Запускаем DAB-мультиплекс у себя дома. Власти запускают в россии цифровое радио

Faq 12.06.2019
Faq

Привет, Geektimes.

Цифровое радиовещание постепенно внедряется в различных странах. В Европе и Австралии это стандарт DAB/DAB+ , в США HD Radio , в Китае CDR (China Digital Radio). Из плюсов для пользователя - более чистый звук за счет цифрового потока, дополнительные сервисы (например название композиции и имя исполнителя на экране приемника), и, в случае DAB, большее число станций по сравнению с FM. Приемники с поддержкой цифрового радио уже сейчас относительно недороги, их цена начинается примерно от 40$.

Россия пока официально не присоединилась ни к одному из стандартов, но если это произойдет, скорее всего, это будет DAB. Его тестовая эксплуатация уже проводилась в Москве, да и приемники европейского рынка для РФ географически более доступны, чем американские. Новые европейские авто (которых опять же, больше чем американских) часто уже оснащены приемником с DAB. Ну а пока в тестовых целях, запустить DAB у себя дома, при наличии SDR-трансивера может любой желающий.

(Image Source / Getty)

Подробности под катом (осторожно, много длинных и скучных конфигов).

Как это работает

К сожалению, разные стандарты несовместимы между собой.

Европейский DAB представляет собой MP2 или AAC поток, передаваемый с помощью ODFM в каналах c частотами от 174 до 239МГц. Максимально возможно более 30 каналов , ширина каждого около 1.5МГц, в канале может одновременно передаваться несколько станций. Согласно Википедии , использование DAB при использовании битрейта 192kbps в 3 раза эффективнее по числу станций, чем у обычного FM.

Спектр одного канала DAB на экране SDR выглядит так:

Для сравнения, так при том же масштабе, выглядят FM-станции:

В американском HD Radio пошли по другому пути - цифровые каналы добавили «сбоку» к уже имеющимся FM-станциям. Это позволило не выделять новые частоты и оставить совместимость со старыми приемниками. Минус в том, что в крупных городах FM-эфир и так уже занят. С другой стороны, даже максимальное число в 50 станций для FM это вполне неплохо, слушателям больше скорее всего и не надо.

Спектр HD Radio выглядит так (скриншот с youtube):

Китайский CDR решил копировать американский подход , увы, моего нулевого знания китайского недостаточно чтобы найти по нему более подробную информацию.

Что касается приемников, то их цена на amazon составляет от 30$ за самые простые модели, до >100$ за более продвинутые с тачскрином, Wifi или цветным экраном.

Но «чукча не читатель», так что тестовое радио в формате DAB/DAB+ мы запустим сами. HD Radio запустить увы, не выйдет, формат закрытый, и доступных кодеров для него нет.

Запускаем DAB/DAB+

Процесс на самом деле, не сложный, но весьма кропотливый в плане создания нужных конфигов. Для теста нам понадобится Linux и SDR с возможностью передачи, например HackRF или USRP.

1. Компиляция проекта

Linux нужен для компиляции кодера. Я использовал Ubunty, готовый образ для VirtualBox был скачан с http://www.osboxes.org/ubuntu/ .

Компилируем ODR-AudioEnc
Сначала нужно скомпилировать DAB/DAB+ audio encoder, найти его можно на странице github.com/Opendigitalradio/ODR-AudioEnc .

Git clone https://github.com/Opendigitalradio/ODR-DabMux.git cd ODR-DabMux/ ./bootstrap.sh ./configure make sudo make install
Компилируем ODR-DabMod
Это модулятор, который собственно и посылает данные в трансмиттер. Принцип сборки тот же, команда для скачивания:

Git clone https://github.com/Opendigitalradio/ODR-DabMod.git
Если при сборке не будет хватать каких-либо библиотек, их нужно поставить с помощью apt-get.

Теперь все части проекта собраны, и со всем этим попытаемся взлететь.

2. Конфигурация

К сожалению, USRP не заработал в виртуальной машине, а ставить полноценный Linux на диск было лень. Поэтому я не стал рассматривать режим потокового вещания - мультиплекс был собран из заранее подготовленных mp3-файлов, а получившийся IQ-файл был запущен под Windows. Да в общем, для дома потоковое вещание и не нужно, задачи делать «пиратскую станцию» не было.

Подготовка данных
В нашем мультиплексе будет 2 канала, для которых я скачал с youtube 2 mp3-файла и назвал их (кто бы догадался) соответственно sound01.mp3 и sound02.mp3.

