Исходники клиент серверного приложения delphi. Создание базы данных. Хранение уникальных данных для каждого клиента

Для Symbian 03.04.2019
Для Symbian

Итак, сначала о компоненте сервера IdTCPServer (закладка Indy Servers ). Для использования возможностей сервера этот компонент нужно поместить на форму (компонент неотображаемыи). При настройке компонента полезными являются следующие его свойства:

  • Active - активизирует или деактивизирует сервер (по умолчанию False );
  • Bindings - настраивает серверные сокеты (присоединяет их к определенно му порту компьютера, позволяет задавать диапазон IP-адресов и портов клиентов при помощи диалогового окна настройки свойства Binding ;
  • ListenQueue - численное значение, ограничивающее максимальное количество запросов на установление соединения от клиентов в очереди;
  • MaxConnections - позволяет ограничить максимальное количество клиентов, присоединенных к серверу;

Рассмотрим несколько подробнее настройку серверных гнезд с использованием свойства Bindings . Так, на рис. 1 показано, как при помощи диалогового окна свойства Binding настроить сервер на обслуживание клиентов с любыми IP-адресами, при этом серверный сокет присоединяется к порту 12340.

Рис. 1. Настройка свойства Binding .

На этом настройку сервера можно и завершить (хотя здесь используются далеко не все возможности компонента IdTCPServer ). Основная же работа сервера при обработке запросов клиентов может реализоваться в обработчике события OnExecute . В этот обработчик передается ссылка на объект TIdContext - поток, ассоциированный с клиентом, присоединенным к серверу. Посредством этого объекта (а точнее, его свойства Connection ) можно получать и отправлять данные, а также получать и устанавливать множество полезных параметров соединения. Первый пример использования объекта TIdContext при обработке запроса клиента приведен в листинге 1.

Теперь рассмотрим, как сконфигурировать клиент (IdTCPClient - закладка Indy Clients ), чтобы он был способен взаимодействовать с нашим сервером. Чтобы использовать компонент ТСР-клиента, достаточно поместить его на форму (компонент также неотображаемый).

После этого как минимум нужно настроить следующие его свойства (остальные упоминаются по мере необходимости в приведенных далее примерах):

  • Host - имя или IP-адрес компьютера, на котором запущен сервер;
  • Port - номер порта, к которому присоединен серверный сокет.

Вообще, даже эти свойства на этапе разработки формы настраивать не обязательно. Приложение получается гораздо более гибким, если давать, например, пользователю возможность выбрать (или ввести) имя или адрес сервера.

Простой обмен данными

В начале работы с описанными в предыдущем разделе компонентами IdTCPServer и IdTCPClient рассмотрим создание несложного клиент-серверного приложения, клиентская и серверная части которого выполняют следующие функции.

  • Клиентское приложение соединяется с сервером и отправляет ему введенную пользователем строку, ждет ответа, выводит полученный от сервера текст, отсоединяется от сервера.
  • Серверное приложение принимает строку от клиентского приложения и посылает ответ (также текстовый), после чего разрывает соединение. Плюс к этому ведется подсчет количества обслуженных клиентов и запоминается IP-адрес компьютера, с которого пришел последний запрос.

Реализация как серверного, так и клиентского приложений в нашем случае предельно проста. Проект серверного приложения называется SimpleServer . Внешний вид формы сервера (во время работы приложения) представлен на рис. 2.

Рис. 2. Внешний вид простого сервера

Текстовое поле (Edit ) с количеством обработанных запросов имеет имя txtCount , а текстовое поле с адресом последнего обслуженного компьютера названо txtFrom . Вся работа сервера заключается в обработке события Execute для компонента IdTCPServer , помещенного на форму (присоедините этот компонент к порту 12340 и установите значение свойства Active = True ) (листинг 1).

Листинг 1. Реализация простого сервера

Procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin section:= TCriticalSection.Create; end; procedure TForm1.IdTCPServer1Execute(AContext: TIdContext); var strText: String; begin //Принимаем от клиента строку strText:= AContext.Connection.Socket.ReadLn; //Отвечаем AContext.Connection.Socket.WriteLn("Took the line: " + strText); //Обновим сведения на форме сервера (сервер многопоточный, //поэтому используем синхронизацию section.Enter; Inc(processed, 1); txtCount.Text:= IntToStr(processed); txtFrom.Text:= AContext.Connection.Socket.Binding.PeerIP; section.Leave; //Закрываем соединение с пользователем AContext.Connection.Disconnect; end;

При ответе клиенту сервер только повторяет принятую от него строку с добавлением текста "Принял: " в начало строки.

Анализируя листинг 1 , можно заметить, что даже в рассматриваемом простейшем сервере пришлось применить синхронизацию при обновлении внешнего вида формы при помощи критической секции (необходимо дополнительно добавить имя модуля SyncObjs в секцию uses ).

Теперь рассмотрим реализацию клиентской части (проект SimpleClient ). Внешний вид клиентского приложения приведен на рис. 2.

Рис. 2. Внешний вид клиента

Естественно, что для работы клиентского приложения на форму помещен экземпляр компонента IdTCPClient (его имя - IdTCPClient1 ). Свойству Port этого компонента нужно присвоить значение 12340. Текстовое поле (Edit ) для ввода строки, подлежащей отправке не сервер, имеет имя txtMessage . Текстовое поле (Edit ), в которое вводится имя или адрес сервера, названо txtServer . Поле со строками ответов (Memo ) имеет имя txtResults .

Вся работа клиентского приложения выполняется при нажатии кнопки Обработать . Текст соответствующего обработчика приведен в листинге 2 .

Листинг 2. Реализация простого клиента

Procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin //Соединяемся с сервером и посылаем ему введенную команду IdTCPClient1.Host:= txtServer.Text; IdTCPClient1.Connect; IdTCPClient1.Socket.WriteLn(txtMessage.Text); txtMessage.Text:= ""; //Ожидаем ответ и закрываем соединение txtResults.Lines.Append(IdTCPClient1.Socket.ReadLn); IdTCPClient1.Disconnect; end;

Все, теперь можно запускать сервер и клиенты (на произвольном количестве компьютеров) и понаблюдать за результатами их работы. Только не забудьте запустить сервер до того, как будете обращаться к нему с помощью программы-клиента.

Исходный код . Выполнен на Delphi XE.

Слежение за компьютером по сети (IdTCPServer, IdTCPClient)

Теперь рассмотрим более интересный пример использования сетевых компонентов IdTCPServer и IdTCPCLient , который может быть полезен для людей, имеющих отношение к администрированию компьютеров сети.

Серверная программа предварительно запускается на наблюдаемом компьютере. В этом примере программа-сервер позволяет клиентской программе получать следующие сведения о компьютере, на котором она (программа-сервер) запущена:

  • разрешение монитора;
  • глубину цвета для монитора;
  • полноразмерную копию экрана;
  • копию экрана, уменьшенную (или увеличенную) до заданных размеров.

Для получения указанных сведений про грамма-клиент должна послать серверу следующие строковые значения:

  • get_screen_width - для получения ширины и get_screen_height -для получения высоты экрана в пикселах;
  • get_screen_colors - для получения значения установленной для монитора глубины цвета (бит на точку);
  • get_screen - для получения полноразмерной копии экрана;
  • get_screen: X, Y - для получения копии экрана, приведенной к размеру Х х Y .

