Поиск информации в компьютерных сетях: новые подходы. Информационный поиск в сети интернет

Для Symbian 13.08.2019
Для Symbian

Одна из проблем является чисто методологической. Для проведения эффективного поиска мы заинтересованы в одновременном решении двух противоположных задач:

увеличение охвата с целью извлечения максимального количества значимой информации;

уменьшение охвата с целью минимизации шумовой информации.

Нетрудно видеть, что одновременно осуществить это довольно сложно, хотя зачастую все-таки возможно. Один из методов, если поисковая машина позволяет, - это введение явных ограничений (запрещенных слов). Другой состоит в правильном формировании запросов, в частности, в предпочтении нескольких конкретизированных запросов одному общему. К сожалению, весьма ограниченный входной язык большинства машин не оставляет особенного простора для творчества в этом направлении.

Другая проблема - многовариантность человеческого языка. Если в английском языке некоторые слова имеют множество различных значений, то русский отличается богатством морфологических вариаций слов, а для полноты поиска необходимо учитывать еще и синонимы.

Часто в области российского Интернета возникают чисто технические трудности из-за различных кодировок информации. Российские поисковые машины распознают кодировки пользователя и искомого сайта, но совместить их удается не всегда.

Еще одна особенность русскоязычной части сети - ее нестабильность. Постоянно изменяются адреса и структура сайтов, они появляются и исчезают, и поисковые машины не успевают обновлять свои базы индексированных данных, поэтому значительная часть списка документов, выданного вам машиной, может оказаться недоступной.

Вывод: Поиск информации в сети - это достаточно специфическая и кропотливая работа, требующая определенных знаний и навыков. Для проведения поисковых работ пригодятся: знания основных информационных ресурсов и умение хорошо в них ориентироваться, практические навыки работы - это приходит со временем, хорошая зрительная память и умение быстро читать, а так же некоторые навыки аналитической работы.

Основной проблемой при поиске можно назвать неумение пользователя эффективно искать информацию в сети.

Поисковые машины ищут информацию по всей сети Internet. На самом деле это не совсем верно. Если бы при реализации алгоритма работы поисковых машин был использован такой подход, то для обработки только одного запроса и выдачи результатов потребовалось бы несколько дней.

Каждая поисковая машина имеет и постоянно пополняет свою (локальную) базу данных. База данных поисковой машины содержит основные параметры (индексы) каждого известного данной машине (проиндексированного) документа. Каждая поисковая машина использует свои методы индексации. Кроме того, различные поисковые машины имеют разные объемы базы данных.

В результате, механизм обработки запроса пользователя поисковой машиной выглядит следующим образом:

в соответствии с заданным в запросе ключевым словом или словосочетанием, машина проводит поиск в своей локальной базе данных, сверяя ключевое слово с наборами ключевых слов, соответствующих каждому документу из её базы данных;

затем, используя соответствующие алгоритмы, поисковая машина сортирует результаты поиска и выдает их пользователю;

в результате сортировки результатов, в начало списка помещаются наиболее соответствующие (с точки зрения поисковой машины) ключевым словам документы.

В связи с огромным количеством информации, размещенной в сети, ни одна из поисковых машин не в состоянии просмотреть все документы. Каждая поисковая машина индексирует только часть их. Все остальные документы, а к сожалению это большая часть ресурсов, найти с ее помощью не удастся.

Думаю, что меня не закидают помидорами, прочитав название статьи. Согласитесь, что без информации мы сейчас и дня прожить не можем. Только для того, чтобы информацией обладать, ее нужно сначала найти. Разве существуют правила поиска информации в Интернете ? — спросите вы.

Предлагаю вспомнить себя новичком в Интернете или оглянуться на своих знакомых, которых у каждого из нас найдется предостаточно. Тех, кто использует Интернет в очень ограниченном количестве. А происходит это зачастую только из-за того, что человек не знает, как правильно составлять поисковые запросы, чтобы найти нужную ему информацию. В результате — сидение на одних и тех же сайтах и ресурсах, не понимая, что под ногами, то есть под руками есть огромный и неизведанный мир.

Как происходит поиск информации в Интернете?

Для начала, давайте определимся, кто для нас находит нужную нам информацию? Главные труженики — это поисковые системы и каталоги. Как верно замечено в справочнике Яндекса, умение искать — это искусство. Вести поиск эффективно при всей простоте интернета, могут далеко не все.

Находят для русского пользователя информацию различные поисковые системы, такие как Google, Yandex, Ramble, Mail, Yahoo… Общих правил поиска у них нет, так что нам предоставляется полная свобода действий. Я предпочитаю использовать Google, так как он имеет лучший в мире алгоритм ранжирования запросов. Для сравнения результатов всегда обращаюсь к Yandex. Если вы будете использовать эти два поисковика, то увидите, что результаты поиска в обоих случаях при одинаковом запросе будут отличаться друг от друга.