Конвертируем файлы в WAV c битрейтом 48000:
ffmpeg -i sound01.mp3 -ar 48000 sound01.wav
ffmpeg -i sound02.mp3 -ar 48000 sound02.wav

Конвертируем их в формат DAB:
odr-audioenc --dab -b 128 -i sound01.wav -o prog1.mp2
odr-audioenc --dab -b 128 -i sound02.wav -o prog2.mp2

На выходе должно быть 2 файла prog1.mp2 и prog2.mp2.

Создание мультиплекса

Сначала нужно создать файл, описывающий конфигурацию нашей «радиостанции». Напомню, в одном канале DAB может быть множество станций, каждая со своими параметрами.

Создаем файл «config.mux» со следующим текстом:

General { dabmode 1 nbframes 2000 ; Set to true to enable logging to syslog syslog false ; Enable timestamp definition necessary for SFN ; This also enables time encoding using the MNSC. tist false } remotecontrol { telnetport 0 } ensemble { id 0x4fff ecc 0xec ; Extended Country Code local-time-offset auto international-table 1 label "mmbtools" shortlabel "mmbtools" } services { srv-p1 { label "Station1" } srv-p2 { label "Station2" } } subchannels { sub-p1 { type audio inputfile "prog1.mp2" bitrate 128 id 10 protection 4 } sub-p2 { type audio inputfile "prog2.mp2" bitrate 128 id 11 protection 4 } } components { comp-p1 { service srv-p1 subchannel sub-p1 } comp-p2 { service srv-p2 subchannel sub-p2 } } outputs { output1 "file://output.eti?type=raw" }
Конфиг описывает каналы, которые будут в мультиплексе и их источники данных. Параметр nbframes указывает, сколько фреймов создать, 2000 фреймов соответствует примерно одной минуте воспроизведения.

Когда файл сохранен, создаем мультиплекс:

Odr-dabmux config.mux
На выходе должен получиться файл output.eti , в моем случае его размер составил 12Мб.

Передача

Тут есть две возможности. В «настоящем» Linux odr-dabmod может непосредственно передавать данные в трансивер, но под VM оно не заработало. Поэтому в качестве выходного параметра я указал raw-файл, который будет содержать данные, совместимые с Gnu Radio.

Создаем файл config.ini:

Transport = file source = output.eti loop=0 digital_gain=0.9 rate=2048000 output = file format = complexf_normalised ;format = s8 filename = output.iq
Здесь ключевой момент - выходной формат и его тип. Для USRP я использую формат complexf_normalised, для HackRF по идее, подойдет 8-битный s8.

Сохраняем конфиг, запускаем конвертацию:

Odr-dabmod config1.ini
Все! На выходе должен получиться config.iq, в моем случае размером порядка 700Мб на одну минуту записи (формат IQ float). Копируем его на «основной» компьютер, и Linux можно закрывать.

3. Тестирование

Как я уже говорил ранее, DAB-приемника у меня нет, чукча не читатель, радио я вообще не слушаю:) Для тестирования я использовал RTL-SDR «свисток» и бесплатную программу

20.07.2015, ПН, 18:07, Мск, Текст: Игорь Королев

Так и не запустив цифровое радиовещание, российские власти готовы изменить его формат. Вместо ранее планировавшегося стандарта DRM предлагается вернуться к стандарту DAB, но в более современной модификации – DAB+.


Постоянная смена стандартов

В распоряжении CNews оказался отчет Московского государственного университета связи и информатики относительно итогов тестирования стандарта цифрового радиовещания DAB+. Тестирование проводилось федеральным госпредприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) в соотношение с выданным в прошлом году разрешением Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ).

О цифровизации радиовещания в России задумались одновременно с цифровизацией телевещания – в конце 1990-х годов. Тогда Госкомсвязи собиралась использовать для цифрового радиовещания европейский стандарт DAB (Digital Audio Broadcasting), предназначенный для ультракоротких волн (УКВ). К 2010 г. планировалась покрыть DAB-вещанием всю страну, однако работ в этой области так и не было проведено.

Федеральная программа цифровизации ТВ- и радиовещания была принята только в 2009 г., и к тому моменту было использовать другой стандарт цифрового радио – DRM (Digital Radio Mondiale), предназначенный для длинных, средних и коротких волн.

