Сканер амортизационная группа. От сервера до МФУ: как учесть необычную офисную технику. Что такое сервер и как его учесть

Nokia 19.02.2019
Nokia

" № 3/2016

Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2015 № 408-ФЗ.

Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в различных отраслях законодательства предусмотрено много льгот. Но хозяйствующим субъектам необходимо строго придерживаться критериев, по которым они могут получить статус малого предприятия.

Этот статус нужно определять в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». И следует учитывать, что Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ в данную статью внесены заметные поправки. Они вступили в силу уже с 01.01.2016.

Хотя согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ до 01.08.2016 для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ в прежней редакции.

Уточнено, какие именно хозяйствующие субъекты могут считаться субъектами малого или среднего предпринимательства. Так, до 31.12.2015 ими могли быть:

  • потребительские кооперативы;
  • коммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Важное замечание. Специально указывалось, что юридические лица должны быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ, а предприниматели – в ЕГРИП. Теперь в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ не конкретизируется, что регистрация должна быть обязательно произведена в упомянутых реестрах, а говорится лишь, что она осуществляется в установленном законодательством порядке. Что, впрочем, практически и означает необходимость регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Отдельно были выделены потребительские кооперативы как единственный вид некоммерческих организаций, которые могли претендовать на статус малого или среднего предприятия. Отметим, что такие кооперативы могут быть разных типов:

Теперь из всего этого списка в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ упоминаются только сельскохозяйственные потребительские кооперативы, остальные не могут претендовать на статус субъекта малого или среднего предпринимательства, включая также и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, фонды проката, которые пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ также относились к потребительским кооперативам.

А вот вместо коммерческих организаций упоминаются отдельно хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Здесь, очевидно, учтено, что именно такие группировки юридических лиц введены в последнее время в ГК РФ.

Формы, в которых могут создаваться коммерческие организации, перечислены в п. 2 ст. 50 ГК РФ. Это хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Для ГУПов и МУПов ничего не изменилось, они теперь просто не упоминаются в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства (ранее они были единственным прямо упоминаемым исключением из числа коммерческих организаций, к которым данный статус не мог применяться).

Но добавились еще коммерческие организации, которые не могут теперь быть малыми или средними предприятиями. Дело в том, что хозяйственным обществом согласно п. 4 ст. 66 ГК РФ могут быть только акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.

Полное товарищество или товарищество на вере () относятся к хозяйственным товариществам, это согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ отличает их от АО и ООО. А хозяйственные товарищества не упоминаются в новой редакции ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Что касается хозяйственного партнерства, то оно создается в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ.

Надо соблюсти долю в уставном капитале

Дополнительные критерии, которые позволяют предприятию или предпринимателю считаться субъектом малого или среднего предпринимательства, ранее были изложены в той же ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. Теперь для них отведена специальная часть – 1.1 этой статьи.

Важным критерием остается соблюдение доли участия определенных лиц в уставном капитале хозяйствующего субъекта. Но прежде это условие относилось ко всем юридическим лицам, а теперь только к хозяйственным обществам и партнерствам (за некоторыми исключениями, которые имелись и ранее, о них будет сказано далее). То есть производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства – юридические лица освобождены от соблюдения данного критерия.

Итак, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%. Но это теперь касается только уставных капиталов ООО (ранее распространялось на всех юридических лиц).

Зато ограничение в виде того, что суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%, относится ко всем хозяйственным обществам и партнерствам.

Исключения в соблюдении доли в уставном капитале

Как и раньше, некоторые предприятия могут не соблюдать условие о соблюдении доли участия определенных лиц в уставном капитале. Но должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

1. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 156. Это новое условие.

2. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)).

Причем учредителями этих хозяйственных обществ и партнерств являются либо бюджетные, автономные научные учреждения, либо бюджетные учреждения, автономные учреждения образовательных организаций высшего образования. Таким учредителям должны принадлежать исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности.

3. Хозяйственное общество, хозяйственное партнерство имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

4. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Заметим, что этот перечень весьма ограничен (см. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 № 1459-р).

Численность работников и доход имеют значение

Следующие критерии, которые должны соблюдаться, относятся ко всем хозяйствующим субъектам, указанным в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, в том числе к индивидуальным предпринимателям.