Поисковые системы ищут для нас информацию, учитывая следующие критерии:

  • Ключевое слово содержится в заголовке
  • Наличие ключевого слова в адресе домена или в названии страницы
  • Ключевое слово выделено жирным шрифтом
  • Плотность ключевого слова
  • Ссылки на странице и название ключевого слова в тексте ссылки

То есть, поисковой системе нужно проделать огромную работу, чтобы выдать нам результат. Поэтому первое, что мы должны научиться делать, правильно оформлять поисковые запросы, прежде чем их ввести в поисковую строку.

Правила поиска информации в Интернете

1. Сформулируйте несколько запросов по вашему вопросу. Учитывайте при этом, что если вам надо найти реферат о слоне, то по слову слон вы найдете слонов и всего того, что может и не может относиться к слову слон. Это могут быть книги со словом слон в заголовке, это могут быть сайты, статьи, анекдоты, сказки, вообщем все то, к вашему настоящему запросу не имеет никакого отношения. Поэтому пишем коротко и ясно: рефераты о слонах. Для увеличения нажмите на картинку.

Яндекс нам выдал 2 млн ответов, Гугл оценил, что нам будут полезны 335000 страниц. Как видите, придется попотеть, чтобы найти то, что нам действительно нужно.

2. Сузим область поиска. Для этого заключим в кавычки наш запрос, и он будет выглядеть так: «рефераты о слонах». Посмотрим, что получится:


О чудо! Искать придется теперь гораздо меньше! Теперь мы уверены, что на этих страницах, которые нам выдали поисковики, будет информация, связанная с рефератами о слонах.

3. Не забываем о том, что писать поисковый запрос нужно грамотно. От этого также зависит качество выданной нам информации.

4. Поисковый запрос пишем только маленьким буквами. Если мы используем в запросе большие буквы, то не сможем увидеть ответы, где данное слово пишется с маленькой буквы. Используйте заглавные буквы только в именах собственных.

5. Активно используем поиск в картинках. Обычно, картинки имеют подписи при загрузке, в которых могут прописаны именно ваши ключевые слова.

6. С помощью знаков + и — можно указать какие слова мы хотим или не хотим видеть. Например, при запросе «зеленый чай» можно отметить знаком (-) слово пакетированный. В этом случае, можете рассчитывать на то, что информацию о зеленом чае в пакетиках вы не увидите.

7. Знак | сможет дать понять поисковым системам, что вы хотите найти «или-или». Если вы спросите «как написать реферат|оформить реферат», то в ответах у вас будут и как написать реферат и как его оформить.

8. Знаком! мы указываем, что хотим знать точную информацию по конкретному слову. Например, при поиске запроса!слон, мы увидим точное соответствие данному слову без словоформ. То есть, в поиске не будут отображены различные формы слова «слон» — слоны, слонов, слонами, о слонах и т.д.

9. Принимайте во внимание, что через какое-то время поиск может выдать вам совершенно другую информацию. Поэтому найденную информацию, если она вам действительно важна, лучше всего сохранять в избранном или в закладках браузера. Используйте систему хранения информации в своем браузере с помощью папок, их можно создавать прямо на панели, нажав правой кнопкой мыши и выбрав «добавить папку». Я предпочитаю сохранять с метками в Evernote, можете прочитать о моем любимом помощнике в статье

10. Используйте функции расширенного поиска поисковых систем, если вам нужны уточнения по датам, географии, языку, формату файла.

11. Не пренебрегайте поиском на 2-й и последующих страницах. Часто бывает, что свежая и новая информация еще не успела попасть в ТОП 10, поэтому ее придется поискать. Иногда, свои ответы я нахожу на пятой, или даже десятой странице.

12. Если вам постоянно нужна информация по конкретной сфере деятельности, используйте для сбора информации социальные сети, сообщества, группы, форумы, каталоги. Рассылка Subcribe может предложить вам большое количество специализированных, тематических групп, которые будут постоянно присылать вам новую информацию. Самое нужно вы также можете сохранять в закладках или в Evernote.

Если эта статья для вас оказалась полезной и интересной, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопку любой социальной сети.

16.Поиск информации в интернете

Информация, размещенная во Всемирной сети, исчисляется огромным количеством байт. Для поиска информации во Всемирной сети используются специальные веб-сайты – информационно-поисковые системы. Они позволяют по ключевым словам найти информационные ресурсы, связанные с ключевыми словами. Это может быть текст, содержащий ключевые слова, или графическое изображение одного из ключевых слов. Примерами информационно-поисковых систем являются системы Google и Yandex.

Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю Интернета.

Существуют три основных способа поиска информации в Интернет:

1. Указание адреса страницы.

3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Способ 1: Указание адреса страницы

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

Не стоит забывать возможность поиска по открытой в окне браузера web-странице (Правка-Найти на этой странице…).

Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Способ 3: Обращение к поисковой системе

Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

На помощь приходят специальные поисковые системы (ихеще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы:Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru

Поисковая система - веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.

По принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги и поисковые индексы.

Поисковые каталоги служат для тематического поиска.

Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных.

