Как быстро вырезать в Photoshop изображение любой сложности. Изменение цветового контраста

Помощь 11.07.2019
Помощь

Как часто вам требовалось вырезать объект с фотографии в Photoshop, чтобы наложить на другую или просто удалить текущий фон? В этой статье я расскажу о 4 способах выделения, каждый из которых будет лучше подходить для своего типа изображений.

В Photoshop очень много внимания уделяется инструментам выделения, некоторые из них работают довольно просто, другие имеют более сложные настройки и начинающему пользователю сложнее понять как они работают.

Например, предмет который находится на белом фоне, можно вырезать всего несколькими нажатиями мышкой. А как точно вырезать сложные элементы на темном фоне или кучерявые волосы человека? Стандартный инструмент лассо здесь не подойдет...

Конечно, существует гораздо больше способов вырезать объект с фотографии, чем 4 описанные мною. На мой взгляд это самые удобные, каждый из способов отличается принципом выделения и поэтому перед обработкой фото вы можете понять, какой из них будет лучше подходить для данного типа фотографии.

Если объект находится на белом фоне, можете попробовать выделение "волшебной палочкой ". Этот инструмент автоматически распознает пятна одного цвета и выделяет их.

Если выделение не захватило часть фона, то удерживая клавишу SHIFT можно добавить кусок к выделенной области. Чем больше чувствительность волшебной палочки, тем больше она "хватает".

Если фон не однородный и на нем присутствует много других деталей, но видна четкая граница между предметом и фоном, то можно использовать инструмент "магнитное лассо ". Линия этого лассо залипает или примагничивается к краю предмета, достаточно только вести курсор по контуру.

Для этого способа возьмите кисть черного цвета и перейдите в режим быстрой маски. Рисуя черной кистью предмет закрашивается в красный цвет. Не закрашенное станет выделенным при нажатии снова на режим быстрой маски.

Основное преимущество это способа в возможности не только закрашивать, но и стирать красную область (белой кистью). А изменяя параметры кисти, можно получать выделение с жесткими и мягкими границами.

Удобно использовать если предмет имеет местами четкие грани, местами размытые контуры.

3. Вытирание фона ластиком

Преобразовав фон в слой, инструментом "ластик " стирайте все, что вам не нужно. Данный способ пригодится при монтаже на другой фон, когда не ясно что должно остаться, а что нет.

Инструмент "ластик" тоже имеет дополнительные преимущества. Например, иметь разную прозрачность и разную мягкость кисти. Но в отличие от предыдущего способа не позволяет вернуть стертое.

Поэтому, если вам нужно страховка, используйте инструмент быстрой маски, а еще лучше .

Вырезать волосы от фона вручную очень сложно, особенно такие кучерявые локоны как на фотографии. Создайте сначала дубликат слоя, который будем преобразовывать. Повысив контраст между фоном и предметом с помощью уровней (CTRL+L), становится легче выделить их автоматическим способом.

Волосы стали темнее, а фон светлее. Но лицо осталось светлым, лучше его закрасить тоже черной кистью, чтобы выделить только фон.

Нажмите - Выделение/Цветовой диапазон... Теперь отрегулируйте чувствительность, как показано на рисунке ниже. Нажмите ОК. Выделение загрузилось.

Дубликат слоя уже не нужен, удалите его.

Это последний и самый интересный способ выделения. Чтобы качественно вырезать объект в Photoshop, можно использовать все описанные способы выделения, а иногда нужно умело сочетать их для хорошего результата.

ВИДЕО УРОК. Подробнее о четырех способах вырезания объекта в Photoshop:

(Visited 100 893 times, 116 visits today)

Убираем зеркальное отражение на стеклянном предмете в Photoshop


ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩИМ ФОТОШОПЕРАМ

Удивительно простой, но эффективный способ вырезания сложного объекта

После просмотра этого урока по работе с фотошопом , Вы узнаете крайне эффективный и в такой же степени простой способ вырезания сложных объектов, таких как волосы, шерсть животных или ветки деревьев, с окружающего их фона и переноса на новый фон. Недостаток этого метода заключается в том, что вырезаемый объект должен иметь достаточный контраст с окружающим его фоном.