Сначала рассмотрим реализацию сервера (проект SpyServer ). Весь код, обеспечивающий работу сервера, помещен в модуле Unit1.pas формы Form1 . Обработчик запросов клиентов - главная процедура для сервера - приводится в листинге 3.

Листинг 3. Обработчик клиентских запросов

Procedure TForm1.IdTCPServer1Execute(AThread: TIdPeerThread); var strText: String; width, height, i: Integer; dc: HDC; begin //принимаем от клиента строку strText:= AThread.Connection.ReadLn; //определяем, что нужно выполнить if strText = "get_screen_height" then //возвратим высоту экрана AThread.Connection.WriteInteger(Screen.Height) else if strText = "get_screen_width" then //возвратим ширину экрана AThread.Connection.WriteInteger(Screen.Width) else if strText = "get_screen_colors" then begin //возвратим количество бит на точку dc:= GetDC(0); AThread.Connection.WriteInteger(GetDeviceCaps(dc, BITSPIXEL)); ReleaseDC(0, dc) end else if strText = "get_screen" then //возвратим полноразмерную копию экрана SendScreen(Screen.Width, Screen.Height, AThread.Connection) else begin //строка вида "get_screen:x, y" //Определим значени высоты и ширины переданные пользователем strText:= Copy(strText, 12, Length(strText) - 11); i:= Pos(",", strText); //положение запятой width:= StrToInt(Copy(strText, 1, i - 1)); height:= StrToInt(Copy(strText, i+1, Length(strText) - i)); //возвратим копию экрана SendScreen(width, height, AThread.Connection); end; end;

Используемая в листинге 3 процедура SendScreen, отправляющая клиенту копию экрана, приведена в листинге 4.

Листинг 4. Снятие копии экрана

//процедура снимает копию экрана, приводит полученное //изображение к заданному размеру и отправляет //преобразованное изображение клиентской программе procedure SendScreen(width1: Integer; height1: Integer; Connection: TIdTCPServerConnection); var ScreenCopy: TCanvas; gr: TBitmap; stream: TMemoryStream; rcDest, rcSource: TRect; begin rcDest:= Rect(0,0,width1,height1); //конечный размер изображения rcSource:= Screen.DesktopRect; //исходный размер изображения //создаем канву и присоединяем ее к контексту Рабочего стола ScreenCopy:= TCanvas.Create; ScreenCopy.Handle:= GetDC(0); //создаем объект для хранения копии экрана и копируем изображение gr:= TBitmap.Create; gr.Height:= height1; gr.Width:= width1; gr.Canvas.CopyRect(rcDest, ScreenCopy, rcSource); ReleaseDC(0, ScreenCopy.Handle); //сохраняем изображение в поток данных stream:= TMemoryStream.Create; gr.SaveToStream(stream); //отправляем изображение клиенту Connection.WriteStream(stream, true, true); stream.Clear; stream.Free; gr.Free; end;

Как можно увидеть, даже самая сложная операция рассматриваемого сервера - копирование изображения - реализуется довольно просто благодаря наличию такого стандартного класса, как TMemoryStream .

Компонент IdTCPServer (с именем IdTCPServer1 ) в этом примере присоединен к порту 12341 (не забудьте также установить свойство Active = True ).

Теперь о реализации клиентского приложения (проект SpyClient ). Внешний вид формы (Form1 ) клиента во время работы приводится на рис. 3 (видно, что пользователь наблюдаемого компьютера только что проиграл в игру Сапер).

Рис. 3

Описания, имена и значения настроенных вручную свойств самых важных компонентов формы клиента приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные компоненты формы клиента слежения и их свойства

Работа клиентского приложения начинается с соединения с сервером. Код, отвечающий за эту опреацию, приведен в листинге 5.

Листинг 5.Соединение с сервером

Procedure TForm1.cmbConnectClick(Sender: TObject); begin if cmbConnect.Caption = "Подключиться" then begin if txtServer.Text = "" then //не введено имя сервера MessageDlg("Введите имя машины-сервера в текстовом поле", mtInformation, , 0) else begin //подключаемся к серверу IdTCPClient1.Host:= txtServer.Text; try IdTCPClient1.Connect; except MessageDlg("Не удается соединиться с указанным сервером", mtError, , 0); Exit; end; end end else //отключаемся от сервера IdTCPClient1.Disconnect; end;

Если соединение с сервером произошло успешно, то выполняется обработчик TForm1.IdTCPClient1Connected , подготавливающий приложение-клиент к периодическим запросам данных с сервера (листинг 6).

Листинг 6. Действия выполняемые при соединении с сервером

Procedure TForm1.IdTCPClient1Connected(Sender: TObject); begin txtServer.Enabled:= False; cmbConnect.Caption:= "Отключиться"; //начинаем периодически запрашивать данные с сервера Timer1.Enabled:= True; //выполним первый запрос, не дожидаясь срабатыввания таймера Timer1Timer(nil); end;

При отсоединении от сервера также выполняются действия, прекращающие периодические запросы данных и переводящие клиент в состояние ожидания подключения (первоначальное состояние программы) (листинг 7).

Листинг 7. Действия при отсоединении от сервера

Procedure TForm1.IdTCPClient1Disconnected(Sender: TObject); begin txtServer.Enabled:= True; cmbConnect.Caption:= "Подключиться"; Timer1.Enabled:= False; end;

Самой сложной частью клиентского приложения является обработка данных, присылаемых сервером. Клиентское приложение запрашивает данные по таймеру и обрабатывает полученные данные так, как показано в листинге 8.

Procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject); var stream: TMemoryStream; begin //запрашаваем у сервера данные о наблюдаемом компьютере with (IdTCPClient1) do begin //...разрешение WriteLn("get_screen_width"); WriteLn("get_screen_height"); lblResolution.Caption:= IntToStr(ReadInteger) + "x" + IntToStr(ReadInteger); //...глубина цвета WriteLn("get_screen_colors"); lblColors.Caption:= IntToStr(ReadInteger); //...копия экрана //.....1-й вариант - копирование экрана без сжатия //WriteLn("get_screen"); //.....2-й вариант - сжатие на стороне сервера WriteLn("get_screen:" + IntToStr(imgScreen.Width) + "," + IntToStr(imgScreen.Height)); //....получаем данные stream:= TMemoryStream.Create; ReadStream(stream); stream.Position:= 0; //....формируем изображение imgScreen.Picture.Bitmap.LoadFromStream(stream); stream.Clear; stream.Free; end; end;

В тексте листинга 8 создано большое количество комментариев, поэтому дополнительно пояснять его нет смысла. Остановимся лишь на том, зачем в процедуре TForm1.Timer1Timer предусмотрено два варианта получения изображения с сервера.

Все дело в том, что сжатие (в нашем примере разрешение экрана наблюдаемого компьютера больше размера компонента imgScreen ) на стороне сервера требует от компьютера, на котором запущено серверное приложение, большего процессорного времени на снятие копии экрана. Это снижает нагрузку на сеть при передаче изображения, а также экономит ресурсы компьютера-клиента. Но качество сжатого изображения в этом случае получается несколько хуже, чем когда мы предоставляем компоненту Image возможность масштабировать изображение самостоятельно.

Если же не использовать сжатие изображения на сервере, возрастает нагрузка на сеть при передаче полноразмерной копии экрана, а вся работа по сжатию изображения возлагается на компонент imgScreen (то есть дополнительно тратится процессорное время на компьютере клиента). При большом разрешении экрана наблюдаемого компьютера (или при наблюдении сразу за несколькими компьютерами) машина клиента, если она недостаточно мощная, может начать весьма ощутимо "тормозить". Качество сжатого изображения при этом получается более высоким.