Катало́г ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто интернет-каталог - структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.

Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Клиент задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, - и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины.

Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», уже не существующий индекс, разработанный Мэтью Грэйем из Массачусетского технологического института в 1993.

Как работает поисковой индекс?

Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ(веб-пауков), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных.

Поисковый робот («веб-паук») - программа, являющаяся составной частью поисковой системы и предназначенная для обхода страниц Интернета с целью занесения информации о них (ключевые слова) в базу поисковика. По своей сути паук больше всего напоминает обычный браузер. Он сканирует содержимое страницы, забрасывает его на сервер поисковой машины, которой принадлежит и отправляется по ссылкам на следующие страницы.

В ответ на запрос, где найти нужную информацию, поисковый сервер возвращает список гиперссылок, ведущих web-страницам, на которых нужная информация имеется или упоминается. Обширность списка может быть любой, в зависимости от содержания запроса.

http://www.yandex.ru/

Яндекс - российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Головной офис компании находится в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и Киеве. Количество сотрудников превышает 700 человек.

Слово «Яндекс» (состоящее из буквы «Я» и части слова index; обыгран тот факт, что русское местоимение «Я» соответствует английскому «I») придумал Илья Сегалович, один из основателей Яндекса, в настоящий момент занимающий должность технического директора компании.

Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету документы на русском, украинском, белорусском, румынском, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии русского и английского языков и близости слов в предложении. Отличительная особенность Яндекса - возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов.

По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов.

Время от времени алгоритмы Яндекса, отвечающие за релевантность выдачи, меняются, что приводит к изменениям в результатах поисковых запросов. В частности, эти изменения направлены против поискового спама, приводящего к нерелевантным результатам по некоторым запросам.

http://www.google.ru/

Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70 % мирового рынка. Cейчас регистрирует ежедневно около 50 млн поисковых запросов и индексирует более 8 млрд веб-страниц. Google может находить информацию на 115 языках.

По одной из версий, Google - искажённое написание английского слова googol. «Googol (гугол)» – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена «Математика и воображение»(Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает задачу организовать огромные объемы информации в Интернете.

Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д.

http://www.rambler.ru/

Rambler Media Group - интернет-холдинг, включающий в качестве сервисов поисковую систему, рейтинг-классификатор ресурсов российского Интернета, информационный портал.

Rambler создан в 1996 году.

Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова.

Общие сведения.

В настоящее время Интернет объединяет сотни миллионов серверов, на которых размещены миллиарды различных сайтов и отдельных файлов, содержащих различного рода информацию. Это гигантское хранилище информации. Существуют различные приемы поиска информации в Интернет.

Поиск по известному адресу. Необходимые адреса берутся из справочников. Зная адрес, достаточно ввести его в адресную строку Браузера.

www.gov.ru - сервер органов государственной власти России.

Конструирование адреса пользователем. Зная систему формирования адреса в Интернет, можно при поискеWeb-сайтов конструировать адреса.

К ключевому слову (названию фирмы, предприятия, организации или простому английскому существительному) необходимо добавить домен тематический или географический, при этом необходимо подключать интуицию.

Адреса коммерческих Web-страниц:

www.cnn.com (всемирные новости CNN),

www.sony.com (фирма SONY),

www.mtv.com (музыкальные новости MTV).

Адреса учебных заведений:

www.ntu.edu (Национальный университет США).

Адреса региональных серверов:

www.poland.net (Польша),

www.israil.net (Израиль).

Поисковые системы Интернет

Для поиска информации в Интернет разработаны специальные информационно-поисковые системы. Поисковые системы имеют обычный адрес и отображаются в виде Web-страницы, содержащей специальные средства для организации поиска (строку для поиска, тематический каталог, ссылки). Для вызова поисковой системы достаточно ввести ее адрес в адресную строку Браузера.

По способу организации информации информационно-поисковые системы делятся на два вида: классификационные (рубрикаторы) и словарные.

Рубрикаторы (классификаторы) - поисковые системы, в которых используется иерархическая (древовидная) организация информации. При поиске информации пользователь просматривает тематические рубрики, постепенно сужая поле поиска (например, если необходимо найти значение какого-то слова, то сначала в классификаторе нужно найти словарь, а затем уже в нем найти нужное слово).

Словарные поисковые системы - это мощные автоматические программно-аппаратные комплексы. С их помощью просматривается (сканируется) информация в Интернет. В специальные справочники-индексы заносятся данные о местонахождении той или иной информации. В ответ на запрос осуществляется поиск в соответствии со строкой запроса. В результате пользователю предлагаются те адреса (URL), на которых в момент сканирования найдены искомые слово или группа слов. Выбрав любой из предложенных адресов-ссылок, можно перейти к найденному документу. Большинство современных поисковых систем являются смешанными.

Наиболее известные и популярные системы поиска:

www.aport.ru www.yahoo.com www.rambler.ru www.yandex.ru www.altavista.com www.google.com

Существуют системы, специализирующиеся на поиске информационных ресурсов по различным направлениям.