Согласно п. 77 данного приказа средняя численность отличается от среднесписочной тем, что первая включает в себя численность внешних совместителей и тех, кто выполняет работы по договорам гражданско-правового характера. Правда, в прежней редакции таких работников тоже следовало учитывать при определении статуса хозяйствующего субъекта, это устанавливалось в ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

А вот другой существенный и необходимый для исполнения критерий по-настоящему «потяжелел». Согласно прежней редакции надо было определять выручку, полученную от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС или (вместо этого) балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Теперь не предоставляется выбор между выручкой и балансовой стоимостью активов, последнюю исключили из числа рассматриваемых критериев. Но вместо выручки, полученной от реализации, надо определять доход в порядке, установленном законодательством.

Определение дохода дается в п. 1 ст. 41 НК РФ. Под ним понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Эта оценка должна производиться по правилам, установленным в гл. 25 НК РФ (для организаций) или гл. 23 НК РФ (для индивидуальных предпринимателей).

Значит, и в целях определения статуса хозяйствующего субъекта как малого или среднего предприятия надо помимо доходов, полученных от реализации, учитывать также , но исключать доходы, которые не учитываются в целях обложения налогом на прибыль или НДФЛ.

В этом смысле некоторая сложность может возникнуть у тех организаций и предпринимателей, которые не являются плательщиками соответственно налога на прибыль или НДФЛ. При приближении к предельным значениям дохода им придется заняться расчетом данных налогов, хотя непосредственно для налогообложения они от такой необходимости освобождены.

При этом необходимо учесть доход по всем налоговым режимам, которые применял налогоплательщик в течение года, включая тот (по нашему мнению, фактический, а не вмененный), который получен от деятельности в рамках уплаты ЕНВД или нахождения на патенте.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 применяются следующие предельные значения выручки: для микропредприятий – 120 млн руб. в год, для малых предприятий – 800 млн руб., для средних – 2 млрд руб.

Правительство подготовило проект другого постановления, в котором значения предельных величин останутся те же, но они будут относиться именно к показателю дохода, как и предусмотрено новой редакцией ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Изменения коснулись и некоторых общих правил, приведенных в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. В частности, согласно ч. 3 данной статьи в прежней редакции категория субъекта малого или среднего предпринимательства определялась в соответствии с наибольшим по значению условием выручки и численности. Аналогичное правило сохранено и теперь.

Пример

Организация в предыдущем календарном году имела среднесписочную численность, равную 90 человек. Но доход ее в тот же период составил 1 млрд руб.

По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму – среднего. Следовательно, она должна быть признана именно средним предприятием.

Однако в ч. 3 теперь учтено несколько специфических ситуаций, которые могут возникнуть на практике. Так, если предприниматель не привлекал наемных работников, то его категория, без вариантов, определяется только по величине дохода за прошлый год. Если же предприниматель находился на патенте, а видами деятельности, облагаемыми в соответствии с другими режимами налогообложения в истекший год не занимался, то он признается микропредприятием.

И это неудивительно, ведь он бы утратил право на применение патента, если бы превысил годовой уровень дохода в размере 60 млн руб., умноженный на коэффициент-дефлятор (см. пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ), а численность не должна превышать 15 человек, хотя и средняя (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Также микропредприятиями считаются хозяйственные общества, у которых соблюдается условие по ограничению участия российских и иностранных лиц в уставном капитале, все производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, созданные (зарегистрированные) в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом.

По истечении этого периода их статус будет определяться в общем порядке, что следует из новой части – 4.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. То есть категория такого субъекта малого или среднего предпринимательства изменится только в случае, если предельные значения окажутся выше или ниже предельных значений среднесписочной численности или дохода в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Следите за тем, внесены ли вы в реестр

Вероятно, самой важной новинкой, вводимой Федеральным законом № 408-ФЗ, следует признать создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр). Он начнет применяться с 01.07.2016.

Этот реестр будет содержать сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Вести его будет ФНС на основании данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год , сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.

Получается, что реестр будет формироваться без практического участия самих хозяйствующих субъектов. Поэтому, если они заинтересованы в своем присутствии в реестре, им необходимо проверять, включены ли они в него в текущем периоде. И такая возможность им будет предоставляться благодаря тому, что сведения из реестра будут общедоступны в сети Интернет (видимо, на сайте www.nalog.ru), обновляться 10-го числа каждого месяца и сохраняться в течение пяти лет с момента каждого обновления.

Из новой редакции ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ следует, что вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на формы поддержки, предусмотренной данным законом, только если они включены в реестр и заявили об этом по форме, которая будет утверждена Правительством РФ.

Обратите внимание

В 2016 году ООО вносятся в реестр независимо от выполнения условия об участии российских организаций в их уставном капитале (п. 5 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ).

