С чего начать изучение линукса. Linux для начинающих или чему может научить девушка? Изучение Linux для администраторов

Возможности 25.02.2019
Возможности

Похоже, что в Google решили сменить принцип нумерации Android и теперь первая цифра будет меняться раз в год, Android 6 Marshmallow был представлен на конференции Google I/O 28 мая 2015 года. Первыми устройствами с релизной версией ОС на борту были два представителя линейки Nexus: Huawei Nexus 6P и LG Nexus 5X. Шестая версия Android ощущается как слегка доработанная версия Android 5.x Lollipop, но если копнуть глубже, можно обнаружить несколько серьезных изменений.

Внимание: в обзоре в основном разбираются особенности пользовательского интерфейса версии ОС для смартфона. Обзор написан на основе прошивки с Android 6.0.1 установленной на . Данный обзор так же является базовым материалом для нашего сайта, в будущих обзорах фирменных оболочек для Android от сторонних производителей, будут делаться отсылки к этой статье.

Экран блокировки

Устройство можно разбудить нажатием на кнопку Питания, двойным тапом по экрану или просто взяв его в руки, для последних двух способов необходима поддержка на аппаратном уровне. Разблокирование смартфона производится свайпом снизу-вверх в любой части экрана, что легко делать на ходу и не глядя. Можно обезопасить себя от несанкционированного доступа к устройству несколькими способами: установить разблокирование по Графическому ключу; установить пароль или PIN-код; или посредством функции Smart Lock, которая позволяет разблокировать устройство при подключении к часам, Bluetooth гарнитуре в машине, по NFC-метке или по распознаванию лица или голоса владельца. В текущую версию ОС была добавлена нативная поддержка сканера отпечатков пальцев. Если включено разблокирование по отпечатку, то устройство даже не нужно предварительно будить, достаточно поднести зарегистрированный палец к сканеру и система минуя экран блокировки покажет рабочий стол. Есть еще один нюанс, можно разблокировать устройство сменив аккаунт на гостевой, если таковой заведен в системе (заведен по умолчанию).

На экране блокировки отображаются: статусная строка – в ней название оператора, индикаторы сигнала сотовой сети, Wi-Fi и уровень заряда батареи (без возможности отображения заряда в процентах); информация о пользователе; часы, день недели и дата. В центре экрана под часами отображается список пропущенных событий ранжированный по важности на основе того, от кого они пришли и из какого приложения, раньше все пропущенные события попадали в шторку уведомлений. Если смартфон запаролен, то нужно будет выбрать один из трех вариантов отображения информации на заблокированном экране: Показывать уведомления полностью, Скрыть личную информацию или Не показывать уведомления.

С экрана блокировки можно запустить Камеру или Голосовой поиск свайпнув от соответствующих значков в сторону, или опустить шторку уведомлений свайпом от верхней границы экрана. Взаимодействие со списком уведомлений происходит следующим образом: двойной тап по какому-либо уведомлению отправит пользователя в соответствующее приложение; “смахивание” влево или вправо удаляет уведомление; свайп вниз от уведомления раскрывает окно предпросмотра события, которое может содержать кнопки быстрого взаимодействия с этим событием, например, “Ответить” и “Удалить” для письма электронной почты. В окне предпросмотра, под списком расположена кнопка для удаления всех уведомлений.

Рабочий стол, организация многозадачности и уведомления

Основным рабочим пространством был и остается рабочий стол, который листается по горизонтали. В системе сохранилось отдельное меню приложений, в которое можно попасть с любого рабочего стола нажатием на неубираемый ярлык в нижнем доке. Нижний док кроме этого ярлыка может содержать до 4 произвольных ярлыков приложений или папок с ярлыками. Меню приложений содержит строку поиска, строку избранных приложений и значки всех предустановленных и сторонних приложений, когда как рабочий стол содержит только те ярлыки, которые добавил сам пользователь.

Один рабочий стол может содержать до 25 ярлыков приложений по сетке 5*5, кроме ярлыков на рабочем столе могут располагаться виджеты и папки с ярлыками. Папка может содержать неограниченное количество ярлыков, но одновременно отображаются только 16 штук, в папку нельзя поместить другие папки или виджеты. Зацепив долгим тапом какой либо ярлык, папку или виджет, его можно перемещать по рабочим столам или удалить перетащив на кнопку “Удалить”. Чтобы добавить ярлык на рабочий стол, нужно зайти в меню приложений и, зацепив приложение тем же долгим тапом, переместить его на рабочий стол. Если переместить приложение на появившийся сверху значок “Удалить”, то система предложит пользователю удалить данное приложение; если переместить него на значок “О приложении”, то система отправить пользователя в соответствующее меню. В этом меню можно остановить приложение, удалить или обнулить его данные, в том числе системные ассоциации, отсюда же можно удалить кеш этого приложения.

Меню управления параметрами рабочего стола вызывается долгим тапом по любой свободной области экрана. Меню содержит три пункта: ОБОИ – позволяет сменить картинку рабочего стола; ВИДЖЕТЫ – нужен для добавления виджетов на рабочий стол; и НАСТРОЙКИ – ярлык ведущий в настройки Google Now.

Меню многозадачности вызывается нажатием на соответствующую кнопку. Список запущенных приложений отображаются в виде карточек расположенных друг за другом и прокручивается вертикально. Некоторые приложения могут быть представлены несколькими карточками, например, в случае с Google Chrome на каждую вкладку браузера отводится отдельная карточка. Закрытие приложение производится нажатием на соответствующую кнопку или смахиванием в стороны, выделенной кнопки очистки памяти не предусмотрено, но в ней, исходя из принципов многозадачности в Android, нет необходимости. На сегодняшний день механика многозадачности в Android выглядит приятно: во-первых, возврат к предыдущему приложению, например когда пользователь покинул приложение Вконтакте перейдя по ссылке, производится наэкранной кнопкой назад, при этом меню многозадачности вызывать не нужно; во-вторых сам вызов меню многозадачности производится в один тап.