Поиск людей в Интернет:

www.whowhere.ru ww. bigfoot.com

Поиск по телеконференциям (Usenet):

www.dejanews.com

Предметные поисковые системы:

Поиск программного обеспечения:

Поиск по файловым архивам:

http://ftpseach. city.ru, http://ftpsearch. licos.com

Каталоги (тематические подборки ссылок с аннотациями):

http://www.atrus.ru

Часто эффективный поиск информации можно провести с помощью региональных каталогов - специализированных серверов, содержащих данные о предприятиях или Web-ресурсах какого-то города или региона. Например, для Санкт-Петербурга такой каталог располагается по адресу http://www.spb.ru.

Список ИПС можно найти на сайте www.monk. newmail.ru

Более подробный перечень поисковых систем и каталогов представлен в табл. 3.2.

Правила выполнения запросов

В каждой поисковой системе в разделе Помощь (Help) можно получить сведения о том, как искать, как составить строку запроса. Ниже приведена информация о типовом, "усредненном" языке запросов.

Простой запрос.

Ввести одно слово, определяющее тему поиска. Например, в поисковой системе Rambler.ru достаточно ввести: автоматика.

Находятся документы, в которых встречаются слова, указанные в запросе. Распознаются все формы слов русского языка, как правило, регистр букв игнорируется.

В запросе можно использовать символ "*" или "?". Знаком "?" в ключевом слове заменяется один символ, на место которого может быть подставлена любая буква, а знаком "*" - последовательность символов.

Например, запрос автомат* позволит найти документы, включающие слова автоматический, автоматика и т.д.

Сложный запрос.

Часто возникает необходимость комбинирования ключевых слов для получения более определенной информации. В этом случае используются дополнительные слова-связки, функции, операторы, символы, комбинации операторов, разделенные скобками.

Например, запрос музыка & (beatles | битлз) означает, что пользователь ищет документы, содержащие слова музыка и beatles или музыка и битлз.

В табл.3.1 приведены правила формирования запросов, принятые в системе Апорт (http://www.aport.ru).

Таблица 3.1

Операторы для формирования запросов

Оператор Синонимы Комментарий
И AND & По запросу будут найдены документы, содержащие оба ключевых слова. Его можно и не писать. Например, запрос: информатика и учебник эквивалентен информатика учебник
ИЛИ OR | Производится поиск тех документов, в которых используется любое из указанных слов или оба слова одновременно
НЕ NOT - ~ Поиск ограничивается документами, не содержащими слово, указанное после оператора
" " " " Двойные или одинарные кавычки позволяют находить словосочетание
Дата= дата: date= Поиск ограничивается документами, попадающими в заданный интервал дат. Пример 1. валюта дата=01/02/2002-01/03/2002. По этому запросу будут выданы документы, содержащие слово "валюта" и имеющие дату от 1 февраля 2002 г. до 1 марта 2002 г. Пример 2. date=01/03/2002 валюта Пример 3. дата: <02/03/2002 валюта

Таблица 3.2

Список поисковых серверов и каталогов

Адрес Описание
www.excite.com Поисковый сервер с обзорами узлов и путеводителями
www.alta-vista.com Поисковый сервер, имеются возможности расширенного поиска
www.hotbot.com Поисковый сервер
www.poland.net www.israil.net Региональные поисковые серверы Польши, Израиля
www.ifoseek.com Поисковый сервер (простой в использовании)
www.ipl.org Internet Publik library, публичная библиотека, функционирующая в рамках проекта "Всемирная деревня"
www.wisewire.com WiseWire - организация поиска с применением искусственного интеллекта
www.webcrawler.com WebCrawler - поисковый сервер, прост в обращении
www.yahoo.com КаталогWeb и интерфейс для обращения к полнотекстовому поиску на сервере AltaVista
www.aport.ru Апорт - русскоязычный поисковый сервер
www.yandex.ru Яндекс - русскоязычный поисковый сервер
www.rambler.ru Рамблер - русскоязычный поисковый сервер
Справочные ресурсы Интернет
www.yellow.com Желтые страницы Интернет
monk. newmail.ru Поисковые системы различного профиля
www.top200.ru 200 лучшихWeb-сайтов
www.allru.net
www.ru Каталог русских ресурсов Интернет
www.allru.net/z09. htm Образовательные ресурсы
www.students.ru Сервер российского студенчества
www.cdo.ru/index_new. asp Центр дистанционного обучения
www.open. ac. uk Открытый университет Великобритании
www.ntu.edu Национальный университет США
www.translate.ru Электронный переводчик текстов
www.pomorsu.ru/guide. library.html Список ссылок на сетевые библиотеки
www.elibrary.ru Научная электронная библиотека
www.citforum.ru Электронная библиотека
www.infamed.com/psy Психологические тесты
www.pokoleniye.ru Web-сайт Федерации Интернет образования
www.metod. narod.ru Образовательные ресурсы
www.spb. osi.ru/ic/distant Дистанционное обучение в Интернет
www.examen.ru Экзамены и тесты
www.kbsu.ru/~book/ Учебник информатики
Mega. km.ru Энциклопедии и словари