Напомним, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ и ранее федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, оказывающим поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, поручалось вести реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки. Это требование сохранено.

Немного об ответственности за нарушения при ведении предпринимательской деятельности

Федеральный закон № 408-ФЗ также несколько ужесточил ответственность для хозяйствующих субъектов за нарушения при ведении предпринимательской деятельности. Речь идет, прежде всего, о ст. 14.1 КоАП РФ.

В части 3 данной статьи установлено наказание за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, определенных специальным разрешением (лицензией). Она предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.; на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

Но в ч. 4 той же статьи мы находим более высокие ставки наказаний, если это же нарушение признано грубым. Правда, в КоАП РФ не поясняется, что понимается в данном случае под грубым нарушением, лишь указывается, что такое понятие устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Так вот, с 01.01.2016 эти более высокие, чем в обычном случае, ставки выросли еще. Так, на предпринимателей налагался штраф в пределах от 4 000 до 5 000 руб., теперь верхняя граница данного диапазона поднялась до 8 000 руб. (вместо этого по-прежнему возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Для должностных лиц повышены и верхняя, и нижняя планки штрафов, первая с 4 000 до 5 000 руб., вторая – с 5 000 до 10 000 руб. Также и для юридических лиц нижняя граница повышена с 40 000 до 100 000 руб., верхняя – с 50 000 до 200 000 руб. (для них также вместо этого наказания в качестве альтернативного сохранено приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Кроме того, осуществление деятельности, на которую обязательно получение разрешения (лицензии), не всегда связано с извлечением прибыли. Но и в этом случае нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наказание, хотя и в меньших размерах:

  • на граждан – предупреждение или штраф от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц – от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на предпринимателей – от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 руб. (с 01.01.2016 – от 100 000 до 150 000 руб.).

Для такой деятельности также определены повышенные ставки наказаний в случае грубого нарушения упомянутых требований и условий:

  • для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для предпринимателей – от 10 000 до 20 000 руб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • для юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб. (с 01.01.2016 – от 150 000 до 250 000 руб.) (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Статья 110 Жилищного кодекса относит к ним и жилищно-строительные кооперативы.

В № 1, 2016 в новостях мы сообщали о том, что этот приказ должен был утратить силу с 01.01.2016 в соответствии с Приказом Росстата от 26.10.2015 № 498. Однако действие Приказа Росстата № 498, в свою очередь, неожиданно и оперативно было отменено этим ведомством (Приказ от 03.12.2015 № 613). То есть в 2016 году следует применять Приказ Росстата № 428.

Вероятно, будет использоваться форма, установленная Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@, которую в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ следует подавать не позднее 20 января года, следующего за истекшим календарным периодом (не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована)).

А.И. Дыбов, эксперт по налогообложению

От сервера до МФУ: как учесть необычную офисную технику

Бухгалтерский и налоговый учет серверов, многофункциональных устройств, плоттеров и прочей непривычной офисной техники

Тексты упоминаемых в статье Писем ФНС и Минфина можно найти: раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюс

В наше время офис перестал быть просто помещением со столами и стульями. Его невозможно представить без современной техники, позволяющей с легкостью решать всевозможные задачи. Прогресс приводит к тому, что новые виды техники появляются гораздо быстрее, чем нормотворцы, ответственные за бухучет и налоги, успевают среагировать на это. Что может заставить бухгалтера задуматься. Но если у нас нет специальных правил для необычных устройств, то попробуем применить правила общие.

Что такое сервер и как его учесть?

Если не вдаваться в технические детали, то сервер - это мощный и надежный компьютер, который может объединить различные электронные устройства в единую сеть, что, в частности, позволяет:

  • хранить и контролировать информацию в одном месте;
  • выходить в Интернет с каждого рабочего места;
  • использовать одну программу или одно техническое устройство (принтер, факс, копир и т. д.) одновременно нескольким сотрудникам, причем с возможностью делать это удаленно.

Само собой, за удовольствие надо платить, и найти сервер дешевле 40 000 руб. нелегко. Кроме того, с ним нельзя работать без специального программного обеспечения (ПО), расходы на которое включаются в стоимость устройства как затраты на его доведение до состояния, пригодного к использовани юпп. 4, 6 , 8 ПБУ 5/01 ; п. 2 ст. 254 , п. 1 ст. 256 , п. 1 ст. 257 НК РФ ; п. 1 Письма ФНС от 13.05.2011 № КЕ-4-3/7756 . Ведь без ПО сервер - безжизненная коробка.

