Исследовательская работа "солдатские обрядовые песни", фольклор, этнография. Жанры русского фольклора. Солдатские песни

Для Symbian 05.05.2019

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление образования Екатериновского муниципального района

МКОУ - средняя общеобразовательная школа с. Бакуры

Солдатские обрядовые песни села Бакуры

«Фольклор и этнография»

Силантьева Дарья

обучающиеся 8-го класса

МКОУ СОШ с.Бакуры

Домашний адрес:

412144,Саратовская обл.,

Екатериновский район

с.Бакуры, ул. Тургенева – 5

Телефон 41-1-62

Научный руководитель:

Рекаева Светлана Валентиновна

учитель математики

МКОУ СОШ с.Бакуры

2. Обряд проводов в рекруты.

4. Обряд проводов в армию в селе Бакуры.

5. Приложения.

1. История рекрутства в России.

После разрушения Запорожской Сечи, Россия ввела на украинских землях солдатчину (от лат. solidus - монета, итал. soldato - буквально: то, что получает плату) - военную службу мужчин разных слоев населения, которая вскоре превратилась в рекрутскую повинность (рекрут - от франц. rekruter - набирать, вербовать) - способ комплектования российской армии путем принудительного набора от податных сословий солдат-новобранцев, а от дворян - офицеров. Рекрутчина была трагической страницей в судьбе украинского и российского крестьянства. Введена рекрутчина Петром I в 1699 году.

Разнарядка о числе рекрутов до каждой сельской общины доводилась властями сверху. Кого конкретно отправить в солдаты, общины решали на общем сходе, выбирая среди лиц, уже достигших 20 лет. Весь год, оставшийся до призыва, кандидата в рекруты не понуждали к работам, а с лета вообще освобождали от всех работ, чтобы он побольше погулял на беседах и летних игрищах. Рекрутов ("некрутов") жалели, относились к ним, как к людям, дни жизни которых на земле уже сочтены.

2. Обряд проводов в рекруты.

Обряды рекрутские - это обряды, исполнявшиеся в крестьянской среде в отношении мужчин, призванных на службу на 25 лет в русскую армию в период действия указа "О рекрутской повинности (1705 - 1874г.г.).

Обрядовое оформление проводов в армию сложилось в деревнях России, в основном в 18 в. В обряд входит обход родственников и населённого пункта, благословение родителей, прощание с семьёй, роднёй и селением. Обрядовыми блюдами служили каравай хлеба, сыр.

Проводы начинались в доме родителей, где собирались родственники и друзья. Починали бочку пива и преподносили кружку рекруту с пожеланием вернуться домой. После совместной трапезы сверстники запевали , которые затем исполнялись юношами все дни проводов; мать повязывала на шею сыну полотенце, являющееся атрибутом отчего дома. Полотенце и другие подарки рекруту дарились каждой хозяйкой при обходе домов родственников, взамен они получали от него несколько монет (символический выкуп). Полотенца или куски холста перекидывали рекруту через плечо накрест, переплетали и продевали одно через другое на груди и на спине.

Символом прощания выступали также платки. Девушки дарили рекруту платок из тонкого полотна. В 20 веке они были заменены покупными. Парни и гармонист, составлявшие своеобразную свиту рекрута, при обходе деревни и родственников с прощальными песнями становились в ряд, обняв друг друга за пояс, рекрут шёл впереди ряда лицом к друзьям, поворачиваясь вперёд, он делал несколько шагов и снова обращался в сторону товарищей. Обычай идти спиной вперёд сохранился в виде элемента обряда прощания с родительским домом. Для организации проводов готовили конный экипаж (один и более): запрягали в телегу с кузовом или в сани с задком 1–3 коней, упряжь и лошадей украшали лентами, платками, полотенцем, на дугу вешали колокольчик. Когда рекрут проходил или проезжал по улице, жители выходили прощаться с ним, тем самым оказывая внимание и почёт.

Обход родственников, друзей длился 2–3 дня. По обычаю, рекрут со свитой за эти дни совершал по деревне не менее трёх кругов. Экипажи призывников заезжали на базары, здесь в дни проводов в армию они собирались из разных деревень. В пути следования и при посещении домов рекрут угощал детей и молодёжь сладостями. Хозяева, встречая его, открывали ворота. Рекрут со свитой входил в дом, усаживаясь за стол в переднем углу, проходил посолонь (по солнцу), выходил таким же образом. Угощение сопровождалось пляской. Родственники давали призывнику небольшие подарки и благословляли. Каждый раз перед окончанием посещения рекрут со свитой делал у дверей круг по солнцу и выходил, запевая рекрутскую песню.

В комплексе рекрутские обряды были представлены обычаи и обряды, связанные с гаданиями о предстоящей службе. Так, призывник отрезал краюху каравая, подбрасывал вверх. По тому, какой стороной она падала на стол, гадали о будущей службе; мать отрезала прядь волос с головы сына, волосы и серебряную монету клала на краюху, сворачивала в холст и прятала в сундук. Считалось, что их состояние свидетельствует о здоровье сына, проходящего службу. Початая при проводах рекрута бочка пива время от времени обновлялась, собирали родственников, приоткрывали дверь, приглашая находящегося далеко солдата на пиво.

Перед отправкой на медкомиссию в губернский или уездный город в семье гадали по двум свечам (потухнет именная - идти в армию), по нательному кресту, который среди иных предметов мог выбрать петух в гаданиях на святки, по бобам и картам, по крику петуха в день отъезда к призыву и т.д. В день отъезда на комиссию родители благословляли парня в доме, разыгрывали сцены, в которых юноша, якобы вернулся с комиссии, освобожденным от призыва, вшивали в одежду нитки из савана мертвеца. Утром в день медицинского освидетельствования кандидаты в рекруты мылись в бане мылом от омовения мертвеца, чтобы доктор их оценил, как больных и немощных.
После медкомиссии оставшиеся до призыва 3 - 7 дней рекрута гуляли каждый день с песнями по прощальным вечеринкам, где им, среди прочего, причитывали, словно покойникам. Иногда рекрута состязались в верховых скачках. Считалось, что победитель вернется живым, а упавший с лошади, обязательно погибнет. С утра в канун отправки рекрут ходил прощаться с умершими на кладбище, а с закатом солнца прощался с домом, с отцовским полем и лугом, с баней, с берегом родной реки или озера. В доме в канун отъезда родные еще раз гадали по караваю хлеба на пороге, служить ли рекруту в ближнем городе или далеко от дома. На дорогу рекрут получал благословение от отца и матери, а если призывали в военный год, то и от сельского священника. С собой рекруты брали запас еды на несколько дней и горсть родной земли в мешочке. Матери рекрутов провожали до волостного центра, друзья - на расстояния дня пешего пути. У дома и на всех важных перекрестках друзья палили из ружей в воздух холостыми зарядами. Живым после 25 летней службы домой редко кто возвращался из рекрутов.
После 1868 года обряды рекрутские трансформировались сначала в обряды проводов в Армию или на действующий фронт, ныне же сводятся к одной прощальной вечеринке и общим обычаям проводов в дальнюю дорогу. Изредка призывники берут с собой листок с апокрифами "Сон пресвятой Богородицы" или "Молитвы Бога”, другие воинские молитвы, которые, как считается, уберегают от смерти и грубого отношения к призывнику командиров и сослуживцев. Еще реже им в день отправки в Армию дают пить воду, на которую наговорены знахаркой подобные молитвы. Например, такую: “Богомать-владычица, опусти лицо на землю, скуй зубы врагу, спаси Раба божья (имя) в дому и в пути, и на долгой службе, и в бою. Кто навстречу попадёт, – отведи глаза врагу. Крестом крещусь, крестом крещусь, крестом крещусь. Во имя Отца и Сына, Святого Духа. Аминь, аминь, аминь”.