Подобные публикации:





Откроем исходное изображение. Если выделять эти веточки инструментом "Лассо", "Волшебной палочкой", "Цветовым диапазоном" или любыми другими инструментами выделения, мы или потеряем огромное количество времени, или получим неудовлетворительное выделение с потерей многих деталей. Давайте научимся выделять такой объект очень быстро и эффективно.

Определим наиболее контрастный канал. Посмотрите, как выглядят каналы. Несомненно, самым контрастным является синий канал. В дальнейшем можно и не заглядывать в палитру "Каналы". А как же тогда определить наиболее контрастный канал? Очень просто. Раз ветки деревьев окружает небо в основном синего цвета, то самым контрастным будет синий канал, в чём мы убедились, просматривая каналы.



Разблокируем основной слой. Для чего два раза левой кнопкой мыши щёлкнем по слою, появится окно "Новый слой", в котором ничего не меняем, а просто нажимаем "Да".

В палитре "Слои" щёлкаем по второй слева иконке и в раскрывшемся списке выбираем "Параметры наложения".

В поле "Наложить, если:" выбираем самый контрастный, т.е. синий канал, передвигаем правый верхний ползунок влево до тех пор, пока небо полностью не исчезнет с фотографии. Нажимаем и удерживаем клавишу Alt, щёлкаем по этому же ползунку, он раздваивается. Левую его часть передвигаем влево - смягчаем переход от веток к фону.

Вот что у меня получилось. По моему просто великолепно!

Проверим качество вырезания. Создадим в палитре "Слои" новый слой, для чего щёлкнем по второй справа иконке и переместим его ниже слоя с веткой. Выберем в качестве цвета переднего плана белый цвет (нажмите клавиши D, а затем Х) и нажмём сочетание клавиш Alt+Backspace(заливаем новый слой белым цветом).

Посмотрите что получилось - следа синего неба нет вообще! (для большей наглядности я увеличил масштаб изображения).

Сравните изображение дерева до, и после обработки фотографии в фотошопе .

Вырезать, отделить или извлечь что-либо в каком бы то ни было графическом редакторе, - все это, по сути, синонимы одной процедуры, которая заканчивается изоляцией выделенного объекта. Поэтому такие задачи, как вырезать объект в "Фотошопе" или отделить предмет от фона, практически сводятся к выделению. Изоляция выделенной области не составит особого труда, если не считать таковой копирование выделения на новый слой (Ctrl+J) или перетаскивание вырезанного фрагмента на другой документ. В последнем случае важно не забыть нажать на кнопку инструмента "Перемещение" в самом верху панели инструментов.

Выделение выполняют либо вручную, когда контур обводят пером, кистью или "набрасывают лассо", либо автоматически, используя "Волшебную палочку" или "Волшебный ластик". Кроме того, для выделения используют цветовые каналы, маски, некоторые фильтры и даже специальные плагины.

Выделение простых объектов

Выбор инструмента зависит от сложности контура выделяемого предмета. Например, проблему с тем, как вырезать лицо в "Фотошопе" (если оно не очень "помято"), можно решить, применив для выделения обычное или прямолинейного (Polygonal) "Лассо", или "Быструю маску", или "Перо" (очень трудоемко).

Если с лассо все понятно, то при использовании быстрой маски (Quick selection tool), кнопка вызова которой расположена в самом низу панели инструментов, есть некоторые нюансы.

Быстрая маска

Во-первых, можно полностью закрасить лицо черной кистью, либо, подобрав размер, аккуратно обвести контур, залив его затем черным из ведерка (инструмент "Заливка"). Погрешности поправляются белой кистью.

Нанеся маску, снова щелкаем по кнопке быстрой маски - и выделение готово. Но отмечено не лицо, а все то, что вне маски, поэтому выделение нужно инвертировать (Выделение > Инверсия) и перенести на новый слой (Ctrl+J) или перетащить в другой документ. Можно обойтись и без инверсии, просто удалив выделенный фон, а затем с помощью инструмента "Рамка" (Crop Tool) обрезать изображение до нужных размеров.