Принципы работы с уведомлениями были серьезно переработаны еще в Android 5.0. Во-первых на экране блокировки появился список интерактивных уведомлений. Во-вторых, классический интерфейс входящего вызова на полный экран появляется только если устройство заблокировано, во всех остальных случаях, при входящем звонке, сверху появляется небольшая карточка с информацией о том, кто звонит и двумя кнопками: “Закрыть” и “Ответить”. А вот появившийся в пятой версии Android интерфейс выбора режимов оповещений сильно упростили, если после того как громкость оповещений выкручена до минимума нажать на кнопку еще раз, то активируется режим “Не беспокоить”. Изменить поведение смартфона в режиме “Не беспокоить” можно в соответствующем разделе в приложении Настройки. В интерфейс добавлена возможность изменения громкости отдельно для будильника и мультимедиа.

Органы управления, клавиатура

Управление смартфоном в Google Android 6.0 Marshmallow подразумевает наличие кнопки питания, кнопок регулировки громкости и трех наэкранных кнопок: Назад, Домой и Меню многозадачности – допустимо, чтобы наэкранные кнопки были вынесены на корпус в виде сенсорных или механических кнопок; кроме того активно используются свайпы и долгий тап. Широко используется управление голосом, пользователь имеет возможность фразой “Окей Google” с любого экрана, в том числе с заблокированного (требуется поддержка на аппаратном уровне), инициировать голосовое управление и затем продиктовать команду или поисковый запрос.

Немаловажную роль во взаимодействии с устройством играет шторка уведомлений совмещенная с панелью переключателей. Вызывается она свайпом от верхней кромки экрана или двойным тапом по статусной строке, если сделать еще один свайп сверху вниз, но уже в любой части экрана, то откроется панель переключателей; чтобы сразу открыть панель переключателей, необходимо сделать этот же свайп, но двумя пальцами. Панель переключателей не настраивается, она содержит 9 переключателей и ползунок регулировки яркости экрана.

Системная клавиатура по-умолчанию выглядит плоско: клавиши визуально никак не разделены, а основная гамма сменилась с темной на светлую, но принцип ее работы остался прежним. В настройках клавиатуры можно сменить гамму на темную или выбрать представление клавиатуры из Android 4.x. Никуда не делась возможность устанавливать клавиатуры от сторонних разработчиков. Номеронабиратель остался прежним.

Поиск и Google Now

Традиционно система имеет глубокую интеграцию с поиском от Google, а если быть точным с персонализированным сервисом поиска Google Now, который выдает информацию в виде карточек на основе контекста: текущего местоположения, информации из календаря, истории поисковых запросов, истории перемещений, истории посещённых страниц и т. д. Помощник запускается листанием влево от основного рабочего стола, а в верхней части всех рабочих столов располагается неубираемая поисковая строка. Кроме того поиск можно инициировать с любого экрана продиктовав запрос после фразы “Окей Google”.

В шестой версии Android сервис обзавелся функцией “Now оn Tap”: при долгом нажатии на кнопку Домой система сканирует содержание текущего экрана и на основе его содержимого выдает интерактивные подсказки (начиная с Android 6.0.1 работает и в русской локализации системы). Подсказки представлены в виде карточек по одной на каждое ключевое слово, карточки содержат кнопки или ссылки на сайты, профили социальных сетей и т.п. На момент написания обзора функция все еще выглядит сырой, Now on Tap часто не видит очевидный контекст или вообще не срабатывает, но она имеет серьезный потенциал для развития.

Настройки

В приложение Настройки можно попасть: нажав на иконку в меню приложений (или на рабочем столе) или через значок в панели переключателей. Все настройки смартфона собраны в 4 группы: Беспроводные сети, Устройство, Личные данные и Система; и разбиты на 22 раздела:

  1. WI-FI – основной экран раздела содержит переключатель W-Fi, список доступных сетей и кнопку вызывающую дополнительные функции:
  2. Bluetooth – основной экран раздела содержит переключатель Bluetooth, список доступных устройств с возможностью поиска по названию и кнопку вызывающую дополнительные функции:
  3. Передача данных – основной экран раздела содержит: переключатель Мобильных данных; переключатель Лимита мобильного трафика с возможностью задать лимит и предупреждение; подробную статистику по использованию трафика приложениями с возможностью выбора периода; и кнопку вызывающую дополнительные функции:
  4. Еще – дополнительные настройки беспроводных сетей.
  5. Экран
  6. Звуки и уведомления
  7. Приложения – на основном экране раздела расположен список всех установленных на смартфон приложений.
  8. Хранилище и USB-накопители – основной экран раздела содержит статистику для постоянной памяти и кнопку Открыть, которая отправляет в простейший файловый менеджер.
  9. Батарея – основной экран раздела содержит: текущий уровень заряда в процентах; предполагаемое оставшееся время автономной работы; основную статистику по использованию заряда аккумулятора различными приложениями и устройствами; и кнопку вызывающую дополнительные функции:
  10. Память – основной экран раздела отображает краткую информацию об использовании оперативной памяти. На дополнительном экране отображается более подробная статистика за разные промежутки времени по приложениям и сервисам.
  11. Пользователи – основной экран раздела содержит список пользователей с возможностью добавления новых и кнопку вызывающую дополнительные функции:
  12. Бесконтактная оплата – в данном разделе можно настроить оплату посредством NFC. В систему предустановлена Android Pay, она же установлена в качестве платежного сервиса по-умолчанию.
  13. Местоположение
  14. Безопасность
  15. Аккаунты – содержит список заведенных в устройство аккаунтов с возможностью удаления и добавления новых
  16. Настройки Google – раздел в котором собраны все настройки пользовательского Google-аккаунта
  17. Язык и ввод
  18. Восстановление и сброс – этот раздел существует для сброса настроек устройства к заводским с возможностью резервного копирования всех данных
  19. Дата и время
  20. Спец. возможности – здесь собраны функции облегчения взаимодействия с устройством для людей с ограниченными возможностями
  21. Печать – отображает список служб печати и позволяет добавлять новые
  22. О телефоне

Базовые приложения

Телефон – на основном экране приложения отображаются: строка поиска с кнопками голосового поиска и вызова настроек приложения, снизу, кнопка вызова номеронабирателя. Вкладка Быстрый набор содержит карточки часто набираемых контактов, вкладка Недавние содержит список последних звонков, вкладка Контакты – соответственно все контакты. В настройках приложения можно управлять шаблонами быстрых ответов и списком заблокированных абонентов.