С конца 19 в. и до середины 20 в. прощальную трапезу в доме призывника собирались родственники, соседи, друзья, которые приносили с собой пиво, вино, еду, деньги. Поднося призывнику ковш, провожающие благословляли, молились за него. Призывник угощал провожающих, плясал в кругу свиты, распевал рекрут. песни. Застолье завершалось подачей каши; мать починала каравай, горбушку полагалось хранить до возвращения солдата. Обычай, когда ломоть отрезал призывник, является, видимо, поздним вариантом. Родители садились на почётное место за столом, рекрут, стоя перед ними, получал благословение. Из избы призывник выходил спиной вперёд, лицом к дому, что олицетворяло надежду на возвращение; его усаживали на повозку, трогаясь, следили, с какой ноги пойдёт лошадь. Добрым знамением считалось, если движение начиналось с правой. В 20 в. в обряд проводов вошёл обычай кидать за околицей стакан. В дорогу мать давала сухари и бельё, провожающие – деньги. За полевыми воротами рекрут прощался с односельчанами, которые напутствовали его добрыми пожеланиями, в благодарность. Покидая деревню или перейдя через мост, он бросал монеты. На сборный пункт в уездный город рекрута провожало несколько повозок с родственниками и друзьями.

3. Рекрутские обрядовые песни.

Служба в царской армии привела к появлению целого ряда тем, сюжетов, мотивов, образов, которые в новых общественных условиях вошли в народное творчество как отдельный слой фольклора той эпохи. Нелегкая солдатская судьба стала темой народных рассказов, анекдотов, пословиц и поговорок. В песенном творчестве она породила новый жанр, разновидность лирики - солдатские и рекрутские песни.

Генетично солдатские песни тесно связаны с казацкими. Некоторые из них - это просто несколько измененные варианты казацких песен, приспособленных к новым общественных обстоятельств после упадка казачества. Порой в них только менялось слово «казак» на «солдат», а весь смысл песни оставался без изменений.

Рекрутская повинность была страшным социальным злом. Прежде всего непомерной была сама продолжительность службы за Петра. Сначала она была пожизненной, впоследствии срок уменьшился и в 1793 г. был сокращен до 25 лет, в 1834 - до 20, а позже -15,12,10 лет. С 1874 г., когда была введена всеобщая воинская повинность, служба длилась 7 лет. Поэтому не удивительно, что кроме уже названных новых явлений в устном народном творчестве, появились еще и рекрутские вопль, которыми сопровождался уход парня в армию. Они почти не отличались от погребальных причитаний, потому что пожизненная или длительная служба в армии фактически означала конец его жизни в семье, родном селе и знаменовало переход из «своего» мира в «чужой», где действуют чужие, незнакомые законы, неизвестное будущее.

(Приложение №1 "За лесом солнце засияло")

На военную службу шли молодые, здоровые ребята, но многие из них не доживали до завершения срока: погибали в войнах, от издевательств, наказаний, тяжелых условий жизни, болезней и др. Те, кому посчастливилось вернуться из армии, приходили домой калеками, больными, сломанными физически и морально. Годы жизни в войске были наполнены страшными событиями, сложными обстоятельствами, кровавыми картинами войны, нечеловеческими издевательствами. Тяжелые условия жизни и тоска по дому становились причиной самоубийств в армии. Большой трагедией было, когда в войска отдавали мужчину, который был женат, имел детей. Без хозяина семья была обречена на бедствия, женщина при живом муже без надежды на его возвращение становилась вдовой. Все эти явления солдатской жизни, связанные с ним перипетии и семейные драмы, нашли свое отражение в солдатских и рекрутских песнях. Как лирические произведения они воспевали трагической судьбе солдата, раскрывали его внутренний духовный мир: мысли, чувства, переживания, порожденные нелегкой солдатской действительностью.

Как служил солдат службу ратную,
Службу ратную, службу трудную
Двадцать лет служил и еще пять лет...
Генерал-аншеф ему отпуск дал.

Как пришел солдат во родимый дом -
Вся-то грудь в крестах, сам седой, как лунь.
На крыльце стоит молода жена -
Двадцати годов словно не было.

Ни морщинки нет на щеках ее,
Ни сединки нет в косах девичьих.
Посмотрел солдат на жену свою
И сказал солдат слово горькое:

"Видно ты, жена, хорошо жила.
Хорошо жила - не состарилась..."
А в ответ с крыльца говорит она,
Говорит, сама горько плачется:

"Не жена твоя я законная,
А я дочь твоя, дочь сиротская.
А жена твоя пятый год лежит
Во сырой земле под березонькой."

Как вошел в избу, сел за стол солдат,
Зелена вина приказал подать.
Пьет вино солдат, по щекам его
То ль вино течет, то ли слезаньки.

(Приложение №2 "Как служил солдат")

Особенность рекрутских песен заключается в изображении событий, порожденных явлением рекрутчини. Оно представало в народном воображении определенным этапом в человеческой жизни, которая состоит из трех основных вех: уход в армию, служба и солдатская жизнь, возвращение домой или гибель. Эти различные по продолжительности периоды жизни солдата и составляют основные тематические циклы рекрутских песен.

Первый цикл - набор рекрутов и их проводы в армию. Время набора в войска был переломным в жизни молодого человека. Известие о наборе приходила осенью в виде «карты» или «бумаги». Во времена крепостничества набором руководил барин, который самовольно выбирал, кому идти в солдаты, руководствуясь личным отношением к людям. Выбор падал прежде всего на непокорных, бунтующих ребят (которых отдавали в рекруты как наказания), или тех, за кого некому было заступиться. После реформы 1861 г. и отмены крепостного права, кому идти к войска решала сельский совет, в который входили преимущественно состоятельные хозяева. Богатые люди имели возможность «искупить» своих сыновей или просто подкупить тех, от кого зависел набор. Поэтому жребий чаще всего падал на бедных людей: парней - сирот или сыновей вдов. Эпизод рекрутского набора - одна из самых распространенных тем этого цикла. Он описан как страшное горе со всеми его атрибутами: ребят, которые должны были стать новобранцами, без предупреждения «ловили» там, где они были (дома, на поле, на господской работе), часто их вязали веревками или запирали в кандалы. Даже тогда, когда из села в набор должен был идти лишь один рекрут, староста, взяв на подмогу несколько дюжих мужиков, ловили и вязали каждого, кого удастся поймать. Лишь после того, как вступят в полную дом, начинают рассуждать, кого ставить «лобовым», кого на «основание», кого отпустить.

