Сохранить файл в pdf онлайн. Бесплатный PDF-конвертер. Лучший инструмент для преобразования Word в PDF

Для Windows 03.03.2019
Для Windows

Первый серьезный день рожденья малыша уже позади, продолжается его взросление и развитие. На втором году жизни ребенок становится все любопытнее, его навыки и умения развиваются стремительными темпами.

Физиология ребенка одного года и трех месяцев

После года ребенок будет расти немного медленнее, а также замедлится набор веса. Не волнуйтесь, это нормально. Малыш теперь очень много двигается, и почти вся энергия уходит на обеспечение двигательной активности. Скорее всего, вы уже полностью перешли на взрослый стол и на одноразовый дневной сон.

Психология ребенка в один год и три месяца

В год и три месяца действиями малыша, по-прежнему, руководят эмоции (воля тоже присутствует, но изначальный импульс все равно исходит от конкретной эмоции), сознание тоже включается в работу. В пятнадцать месяцев ребенок начинает понимать, что значит совместная игра. В этом возрасте ребенок начинает проявлять первый интерес к сверстникам. Теперь некоторое время дети могут вместе наполнять одно и то же ведерко или копать одну и ту же яму, пока внимание одного из них не переключится на что-то другое.

В 1 год и 3 месяца уже можно начинать читать перед сном. Всего три месяца назад книжки представляли интерес, прежде всего, как предмет, который надо смотреть, трогать и пробовать на зуб. К году ребенок научился переворачивать странички и выучил многие изображенные в книжке предметы. А теперь он готов слушать и воспринимать истории с незатейливым сюжетом. Вечернее чтение может стать прекрасным ритуалом укладывания и заложить любовь к книгам в будущем.

Навыки и умения ребенка в один год и три месяца :
– совершенствует навык ходьбы: держа за руку взрослого ребенок может подниматься по ступенькам и спускаться с них, перешагивать через небольшие препятствия, удерживать равновесие;
– с удовольствием учит новые звуки и слова, неустанно повторяя их за взрослыми;
– занимается «исследовательской» деятельностью, понимая причинно-следственные связи: если построить слишком высокую пирамидку из кубиков, она упадет; если столкнуть стакан со стола, он тоже упадет; если ходить с закрытыми глазами, упадешь сам.

В год и три месяца можно приступить к воспитанию первых полезных привычек – через часто повторяемые осознанные действия. Убирать перед сном в комнате, складывать стопочкой одежду, умываться и причесываться по утрам – все это малыш теперь воспринимает в контексте своей жизни. Кроме того, он уже в состоянии запомнить, что после игры надо сложить игрушки в ящичек, а после обеда поставить тарелку в раковину. Так воспитывается внутренняя организованность.

Советы родителям ребенка одного года и трех месяцев

Весь второй год жизни будет ознаменован для родителей все возрастающей исследовательской активностью малыша. Будьте снисходительны и помните, что его действиями все еще руководят инстинкты. Как еще узнать, что случится с чашкой при падении на пол, если не сбросить ее со стола? Что-либо объяснить ребенку в год и три месяца достаточно сложно, хотя это обязательно нужно делать. Но малыш не может долго держать в памяти ваши напутствия, поэтому не поленитесь лишний раз позаботиться о безопасности и проверить, что утюг выключен, а в розетки вставлены заглушки. Познание мира не должно быть травмоопасным.

Источник — https://deti.mail.ru

1 год и 3 месяца — это очередная веха в развитии малыша. Начинает пропадать младенческая округлость, ребенок, что называется, «вытягивается», а рост и вес набираются не так стремительно, как на первом году жизни. Развитие по-прежнему идет полным ходом. Каждый день наблюдательные родители замечают что-то новенькое — жесты, движения, слова, понимание и осмысление происходящего вокруг. Но это и очень сложный возраст, когда ножки готовы нести своего маленького владельца куда угодно, а мыслительная деятельность развита не настолько сильно, чтобы сначала подумать, а потом пойти, залезть, схватить. «Глаз да глаз» — такого правила вплоть до двух лет, а то и больше, придется придерживаться тем, кто всегда старается уследить за карапузом.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

Данные о развитии ребенка — нормы роста и веса, разработанные Всемирной Ассоциацией Здравоохранения.

Мальчики

  • Рост — 76,6-81,7 см
  • Вес — 9,2-11,5 кг
  • Окружность головы — 45,5-48,1 см

Девочки

  • Рост — 74,8-80,2 см
  • Вес — 8,5-10,9 кг
  • Окружность головы — 44,3-47,0 см

В возрасте 1 год 3 месяца ребенок становится всё более самостоятельным, и всё больше разных дел стремится делать сам.

Не нужно препятствовать инициативам крохи, тем более в тех делах, с которыми ему по силам справиться. Хочет держать ложку и самостоятельно отправлять в рот пищу — пожалуйста. Просто нужно запастись терпением, хорошим фартуком и дополнительной порцией еды. Держать кружку и пить из нее — тоже уже можно и нужно. Кружку лучше использовать пластмассовую, она более легкая, и не разобьётся при падении.

Очень сильно в этом возрасте стремление к подражанию окружающим взрослым: услышал, как кашляет папа — кашляет тоже, мама читает — и мы полистаем книжку.
Простые действия ручками — «пока-пока», «ладушки» — разучите, если еще не сделали это.
Ходьба всё более совершенствуется, малыш может одновременно идти и нести предмет, идти и толкать или тянуть игрушку. Стоя на ногах можно потянуться и взять с полки что-либо.