Однако и в области внедрения DRM также не было проведено каких-либо работ. Сейчас же РТРС предлагает вернуться к стандарту DAB, но в его более современной модификации – DAB+. Стандарты DAB/DAB+ предназначены для вещания в так называемом третьей диапазоне радиочастот – 174 – 230 Мгц. Сейчас в России этого диапазон занят телевидением, но после отключения аналогового ТВ-вещания он должен освободиться.

Стандарт DAB+ отличается от DAB использованием более современным аудио-кодеком – HE-ACC v2 вместо MPEG 1 layer 2, что позволяет улучшить качество вещания и повысить коррекцию ошибок. DAB+ позволяет на одной частот осуществлять вещание до 16 радиостанций в стерео-качестве (стандарт DAB обеспечивает возможность вещания до 10 радиостанций на одной частоте).

В настоящее время стандарт DAB/DAB+ внедрен в 21 стране: в основном, это страны Европы, а также Гонконг, Южная Корея и Австралия. Еще 15 стран ведут тестирование данного стандарта. На конец 2014 г. у абонентов насчитывалось 89 млн цифровых радиоприемников DAB/DAB+ за год их число увеличилось в четыре раза.

Тестирование сигнала

Тестирование вещания DAB+ осуществлялось РТРС в Москве с Останкинской телебашни, для теста использовалась вещание радио «Маяк». Проверка сигнала в ходе нескольких пешеходных маршрутах – в районах Хорошево-Мневники и Кунцево и Таганском районе – показала достаточно уверенный прием за исключением нескольких участков.

Внутри жилых домов также наблюдался уверенный прием. А вот внутри магазинов, расположенных в этих районах – «Пятерочка», «Дикси», «Спортмастер», «Радуга», «Седьмой континет» и др. сигнал можно было поймать только рядом с окнами. В полуподвальных ярмарках и магазинах, а также в пешеходных переходах прием сигнала вообще отсутствовал.

Тестирования в автомобилях на участке МКАД от «Крокус-Экспо» до Новорижского шоссе показали, что прием сигнала осуществлялся с переменным успехом. За пределами МКАД – в поселке Путилково Красногорского район Подмосковья – прием сигнала был возможен только в районах малоэтажной застройки. В районах городской застройки, в том числе внутри магазинов и торговых центров, прием отсутствовал.

Сравнение DAB+ с другими стандартами

После обработки результатов тестирования было установлено, что для обеспечения комфортного приема в автомобиле сигналов DAB/DAB+ (в режиме трансляции до 16 радиопрограмм стерео-качества) показатель напряженности 63 дБмкВ/м для мегаполиса и 49 дБмкВ/м для сельской местности. Для комфортного приема внутри зданий эти показатели должны составлять 74 дБмкВ/м и 54 дБмкВ/м соответственно.

Ранее проведенными исследованиями было установлено, что вещание сигнала стандарта DRM (одна радиопрограмма в стерео-качестве) показатель напряженности поля составляет у условиях мегаполиса 72 дБмкВ/м (обеспечивает прием в 50% зданий) и 34 дБмкВ/м для сельской местности.

Для аналогового УКВ-вещания (одна радиопрограмма в монокачестве) показатель напряженности поля составляет 70 дБмкВ/м для мегаполисов и 48 дБмкВ/м для сельской местности. При условии вещания одной радиопрограммы в стерео-качестве эти показатели составляют 74 дБмкВ/м и 54 дБмкВ/м соответственно.

Таким образом, для вещания в сельской местности наименьшая мощность передатчика требуется для стандарта DRM. В условиях же мегаполисов требования к мощности передатчиков DAB/DAB+ аналогичны тем, что предъявляются к передатчикам DRM и аналогового вещания. Но сильным преимуществом DAB+ является возможность организации вещания сразу 16 радиостанций на одной частоте.

Экономическая целесообразность

Стоимость передатчика для DAB+ мощностью 2,5 кВт составляет $120 тыс. остальное оборудование, необходимое для запуска вещания – мультиплексер DAB, кодер DAB+, модулятор, усилитель мощности 250 Вт, канальный фильтр, антенны – обойдется в общей сложности в $50 тыс.

Для организации же аналогового вещания необходим будет передатчик стоимостью $50 тыс (при мощности в 10 кВт). Это дешевле, чем передатчик для DAB+. Однако если учитывать, что один передатчик DAB+ передает до 16 радиостанций, то с экономической точки организации цифрового вещания DAB+ более выгодна, чем аналогового вещания «с нуля».

