Начинающим построения нейронной сети. Запрограммировать нельзя обучить. Какие бывают нейронные сети

Для Windows Phone 02.05.2019
Для Windows Phone

Правильная постановка вопроса должна быть такой: как натренировать сою собственную нейросеть? Писать сеть самому не нужно, нужно взять какую-то из готовых реализаций, которых есть множество, предыдущие авторы давали ссылки. Но сама по себе эта реализация подобна компьютеру, в который не закачали никаких программ. Для того, чтобы сеть решала вашу задачу, ее нужно научить.

И тут возникает собственно самое важное, что вам для этого потребуется: ДАННЫЕ. Много примеров задач, которые будут подаваться на вход нейросети, и правильные ответы на эти задачи. Нейросеть будет на этом учиться самостоятельно давать эти правильные ответы.

И вот тут возникает куча деталей и нюансов, которые нужно знать и понимать, чтобы это все имело шанс дать приемлемый результат. Осветить их все здесь нереально, поэтому просто перечислю некоторые пункты. Во-первых, объем данных. Это очень важный момент. Крупные компании, деятельность которых связана с машинным обучением, обычно содержат специальные отделы и штат сотрудников, занимающихся только сбором и обработкой данных для обучения нейросетей. Нередко данные приходится покупать, и вся эта деятельность выливается в заметную статью расходов. Во-вторых, представление данных. Если каждый объект в вашей задаче представлен относительно небольшим числом числовых параметров, то есть шанс, что их можно прямо в таком сыром виде дать нейросети, и получить приемлемый результат на выходе. Но если объекты сложные (картинки, звук, объекты переменной размерности), то скорее всего придется потратить время и силы на выделение из них содержательных для решаемой задачи признаков. Одно только это может занять очень много времени и иметь гораздо более влияние на итоговый результат, чем даже вид и архитектура выбранной для использования нейросети.

Нередки случаи, когда реальные данные оказываются слишком сырыми и непригодными для использования без предварительной обработки: содержат пропуски, шумы, противоречия и ошибки.

Данные должны быть собраны тоже не абы как, а грамотно и продуманно. Иначе обученная сеть может вести себя странно и даже решать совсем не ту задачу, которую предполагал автор.

Также нужно представлять себе, как грамотно организовать процесс обучения, чтобы сеть не оказалась переученной. Сложность сети нужно выбирать исходя из размерности данных и их количества. Часть данных нужно отложить для теста и при обучении не использовать, чтобы оценить реальное качество работы. Иногда различным объектам из обучающего множества нужно приписать различный вес. Иногда эти веса полезно варьировать в процессе обучения. Иногда полезно начинать обучение на части данных, а по мере обучения добавлять оставшиеся данные. В общем, это можно сравнить с кулинарией: у каждой хозяйки свои приемы готовки даже одинаковых блюд.

С нейронными сетями я познакомился довольно давно. Отношение к ним, как к средству решения прикладных задач, у меня довольно противоречивое. С одной стороны, ни одной задачи, для которых я использовал сети, решить с удовлетворяющим меня результатом я так и не смог (но нужно оговориться, что и задачи были сверхсложные), а с другой стороны, удалось в достаточной степени оценить мощь аналитического потенциала нейронных сетей и их способность давать оценки и прогнозы на самых разнообразных множествах.

Так как интерес мой к сетям периодически возникал на протяжении последних лет, то идея написать обработку для построения и обучения нейронной сети витала, что называется, в воздухе. Однако, реализовать идею удалось только в последние несколько (честно, даже не помню сколько) месяцев. Борьба за себя - это прежде всего борьба с собой, а точнее, с собственной ленью и невежеством. И этот раунд остался за мной:) Так как делал прежде всего для себя - выкладываю то, что получилось, совершенно даром.

Что из себя представляет данная разработка? Перечислю основные возможности и функционал. При этом имеем в виду и помним, что реализована она только на управляемых формах.

1. Панель управления проектом . В принятых мной терминах под заданием понимается совокупность собственно нейронной сети, исходных данных для обучения, настроек параметров обучения и сохранения результатов. Панель управления проектом позволяет редактировать компоненты задания (кроме нейронной сети), управлять процессом обучения и контролировать результаты обучения сети. Также присутствуют возможности сохранения и загрузки заданий и готовых сетей. Отдельно отмечу наличие опции сохранения результатов. Если в проекте имеется загруженная / созданная сеть и загружен массив исходных данных то по параметрам сети происходит расчет и выгрузка результатов во внешний файл (таблицу значений или книгу Excel). Аналогично можно узнать результаты возвращаемые сетью для любого набора интерактивно введенных аргументов.

2. Редактор нейронной сети (многослойного персептона). Дает возможность создавать и редактировать нейронную сеть. Визуально сеть отображается в виде структуры из разноцветных шаров. Зеленые шары - входные ядра, красные - выходные, а желтые - ядра внутренних слоев. Имеется возможность устанавливать количество слоев и ядер в них. Для загруженных заданий и сетей, а также в случае, когда для обучения проекта уже были загружены данные, количество входных и выходных ядер принимается равным количеству существующих аргументов и результатов. При нажатии кнопки "Сохранить сеть" происходит сохранение сети в параметрах обработки и инициализация начальных весов ребер случайным образом. То есть даже если мы не изменяли структуру сети ее можно очистить от результатов предыдущего обучения заново сохранив в редакторе.