Сложности, которые могут возникнуть
  • Малыш еще не дорос до совместных игр со сверстниками. Он может заниматься своими делами, сидя рядышком в песочнице, наблюдать за игрой соседа, но к большему взаимодействию ребенок пока не готов. Не сформировались понятия «моя» и «чужая» игрушка, поэтому нередки ситуации, когда один карапуз хватает игрушку другого или начинает её «перетягивать». Объяснять пока бесполезно, лучше отвлечь, переключить внимание на что-то другое.
  • Многие ребятки изначально не боятся темноты и прочих вещей. Но взрослые, припугивая детей разными страшилками из разряда: «Если ты не будешь кушать, тебя заберет бука (бяка, чужая тетя и др.), сами дают повод для страхов. Нельзя использовать страх как способ достижения воспитательных целей, иначе вы рискуете получить часто пугающегося ребенка, вздрагивающего при малейшем шуме. Дальше может развиться невроз.

Развивающие занятия и игры для ребенка в 1 год и 3 месяца

  1. Очень полезно делать гимнастику , ребенок учится повторять несложные движения и развивается физически. Веселее выполнять несложные действия под какую-нибудь простую музыку. Песенки Железновых, например, прекрасно подходят для 3-5 минутных «разминок». Желательно разучить две-три песенки и повторять их в течение 10 дней. Потом добавьте новые, раз в несколько дней повторяя уже выученные и любимые. Так в скором времени вы будете знать и повторять полтора-два десятка веселых движений к удовольствию малыша и окружающих.
  2. Снимать кольца с палочки и надевать их на нее — тоже необходимый навык в возрасте 1 год 3 месяца. Пирамидка как нельзя более подходит для этих целей. Пусть ребенок не способен уделить длительное внимание игре, но даже 5 минут в день скоро дадут свои результаты.
  3. Показывайте и рассказывайте малышу, что такое горячее и холодное , мокрое и сухое, большое и маленькое, чистое и грязное.
  4. Во время прогулок обращайте внимание крохи на окружающие его предметы и их части: например машина — колеса, деревья — листья.

Найди пару

Разложите перед малышом парные предметы (носки, варежки, ботинки) по одной штуке от пары. Доставайте по одному вторые предметы пары и просите найти «друга».

Перекатывание мяча

Перекатывайте мячик друг другу сидя на полу, сначала с небольшого расстояния, после отодвигаясь дальше.

Прохождение трассы

Создайте на полу «трассу» с препятствиями, разместив разные по высоте коробки, стул и предложите малышу пройти. Невысокие предметы он должен перешагивать, высокие — обходить, под стулом пролазить. Можно попросить объехать препятствия машиной, которую ребенок будет тянуть за веревочку, либо толкать.

Что приготовить ребенку в 1 год и 3 месяца: рацион питания малыша

Морковная каша

Манка — 2 ст. л., морковь — 1/2 шт., молоко — 1 стакан, сахар — 1ч. л., масло сливочное — 1/2 ч. л., соль.
Морковь натереть на мелкой терке. В кипящее чуть подсоленное молоко тонкой струйкой всыпать крупу и положить морковь. Дать закипеть и варить на медленном огне 10-15 мин, помешивая. Добавить масло и сахар.

Меню ребенка в 1 год и 3 месяца

1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак Каша гречневая на молоке
Чай
Хлеб с маслом
Икра из свеклы с яблоком
Омлет паровой
Чай с молоком
Хлеб с маслом
Каша пшенная с тыквой на молоке
Чай
Хлеб с маслом и сыром
Обед Суп рисовый с овощами, протертый
Биточки из кальмаров и рыбы
Пюре картофельное
Компот из сухофруктов
Хлеб
Суп молочный с картофелем и морковью
Кнели мясные паровые с творогом
Овощное рагу
Напиток морковно-яблочный
Хлеб
Бульон с яичными хлопьями
Голубцы ленивые
Кисель на отваре шиповника
Хлеб
Полдник Вафли
Фрукты
Кефир
Печенье
Пюре фруктовое
Кефир
Блинчики с протертым яблоком
Кефир
Ужин Творог с помидорами
Зразы картофельные с овощами
Молоко
Хлеб
Тыква с яблоком
Суфле рисово-морковное
Молоко
Хлеб
Пудинг гречневый с творогом
Мусс фруктовый
Чай с молоком
Хлеб

Начало второго года жизни вашего малыша знаменуется его новыми и интересными достижениями. Совершенствуются навыки, связанные с владением собственным телом, – в первую очередь ходьба. Но самые важные изменения касаются интеллектуального развития: прошло всего 3 месяца с первого дня рождения, а сознательность ребенка за это время возросла многократно. Пожалуй, именно в начале второго года наиболее заметен переход от младенчества, когда кроха активно растет и учится управлять своим телом, к детству – времени любопытства и осмысленного освоения окружающего мира.

Физическое развитие ребенка 1 года 3 месяцев

Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 1 года 3 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

На вопрос, сколько зубов должно быть у ребенка в 1 год 3 месяца, стоматологи отвечают: примерная норма – 12 зубов. К «стандартным» для годовалых малышей 8 зубикам добавляются первые верхние, а затем и первые нижние моляры, или жевательные зубы. Разумеется, организм каждого ребенка индивидуален, поэтому сроки и темпы прорезывания зубов могут существенно отличаться.