Одиночный сервер, который обычно выглядит как системный блок компьютера, особых проблем не доставляет. Если вам вдруг удалось раздобыть устройство за 40 000 руб. или меньше (включая стоимость ПО), то в бухгалтерском и налоговом учете его можно включить в расходы сразу при вводе в эксплуатаци юп. 5 ПБУ 6/01 ; подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ .

Если сервер стоит дороже, то это основное средство как для бухгалтерских, так и для налоговых целей. Его срок полезного использования (СПИ) для целей налогообложения - от 25 до 36 месяцев. Обычно столько же отмеряют и в бухучете. Далее начисляется привычная для каждого бухгалтера амортизаци япп. 4 , , 17 ПБУ 6/01 ; п. 1 ст. 256 , п. 1 ст. 257 , п. 1 ст. 258 НК РФ ; п. 1 Постановления Правительства от 01.01.2002 № 1 (далее - Постановление); Классификация, утв. Постановлением (далее - Классификация) .

Серверные платформы

При разнообразии и большом объеме решаемых задач серверы зачастую работают в группе. Для этого отдельные блоки, называемые серверными платформами, вставляют в специальные стойки и объединяют в единый мощный сервер.

Чтобы понять суть вариантов учета платформ в стойке, а также увидеть их плюсы и минусы, взгляните на таблицу.

Первоначальная стоимость одной платформы (включая необходимое ПО) Плюсы и минусы вариантов учета
Каждая платформа и стойка - отдельный объект учета Стойка и все платформы образуют единый объект ОС

До 40 000 руб. включительно

стоимость платформы списывается в расходы единовременно при передаче в эксплуатаци юп. 5 ПБУ 6/01 ; подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ ;

изъятие платформ из стойки для переноса в другую стойку или утилизации никак в учете не отражается;

высок риск спора с налоговиками. Они привыкли считать части компьютерной техники, работающие вместе, единым инвентарным объекто мп. 6 ПБУ 6/01 ; Письмо Минфина от 14.11.2008 № 03-11-04/2/169

при учете платформ и стойки в качестве одного ОС не будет претензий от проверяющих;

проще контролировать сохранность платформ в стойке;

расходы списываются через амортизаци юп. 17 ПБУ 6/01 ; п. 1 ст. 256 , п. 1 ст. 257 НК РФ ;

п. 27 ПБУ 6/01 ; п. 2 ст. 257 НК РФ

Свыше 40 000 руб.

дополнение стойки новой платформой или изъятие платформы не считается дооборудованием и частичной ликвидацией соответственно;

амортизация начисляется по каждой платформе отдельно, что при большом количестве платформ неудобно

начислять амортизацию по единому объекту проще;

дополнение стойки новой платформой или изъятие платформы считается дооборудованием и частичной ликвидацией соответственно. Придется пересчитывать первоначальную стоимость и амортизаци юп. 27 ПБУ 6/01 ; п. 2 ст. 257 НК РФ

Как видим, учет всех серверов и стойки в качестве единого объекта - более безопасный вариант, но не всегда выгодный.

Расходы на обновление системного ПО для сервера и покупку дополнительных программ

Замена или радикальное обновление системного программного обеспечения сервера, учитываемого как основное средство, в бухгалтерском и налоговом учете считается модернизацией устройства. Соответственно, расходы на это увеличивают первоначальную стоимость сервера и в дальнейшем амортизируются вместе с нейп. 27 ПБУ 6/01 ; п. 2 ст. 257 НК РФ .

Не так обстоит дело с сервером дешевле 40 000 руб., списанным в расходы сразу. Стоимость нового системного ПО для него включается в налоговые расходы равномерно, в течение 5 лет (если договором с правообладателем не установлен более короткий или более длительный срок)Письмо Минфина от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14039 .

О бухгалтерском и налоговом учете лицензионных программ мы писали:

Что до ПО, приобретенного дополнительно (помимо программ, без которых сервер попросту не работает), то эти программы всегда учитываются отдельно и точно так же, как любое другое компьютерное ПО с неисключительными правами использования.

«Универсальные» проблемы

Как учитывать принтеры, факсы, сканеры, копиры и тому подобные приспособления по отдельности, бухгалтеры давно разобрались. Но что делать, если устройство многофункциональное (МФУ), например объединяет в себе принтер, копир, сканер, телефон, факс, и стоит дороже 40 000 руб.?