В качестве более-менее эффективного решения можно предложить использовать большие промежутки времени между запросами данных с сервера слежения с масштабированием изображения на серверной стороне (если только машина сервера не является очень маломощной).

Исходный код . Выполнен на Delphi 7.

Введение

Данная статья посвящена созданию приложений архитектуры клиент/сервер в Borland Delphi на основе сокетов ("sockets" - гнезда ). В отличие от предыдущей статьи на тему сокетов, здесь мы разберем создание серверных приложений.

Следует сразу заметить, что для сосуществования отдельных приложений клиента и сервера не обязательно иметь несколько компьютеров. Достаточно иметь лишь один, на котором Вы одновременно запустите и сервер, и клиент. При этом нужно в качестве имени компьютера, к которому надо подключиться, использовать хост-имя localhost или IP-адрес - 127.0.0.1 .

Итак, начнем с теории. Если Вы убежденный практик (и в глаза не можете видеть всяких алгоритмов), то Вам следует пропустить этот раздел.

Алгоритм работы сокетного сервера

Что же позволяет делать сокетный сервер?.. По какому принципу он работает?.. Сервер, основанный на сокетном протоколе, позволяет обслуживать сразу множество клиентов. Причем, ограничение на их количество Вы можете указать сами (или вообще убрать это ограничение, как это сделано по умолчанию). Для каждого подключенного клиента сервер открывает отдельный сокет, по которому Вы можете обмениваться данными с клиентом. Также отличным решением является создание для каждого подключения отдельного процесса (Thread).

Разберем схему подробнее:

  • Определение св-в Port и ServerType - чтобы к серверу могли нормально подключаться клиенты, нужно, чтобы порт, используемый сервером точно совпадал с портом, используемым клиентом (и наоборот). Свойство ServerType определяет тип подключения (подробнее см.ниже);
  • Открытие сокета - открытие сокета и указанного порта. Здесь выполняется автоматическое начало ожидания подсоединения клиентов (Listen );
  • Подключение клиента и обмен данными с ним - здесь подключается клиент и идет обмен данными с ним. Подробней об этом этапе можно узнать ниже в этой статье и в статье про сокеты (клиентская часть);
  • Отключение клиента - Здесь клиент отключается и закрывается его сокетное соединение с сервером;
  • Закрытие сервера и сокета - По команде администратора сервер завершает свою работу, закрывая все открытые сокетные каналы и прекращая ожидание подключений клиентов.

Следует заметить, что пункты 3-4 повторяются многократно, т.е. эти пункты выполняются для каждого нового подключения клиента.

Примечание : Документации по сокетам в Дельфи на данный момент очень мало, так что, если Вы хотите максимально глубоко изучить эту тему, то советую просмотреть литературу и электронную документацию по Unix/Linux-системам - там очень хорошо описана теория работы с сокетами. Кроме того, для этих ОС есть множество примеров сокетных приложений (правда, в основном на C/C++ и Perl).

Краткое описание компонента TServerSocket

Здесь мы познакомимся с основными свойствами, методами и событиями компонента TServerSocket .

Свойства Методы События
Socket - класс TServerWinSocket, через который Вы имеете доступ к открытым сокетным каналам. Далее мы рассмотрим это свойство более подробно, т.к. оно, собственно и есть одно из главных. Тип: TServerWinSocket ;
ServerType - тип сервера. Может принимать одно из двух значений: stNonBlocking - синхронная работа с клиентскими сокетами. При таком типе сервера Вы можете работать с клиентами через события OnClientRead и OnClientWrite . stThreadBlocking - асинхронный тип. Для каждого клиентского сокетного канала создается отдельный процесс (Thread). Тип: TServerType ;
ThreadCacheSize - количество клиентских процессов (Thread), которые будут кэшироваться сервером. Здесь необходимо подбирать среднее значение в зависимости от загруженности Вашего сервера. Кэширование происходит для того, чтобы не создавать каждый раз отдельный процесс и не убивать закрытый сокет, а оставить их для дальнейшего использования. Тип: Integer ;
Active - показатель того, активен в данных момент сервер, или нет. Т.е., фактически, значение True указывает на то, что сервер работает и готов к приему клиентов, а False - сервер выключен. Чтобы запустить сервер, нужно просто присвоить этому свойству значение True . Тип: Boolean ;
Port - номер порта для установления соединений с клиентами. Порт у сервера и у клиентов должны быть одинаковыми. Рекомендуются значения от 1025 до 65535, т.к. от 1 до 1024 - могут быть заняты системой. Тип: Integer ;
Service - строка, определяющая службу (ftp , http , pop , и т.д.), порт которой будет использован. Это своеобразный справочник соответствия номеров портов различным стандартным протоколам. Тип: string ;
Open - Запускает сервер. По сути, эта команда идентична присвоению значения True свойству Active ;
Close - Останавливает сервер. По сути, эта команда идентична присвоению значения False свойству Active .
OnClientConnect - возникает, когда клиент установил сокетное соединение и ждет ответа сервера (OnAccept );
OnClientDisconnect - возникает, когда клиент отсоединился от сокетного канала;
OnClientError - возникает, когда текущая операция завершилась неудачно, т.е. произошла ошибка;
OnClientRead - возникает, когда клиент передал берверу какие-либо данные. Доступ к этим данным можно получить через пеаедаваемый параметр Socket: TCustomWinSocket ;
OnClientWrite - возникает, когда сервер может отправлять данные клиенту по сокету;
OnGetSocket - в обработчике этого события Вы можете отредактировать параметр ClientSocket ;
OnGetThread - в обработчике этого события Вы можете определить уникальный процесс (Thread) для каждого отдельного клиентского канала, присвоив параметру SocketThread нужную подзадачу TServerClientThread;
OnThreadStart , OnThreadEnd - возникает, когда подзадача (процесс, Thread) запускается или останавливается, соответственно;
OnAccept - возникает, когда сервер принимает клиента или отказывает ему в соединении;
OnListen - возникает, когда сервер переходит в режим ожидания подсоединения клиентов.

TServerSocket.Socket (TServerWinSocket)

Итак, как же сервер может отсылать данные клиенту? А принимать данные? В основном, если Вы работаете через события OnClientRead и OnClientWrite , то общаться с клиентом можно через параметр ClientSocket (TCustomWinSocket). Про работу с этим классом можно прочитать в статье про клиентские сокеты, т.к. отправка/посылка данных через этот класс аналогична - методы (Send/Receive)(Text,Buffer,Stream). Также и при работе с TServerSocket.Socket. Однако, т.к. здесь мы рассматриваем сервер, то следует выделить некоторые полезные свойства и методы:

  • ActiveConnections (Integer ) - количество подключенных клиентов;
  • ActiveThreads (Integеr ) - количество работающих процессов; Connections (array ) - массив, состоящий из отдельных классов TClientWinSocket для каждого подключенного клиента. Например, такая команда:
    ServerSocket1.Socket.Connections.SendText("Hello!");
    отсылает первому подключенному клиенту сообщение "Hello!". Команды для работы с элементами этого массива - также (Send/Receive)(Text,Buffer, Stream);
  • IdleThreads (Integer ) - количество свободных процессов. Такие процессы кэшируются сервером (см. ThreadCacheSize );
  • LocalAddress , LocalHost , LocalPort - соответственно - локальный IP-адрес, хост-имя, порт;
  • RemoteAddress , RemoteHost , RemotePort - соответственно - удаленный IP-адрес, хост-имя, порт;
  • Методы Lock и UnLock - соответственно, блокировка и разблокировка сокета.