3. Подсистема анализа хода обучения . Подсистема очень проста и представляет собой график, демонстрирующий ход обучения сети в данном проекте. Шаг сбора статистики и общее число шагов обучения настраиваются в "Панели управления проектом". Статистику нельзя видеть в real time по ходу обучения. Она является такой же составной частью проекта, как сеть и массивы данных для обучения и будет обновлена и записана в проект по завершению обучения вместе с новыми параметрами сети. Соответственно если в загруженном проекте при предыдущем обучении была включена опция ведения статистики то просмотр графиков ошибок аппроксимации доступен сразу после загрузки задания (проекта).

4. Модуль обработки . Модуль обработки я также выделяю в отдельную подсистему из-за наличия экспортных функций и процедур, позволяющих проводить обучение сетей и получать результаты расчетов из сети, используя внешние вызовы. Собственно для меня эти функции и являются самыми важными в разработке. Файл со спецификацией проекта прилагается и любой проект, созданный любым способом в соответствии с данной спецификацией может быть обучен, и может быть получен нужный результат из созданной в соответствии со спецификацией сети. Но так как на практике создание, редактирование и обучение сетей довольно трудоемкий и творческий процесс, то визуальные редакторы и панель управления - вполне логичный шаг для упрощения и повышения качества работы. Но еще раз повторюсь - в теории можно было бы обойтись без них, так как модуль обработки представляет собой полностью достаточный функционал для работы с готовыми заданиями и сетями. Остальные подсистемы это лишь мой вариант дизайна кухни для их приготовления.

Теперь немного расскажу о параметрах сети и о процессе обучения.

Среди множества активационных функций нейронов для данного проекта я выбрал логистический сигмоид Ферми. Самая популярная функция в нейронных сетях и (если понимаете в чем суть обучения) очень просто дифференцируема.

Алгоритм обучения - обратное распространение ошибки. За подробностями, если интересно, к Google.

Норма скорости обучения - адаптивная. На страте принимается значение, указанное в параметрах, но по ходу обучения скорость обучения может меняться. Принцип модификации скорости состоит в том, что в случае когда между шагами обучения направление градиента для ребра сети не меняется скорость обучения умножается на коэффициент К>1, а в случае изменения знака градиента множитель К становится <1. Таким образом, норма обучения хотя и остается важнейшим параметром обучения, но ее неправильный выбор может быть в значительной степени скорректирован модификаторами.

Обучающая выборка . Все переданные в качестве аргументов и результатов данные рандомно делятся перед началом обучения на 3 части (Тренировочная, Тестовая и Верификационная) в соотношении 7:2:1. Причем этот рандом каждый раз разный и данные делятся перед каждым циклом обучения. В итоге Вы видите картину, что при запуске второго (третьего и т.д.) цикла обучения одного и того же проекта ошибки аппроксимации могут на первых шагах резко просесть или подскочить. Это не от того что была взята не та сеть - просто новый рандом выборок и новые значения ошибок.

Что же это за выборки? Тренировочная - понятно. Тестовая - не участвует прямо в обучении, но ее ошибка видна в процессе. Судя по значению тренировочной ошибки, а точнее видя ее динамику в сравнении с ошибкой тренировки можно судить о том не переучена ли сеть (ошибки расходятся) и вообще насколько адекватно данным построена модель сети.

Верификационная выборка - не видна пользователю до самого конца обучения. Так как в процессе обучения мы можем следить за тестовой выборкой, то она тоже косвенно является объектом обучения. В данном случае верификация - финальный и самый непредвзятый судья качества получившейся сети.

Классический пример переучившейся сети это когда ошибки тренировки и теста сначала снижаются, а потом расходятся и ошибка теста бесконечно возрастает. Сеть, возможно, сумела "запомнить" всю тренировочную выборку и теперь подстраивается не под обобщающие характеристики всей выборки, а "шлифует" только тренировочные данные. Как правило это случается когда исходная выборка слишком мала или слишком однородна и / или количество внутренних слоев и нейронов при этом слишком велико.

Теперь о способах запуска процесса обучения из формы обработки. Их всего 3:

1. Обычный запуск процесса. Стартуем обучение в текущем сеансе и ждем окончания. Так как до окончания вызова сервера ничего на клиент вернуть нельзя - ждем и надеемся, что все будет хорошо.

2. Запуск через фоновое задание из внешней обработки. Думаю, что здесь все более или менее понятно. Естественно, что обработка должна быть зарегистрирована в справочнике дополнительных отчетов и обработок и в конфигурации должна присутствовать БСП версии не ниже 1.2.1.4. В этом случае у меня все прекрасно работает.

3. Запуск через фоновое задание обработки конфигурации. Это если Вам так понравится обработка, что Вы начнете ее регулярно использовать и встроите в конфигурацию. Здесь, конечно, можно было бы рекомендовать Вам сделать запускающий фоновое задание допил, но можно попробовать и через БСП. Вот только версия должна быть даже не знаю уже какая, но довольно свежая.

Варианты с запуском в фоновом задании наиболее удобны и информативны, так как на форме все-таки что-то можно еще делать, да и информация по ходу обучения периодически обновляется за счет получения и обработки сообщений от фонового задания.