Быстрое выделение

Лицо мы вырезали, но если кому-то интересно, как вырезать человека в "Фотошопе" целиком (а это тоже несложная задача), следует знать, что в этом случае оптимальным вариантом для выделения представляется напарник "Волшебной палочки" - инструмент "Быстрое выделение" (Quick Selection).

Этот инструмент обладает собственной кистью с настраиваемыми параметрами, которая, анализируя под собой заданный при щелчке мышью цвет, по мере перемещения вдоль контура автоматически выделяет смежные цвета. Чем контрастнее граница между фигурой человека и фоном, тем лучше результат.

Лассо с магнитом

Хорошо справится с фигурой человека и "Магнитное лассо" (Magnetic Lasso), которое распознает линию максимального отличия в контрасте, яркости или цвете, и буквально прилипает к ней, так что справиться с такой простой задачей, как вырезать объект в "Фотошопе", подобному лассо просто, особенно если граница между предметом и фоном достаточно контрастная.

Выделение сложных объектов

Рассмотренные выше средства можно использовать и для объектов со сложными контурами, но для таких случаев чаще применяют инструмент "Перо", цветовые каналы или, что еще лучше, команду "Извлечь" (Extract) в меню "Фильтр" (Filter). Если у кого-то нет такого фильтра, его можно запросто скачать в сети, уложив затем файл в папку Plugins установочного пакета программы.

Как вырезать изображение в "Фотошопе"? Для этого часто используют инструмент "Свободное перо" (Freeform Pen), которым обводят контур, как карандашом, но для сложных объектов лучше использовать простое.

Создав (и обязательно замкнув) контур объекта, по нему щелкают правой кнопкой и выбирают команду "Образовать выделенную область", после чего вам предложат указать радиус растушевки и функцию сглаживания, а если открыть панель контуров (Окно > Контуры), можно будет выбрать "Загрузить контур как выделенную область" без всяких условий, щелкнув по иконке с пунктирным кружочком.

Особое выделение

Некоторые пользователи, в том числе и профессионалы высокого полета, решая вопросы с тем, как вырезать в "Фотошопе" что-либо, независимо от сложности извлекаемого объекта, остаются верными инструменту "Перо" (Pen Tool).

Создав из последовательно проставляемых опорных точек замкнутый контур предмета, по нему щелкают правой кнопкой мыши и выбирают команду "Образовать выделенную область", затем, выставив (если нужно) радиус растушевки, жмут OK.

Самое главное преимущество "Пера" - его высокая точность, поскольку этот инструмент умудряется выбирать часть пикселя, избавляя последующее выделение от зубчатых краев. "Перо" просто делает прозрачной часть пикселя вне выделения.

Указанным инструментом, конечно, можно выделить все, хватило бы терпения и умения, тем более что для точного оконтуривания можно увеличивать изображение по максимуму. Но если вы озабочены тем, как вырезать волосы в "Фотошопе", лучше инструмента, чем фильтр Extract, не найти, хотя многие могут поспорить с этим утверждением.

Извлечение выделений

Заходим в меню "Фильтр" и щелкаем по строке Extract. В роскошном диалоговом окне фильтра выбираем слева вверху главный инструмент Edge Highlighter (наподобие фломастера) и обводим объект таким образом, чтобы интересующая нас граница оказалась внутри линии "фломастера", толщина которой (Brush Size) и цвет (Highlight) задаются на панели инструментов справа. Если ошиблись, поможет ластик (Eraser Tool), а также команда отмены действия (Ctrl+Z). Если поставить галочку в чекбоксе Smart Highlighting ("Хитроумное выделение"), программа станет точнее определять границу, да и линия будет тоньше. Но если вы задаетесь вопросом о том, как вырезать человека в "Фотошопе", это делать не обязательно.

Выполнив обводку, выбираем слева вверху "Ведерко" (Fill Tool). Щелкнув внутри контура, заливаем его краской, тем самым указывая программе, что именно нужно оставить, удалив остальное. Только после этого кнопка OK "оживет", и можно будет подтвердить завершение процедуры, а затем убедиться в безупречности результата.