Поиск информации в Интернете: подводные камни

Проблемы, не лежащие на поверхности, нередко дают о себе знать лишь "задним числом", после того как определенный этап поисковых работ завершен и, возможно, исходя из его результатов уже принято какое-либо решение. Что же мешает сделать ситуацию прозрачной с самого начала эксплуатации той или иной информационно-поисковой системы (ИПС)? Ответ довольно прост: отсутствие исчерпывающей информации подобного рода со стороны разработчика. Прямым следствием этого становятся недостоверность получаемых данных и их неконтролируемая потеря. Редко удается встретить в Сети поисковую систему, которая не обладала бы некоторыми "недокументированными" особенностями. Казалось бы - пользователю необходимо не так уж много сведений, а именно:

как происходит наполнение базы данных ИПС и каков ее объем;

полный спектр возможностей поискового языка системы;

основные особенности представления результатов поиска, прежде всего алгоритма ранжирования записей из списка отклика на поисковый запрос.

Увы, источником подобной информации обычно является не документ, доступный с головной страницы поискового сервера, а разбросанные по Сети, книгам и компьютерным журналам публикации отдельных авторов. К причинам такого положения дел, по-видимому, можно отнести не только небрежность разработчика, но и фактор, именуемый маркетинговой политикой. Проще говоря, предоставление поисковой системой наиболее полной информации о самой себе не всегда положительно сказывается на ее рейтинге. Тем не менее, взять ситуацию под контроль в ряде случаев пользователю оказывается вполне по силам. Выяснить особенности работы избранного поискового сервиса часто удается с помощью тестирования. Построение специальных тестовых запросов, быстро проясняющих именно тот аспект работы системы, который наиболее важен для текущей задачи, во многих случаях оказывается нетривиальным. Тому, как избежать некоторых неприятностей при работе с ИПС, мы и посвятим наше обсуждение. В качестве примеров, иллюстрирующих изложение, будут рассмотрены широко известные поисковые системы Интернета.

Введение

Сегодня большинство людей привыкли начинать свой день не с горячей чашки кофе, свежей газеты и бутерброда с маслом, а с включения компьютера с доступом в Интернет. Всемирная паутина заменила нам выпуск новостей по телевидению, исключила необходимость покупать диски с фильмами и музыкой, а в некоторых случаях желание пользоваться телефоном и даже ходить на работу.

Всемирная электронная паутина так прочно вошла в нашу жизнь, что многие просто не представляют себе без нее жизнь. Едва оказавшись в доступном для интернета месте, они первым делом заходят на любимые сайты, узнают новости, «общаются» с друзьями, комментируют, просматривают, скачивают. Конечно, информация имеет для человека огромное значение, она формирует личность, но бывает, что она, же и разрушает ее.

Все чаще и чаще стало произноситься такое словосочетание, как «Интернет - зависимость» и в последнее время, данная тема стала одной из

самых популярных тем для публикаций и разговоров. Что это значит и какая

группа людей подвержена этому?

Что такое интернет-зависимость, как она появилась, как определить её у себя и как не поддаться этой зависимости? Вот вопросы, которые я поставила перед собой и решила выяснить, на сколько я и мои сверстники зависимы от Интернет.

Тема моего проекта « Интернет – зависимость»

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в наше время компьютер все настойчивее вторгается во все области нашей жизни. Все большее количество детей подвергаются риску компьютерной зависимости. Я решила посмотреть на эту проблему внутри нашей школы.

П редметом исследования является Интернет-зависимость моих сверстников, определение ее наличия и степени распространения.

Цель работы : исследование проблемы Интернет - зависимости, степени распространенности и особенностей этого явления.

Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи: определить наиболее часто используемые Интернет – ресурсы и выяснить наличие и степень распространения зависимости от Интернет учащихся 8-10-х классов и учителей школы.

Для реализации задач я использовала методы: опрос, тестирование, сравнительный анализ результатов, вывод результатов в виде диаграмм.

В данной работе я попытаюсь ответить на такие вопросы:

Как учащиеся 8-10-х классов моей школы, а также мои учителя относятся к Интернет зависимости?

Какие существуют способы определения зависимости от Интернета?

Как не стать жертвой "паутины"?

Как избавиться от Интернет – зависимости?

Как влияет чрезмерное увлечение Интернетом на организм человека?

    ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА

1.1. Интерес, порождающий манию.

Если человек не сумеет сам заметить опасность,

если не отгородит глухой стеной ту сферу своей

жизни и деятельности, где властвует техника,

от остальных сфер своей жизни и души,

он превращается в духовного калеку.

Даниил Андреев. "Роза Мира"

Интернет всё больше и больше внедряется в нашу жизнь, становится одним из доминирующих инструментов, как для персональной, так и профессиональной коммуникаций. Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру. Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек. И с каждым днём количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете.