Куют они и закаляют, Не на вора, не на вора,

Кандалы готовят, Не на разбойника,

Или вора, или на вора, То же на того сироту,

Или на разбойника. Вдовина ребенка.

На сироту или вдовьего сына, пелось в песне, судьба выпадала чаще всего: «А у вдовы один сын - и тот как раз под аршин». От времени, когда его ловили, вся процедура сопровождалась причитаниями его родных (матери, сестер и братьев; жены, если он был женат, или любимой девушки).

В Российских деревнях были распространены воинские песни-плач и рекрутские песни, в основе которых лежит вопль.

Самым драматичным моментом, который становился кульминацией действа, потому что означал окончательный приговор молодому человеку, было принудительном и обязательном бритья «чуба» - парня стригли «на лысо». Этот эпизод широко воспроизведен в песнях. «Бритьё чуба» всегда сопровождается плачем парня, который не мог смириться со своей новой искаженной внешностью:

Меня стригут, меня стригут, меня слезы обливают,

Я в креселке сижу, я света не вижу.

Недаром в рекрутских песнях звучит предостережение:

Не хвалися, козаченько. Под аршин становиться.

Кудрявым чубом. Молодого казака

Потому что придется, придется в войско отдавать.

Драматизм этого ритуала подчеркивается мотивом грусти девушки, которая, вспоминая милого, думает о том, как ей еще с детства нравились его кудряшки, и она начинает собирать их. Молодого парня сравнивали с осенним деревом, дубом, с которого опадают листья

Обряд проводов ребят в рекруты является близким к погребальным причитаниям. Из таких текстов песен мы видим, что молодых людей, которые шли в армию, провожали как покойников на «тот свет»... С юношами, которых провожали, обращались как с покойниками, о них говорится как о мертвых. Новобранцев оплакивали... как мертвых, или людей, заранее осужденных на смерть.

Самой страшной страницей солдатской жизни была война. Народное воображение воспроизводит в песнях ужасы войны, кровопролития, увечье, смерть воинов на поле боя. Смерть на поле боя, похороны солдата после битвы; тело убитого лежит среди поля, над ним летает ворон; смертельно раненный воин посылает домой коня (орла или кукушку) с известием о своей гибели; две девушки скорбят над забитым солдатом.

Пули засвистели вдали
Ох уж эта стерва война
И попала вдруг есаулу в грудь
Маленькая пуля одна
И попала вдруг есаулу в грудь
Маленькая пуля одна

Обнял он за шею коня
Да одно лишь смог прошептать
Ты скачи домой коник вороной
Матушку хочу повидать
Ты скачи домой коник вороной
Матушку хочу повидать

Песен о возвращении солдата домой небольшой. Самым распространенным мотивом таких песен является мотив увечья:

Правая ручка прострелена, Левая ручка отрубленная... Посмотри, милая чорнобрива, Которая война проклятая.

Этот мотив драматизирован распространенным приемом - калеку-солдата никто не узнает; он идет своим селом, встречает знакомых людей, но они воспринимают его как чужого:

Только всего рода, - Здравствуйте, - не говорит,

Калина цветет Ручки не дает,

Из-под той калины Бедному солдату

Милая идет. Сожаления наносит...

Такие песни нередко заканчиваются тем, что искалеченный солдат, увидев, что его жена не узнаёт в нем своего мужа, решает идти дальше.

Стал ручку давать - А в лугу, на лугу,

Она не берет, Колодец с водой...

Стал ребенка брать - Теперь тебе, милая,

Она не дает. Разлука со мной!

Часто, возвращаясь домой после многолетней службы, солдат не заставал никого дома.

Сама жизненная реальность привела к тому, что рекрутские и солдатские песни в подавляющем большинстве глубоко трагические по содержанию. «Каждое их слово, рожденное болью и отчаянием, облитое горькими слезами. Вся образная система направлена на то, чтобы передать горе и страдания, настроения тоски, печали, отчаяния». Это роднит их с похоронными плачами, рекрутскими причитаниями:

Ой заплачешь, моя мамка,

В воскресенье с полудня,

Что все ребята на торжестве,

А меня не будет.

Ой заплачешь, моя мамка,

В воскресенье утром,

Как некому будет дать

Рубашку беленькую.

Рекрутские песни перекликаются также со свадебным обрядом, что обусловлено схожестью ситуаций проводов девушки, которая навсегда покидает родительский дом, и проводов парня в армию. Символика свадебного обряда используется больше всего в песнях о смерти солдата:

Оженила же его пуля быстрая,

А бояре были - все колокола ревели,

А жена же молодая - восковая свеча.

А звенчала его сабля острая.

А старосты были - несли хоругви.

(Приложение №3 "Солдатская)

4. Проводы в армию в селе Бакуры.

В конце 19, начале 20 веков проводы в армию в селе Бакуры стали сопровождаться частушками, игрой на гармони, игрой в прощальных играх и кулачных боях.


Провожая, мать давала юноше откусить освященный хлеб, а оставшеюся часть укладывала на божницу, чтобы Бог оберегал ее сына и помог вернуться домой целым и невредимым. Хлеб держали там до его возвращения. Обязательно парню давали в подарок предметы необходимые во время прохождения службы: полотенце, носовой платок, мыло, гребешок и т д., чтобы у служивого были все предметы быта сопутствующие благополучному прохождению службы.
Накануне проводов молодой боец ходил прощаться с девушками-подругами. Играли в игру «разлука», в ходе которой он прощался со всеми и в конце оставался с любимой девушкой, все уходили, а они оставались вдвоем и прощались.
В день проводов парень приглашал к себе за стол подруг и друзей. Проводился обряд выкупа ружья: крестный отец обходил всех собравшихся с шапкой, в которую гости клали денежку. Затем молодые люди мерялись силой, проводя кулачные бои «стенка на стенку». Выстроившись в две колонны, друг против друга, они начинали бороться. Если кто-то из участников падал или начинала идти кровь, этот участник выбывал и на его место приходил другой. Люди преклонного возраста обязательно присутствовали, они не встревали в ход боёв, а следили за порядком проведения.
Провожая, мать давала юноше откусить освященный хлеб, а оставшеюся часть укладывала на божницу, чтобы Бог оберегал ее сына и помог вернуться домой целым и невредимым. Хлеб держали там до его возвращения.