Практика и примеры

А теперь рассмотрим вышеприведенное на конкретном примере. Скачать уже готовые исходники можно, щелкнув .

Итак, рассмотрим очень неплохой пример работы с TServerSocket (этот пример - наиболее наглядное пособие для изучения этого компонента). В приведенных ниже исходниках демонстрируется протоколирование всех важных событий сервера, плюс возможность принимать и отсылать текстовые сообщения:

Пример 1. Протоколирование и изучение работы сервера, посылка/прием сообщений через сокеты.

{... Здесь идет заголовок файла и определение формы TForm1 и ее экземпляра Form1} {Полный исходник смотри } procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin {Определяем порт и запускаем сервер} ServerSocket1.Port:= 1025; {Метод Insert вставляет строку в массив в указанную позицию} Memo2.Lines.Insert(0,"Server starting"); ServerSocket1.Open; end; procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); begin {Останавливаем сервер} ServerSocket1.Active:= False; Memo2.Lines.Insert(0,"Server stopped"); end; procedure TForm1.ServerSocket1Listen(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin {Здесь сервер "прослушивает" сокет на наличие клиентов} Memo2.Lines.Insert(0,"Listening on port "+IntToStr(ServerSocket1.Port)); end; procedure TForm1.ServerSocket1Accept(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin {Здесь сервер принимает клиента} Memo2.Lines.Insert(0,"Client connection accepted"); end; procedure TForm1.ServerSocket1ClientConnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin {Здесь клиент подсоединяется} Memo2.Lines.Insert(0,"Client connected"); end; procedure TForm1.ServerSocket1ClientDisconnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin {Здесь клиент отсоединяется} Memo2.Lines.Insert(0,"Client disconnected"); end; procedure TForm1.ServerSocket1ClientError(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket; ErrorEvent: TErrorEvent; var ErrorCode: Integer); begin {Произошла ошибка - выводим ее код} Memo2.Lines.Insert(0,"Client error. Code = "+IntToStr(ErrorCode)); end; procedure TForm1.ServerSocket1ClientRead(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin {От клиента получено сообщение - выводим его в Memo1} Memo2.Lines.Insert(0,"Message received from client"); Memo1.Lines.Insert(0,"> "+Socket.ReceiveText); end; procedure TForm1.ServerSocket1ClientWrite(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin {Теперь можно слать данные в сокет} Memo2.Lines.Insert(0,"Now can write to socket"); end; procedure TForm1.ServerSocket1GetSocket(Sender: TObject; Socket: Integer; var ClientSocket: TServerClientWinSocket); begin Memo2.Lines.Insert(0,"Get socket"); end; procedure TForm1.ServerSocket1GetThread(Sender: TObject; ClientSocket: TServerClientWinSocket; var SocketThread: TServerClientThread); begin Memo2.Lines.Insert(0,"Get Thread"); end; procedure TForm1.ServerSocket1ThreadEnd(Sender: TObject; Thread: TServerClientThread); begin Memo2.Lines.Insert(0,"Thread end"); end; procedure TForm1.ServerSocket1ThreadStart(Sender: TObject; Thread: TServerClientThread); begin Memo2.Lines.Insert(0,"Thread start"); end; procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject); var i: Integer; begin {Посылаем ВСЕМ клиентам сообщение из Edit1} for i:= 0 to ServerSocket1.Socket.ActiveConnections-1 do begin ServerSocket1.Socket.Connections[i].SendText(Edit1.Text); end; Memo1.Lines.Insert(0,"< "+Edit1.Text); end;

Приемы работы с TServerSocket (и просто с сокетами)

Хранение уникальных данных для каждого клиента.

Наверняка, если Ваш сервер будет обслуживать множество клиентов, то Вам потребуется хранить какую-либо информацию для каждого клиента (имя, и др.), причем с привязкой этой информации к сокету данного клиента. В некоторых случаях делать все это вручную (привязка к handle сокета, массивы клиентов, и т.д.) не очень удобно. Поэтому для каждого сокета существует специальное свойство - Data . На самом деле, Data - это всего-навсего указатель. Поэтому, записывая данные клиента в это свойство будьте внимательны и следуйте правилам работы с указателями (выделение памяти, определение типа, и т.д.)!

Посылка файлов через сокет.

Здесь мы рассмотрим посылку файлов через сокет (по просьбе JINX-а) :-). Итак, как же послать файл по сокету? Очень просто! Достаточно лишь открыть этот файл как файловый поток (TFileStream) и отправить его через сокет (SendStream)! Рассмотрим это на примере:

Нужно заметить, что метод SendStream используется не только сервером, но и клиентом (ClientSocket1.Socket.SendStream(srcfile) )

Почему несколько блоков при передаче могут обьединяться в один

Это тоже по просьбе JINX-а:-). За это ему огромное спасибо! Итак, во-первых, надо заметить, что посылаемые через сокет данные могут не только объединяться в один блок, но и разъединяться по нескольким блокам. Дело в том, что сокет - обычный поток, но в отличие, скажем, от файлового (TFileStream), он передает данные медленнее (сами понимаете - сеть, ограниченный трафик, и т.д.). Именно поэтому две команды:
ServerSocket1.Socket.Connections.SendText("Hello, ");
ServerSocket1.Socket.Connections.SendText("world!");
совершенно идентичны одной команде:
ServerSocket1.Socket.Connections.SendText("Hello, world!");

И именно поэтому, если Вы отправите через сокет файл, скажем, в 100 Кб, то тому, кому Вы посылали этот блок, придет несколько блоков с размерами, которые зависят от трафика и загруженности линии. Причем, размеры не обязательно будут одинаковыми. Отсюда следует, что для того, чтобы принять файл или любые другие данные большого размера, Вам следует принимать блоки данных, а затем объединять их в одно целое (и сохранять, например, в файл). Отличным решением данной задачи является тот же файловый поток - TFileStream (либо поток в памяти - TMemoryStream). Принимать частички данных из сокета можно через событие OnRead (OnClientRead), используя универсальный метод ReceiveBuf . Определить размер полученного блока можно методом ReceiveLength . Также можно воспользоваться сокетным потоком (см. статью про TClientSocket). А вот и небольшой примерчик (приблизительный):

Как следить за сокетом

Это вопрос сложный и требует долгого рассмотрения. Пока лишь замечу, что созданный Вашей программой сокет Вы можете промониторить всегда:-). Сокеты (как и большинство объектов в Windows) имеют свой дескриптор (handle), записанный в свойстве Handle. Так вот, узнав этот дескриптор Вы свободно сможете управлять любым сокетом (даже созданным чужой программой)! Однако, скорее всего, чтобы следить за чужим сокетом, Вам придется использовать исключительно функции WinAPI Sockets.

Эпилог

В этой статье отображены основные приемы работы с компонентом TServerSocket в Дельфи и несколько общих приемов для обмена данными по сокетам. Если у Вас есть вопросы - скидывайте их мне на E-mail: [email protected] , а еще лучше - пишите в конференции этого сайта (Delphi. Общие вопросы), чтобы и другие пользователи смогли увидеть Ваш вопрос и попытаться на него ответить!