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РАБОТНИКА

При покупке офисной техники нужно проследить, чтобы в счете-фактуре были не только загадочные слова на английском языке, разбавленные цифрами, но и хотя бы краткое обозначение устройства на русском. Иначе налоговики могут посчитать, что это мешает им идентифицировать приобретенный товар, а значит, вычет входного НДС незаконе нп. 2 ст. 169 НК РФ ; Письмо ФНС от 10.12.2004 № 03-1-08/2472/16 .

В налоговой Классификации МФУ нет, а для входящих в него отдельных устройств установлены разные СПИ. Так, принтеры относятся ко 2-й амортизационной группе со СПИ свыше 2 и до 3 лет включительно, а копиры уже к 3-й, их СПИ равен свыше 3 и до 5 лет включительн оКлассификация .

Что же, для МФУ среднее арифметическое выводить? Нет, выбирать. У 2-й группы СПИ покороче, но и амортизационная премия всего 10%. У 3-й группы СПИ длиннее, но и премия аж 30%п. 9 ст. 258 НК РФ .

Определиться с выбором нам опять поможет таблица. Предположим, МФУ стоит 52 857 руб., для него установлен минимально возможный СПИ и налоговая амортизация рассчитывается линейным методом.

№ п/п Показатель МФУ отнесено ко 2-й амортизационной группе МФУ отнесено к 3-й амортизационной группе
1 Первоначальная стоимость, руб. 52 857
2 СПИ, мес. 25 37
3 Максимальный размер амортизационной премии, % 10 30
4 Сумма амортизационной премии, руб.
(стр. 1 х стр. 3)
5 286 15 857
5 Сумма ежемесячной амортизации, руб.п. 9 ст. 258 , п. 2 ст. 259.1 НК РФ
((стр. 1 – стр. 4) / стр. 2)
1 903 1 000
6 Сумма расходов за первые 12 месяцев СПИ, руб.
(стр. 4 + стр. 5 х 12 мес.)
28 122 27 857
7 Сумма расходов за вторые 12 месяцев СПИ, руб.
(стр. 5 х 12 мес.)
22 836 12 000

Как видим, даже в первые 12 месяцев использования МФУ существенная разница в величине амортизационной премии не делает общую сумму расходов при амортизации устройства в составе 3-й группы больше, чем в составе 2-й. Что уж говорить о последующих периодах! Поэтому 2-я группа предпочтительнее. Тем более она предпочтительнее, если вы решили отказаться от амортизационной премии ради того, чтобы сумма ежемесячной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете не различалась.

На вопросы налоговиков, почему, мол, 2-я, а не 3-я группа, отвечайте, что МФУ в Классификации нет, поэтому вы установили СПИ в соответствии с техническими условиям ип. 6 ст. 258 НК РФ . Возразить проверяющим нечего.

Плоттеры, внешние накопители информации и прочая экзотика

Плоттер - широкоформатное печатающее устройство. Есть еще режущие плоттеры (каттеры), которые выполняют контурную резку бумаги, виниловой или самоклеящейся пленки. А внешний накопитель информации позволяет, не модернизируя компьютеры или серверы, сильно расширить объем хранящихся данных.

И плоттеры, и накопители для серьезных задач стоят дороже 40 000 руб. Надо амортизировать, но с каким СПИ? Если искать эти устройства в Классификации точно по их названиям, вы ничего не найдете. Зато во 2-й группе есть печатающие устройства к компьютерам и системы хранения информации. Плоттер вполне подходит под первое, а внешний накопитель - под второе. Значит, 2-я группа - СПИ свыше 2 и до 3 лет включительн оКлассификация .

Вот так, творчески, нужно подходить к поиску СПИ для любых необычных офисных устройств стоимостью свыше 40 000 руб. Если что, зовите в помощь системного администратора. И только когда совсем ничего не нашлось, устанавливайте СПИ, исходя из рекомендаций производителя устройства и технических условий его работы. Здесь вас тоже выручит сисадмин: кому, как не ему, знать, сколько примерно прослужит оборудование.

С НДС при покупке серверов, МФУ и других необычных устройств все довольно прозаично. Приобрели, счет-фактуру получили, к учету приняли, пожалуйте - выче тп. 2 ст. 171 , п. 1 ст. 172 НК РФ .

Что до налога на имущество по дорогостоящей экзотической технике, то напомним: оборудование, принятое к учету в качестве ОС в 2013 г. или позднее, этим налогом не облагаетс яподп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ . Если устройство старше, увы, налог придется платить до списания всей первоначальной стоимости.