Действие всегда совершалось в центре дома за столом и направлено на сохранение крупицы еды уходящего, что основано на вере в то, что еда притягивает путника домой, т.е. фиксируется связь уходящего с домашним очагом.
Мать выводила сына из дома спиной, проходя через дверь, юноша дотрагивается спиной до дверного косяка. Этот обычай идет издревле: так «обманывали» злых духов, рекрут как бы ни уходит, а заходит в дом.
Котомку с поклажей новобранца несли или крёстный отец или уже отслуживший в армии молодой человек.
«Если обидел кого, то простите меня, Христа ради!» - с такими словами рекрут, кланяясь в пояс, прощался с пришедшими на проводы. Уходя, он должен был уладить все конфликты, чтобы оставить о себе хорошие воспоминания.
Мать выходила к сыну с иконой. Одни девушки-подруги подводили молодого бойца под руки к матери, а другие стелили вывернутую на изнанку шубу на землю у ног рекрута. Стелить шубу на пол, во время обрядов было заимствовано русскими у мордвы. Крестная мать ходила вокруг молодого бойца и ставила на земле кресты по четырем сторонам, создавая этим своеобразную защиту. После этого мать благословляла сына. Девушки, взяв парня под руки, выводили спиной с шубы. Всем селом собирались и шли провожать молодого бойца до ветряного оврага, что в конце села. Мать шла в конце процессии громко вопила и причитала (приложение 1).
Дальше шли провожать родители и невеста, а друзья и сельчане оставались и продолжали гуляние.
Пели частушки:
Рекрута вы рекрута,
Забытые головушки.
Повезут вас рекрута
На разные сторонушки


Куда тятька запрягаешь

Коня черногривого.
Куда тятька провожаешь
Своего сына милого.


Куда тятька запрягаешь,
Конь овёсец не доел.
Куда мамка собираешь.
или вам я надоел.


Не крута молочна каша,
Подавай на стол мамаша.
На стол мама подавала,
Горько плакала рыдала.


Рекрут, рекрутики,
Ломали в поле прутики.
Прутики ореховы,
Рекрута поехали.


Проводите товарищи,
Хоть до станции меня.
Примечайте тот вагончик,
На который сяду я.


Проводите, товарищи
Как невесту из ворот.
Сначала мать моя заплачет,
А за нею весь народ.


Рекруточки, рекрута,
Вам дорожка не туда
Не в ту сторону попали,
Ваши головы пропали


Родители с невестой провожали почти до соседнего села. Они отставали, а молодой боец с невестой шли вместе ещё 100 метров. Проходил обряд прощания: невеста дарила бойцу вышитый ею платочек, а он давал обещание его сберечь. Затем отец сажал сына на лошадь, и они отправлялись на призывной пункт.
Собирая в путь рекрутов, семьи специально выделяли им некоторое количество денег на прогул и пропой, полагая это важным социальным мероприятием. Гульба рекрутов начиналась еще за неделю до того, как жребий определял тех, кому предстояло уходить. Начинала гулять вся возрастная когорта допризывников, после жеребьевки те, кому выпало служить, гуляли группами по 5 - 6 человек, в праздничной одежде, с гармонью и песнями.

Тема: Песни о Степане Разине. 20-е гг 17в – начало 18 века. Солдатские песни 18-19вв.

Цели: ü Выявление исторической основы солдатских песен и песен о Степане Разине, особенностей их поэтики.

ü Развитие навыка выразительного чтения, самостоятельной работы с текстом, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении.

ü Формирование интереса к русской истории и культуре.

Ход урока.

II Проверка д\з

Таблица

Песни 20-х гг 17-начала 18в

Название песен: «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», песни о Смоленске, песни о взятии Азова
Идеи: Мысль о единении земли Русской в многочисленных песнях о Смоленске
Особенности изображения персонажей: Степан Разин - сильный атаман, человек вольный, независимый. Наделён исключительными качествами: способностью к волшебству, богатырской силой и чудесной неуязвимостью.
Художественные особенности Песни более короткие, стремительные, лиричные

Солдатские песни

Название песен: «Солдаты освобождают Смоленск»
Идеи: Победы русского оружия под Шлиссельбургом, Ревелем, Ригой, Полтавой в Петровскую эпоху и победы над наполеоном в период Отечественной войны 1812г.
Особенности изображения персонажей : Суворов и Потёмкин, Кутузов и Платов – персонажи песен
Художественные особенности : Воссоздание многочисленных деталей, в которых передаются подробности быта, снаряжения и обмундирования, специфические характеристики боевого порядка.


III Работа над темой.

Заполнение таблицы.

§ Сообщение «историка» о восстании под предводительством Степана Разина.

§ Обращение к учебнику. Фрагменты немецкой гравюры «Степан Разин» (1671) и гравюра из издания 1672г (Англия) «Степана и Фрола Разиных везут на казнь»

§ Выразительное чтение песни «Царь требует выдачи Разина»

Лексическая работа .

Бунчук – конский хвост, насаженный на древко: символ власти атамана.

Есаул гребенский - помощник атамана.

Что во славном городе во Черкасске . Черкасск – центр Донского казачьего войска.

Слово учителя.

Песни о Степане Разине были сложены разинцами, то есть его войском, состоявшем из «голутвенных» казаков и крестьянской бедноты. Тематика разинсаих песен делала из гораздо более близкими к песням о «добрых молодцах», «разбойничках», «атамановых работничках», о тех беглых «гулящих людях», которые, как и разинцы, находились в постоянной вражде с правительством. Письменная литература почти не отозвалась на вспышку крестьянско-казацкой войны 1669-1671гг. казнь атамана и его церковное проклятие пресекли возможность печатного распространения всяких рассказов, не разделявших официальную точку зрения на Разина, как на «вора-изменника». В итоге сохранились лишь бесцветные, в старой летописной манере составленные сказания о взятиии войсками Разина Астрахани, о нападении разинцев на монастырь Макария Желтоводского. Бытовая и правительственная цензура и в народных откликах на восстание сгладила «яркие черты социального пафос. Пережитых некогда и закрепленных в поэтическом слове повстанческих настроений». В многочисленных сохранившихся вариантах песен о Разине изредка лишь мелькают отголоски этих настроений – в более или менее откровенных нападках на царских воевод. Но основная масса песен о Разине сохраняет сочувственное отношение народа к своему героическому атаману. С его именем связываются поэтические легенды. Они изображают Разина непобедимым героем, которого не берет ни сабля, ни ружьё, ни пушка; чародеем, который заговаривает оружие, чудесно спасается из плена, выплеснув на себя стакан воды или нарисовав на полу тюрьмы углём или мелом лодку, которая переносит его на Волгу и т.д. Фантастика, украсившая песенный облик любимого народом атамана не сказила в общем исторического образа Разина: исторические воспоминания рисуют его таким же нестрашимым, наделённым огромной физической силой, щедрым и ласковым к своему войску и ко всей бедноте и беспощадным по отношению к врагам – воеводам, боярам, каким изображают его и песни.