Пару слов скажу еще об опции предварительного обучения. Не буду давать ссылку на умную статью, где доказывается, что предварительный подбор весов нейронных синапсов дает существенный прирост в качестве и сокращение времени обучения сети. Скажу лишь что поверил уважаемым кандидатам наук на слово. Написал блок предварительного подбора и оценки начальных весов и... существенного прогресса не заметил. Здесь уж или лыжи не едут или со мной не все так как нужно, но опцию сохранил. Можете пользоваться перед началом обучения новой сети, а можете не пользоваться.

Что в приложенном архиве? Описание состава проекта сети (спецификация) для самостоятельной разработки проектов (MS Word ), демо-файлы проекта и сети, а также набор из 2-х файлов демо данных. Данные - это таблицы значений с наборами аргументов и результатов.

Обработка выложена отдельным файлом для удобства обновления и замены новыми версиями. Самая важная часть дополнительных материалов - спецификация проекта сети содержится в справке обработки, так что в принципе можно скачивать только саму обработку для экономии $ m . Функционал и документацию при этом Вы получите в полном объеме.

На этом, думаю, стоит заканчивать. Текста и так получилось многовато. Естественно, что по ходу использования обработки на конкретных данных и реальных примерах, у Вас будет возникать множество вопросов и замечаний. Основные ответы и советы приведены выше - то есть сначала внимательно читаем описание. Есть также справка в главной форме обработки. Ее тоже можно почитать. Ну а для всего остального, что не описано или не понятно - комменты.

В последнее время решений с использованием нейронных сетей становится весьма немало: приложения, сервисы, программы используют такого рода сети для ускорения решения различных задач. Но что же представляет из себя нейронная сеть? Редакция AIN.UA решила разобраться что это за популярная технология, откуда она взялась и как работает.

Назвать нейросети свежим технологическим веянием сложно. Первые поиски научной мысли в этой области датируются серединой XX века, когда ведущие умы эпохи решили, что неплохо было бы соорудить компьютер, основываясь на естественных достижениях матушки-природы. В частности, скопировав некоторые принципы работы человеческого мозга.

Создание технического аналога нашего природного биокомпьютера проходило непросто, переживая периоды повышенного интереса и упадка. Это объясняется тем, что уровень технического прогресса 1950-х, когда все началось, не поспевал за полетом научной мысли: устройство первых нейросетей не позволяло полностью им раскрыть свой потенциал.

И как же оно работает

Среднестатистический мозг человека состоит приблизительно из 86 миллиардов нейронов, связанных в единую систему для принятия, обработки и дальнейшей передачи данных. В этой сети каждый нейрон выступает чем-то вроде микропроцессора к которому тянутся дендриты — отростки для принятия импульсов. Также есть выход в виде аксона, который передает полученные импульсы другим нейронам.

Искусственно созданная нейросеть (ИНС) имитирует процесс обработки информации биологического аналога и представляет собой массив минипроцессоров, разделенный на три группы:

  • Точки входа (сенсоры) — нейроны, через которые в ИНС поступает информация для обработки.
  • Точки выхода (реагирующие) — нейроны, через которые ИНС выдает конечный результат.
  • Скрытые нейроны (ассоциативные) — рабочий массив нейронов, расположенный между точками входа и выхода.

Основная работа по обработке информации происходит на уровне скрытых (ассоциативных) нейронов. Их массив упорядочен в несколько слоев и чем больше их, тем более точную обработку данных в состоянии произвести ИНС.

Схема перцептрона — простейшей однослойной нейросети

Запрограммировать нельзя обучить

Характерной особенностью нейросетей является тот факт, что их не программируют, а обучают. Исходя из этого, ИНС делятся на три категории — обучаемые, самообучающиеся, а также ИНС смешанного типа.

Обучаемая нейросеть, как познающий мир ребенок, постоянно требует к себе пристального внимания и фидбека от своего создателя. Работая с ней, исследователь предоставляет ИНС массив данных, после чего предлагает ей решить задачу с предопределенным ответом. Оба решения — изначально верное и предложенное нейросетью, сравниваются. Если разница между ними превышает допустимый коэффициент ошибки, исследователь проводит корректировку нейросети, после чего процесс обучения возобновляется.

Самообучаемые ИНС познают мир без репетиторов, используя для своего обучения заданный алгоритм. Получив задачу, нейросеть сама ищет ответ, фиксирует допущенные ошибки и, при необходимости, «откатывается» по цепочке ассоциативных нейронов до последнего верного шага, чтобы начать заново.

На видео ниже — результат 24-часового самообучения ИНС игре в Super Mario, где перед ней была установлена цель достичь максимального количества очков, которые начисляются во время перемещения по уровню. Чем дальше удалось ей пройти — тем выше был финальный балл. В качестве входов исследователь использовал элементы карты и противников, а в качестве выходов — доступные игроку действия.

А вот эта же, немного адаптированная ИНС осваивается за рулеем другой игры — Mario Kart.

Вы и сами можете попробовать себя в роли испытателя нейросети при помощи простой, имитирующей движение автомобилей с автопилотом. Машинки движутся под управлением двух нейросетей и подчиняются базовым правилам — продолжать движение вперед и избегать столкновения.

Ваша задача — создавать для них препятствия и смотреть, как автопилот успешно с ними справляется, а также морально готовиться к появлению похожих беспилотников от Uber и конкурирующих компаний на улицах своего города.

В основе всего — алгоритмы, созданные природой

Говоря о нейросетях и их обучении, нельзя не упомянуть такое природное явление, как муравьиный алгоритм, увидеть который вы можете буквально во дворе собственного дома.