Наверняка найдутся особо любознательные пользователи, которые могут задуматься над тем, как вырезать в "Фотошопе" сложный объект, не прибегая к помощи стандартных инструментов, и один из таких неординарных способов связан с цветовыми каналами.

Вырезаем с помощью цветовых каналов

Суть метода заключается в определении наиболее контрастного для выделяемого объекта канала (вкладка "Каналы"/Channels на панели слоев) и последующей обработке изображения с целью проявления мельчайших деталей контура.

Определив подходящий канал (часто это синий), нужный слой дублируют, а затем уже на копии (в зависимости от особенностей конкретного изображения) используют одну из корректирующих яркость функций ("Кривые", "Уровни", "Яркость/контраст") для получения максимально контрастной границы выделяемого объекта, предельно затемняя его (вплоть до черного) на усиленно осветляемом фоне. Можно использовать инструменты затемнения/осветления, а также черную и белую кисти для деталей.

Достигнув желаемого результата, щелкаем на слое дубликата канала по миниатюре изображения с клавишей Ctrl, переходим в режим RGB, возвращаемся на вкладку "Слои" к готовому выделению и удаляем фон (Delete). Можно под вырезанный объект подложить темный фон и поработать над контуром, перейдя в "Слои" и выбрав команду "Обработка слоев", где убрать кайму и удалить ореолы (черный или белый).

Вырезаем, уточняя край

Многие пользователи не зря интересуются, как вырезать в "Фотошопе CS6", потому что, начиная с версии CS5, редактор обжился потрясающей функцией "Уточнить край" (Refine Edge), которая доступна в меню "Выделение" при активном выделении объекта. Кроме того, вы увидите такую кнопку крайней справа на панели настроек, если включите любой из инструментов выделения.

Эта функция способна довести до ума любое выделение. Настройки "уточнителя" просты и понятны.

Выбрав на свой вкус вид (View) границы между фоном и объектом, переходим к настройкам ее обнаружения. Если выбрать "Умный радиус" (Smart Radius), программа сама разберется с характером выделения и откорректирует его по своим соображениям. В сложных случаях лучше положиться на интеллект "Умного радиуса", которого вполне хватает, чтобы легко решить вопрос о том, как вырезать изображение в "Фотошопе".

Ползунком настройки "Радиус" (Radius) определяется размер ширины зоны уточнения (в пикселях), которая зависит от разрешения картинки и детальности контура.

В группе настроек края (Adjust Edge) названия функций ("Сгладить"/Smooth, "Растушевка"/Feather, "Контрастность"/Contrast и "Сместить край"/Shift Edge) говорят сами за себя.

Уточняющие край инструменты ("Уточнить радиус/Refine radius toolи ластик "Стереть уточнение"/Erase Refinements Tool) открываются кнопкой с иконкой кисточки.

Проводим заостренной на нужный лад кисточкой по проблемному участку (недостаточно детализированному), и программа послушно разберется с ним, а если переусердствует, вмешается ластик.

В выпадающем списке "Вывод в" (Output To) нам предлагают выбрать удобный вид представления результата, но нас интересует вариант "Выделение", потому как вырезать в "Фотошопе" объект можно только предварительно его выделив.

Щелкнули OK, удалили фон (вырезали объект), положили на новую основу, а объект "украшен" неприглядной бахромой непонятной расцветки? Выделяем его снова (Ctrl+клик по миниатюре изображения), вызываем окно Refine Edge и выбираем "Очистить цвета" (Decontaminate Color). В ответ "Фотошоп" уберет (во всяком случае, постарается) цветную бахрому, перекрасив столько пикселей, сколько вы ему укажете ползунком "Эффект" (Amount).

Многие юзеры, которым нужно просто обрезать изображение, используют прямоугольное выделение или обтравочную маску, но это не самое рациональное решение, так как вырезать фото в "Фотошопе" можно с помощью инструмента кадрирования "Рамка" (Crop Tool), для чего он, собственно, и придуман.