Контакты – это приложение для работы с контактами пользователя. По функциональности оно ничем не отличается от вкладки Контакты в приложении Телефон.

Messenger (Сообщения) – основной экран приложения содержит список диалогов, кнопки поиска, настроек и создания нового сообщения. Приложение выглядит максимально просто и имеет примитивную функциональность. Из необычного отмечу то, как приложение присваивает каждому диалогу свой уникальный основной цвет.

Gmail – начиная с 5-ой версии Android основным приложением для работы с электронной почтой становится Gmail . Теперь в него можно добавлять почтовые ящики не только от Google, но и от других почтовых сервисов. На основном экране отображается список писем, кнопки поиска, настроек и создания нового сообщения. Свайпом от левой края экрана вызывается боковая панель, которая содержит список папок и ярлык настроек. Настройки максимально простые.

Google Chrome – является системным браузером по умолчанию. Особенностью его работы является возможность задать отображения вкладок в меню многозадачности в виде отдельных карточек. В остальном же это привычный Chrome. К плюсам данного браузера можно отнести интеграцию с сервисами Google и широкие возможности синхронизации вкладок, форм, паролей и т.д., к минусам – неидеальный пользовательский интерфейс и прожорливость до ресурсов системы.

Часы – включает в себя: будильник, мировое время, секундомер и таймер; добавили Ночной режим.

Камера – интерфейс приложения был серьезно переработан. На основном экране расположен видоискатель и кнопки спуска затвора, переключения на фронтальную камеру, галереи, включения таймера, активации вспышки, переключений режима HDR+ и Дополнительно. Переключение между режимами съемки фото и видео производится свайпом в сторону. Кроме основного режима съемки есть еще три: Круговая панорама – позволяет создавать фотографии с обзором в 180° по всем осям, Панорама – позволяет создавать панорамные фотографии с углом обзора до 360° в горизонтальной или вертикальной плоскости, Размытие – позволяет создавать фотографии с искусственным эффектом боке .

Google Фото – это приложение-клиент одноименного сервиса от Google, одновременно с этим оно выполняет роль системной галереи.

Календарь – основным представлением приложения является Расписание, где все события идут одним списком, что интересно: начало каждого месяца в этом списке озаглавлено симпатичной картинкой отражающей основную суть этого месяца. Чтобы посмотреть на месяц, нужно тапнуть на названием текущего месяца в заголовке. Представление можно сменить на День, 3 дня, Неделя и Месяц. В правом нижнем углу отображается кнопка добавления события.

Калькулятор – обладает стандартной функциональностью. В портретной ориентации панель с дополнительными функциями (sin, cos, tan, ln и т.д.) вызывается свайпом от правого края экрана, в альбомной же ориентации эта панель видна всегда.

Карты – это приложение-клиент для Карт Google. Основной экран содержит строку поиска и кнопки: кнопка вызова бокового меню, кнопка голосового поиска, кнопка ориентации на север, кнопка определения текущего местоположения и кнопка создания маршрута. В боковом меню расположены кнопки: кнопка отображения пробок, маршрутов общественного транспорта, велодорожек, вида со спутника, рельефа местности; и ссылка на страницу приложения “Планета Земля” в Play Маркет. Раздел “Ваши места” отображает домашний и рабочий адреса и избранные адреса. Отсюда можно сохранить выбранный участок карты в память телефона для дальнейшего пользования приложением в оффлайн режиме. В разделе “Хронология” ведется журнал перемещений пользователя. Раздел “Ваши впечатления” содержит отзывы о публичных местах: ресторанах, торговых центрах, салонах красоты и т.д.

Загрузки простейший менеджер загрузок.

Фирменные приложения

Play Маркет – это клиент магазина приложений и основное фирменное приложение от Google. Посредством него производится покупка, установка и обновление сторонних приложений. Раздел “Игры и приложения” представляет собой виртуальную витрину, где отображаются различные подборки товара, например, Новинки или Самые популярные игры, в виде миниатюр приложений возглавляющих соответствующую подборку и ссылки на весь список. Раздел “Развлечения” это тоже виртуальная витрина, но на ней представлены фильмы, музыка, книги и пресса также в виде подборок и банеров. Раздел “Мои приложения” для удобства пользователя состоит из двух списков: Установленные и Все. Раздел “Список желаний” показывает все товары когда либо отмеченные пользователем как желаемые.

Play Игры – это приложение клиент одноименного сервиса. Раздел “Главная” отображает основные данные о пользователе: имя, уровень, сколько очков опыта нужно набрать для перехода на следующий уровень. Ниже отображаются списки игр: рекомендованные игры, игры в которые играет пользователь и во что играют друзья. Раздел “Мои игры” содержит три вкладки: последние, все и установленные. Раздел “Входящие” в трех вкладках отображает список приглашений, список подарков и запросов, и список квестов. Раздел “Игроки” в двух вкладках отображает список Добавленных игроков и список Знакомых – друзей друзей. Раздел “Найти игры” так же содержит три вкладки: Рекомендуем, Популярные и Сетевые игры.