§ Обращение к д\з. Анализ песни «Царь требует выдачи Разина» (1 вариант), «Разин и девка-астраханка» (2 вариант).

Заполнение таблицы.

§ Выразительное чтение песни «Разин и девка-астраханка».

§ Обращение к учебнику. Статья «Для вас, любознательные!»

§ Анализ песни «Разин и девка-астраханка». Заполнение таблицы.

«Разин и девка-астраханка» (также в пред. таблицу)
Романтический эпизод, проникший в разинский фольклор в более позднее время. Степан Ра-зин – «заговорённый воин», обобщён-ный образ разбойника, девка Маша. Усеченные формы прилагательных, ста-рославянские слова: «стояти», «ночевати», «спати, заряжа-ти». Уменьшитель-но-ласкательные суффиксы, постоянные эпитеты («во железную клетку»)«Стеньку Разина прельщала. Стеньку Разина прельстила. Три дня по Астрахани возили, Три дня голодом морили». Разин – непобедимый герой, чародей

§ Назовите солдатскую песню, которую вы изучали в 7 классе.

§ Какие чувтва солдат нашли отражение в песне?

§ Каковы особенности солдатских песен?

Песня солдатская – тематическая группа внеобрядовых лирических и лиро-эпических песен социального содержания. Солдатские песни начали создаваться с конца 17в, когда Пётр I ввёл обязательную военную службу, сначала пожизненную, затем сроком на 25 лет. Солдатские песни соприкасались с песнями историческими. В этих песнях выражен патриотизм русских солдат, полное отречение от личной жизни: для них «домы – крутые горы», «подворья – широкие раздолья», «жёны – ружья заряжёны, штыки присажёны». Главное в солдатских песнях - изображение психологии простого солдата. Солдатские песни обобщённо воспроизводили весь его жизненный путь: рекрутство, службу государеву и глубокую тоску по дому, по отцу-матери и жене молодой, наконец, смерть от ран в чистом поле. В период Отечественной войны 1812г в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило массовое творчество, обрисовывающее героический образ народа. В них постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о социальных силах, обеспечивших победу. В песнях говорится о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях.

Особый жанр народной лирики представляют также песни солдатские. Возможно, что при их специальном монографическом изучении удастся установить и в числе солдатских песен наличие нескольких различных жанров или жанровых групп. Среди солдатских песен нет таких, которые по аналогии с разбойничьими можно было бы делить на протяжные и веселые.

Фольклорные солдатские песни, которые нам известны, носят более или менее ярко выраженный протяжный характер. Вся жизнь солдата, от момента призыва и до смерти на поле сражения, отражена в этих песнях. Солдату не до лазоревых цветочков и шелковой травы, и о них он никогда уже не поет. Он поет о писарях, забривающих лоб, о муштре, учениях, тяжести солдатской службы с караулами, трудными переходами, тяжелой амуницией, зноем и холодом, о нечеловеческом с ним обращении, о море крови и трупах после боев. Но вместе с тем эти песни — не жалобы и не стоны. Это правдивое изображение жизни.

Вопреки этой жизни солдат знает, что он выполняет долг перед родиной, и служит верно. Все это заставляет нас выделять солдатские песни в особый жанр народной песни. Предмет этих песен — солдат в быту, в буднях солдатской жизни. Эти воины, живущие так тяжело и трудно, вдали от родных земель и от своих семейств, выносят на своих плечах все тяжести исторических побед русского оружия.

Но эти песни — об исторических боях и полководцах — представляют собой уже иной жанр — жанр воинских исторических песен, создаваемых участниками походов. С другой стороны, не относятся к солдатским песням песни девушек и жен, поющих о разлуке с милым, взятым в армию. Такие песни о солдатах не являются солдатскими песнями. Они принадлежат к жанру любовной протяжной крестьянской лирики.

Песни тюрьмы, каторги и ссылки неоднородны по своему составу. Молено явственно отличить два разных вида их. В одних поется о молодце в неволе. За что он попал в тюрьму, об этом в большинстве случаев не говорится или, если и говорится, то очень глухо; можно догадаться, что до тюрьмы парня (иногда и девушку) довела любовь. По форме исполнения они относятся к протяжным. Основные мотивы их — тоска по воле, просьба к родителям, к жене, к милой выкупить их. Заключенный смотрит из острога в окно, видит дорогу, видит своего коня. Руки и ноги закованы в кандалы, кандалы гремят и стирают кожу.

Другой вид тюремных песен носит совершенно иной характер. Это — песни уголовников, которые бравируют своим прошлым. Песни эти не протяжные. Они сложены людьми полуграмотными. На строе и стиле песен явно сказывается литературное влияние. Размер песен хореический, большей частью четырехстопный, но он строго не выдерживается.

Песни кое-где, от случая к случаю, пересыпаны рифмой. Картины и мотивы здесь иные, чем в протяжных тюремных песнях. За поджог, за воровство или мотовство парня ведут наказывать. Описывается наказание плетьми, обрисовывается фигура палача. Эти страшные подробности как бы контрастируют с шутливым тоном песен и складом речи. Наказание бродяги плетьми описывается в стиле плясовой песни. Следует оговорить, что песни политических ссыльных не относятся к области фольклора, хотя некоторые из них получили широкое распространение. Они частично сложены поэтами и композиторами-профессионалами, частично самими ссыльными.

В.Я. Пропп. Поэтика фольклора - М., 1998 г.

Специфика жанра. Жизненная и поэтическая функции. Принципы классификации лирических песен. Основные типы. Композиционные принципы. Традиционные художественные средства изобразительности. Средства внутреннего раскрытия образа человека. Символика, ее основные тематические виды. Художественный параллелизм, метафора, эпитеты, звукопись.

Песня – это произведение словесно-музыкального искусства, в котором текст и мелодия выступают в единстве, причем один и тот же текст может иметь разное музыкальное оформление, и на одну и ту же мелодию могут исполняться разные песенные тексты. Народные лирические песни относятся к лирическому роду поэзии, так как в них рассказывается не столько о самих событиях, сколько выражается отношение к разным жизненным ситуациям.

Былина – тоже песня, но песня эпическая, там изображается ряд последовательных событий, составляющих сюжет. Герои былины постоянно совершают какие-то действия, подвиги. В лирической песне действующие лица могут не совершать никаких действий и поступков, события не играют важной роли, они лишь помогают раскрыть внутренний мир человека, являются средством передачи его чувств, мыслей и переживаний.