Режим дня, сна и кормления ребенка в 1 год 3 месяца

Малыш может по-прежнему спать 2 раза днем, и это является абсолютно нормальным, но многие дети переходят в этом возрасте на 1 дневной отдых. Общая продолжительность сна составляет в этом возрасте около 13,5 часов, из них на ночной сон приходится 10-11 часов.

Питание ребенка по-прежнему 4-5-разовое, с интервалами между кормлениями 3-4 часа.

Психология и психическое развитие ребенка 1 года 3 месяцев

Главное качество ребенка в возрасте 1 год 3 месяца – любопытство! Малышу интересно всё вокруг : он исследует все углы вашего дома, откроет дверцы попавшихся ему на глаза шкафов и тумбочек, вытащив их содержимое, с одинаковым восторгом будет рассматривать машины на проезжей части, других детей на игровой площадке и голубей, клюющих зернышки. Увидев что-то новое и манящее для себя, ваш первооткрыватель поспешит скорее туда – и тут уж мама должна быть начеку, чтобы предупредить возможные опасности. Но и ограждать кроху от всего подряд не нужно, ведь именно сейчас он учится и активно познает окружающее пространство.

Поведение ребенка в этом возрасте построено на инстинктах и чувствах . Он явно перенимает мимику и действия других людей: улыбается, хмурится или смеется, видя такие проявления эмоций у близкого взрослого или другого ребенка. Теперь вы можете понять выражение лица своего крохи – радостное или грустное, просящее, заинтересованное, возмущенное.

Малыш быстро отвлекается и переключает внимание , настроение может меняться очень часто. Отказ или ограничения в действиях вызывают у ребенка явный протест, выражаемый мимикой, жестами или криком. Неудачное действие, а также всё новое и неожиданное могут вызвать очевидное напряжение и даже огорчение у крохи.

Мама по-прежнему остается для малыша главным человеком . Если с близким человеком ребенок расслаблен, улыбается и смотрит ему в глаза, всячески привлекает внимание и грустит при его уходе, то незнакомец может вызвать напряженность и даже испуг.

В этом возрасте для ребенка очень важна реакция взрослого на его действия . Несмотря на возросшую самостоятельность, похвала и ободрение мамы являются для малыша главными мотиваторами. Именно поэтому он постоянно наблюдает и пытается подражать увиденным действиям взрослых – вытирает пол тряпочкой, пытается складывать вещи в стиральную машину, причесывается. Таким способом кроха старается определить свою позицию в социальном окружении.

Умения и навыки ребенка в 1 год 3 месяца

Малыш в 1 год 3 месяца уже различает формы и размеры предметов: мячики, кубики, колечки; большие и маленькие игрушки. Может сортировать их по цветам.

Ребенок уже довольно уверенно собирает пирамидку и строит башенку из 4-5 кубиков.

С интересом рисует карандашом/фломастером, зажав его в кулаке.

Игровые действия с предметами в основном подражательные – те, которым научили взрослые (кормить куклу, уложить спать плюшевого мишку).

Что касается бытовых навыков, малыш пьет из чашки, умеет набирать еду в ложку и доносить ее до рта (взрослый обычно при этом его докармливает). Пытается вытирать руки после умывания. Может начать проситься на горшок.

Речь ребенка в 1 год 3 месяца

Несмотря на то, что ребенок говорит еще совсем немного (до 20 облегченных слов), его понимание речи за последние 3 месяца значительно увеличилось. Теперь он знает названия многих бытовых предметов, игрушек, одежды, действий, ситуаций. Помнит имена близких взрослых. По просьбе малыш может показать части тела у себя и у игрушки, выполняет простые просьбы.

К этому возрасту возрастает интерес ребенка к книгам. Родителей порадует то, насколько точно кроха запоминает всё, что ему рассказывают и читают – если его попросить найти ту или иную картинку, он откроет нужную страничку книги и покажет нужное изображение.

Количество слов активной речи может отличаться у разных детей, но обычно их произнесение бывает связано с:

  • моментами радости, удивления;
  • увиденным знакомым явлением;
  • собственным движением или игрой;
  • подражанием;
  • просьбой взрослого.

Первые простые слова часто связаны с подражанием звукам, издаваемым животными или предметами (му – корова, га-га – гуси, ту-ту – паровозик).

К 1 г. 3 мес. малыш уже более уверенно ходит, а к 1 г. 6 мес. может относительно свободно перемещаться в разных направлениях без помощи взрослого. При этом следует заметить, что его ходьба еще далека от совершенства. Она будет «оттачиваться» на протяжении всего 2-го и даже 3-го года жизни ребенка.

Другим показателем стадии раннего детства является речевое развитие . Малыш продолжает овладевать речью. В 1 год у малютки в активном словаре было примерно 10 слов: «мама», «папа», «баба», «дай-дай», «тик-так», «ам-ам», «ко-ко» (яичко), «ля-ля» (кукла), «га-га» (уточка), «ав-ав» (собачка). Этот «запас» сохранился и расширился, а некоторые слова наполнились новым содержанием. Например, если в годовалом возрасте малыш называл кошку «кхи-кхи», теперь в его лексиконе это слово может означать все меховые и пушистые вещи: шапку, варежки, мамины волосы, даже, дедушкину седую бороду.

