других местах, рассказал Бакунов. По его мнению, речь идет о спуфинге — подмене сигнала GPS.

«Сегодняшнее утро я потратил на то, чтобы разобраться в странной и неприятной ситуации с GPS в Москве. <…> Я взял с собой несколько разных GPS и GLONASS приемников, анализатор частот и с этим рюкзаком приборов залез на сигвей. Результаты исследования относятся только к одной области — Кремлю, и только к этому конкретному отрезку времени — с 9 до 12 утра», — написал Бакунов.

«Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 — это "гражданский" диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации», — рассказал программист.

В зону, на которую распространяется ложный сигнал, входит район от Солянки и до Храма Христа Спасителя и от Охотного ряда до Овчинниковской набережной. Бакунов опубликовал карту, на которой показал зону покрытия ложного сигнала (красный цвет), замеры на направление источника сигнала (синий цвет), а звездочкой отметил место, откуда, по его мнению, в момент замеров находился передатчик.

Программист выдвинул несколько теорий, почему ложный сигнал переадресует устройства во Внуково. По одной из них, так борются с видео-дронами, которым запрещены полеты над аэропортами. «Не совсем понятно, зачем кому-то бороться с дронами подменяя GPS, а не просто потребовав внести нужные зоны в запретные, но это не совсем наше дело, конечно», — написал Бакунов.

«Другая теория — использование дефолтных значений. Готовые аппаратно-программные комплексы для спуфинга GPS требуют указать координаты, чтобы отображать их вместо реальных данных. Эти координаты можно ввести напрямую или выбрать из списка предложенных производителем устройства. Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и аэропорты. Как вы понимаете, Внуково — первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы», — добавил он.

Из-за подмены сигнала GPS с проблемами сталкиваются пользователи многих приложений, использующих геолокацию. «У всех поставщиков информации о заторах в районе Кремля регулярно образуется некоторая каша», — добавил Бакунов.

В июне 2016 года с подменой сигнала GPS столкнулись многие участники Петербургского международного экономического форума, в том числе корреспондент «Сноба». В день, когда форум посетил президент России Владимир Путин, мобильные устройства позиционировали себя не на форуме, а на складе в отдаленном районе города.

С данным "глюком" сегодня уже столкнулся наш корреспондент. Используя "Яндекс.Карты", он заметил, что навигатор показывает его местонахождение на территории аэропорты Внуково, тогда как сама машина в этот момент физически едет по Рублевскому шоссе.

На территории аэропорта "Яндекс.Карты" уже отображает многочисленные комментарии тех, кто находится не только в самой Москве, но и за ее пределами. Однако навигатор упрямо переносит их во Внуково. В чем причина такого поведения электроники пока не сообщается.

Это уже не первый случай странной работы навигации в столице. Так, в 2016 году тема, когда при проезде мимо Кремля работающий навигатор показывал, что машина в этот момент находится, например, в Домодедово. Это дало повод говорить о навигационных аномалиях и "глушилках" спецслужб на территории Кремля. Причем такая версия кажется весьма правдоподобной.

В 2016 году пресс-секретарь "Яндекса" Дмитрий Горчаков объяснил в эфире радиостанции "Говорит Москва", что интернет-сервисы получают готовую координату не от спутника, а от устройства, а отправляет координаты телефон или планшет. Горчаков сообщил, что сейчас эксперты подробно изучают причины сбоев, причем наличие GPS-глушилок на территории Кремля всерьез рассматривается как одна из возможных причин возникшей проблемы.

Интересно, что проблемы с определением местоположения по GPS в центральной части столицы ранее подтвердил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков - не уточнив, впрочем, работают ли какие-либо комплексы спецслужб для подавления сигнала.

"Единственное что могу подтвердить: я тоже недавно на выходных ехал сам за рулем, и у меня в телефоне "Яндекс" действительно перекинулся куда-то в другой район... Это не наш вопрос (технические детали), я думаю, можно обратиться и в Министерство связи за разъяснениями, можно обратиться и в Федеральную службу охраны, это требует уже квалифицированных объяснений", - рассказал Песков агентству ТАСС.

Судя по жалобам пользователей, из центра Москвы система чаще всего "телепортирует" во Внуково или Домодедово, а "аномальная зона телепортации" простирается не только в пределах Кремля, но вообще по всей территории Бульварного кольца, а в отдельные дни даже достигает ТТК.

Программист "Яндекса" Григорий Бакунов, изучив проблему, предположил, что на территории Кремля действительно находится источник радиоволн, который имитирует работу спутника и специально сбивает с толку навигаторы. Блогер Илья Варламов предполагает, что такая глушилка необходима для того, чтобы не давать дронам на радиоуправлении летать над Кремлем. По версии Варламова, это объясняет, почему система "телепортирует" пользователей в район аэропортов Внуково и Домодедово. Дело в том, что дроны, как правило, не летают без привязки по GPS, а в районе аэропортов дрон не взлетит - у него запрограммирован запрет на взлет в таких зонах.



Рекомендуем почитать

Наверх