При перемещении в поисках пищи от гнезда и обратно муравьи постоянно ищут максимально эргономичный путь, а в случае возникновения помех адаптируют свой маршрут под изменившуюся ситуацию. Во время движения муравей оставляет за собой след из специального феромона. Последующие охотники за едой идут по оставленному первопроходцем маршруту, также насыщая его биологическим «маячком».

Предположим, что на пути к еде у муравьев находится преграда, которую можно обойти с правой или с левой стороны. С левой стороны расстояние до источника пищи короче. Несмотря на то, что при первых итерациях муравьи будут проходить по обе стороны преграды, насыщение левой феромоном будет происходить быстрее за счет краткости дистанции.

Что это значит? На более поздних итерациях левый маршрут, как наиболее эргономичный станет единственным использующимся при движении муравьев-добытчиков. Схожим образом происходит и процесс обучения в искусственной нейросети.

Почему ИНС — это все же не ИИ

Насколько бы «умна» не была нейросеть — она остается не искусственным интеллектом, а инструментом для задач по классификации данных. Нас, конечно, может поражать, как поисковик распознает определенную комбинацию слов, а после, на ее основании, подбирает изображения с нужными нам котиками, однако это не результат умственной деятельности нейрокомпьютера, а всего лишь синергия нескольких классификаторов.

Сеть нейронов в человеческом мозге, несмотря на упорную веру каждого старшего поколения в деградацию младшего, остается намного сложнее, чем формальная структура ИНС, а также за счет огромного числа и вариативности связей способна решать задачи нестандартным путем, вне очерченных правилами и формулами паттернов.

Говоря проще, Александр Македонский и сейчас смог бы разрубить Гордиев узел. А нейросеть — нет.

Ранее AIN.UA сообщал о немецком художнике, который разработал принт для одежды, призванный защитить людей от распознавания лиц через нейросети.

Если вы хотите получать новости на Facebook, нажмите «нравится»

Искусственная нейронная сеть — совокупность нейронов, взаимодействующих друг с другом. Они способны принимать, обрабатывать и создавать данные. Это настолько же сложно представить, как и работу человеческого мозга. Нейронная сеть в нашем мозгу работает для того, чтобы вы сейчас могли это прочитать: наши нейроны распознают буквы и складывают их в слова.

Искусственная нейронная сеть - это подобие мозга. Изначально она программировалась с целью упростить некоторые сложные вычислительные процессы. Сегодня у нейросетей намного больше возможностей. Часть из них находится у вас в смартфоне. Ещё часть уже записала себе в базу, что вы открыли эту статью. Как всё это происходит и для чего, читайте далее.

С чего всё началось

Людям очень хотелось понять, откуда у человека разум и как работает мозг. В середине прошлого века канадский нейропсихолог Дональд Хебб это понял. Хебб изучил взаимодействие нейронов друг с другом, исследовал, по какому принципу они объединяются в группы (по-научному - ансамбли) и предложил первый в науке алгоритм обучения нейронных сетей.

Спустя несколько лет группа американских учёных смоделировала искусственную нейросеть, которая могла отличать фигуры квадратов от остальных фигур.

Как же работает нейросеть?

Исследователи выяснили, нейронная сеть - это совокупность слоёв нейронов, каждый из которых отвечает за распознавание конкретного критерия: формы, цвета, размера, текстуры, звука, громкости и т. д. Год от года в результате миллионов экспериментов и тонн вычислений к простейшей сети добавлялись новые и новые слои нейронов. Они работают по очереди. Например, первый определяет, квадрат или не квадрат, второй понимает, квадрат красный или нет, третий вычисляет размер квадрата и так далее. Не квадраты, не красные и неподходящего размера фигуры попадают в новые группы нейронов и исследуются ими.

Какими бывают нейронные сети и что они умеют

Учёные развили нейронные сети так, что те научились различать сложные изображения, видео, тексты и речь. Типов нейронных сетей сегодня очень много. Они классифицируются в зависимости от архитектуры - наборов параметров данных и веса этих параметров, некой приоритетности. Ниже некоторые из них.

Свёрточные нейросети

Нейроны делятся на группы, каждая группа вычисляет заданную ей характеристику. В 1993 году французский учёный Ян Лекун показал миру LeNet 1 - первую свёрточную нейронную сеть, которая быстро и точно могла распознавать цифры, написанные на бумаге от руки. Смотрите сами:

Сегодня свёрточные нейронные сети используются в основном с мультимедиными целями: они работают с графикой, аудио и видео.

Рекуррентные нейросети

Нейроны последовательно запоминают информацию и строят дальнейшие действия на основе этих данных. В 1997 году немецкие учёные модифицировали простейшие рекуррентные сети до сетей с долгой краткосрочной памятью. На их основе затем были разработаны сети с управляемыми рекуррентными нейронами.

Сегодня с помощью таких сетей пишутся и переводятся тексты, программируются боты, которые ведут осмысленные диалоги с человеком, создаются коды страниц и программ.

Использование такого рода нейросетей - это возможность анализировать и генерировать данные, составлять базы и даже делать прогнозы.