Следовательно, в речевой практике крохи появились первые обобщения , пока что по несущественным признакам . О чем это говорит? Во-первых, о том, что дитя внимательно и даже пристрастно продолжает наблюдать и познавать окружающий его мир. Во-вторых, ребенок делает попытки разобраться в том обилии информации, которую предоставляет ему жизнь, а главное - он уже умеет сравнивать и находить общее и различное. В-третьих, становится ясно, что для малыша особо значимыми являются ситуации, которые «характеризуют» окружающие предметы эмоционально, впечатляюще, чувственно: дитя «откликается» на чисто внешние признаки .

И все же к 1 г. 6 мес. ребенок способен уже не просто выделить новый или наиболее броский, яркий объект, но и заметить различные и сходные признаки («такой» и «не такой»). Малыш даже делает попытки вербализовать свои впечатления, то есть отразить их словом. И делает это на том уровне, на котором формируется его мышление, а именно, - наглядно-действенном . Наглядные ситуации, зрительные впечатления необходимы ребенку первой половины 2-го года жизни. В этот период малыш «живет глазами», накапливая информацию об окружающем мире.

Пойми меня, мама!

Интенсивно развивается понимание речи взрослого , которая еще с большим трудом переходит в активный план, то есть, в разговорную практику. Действительно, к 1 г. 6 мес. в активном словаре ребенка, примерно 30-40 слов. Но понимает дитя в 10 раз больше. Малыш замирает, вглядываясь в лицо мамы или папы, когда они ему что-то говорят, читают, поют или рассказывают. Ребенок готов слушать взрослых! Что же нужно сделать для того, чтобы у сына или дочери своевременно и в достаточной степени формировалось понимание речи? Это очень важно, потому что развитие понимания выступает необходимым этапом овладения разговорной речью. Перечислим основные педагогические условия развития понимания речи взрослого ребенком I г. З мес.-1г. 6 мес.:

  • речь, обращенная к ребенку, не должна быть многословной и быстрой. Дело в том, что латентный (скрытый) период понимания информации, донесенной до ребенка значительно более длительный чем у взрослого. Торопливая речь взрослого ребенком не воспринимается. речь взрослого должна сопровождаться паузами. Речевые конструкции лучше строить из 2-3 слов, т.е. простых предложений.
  • описываемая словом ситуация подкрепляется демонстрацией предмета или действий с ним. Ситуация подчеркивается замедленным показом, синхронно совпадающим во времени с комментариями взрослого. Например, мама говорит: «Куколка едет на лошадке! (Показ в течение 30-45 сек.) Цок, цок, цок! Ляля бах! Упала! (Показ). Куколка садится на лошадку (Показ). Поехала (Показ). Цок! Цок!»
  • отношение к наблюдениям самого ребенка должно быть внимательным. Следует поощрять ситуации, спонтанно возникающего живого интереса. Поддерживать их словом. Например, мама обращает внимание малыша на небо: «Самолет летит! У-у-у!» Или: «Машина едет! Би-би-би!»
  • необходима мотивация действий со стороны взрослого краткими пояснениями в режимных моментах, например, «Бери ложку - будем есть кашу». Или: «Моем ручки - будут чистыми».
  • лепетные слова должны вводиться и присутствовать в лексиконе взрослого в сочетании с общеупотребительными.Например, «Возьмем купаться гагу-уточку». Так взрослый не только вводит уточнение в понимание ситуации, но и побуждает малыша к активному воспроизведению.
  • создается ситуация живого интереса с широким использованием наглядных средств: картинок, иллюстраций, игрушек. Как говорилось выше, мама обеспечивает замедленный темп исполнения самого действия с показываемым предметом. Все происходящее комментируется в процессе показа. Подчеркивается результат действия.
  • допускаются «сюрпризные» моменты, то есть, внезапные появления или исчезновения предмета, неожиданный поворот сюжета. Все показы синхронно совпадают со словом взрослого. Если ребенок не понимает, все повторяется в полном объеме (порядок действий, словесное сопровождение).
  • широко вводится прием вопросов, обращенных к ребенку, не только по поводу нахождения того или иного предмета (игрушки), но и действия с ним, исходя из его предназначения. Например, «Где расческа?» (Лежит рядом). Причешем ляле - куколке волосы» (Показ).

Эмоциональность взрослого как условие понимания: Жест и мимика взрослого играет особую роль - язык эмоций, первый «язык» самого малыша в период довербального, то есть доречевого общения. Сказанное позволяет заметить, что речевое общение с малышом 1 г. 3 мес. - 1 г. 6. мес. требует некоторой подготовленности взрослых. Родители должны научиться разговаривать с крохой так, чтобы он не только понимал их, но и получал удовольствие от их взаимодействия. И еще один важный вывод: чтобы взрослый вошел в контакт с крохой, он сам на время должен стать чуть-чуть ребенком! Почему малыши любят взрослых, сохраняющих черты детскости? Они отличаются доверчивостью, любознательностью, желанием откликаться и удивляться всему, что их окружает, умением видеть в обыденном необыкновенное; они верят в сказку, а, следовательно, видят красоту мира и его неисчерпаемость,. Такие люди дарят малышу самое главное - базальное , то есть, основополающее доверие к окружающему. Ребенку с таким взрослым спокойно и уютно, ведь oн способен как-то по-особенному играть с крохой, заразительно смеяться, чуть-чуть пошалить, эмоционально поддержать его. Чему же учится малыш? Неужели только пониманию близких, а затем и других людей? Нет, он учится любить и по-доброму относиться к окружающему миру.