Play Музыка – это музыкальный плеер и, одновременно, клиент одноименного облачного музыкального сервиса. Раздел “Главная” отображает список последних действий пользователя: прослушанные или купленные треки. Раздел “Моя фонотека” отображает все треки пользователя, купленные или закаченные им с компьютера, сортирую во вкладках по плейлисту, исполнителю, альбому или жанру. Присутствует интересная функция “Автомиксы”, она значительно упрощает создание плейлистов из большого количества треков, для создания автомикса достаточно указать имя исполнителя, альбома или жанра, и приложение само создаст новый плейлист. В боковом меню так же присутствует ссылка на Play Маркет, т.к. покупка треков производится только из него.

Согласно данным BlackBerry, компания устранила около 16 уязвимостей в смартфоне Priv. Вот некоторые из них:

  • Удаленное выполнение вредоносного кода через уязвимость в MediaServer (CVE-2015-6616).
  • Удаленное выполнение вредоносного кода через уязвимость в Skia (CVE-2015-6617).
  • Удаленное выполнение вредоносного кода через уязвимость в Bluetooth (CVE-2015-6618).
  • Уязвимость в высоких привилегиях libstagefright (CVE-2015-6621).
  • Возможность утечки информации через уязвимость в Native Frameworks Library (CVE-2015-6622).
  • Возможность утечки информации через уязвимость в libstagefright (CVE-2015-6626, CVE-2015-6631, CVE-2015-6632).
  • Возможность утечки информации через уязвимость в Audio (CVE-2015-6627).
  • Возможность утечки информации через уязвимость в Media Framework (CVE-2015-6628).
  • Возможность утечки информации через уязвимость в Wi-Fi (CVE-2015-6629).
  • Возможность утечки информации через уязвимость в SystemUI (CVE-2015-6630).
Большинство из этих уязвимостей были актуальны как для Nexus-устройств, так и для флагманских Samsung Galaxy, которые получили аналогичный апдейт безопасности.

Образы, обновления и прошивка

Компания Google уже опубликовала образы прошивок со свежим Android 6.0.1 Marshmallow для следующих устройств (прямые ссылки на скачивание прошивок):
  • Nexus 9 LTE (volantisg) / Wi-Fi (volantis)
  • Nexus 7 2013 Wi-Fi (razor) / LTE (razorg)
  • Google Pixel C (ryu) - MXB48J / MXB48K
Файлы OTA-обновлений с Android 6.0.1 Marshmallow для устройств Nexus:

Внимание! Первым делом необходимо создать резервную копию всех данных. Скопируйте все находящиеся на устройстве фотографии, видео, документы и прочую нужную вам информацию в надёжное место.

Ручное обновление неизбежно приводит к полному удалению всех пользовательских данных из памяти устройства, а при должном невезении может превратить ваш Nexus в кирпич. Все последующие действия вы выполняете на свой страх и риск!

Скачивание образа

Ручная установка Android происходит из образа. Найти и скачать нужный образ можно на соответствующей странице Google Developers . В нашем случае происходит установка Android 6.0 на Nexus 5, а потому мы находим в списке это устройство.

Скачивание и установка инструмента для загрузки образа в устройство

Чтобы не тратить время и силы на скачивание и установку всего Android SDK, рекомендуется обратиться к утилитке ADB Installer, доступной на XDA-Developers . Вот прямая ссылка на скачивание с Google Drive. Утилита весит всего 9 мегабайт, её установка крайне проста и занимает меньше минуты.

Не пугайтесь DOS-style-интерфейса. Подтверждаем каждый запрос английской «y» и нажатием Enter.

Соглашаемся и устанавливаем Google USB Driver.

Теперь, если вы заглянете в корень диска С вашего компьютера, то обнаружите там новую папку adb . В ней находится всё необходимое для ручной установки образа Android.

Возвращаемся к нашему образу, который уже скачан и хранится на диске в виде TGZ-архива. Его необходимо распаковать любым подходящим архиватором. Например, 7-Zip .

TGZ-архив скрывает в себе ещё один архив, на этот раз в формате TAR. Его тоже нужно распаковать. В результате у вас получится папка вот с таким содержимым.

Из соображений удобства этой папке лучше дать какое-нибудь короткое имя (я, например, выбрал a60m ). Чуть позже вы поймёте смысл короткого названия. Также не стоит прятать её в десятке подпапок. Мне показалось оптимальным поместить папку с распакованным образом внутри папки adb. Получилось вот так.

Процесс подготовки почти завершён, и остаётся лишь произвести необходимые настройки на самом мобильном устройстве.

Для начала включаем отладку по USB. Для этого идём в «Настройки» и скроллим в самый низ экрана. Тут нужно найти пункт «Для разработчиков».

Если этого пункта нет, то идём в «Настройки», находим «О телефоне», последним в списке тут находится «Номер сборки». Тапаем по нему семь раз.

После сообщения о получении статуса разработчика возвращаемся в «Настройки» → «Для разработчиков», находим пункт «Отладка по USB» и включаем его. Появится предупреждение - подтверждаем.

Выключите мобильное устройство и снова включите. В самом начале загрузки вы видите чёрный экран и белую надпись Google. Если на этом же экране в нижней его части нарисован открытый замочек, то следующий шаг вы можете пропустить.

Если замочка нет, то нам предстоит разблокировать bootloader.

Подключаем мобильное устройство к компьютеру через USB и разрешаем отладку.

Запускаем командную строку Windows от имени администратора.

В командной строке пишем:

adb reboot bootloader

На экране мобильного появится вот такое меню.

Обратите внимание на строку LOCK STATE. Сейчас bootloader заблокирован.

Внимание! Выполнение следующей команды, по сути, приведёт к сбросу к заводским настройкам, все ваши данные и приложения будут удалены с устройства!