Обрезаем по рамке

Включив инструмент кадрирования "Рамка" (Crop tool), на изображении растягивают мышкой рамку нужного размера и щелкают по галочке на панели настроек вверху справа (с подсказкой "Выполнить кадрирование") либо нажимают Enter. Рамка будет растягиваться из той точки, в которой вы щелкнете крестиком курсора. Затем ее можно растягивать/сжимать, взявшись мышкой за уголки или бока, но перемещать или наклонять не получится, зато можно двигать и вертеть само изображение.

Картинки для сайта

Одержимый желанием побыстрее создать свой собственный сайт, иногда пользователь не в силах устоять перед попавшимся потрясающим psd-макетом, скачивает его, с нетерпением открывает, и вдруг застывает в недоумении, обнаружив, что не знает, как вырезать в "Фотошопе" элементы дизайна.

Допустим, нам нужно вырезать прямоугольный объект (логотип, шапку, рисунок и т.д.). Если элемент состоит из двух и более слоев, выделяем их одновременно в палитре (с нажатой клавишей Ctrl), объединяем (Ctrl+E), а затем, включив инструмент "Прямоугольная область", аккуратно создаем вокруг объекта точное выделение.

Теперь идем в меню "Редактирование" и выбираем либо "Скопировать" (если один слой), либо "Скопировать совмещенные данные" (если слоев несколько). Далее создаем новый документ (Файл > Создать), переходим в "Редактирование" и щелкаем по строке "Вставить". Осталось выбрать "Сохранить для Web" и продолжить в том же духе.

Метод с использованием RGB каналов может не подойти к определённым изображениям.

Внизу страницы этого материала есть ряд ссылок на другие методы качественного выделения, которые рекомендуется знать для создания выделений любой сложности.


1. Открываем наше фото в Фотошопе.


2. Посмотрим, как выглядят на фото RGB – каналы ( (Окно - Каналы)).


Дело в том, что, как правило, выделять волосы, мех и т.п., такими средствами как , очень сложно. Поэтому, для выделения нашего объекта мы будем использовать другой метод и для этого нам надо определить, какой из каналов наиболее контрастный в отношении объекта выделения.


Сомнений нет - это синий канал :


3. Теперь создаем корректирующий слой: Channel Mixer (Микширование каналов):



4. В открывшемся окне ставим галку в поле – Monochrome (Монохромный) и движками Red – Green – Blue (Красный, Зеленый, Синий) добиваемся, чтобы объект был максимально близок к черному цвету, а все остальное заметно светлее.

Естественно максимально увеличиваем влияние синего канала , подвинув его ползунок сильно вправо. Двигая ползунки, особое внимание обратите на контуры объекта и на торчащие волосы. Надо постараться выставить такое сочетание ползунков, чтобы обозначился четкий контур объекта, и было видно максимальное количество торчащих волос:


5. Нажимаем Ctrl+A (Выделить все) и затем Shift+Ctrl+C (Скопировать совмещенные данные). Перейдите в окно каналов ( (Окно - Каналы)) и создайте новый альфа-канал , нажав внизу окна на иконку в виде прямоугольника с вписанным в него белым кругом:


6. Теперь выделяем альфа-канал и нажимаем Ctrl+V (Вставить), затем снимаем выделение, нажав Ctrl+D и открываем окно регулировки уровней ():

7. Двигая ползунки в окне регулирования уровней , добиваемся еще более контрастного соотношения, т.е., стремимся темное сделать черным , а светлое белым :


8. После того как вы закончили с уровнями, закрываем это окно и теперь ластиком убираем с белых участков все артефакты темного характера, черной закрашиваем на черных участках белые артефакты. Результат будет примерно следующий:


Теперь переходим в окно «Слои » () и удаляем корректирующий слой «Channel Mixer » (Микширование каналов):


10. А теперь нажимаем на клавиатуре кнопку «Delete » и (о чудо!) на фото пропадает фон и остается только наш объект:


Добавляем новый слой, нажав Ctrl+Shift+N :


12. Заливаем его черно-белыми полосами, как показано на изображении ниже:


13. После вырезания объекта, как правило, край его имеет контрастную окантовку, отличающуюся от объекта – светлую или темную. Эта окантовка обычно очень заметна и мешает вписаться объекту в другой фон.