И сегодня каждый день множество людей открывает для себя существование глобальных компьютерных сетей, объединяющих компьютеры во всем мире в едином информационном пространстве, имя которому – Интернет.

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой пользователей компьютерных сетей.

Интернет постепенно становится основным средством корпоративного общения, уступая пока телефону. Когда два или более компьютеров связывают постоянным соединением для обмена данными, говорят о создании компьютерной сети.

По Интернету происходит поиск информации, рассылают пресс -релизы, устраивают конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, «домашний» пользователь имеет все шансы по Интернету не только заказать любой товар с доставкой на дом или узнать погоду, но и познакомиться, пообщаться.

Сегодня Интернет не охватывает только несколько стран Африки и Восточной Азии.

Сегодня Интернет вошел практически во все отрасли, дома – полностью используется как в промышленности, армии, медицине и т.д. Без интернета невозможно представить всевозможные сервисы: электронная почта, онлайн

конференции, оперативный поиск информации, общение, социальные сети,

электронные СМИ, веб - представительства фирм и корпораций. В свое время даже фантасты не могли представить как всего за несколько десятилетий перспективная сеть компьютерной связи, ныне носящая имя

Интернет, изменит наш мир и нашу культуру.

За последние 10 лет Интернет распространился в десятки, сотни и даже в тысячи раз. И согласно последним данным - сегодня каждый 3 человек на планете находится в интернете. Количество пользователей продолжает бурно увеличиваться.

Но бурное развитие технологий и лавинообразно растущий поток информации, «выливающийся» на пользователей Сети, таят в себе скрытую угрозу. Время препровождение в Сети может стать настолько притягательным, что у человека вырабатывается нездоровая привязанность или зависимость от интернета.

Это явление получило название интернет-аддикция. Для его обозначения уже появились образные русскоязычные термины: «нетоголик», «интернетоман» или «интернет-аддикт».

Истинные интернетоманы - люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам, наконец. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.

Интернет как новый инструмент, средство современного жизнеобеспечения снимает проблему повышения мотивации. Телекоммуникационная среда с самого начала была оккупирована подрастающим поколением и которое хорошо освоилось в этой среде. Проблемы подрастающего поколения, не замечаемые взрослыми и находившиеся в состоянии «покоя» в реальной действительности, вылились в определенные негативные явления: появление молодежной субкультуры, Интернет-аддикция, флейм и т.д. Обратите внимание, что проблемы существуют, имеют определенные названия, т.е. это проблемы не носят частный характер.

    ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТЬ

Порой, фантазией реальность заменяя,

Мы забываем наш прекрасный мир.

Часами по сети гуляем!

Да! Интернет - у многих есть кумир.

Кто ты: ПАУК в нем или МУХА?

Определись! И ситуацией владей!

Иначе же в сети сотрется личность,

Бесследно ты исчезнешь в ней!

    1. Вред и польза Интернета

В наше время Интернет ассоциируется с кладом знаний. Благодаря нему можно узнать новую информацию и даже разбогатеть. Но, несмотря на все эти плюсы, Интернет приносит не только пользу, но и вред.

С возрастанием популярности Интернета проявились и негативные аспекты его применения. Некоторые люди настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Чем больше времени в жизни человека начинает занимать интернет, тем меньше в ней остается места другим, более нужным вещам.

Человек меньше задумывается о своих социально-бытовых проблемах, своем здоровье, не строит никаких планов на жизнь. Все это откладывается на потом, оставляя место для комфортного психологического состояния «здесь и сейчас» - в Сети.

За и против

Огромный информационный ресурс

Отвыкание от книг

Путь избавления от одиночества

Замена реальных отношений виртуальными

Поддержание дружеских отношений на расстоянии

Перенос реальных интересов в виртуальный мир, сложность общения наяву

Возможность примерить на себя

различные «роли»

«Безнаказанное» поведение снижает уровень ответственности

Возможность сэкономить деньги, найти работу в интернете

Риск стать компьютерным преступником

Лучшее усвоение языка

Создание виртуального языка

Укрепление самооценки

Упадок нравственности

И уж, конечно, все сходятся в мыслях, что интернет, если он чрез меры, если его слишком много, ничего хорошего пользователю не даст. Один только вред.

2.2. Основные типы и критерии Интернет-зависимости.

Компьютеры и информационные системы находят применение во все новых областях человеческой практики, оказывая воздействие на психические процессы и трансформируя не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом. С психологической точки зрения, при взаимодействии человека с системами информатики происходит преобразование деятельности за счет опосредствования ее знаковыми системами.

Каждый человек, становясь пользователем Интернета проходит 3 стадии : навязчивого влечения, отторжения и баланса. Некоторые пользователи застревают на первой стадии. Таким образом у него начинает формироваться Интернет-зависимость.