Об амортизации в налоговом учете мы рассказывали в и указывали, что для расчета суммы амортизации основных средств (ОС) необходимо установить не только метод амортизации, но и определить срок полезного использования (СПИ) того или иного объекта. Этот срок по общему правилу определяется утвержденной Правительством Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Подробнее о Классификаторе расскажем в нашей консультации.

10 амортизационных групп Классификатора

Классификация ОС, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1 .

С 01.01.2017 действует обновленный Классификатор (п. 2 Постановления Правительства от 07.07.2016 № 640). Необходимость его изменения была вызвана вступлением в силу с 01.01.2017 . Напомним, что в налоговом Классификаторе виды ОС разнесены по амортизационным группам в соответствии с их кодами ОКОФ.

Затем изменения в Классификатор были внесены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2018 N 526 . И хотя утверждены они были только в апреле, распространяются они на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.

Действующая Классификация основных средств по амортизационным группам также предусматривает распределение объектов ОС по 10 группам. Приведем эти группы с указанием соответствующих им сроков полезного использования и примеров относящихся к таким группам объектов ОС.

Амортизационная группа Срок полезного использования Примеры объектов ОС
1 >1 года, но ≤ 2 лет — инструмент строительно-монтажный ручной и механизированный;
— машины бурильные;
— пневмомоторы, поворотные пневмодвигатели, пневмотурбины
2 >2 лет, но ≤ 3 лет — машины офисные прочие, включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним; серверы различной производительности; сетевое оборудование локальных вычислительных сетей; системы хранения данных; модемы для локальных сетей; модемы для магистральных сетей;
— подъемники грузопассажирские;
— сооружения для занятий спортом и отдыха
3 >3 лет, но ≤ 5 лет — машины копировальные офсетные листовые для офисов;
— скважина газовая для эксплуатационного бурения;
— автобусы особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно
4 >5 лет, но ≤ 7 лет — здания из пленочных материалов (воздухоопорные, пневмокаркасные, шатровые и др.); передвижные цельнометаллические; передвижные деревометаллические; киоски и ларьки из металлоконструкций, стеклопластика, прессованных плит и деревянные;
— автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы);
— лошади и прочие животные семейства лошадиных живые
5 >7 лет, но ≤ 10 лет — площадки производственные с покрытиями;
— турбины газовые, кроме турбореактивных и турбовинтовых;
— автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса
6 >10 лет, но ≤ 15 лет — сеть газовая распределительная;
— суда рыболовные, суда-рыбозаводы и прочие суда для переработки или консервирования рыбных продуктов;
— суда пассажирские на подводных крыльях морские и на воздушной подушке морские
7 >15 лет, но ≤ 20 лет — здания деревянные, каркасные и щитовые, контейнерные, деревометаллические, каркасно-обшивные и панельные, глинобитные, сырцовые, саманные и другие аналогичные;
— трамвайная и троллейбусная сеть без опор;
— насаждения многолетние винограда
8 >20 лет, но ≤ 25 лет — дорога железная однопутная и подъездные пути;
— суда грузопассажирские речные;
— сейфы и контейнеры упрочненные металлические бронированные или армированные, специально предназначенные для хранения денег и документов
9 >25 лет, но ≤ 30 лет — овоще- и фруктохранилища с каменными стенами, колонны железобетонные или кирпичные, покрытия железобетонные;
— причал деревянный;
— вагоны-платформы железнодорожные
10 >30 лет — здания, кроме вошедших в другие группы (с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими и другими долговечными покрытиями);
— круизные суда;
— полосы лесозащитные и другие лесные полосы

Чтобы определить СПИ конкретного объекта основных средств, необходимо найти в Классификаторе, утв. Постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1 , амортизационную группу, к которой относятся ОС этого вида, и выбрать любой срок в месяцах в пределах допустимого диапазона.

К примеру, животные зоопарков и подобных учреждений, служебные собаки отнесены к 3 амортизационной группе основных средств по Классификатору 2019. Это значит, что СПИ по таким объектам - свыше 3 лет до 5 лет включительно. Поэтому к любому из указанных объектов ОС срок может быть установлен, к примеру, 37 месяцев или 55 месяцев.

Аналогично, 4 амортизационная группа основных средств по Классификатору 2019 предполагает, что срок полезного использования по ОС, относящимся к этой группе, составляет свыше 5 лет до 7 лет включительно. Поэтому, к примеру, по телефонным факсимильным аппаратам СПИ может быть установлен в диапазоне от 61 месяца до 84 месяцев. А ОС со сроком полезного использования 85 месяцев уже отнесены к 5 амортизационной группе основных средств по Классификатору. Соответственно, к примеру, по сухогрузным судам смешанного плавания «река-море» может быть установлен СПИ от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.