Если же аналоговое вещание уже развернуто, то переход на DAB+ позволит сэкономить лишь на расходах на электроэнергию. Примерная экономия составит 1,375 млн руб. в год, то есть стоимость одного только передатчика окупится лишь за четыре года.

Но в случая освобождения третьего диапазона от аналогового телевещания возможно использовать уже имеющиеся у РТРС передатчика и антенны. Тогда стоимость оставшегося оборудования, необходимого для запуска вещания в стандарте DAB+, составит 30 тыс евро, и за счет сокращения расходов на электроэнергию его можно будет окупить всего за 1,5 года.

Критика стандарта

В проекте решения ГКРЧ (имеется в распоряжении CNews) предполагалось, по результатам рассмотрения данного отчета, выделить полосу частот 174 – 320 МГц для радиовещания в стандарте DAB+. Однако в итоговом решении комиссии сказано, что ГКРЧ лишь приняла к сведению отчет и поручила РТРС продолжить работы в данной области. В РТРС ход рассмотрения вопроса о DAB+ не комментируют.

С цифровым телевидением всё более или менее ясно. А как же происходит «дигитализация» радиовещания? Основным и лидирующим стандартом в радиовещательной индустрии на сегодняшний день является технология Digital Audio Broadcasting (DAB), разработанная в конце 1980-ых в рамках проекта Eureka 147.

При разработке данного стандарта преследовались простые цели: повышение качества радиотрасляций, улучшение помехоустройчивости, привнесение в радио интерактивности и новых услуг. Важно заметить, что начало работ над стандартом DAB датируется 1981г., когда над этим проектом трудились сотрудники Institut für Rundfunktechnik (IRT). Начиная с 1987г. работы были переданы группе European research project (Eureka 147).

Стандартизацией DAB-технологии занимается World DAB Forum, в котором представлены более тридцати стран мира. Интересно то, что в состав World DAB Forum не входят США, так как этой страной была выбрана собственная система цифрового радио – HD Radio (IBOC).

Многие люди не понимают в чём смысл перехода на цифровое радио, их устраивают и те радиостанции, которые сегодня вещают в AM и FM диапазонах. Но, может быть, стоит взглянуть правде в глаза? За окном XXI век, AM-технология была представлена миру в 1920-ых, FM – в 1940-ых. Выходит, что сегодня радиосигнал мы получаем по системе, разработанной семьдесят лет назад. Так что DAB-технология предлагает самой старой вещательной технологии перейти в цифровой век.

Раньше для DAB-вещания использовалась система кодирования аудиопотока MP2 (MPEG-1 layer-2). Она была разработана в конце 1980-ых, доработана в начале 1990-ых. В новой спецификации DAB, DAB-2 (DAB+) будут использоваться такие методы сжатия аудиопотока, как MPEG 2 Advanced Audio Coding AAC, MPEG 4 Error Resilient BSAC (Bit Slice Arithmetic Coding), MPEG 4 AAC+ SBR и, вероятно, аудиокодеки WindowsMedia.

То есть, качество аудио, допустим, в 128 кбит/с, достигнутое с помощью новых аудиокодеков и возможность записи сигнала в AAC-формате будет звучать лучше, чем аудипоток с таким же битрейтом, но сжатый по методу MPEG 2 layer 2 и возможностью записи в MP3-формате. Грубо говоря, на сегодняшний день качество аудиопотока при прослушивании DAB-радио соответствует качеству среднего MP3-файла (от 128 до 256 кбит/с).

Принимаем DAB-сигнал

Более 475 миллионов человек по всему миру сегодня имеют доступ к более 800 различным DAB-трансляциям, сервисам и услугам. В настоящее время на рынке для потребителя доступно более 200 различных DAB-ресиверов и их число продолжает расти.

Стоит отметить, что DAB-приёмники можно вполне спутать с радиоприёмниками, которые позиционируются как «цифровые», но, по сути, являются аналоговыми с некоторыми дополнительными цифровыми особенностями. Например, параметр «автоматический цифровой тюнер» вовсе не означает, что приёмник будет принимать цифровой сигнал.