Карих Николай (Nitro ). Московская область, г.Жуковский

Откроем Delphi и по команде File/Save Project As… сохраним проект в той же папке, где мы сохранили базу данных. Адрес папки C:\БДIBExpert . Сохраним pas файл под именем TelSprav1.pas , а dpr файл TelSprav.dpr . В этом окне в свойстве Caption напишем «Телефонный справочник », в свойстве Name пишем «TelefonSprav». Кинем на форму компонент MainMenu и дважды щёлкнем по нему, появится окно (рис. 50).

Рисунок 50

В свойстве Caption напишем «Файл », в свойстве Name пишем «Fille ». Щёлкнем кнопкой мыши по синему прямоугольнику, снизу появится другой прямоугольник (рис. 51).

Рисунок 51

Выделим его. В свойстве Caption напишем «Закрыть », в свойстве Name пишем «Zakrit ». Выделим прямоугольник справа. В свойстве Caption напишем «Редактирование », в свойстве Name пишем «Redaktirov » и так далее. В результате у нас должны получится примерно вот такие подменю (рис. 52, рис 53, рис 54).

Рисунок 52

Рисунок 53

Рисунок 54

Теперь бросим на форму компонент ToolBar , с вкладки Win32. Свойство Align выставим в alTop. В свойстве EdgeBorders выставим всё в True. Данный компонент позволяем нам ставить на нём кнопки. В этом и заключается его основная роль. Щёлкнем по нему правой кнопкой мыши и в появившемся подменю выберем NewButton (рис. 55).

Рисунок 55

Появится кнопка, для которой нужно будет выбрать картинку. Но сначала в свойстве Name пишем «Dob ». Чтобы отобразить картинку надо, с этой же вкладки, бросить компонент ImageList и дважды щёлкнуть по нему. Появится диалоговое окно (рис. 56), в котором нажатием кнопки Add… нужно выбрать соответствующие картинки размером 16х16. После того как все картинки выбраны, нажмём кнопку OK.

Рисунок 56

Выделим компонент ToolBar1 и в свойстве Imeges в ниспадающем меню выберем ImageList1. На кнопке сразу появится картинка. Если картинка должна быть другая, то нужно выделить кнопку и в свойстве ImageIndex в ниспадающем меню выбрать подходящую.

Нажмём правой кнопкой мыши по компоненту ToolBar1 и в появившемся подменю выберем NewSeparator (рис. 55). Около кнопки появится разделитель. Не будем для него изменять свойство Name, т.к. это всего лишь разделитель между кнопками. Лучше изменим его ширину Width. Сделаем его равным 5. Точно так же создаём ещё три кнопки. Во второй кнопке в свойстве Name пишем «Red ». В третьей «Ydali ». В четвёртой «Exiit ». Между кнопками ставим разделитель NewSeparator. Поставим ещё один разделитель шириной равной примерно 50. Бросим около разделителя компонент Label и в свойстве Caption пишем Фамилия. Рядом с компонентом Label1 поставим компонент Edit, в свойстве Name пишем «Familiya ». Между компонентами, Label и Edit , роль разделителя играет пробел в набранном слове Фамилия. Бросим ещё пару компонентов Label и Edit. У последнего в свойстве Name выставим «Telefon ». У обоих компонентов Edit надо очистить свойство Text. Рядом с компонентом для ввода телефона (Edit) расположим компонент Button, в свойстве Name введём Naiti.

Теперь с вкладки Data Controls надо бросить на форму компонент DBGrid. Растяните его по всему окну, свойство Align выставим в alClient. У нас должно поучиться нечто подобное (рис. 57).

Рисунок 57

Внешний вид главного окна построен.

Компоненты для доступа к базе данных мы разместим в отдельном модуле. Выполним команду File/New/Other… и в появившемся окне (рис. 58) выберем DataModule, нажмём кнопку OK. Сохраним в той же папке, с таким же именем DataModule1.pas и DataModule.dpr.

Рисунок 58

В свойстве Name пишем название короче DM . Вот в этом окне и будут размещаться компоненты для доступа к БД. С вкладки InterBase разместим следующие компоненты: IBDatabase, IBStoredProc, IBQuery, IBTransaction. Оставим без изменения их названия, т.к. мы их в окно бросили первыми. Они будут расположены с цифрой 1 в конце. С вкладки Data Access бросим компонент DataSource в ниспадающем списке DataSet выберем IBQuery1.

Сейчас распишем, какую роль играет каждый компонент:

  • IBDatabase - центральный компонент для соединения с базой данных. Один компонент может быть связан только с одной базой данных в конкретный момент времени;
  • IBStoredProc – компонент предназначен для работы с хранимыми процедурами. Позволяет выполнять их, подавать входные данные и получать результат выполнения (выходные данные);
  • IBQuery - позволяет отправлять запросы к базе данных и получать результат их выполнения. Компонент является полным аналогом компонента TQuery. Основное свойство SQL;
  • IBTransaction - отвечает за работу всех транзакций для связанной с данным компонентом базой данных;
  • DataSource - Является связующим звеном между наборами данных, представленных компонентами TIBQuery и TIBStoredProc, и визуальными компонентами отображения и управления данными.
Не будем расписывать каждое из свойств во всех этих компонентах. В процессе создания БД, нам в любом случае придётся, познакомится со свойством, которое мы будем использовать.

Итак, щёлкнем правой кнопкой мыши по компоненту IBDatabase, вылезет контекстное меню (рис. 59).

Рисунок 59

В котором надо выбрать пункт Database Editor… Появится окно Database Component Editor (рис. 60).

Рисунок 60

В разделе Connection выберем Local, т.к. мы пока создаём локальную баз данных. В поле Database нужно ввести имя нашей БД. Можно конечно набрать всё ручками, но удобнее нажать кнопку Browse. Если сейчас залезть в папку с нашей базой данных (TELEFONSPRAVOCHNIK.FDB), то она в этой папке отображаться не будет. Для того чтобы выбрать эту БД необходимо в строке Тип файлов выбрать AllFiles(*.*). Вот теперь все файлы, из этой папки, отобразятся. Выберем файл БД (TELEFONSPRAVOCHNIK.FDB) и щёлкнем OK.

В разделе Database Parameters в поле User Name введём логин – SYSDBA, в поле PassWord вводим пароль – masterkey. Логин и пароль должны быть обязательно такими же, какими вводились при создании БД в IBExpert. Управлять, конечно, мы будем базой данных с помощью программы написанной в Delphi.

В ниспадающем списке Character Set выберем Win1251. Уберём галочку Login Prompt, чтобы каждый раз не вводить пароль. Справа в окне Settings отображается всё, что мы обозначили и ввели.

Теперь нужно нажать кнопку Test. Прежде чем нажать кнопку OK, надо протестировать БД. Появится окно (рис. 61).

Рисунок 61

Если появилось с сообщением об ошибке, то одна из причин может быть – несовместимость с программой InterBase. Для устранения этой ошибки необходимо надо удалить программу InterBase, если она установлена. И обязательно нужно вручную удалить файл библиотеки gds32.dll по адресу C:\WINDOWS\system32.

После этих удалений придётся удалить и FireBird, т.к. мы удалили библиотеку, IBExpert не сможет уже нормально работать. После всех этих действий необходимо переустановить FireBird. Причин ошибки несколько, но эта самая распространённая.