Для разблокировки bootloader пишем в командной строке:

fastboot oem unlock

На экране мобильного устройства появится предупреждение и просьба подтвердить операцию. С помощью кнопок громкости выбираем Yes и нажимаем кнопку питания.

Ждём, когда в интерфейсе командной строки появится надпись ОК и сообщение Finished.

Теперь параметр LOCK STATE на экране bootloader изменился на Unlocked, и ваш Nexus готов принять новый Android.

Начинается магия

Возвращаемся к нашему распакованному образу. Внутри, помимо прочих файлов, можно обнаружить скрипт flash-all . Наша задача - запустить его через командную строку. Сделать это можно, оказавшись в папке образа. Смена папки в командной строке осуществляется командой cd .

Если вы сделали всё так же, как и я, то ваша папка с образом тоже называется a60m и находится в папке adb в корне диска C. Для попадания в эту папку через командную строку выполняем команду:

И вот он - момент истины. Пишем в командной строке flash-all.

Начинается установка. Процесс занимает достаточное количество времени.

Наберитесь терпения и дождитесь, когда в интерфейсе командной строки появится предложение нажать любую клавишу для выхода из командной строки.

Безопасности ради имеет смысл снова закрыть bootloader. Для этого последовательно выполняем в командной строке при подключённом к компьютеру мобильном устройстве две команды, после чего нажимаем кнопку питания.

adb reboot bootloader

fastboot oem lock

Не забудьте выключить отладку по USB в настройках для разработчиков. Также можно удалить с компьютера папку с распакованным образом.

Готово!

Примите искренние поздравления. Теперь вы умеете вручную устанавливать любую поддерживаемую версию Android на свой Nexus.

Marshmallow (Зефир) – полное название 6 версии мобильной ОС Android. Фанаты с момента презентации делали ставки и строили предположения, что ждет их в новой версии. Вопреки их ожиданиям, особо новых функций и обновлений в шестой версии не так уж много, что совсем неудивительно: новое направление задавала пятая версия, а Зефир просто усиливает и дополняет ее. И все же, любопытные новинки есть и в Marshmallow.

Google Now on Tap

Главная функция, которую так ждали фанаты и которой так гордились разработчики - Google Now on Tap. Она следит за содержимым вашего экрана и предлагает то, что может понадобиться в данный конкретный момент. Например, если вы просматриваете новинки кино, Now on Tap предложит вам список сеансов на сегодняшний день в кинотеатрах вашего города. А если вы разговариваете в месенджере о каком-либо ресторане, вам будет предложена возможность заказать столик в этом заведении. Да, Google располагает еще большими сведениями о вас, но эти знания используются только для вашей пользы.

Новые стандарты и технологии

Это USB Type-C и дактилоскопические сенсоры. В принципе, сенсоры давно уже не новинка, они есть в устройствах многих компаний, в том числе, и Samsung, но раньше производители использовали собственные наработки. Теперь Apple разрешила добавлять свои сенсоры отпечатков пальцев в любой смартфон, избавив разработчиков от создания специального программного обеспечения. А вот USB Type-C действительно избавит пользователей от проблемы с перевернутым кабелем – теперь его можно вставлять любой стороной. Со временем эта технология будет применяться везде, но пока компания Google – пионер в плане заботы о своих клиентах.

Настройка доступа для приложений

Многих пользователей, устанавливающих то или иное новое приложение, всегда мучает вопрос: зачем ему нужен доступ к определенным функциям смартфона или личным данным. И если интерес некоторых приложений еще можно объяснить (например, требование программой для создания фото доступа к камере), то другие не имеют никакого логического объяснения: зачем очередной игре нужна ваша личная переписка в СМС? Теперь сам пользователь будет решать, какому из приложений и к каким функциям дать доступ.

Эффективное энергосбережение – DOZE

Смартфон с новым умным режимом энергосбережения понимает, когда вы используете гаджет, и отключает максимум возможных фоновых процессов. Благодаря этому удается дольше пользоваться смартфоном без подзарядки.

Встроенный браузер Chrome

Встроенный Chrome – настоящий подарок для фанатов этого браузера. И не только для них – разработчикам приложений теперь не нужно будет создавать сторонние решения для приложений, в которых нужно открывать веб-страницы. Более того, встроенный Хром настолько качественно интегрируется, что пользователю будет незаметно, что в этот момент открыто на экране: веб-страница или содержимое приложения.

Новые возможности по работе с картой памяти

Компания Google, после активной борьбы с картами памяти, нашла отличное решение: любое устройство с Android 6.0 Marshmallow может использовать карту памяти как системный том. Это очень удобно для тех, чьи смартфоны не обладают большой встроенной памятью.

Android Pay, усовершенствованные инструменты для работы с текстом и другие улучшения

Одновременно с шестой версией Android начинает свою работу платежная система под названием Android Pay. К сожалению, в нашей стране эта система пока недоступна. Разработчики новой версии позаботились о тех, кто много работает с текстами – вырезает, копирует, вставляет текст. Теперь командное меню с основными командами появляется прямо над выделенным фрагментом. Также пользователи могут выбрать тему для ОС на свой вкус. А еще смартфоны с Marshmallow могут служить зарядным устройством для других аппаратов. Пользователи смогут без помощи других приложений сделать резервную копию системы.

Подводя итог, можно сказать, что в Marshmallow нет абсолютно новых революционных функций, но это обновление значительно улучшает пользование ОС Android.

Как установить прошивку Android 6.0 Marshmallow

Обновить свою операционную систему до новой версии очень просто. Выберите тип своего мобильного устройства из приведенного ниже списка, скачайте новую прошивку с нашего сайта, распакуйте архив, и следуйте имеющейся там инструкции.