Сегодня существует несколько типов DAB-ресиверов. В первую очередь это автомобильные устройства, которые помимо AM и FM диапазонов, поддерживают и цифровое радио. Немало изготовителей предлагают DAB-тюнеры, которые совместимы с автомагнитолами, выпущенными несколько лет назад. Другие же производители выпускают полностью готовые DAB-решения, которые предполагают полную замену аудиосистемы автомобиля. Основные компании, выпускающие автомобильные DAB-ресиверы: Alpine, Blaupunkt, Clarion, Goodmans, Grundig, JVC, Kenwood, Ministry of Sound, Pioneer, REVO Digital, Siemens VDO.

На втором месте находятся DAB-приёмники, которые предназначены для использования в составе домашнего персонального компьютера. При установке такого ресивера в ПК, Вы получаете возможность слушать цифровые радиотрансляции на компьютере без каких-либо дополнительных сетевых или интернет-подключений. Также Вы можете записывать эфиры в mp3-формате прямо на жёсткий диск. Подобные устройства выпускают: Modular Technology, Mtech, PersTel, Terratek.

Далее следуют домашние стационарные DAB Hi-Fi тюнеры, которые выпускаются в двух вариантах: как встраиваемые в уже существующую дома аудиосистему, так и отдельными устройствами. На рынке есть варианты, которые поддерживают только DAB, но при желании можно найти и комбинированные аппараты (DAB/FM/AM). Первый подобный тюнер был выпущен в сентябре 1998г. компанией Arcam. Лидирующими производителями подобной техники сегодня являются: Acoustic Solutions, Arcam, ARION, BUSH, Cambridge Audio, Cymbol, ELANsat, Eltax, Genus Digital, Goodmans, Grundig, Hitachi, i.Tech Dynamic, Intempo, Kiiro, Maycom, Ministry of Sound, Morthy Richards, Panasonic, PersTel, PURE Digital, Restek, Roberts, Sangean, Sony, TAG McLaren, TEAC, Terratec.

И последний вид DAB-приёмников – портативные переносные. Те, которые мы берём с собой в дорогу или слушаем по пути на работу. Коммерческие портативные DAB-устройства появились совсем недавно, но уже доступны на рынке. Сегодня основной проблемой запуска подобных приёмников в массовое производство являлось их энергопотребление, которое сейчас удалось снизить до уровня обычного CD-плеера. Работы над дальнейшим снижением энергопотребления ведутся и в настоящее время. Лидирующими компаниями в этой области являются: ARION, BUSH, Grundig, Maycom, Ministry of Sound, Perstel, Philips, Pure Digital. Roberts.

Судя по количеству компаний, предлагающих различные решения для DAB-технологии, можно уверенно сказать – будущее у DAB есть, рынок развивается, а у пользователей постепенно растёт интерес к новой концепции радио. Помимо этого, технология DAB привносит новое в концепцию предоставления радио-услуг. Различные дополнительные сервисы и интерактивные услуги преобразовывают сам формат вещания. Среди подобных услуг можно отметить:

  • радиовещание, как таковое (первичный сервис);
  • дополнительная информация;
  • передача информации (например, скачивание на DAB-приёмник композиции, которая играет в данный момент по радио);
  • электронный программный гид (EPG);
  • слайдшоу, синхронизированные с аудиотрансляцией;
  • видео;
  • Java-приложения.

Большинство стран в мире, задумывавшихся над переходом с аналогового радиовещания на цифровое, предпочли стандарт DAB. Реальные DAB-сервисы уже действуют в большей части стран Европы, в Канаде, Тайване и Южной Корее. Тестовые запуски проходят в Китае, ЮАР и Турции. Растёт интерес к технологии в России, Южной и Латинской Америках, в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. В США разработали и предпочли свой собственный стандарт цифрового радиовещания – HD Radio.

В России на сегодняшний день нет ни одного T-DAB передатчика. Однако вопросы, касающиеся выдачи лицензий на вещание в формате DAB, уже активно обсуждаются. Основной проблемой, из-за которой внедрение этого стандарта на территории России откладывается на неопределённый срок – это обязательная смена существующих радиоприёмников, ресиверов и тюнеров, на новые, цифровые.

Пока на рынке не появится довольно дешёвый и качественный продукт такого рода, о распространении DAB-радио в нашей стране остаётся лишь мечтать. Ведь большинство россиян на сегодняшний день вполне устраивает качество радиостанций FM-диапазона.


Ну что это ещё за цифровое радио выдумали? У нас и так в приёмнике цифры вместо шкалы и название станций высвечивается! Нам оно нужно? Дойдёт ли до России по воздуху или через их Интернет? В двух словах тут не ответишь. Пробуем в трёх.