В 2015 году компания SwiftKey выпустила первую в мире клавиатуру, работающую на рекуррентной нейросети с управляемыми нейронами. Тогда система выдавала подсказки в процессе набранного текста на основе последних введённых слов. В прошлом году разработчики обучили нейросеть изучать контекст набираемого текста, и подсказки стали осмысленными и полезными:

Комбинированные нейросети (свёрточные + рекуррентные)

Такие нейронные сети способны понимать, что находится на изображении, и описывать это. И наоборот: рисовать изображения по описанию. Ярчайший пример продемонстрировал Кайл Макдональд, взяв нейронную сеть на прогулку по Амстердаму. Сеть мгновенно определяла, что находится перед ней. И практически всегда точно:

Нейросети постоянно самообучаются.

Благодаря этому процессу:

1. Skype внедрил возможность синхронного перевода уже для 10 языков. Среди которых, на минуточку, есть русский и японский - одни из самых сложных в мире. Конечно, качество перевода требует серьёзной доработки, но сам факт того, что уже сейчас вы можете общаться с коллегами из Японии по-русски и быть уверенными, что вас поймут, вдохновляет.

2. Яндекс на базе нейронных сетей создал два поисковых алгоритма: «Палех» и «Королёв». Первый помогал найти максимально релевантные сайты для низкочастотных запросов. «Палех» изучал заголовки страниц и сопоставлял их смысл со смыслом запросов. На основе «Палеха» появился «Королёв». Этот алгоритм оценивает не только заголовок, но и весь текстовый контент страницы. Поиск становится всё точнее, а владельцы сайтов разумнее начинают подходить к наполнению страниц.

3. Коллеги сеошников из Яндекса создали музыкальную нейросеть: она сочиняет стихи и пишет музыку. Нейрогруппа символично называется Neurona, и у неё уже есть первый альбом:

4. У Google Inbox с помощью нейросетей осуществляется ответ на сообщение. Развитие технологий идет полный ходом, и сегодня сеть уже изучает переписку и генерирует возможные варианты ответа. Можно не тратить время на печать и не бояться забыть какую-нибудь важную договорённость.

5. YouTube использует нейронные сети для ранжирования роликов, причём сразу по двум принципам: одна нейронная сеть изучает ролики и реакции аудитории на них, другая проводит исследование пользователей и их предпочтений. Именно поэтому рекомендации YouTube всегда в тему.

6. Facebook активно работает над DeepText AI - программой для коммуникаций, которая понимает жаргон и чистит чатики от обсценной лексики.

7. Приложения вроде Prisma и Fabby, созданные на нейросетях, создают изображения и видео:

Colorize восстанавливает цвета на чёрно-белых фото (удивите бабушку!).

MakeUp Plus подбирает для девушек идеальную помаду из реального ассортимента реальных брендов: Bobbi Brown, Clinique, Lancome и YSL уже в деле.

Apple и Microsoft постоянно апгрейдят свои нейронные Siri и Contana.

Искусственная нейронная сеть

Пока они только исполняют наши приказы, но уже в ближайшем будущем начнут проявлять инициативу: давать рекомендации и предугадывать наши желания.

А что ещё нас ждет в будущем?

Самообучающиеся нейросети могут заменить людей: начнут с копирайтеров и корректоров. Уже сейчас роботы создают тексты со смыслом и без ошибок. И делают это значительно быстрее людей. Продолжат с сотрудниками кол-центров, техподдержки, модераторами и администраторами пабликов в соцсетях. Нейронные сети уже умеют учить скрипт и воспроизводить его голосом. А что в других сферах?

Аграрный сектор

Нейросеть внедрят в спецтехнику. Комбайны будут автопилотироваться, сканировать растения и изучать почву, передавая данные нейросети. Она будет решать - полить, удобрить или опрыскать от вредителей. Вместо пары десятков рабочих понадобятся от силы два специалиста: контролирующий и технический.

Медицина

В Microsoft сейчас активно работают над созданием лекарства от рака. Учёные занимаются биопрограммированием - пытаются оцифрить процесс возникновения и развития опухолей. Когда всё получится, программисты смогут найти способ заблокировать такой процесс, по аналогии будет создано лекарство.

Маркетинг

Маркетинг максимально персонализируется. Уже сейчас нейросети за секунды могут определить, какому пользователю, какой контент и по какой цене показать. В дальнейшем участие маркетолога в процессе сведётся к минимуму: нейросети будут предсказывать запросы на основе данных о поведении пользователя, сканировать рынок и выдавать наиболее подходящие предложения к тому моменту, как только человек задумается о покупке.

Ecommerce

Ecommerce будет внедрён повсеместно. Уже не потребуется переходить в интернет-магазин по ссылке: вы сможете купить всё там, где видите, в один клик.

Например, читаете вы эту статью через несколько лет. Очень вам нравится помада на скрине из приложения MakeUp Plus (см. выше). Вы кликаете на неё и попадаете сразу в корзину. Или смотрите видео про последнюю модель Hololens (очки смешанной реальности) и тут же оформляете заказ прямо из YouTube.

Едва ли не в каждой области будут цениться специалисты со знанием или хотя бы пониманием устройства нейросетей, машинного обучения и систем искусственного интеллекта. Мы будем существовать с роботами бок о бок. И чем больше мы о них знаем, тем спокойнее нам будет жить.