Основными проявлениями Интернет-зависимости являются : поглощенность проблемами Интернета (постоянные размышления об Интернете); постоянно увеличивающееся время провождения в Сети, необходимое для достижения удовлетворения; безуспешные попытки контролировать или прекратить использование Интернета; возникновение плохого настроения, депрессии, беспокойства при отсутствии Возможности работать в Интернете; концентрация внимания на Интернете. Все меньше и меньше уделяется вниманию семье и друзьям, затем работе, попытки скрыть свое чрезмерное увлечение, отрицание аддикции . Интернет используется как способ ухода от проблем, для того чтобы поднять настроение. Перечисленные признаки являются лишь общими для Интернет зависимости , которая в настоящее время разделяется исследователями на несколько подтипов.

    Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

    Интернет-коммуникативная зависимость - избыточность знакомых и друзей в Сети.

    Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры.

Зависимость W eb -серфинга существует у многих, она вызвана желанием поиска новых интересных сайтов. Интернет используется как средство поиска информации, серфинг доставляет массу удовлетворения и массу информации, хотя 70 % этой информации является пустой, не несущей никакой информационной нагрузки. В месяц по подсчётам зависимые тратят не менее 350 МБ, что примерно составляет 340–620 рублей. Но это пустяки по сравнению с тем, что тратят зависимые от азартных игр в Интернете. Интернет-коммуникативная зависимость - в основном это потребность в общении. Самые популярные сервисы для общения в Интернете – это icq и irc . Они являются на данный момент самыми распространенными, поскольку являются бесплатными и используют относительно немного Интернет-трафика. Максимальную степень выраженности имеет зависимость от игр on - line . По данным психологов этой зависимости подвержены люди практически всех возрастов, начиная с 9-летнего.

Исследователи приводят различные критерии, по которым можно судить об Интернет-зависимости.

Более развернутую систему критериев приводят русские специалисты. По их мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 пунктов из следующих:

    Неспособность и нежелание отвлекаться от Интернета и досада и раздражение, при вынужденном отрыве.

    Количество времени, проводимое в Интернете, чтобы достичь удовлетворения (иногда чувство удовольствия от общения в сети граничит с эйфорией), заметно возрастает. Неспособность спланировать время выхода из сети.

    Увеличение расходов на Интернет.

    Ложь или скрывание количества времени, проведенного в Интернете

    Забывание о прямых обязанностях, будь то учеба, работа или домашние дела.

    Пренебрежение семьей и друзьями. Потеря отношений и общения прежнего круга друзей.

    Освобождение посредством Интернета от негативных настроений и депрессий. Хорошее самочувствие и появление специфической эйфории при нахождении в сети.

    Пренебрежение собственным здоровьем.

Существуют так же и физические симптомы, свидетельствующие о возможном наличии Интернет-зависимости.

2.3. Причины и симптомы зависимости.

Интернет-зависимость – это исключительно современная проблема, которую нельзя оставлять без внимания. Стремительно растущая популярность социальных сетей и он-лайн игр ставит под угрозу гармоничное развитие и существование человека с самых ранних лет его жизни: сейчас компьютером умеет пользоваться каждый первоклассник!

Феномен Интернет – зависимости привлекает сейчас внимание ученых, исследователей сети, средства массовой информации. Это явление стало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет – зависимость определяется психологами как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line. Под on-line понимается общение в сети в реальном времени, off-line – общение через почтовый ящик, когда непосредственный собеседник отсутствует в данный момент времени. Исследователи отмечают, что большая часть Интернет - зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Другую часть «зависимых» привлекают информационные сервисы сети.

Причины Интернет – зависимости:

Доступность разнообразной информации;

Широкая интерактивность, постоянное общение;

персональный контроль над информацией о себе, позволяющий создавать определенный «образ»;

анонимность передаваемой информации;

основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми;

игровая зависимость возникают на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

Симптомы Интернет – зависимости:

Психические признаки компьютерной зависимости: «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером; утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду;

Физические признаки компьютерной зависимости: ухудшение опорно-двигательного аппарата; пищеварительной системы; зрения.

В группе риска по интернет - зависимости:
- дети и подростки – 78%,
- женщины старше 45 лет – 57%,
- мужчины старше 30-35 лет – 32%.

Пути решения

Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, обращение к спорту, туризму, занятиям музыкой, художественной фотографией, как правило, выводят человека из зависимости. Прежде всего, следует привести свой образ жизни к некоему балансу. В ней должно быть что-то интересное помимо Интернета и компьютерных игр.
Главное – доказать человеку, что живое общение привлекательнее виртуального. Вырвать человека из Сети, приобщить к другим интересам – задача вполне разрешимая.

    МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Моё исследование было проведено среди старшеклассников и учителей моей школы. Всего в исследовании участвовали 37 человек: 25 учащихся 8,9 и 10 классов и 12 учителей, которые располагают ежедневным доступом к Интернету.

Каждым из них были заданы несколько вопросов. На каждый вопрос была создана диаграмма, где наглядно представлены все ответы .(Приложение1)

Первый вопрос был: «Зарегистрированы ли вы в каком – ни будь социальном сете»

Результат его показал что, 92% учеников и 66% учителей зарегистрированы в "Вконтакте" и в "Одноклассниках" - 18% учеников и 34% учителей.