Как показывает читательский отклик, интерес к решениям на базе Linux весьма и весьма велик, в тоже время уровень подготовки администраторов в этой области оставляет желать лучшего. Свидетельство тому, бесконечно повторяющиеся простейшие вопросы в комментариях. Во многом, это следствие того, что наши инструкции можно выполнить "дословно" и получить работающий, результат. Но есть и обратная сторона медали, такой подход не предусматривает появлению системных знаний, оставляя знание предмета на фрагментарном уровне.

Да, кроме практических материалов, мы всегда стараемся публиковать обзоры, посвященные какой-либо технологии в целом, или делаем обширные теоретические отступления, для того, чтобы читатель имел необходимый минимум знаний. Однако все они подразумевают, что читатель обладает базовыми знаниями системы в которой работает.

А как быть с теми, кто только делает свои первые шаги? К сожалению, в IT-сообществе существует некоторый снобизм, мол, чего об этом говорить, это и так все знают, или "гугл в помощь", забывая, что каждый из нас когда-то был новичком и с мистическим ужасом смотрел в черный экран Linux-консоли, абсолютно не понимая, куда он попал и что ему делать.

В итоге новичок, столкнувшись с первыми трудностями, вынужден идти искать знания в другом месте и хорошо если такое место удастся быстро найти. Поэтому мы решили выпустить небольшой цикл материалов, в котором на доступном уровне изложить основы администрирования Linux систем, буквально объясняя на пальцах "общеизвестные вещи", опытные пользователи могут пропустить данный цикл, а могут и прочитать, заодно обновив свои знания.

Итак, вы решили стать Linux администратором...

Немного перефразируем Маяковского "я б в Linux-админы пошел, пусть меня научат", именно так дело в большинстве случаев и обстоит. Есть необходимость, есть желание, есть базовый набор знаний по работе с Windows системами - все это пригодится при работе с Linux системами. Гораздо хуже если какая-либо составляющая отсутствует, тогда, наверное, стоит задуматься о неправильном выборе профессии.

Сразу о том, что нужно раз и навсегда забыть. Это "религиозные войны" и "религиозный фанатизм". Одинаково плохо отрицать возможности Linuх-систем, как и превозносить их, стремясь перевести на Linux все что нужно и не нужно. Запомните - операционная система - это инструмент, хороший специалист берет для каждой задачи наиболее подходящий, фанатик будет забивать гвозди микроскопом, потому что взять в руки молоток ему "религия не позволяет".

Даже больше, сама по себе операционная система не имеет никакой ценности, это всего лищь среда для запуска и выполнения некоторых служб и сервисов. Без софта система мертва. Возьмем для примера клон BeOS - Haiku, ну поставили, ну посмотрели - прикольно... А дальше что?

Итак, вы решили стать... Прежде всего будьте готовы воспринимать новое, в частности новый подход к администрированию, постаравшись на время забыть о сложившихся привычках. На долгое время вашим основным инструментом станет консоль.

Для привыкшего к графическим инструментам Windows-администратора это может показаться сложным. Но следует твердо усвоить одну истину - консоль является единственным полноценным инструментом администрирования Linux и совсем не означает ограниченность в возможностях или неполноценность системы. Даже наоборот, командная строка позволяет выполнить многие задачи намного быстрее и проще, чем графические инструменты администрирования.

Но существуют же графические инструменты администрирования, скажет иной читатель, панели там разные, или можно же поставить графическую оболочку. Можно, но не нужно. Почему? Внимательно посмотрите на схему ниже:

Linux, создававшийся по образу и подобию UNIX-систем, является полноценной системой и без графической оболочки, более того мы можем запустить, закрыть или вообще сменить графическую оболочку без какого-либо влияния на работоспособность системы и даже без ее перезагрузки. Завершили сеанс Gnome, запустили KDE, а потом и вовсе вышли в консоль. Поэтому все инструменты управления системой разработаны для использования в режиме командной строки. А все панели и графические инструменты являются всего лишь надстройкой над ними.

Windows долгое время разрабатывался по принципиально иной технологии, графическая оболочка была поставлена в основу системы и долгое время даже выполнялась на уровне ядра (семейство Win 9x). Поэтому все инструменты администрирования были изначально графическими, а инструменты командной строки скорее их дополняли, чем заменяли. Любой, кто занимался восстановлением Windows, знает, что возможности инструментов командной строки там существенно ограничены и предназначены в первую очередь для восстановления системы, а не для ее администрирования.

Ситуация стала меняться с выходом PowerShell и Core-версий Windows Server. Несмотря на то, что сегодня графическая оболочка продолжает играть существенную роль в Windows-системах, администраторы получили в руки альтернативный инструмент - консоль PowerShell, которая позволяет полноценно администрировать Windows в режиме командной строки. При этом возможности PowerShell сразу завоевали популярность в среде специалистов, так как позволяют выполнять многие задачи быстрее и проще, чем графические инструменты.

А еще режим командной строки дает неограниченные возможности в создании собственных скриптов и сценариев, позволяющих выполнять сложные последовательности действий в автоматическом режиме или по расписанию.

После этого, как нам кажется, вы должны будете посмотреть на консоль Linux совсем с другой стороны. Что касается панелей и графических инструментов, то тут есть существенные отличия от Windows-систем. В Windows графические инструменты являются полноценной альтернативой PowerShell. В Linux графические инструменты являются надстройкой над консолью, по факту используя те-же самые инструменты, но через дополнительную прослойку. Поэтому мы категорически не рекомендуем использовать разного рода панели и иные графические инструменты, по крайней мере до тех пор, пока вы не освоите консоль. После этого вы уже сможете самостоятельно решить, нужна ли вам панель или вы способны сделать все проще и быстрее через консоль.

Увлечение панелями на раннем этапе знакомства с системой приводит к тому, что навыки администрирования системы будут подменены навыками работы с панелью, что черевато проблемами, когда панель по какой-либо причине окажется недоступной, а работать с системой надо. Это можно сравнить с тем, что человек учившийся вождению автомобиля с механической коробкой без проблем пересядет на автомат, а человек изначально умеющий ездить только на автомате вряд-ли сможет без дополнительного обучения поехать на машине с механикой.