В науке нет пока определенного ответа на вопрос о времени возникновения народных лирических песен. Можно предположить, что они достаточно древние, могли появиться уже к IX-X вв., так как для них характерна та же поэтическая стилистика, что и для песен обрядовых. Есть другое предположение: что лирические песни как фольклорный жанр сформировались к XVI в.

Среди народных лирических песен можно увидеть несколько исторических слоев. Наиболее древними и многочисленными являются песни, возникшие в крестьянской среде, которые в науке принято называть традиционными народными лирическими песнями. С развитием капитализма появляются рабочие песни, отразившие жизнь, труд и быт рабочих.

Рост городов и возникновение в них таких социальных прослоек как мещанство, ремесленники, прислуга, привело к созданию городских песен. В XVIII – XX вв. на основе стихотворений известных и малоизвестных поэтов в фольклоре появился новый слой – песни литературного происхождения.

После революции возникают советские песни. Каждый из перечисленных песенных слоев имеет свои особенности содержания и поэтической формы, и в то же время сохраняет традиции предшествующих периодов. Традиционные народные лирические песни как самые древние представляют наибольший интерес и с точки зрения поэтики, поэтому мы остановимся на их анализе.

В лирических песнях очень широко используется символика, в основе которой лежат образы из мира природы, обладающие устойчивым иносказательным значением. Символом молодца в песнях являются сокол, голубок, зеленый дубочек, хмель, виноград. Символом девицы – белая лебедушка, сизая голубушка, белая березонька, сладкая вишенка.

Символом мужа и жены – селезень с уточкой, одинокой женщины – кукушечка, лютой свекрови – полынь горькая. Хмель, виноград, сладкие ягоды, чистые быстрые воды, яркое солнце, цветущие растения являются символами радости и веселья. А полынь, осина, рябина, высокие непроходимые горы, мутные стоячие воды, засыхающие деревья и травы означают печаль, горе, разлуку.

Совместная работа, собирание ягод, купание, качание на качелях, угощение, касание означают любовное единение, переход с одного берега на другой – преодоление препятствий в любви. «Машечка орешечки щелкала, шелушиночки в жменечку сбирала, Ванечке в кудерцы бросала» – эти слова надо понимать не в прямом смысле: Маня бросила в Ваню ореховой шелухой и попала ему в голову. Смысл песни: Манечка любит Ванечку и дает ему понять это. Символы помогают образно выразить человеческие чувства и переживания.

В отличие от былин, где гипербола употребляется для изображения физической силы богатыря, в лирических песнях она служит для раскрытия силы чувств и переживаний лирического героя. Например, в песне «По шелковой по муравушке» на могиле любимого девушка «земляничку со клубничкою поливает все слезой своей», и ягоды от этого быстро растут.

В песнях широко используются эпитеты, метафоры и сравнения, а также часто встречаются уменьшительно – ласкательные суффиксы, которые служат эмоциональным средством для выражения любви, ласки и нежности. В основе языка традиционных песен лежит живая разговорная речь народа, лексика носит бытовой характер.

Народная лирическая песня выработала множество выразительных средств композиции, помогающих глубже и ярче передать мысли и чувства лирического героя. Различаются три композиционные формы: монолог, диалог и описание. Песня- монолог прямо выражает чувства лирического героя от первого лица. Песня- диалог передает содержание в форме разговора персонажей. Чаще всего диалог строится в форме вопроса-ответа. Но большинство лирических песен чаще бывает построено по следующей схеме: описание – повествование + монолог или диалог. При этом основное содержание выражается в монологе или диалоге, а описательно-повествовательное вступление показывает те обстоятельства, которые вызвали переживания героев.

В песнях часто используются следующие композиционные приемы внутренней организации материала. Художественный параллелизм- это прием, который заключается в том, что сначала дается картина из мира природы, а затем – соответствующая ей картина из жизни человека. Вместе взятые эти две картины представляют собой одно художественное целое. Реже используется прием цепочного построения. Сущность его заключается в том, что отдельные картины песни связываются между собой как бы цепочно, посредством образа, который входит в две рядом стоящие картины. С последнего образа предыдущей картины начинается последующая картина.

Характерен также прием ступенчатого сужения образов, когда образы ступенчато следуют друг за другом в нисходящем порядке от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким объемом содержания. Последний, самый «суженный» образ, является наиболее важным, с точки зрения художественного задания песни. На нем и фиксируется внимание. Этот прием обычно используется в начале песни.

Например, в начале песни «Долина, долина да ты зеленая» дается экспозиция – эмоционально- лирическая развернутая пейзажная зарисовка, представляющая собой классическое сужение образа:

Долина, долина, да ты зеленая!

По тебе, долина, – дорожка широкая,

Дорожка широкая, реченька быстрая,

Реченька быстрая, круты бережочки.

На них желтые песочки.

На желтеньких песочках стоят три садочка.

Как во первом во садочке кукушка кукует,

А во третьем во садочке мать с сыном гуляет.

Представленная в песне картина напоминает кинематографический прием, когда камера от панорамы постепенно переходит к крупному плану, останавливаясь на главном. Попутно обратим внимание на то, что пейзаж дан в цвете, размере при помощи изобразительных эпитетов.

Тематика русских народных лирических песен довольно разнообразна. Самую большую группу составляют любовные песни. В песнях о счастливой любви (их меньше) содержится признание в любви, которое высказывается не прямо, а иносказательно, или рассказ о том, как хорош милый или милая. Красивая девушка, по народным понятиям, – круглолица, белолица, «щечки алы, как цветочек, брови черны – во шнурочек».

Красота и моральные качества стоят в этих песнях на первом месте, соображения выгоды и богатства не играют роли. В песнях часто подчеркивается, что возлюбленный беден, но весел, любимая бедна, но красива, мила сердцу. Песни о несчастливой любви (их больше) рассказывают о разлуке девушки с милым. В одной из песен говорится о том, что, проводив любимого, она не спала всю ночь, ее подушка «потонула в слезах». Много песен об измене, о женитьбе на другой.

Семейно – бытовые песни чаще всего грустны, унылы. В них обычно рассказывается о несчастливой семейной жизни. Большинство семейных песен – женские. В них часто противопоставляются дом родительский и дом мужа, «девичья воля и бабья неволя». В песнях рассказывается о бедности, с которой подчас женщина сталкивалась в семье мужа: ее посылают за водой «и разутую, и раздетую, и холодную, и голодную». Многие песни повествуют о трудных отношениях со свекровью или о варварском обращении мужа с женой.

Во многих семейно-бытовых песнях говорится о возрастном неравенстве. Женщина мечтала даже не о том, чтобы выйти замуж за любимого, а о том, чтобы иметь мужем «ровнюшку», то есть одних с ней лет, но не старого и не «недоростка». В жизни бывало и так, ибо сын или дочь были в полном подчинении у родителей и не могли пойти против их воли. Чувства молодых в расчет не брались, так как родители по-своему понимали счастье своих детей и стремились обеспечить дочери или сыну жизнь в достатке и благополучии. Поэтому так характерны для семейных песен жалобы на постылого мужа, нелюбимую или любящую другого жену.