Вот что по этому поводу говорят лица заинтересованные — Бюро разработки цифрового радио (Digital Radio Development Bureau – DRDB):

«Это не спутниковое радио, и не интернет-радио. Нет, всё не то. На самом деле — это есть новый способ радиотрансляции через сеть наземных передатчиков.

Он даёт вам большую свободу выбора, лучшее качество звучания и массу дополнительной информации. В общем, почти как обычное радио, только лучше».

Такие вот оптимистичные посылы. А насколько лучше? И какая такая дополнительная информация нам предлагается?

Для начала заметим, что речь у нас идёт о радио формата DAB (цифровое аудиовещание — Digital Audio Broadcasting), поскольку и спутниковое, и интернет-радио никто не запрещает называть цифровым — нет монополии на прилагательное.

Для любителей старины: Evoke-2 c FM-диапазоном (фото с сайта pure-digital.com).

Поэтому, если дословно перевести словосочетание DAB digital radio, в изобилии рассыпанное по страницам DRDB, получим — «цифровое радио типа цифрового аудио-радиовещания». Полнейшая тавтология и ахинея, но так уж принято в мире, где за каждым углом вас ждёт неприятельский адвокат.

Стандарт DAB разрабатывался с конца 1980-х консорциумом из 12 компаний под названием EUREKA-147. В 1994 году он провозглашается в качестве общемирового, за вычетом особого мнения США и Японии.

Американцы, таки, делают ставку на спутниковое и HD-радио (High Definition – высокая чёткость), а японцы опутывают себя кабельными радиосетями (совсем как мы с приснопамятными трёхпрограммными громкоговорителями, только без японской цифири).

Из всех прочих стран, дела с DAB-радио лучше всего обстоят в Швеции, Германии и Великобритании. Ещё бы, англичане — люди консервативные и предпочитают освящённую столетиями (одним с маленьким хвостиком) наземную трансляцию в радиодиапазоне.

Вообще-то, каждая страна вольна выбирать свой частотный диапазон, в пределах ограничений, налагаемых стандартом. Британцам, вот, приглянулся 217,5 — 230 MHz. Ну и пускай себе вещают, соседям всё равно не слышно, ибо налицо полная приземлённость.

Заманчивое предложение Министерства Звука (фото с сайта ministryofsound.com).

Скажем, дециметровый аппарат (диапазон Band III) для английского рынка ещё будет работать в Германии, хотя часть станций вещает там в диапазоне L, а вот в Канаде, где уже одна сплошная L DAB-трансляция, ему придётся отдохнуть. К сожалению, двухдиапазонных приёмников пока не производят.

Как устроено DAB-вещание? Прежде всего, радиостанции транслируются не каждая сама по себе, а в составе блока, называемого мультиплексом (multiplex).

В этом же пакете может фигурировать информация другой природы - текстовая и графическая, что особенно удобно для мобильных пользователей: всяких автомобилистов-туристов-коммивояжёров.

Странная штука — цифровое радио для цифрового компьютера (фото с сайта modulartech.com).

Если точнее, то это в конце ХХ века рассчитывали на такие непревзойдённые удобства. А сейчас у всех уважающих себя граждан уже имеются мультимедийные мобильные телефоны-органайзеры с повсеместным выходом в беспроводной Интернет, так что такие возможности радиостандарта останутся, скорее всего, приятным и малополезным довеском.

Вернёмся к мультиплексам. Все составные сигналы пакета при помощи системы COFDM (Coded Orthogonal Frequency Division Multiplexing), осуществляющей частотно-временную дискретизацию аналогового потока и его оцифровку, особым образом перемешиваются и модулируют определённое количество несущих радиоволн, число которых зависит от информационной насыщенности трансляции (по стандарту несущих может быть от 192 до 1536).

Далее всё это богатство, через приёмо-передаточные устройства, попадает в пользовательский ресивер, декодируется аудиопроцессором и, наконец, начинает радовать ухо слушателя, которому нет никакого дела до всяких cofdm и multiplex.

Ненавязчивый хайтек (фото с сайта pure-digital.com).

Что же получает потребитель от новой технологии? — вот он, основной вопрос.

Для начала, достигается пресловутое CD-качество звука — цифра как никак.