Если объекта ОС в классификаторе нет

В том случае, если основного средства нет в Классификаторе ОС по амортизационным группам 2019, организация определяет срок полезного использования объекта ОС на основании технических условий или рекомендаций изготовителя (

с изменениями от 17.04.2018

Как известно, с 2017 года действует Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее – ОКОФ). Его предшественник ОК 013-94 действовал почти два десятка лет – с 1998 года.

ОКОФ применяется в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, если иное не установлено уполномоченными органами государственного регулирования бухгалтерского учета. Данное предложение требует пояснений.

С 01.01.2018 учреждения госсектора должны организовывать ведение бухгалтерского (бюджетного) учета с применением 5 федеральных стандартов, в том числе, федерального стандарта "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - Стандарт "Основные средства"). В Стандарте "Основные средства" нет ссылок на ОКОФ. Однако данный факт не означает, что определять коды ОКОФ объектам основных средств не нужно, ведь п. 53 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н никто не отменял. Указанной выше нормой предусмотрено, что группировка основных средств осуществляется по группам имущества и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ.

Мы составили удобную таблицу кодов ОКОФ для офисной техники, опираясь на прямой и обратный переходные ключи между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденные приказом Росстандарта от 21 апреля 2016 г. №458 .

Стоит отметить, что для некоторых объектов возможно использовать сразу несколько кодов ОКОФ. Решения по подобным вопросам принимают уполномоченные должностные лица учреждения – как правило, постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов.

Таблица кодов ОКОФ для офисной электроники

ОК 013-94 ОК 013-2014
Код ОКОФ для принтера 143020360 320.26.20.15
Код ОКОФ для сканера 143010210 320.26.20.15
Код ОКОФ для МФУ (многофункционального устройства) 143020360 320.26.20.15
Код ОКОФ для персонального компьютера 143020209 320.26.20.14
Код ОКОФ для ноутбука 143020204 320.26.20.11.110
Код ОКОФ для планшета 143020204 320.26.20.11.110
Код ОКОФ для компьютерных колонок 143221125 320.26.30.11.150
Код ОКОФ для сервера 143020100 320.26.20.14
Код ОКОФ для модема или роутера 143313450 320.26.30.11.190
Код ОКОФ для телефона (стационарного) 143222134 320.26.30.23
Код ОКОФ для зарядного устройства 143440142 330.26.51.66
Код ОКОФ для проектора 143322030 330.26.70.1
Код ОКОФ для источника бесперебойного питания 143313450 320.26.30.11.190
Код ОКОФ для сотового телефона - 320.26.30.22

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Какой ОКОФ на световые панели со встроенными лампами?

Ответ: Световые панели со встроенными лампами являются видом электроосветительной арматуры, электрическим бытовым прибором, т.е. относятся к группировке кодов ОКОФ "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты" (код 330). Следовательно, комиссией по поступлению и выбытию активов они вполне обоснованно могут быть отнесены к коду группировки ОКОФ 330.28.29 "Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки" (письмо Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-08/78243).

>Вопрос: При заполнении формы 11 краткая возникло неудобство с группировкой по старым и новым ОКОФ. Возможно ли старые ОКОФ переименовать в новые, не меняя амортизационную группу?

Ответ: Для замены ОКОФ в программе 1С Бухгалтерия государственного учреждения необходимо воспользоватся обработкой "Помощник замены ОКОФ". При замене ОКОФ с использованием данной обработки амортизационная группа в карточке основного средства не изменится.

>Вопрос: На какой ОКОФ отнести копировальный аппарат, монитор, системный блок по старому и по новому?

  • для копировального аппарата код ОКОФ 330.28.23.21 "Аппараты фотокопировальные с оптической системой или контактного типа и аппараты термокопировальные" (ранее - 14 3010230 "Средства электрофотографического копирования");
  • для монитора - 320.26.2 "Компьютеры и периферийное оборудование" (к примеру, 320.26.20.15) (ранее - 14 3020350 "Устройства отображения информации");
  • для системного блока - 320.26.2 "Компьютеры и периферийное оборудование" (к примеру, 320.26.20.15) (к примеру, 320.26.20.15) (ранее - 14 3020200 "Машины вычислительные электронные цифровые").