P. S. Зинаида Фолс - нейронная сеть Яндекса, пишущая стихи. Оцените произведение, которое машина написала, обучившись на Маяковском (орфография и пунктуация сохранены):

« Это »

это
всего навсего
что-то
в будущем
и мощь
у того человека
есть на свете все или нет
это кровьа вокруг
по рукам
жиреет
слава у
земли
с треском в клюве

Впечатляет, правда?

Нейросети для чайников

Сегодня на каждом углу то тут, то там кричат о пользе нейросетей. А вот что это такое, действительно понимают единицы. Если обратиться за объяснениями к Википедии, голова закружится от высоты понастроенных там цитаделей ученых терминов и определений. Если вы далеки от генной инженерии, а путанный сухой язык вузовских учебников вызывает только потерянность и никаких идей, то попробуем разобраться сообща в проблеме нейросетей.

Если мозг человека состоит из нейронов, то условно договоримся, что электронный нейрон – это некая воображаемая коробочка, у которой множество входных отверстий, а выходное – одно.

Внутренний алгоритм нейрона определяется порядок обработки и анализа полученной информации и преобразования её в единый полезный ком знаний. В зависимости от того, насколько хорошо работают входы и выходы, вся система или соображает быстро, или, наоборот, может тормозить.

Важно

При написании первичного кода объяснять свои действия нужно буквально по пальцам. Если мы работаем, например, с изображениями, то на первом этапе значение для нас будет иметь её размер и класс. Если первая характеристика подскажет нам количество входов, то вторая поможет самой нейросети разобраться с информацией.

Нейросети: что это такое и как работает

В идеале, загрузив первичные данные и сопоставив топологию классов, нейросеть далее уже сама сможет классифицировать новую информацию. Допустим, мы решили загрузить изображение 3х5 пикселей. Простая арифметика нам подскажет, что входов будет: 3*5=15. А сама классификация определит общее количество выходов, т.е. нейронов. Другой пример: нейросети необходимо распознать букву “С”. Заданный порог – полное соответствие букве, для этого потребуется один нейрон с количеством входов, равных размеру изображения.

Как и в любом обучении, ученика за неправильный ответ нужно наказывать, а за верный мы ничего давать не будем. Если верный ответ программа воспринимает как False, то увеличиваем вес входа на каждом синапсе. Если же, наоборот, при неверном результате программа считает результат положительным или True, то вычитаем вес из каждого входа в нейрон. Начать обучение логичнее со знакомства с нужным нам символом. Первый результат будет неверным, однако немного подкорректировав код, при дальнейшей работе программа будет работать корректно. Приведенный пример алгоритма построения кода для нейронной сети называется парцетроном.

нейросети

Нейросети для чайников

Сегодня на каждом углу то тут, то там кричат о пользе нейросетей. А вот что это такое, действительно понимают единицы.

Пишем свою нейросеть: пошаговое руководство

Если обратиться за объяснениями к Википедии, голова закружится от высоты понастроенных там цитаделей ученых терминов и определений. Если вы далеки от генной инженерии, а путанный сухой язык вузовских учебников вызывает только потерянность и никаких идей, то попробуем разобраться сообща в проблеме нейросетей.

Чтобы разобраться в проблеме, нужно узнать первопричину, которая кроется совсем на поверхности. Вспоминая Сару Коннор, с содроганием сердца понимаем, что некогда пионеры компьютерных разработок Уоррен Мак-Каллок и Уолтер Питтс преследовали корыстную цель создания первого Искусственного Интеллекта.

Нейронные сети – это электронный прототип самостоятельно обучаемой системы. Как и ребенок, нейросеть впитывает в себя информацию, пережевывает её, приобретает опыт и учится. В процессе обучения такая сеть развивается, растет и может делать собственные выводы и самостоятельно принимать решения.

Если мозг человека состоит из нейронов, то условно договоримся, что электронный нейрон – это некая воображаемая коробочка, у которой множество входных отверстий, а выходное – одно. Внутренний алгоритм нейрона определяется порядок обработки и анализа полученной информации и преобразования её в единый полезный ком знаний. В зависимости от того, насколько хорошо работают входы и выходы, вся система или соображает быстро, или, наоборот, может тормозить.

Важно : Как правило, в нейронных сетях используется аналоговая информация.

Повторимся, что входных потоков информации (по-научному эту связь первоначальной информации и наш “нейрон” называют синапсами) может быть множество, и все они носят разных характер и имеют неравную значимость. Например, человек воспринимает окружающий мир через органы зрения, осязания и обоняния. Логично, что зрение первостепеннее обоняния. Исходя из разных жизненных ситуаций мы используем определенные органы чувств: в полной темноте на первый план выходят осязание и слух. Синапсы у нейросетей по такой же аналогии в различных ситуациях будут иметь разную значимость, которую принято обозначать весом связи. При написании кода устанавливается минимальный порог прохождения информации. Если вес связи выше заданного значения, то результат проверки нейроном положительный (и равен единице в двоичной системе), если меньше – то отрицательный. Логично, что, чем выше задана планка, тем точнее будет работа нейросети, но тем дольше она будет проходить.

Чтобы нейронная сеть работала корректно, нужно потратить время на её обучение – это и есть главное отличие от простых программируемых алгоритмов. Как и маленькому ребенку, нейросети нужна начальная информационная база, но если написать первоначальный код корректно, то нейросеть уже сама сможет не просто делать верный выбор из имеющейся информации, но и строить самостоятельные предположения.