Ну, это не главное, пусть и полезное свойство: акустика переносного или кухонного приёмника всё равно не ахти, а где мы ещё слушаем радио? Хотя меломаны-автолюбители и носители хороших наушников могут почувствовать разницу, по сравнению с обычной FM-передaчей.

Что важнее — использование скрытых резервов радиоэфира. Как для слушателей, так и радиожурналистов вкупе с рекламодателями. В развитых странах в FM-диапазоне яблоку негде упасть: всё давно поделено и переделено.

А с DAB-приёмником большинство англичан может слушать полсотни новых станций - вдвое больше, чем по аналоговому радио. И это только начало.

Теперь о помехах, неизбежных спутниках радиопередач: их нет. Либо вы слышите всё идеально, либо не слышите вообще ничего. В городе, как мы знаем, радиопомехи не слишком дают о себе знать, ввиду близости передатчиков, а вот на необжитой пересечённой местности все эти змеиные шипения, потрескивания и перебои звука разворачиваются в полную силу.

В наушниках вы поймете, что такое DAB (фото с сайта pure-digital.com).

И, между прочим, DAB-трансляция обеспечивается меньшей мощностью передатчика. Электричество, знаете, экономится, и покрытие больше. BBC, как ни удивительно, в том или ином виде могут принимать всего 65% жителей Соединенного Королевства, а коммерческие DAB-передачи - уже 85%.

Ещё приятно, что приёмник быстро сканирует весь диапазон, а далее остаётся выбирать среди названий имеющихся станций, начисто забыв о неудобных цифрах частот.

Ну, а на тему разных картинок и подписей, за которыми оставлено 20% пропускной способности канала, мы уже высказались. Но и пренебрегать этими 192 Кб/сек тоже не следует: пусть не Интернет, зато бесплатно и что-то полезное нацедить можно среди рекламы.

Так обстоят дела на сегодняшний день. А что говорит простой английский потребитель?

До недавнего времени он молчал: цены на приёмники начинались от 400 фунтов (около $630). Прорыв был осуществлён небольшой фирмой Imagination Technologies , не имевшей дотоле никакого отношения к радиорынку, хотя производителей DAB-техники насчитывается более 20-ти.

Она решила поставить на этот вялый технологический участок, за полтора года разработала совершенный микропроцессор и программы, после чего выбросила на рынок приёмник Evoke-1 (в переводе «вызывать», но можно — по звучанию — «эва как») дешевле магических 100 фунтов (около $157).

7 Больше всего радио ценилось в старину (фото с сайта bbc.co.uk)

И тут-то все зашевелились. С последнего Рождества уже продано 135 тысяч приёмников (за весь период до 2002 года англичанами было приобретено всего 50 тысяч), фирма не справляется с заказами, эксперты предсказывают миллионные тиражи, и что к 2010 году привычное FM-радио вообще может отмереть на потребу DUB.

А в приёмной Imagination Technologies, наряду с прочими, замечены Sharp, Intel и Hitachi - лицензию им подавай. И десяток разных моделей уже готов. Но вернёмся на Родину.

Как видите, мы так и не смогли дать вразумительного ответа на два последних вопроса, обозначенных в преамбуле статьи. Предпочли фигуру умолчания, перевели эти вопросы в категорию риторических.

Нам оно нужно? Не пророки, точно не знаем, значит — не уверены, к тому же — не пробовали. Будем ждать в России?

Digital Audio Broadcasting (DAB) — технология, позволяющая осуществлять вещание цифровых радиопрограмм. Технология DAB используется в 21 стране, главным образом в Европе. В России радио по данной технологии только планируется к использованию в 2019-2020 годы.

Цифровое аудио вещание отличается от аналогового FM-радио гарантированно . Также позволяет более эффективно использовать доступные частоты. Оцифровка позволяет снизить стоимость радиовещания, так как используется меньшее количество передатчиков.

Стандарты DAB и DAB +

Первые передатчики DAB использовали кодек MP2 (MPEG Audio Layer II), через некоторое время было решено перейти на кодек HE-AAC v2. Таким образом появился формат DAB +. Радио DAB несовместимо с более новым стандартом сжатия звука, а радио DAB + совместимы с обоими кодеками. Также в DAB + добавлена ​​реализация коррекционного кодирования Рида-Соломона, что устраняет ошибки в передаче. Некоторые радиостанции DAB могут быть адаптированы для приема DAB + путем обновления своего программного обеспечения и обозначены как обновляемые.