Лирические песни создавали не только крестьяне-земледельцы, но и те слои деревенского люда, которые на короткое или длительное время уходили из дома, жили вне деревни. Бытовые рекрутские и солдатские песни рисуют картины тяжелой многолетней службы, надолго отрывавшей молодых крестьян от родных мест. Солдат вспоминает о доме, жене и детях, тоскует о родных. Он живет в холодных казармах, плохо питается.

Песни рассказывают также о гибели солдата, о его безымянной могиле и верном друге, вороном коне. Солдатские песни очень метафоричны. Поле боя называется «пашней», вспаханной не сохами, а «лошадиными копытами». Засеяно поле не зернами, а «головами казацкими». В солдатских песнях преобладают грустные мотивы, хотя нельзя сказать, что русские солдаты не пели веселых песен. Отвага и чувство юмора, бодрость и стремление преодолеть все невзгоды военной жизни звучат в песне «Солдатушки, бравы ребятушки».

Песни разбойничьи рассказывают об удалых разбойниках, беглых вольных людях, объединившихся в шайки и занимающихся разбоем. Разбойничество было уродливой, порой жестокой формой народного бунта против социального неравенства. Разбойник терял семью, отрывался от родного дома, становился одиноким, так как рано или поздно шайки распадались, разбойников ловили и наказывали как опасных преступников. Во многих песнях звучат жалобы «добра молодца, удала разбойничка» на то, что, родив, мать не дала ему счастья. Однако эмоциональный тон многих разбойничьих песен – удалой и светлый, человек упивается обретенной волей: «они веслами гребли да пели песенки», любуется природой, которая в песнях соответствует настроению лирического героя.

Интересны ямщицкие песни, созданные ямщиками, – крестьянами, занимавшимися нелегким трудом – перевозом почты и пассажиров. Иногда им приходилось надолго покидать родное село, подолгу не видеть жену, детей и близких, поэтому так печальны протяжные ямщицкие песни. В пути их ожидали опасности и лишения, они нередко заболевали, особенно зимой, и без медицинской помощи умирали, не доходя до родного дома. Об этом сложена знаменитая песня «Степь да степь кругом».

Среди традиционных лирических песен большинство – протяжные, грустные, но есть так называемые частые, исполняющиеся быстро, энергично, веселые и жизнерадостные песни. Тематика в них та же, что и в протяжных, но подход к изображаемым событиям иной. Обычно частые песни подразделяют на плясовые, шуточные и сатирические. В плясовых песнях, под которые обычно плясали на гуляниях, главную роль играет музыкальный плясовой ритм, в них нет особой глубины в содержании и обрисовке персонажей. В шуточных и сатирических песнях, напротив, важно содержание. Многие из них связаны с любовной тематикой, с жизнью крестьян, их нравами и семейными отношениями. В них много юмора и иронии.

Карсеев Павел

Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, и сознательно пропагандировать в подростковом возрасте.

Скачать:

Предварительный просмотр:

1. Введение

Когда люди слушают музыку, их головной мозг всегда реагирует на неё, активируя несколько областей за границами слуховой коры. Также на обработку музыкальной информации сильное влияние оказывает осязательный, зрительный опыт человека и, конечно же, эмоции. А наиболее эмоциональным жанром в музыке является песня. Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки.

У нее есть характерные особенности: песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, мелодия решительного или призывного характера со многими повторами.

Военная песня является таким же оружием, как и гранаты. С песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские песни Русской Армии - простыми, насыщенными сильными эпитетами, конкретными. Их пронизывает патриотизм, любовь простых людей к Родине, восхищение героями прошлого - защитниками Русской земли и борцами за правое дело - именно так, как видели это простые солдаты, без лишнего пафоса и фальши.

Актуальность темы:

Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, и сознательно пропагандировать в подростковом возрасте.

Цель исследования:

Формирование патриотизма и чувства любви к Отечеству у учащихся через конкурс Смотра строя и песни.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать научную литературу по данной теме;
  • изучить историю создания патриотической песни и ее влияние на школьников;
  • провести анкетирование учащихся;
  • обработать и проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

  1. Поисковый (поиск в печатных пособиях исторического материала и работа с ним);
  2. Анализ и сравнение (проанализированы полученные данные);
  3. Обобщение
  1. Основная часть

Изучение исторических фактов возникновения патриотической песни и ее силы влияния на человека, на его настроение и на его отношение к разным событиям.

2.1 История создания солдатской песни в Русской Армии.

Во все времена тяжела жизнь солдата. Солдата Русской Армии - вдвойне. И лишь песня да вера давали нашему солдату силы. Потому и является солдатский фольклор особым явлением в устном народном творчестве. Именно солдатские песни и являются истинно народными.

Самая древняя из сохранившихся до наших дней песен русских дружинников относится к Х веку. Ее автора, увы, мы не узнаем уже никогда.

О значении солдатских песен как источников традиций и исторических сведений говорили и писали русские поэты Пушкин, Лермонтов, Жуковский.

Тексты солдатских песен Х - ХIХ в.в. не замысловаты, но, как правило, повествуют об определенных исторических событиях или личностях, и потому являются ценным источником исторических сведений.

Песня дошла до нас в летописи от конца XIV века. В современном понимании это не песня - нет рифмы, и напеть ее при всем старании будет очень сложно. (Однако эта песня примечательна тем, что это единственный источник, подтверждающий, что новгородцы участвовали в Куликовской битве, хотя Новгородская республика не подчинялась Москве).

Классический пример роли музыки в армии: в 1904 году, во время Русско-японской войны, музыканты духового оркестра Мокшанского пехотного полка удостоились высшей солдатской награды. В бою под Мукденом, когда полк, потерявший сотни солдат и офицеров, оказавшись в окружении, лишился еще и командира, вперед вышли оркестранты и под звуки марша подняли остатки полка в контратаку. Впереди шел 25-летний капельмейстер Илья Шатров, рядом с ним семеро музыкантов - трубачей и флейтистов. Воодушевленные солдаты прорвали японское окружение и вышли к своим.

За этот подвиг музыканты получили высшую солдатскую награду - Знаки отличия Военного Ордена, а капельмейстер Илья Шатров - орден Станислава 3-й степени с мечами и бантами.

Чем еще интересны песни Русской Армии? В них запечатлена вера простых русских солдат в несокрушимость Отечества и Русской Армии, в будущее русского народа. Не смотря ни на что.

"…Верь и надейся - Русь безопасна!

Русского войска сила крепка!.."

2.2. Роль военно-патриотических песен во времена ВОВ.