Не шалости, а знакомство с миром!

По- прежнему большое значение в этом возрасте имеют предметные игры, игры с дидактическими игрушками и пособиями. Уже хорошо заметно, что внимание ребенка стало более устойчивым, а действия с предметами имеют новый «рисунок», они приобрели выраженный поисковый характер. Малыш, играя, как бы «вычерпывает» все свойства игрушки, желая узнать не только «что это?» но и «что с этим можно делать?»

Ученые, назвав поисковые действия малышей ознакомительной игрой, экспериментально подтвердили, что дитя может довольно долго, не отвлекаясь, заниматься с предметом (игрушкой), если в процессе действий выявляет в ней что-то новое. Например, если каждый поворот игрушки дает е е «новое» видение (меняется цвет, появляется какое-то изображение или звук). Возникает цепь ориентировочных реакций, следующих одна, за другой. Так в поведении ребенка появляется устойчивость игр с предметами, которая имеет большое значение в формировании умственных способностей ребенка. Конечно, это еще не волевое усилие малютки. Все строится на непроизвольном интересе, то есть на основе безусловной ориентировочной реакции, а попросту, - на любопытстве. Вот почему дитя безудержно в своих действиях: лезет во все ящички, коробочки, сумки, все - «подай сюда!». Его невозможно уговорить «не баловаться», потому что такое поведение - веление его возраста, а генетическая программа этого периода детства - практическое накопление чувственного опыта, сенсорной информации об объективных свойствах материального мира.

Малыш должен научиться жить в этом мире, прочувствовав на себе и закон гравитации (освоения сквозного и замкнутого пространства), и постоянства цветового восприятия независимо от времени суток, и диалектику смены явлений (утро-вечер, тепло-холодно, радость-печаль). Можно сказать, что маленький ребенок– прирожденный «исследователъ», потому что он рожден человеком. Начало раннего детства – «звездный» час формирования его человеческих возможностей, фундамент высотного здания под названием «жизнь». Именно поэтому к ребенку следует относиться с должным пониманием, его нельзя лишать радости познания окружающего мира, мудро руководя этим процессом руководя.

Живое «зеркальце»

Возраст 1г. 6 мес. – особый этап в жизни малыша. Ученые установили, что именно к этому времени у ребенка в 3,5 раза увеличивается устойчивость реагирования на предъявляемую игрушку по сравнению с малышом I г.-1г.Змес. «Скачок» в развитии действий с предметами связан с интенсивным развитием коры головного мозга, то есть отдела, отвечающего за формирование интеллекта. Новым в поведении ребенка к I году 6 мес. можно считать появление функциональных действий с предметами. Малыш уже не манипулирует машинкой, а катает е е по полу, нагружает кубиками; куколку баюкает, кормит, прикладывая к е е личику тарелочку. Это еще не ролевая игра, а лишь отобразительные действия . Фрагменты из его собственной жизни: ребенок не берет на себя какую-либо роль, например, мамы, врача, шофера, а отображает виденное им действие, подражая взрослому. Вот почему общение взрослого с малышом трудно переоценить по своей значимости.

Карапузу необходимо показывать действия с предметами быта и игрушками, с ним необходимо заниматься и играть, чаще взаимодействовать, ставя в ситуацию партнерства. Для малютки не существует ничего интереснее, чем наблюдения за действиями и поступками «большого человека». Было бы ошибкой считать, что ребенок калейдоскопично накапливает информацию, не наводя «порядок» в тех впечатлениях, которые он черпает в общении со взрослым. Даже в нежном возрасте малыш делает попытки активной ориентировки, социальной практики и замечает не только как взрослые используют тот или иной предмет, но и какие испытывают при этом чувства - что вызывает у них особую радость, что огорчает, что вызывает прямой протест.

«Стихию» познания – под контроль

Родители обязательно должны обращать внимание на то, как сын или дочь вглядывается в их лица. Чем лучше взрослые научатся понимать своего малыша, тем лучше, по закону «обратной связи», он научится понимать их. А это особенно важно, потому что управляться с ним в этот ранний период детства очень трудно: дитя многое делает вопреки запретам.

«Адский период родительской жизни!»,- говорят многие. Как же выходить из ситуаций прямого неповиновения ребенка? Обратимся к небольшой зарисовке. Мама говорит сыну или дочери: «Видишь, лужа? Не ходи! Ноги будут мокрыми!». Ребенок смотрит на маму и... направляется прямо в лужу! Естественно, взрослый воспринимает подобные «подвиги» малыша как исключительную вредность и хулиганство. А у этого поступка совсем иная природа. Неповиновение малыша здесь – сродни стихии. Поэтому первое, что необходимо сделать, - приготовиться к ее приходу, а значит, взять ситуацию под контроль; второе - не допустить негативных последствий, третъе - противостоять; в-четвертых, вопреки всему, повернуть в нужное русло. Это непросто, но возможно, если знать особенности психики ребенка.