Если вы еще не передумали становиться Linux-администратором, то поедем дальше и рассмотрим отличия в архитектуре системы.

Ядро и драйвера

Основу любой операционной системы составляет ядро. Существует несколько различных архитектур ядра, Linux, как и подавляющее большинство UNIX систем, использует монолитное ядро, Windows наоборот использует концепцию микроядра, хотя по-настоящему архитектура Windows микроядерной не является, принято считать, что Windows использует гибридное ядро.

Особенностью монолитного ядра является то, что все драйвера оборудования также являются частью ядра. Ранее, при изменении аппаратной части, ядро надо было пересобирать, сегодня монолитные ядра используют модульную схему, т.е. динамически позволяют загружать необходимые модули, отвечающие за тот или иной функционал. Т.е. добавив в систему новое устройство, мы должны динамически загрузить соответствующий модуль ядра, а если такого модуля нет, то работа с устройством окажется невозможной. В качестве решения мы можем собрать модуль самостоятельно, но при этом модуль будет скомпилирован под текущую версию ядра и при его смене модуль нужно будет перекомпилировать.

В микроядерной и гибридной архитектурах, драйвера, хоть могут и работать на уровне ядра, его частью не являются и от версии ядра не зависят. Поэтому мы можем без проблем обновлять ядро или использовать один и тот-же драйвер для всех версий систем с общей структурой ядра. Например, в Windows для всего семейства современных ОС, от Windows Vista до Windows 8.1, часто используется один и тот-же драйвер.

Это не значит, что Linux в этом плане хуже, иная архитектура предусматривает иные подходы. Практически это означает только одно - к выбору оборудования для серверов надо относиться более внимательно, стараясь чтобы все основные устройства поддерживались ядром вашего дистрибутива. Особенно это касается сетевых карт. Будет очень неприятно, если после каждого обновления ядра вам придется бегать в серверную, подключать к серверу монитор и клавиатуру и заново собирать модуль ядра.

По сути, такого понятия как драйвер, в Linux системах не существует. Оборудование либо поддерживается ядром, либо нет. Несомненный плюс монолитного ядра - оно самодостаточно. Если все оборудование поддерживается - поставил и забыл, самое время вспомнить ситуацию, когда под Windows нет драйвера сетевой карты и диск утерян.

Файловая система

Мы не будем касаться конкретных файловых систем, тут проблем возникнуть не должно, если администратор работал с Windows системами, то что такое файловая система и чем FAT отличается от NTFS он знает, поэтому разобраться в разнице между ext3, ext4 и, скажем, ReiserFS для него особого труда не составит. А поговорим о фундаментальных отличиях. В отличие от Windows, файловая система Linuх иерархична. Она начинается от корня, который обозначается знаком / (слеш), и имеет древовидную структуру. При этом абсолютно не имеет значения, что отдельные части файловой системы могут находиться на других разделах или вообще физических дисках.

Рассмотрим еще одну схему.

В Windows каждый раздел имеет собственную файловую систему и обозначающую его букву. Все пути к файлам и папкам начинаются с буквы, т.е. от корня раздела. Так если у нас на первом физическом диске, на втором логическом разделе была папка DATA, то путь к ней соответственно будет как D:\DATA, если мы захотим перенести ее на второй жесткий диск, то ее пусть изменится на E:\DATA. В ряде случаев это жутко неудобно, так как путь надо изменить во всех местах ее использования и даже существуют соответствующие утилиты.

В Linux подход кардинально иной. Самое время познакомиться с термином точка монтирования , который означает место файловой системы, куда подключается устройство хранения данных. Например, мы хотим вынести домашние каталоги пользователей на отдельный раздел, как на схеме выше, для этого нам нужно смонтировать второй логический раздел первого физического диска sda2 в /home . После чего перенести туда все пользовательские данные. Для системы и программ это произойдет абсолютно прозрачно, они как использовали абсолютный путь, скажем /home/andrey/data , так и будут его использовать. Добавили еще один диск и хотим вынести туда директорию /var ? Нет проблем, останавливаем использующие каталог службы, монтируем sdb1 в /var и переносим данные, запускаем службы.

Всё есть файл

Еще один основополагающий принцип, который унаследован от UNIX-систем. В Linux всё есть файл: устройства, диски, сокеты и т.д., например, открыв /var/run мы увидим pid-файлы, соответствующие каждой запущенной службе в системе, а в /dev файлы каждого подключенного к системе устройства:

Что это дает? Не будем вдаваться в подробности, а разберем несколько простых примеров. Скажем, нужно создать образ оптического диска. В Windows нам понадобится для этого специализированное ПО, в Linuх все проще, CD-ROM - это блочное устройство, но в тоже время - это файл, файл блочного устройства. Берем соответствующий инструмент и копируем содержимое файла устройства в файл ISO образа:

Dd if=/dev/cdrom of=/home/andrey/image.iso

Хотим заменить жесткий диск? Нет ничего проще, копируем содержимое одного файла блочного устройства в файл другого блочного устройства:

Dd if=/dev/sda of=/dev/sdb

И не нужно никаких Partition Magic.

Другая ситуация, какое-либо ПО настоятельно ищет библиотеку lib-2-0-1.so, а у нас есть совместимая с ней, но более новая, lib-2-1-5.so, как быть? Создаем символическую ссылку на lib-2-1-5.so с именем lib-2-0-1.so и все будет работать. Потому что все есть файл и символическая ссылка тоже тип файла. А теперь попробуйте подсунуть Windows приложению lib-2-0-1.lnk вместо lib-2-1-5.dll...