Выделим компонент IBQuery1 и в свойстве Database выберем IBDatabase1. Свойство Database указывает компонент TIBDatabase, связанный с данным набором данных. В свойстве Transaction выбираем IBTransaction1. Свойство Transaction отвечает за выбор транзакции.

Основное свойство компонента TQuery SQL, имеющего тип TStrings . Этот список строк, содержащих запросы SQL, который покажет, с какой таблицей или таблицами будет проводиться работа. Но далее во время выполнения приложения свойство SQL может формироваться программно методами, обычными для класса TStrings : Clear – очистка, Add – добавление строки и т.д.

Итак в свойстве SQL щёлкнем кнопку с тремя точками и в появившемся окне введём SQL запрос (рис. 62).

Рисунок 62

Запрос звучит так – выбрать все поля (SELECT * ) из таблицы TELEPHON_SPRAVOCCHNIK (FROM TELEPHON_SPRAVOCCHNIK) и отсортировать (по возрастанию) по полю KEY (ORDER BY KEY). Нажимаем кнопку OK.

Выделим компонент IBTransaction1 и в свойстве DefaultDatabase выберем IBDatabase1 .

Выделим компонент IBStoredProc1, в свойстве Database выберем IBDatabase1 . В свойстве StoredProcName из ниспадающего списка выберем нашу процедуру TEL_SPRAV_PROC написанную в IBExpert.

Выделим IBQuery1, свойство Active выставим в True .

Подключим к данному модулю (DataModule1) главный модуль TelSprav1 , выполнив команду File/Use Unit…, в появившемся окне (рис. 63.)

Рисунок 63

выберем TelSprav1 и нажмём кнопку Use Unit. После слова implementation в данном модуле вылезет раздел uses с именем главного модуля TelSprav1. Вот теперь модуль DataModule1 знает о существовании главного модуля TelSprav1.

Перейдём в главный модуль TelSprav1 и теперь к нему подключим модуль DataModule1. Сейчас эти два модуля знают о существовании друг друга.

Выделим сетку DBGrid1 и в ниспадающем меню свойства DataSource выбираем DM.DataSource1 . В нашей сетке появятся имена полей БД.

Теперь создадим окно для добавления данных и их редактирования. Выполним команду File/New/Form. Первым делом сохраним форму по команде File/Save Project As… В поле Имя файла модуля введём DobavRedakt1.pas , а Имя формы - DobavRedakt.dpr . В свойстве Name ведём имя формы DobRed. Кинем на форму необходимые, для ввода и редактирования данных, компоненты:

  1. TEdit - для ввода фамилии. В свойстве Name пишем Familiya. В свойстве Text очистим поле ввода;
  2. TEdit - для ввода имени. В свойстве Name пишем Imya. В свойстве Text очистим поле ввода;
  3. TDateTimePicker – для ввода даты. В свойстве Name пишем VData. В ниспадающем списке свойства DateMode выберем dmUpDown, если хотите, можете выбрать другое значение;
  4. TEdit - для ввода номера телефона. В свойстве Name пишем NomerTelefona. В свойстве Text очистим поле ввода;
  5. TEdit - для ввода электронного адреса. В свойстве Name пишем EMail. В свойстве Text очистим поле ввода;
  6. TCheckBox – признак принадлежности сотового телефона. Если во время исполнения программы поставить галочку, то сотовый телефон есть у данного человека. В свойстве Caption пишем Мобильник. В свойстве Name пишем Mobilnik;
  7. TComboBox – ниспадающий список для выбора города. В свойстве Name пишем Gorod. В свойстве Text очистим поле ввода;
  8. TButton – кнопка для подтверждения добавления данных. В свойстве Name пишем Dobavit. В свойстве Caption пишем OK;
  9. TButton – кнопка для подтверждения редактирования данных. В свойстве Name пишем Redact. В свойстве Caption пишем OK.
Мы кинули на форму 2 одинаковые кнопки, потому что, нажатие отдельной кнопки, и будет определять какое действие должно произвестись над данными. Конечно это способ нерациональный, но зато эффективный.

Сохраним форму. Закроем проект и снова его откроем. После открытия проекта нам нужно увидеть вкладку DobavRedakt1 (Рис. 64).

Рисунок 64

Выполним команду Project/Add to Project… и в появившемся окне (рис. 65).

Рисунок 65

Выберем файл DobavRedakt1.pas и нажмём кнопку OK. По этой же команде выберем файл DataModule1.pas , если у нас нет вкладки DataModule1. Данная команда применяется только в том случае, когда в окне Project Manager отсутствуют необходимые нам pas и dpr файлы. Окно Project Manager вылезет по команде View/Project/Manager…

Подключим модуль редактирования DobavRedakt1 к главному модулю TelSprav1. Так же и к модулю редактирования подключим главный модуль и DataModule1.

Ну всё! Необходимые, на данном этапе, окна созданы. Переходим непосредственно к программированию.

В обработчике события OnClick (главного модуля) для кнопки Dobavit пишем следующий код:

procedure TTelefonSprav.DabavitClick(Sender: TObject);
begin
  {если была нажата кнопка "Dobavit", то делаем
   переменную "ExiStsDobRed" активной}

     ExiStsDobRed:=true;
  //по нажатию кнопки "Dabavit" - "Tag=1"
     tag:=1;
  //делаем доступной кнопку "Dob"
     DobRed.Dobav.Visible:=true;
  //недоступной кнопку “red”
     DobRed.Redact.Visible:=false;
  //открываем окно
     DobRed.ShowModal;
end;

Объявим глобальную переменную ExiStsDobRed в разделе Var . Выглядеть это будет, в модуле, вот так.

var
  TelefonSprav: TTelefonSprav;
  ExiStsDobRed: boolean=false;

Данная переменная показывает признак открытия окна Добавления и Редактирования данных. Эта переменная логического типа и равна по умолчанию False. При нажатии на кнопку "Dobavit" переменная ExiStsDobRed равна True.

У каждого компонента есть свойство Tag, которое можно использовать, в качестве глобальной переменной целого типа, по своему усмотрению. Присваиваем 1 свойству Tag, именно по этому значению будет выходить именно та кнопка которая необходима. Например: мы нажали на кнопку Dobav, сработает событие описанное выше.

Как я уже упоминал у нас в окне добавления и редактирования данных находятся 2 кнопки Dobav, Redact (рис. 66).

Рисунок 66

На рисунке отображены две кнопки, ну а в реальности отображается только одна. Так как в четвёртой строчке кода мы кнопку Redact делаем невидимой. В третьей строчке делаем доступной кнопку Dobav. За эти действия отвечает свойство Visible. В последней строчке показываем окно для Добавления или Редактирования данных.

В этом уроке я покажу вам, как можно создавать различные сетевые приложения на Delphi с использованием компонентов TServerSocket и TClientSocket. Данный урок поможет вам в разработке своих программ или компьютерных игр, которые смогут взаимодействовать посредством локальной или сети Интернет.

Для начала давайте найдем необходимые компоненты TServerSocket и TClientSocket. Чаще всего они не входят в стандартный пакет установки Delphi, но их можно установить дополнительно. Для этого запустим Delphi, зайдем в «Component/Install Packages», затем нажмем кнопку «Add». В открывшемся диалоговом окне нужно найти файл «dclsocketsXX.bpl» (он лежит в папке bin, которая находится в папке с Delphi), где XX — это числовой номер версии вашего Delphi. Находим файл, нажимаем «Открыть», а затем в окне «Install Packages» нажимаем «OK».