Поясним сказанное. Кроха прекрасно слышит, что мама не разрешает, но сам себе сказать: «Нельзя!», чтобы удержаться в «рамках приличий» он еще не в состоянии. Ситуация искушает его своей непознанностъю, и малыш бьет ногами по воде, радуясь брызгам. В таких случаях лучше прогнозировать поведение маленького человека и избегать нежелательных, а тем более, опасных ситуаций, в которых запретное слово мамы может не сработать, уступив любопытству. Ведь если ребенок окажется на краю платформы в метро, у обрыва, у открытого люка, все может закончиться трагедией. Если препятствия избежать не удалось, лучше взять малыша на руки и обойти опасное место.

Нельзя? Тогда нужно постараться отвлечь внимание ребенка, обратив ситуацию в полезное русло. Так, с лужей можно просто поиграть: опустить в воду чурочки («кораблики»), бросить туда камешки. Таким образом удастся взять ситуацию под контроль и отвлечь кроху от прямого контакта с объектом. Хорошо, если при этом взрослый пошутит, посмеется, сочинит какую-нибудь рифмовочку или песенку:

Мяч плывет по луже,
Грязный мяч не нужен,
Чистый мяч подсохнет,
Подпрыгнет высоко!

Лужа перед нами,
В лужу я не побегу,
Постою на берегу

Каким бы импульсивным ни был ребенок 1г. Змес.-1г. 6 мес, он постепенно начинает усваивать правила поведения, если все члены семьи предъявляют крохе требования, не противоречащие друг другу. Ситуаций, когда, например, при бабушке можно все, а при папе - ничего, быть не должно! В целях сохранения здоровой нервной системы малютки желательно организовать его жизнь в этот период детства таким образом, чтобы дитя получало со стороны взрослых примерно 2/3 разрешений и только 1/3 запрещающих воздействий. Это всецело зависит от внутреннего распорядка и образа жизни семьи, поведения взрослых, их педагогической подготовленности.

Никаких физических наказаний! Никаких нотаций, упреков, окриков и стонов! Взрослый должен мудро выводить малыша из всех нежелательных ситуаций, использовать отвлекающие и «обходные маневры», постепенно формируя поведение ребенка, делая его управляемым «со слова». Это приходит не сразу. Но если родителям удается ладить с малышом в этот трудный, но очень интересный период его детства, то такой ребенок к полутора годам становится более организованным, уравновешенным. У него проходит тревожность, свойственная началу 2-го года –«драматическому» периоду первых радостей и огорчений в освоении окружающего пространства. Можно сказать даже больше: к I г. 6. мес. у ребенка возникает базальное доверие к окружающему миру - первооснова всех последующих достижений раннего возраста.

МИНИ-ПРОГРАММА ВТОРОГО ТРИМЕСТРА ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Совершенствовать самостоятельную ходьбу. Создать благоприятную предметно-пространственную, развивающую двигательную среду.
Продолжать совершенствовать координацию движений ребенка в пространстве (устойчивость при смене положений тела: поворотах, наклонах, приседаниях и др.). Усложнять ситуации, побуждающие к самостоятельной ходьбе, смене направлений движения, исходя из бытовых или игровых задач.
Продолжать совершенствовать ориентировку в пространстве, используя прием показа с кратким пояснением. Побуждать к выполнению двигательного задания, состоящего из одного действия (например, «Подойди ко мне!» или «Принеси кубик со стола!»)
Продолжать совершенствовать вестибулярный аппарат ребенка (чувство равновесия). Учить ходить по ограниченной поверхности в прямом направлении (по дорожке, «следочкам», доске, положенной на пол).
Продолжать развивать координацию руки и мелкую моторику пальцев. Проводить занятия со специальными пособиями, развивающими ручные умения («шнуровка», «бусы», «цепи» предметов).
Уделить особое внимание развитию понимания речи . Расширить пассивный словарь обращенной к ребенку и понимаемой им речи взрослого. Обогащать пассивный словарь ребенка (называть предметы, окружающие малыша, и действия с ними).
Способствовать развитию активной речи ребенка. Продолжать вводить в лексикон ребенка облегченные слова – слова- «заместители», состоящие из двух одинаковых слогов и звукоподражания («ко-ко-ко» - курочка).
Формировать потребность в речевом общении со взрослыми. Побуждать малыша к речевому общению. Создавать «ситуации диалога» со взрослым; речевого общения всеми доступными для ребенка средствами (мимика, показ, выразительная жестикуляция, вокализация, слова-«заместители»).
Продолжать развивать наглядно-действенное мышление. В процессе игровых показов формировать в понимаемой речи первые обобщения предметов по существенным признакам.
Расширять сенсорный опыт ребенка в предметной деятельности (игре). Выполнять первые простейшие дидактические задания на выбор предметов по тождеству(«такой» и «не такой»), состоящие из одного действия: величина («большой - маленький»), форма («шарик-кубик»), цвет.
Продолжать совершенствовать слуховые ориентировочные реакции, способствовать развитию слуха. Вводить игровые упражнения на поиск предметов по звуку (музыкальные модули, игрушки, инструменты).
Расширять знакомство ребенка с окружающим миром. Обогащать сенсорный опыт ребенка при действиях с предметами, давая возможность практически познавать объективные физические закономерности окружающего мира: протяженность расстояний, полое и сквозное пространства, соотношение величин (вложить можно малый и большой, а не наоборот), зависимость действий от формы (из кубов – строить, шары – прокатывать).
Развивать подражание как один из способов познания окружающего мира. Способствовать формированию отобразительных игровых действий с куклой мишкой, зайкой («Покорми лялю», «Положи лялю бай-бай-спать»).
Использовать возрастной стимул «Я сам!» для формирования элементарной самостоятельности. Учить малыша пользоваться ложкой самостоятельно не только при приеме 2-го, но и 1-го блюда.
Создать в семье микроклимат доброжелательности и любви ко всем членам семьи. Оберегать нервную систему ребенка от стрессовых и негативных ситуаций.