Ifconfig

выведет на экран сведения о сетевых адаптерах системы:

А теперь вспоминаем, что все есть файл, в том числе и устройство отображения (экран), поэтому просто перенаправим стандартный поток вывода вместо экрана в нужный нам файл:

Ifconfig > ~/123.txt

После чего вывод команды будет сохранен в файл 123.txt в корневой директории пользователя:

Потоки и конвейер

В прошлом примере мы затронули стандартный поток вывода. В Linux существуют стандартные для всех процессов потоки ввода-вывода данных stdin , stdout и поток вывода ошибок stderr . Что это значит? Как минимум то, что процесс обмена данными между различными процессами стандартизован. Это позволяет создавать конвейеры, когда стандартный поток вывода одной команды передается стандартному потоку ввода другой. Например, мы хотим посмотреть список установленных пакетов в системе, в частности пакеты squid. Для этой цели есть команда:

Ээээ... Это что такое и как тут что-то понять? На экране быстро промелькнули сведения о всех установленных в системе пакетах и все что мы можем видеть, это "хвост" этого вывода:

Но ведь нам и не нужен весь вывод этой команды, нас интересуют исключительно пакеты squid. Поэтому направим вывод этой команды на ввод другой, которая уже отберет и покажет то, что нам нужно:

Dpkg -l | grep squid

Вот это совсем другое дело!

Причем конвейер может быть сколь угодно длинным, результат работы одной команды можно передавать второй, от второй к третьей и т.д. Еще один пример из жизни. Вам надо получить все строки вашего конфигурационного файла squid, но без комментариев и пустых строк, чтобы, например, выложить на форуме или отправить другу. Можно конечно скопировать все, но вряд-ли кто-то захочет вам помогать, прокручивая полотно стандартного файла squid.conf, большая часть которого комментарии и примеры. Делаем проще:

Cat /etc/squid3/squid.conf | grep -v "^#" | sed "/^$/d" > ~/mysquid.conf

И вот что у нас получилось:

Просто и понятно, все опции как на ладони. Это стало возможным в результате использования конвейера трех команд, первая вывела в поток содержимое файла, вторая отобрала все строки кроме комментариев, а третья удалила пустые, результат мы направили в файл.

Буквы большие, буквы маленькие

Linux, как и UNIX, является регистрозависимой системой. И это надо помнить! Потому что, в отличие от Windows, myfile.txt , Myfile.txt и myfile.TXT - это три разных файла. В целях совместимости с другими системами не стоит этим злоупотреблять и хранить файлы, имя которых отличается только регистром, а хорошим тоном считается использование в именах только строчных букв.

Расширения и типы файлов

В Windows системах тип файла определяется его расширением, если мы переименуем exe-файл в jpg , то он не запустится, и система будет пытаться обработать его как картинку. В Linux тип файла определяется по его содержимому и расширение используется исключительно для совместимости с другими системами или для удобства пользователя. Возможность исполнения файла обеспечивается установкой соответствующего атрибута. Так в Windows чтобы сделать скрипт исполняемым, надо было изменить расширение с txt на bat , в Linux для этого нужно сделать файл исполняемым. Непонимание этого момента приводит к ситуациям, когда начинающий администратор не понимает, почему его скрипт myscript.sh не выполняется. На самом деле расширение .sh нужно только для удобства, чтобы сразу было ясно, это скрипт Bash Shell, а чтобы он работал, ему надо поставить атрибут исполняемого, а называться он может как угодно, хоть myscript.pupkin-vasya .

Стесняюсь спросить...

Позвольте, скажет иной читатель, это ведь сколько всего надо помнить: синтаксис команд, ключи, опции и т.д., и т.п. Тут нужно справочник покупать или всегда интернет под рукой держать... Вовсе нет, достаточно помнить названия команд, это как раз несложно, по сложившимся в UNIX традициям, командам дают короткие и удобные имена. А все остальное можно спросить у системы. Вопреки распространенному мнению, Linux системы прекрасно документированы. Посмотреть синтаксис и ключи любой команды можно запустив ее с ключом --help , а так как описания обычно не помещаются на один экран, то следует перенаправить вывод справки утилите more , которая выведет информацию поэкранно. Допустим, нас интересует команда grep :

Grep --help | more

Более подробную информацию можно получить с помощью команды man :

Man grep

К сожалению, информация на английском, но знание технического английского, хотя бы на уровне "читаю со словарем" необходимое требование к системному администратору. Вам ничего не напоминает последний скриншот? Правильно, OpenNET.

Нисколько не умаляя значение этого ресурса, можно сказать, что взяв на вооружение команду man и базовые познания в английском, OpenNET вы будете посещать гораздо реже.

Заключение

Надеемся, что после прочтения данной статьи начинающие администраторы будут лучше себе представлять устройство Linux-систем и их принципиальные отличия от привычного им Windows. Это позволит в дальнейшем правильно интерпретировать получаемую информацию и складывать из нее целостную картину функционирования системы, которая перестанет быть "черным ящиком", а команды "китайской грамотой".

Также хотим обратить внимание, что в наших примерах мы использовали только стандартные инструменты, что еще раз показывает все богатство инструментов администрирования, несмотря на то, что они работают только в командной строке. Вернемся к последнему примеру - выводу конфига squid, а теперь подумайте, каким образом это можно было бы сделать при помощи графических инструментов и сколько времени бы это заняло?

Не нужно бояться командной строки, Linux предоставляет в руки администратора очень мощный набор инструментов, который позволяет успешно решать все возникающие задачи без привлечения сторонних средств. Когда вы освоите хоть часть этих возможностей, то Linuх перестанет казаться вам сложным, а консоль мрачной, наоборот, даже располагая графической оболочкой вы будете запускать терминал, окунаясь в привычную и понятную среду, понимая, что системой управляете именно вы и делаете именно то, что хотите, а не что, что задумали разработчики очередной панели.

  • Теги:

Please enable JavaScript to view the

Рекомендуем почитать

Наверх