Увеличим объект и посмотрим, есть ли у нас окантовка, и какая она. Лучше всего это определить в тех местах фото, где сделанный нами фон переходит из белого в черный:


14. Похоже, что преобладает светлый кант. Вот его мы и удалим.

В Фотошопе для этого есть инструмент:

(Слои - Обработка краев - Удалить черный ореол);

(Слои - Обработка краев - Удалить белый ореол);

Очевидно, что Remove Black Matte удаляет темный кант, а Remove White Matte – светлый, вот он нам как раз и нужен!


15. Но это еще не все. Идем дальше! Зальем опять подложку черным цветом. Выделяем объект, нажав и удерживая клавишу Ctrl и кликнем мышью на иконке слоя нашего объекта (в окне слои ), тем самым выделяем весь объект:


16. Теперь создадим маску , кликнув мышью на иконке (прямоугольник с вписанным в него белым кругом):


Изменение цветового контраста

Средствами черно-белой фотографии изменяют не только соотношение яркостей объектов. Среди них попадаются слабовидимые окрашенные следы рук, обуви, выцветшие или смытые записи или оттиски печатей, тексты, залитые или зачеркнутые чернилами или другими красителями, а также различные дописки или дорисовки в документах, слабо отличающиеся по цвету от штрихов основного текста. От черно-белых они отличаются различиями в цвете либо его оттенках, поэтому особенности их съемки состоят в выявлении и усилении незначительных цветовых различий. Этим и занимается специальный раздел контрастирующей фотографии - цветоразличительная фотография

Различаемость близких по окраске деталей характеризует цветовой контраст – зрительно воспринимаемое соотношение цветовых оттенков, обусловленных неодинаковым спектральным составом отраженного ими света. Максимальный цветовой контраст образуют основной и дополнительный к нему цветовые тона: К и Г, С и Ж, З и П. Иные соотношения цветовых тонов (например, К и 3, Г и С) дают меньший контраст, а при значениях меньше порогового не улавливаются зрением. Трудноразличимы цветовые оттенки красителей, близких по соотношению спектральных тонов к белому свету, а одноцветные чернила и пасты, состоящие из неодинаковых по химическому составу красителей, неразличимы для зрения.

Наглядным доказательством того, что документ выполнен неодинаковыми по цвету красителями, служит фотоснимок, на котором элементы записей имеют высокое различие в плотностях почернений либо в цвете.

Цветовой контраст изменяют для решения следующих задач:

– ослабления или исключения окрашенной детали на фоне объекта или ослабления мешающей окраски фона. При этом относительные яркости детали должны быть приближены к яркости фона:

– усиления окрашенной детали, например, слабовидимой записи, следа. Здесь независимо от окраски деталь должна наблюдаться и передаваться на снимке в глубоко темных тонах:

– разделения деталей, максимально усиливая одни окрашенные детали и одновременно ослабляя другие, например, при установлении дописок, исправлений в документе:

, ; или , .

Цветоразличительная фотография – это метод исследования, позволяющий преобразовывать незначительные различия в цветовых оттенках объекта в хорошо видимые различия яркостей объекта или плотностей почернения на черно-белых снимках.

Понятие эффективной зоны освещения . Изменение цветового контраста сводится к получению таких условий (наблюдения, съемки), при которых соотношение яркостей двух окрашенных деталей резко отличалось бы от соотношения яркостей тех же деталей, наблюдаемых в естественных условиях. Такие условия создает эффективное освещение, т. е. освещение определенного спектрального состава.

Эффективная зона освещения – это узкий участок спектра излучения источника (Δλ), который при воздействии на объект дает максимальное преобразование (усиление или ослабление) яркостей окрашенных деталей. Например, при красном неактиничном освещении деталь красного цвета сливается с фоном, а при синем освещении выглядит темной.