Возраст 1 год и 3 месяца - один из самых волнительных в жизни вашего малыша. Чадо становится более любопытным, интересуется окружающим миром, ему требуется много внимания и заботы. Родители отмечают, что каждый день становится сюрпризом: сегодня ребенок выучил новый жест, завтра уже начал ходить, а в следующую минуту схватил конфету со стола. В это время нужно контролировать режим и постоянно наблюдать, так как возраст является сложным и небезопасным: мыслит ребенок еще недостаточно хорошо, зато уже пытается засунуть ручки в самые неожиданные места, спрыгнуть, залезть, схватить и поиграть.

Внешне ребенок поменялся не очень сильно, а вот внутри у него произошли колоссальные перемены. Малыш теперь не готов сидеть на месте - он активно интересуется всем новым, хватает любые интересные для него вещи

Нормы физического развития детей

Всемирная ассоциация здравоохранения разработала универсальные показатели роста и веса. Они свидетельствуют о здоровье и полноценном развитии малыша в возрасте 1 года и 3 месяцев.

Мальчики:

  • рост – 76-82 см;
  • вес – 9-11,5 кг;
  • окружность головы – 45-48 см.
  • рост – 74-80 см;
  • вес – 9,5-11 кг;
  • окружность головы – 44-47 см.

В этом возрасте малыш уже становится самостоятельным. Он предпочитает делать традиционные дела без участия взрослых.

Распорядок дня

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В 1 год и 3 месяца режим дня ребенка остается неизменным: если ваш кроха предпочитает спать два раза днем, ничего плохого в этом нет. Правда, многие малыши уже переходят на один дневной отдых, меняется и режим сна. Сон в этом возрасте должен составлять не менее 13 часов, ночью чадо отдыхает 11 часов, остальное время – днем.

По мнению доктора Комаровского, питание должно осуществляться по прежней схеме: 4-5 приемов пищи. Перерыв между кормлениями теперь составляет от 3 до 4 часов - так малышу наиболее комфортно и удобно.

Особенности питания малыша

Год и три месяца – время, когда питание все больше становится похожим на взрослый рацион, но нельзя забывать, что к столу следует подавать каши, фруктовые пюре, соки, кисломолочные продукты. Важно аккуратно кормить малыша и внимательно следить за реакцией организма, если вы вводите новый продукт: это питание может вызвать бурную аллергическую реакцию, так что либо откажитесь от экспериментов, либо включайте в рацион небольшое количество новинок. Какие блюда приготовить? Рецепты, по которым можно приготовить блюда, достаточно просты, главное – придерживаться меры. Распорядок питания родители выбирают самостоятельно с учетом режима дня.

Основные нюансы

Каждый день малыш должен получать питательные вещества, минералы и витамины, в его рацион обязательно включают мясные и молочные продукты, фрукты, овощи, крупы, мучные изделия. Не реже двух раз в неделю дают рыбу, три раза – творог, сметану, яйца. В сутки ребенок должен съедать около 80-100 грамм мяса, до 100 грамм – рыбы. Особое внимание уделяется напиткам: родители следят, чтобы кроха получал достаточное количество соков, чаев, морсов, компотов из свежих или сушеных фруктов.


Овощи в рационе ребенка этого возраста занимают очень важное место - именно они обеспечивают кроху основной массой витаминов и минералов

Кроме традиционного трехразового питания, обязателен полдник и небольшой перекус после ужина. В это время можно дать стакан кефира, кушать несколько печений или банан – важно, чтобы желудок не был перегружен. Для грудничка в меню не будет лишним и материнское молоко. Напитки следует давать в любое время, в особенности летом, когда кроху мучает жажда.

Меню ребенка

Меню может состоять из следующих блюд:

Прием пищи 1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак
  • Молочная гречневая кашка
  • Бутерброд со сливочным маслом
  • Свекольная икра с яблоком
  • Паровой омлет
  • Чай с молоком
  • Бутерброд с маслом
  • Молочная каша с тыквой и пшеном
  • Бутерброд с сыром и маслом
Обед
  • Рисовый супчик с протертыми овощами
  • Рыбные биточки с морепродуктами
  • Картофельное пюре
  • Фруктовый компот
  • Молочный суп с картошкой и морковью (рекомендуем прочитать: )
  • Паровые котлетки из индейки
  • Овощной гарнир
  • Сок фруктовый
  • Бульон с добавлением яичных хлопьев
  • Ленивые голубцы с говядиной
  • Кисель с отваром шиповника
Полдник
  • Печенье
  • Фрукты
  • Йогурт
  • Печенье
  • Фруктовое пюре
  • Кефир
  • Блинчики с яблоком
  • Кефир
Ужин
  • Творог с томатами
  • Картофельные зразы
  • Молоко
  • Отварная тыква с яблоками
  • Рис с морковным пюре
  • Гречневый десерт с тыквой
  • Фруктовое пюре
  • Чай с молоком