Теперь, во вкладке «Internet» появились два компонента — TServerSocket и TClientSocket, работу с которыми мы и будем рассматривать в этом уроке.

Не сложно догадаться по названиям самих компонентов, что компонент TClientSocket выполняет роль клиента в сети, который подсоединяется к серверу с компонентом TServerSocket.

В рамках данной статьи, в качестве сервера мы будем рассматривать серверную программу, которая выполняет роль сервера, а клиентами мы будем называть клиентские программы, которые соединяются с сервером.

Сервер служит обычно для сетевого взаимодействия клиентов. Таким образом клиент может отсылать какую-либо информацию на сервер, а сервер будет эту информацию отсылать остальным клиентам.

Давайте рассмотрим работу сетевого чата. Предположим, что к серверу чата подключено несколько клиентов. Один из клиентов отправляет новое сообщение на сервер. Сервер принимает сообщение и отправляет его обратно остальным клиентам. Остальные клиенты принимают сообщение с сервера и таким образом и осуществляется передача сообщений чата.

Такие сетевые приложения, в работе которых участвуют клиент и сервер, называются клиент-серверными приложениями.

Теперь попробуем разобраться, как же все таки работать с этими компонентами. Попробуем реализовать аналогичный клиент-серверный чат.

Для начала создадим сервер, который должен принимать сообщение и отсылать его всем клиентам обратно.

Создадим новое приложение в Delphi, поместим на него компонент TServerSocket и в его параметрах укажем следующие значения:

Active = false
Name = srv
Port = 22500
ServerType = stNonBlocking

Параметр Active отвечает за состояние сервера, активен он или не активен на данный момент.

В событие OnCreate формы не забудем добавить srv.active:=true, чтобы сервер запустился.

В параметре Port необходимо указать порт, по которому будут передаваться пакеты с информацией от клиента к серверу и обратно.

Также поместим на форму компонент Memo1 (дадим ему название log), который нам понадобиться для того, чтобы отслеживать работу чата.

Теперь у srv создадим событие onClientConnect, в котором мы сможем фиксировать подключения клиентов к серверу. В коде самого события напишем:

procedure TForm1.srvClientConnect(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
begin
log.Lines.Add(‘Подключился клиент с IP адресом ‘+Socket.RemoteAddress);
end;

Таким образом мы можем узнать IP адрес подключившегося к серверу клиента.

В переменной Socket в событии хранится вся необходимая информация о клиента, который произвел подключение к серверу.

Обработчик события onClientRead служит для получения и обработки пришедшей от клиента информации. Рассмотрим пример:

procedure TForm1.srvClientRead(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket);
var
str:string;
i:integer;
begin
str:=Socket.ReceiveText;
log.Lines.Add(str);
for i:= 0 to srv.Socket.ActiveConnections -1 do
srv.Socket.Connections[i].SendText(str);
end;

Переменной str мы присваиваем значение принятого текстового сообщения от клиента и добавляем принятое сообщение в лог. После этого мы отсылаем сообщение всем клиентам. Кол-во подключенных клиентов можно узнать в srv.Socket.ActiveConnections.

Предположим, если мы хотим отправить сообщение конкретному клиенту, то это можно сделать так:

srv.Socket.Connections[a].SendText(‘test message’);

В данном случае в качестве переменной a выступает числовой идентификатор в srv.Socket.Connections. Эти идентификаторы находятся в диапазоне от 0 до srv.Socket.ActiveConnections -1. Но как же, например, отправить сообщение клиенту с определенным IP адресом, который нам извествен заранее? Делается это так:

for i:= 0 to srv.Socket.ActiveConnections -1 do
if srv.Socket.Connections[i].RemoteAddress= ‘123.123.123.123’ then begin
srv.Socket.Connections[i].SendText(‘test message’);
break;
end;

Мы перебираем все соединения на сервере. Если IP адрес клиента совпадает с «123.123.123.123» (может быть и любой другой), то отправляем сообщение этому клиенту и завершаем цикл.

Ну и наконец, рассмотрим еще одно событие у TServerSocket — onClientDisconnect, которое обрабатывает отключение клиента от сервера.

procedure TForm1.srvClientDisconnect(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
begin
log.Lines.Add(‘Клиент ‘+socket.RemoteAddress+’ отключился от сервера.’);
end;

Теперь перейдем к клиенту. Создадим новое приложение Delphi и поместим в него компонент TClientSocket и дадим этому компоненту имя «client». Присвоим параметрам компонента client значения:

Active = false
Port = 25500
ClientType = ctNonBlocking
Address = 127.0.0.1

В параметре address укажите IP адрес компьютера, на котором запущено серверное приложение. Если провести подключение по IP адресу «127.0.0.1», то компьютер подключится грубо говоря сам к себе и будет работать с серверной программой, которая запущена там же, где и запущена клиентская. Такой способ очень удобен для тестирования сетевых приложений.

Значение Port у клиента необходимо присвоить такое же как и у сервера!

Также добавим компонент TMemo с именем log, чтобы отображать пришедшие от сервера сообщения.

Рассмотрим параметр OnCreate формы, где производиться подключение к серверу.

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
{Пытаемся установить соединение}
ClientSocket1.Open;
end;

Теперь разместим на форме клиента кнопку Button1 и однострочное текстовое поле Edit1. Они нам понадобятся для отправки сообщений на сервер. В событии OnClick у компонента Button1 напишите:

Client.Socket.SendText(Edit1.Text);

Таким образом на сервер будет отправляться сообщение, введенное в Edit1.

После того как сообщение было отослано на сервер, сервер отсылает сообщение всем клиентам, поэтому нужно принять сообщение от сервера. Для этого нам понадобиться событие OnRead:

procedure ClientRead(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket);
begin
{Если пришло сообщение — добавляем его в log}
Log.Lines.Add(Socket.ReceiveText);
end;

Осталось только написать событие отключения от сервера. Для этого можем создать еще одну кнопку и в ее событии OnClick указать

Client.close;

Запустите клиент и сервер. Попробуйте отослать сообщение на сервер, сервер в ответ должен вернуть его вам. Если возникает ошибка «Asynchronous socket error 10061», то это скорее всего связано с недоступностью сервера. Проверьте соответствие портов, IP адресов и работоспособность сетевого соединения.

Для разработки приложения «Телефонный справочник» используется среда визуального программирования Delphi 7. Проект программы будет содержать три окна:

  • 1. fMain - главная форма программы.
  • 2. fEditor - форма добавления/редактирования записей.
  • 3. fDM - модуль данных.

На форму fDM добавим компонент ADOConnection, 1 компонент типа ADOTable, 1 компонент типа DataSource. Щелкните дважды по свойству ConnectionString компонента ADOConnection. Откроется окно подключения компонента к ADO (Рис.2.):

Puc. 2. Окно подключения к ADO.

Нажмем кнопку Build. Открывается новое окно (Рис.3.), содержащее настройки подключения:

Рис. 3.

Выбрать Поставщик данных - Microsoft OLE DB Provider for SQL Server. На вкладке Подключение: выбрать имя сервера, на котором расположена ваша БД. Теперь свойство Connected переведем в True. У ADOTable изменим следующие свойства: Connection на ADOConnection1; TableName на Abonent; Active на True. У DataSource изменить следующие свойства (это будет ссылка на таблицу): DataSet на ADOTable.