Зону эффективного освещения определяют, исходя из спектральных свойств красителя, выражаемых зависимостью (графиком) изменения коэффициента отражения (поглощения) от длины волны излучения. Наибольший эффект наблюдают в тех областях спектра, где соответствующие коэффициенты имеют максимальное или минимальное значения (рис. 153).

Ослабление цветового контраста наблюдается, если зона эффективного освещения приходится на максимум значения коэффициента отражения (рис. 153 а). Усиление цветового контраста достигается, если зона эффективного освещения выбирается в участках спектра с минимальными значениями коэффициента отражения (рис. 153 б). Для разделения двух близких по окраске деталей зоной эффективного освещения является участок спектра, где коэффициенты отражения (поглощения) имеют максимальное различие (рис. 153 в).

Определение зоны эффективного освещения состоит в оценке спектральных свойств красителя объекта. Чем точнее оценка, тем эффективнее процесс цветоразличения. Для оценки спектральных свойств объекта в криминалистике используют объективный (инструментальный), субъективный (визуальный) методы или устанавливая зону эффективного освещения экспериментально.

Рис. 154. Схемы двухлучевого спектрофотометра:

И - источник; О - объект; К - оптический клин; М - модулятор; Ф - монохроматор;

П - фотоэлектрический приемник излучения; У - усилитель;

Р - аналоговый цифровой анализатор

Инструментальный метод основан на использовании спектрофотометрических приборов, разлагающих отраженный или пропущенный деталями свет по спектру излучения и позволяющий получать зависимость этих величин от длины волны видимого света (рис. 154). В криминалистических подразделениях для изучения спектральных свойств объектов используются спектрофотометры марок СФ-10, СФ-18. Однако из-за малого объема материала (ширины штриха) они не нашли широкого распространения на практике.

Экспериментальным путем зону эффективного освещения подбирают, последовательно освещая объект излучениями различной длины волны или рассматривая его через светофильтры различных марок. Условия освещения, при которых наблюдается максимальное изменение цветового контраста, используют для цветоразличения.

При субъективной оценке спектральным прибором является глаз человека. Он хоть и различает множество цветовых оттенков, но с меньшей точностью. Для анализа цвета используют атласы цветов. По ним определяется образец, который близок по цветовому тону, насыщенности и светлоте оцениваемому объекту. Для этой же цели в криминалистике используют цветовой круг или цветовой треугольник – цветовые системы, у которых цветовые тона непрерывно переходят один в другой, как и в видимом солнечном спектре. У цветового треугольника на рис. 155 цветовые тона размещены по признаку цветового контраста: напротив основных цветовых тонов (красного, зеленого, синего) расположены дополнительные к ним (голубой, пурпурный, желтый).

При субъективной оценке цветового контраста по атласам используют следующие правила цветоразличения : для усиления цветового контраста подбирают зону эффективного освещения дополнительного цвета по отношению к окраске усиливаемой детали; ослабление цветового контраста осуществляют подбором зоны эффективного освещения того же цвета, что и цвет ослабляемой детали; для разделения двух близких по окраске деталей зона эффективного освещения должна быть дополнительного цвета к окраске одной из них и одновременно близка по цвету к другой.

Более точно спектральные свойства объекта оценивают по цветовому графику, принятому в Международной колориметрической системе (МКС). Он позволяет выражать цветовые оттенки объекта через доминирующую длину волны монохроматического излучения, соответствующего их цветовому тону (см. рис. 156).

Криволинейную часть графика образуют цветовые тона излучений видимого спектра от 400 до 700 нм, а прямолинейную – неспектральные пурпурные тона, получаемые смешением излучений 400 и 700 нм в различных пропорциях. Насыщенность цветовых тонов снижается к центру графика – области белых цветов. Зону эффективного освещения подбирают, сравнивая цветовые оттенки объекта с эталонными внутри графика. Необходимую для цветоразличения область спектра устанавливают, проводя прямую линию через участок, равноценный по цветовому тону и насыщенности детали объекта (К), и центр графика (область белых цветов – точка Е) до пересечения с кривой (прямой) графика. Точки пересечения (М и N) дают области эффективного освещения для ослабления цветового контраста с одной стороны и его усиления – с другой.