При написании первичного кода объяснять свои действия нужно буквально по пальцам. Если мы работаем, например, с изображениями, то на первом этапе значение для нас будет иметь её размер и класс. Если первая характеристика подскажет нам количество входов, то вторая поможет самой нейросети разобраться с информацией. В идеале, загрузив первичные данные и сопоставив топологию классов, нейросеть далее уже сама сможет классифицировать новую информацию. Допустим, мы решили загрузить изображение 3х5 пикселей. Простая арифметика нам подскажет, что входов будет: 3*5=15. А сама классификация определит общее количество выходов, т.е. нейронов. Другой пример: нейросети необходимо распознать букву “С”. Заданный порог – полное соответствие букве, для этого потребуется один нейрон с количеством входов, равных размеру изображения.

Допустим, что размер будет тот же 3х5 пикселей. Скармливая программе различные картинки букв или цифр, будем учить её определять изображение нужного нам символа.

Как и в любом обучении, ученика за неправильный ответ нужно наказывать, а за верный мы ничего давать не будем. Если верный ответ программа воспринимает как False, то увеличиваем вес входа на каждом синапсе. Если же, наоборот, при неверном результате программа считает результат положительным или True, то вычитаем вес из каждого входа в нейрон. Начать обучение логичнее со знакомства с нужным нам символом. Первый результат будет неверным, однако немного подкорректировав код, при дальнейшей работе программа будет работать корректно.

Приведенный пример алгоритма построения кода для нейронной сети называется парцетроном.

Бывают и более сложные варианты работы нейросетей с возвратом неверных данных, их анализом и логическими выводами самой сети. Например, онлайн-предсказатель будущего вполне себе запрограммированная нейросеть. Такие проги способны обучаться как с учителем, так и без него, и носят название адаптивного резонанса. Их суть заключается в том, что у нейронов уже есть свои представления об ожидании о том, какую именно информацию они хотят получить и в каком виде. Между ожиданием и реальностью проходит тонкий порог так называемой бдительности нейронов, которая и помогает сети правильно классифицировать поступающую информацию и не упускать ни пикселя. Фишка АР нейросети в том, что учится она самостоятельно с самого начала, самостоятельно определяет порог бдительности нейронов. Что, в свою очередь, играет роль при классифицировании информации: чем бдительнее сеть, тем она дотошнее.

Самые азы знаний о том, что такое нейросети, мы получили. Теперь попробуем обобщить полученную информацию. Итак, нейросети – это электронный прототип мышлению человека. Они состоят из электронных нейронов и синапсов – потоков информации на входе и выходе из нейрона. Программируются нейросети по принципу обучения с учителем (программистом, который закачивает первичную информацию) или же самостоятельно (основываясь на предположения и ожидания от полученную информацию, которую определяет всё тот же программист). С помощью нейросети можно создать любую систему: от простого определения рисунка на пиксельных изображениях до психодиагностики и экономической аналитики.

нейронные сети,
методы анализа данных:
от исследований до разработок и внедрений

Главная
Услуги
Нейронные сети
базовые идеи
возможности
преимущества

Как использовать
программирование
точность решения
НС и ИИ
Программы
Статьи
Блог
Об авторе / контакты

Правильная постановка вопроса должна быть такой: как натренировать сою собственную нейросеть? Писать сеть самому не нужно, нужно взять какую-то из готовых реализаций, которых есть множество, предыдущие авторы давали ссылки. Но сама по себе эта реализация подобна компьютеру, в который не закачали никаких программ. Для того, чтобы сеть решала вашу задачу, ее нужно научить.

И тут возникает собственно самое важное, что вам для этого потребуется: ДАННЫЕ. Много примеров задач, которые будут подаваться на вход нейросети, и правильные ответы на эти задачи. Нейросеть будет на этом учиться самостоятельно давать эти правильные ответы.

И вот тут возникает куча деталей и нюансов, которые нужно знать и понимать, чтобы это все имело шанс дать приемлемый результат. Осветить их все здесь нереально, поэтому просто перечислю некоторые пункты. Во-первых, объем данных. Это очень важный момент. Крупные компании, деятельность которых связана с машинным обучением, обычно содержат специальные отделы и штат сотрудников, занимающихся только сбором и обработкой данных для обучения нейросетей. Нередко данные приходится покупать, и вся эта деятельность выливается в заметную статью расходов. Во-вторых, представление данных. Если каждый объект в вашей задаче представлен относительно небольшим числом числовых параметров, то есть шанс, что их можно прямо в таком сыром виде дать нейросети, и получить приемлемый результат на выходе. Но если объекты сложные (картинки, звук, объекты переменной размерности), то скорее всего придется потратить время и силы на выделение из них содержательных для решаемой задачи признаков. Одно только это может занять очень много времени и иметь гораздо более влияние на итоговый результат, чем даже вид и архитектура выбранной для использования нейросети.

Нередки случаи, когда реальные данные оказываются слишком сырыми и непригодными для использования без предварительной обработки: содержат пропуски, шумы, противоречия и ошибки.

Данные должны быть собраны тоже не абы как, а грамотно и продуманно. Иначе обученная сеть может вести себя странно и даже решать совсем не ту задачу, которую предполагал автор.