Чтобы кроха охотнее ел блюда, можно придумывать на их основе нехитрые композиции. Всего лишь пара потраченных минут значительно повысят аппетит малыша и его интерес к пище

Развитие и навыки ребенка

В возрасте года и трех месяцев ребенок становится очень эмоциональным, он уже рад новым игрушкам, появлению родителей, способен копировать мимику и взрослое поведение. Рад он приходу других малышей, способен быстро вовлекаться в игры, заражаться эмоциями - так, если кто-то рядом заплачет, он может поступить аналогичным образом.

Эмоции в это время динамичны, они быстро сменяют друг друга. Если минуту назад кроха веселился и задорно смеялся, сейчас радость может смениться слезами. С другой стороны, отвлечь его тоже достаточно просто, процесс успокоения займет мало времени (рекомендуем прочитать: ).

Ребенок старается привлечь внимание взрослых, для этого он постоянно заигрывает и заглядывает вам в глаза, иногда просто капризничает. Во взгляде уже можно прочитать удивление, радость, интерес и другие эмоции.

Привязанность к маме очень сильна, ее чадо не отпускает ни на шаг, а вот оставаться с близкими людьми не боится, хотя к незнакомцам относится с явным опасением. В это время оставлять его нельзя – он отчаянно нуждается в родительской ласке, заботе и тепле.

Двигательные навыки

Чаще всего в 1 год и 3 месяца крохи уже умеют свободно ходить и даже бегать. Препятствия они преодолевают с легкостью, совершают повороты, наклоны, способны осознанно играть, не теряя равновесие. Направление движения малыш не забывает - отвлекшись на упавшую игрушку, он ее поднимет, а после продолжит движение. Любознательность становится главной чертой характера, поэтому он залезает на диваны, стулья и кресла, чтобы увидеть новые и интересные ему предметы.

Способен он и поднимать ручки вверх, отводить их в стороны по просьбе взрослых – это требуется, когда вы хотите его поднять. Не станет препятствием и преодоление нескольких ступенек вверх по лестнице.


В год и три месяца ребенок отлично ходит и бегает - родители порой просто не успевают за крохой. Тем не менее, координация движений пока не очень хороша - имеет смысл все время держать малыша в поле своего зрения

Развитие речи

В 1 год и 3 месяца ребенок еще не умеет хорошо говорить, но должен понимать слова взрослых, которые ему говорят. Объем известных предметов постоянно увеличивается, причем названия схватываются на лету, даже не обязательно обучать новым словам - многие вещи он запоминает самостоятельно. В это время он может выполнить некоторые легкие инструкции - отнести игрушки, положить их в шкаф или сесть на стульчик.

Ребенок уже знает все имена своих игрушек, родственников и близких людей, с которыми приходится постоянно общаться. Он говорит на своем упрощенном языке, может произносить до 20 слов, хотя родители только учатся его понимать.

Бытовые навыки

Возраст 1 год и 3 месяца – время, когда беспомощный кроха превращается в настоящего помощника, способного выполнять разные поручения, участвовать в бытовых хлопотах. В 15 месяцев появляется способность проситься на горшок (рекомендуем прочитать: ) – самое время начинать обучение. Чадо в это время:

  • просит учить его новым занятиям, показать, как что-то делать самому;
  • он уже умеет держать ложку в кулачке, сам пьет из кружки (рекомендуем прочитать: );
  • предпринимает попытки самостоятельно кушать, правда, это еще плохо получается;
  • зато хорошо может умываться и мыть ручки, делает это с большим удовольствием.

Умение кушать самостоятельно осваивается постепенно, но в этом возрасте малыш уже способен на более осмысленные логические действия, которые в итоге дадут желаемый результат

Развивающие занятия для малыша

Развить бытовые навыки детей помогут игры. Занять ребенка можно чем-то очень интересным и приятным - например, попросите его покормить куклу, покачать ее кроватку, принести маме ложку, разложить салфетку на столе. Кроха должен помогать родителям, ведь это доставляет ему невероятное удовольствие, позволяет организовать досуг, играть с пользой, развивать навыки поведения.

Стоит занять малыша ролевыми играми, когда формируются модели поведения.

Полезные упражнения, улучшающие развитие:

  1. Делайте несложную гимнастику, чтобы чадо повторяло упражнения, с радостью выполняло их под веселую музыку. Например, песни Железновых. Стоит выучить пару песен, повторяя их неделю, а потом добавлять новые композиции.
  2. Попробуйте снимать и надевать кольца на палочку – это важный и нужный навык, который улучшит развитие сноровки, точности движений. Достаточно 5 минут упражнений в день.
  3. Поиски пары – развивающие занятия, просто разложите варежки, перчатки и носки, попросив найти похожий предмет.
  4. Перекатывайте мяч - сначала с маленького расстояния, потом увеличьте его.
  5. Поместите на полу игрушки и другие препятствия, чтобы чадо сумело пройти всю полосу, перешагивая через предметы или обходя их. Можно взять с собой машинку, толкать ее или тянуть за веревочку.



Рекомендуем почитать

Наверх