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

При покупке нового офисного печатного устройства непременно возникает вопрос особенностей постановки его на баланс предприятия. В отношении МФУ часто возникает путаница, так как эти устройства включают одновременно в себя печатающее устройство, факс и сканер. Код ОКОФ для принтера и сканера в рамках одного устройства выбирается по максимальной амортизационной группе отдельных компонентов, речь в данном случае о средствах светокопирования. Далее мы подробно рассказываем, как выбирается ОКОФ для нового многофункционального офисного оборудования, включая версию классификатора 2018 года.

ОКОФ – особенности и принципы выбора кода

ОКОФ – это общероссийский классификатор основных фондов, который используется для учета основных средств предприятия. В совокупности использование определенных кодов государственным статистам помогает оценивать характер и качество имущества предприятий.

Лазерные принтеры и МФУ относятся к офисной технике, предельный срок службы приравнивается к 3-5 годам. Своевременное списывание амортизационной стоимости позволяет предприятию своевременно сформировать денежные средства для приобретения нового оборудования. Характер уменьшения стоимости основных средств описывается с помощью правил, по которым проводится амортизация, где ОКОФ является нормативным источником.

Компьютеры и принтеры – вторая амортизационная группа

Согласно классификатору основных средств любые цифровые печатающие устройства, являющиеся компьютерной периферией, могут быть отнесены к категориям:

  • Код ОКОФ для лазерного принтера (с 1 января 2017) – 320.26.2, категория «Компьютеры и периферийное оборудование» включает персональные компьютеры, различные периферические устройства, в том числе, принтеры. Код 320.26.20.13 используется в тех случаях, если у принтера есть центральный процессор (по умолчанию имеется на всех современных моделях).
  • Код ОКОФ до 1 января 2017 – 14 3020000, категория «Техника электронно-вычислительная».

С 1 января 2017 года вступил в силу новый классификатор основных фондов, он также известен как ОКОФ-2. Соответственно, должны быть использованы новое кодирование для основных средств, при этом старые классификаторы продолжают свое действие. Для быстрого перевода используется конвертер ОКОФ-2. При этом в новой версии также отсутствует понятие многофункционального устройства, и возникают сложности с кодированием техники.

МФУ – третья амортизационная группа

Для постановки на баланс МФУ налоговый регулятор рекомендует использовать один из вариантов третьей амортизационной группы. Устройство оценивается в совокупности и по отдельным деталям, поэтому в результате выбирается максимальный объем амортизации.

Из-за отсутствия многофункциональных устройств в классификаторе основных средств (2018 год включительно), для выбора ОКОФ используют его составляющие: принтер, сканер, копир и факс при наличии, какую подкатегорию нужно выбрать:

  • Печатающие устройства относятся ко II группе амортизации – 320.26.20.13;
  • Если устанавливается специализированное устройство, не имеющее процессора или другие особенности, то может быть отнесено к 330.28.99 «Оборудование специального назначения, не включенное в другие группировки» или 330.28.23.2 «Оборудование офисное», не относящееся к компьютерной периферии;
  • Копиры и средства светокопирования отнесены к III группе амортизации — 330.28.23.21, к этой подкатегории относятся контактные копировальные аппараты, включая термокопиры;
  • Факсы также относятся к офисному оборудованию второй группы – 320.26.30.23 «Телефонные аппараты прочие».

Соответственно в итоге код ОКОФ для принтера и МФУ – 330.28.23.21. Амортизационный срок копира использования – 2-3 года.

Заключение

Почему требуется правильный выбор группы, и какое кодирование делать, если прямо не указано? Речь идет о списании амортизационной стоимости. Согласно третьей категории оборудование списывается за 2-3 года. С одной стороны, это соответствует действительности в крупных компаниях. С другой, современная периферия рассчитана на эксплуатацию, как минимум, 3 года. Списание дорогостоящего цветного лазерного печатающего оборудования со сканером с основных фондов не поощрит руководитель предприятия. Какой вывод из этого можно сделать?

Дело в том, что многофункциональное устройство может быть отнесено к компьютерной периферии и эксплуатироваться согласно классификатору 3-5 лет. При высокой интенсивности работы в крупных офисах можно вполне воспользоваться третьей категорией и списать многофункциональное черно-белое лазерное печатающее устройство с ксероксом за 2 года, в противном случае нужно воспользоваться подкатегорией 320.26.20.13 и списать, например, не часто используемое цветное печатающее устройство за 5 лет. В новой версии 2018 дополнительное разъяснение отсутствует.



Рекомендуем почитать

Наверх