Также нужно представлять себе, как грамотно организовать процесс обучения, чтобы сеть не оказалась переученной. Сложность сети нужно выбирать исходя из размерности данных и их количества. Часть данных нужно отложить для теста и при обучении не использовать, чтобы оценить реальное качество работы. Иногда различным объектам из обучающего множества нужно приписать различный вес. Иногда эти веса полезно варьировать в процессе обучения. Иногда полезно начинать обучение на части данных, а по мере обучения добавлять оставшиеся данные. В общем, это можно сравнить с кулинарией: у каждой хозяйки свои приемы готовки даже одинаковых блюд.

Нейросети сейчас в моде, и не зря. С их помощью можно, к примеру, распознавать предметы на картинках или, наоборот, рисовать ночные кошмары Сальвадора Дали. Благодаря удобным библиотекам простейшие нейросети создаются всего парой строк кода, не больше уйдет и на обращение к искусственному интеллекту IBM.

Теория

Биологи до сих пор не знают, как именно работает мозг, но принцип действия отдельных элементов нервной системы неплохо изучен. Она состоит из нейронов - специализированных клеток, которые обмениваются между собой электрохимическими сигналами. У каждого нейрона имеется множество дендритов и один аксон. Дендриты можно сравнить со входами, через которые в нейрон поступают данные, аксон же служит его выходом. Соединения между дендритами и аксонами называют синапсами. Они не только передают сигналы, но и могут менять их амплитуду и частоту.

Преобразования, которые происходят на уровне отдельных нейронов, очень просты, однако даже совсем небольшие нейронные сети способны на многое. Все многообразие поведения червя Caenorhabditis elegans - движение, поиск пищи, различные реакции на внешние раздражители и многое другое - закодировано всего в трех сотнях нейронов. И ладно черви! Даже муравьям хватает 250 тысяч нейронов, а то, что они делают, машинам определенно не под силу.

Почти шестьдесят лет назад американский исследователь Фрэнк Розенблатт попытался создать компьютерную систему, устроенную по образу и подобию мозга, однако возможности его творения были крайне ограниченными. Интерес к нейросетям с тех пор вспыхивал неоднократно, однако раз за разом выяснялось, что вычислительной мощности не хватает на сколько-нибудь продвинутые нейросети. За последнее десятилетие в этом плане многое изменилось.

Электромеханический мозг с моторчиком

Машина Розенблатта называлась Mark I Perceptron. Она предназначалась для распознавания изображений - задачи, с которой компьютеры до сих пор справляются так себе. Mark I был снабжен подобием сетчатки глаза: квадратной матрицей из 400 фотоэлементов, двадцать по вертикали и двадцать по горизонтали. Фотоэлементы в случайном порядке подключались к электронным моделям нейронов, а они, в свою очередь, к восьми выходам. В качестве синапсов, соединяющих электронные нейроны, фотоэлементы и выходы, Розенблатт использовал потенциометры. При обучении перцептрона 512 шаговых двигателей автоматически вращали ручки потенциометров, регулируя напряжение на нейронах в зависимости от точности результата на выходе.

Вот в двух словах, как работает нейросеть. Искусственный нейрон, как и настоящий, имеет несколько входов и один выход. У каждого входа есть весовой коэффициент. Меняя эти коэффициенты, мы можем обучать нейронную сеть. Зависимость сигнала на выходе от сигналов на входе определяет так называемая функция активации.

В перцептроне Розенблатта функция активации складывала вес всех входов, на которые поступила логическая единица, а затем сравнивала результат с пороговым значением. Ее минус заключался в том, что незначительное изменение одного из весовых коэффициентов при таком подходе способно оказать несоразмерно большое влияние на результат. Это затрудняет обучение.

В современных нейронных сетях обычно используют нелинейные функции активации, например сигмоиду. К тому же у старых нейросетей было слишком мало слоев. Сейчас между входом и выходом обычно располагают один или несколько скрытых слоев нейронов. Именно там происходит все самое интересное.

Чтобы было проще понять, о чем идет речь, посмотри на эту схему. Это нейронная сеть прямого распространения с одним скрытым слоем. Каждый кружок соответствует нейрону. Слева находятся нейроны входного слоя. Справа - нейрон выходного слоя. В середине располагается скрытый слой с четырьмя нейронами. Выходы всех нейронов входного слоя подключены к каждому нейрону первого скрытого слоя. В свою очередь, входы нейрона выходного слоя связаны со всеми выходами нейронов скрытого слоя.

Не все нейронные сети устроены именно так. Например, существуют (хотя и менее распространены) сети, у которых сигнал с нейронов подается не только на следующий слой, как у сети прямого распространения с нашей схемы, но и в обратном направлении. Такие сети называются рекуррентными. Полностью соединенные слои - это тоже лишь один из вариантов, и одной из альтернатив мы даже коснемся.

Практика

Итак, давай попробуем построить простейшую нейронную сеть своими руками и разберемся в ее работе по ходу дела. Мы будем использовать Python с библиотекой Numpy (можно было бы обойтись и без Numpy, но с Numpy линейная алгебра отнимет меньше сил). Рассматриваемый пример основан на коде Эндрю Траска.

Нам понадобятся функции для вычисления сигмоиды и ее производной:

Продолжение доступно только подписчикам

Вариант 1. Оформи подписку на «Хакер», чтобы читать все материалы на сайте

Подписка позволит тебе в течение указанного срока читать ВСЕ платные материалы сайта. Мы принимаем оплату банковскими картами, электронными деньгами и переводами со счетов мобильных операторов.



Рекомендуем почитать

Наверх