На вопрос «Какова ваша потребность в интернете» 20% учащихся и 10% учителей ответили, что равнодушно относятся к выходу в Интернет и у 40% учащихся и 80% учителей есть ежедневная и периодическая потребность выхода в Интернет. Это потребность связано с электронным образованием. Учителям ежедневно приходиться заполнять электронные журналы и тем самым заходить в Интернет.

По результатам исследования можно сделать вывод, что 100% участвующих в анкетировании зарегистрированы в социальных сетях. Все учителя и большинство учащихся считают Интернет полезным открытием, и разумно им используется половина анкетируемых, однако вызывает волнение то, что некоторая часть сидит в Интернете по ночам, что негативно сказывается на здоровье и учебе. Будем думать, что это происходит в выходные дни.

Интернет-зависимость - психическое расстройство, навязчивое

желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя

отключиться от Интернета.

Среди 8 – 10 классов школы, у которых есть Интернет, таких 25 человек, я с учителем информатики провели тест на Интернет – зависимость.

«ПРОВЕРЬ СЕБЯ: ЗАВИСИМ ЛИ ТЫ ОТ СЕТИ?» (Приложение2).

Тест состоит всего из пяти вопросов, за каждый ответ «да» начисляется 1 балл, за «нет» - 0 баллов. Исследование выявило наличие у некоторых учащихся признаков Интернет - зависимости, что подтверждает важность и актуальность рассмотренной темы. У них выявлена разная степень Интернет - зависимости.

Примерно 32% учеников пользуются Интернетом больше, чем полагается. Им нужно найти силы пользоваться интернетом меньше.
Зависимость пока не грозит половине учащихся, проходящих тестирование, они могут пользоваться Сетью в том же режиме. С помощью этой анкеты я узнала, что юноши более подвержены Интернет – зависимости.

Следующее мое исследование – это влияние Интернета на здоровье по мнению самим анкетированных . Я обратилась к фельдшеру нашего села за статистическими данными о состоянии здоровья (осанка, зрение) в 8 и 9 классах тех, кто принимал участие в анкетировании. Проанализировав данные, можно сделать вывод: в 8 классе у трех человек было слабое зрение, а в 9 классе зрение ухудшилось у 5 человек, причем все пользуются Интернет, правда «зависимых» среди них нет. Нарушение осанки: 8 класс один человек (имеющих компьютер), а в 9 классе их количество увеличилось до 4. Конечно, я не берусь утверждать, что это точно от увлечения компьютером, но думаю, стоит моим одноклассникам задуматься.

Заключение

Компьютеризация нашего общества в последнее время приобрела лавинообразный характер, практически невозможно найти учебное заведение, организацию без наличия в них компьютеров и компьютерных сетей. Аналогично тому, как изобретение игровых автоматов породило такую форму аддиктивного поведения, получившего название "патологическая игра", таким же образом очередной виток технического прогресса создал еще более замысловатую аддиктивную патологию - интернет-зависимость.

Основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Этому способствует ряд факторов - широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения интернет - сети. Как правило, подростки знакомятся с компьютером в школе, у друзей или компьютерном клубе. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию интернет - зависимых. Таким образом, приходится признать тот факт, что развитие цивилизации неизменно сопровождается не только улучшением качества жизни людей, но и порождает новые проблемы, откладывание решения которых грозит значительными последствиями для психического здоровья общества.

Несомненно, возможность использования интернета очень важна для каждого современного человека. Однако всегда следует помнить о потенциальной опасности сети и понимать, что реальная жизнь проходит очень быстро, если сидеть за компьютером больше двух часов в день…

Интернет открывает нам новые возможности, но от нас зависит, как мы будем их использовать.

Сильных Интернет укрепляет, а слабых – подавляет и разрушает.

Список литературы.

    Мартынова О. С. Интернет – зависимость « Психотерапия и

консультирование"

    Байков В.Д.,Сафронов И. К. Уроки Интернета для школьников.

БХВ-Петербург,2003

    Статьи в интернете:

1).Колчанова Л. Психологические проблемы интернет-зависимости. 2. Окружающие жаловались, что вы проводите много времени в интернете?
3. Если во время «бдения» в Сети приходит время приема пищи, то вы пропускаете его или едите прямо за компьютером?
4. Вы знаете, что нужно ложиться спать до 24.00, но несколько раз в неделю засиживаетесь в Сети за полночь?
5. Если за день не удается выйти в Сеть ни разу, вечером возникают тревога и раздражительность?
Ключ
0-1 балл. Зависимость пока вам не грозит, можно пользоваться Сетью в том же режиме.
2-3 балла. Вы в тревожной зоне. Нужно найти силы пользоваться интернетом меньше.
4-5 баллов. У вас ярко выражена зависимость. Нужна помощь.

Анализ теста

«ДА»

«НЕТ»



Рекомендуем почитать

Наверх