Рис. 156. Цветовой график в Международной колориметрической системе (МКС)

Средства выделения зоны эффективного освещения . Изменение цветового контраста осуществляется тем успешнее, чем более узкая зона эффективного освещения используется для цветоразличительной съемки. Из спектра излучения источников ее выделяют посредством спектральных приборов, светофильтров, фотоматериалов, чувствительных к определенной части спектра, а также с помощью источников света, дающих линейчатый спектр, например, линии ртути: 404, 436, 491, 546, 578, 691 нм.

Наиболее узкие участки спектра «вырезаются» спектральными приборами - монохроматорами (рис. 157), однако они создают невысокую освещенность, а размеры освещаемых участков объекта очень малы. Для освещения больших площадей применяют специальные диффузоры, рассеивающие выходящий из монохроматора пучок света, а также приспособления для перемещения светового луча по поверхности объекта (рис. 158).

Рис. 157. Принципиальная схема монохроматора: Л - источник света;

К - конденсор; Щ 1 - щель; О 1 - иллюминатор; Д - диспергирующее

устройство; О 2 - объектив; Щ 2 - выходная щель

Для выделения эффективной зоны освещения при цветоразличении используются светофильтры. По принципу действия их делят на абсорбционные и интерференционные.

Наиболее эффективны здесь интерференционные светофильтры. Направляя световой поток перпендикулярно плоскости различных по окраске светофильтров, получают монохроматическое излучение со строго определенной длиной волны. Так, например, интерференционные светофильтры (синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый и красный) поворотного интерференционного монохроматора МИП-1 (МИП-2), входящего в комплект поляризационных микроскопов типа «Полам», позволяют выделить зону эффективного освещения с длиной волны соответственно 438, 486, 520, 589, 603, 700±3 нм. С изменением направления светового потока относительно плоскости светофильтра в пределах от 0 до 35º плавно изменяется и зона эффективного освещения в видимом диапазоне от 400 до 700 ни.

Абсорбционные светофильтры пропускают (поглощают) лучи различных зон видимого спектра избирательно. Для цветоразличительной съемки они подбираются по спектральным свойствам - в зоне эффективного освещения светофильтр должен быть максимально «прозрачным». Наиболее удобны при этом монохроматические светофильтры, пропускающие узкие участки спектра. Суммируя оптические плотности стекол различных марок, получают составные светофильтры с нужной зоной пропускания. Для этого по каталогам цветного стекла подбирают светофильтры, оптические плотности которых при суммировании дадут оптимальную зону.

Для выделения эффективной зоны освещения используются светочувствительные материалы различной сенсибилизации, хотя их возможности здесь ограничены. Область спектральной чувствительности таких фотоматериалов (несенсибилизированных, ортохроматических) делится на две зоны: в одной из них они чувствительны к излучению, отраженному от детали, а в другой нет. На этой основе можно сформулировать следующие правила цветоразличения : для усиления цветового контраста применяют фотоматериалы, нечувствительные к лучам света, отраженным от усиливаемой детали; для ослабления цветового контраста применяют фотоматериалы, чувствительные к лучам света, отраженным от ослабляемого участка; для регистрации изменения цветового контраста применяют фотоматериалы изопанхроматической сенсибилизации. При цветоразличительной съемке используются несенсибилизированные, изоортохроматические, ортохроматические, панхроматические и изопанхроматические фотоматериалы (рис. 159).

Рис. 159. Выделение эффективной зоны освещения: а - светофильтрами; б- фотоматериалами

При выделении эффективного освещения учитывается и распределение излучения по спектру, создаваемое различными источниками. Так, усилению контраста способствуют осветители, спектр которых не содержит излучения с цветовым тоном, близким к тону усиливаемых деталей, а понижению контраста - те, в спектре которых преобладают лучи, соответствующие цветовому тону ослабляемой детали.

Таким образом, любая задача по изменению цветового контраста сводится к нахождению эффективной зоны освещения и ее выделению с помощью осветителей, светофильтров, фотоматериалов.



Рекомендуем почитать

Наверх