Кодек HE-AAC v2, используемый в DAB, обеспечивает лучшее качество звука, чем другие решения, используемые для эффективного сжатия вещания. Используя этот кодек, идеальное воспроизведение оригинала получается при 300 Кбит / с. Аналогом традиционного вещания в FM-диапазоне является скорость передачи в битах 160-192 кбит / с. Даже при скорости 128 Кбит / с звук близок к оригиналу. Вещатели различают скорость передачи битов в зависимости от профиля станции. Например, программы, предназначенные для слушателей с особыми запросами, имеют битрейт, установленный со скоростью 128 кбит / с, для популярных программ установлен 112 кбит / с, а, например, для информационного потока может использоваться 64 кбит / с. При чтении этих значений следует иметь в виду, что заявленные показатели не всегда могут соответствовать пропускной способности аудио. Например, если станция объявляет скорость передачи битов на максимальном уровне в DAB + (192 кбит / с), это означает, что скорость передачи аудио составляет не более 175 кбит / с, и она может быть еще ниже, если станция присоединяет так называемые сопутствующие данные.

Частоты DAB

В соответствии с Особым Соглашеним в Висбадене 1995 года, в Европе для цифрового радио были выделены частоты в диапазон 174-230 МГц. В ряде стран (включая Норвегию) цифровое радио также занимает частоты 230-240 МГц. Европейским вещателям также может быть предоставлено право использовать части L-диапазона (1452-1492 МГц), но это редко практикуется.

История развития цифрового радио

Профессиональные приемники DAB были выпущены уже в середине 90-х годов, в то время как потребительские модели появились на рынке летом 1998 года. Домашние радиостанции в обновленной версии (DAB +) были проданы в конце 2007 года. В 2016 году появился первый смартфон для поддержки DAB +: LG Stylus.

Технология Digital Audio Broadcasting не заменила аналоговые FM-трансляции. Хотя она доступна в районе, где проживает более полумиллиарда человек, количество приобретенных радиостанций DAB / DAB + оценивается более чем в 30 миллионов (данные 2014 года). Однако в Европе был достигнут значительный прогресс в строительстве инфраструктуры DAB +, поэтому в нескольких странах были разработаны планы отказа от аналогового радио. Норвегия должна отказаться от использования аналоговых FM-передатчиков в 2018 году, Швейцария может осуществить изъятия в 2020-2024 годах, а Швеция — в 2022 или 2024 годах. Деятельность автопроизводителей может помочь в популяризации цифрового наземного радиовещания — некоторые из них предлагают радиостанции DAB / DAB + в качестве стандартного оснащения либо опции. В отличие от оцифровки телевидения Европейский союз не требовал от стран-членов отключить аналоговый сигнал, но, возможно, в будущем будет принято решение ЕС относительно оцифровки радиоприемников — в 2015 году оно обратилось за поддержкой к комиссии Европейской организации WorldDMB, способствующей внедрению DAB / DAB +.


Адаптер для подключения DAB в автомобиле

В дополнение к DAB + существуют и другие цифровые технологии, в которых заинтересованы вещатели, такие как радиопередачи, входящие в состав цифровых телевизионных пакетов (наземный DVB-T, спутниковый DVB-S и кабельный DVB-C). Интернет-радио также динамично развивается. В некоторых странах, кроме DAB +, частично соблюдающих стандарт DMB (который дополнительно позволяет излучать видеоматериалы), стандарты DAB + DVB-H, DVB-SH и DRM + также были полностью разработаны.

Критика системы

Хотя кодек HE-AAC v2, используемый в DAB +, обеспечивает лучшее качество звука, чем другие решения, используемые для эффективного сжатия вещательного материала, многие вещатели транслируют свои программы с более низким, чем рекомендуется, битрейтом. Например, немецкий Radio Horeb передает по 48 кбит / с, а некоторые музыкальные программы (в том числе BBC Asian Network) транслируются в Великобритании по 64 Кбит / с mp2, что соответствует примерно 50 кбит / с в стандарте mp3. Это число означает в семь раз меньшую скорость передачи данных, чем трансляция лучшего качества, доступная на веб-сайте отправителя, имеющее качество 360 кбит / с. Кроме того, в отличие от программ FM-станций, которые могут быть приняты с шумами и помехами при приеме сигнала, потеря цифрового радиосигнала вызовет полное прерывание приема. Большее распространение, чем в FM, также имеют сбои, связанные с движением.



Рекомендуем почитать

Наверх