Военные годы это самое страшное время для народа. Гонение, холод, голод, потери родных и близких людей. И хочется сказать, разве в такое время людям было до песен, но история говорит о том, что именно музыка помогала выжить. Военная песня, шагала нога в ногу, рядом с солдатом во время Великой Отечественной Войны и становилась для него опорой в тяжелый момент. Когда казалось, что все, нет сил, бороться дальше, но песни о Родине, о родных, которые верят и ждут, не позволяли солдату сдаться и он продолжал нелегкий бой. Они стали победителями и их песни вместе с ними. У каждой песни, как и у человеческой жизни, есть своя судьба и история. Такие песни, как «В землянке», «Священная война». Эти щемящие душу песни пели на фронте и в тылу, пели все и везде, где ждали и шли к победе. Бойцы пели и верили, что все мучения не напрасны, что это страшное время закончится, и они вернуться в свои семьи победителями, и они не ошиблись так это и случилось. Известные исполнители приезжали для поддержания солдат в военные части, устраивая концерт военных песен. После, которых солдаты вдохновленные шли сражаться за свою Родину не думая и не жалея себя. Мы продолжаем любить и помнить песни, прославившиеся на войне, они веселые и грустные, но самое главное, что это песни победители, пусть, когда мы слушаем эти песни на глаза невольно наворачиваются слезы, но мы не должны забывать нашу историю и Великую Победу! А песни служат нам, достоверным напоминанием о тех временах!

В одной замечательной песне поется: « Кто сказал, что нужно бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Хорошая песня всегда была верным помощником бойца.

Всем известна песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая впервые была исполнена на Белорусском вокзале перед бойцами, уходившими на фронт, на 7 день войны. История создания песни очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой «Известие» в руках:

Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева- Кумача. Может, напишете песню?

Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее.

Музыка с ее призывными настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть….

Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг.

На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое- то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…С того памятного дня и началась ее большая жизнь.

Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа...

2.3.Военно – патриотические песни в современной России.

Военно-патриотическое воспитание в нашей стране переживает настоящее возрождение. Российским президентом одобрена соответствующая образовательная программа. Сегодня роль военно–патриотической песни также важна как и во все времена.

В местах локальных конфликтов, там где оказываются наши воины, продолжает звучать военная песня. Появился фестиваль солдатской песни, возникло много новых ансамблей военной песни, например «Ансамбль воздушно-десантных войск "Голубые береты". Он существует более шестнадцати лет. За эти годы "Береты" дали тысячи концертов и побывали во всех "горячих точках". Их график расписан на несколько месяцев вперед. Активная концертная деятельность группы продолжается и по сей день.

В наше время появляются новые патриотические песни. Без рекламы и шумихи эта патриотическая песня «Спецназ» стала своеобразным гимном сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД и Министерства обороны России, ведущих беспощадную борьбу с международными террористами. Эта песня практически ежегодно исполняется известным певцом Александром Буйновым в Кремлёвском дворце и в других концертных залах Москвы в дни торжественных мероприятий: 9 мая, 20 декабря, а также непосредственно в боевых частях в горячих точках России. Патриотическая песня «Спецназ» в своё время представлялась на конкурс ФСБ РФ как лучшее произведение о деятельности органов ФСБ в номинации «Музыкальное искусство».

Неслучайно эта песня стала своеобразным гимном сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД, Министерства обороны. Кстати, в своё время приказом Директора ФСБ песня была включена в число музыкальных, художественных произведений, рекомендованных для патриотического воспитания молодых сотрудников органов безопасности.

  1. Патриотизм

Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм – это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к своей стране и своему гражданству.

Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социальнопсихологические, мировоззренческие чувства патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.

Мы живём в тревожное время, когда расшатываются нравственные устои общества, падает духовность. Поэтому именно сейчас особенно важно возвратить юного человека к духовным истокам своей малой родины, открыть детям её историю, культуру, традиции.
Перестройка системы школьного образования и связанная с этим активизация методов учебно-воспитательной работы способствуют воспитанию у школьников интереса к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности.
Патриотическая и интернациональная работа нашей школы направлена на то, чтобы идейно и психологически подготовить учащихся к активной трудовой и общественно-полезной деятельности, воспитать у них чувство гордости за свою многонациональную Родину, выработать высокую нравственность. Но школа не может ограничиваться лишь воспитательной работой, проводимой на уроках. Мир нельзя познать только за партой. И как бы ни был красочен и увлекателен язык учебников, каким искусством красноречия не обладал бы учитель, патриотические подвиги людей лишь тогда будут иметь воспитывающее значение, когда ребенок ощутит их зримо, в наглядных проявлениях.

3. Заключение

Изучив и проанализировав теоретический материал по теме « Воздействие военно-патриотической песни на формирование чувства любви к Родине у школьников », мы выдвинули гипотезу, что именно военно-патриотическая песня во все времена являлась мощным средством агитации патриотизма.

В целях воспитания патриотизма, любви к Родине с 1998 года, ежегодно, в нашей школе проходит смотр строя и песни. В этом конкурсе учащиеся демонстрируют свою готовность к служению Отечеству, его вооруженной защите и знакомству с патриотической песней. Педагоги вместе с детьми изучают военные песни, род военных войск, военную форму. Во время подготовки к конкурсу учащиеся физически развиваются, у них формируется потребность в здоровом образе жизни. Победители смотра строя и военно-патриотической песни каждый год достойно выступают на городских смотрах, что подтверждают многочисленные почетные грамоты за 1 и 2 места. Ребята участвуют также в показательных выступлениях на празднике, посвященному Дню Победы (9 Мая).

И мы решили провести среди учащихся анкетирование, в котором ребята высказали свое мнение о воздействии патриотической песни в формировании у них чувства любви к Родине. Опрос проводился в 8 «б» и 9 «б» классах (приложение)

Вывод: Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Мы думаем, что в нашей школе развитие чувства патриотизма стоит, по приоритету, на одном из главных мест. Помогает в формировании патриотизма конкурс Смотра строя и песни, в котором в полной мере раскрывается любовь и уважение к военно-патриотической песне.

Воспитывает дисциплинированность, ответственность, чувство гордости, уважение к памяти погибших за Родину и чувство долга перед всеми, кто не щадя жизни, сражался за мир и счастье народа. И хочется верить, что воспитательная работа нашей школы действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.

То, что было истинно великим останется великим навсегда. Нельзя выпускать из памяти времен связующую нить. Заботясь о культурном и нравственном воспитании наших подростков, молодежи и воинов, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества.

Песни военных лет по-прежнему популярны в народе, в армейской среде. Они выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет. В них и сейчас звучат удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, любовь в те идеалы, за которые люди шли в бой, совершали подвиги.

  • Журнал «Музыка в школе» №5 2002г.
  • Блум Ф, Лезерсон А. «Мозг, разум и поведение»
  • Приложение



    Рекомендуем почитать

    Наверх