Перейдем на главную форму. Выберем команду File -> Use Unit и подключите к ней модуль DM. Теперь мы сможем видеть таблицы из главной формы.

Разместим на главной форме компоненты. Они находятся в области главного окна интегрированной среды, которая называется палитрой компонентов (Рис.4.).

Рис. 4.

На главную форму fMain добавим три кнопки Button (Рис.5). Они предназначены для редактирования текущей записи, добавления новой и удаления.

Рис.5.

На вкладке DataControls сосредоточены визуальные (видимые пользователю) компоненты отображения данных, такие как DBGrid (сетка, отображающая все данные в виде таблицы, и позволяющая редактировать их), DBEdit (поле редактирования данных, предназначенная для ввода или редактирования одного поля записи, то есть, ячейки таблицы), DBMemo (для редактирования MEMO-полей) и т.д. Единственным исключением является компонент DBNavigator. Этот компонент предназначен не для отображения данных, а для перемещения по записям набора данных, для вставки новой записи или удаления старой. Добавим и выделим сетку DBGrid, в ее свойстве DataSource выберите fDM.ADOTable. Сетка среагирована, и мы видим названия полей (Рис.6.).

Рис. 6.

Теперь создадим фильтр записей по различным критериям. Для этого добавим на форму два компонента GroupBox. В инспекторе объекта (Рис.7.) в свойстве Caption компонента GroupBox1 введем «Фильтр по одному полю», а у компонента GroupBox2 «Фильтр по нескольким полям».

Рис.7.

На GroupBox1 добавим 3 метки Label, 1 ComboBox, 1 Edit, и 2 RadioButton. У Label1 в свойстве Caption напишем «Поиск в», у Label2 «Введите данные», у Label3 «Способ». В свойстве Items компонента ComboBox введем две строки: фамилия, телефон (Рис.8.).

Рис.8.

У RadioButton свойство Caption «С начала строки» и «Любое вхождение». На второй GroupBox добавим три метки Label со свойством Caption: Фамилия, Имя, Телефон. Три компонента Edit и одну кнопку Button со свойством Caption «Найти». И добавим на форму еще одну кнопку Button, для снятия фильтра.

Теперь сделаем окно редактора данных. Создадим новую форму (File -> New -> Form). Ее свойство Name переименуем в fEditor. Командой File -> Use Unit подключим к форме модуль данных DM. Теперь нам нужно установить на форму такие компоненты: 8 Label, 7 DBEdit, 1 DBComboBox.

Доработаем компонент DBComboBox. Щелкним дважды по его свойству Items, открыв редактор. В нем введем три строки:

Улица

Переулок

Проспект

Сохраним текст, нажав кнопку ОК.

Подключим компоненты контроля. Удерживая , выделим все компоненты контроля (все компоненты, кроме Label). В их свойстве DataSource выберем fDM.DSLichData, подключив компоненты к нужному набору данных (таблице). Снимем общее выделение, и выделим первый DBEdit. В его свойстве DataField выберем поле "Фамилия". Это свойство подключает выбранный компонент к определенному полю таблицы. Таким же образом подключим к соответствующим полям остальные компоненты.

В правой нижней части установим навигационный компонент DBNavigator с вкладки Data Controls. Этот компонент предназначен для перемещения по записям, включения режима редактирования записи, сохранения или отмены сделанных изменений, добавления новой записи или удаления существующей. В его свойстве DataSource выбираем fDM.DSLichData, чтобы подключить компонент к главной таблице. Нам нужна от этого компонента только возможность перехода на начало или конец таблицы, на следующую или предыдущую запись. Поэтому раскроем его свойство VisibleButtons (видимость кнопок компонента) и переведем в False все кнопки, кроме nbFirst, nbPrior, nbNext и nbLast. Нажатие на эти кнопки приведет к вызову соответствующих методов компонента ADOTable. Эти методы делают следующее:

First - переход на первую запись таблицы. Prior - переход на предыдущую запись. Next - переход на следующую запись. Last - переход на последнюю запись.

Когда у DBNavigator останется всего четыре кнопки, эти кнопки окажутся вытянутыми. Уменьшим ширину компонента, чтобы кнопки приняли более привычный вид.

fDM.TLichData.Append;

DBEdit1.SetFocus;

Методом Append добавляем в таблицу новую запись. Далее мы переводит фокус ввода на DBEdit1, чтобы пользователю не пришлось делать это самому.

if fDM.TLichData.Modified then

fDM.TLichData.Post;

Здесь сохраняем изменения в таблице, если они были, и закрываем окно.

Переходим к главной форме. Начнем с кнопки "Новый абонент". потребуется добавить новую запись в каждую таблицу, после чего открыть окно редактора:

fDM.TLichData.Append;

fEditor.ShowModal;

Сгенерируем процедуру OnClick для кнопки "Редактировать". Тут будет лишь одна строчка кода:

fEditor.ShowModal;

В результате откроется окно редактора, и компоненты будут отображать данные текущей записи.

Код для кнопки «Удалить»:

fDM.TLichData.Delete;

Перейдем к фильтрации данных. В данном фильтре мы выбираем поле для поиска, выбираем способ и вводим данные.

Сгенерируем событие OnChange у компонента Edit2.

if ((Length(Edit2.Text) > 0)and(Length(ComboBox1.Text) > 0)) then

fDM.TLichData.Filtered:=false;

if RadioButton1.Checked then

fDM.TLichData.Filter:=Combobox1.Text + " LIKE "+ #39 + Edit2.Text + "%" + #39

fDM.TLichData.Filter:=Combobox1.Text + " LIKE "+ #39+ "%" + Edit2.Text + "%" + #39;

fDM.TLichData.Filtered:=true;

else fDM.TLichData.Filtered:=false;

Строка-условие фильтра означает следующее - выбрать те записи из столбца, которые начинаются с тех же символов, что и набраны в Edit2.Text.

Ключевое слово LIKE позволяет по заданному шаблону сравнивать строки. При этом нужно знать следующее:

символ "%" (процент) - заменяет любую последовательность из символов.

Знак #39 - означает номер символа " (одинарная кавычка) в кодовой таблице ASCII. Дело в том, что значение на фильтрацию нужно указывать в одинарных кавычках, а так как одинарные кавычки используются в Delphi для ограничения строк, то чтобы внутри строки поставить одинарную кавычку, её нужно поставить дважды.

Фильтр по нескольким полям. Сгенерируем событие OnClick у кнопки Найти.

procedure TfMain.Button3Click(Sender: TObject);

fDM.TLichData.filtered:=false;

if length(edit4.text) > 0 then

filtr:= "ФАМИЛИЯ LIKE "+ #39 + Edit4.Text + "%" + #39;

if length(edit5.text) > 0 then

if length(filtr) >

filtr:=filtr + add + "ИМЯ LIKE "+ #39 + Edit5.Text + "%" + #39;

if length(edit6.text) > 0 then

if length(filtr) > 0 then add:= " and " else add:="";

filtr:=filtr + add + "телефон LIKE "+ #39 + Edit6.Text + "%" + #39;

if length(filtr) > 0 then

fDM.TLichData.Filter:= filtr;

fDM.TLichData.filtered:=true;

Showmessage("Все поля пусты!");

Для отключения фильтра нажимаем на кнопку «Снять фильтр». Код у нее такой:

fDM.TLichData.Filter:= "";

fDM.TLichData.Filtered:= false;



Рекомендуем почитать

Наверх