Информатика и технологии программирования в школе. Базовые понятия информатики. Информационные технологии определение. Классификация информации

Вайбер на компьютер 12.06.2019

правила и методы использования вычислительной техники в разных областях человеческой деятельности

4) социальная информатика:

влияние новых информационных технологий и развития вычислительной техники на жизнь общества

Более подробно структура предметной области информатики представлена в таблице на следующей странице.

Информатика изучает процессы создания и обработки информации, решает проблемы, которые сопряжены с применением компьютеров и оргтехники, благодаря развитию которых она и появилась.

Цель информатики – приобретение знаний об информационных системах (то есть таких системах, в которых происходят процессы сбора, обработки, накопления, хранения и передачи информации), а также определение общих принципов построения и работы этих систем.

Основная функция информатики – нахождение и использование средств и методов обработки информации.

Задачи информатики:

создание техники и технологий преобразования информации;

решение проблем, возникающих при разработке и использовании информационных технологий и компьютерной техники;

исследование информационных процессов

Роль информатики в современном мире вырастает, поскольку происходит переход к информационному обществу

Информационное общество характеризуется следующими чертами:

большая часть работающих занимается не производством материальных благ, а производством и обработкой информации

вся большая часть потребностей населения связана с получение информации

уровень жизни во многом определяется доступом к информационным ресурсам

резко увеличивается объем обрабатываемой информации

увеличивается информационная емкость выпускаемой продукции, т.е. для производства продукции требуется все больше информации

Процесс перехода от индустриального общества к информационному называется информатизацией

Информатика – это одна из самых молодых наук. Она изучает свойства и закономерности информации, методы ее использования в жизнедеятельности человека.

Начинается история развития информатики с момента появления первых электронно-вычислительных машин в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века. Это были первые ЭВМ, работающие на электронных лампах. Ближе к 60-м годам были изобретены дискретные полупроводниковые ЭВМ. А в середине 60-х годов появились машины, оборудованные интегральными микросхемами.

История развития информационных систем теснейшим образом связана с тем, что человеку было всегда трудно производить сложные математические вычисления в уме или на бумаге. Пытливый ум людей стремился к автоматизации вычислительных процессов путем использования простейших счетов, логарифмической линейки. И, наконец, в 1642 году Паскалем был создан восьмиразрядный суммирующий механизм. Через 2 столетия Шарль де Кольмар усовершенствовал его до арифмометра, который производил более сложные математические действия в виде умножения и деления. Бухгалтера были в восторге от этого изобретения.


Но собственно история развития информационных технологий начинается с изложения идей, положенных в основу современных компьютеров в 1833 году англичанином Чарльзом Бэббиджем. Он впервые использовал перфокарты, отверстия которых служили для передачи информации. Это были первые шаги программирования.

История развития информационных систем была продолжена в 1888 году инженером из Америки Германом Холлеритом, которому принадлежит авторство первой счетной машины электромеханического типа. Она прошла проверку во время переписи населения в 1890 году и поразила своими результатами и скоростью вычисления. Если ранее для выполнения этого количества работы требовалось 500 сотрудников, которые корпели над цифрами семь лет подряд, то Холлерит, который раздал каждому из 43 помощников по счетной машине, справился с этим объемом работы в течение одного месяца.

История развития информационных технологий благодарна Холлериту и в том, что он основал компанию, которая в дальнейшем стала именоваться IBM и на сегодняшний день является гигантом мировой компьютеризации. Ее сотрудники вместе с учеными Гарвардского университета в 1940 году построили первую электронно-вычислительную машину, которую назвали «Марк-1». Весила эта громадина 35 тонн, а заказчиком ЭВМ выступило военное ведомство США. Машина вычисляла в двоичной системе. На 300 действий умножения и 5000 операций сложения она тратила всего одну секунду. Но лампы быстро выходили из строя и эта проблема была решена Бардином, Браттейном и Шокли – изобретателями полупроводниковых транзисторов.

Таким образом, история развития информатики подошла к моменту радикального уменьшения размеров компьютеров и следующее их поколение было существенно меньших размеров. А скорость вычислительных способностей увеличилась в 10 раз.

Далее вся история развития информатики в мире будет связана с миниатюризацией компьютеров. И преуспевает в этом отношении сначала американская компания DIGITAL EQUIPMENT, затем фирма INTEL. А середины 70-х годов ХХ века появляются и персональные компьютеры знаменитой ныне компании APPLE.

История развития информатики в нашей стране начинается с малой электронной счетной машины (МСЭМ), выполнявшая 50 операций в секунду. Ее конструктором стал Сергей Александрович Лебедев. Путь ее был в нашем отечестве довольно тернист. А сегодня мы уже не представляем себе полноценной жизни без использования компьютеров. И если оглянуться назад, то времени-то прошло совсем немного. Так техническая мысль опережает даже время. ПК,

ноутбуки и нетбуки - особая примета современной эпохи.

Основными методами исследования в информатике являются:

– системно-информационный анализ как конкретизация системного подхода;

– информационное моделирование как конкретизация общенаучного метода моделирования;

– компьютерный эксперимент как разновидность свойственного всем наукам вычислительного эксперимента.

Быстрое увеличение объема существующей и циркулирующей в обществе информации ставит современного человека перед проблемой умения работать с ней: находить, отбирать нужное, хранить, упаковывать и быстро извлекать из хранилища, обрабатывать и преобразовывать. Причем, информация все чаще может быть представлена не только в текстовом, наиболее привычном виде, но и как видео- и аудиоматериалы, схемы и анимационная графика и т.п. Владение методами, приемами и средствами ра- боты с информацией становится одним из основных профессионально важных

Понятие информации, виды информации. Ее свойства

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение».

Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различ­ный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше».

Информация и информационные технологии. Сферы применения

Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - первоначально означала сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом с помощью условных сигналов, технических средств и т. д. Информация повышает уровень осведомленности человека об окружающем мире,

С середины XX в. информация - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму, одно из основных понятий кибернетики.

Слово «информация» переводится на русский язык как сведения или сообщения. Эти сведения могут передаваться и фиксироваться в виде данных последовательностью различных символов, например букв русского и других алфавитов, цифр, знаков пунктуации, арифметических действий и др. Вместе с тем известно, что любые сообщения можно передавать и фиксировать путем их кодирования с использованием только двух символов, например точки и тире в азбуке Морзе, нуля и единицы в ЭВМ.

Физическая среда, в которой может фиксироваться или накапливаться информация для последующего прочтения, анализа и обработки, называется носителем информации.

Виды информации:

  • 1) по способу восприятия: визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая;
  • 2) по форме представления: текстовая, числовая, графическая;
  • 3) по общественному значению: массовая, обыденная, общественно-политическая, эстетическая;
  • 4) специальная, научная, производственная, личная.

Информация является первичным понятием. Можно утверждать, что это понятие предполагает наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником. Особенность этого понятия в том, что оно используется во всех без исключения сферах: в философии, естественных и гуманитарных науках, биологии, медицине и физиологии, психологии человека и животных, социологии, искусстве, в технике и экономике, в повседневной жизни. Поэтому конкретное толкование элементов, связанных с понятием «информация», зависит от метода конкретной науки, цели исследования или просто от наших житейских представлений.

Рассуждая о количестве (много информации, мало информации), мы не можем сказать, каков объем (или количество) полученной информации. С точки зрения компьютера ответ прост: один бит (да или нет, 1 или 0). Но человек не компьютер, и для него объем полученной информации связан с «коэффициентом неожиданности», который, в свою очередь, зависит от предварительных знаний человека. Объем полученной информации изменяется в зависимости от вероятности события, которое тоже зависит от множества факторов.

Данные - см. раздел 1.2.

Различие понятий «информация» и «данные» в том, что с информацией имеет дело человек, которого интересует ее содержание, смысл, а с данными имеет дело, как правило, техническая система, которая их обрабатывает безотносительно к содержанию, смыслу. Информация кодируется с помощью данных.

Человек перерабатывает информацию минимум на трех уровнях: на физиологическом уровне (с помощью органов чувств), на уровне рационального мышления, на уровне подсознания. Процесс переработки крайне сложен, он зависит от жизненного опыта человека, от эрудиции, от профессии, от заинтересованности в тех или иных сведениях и др.

Особая проблема - процесс выработки человеком новой информации (научной или художественной). Новая информация полезна не только для общего развития, она помогает понять, как соотносятся между собой процессы обработки информации человеком и компьютером и как сам человек связан с мировым информационным пространством. В процессе получения новой информации речь уже идет о получении знаний.

Знания - см. раздел 1.2. Знания бывают эмпирические, теоретические, житейские, донаучные, научные и др. (см. также главу 6).

Информационный процесс - процесс, в результате которого осуществляется прием, передача, преобразование, защита, поиск, хранение и использование информации. Информационные процессы: поиск, сбор, хранение, обработка, передача, использование, защита информации.

Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, воплощающихся в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способов их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям или стандартам.

Информационная технология - см. раздел 1.2.

Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

В современном обществе основным техническим средством обработки информации служит персональный компьютер. Внедрение ПК в информационную сферу и использование телекоммуникаций определили новый этап развития информационной технологии, которая с этого момента получает наименования «новая», «компьютерная». Определение «новая» подчеркивает ее радикально новаторский, а не эволюционный характер. Внедрение ее существенно изменяет содержание различных видов деятельности в учреждениях и организациях. В сферу новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, обеспечивающие передачу информации различными средствами, такими как телефон, телеграф, телевидение, факс и др. Определение «компьютерная» подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер. Сушествует три основных принципа компьютерной информационной технологии:

  • интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
  • интеграция с другими программными продуктами;
  • гибкое изменение данных и поставленных задач.

Технологический процесс материального производства реализуют с помощью различных технических средств: оборудования, станков, инструментов, конвейерных линий и т. д. По аналогии в информационной технологии в роли технических средств производства информации выступает аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их участием первичная информация перерабатывается в информацию нового качества.

Инструментарием информационной технологии является совокупность программных продуктов, которые применяются для достижения поставленной пользователем цели. Все известные программные продукты общего назначения (текстовый процессор, настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных и др.) можно отнести к инструментарию.

К наиболее распространенным относятся следующие информационные технологии:

  • обработка текстовой информации;
  • обработка числовой информации;
  • обработка графической информации;
  • базы и банки данных, в том числе учебные;
  • пакеты прикладных программ;
  • экспертные обучающие системы;
  • мультимедиа;
  • системы виртуальной реальности, в том числе тренажеры;
  • системы искусственного интеллекта;
  • телекоммуникационные системы, включая Интернет.

Информационные технологии находят широкое применение

в различных сферах человеческой деятельности. Часто они используются в автоматизированных информационных системах.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, участвующих в обработке данных.

Информационные системы бывают разомкнутые и замкнутые.

В разомкнутой информационной системе получаемая потребителем информация используется свободно. В замкнутой информационной системе существует тесная связь информации с ее структурами и потребителем.

Структура любой информационной системы состоит из совокупности обеспечивающих и функциональных подсистем. К обеспечивающим подсистемам относятся:

  • 1) техническое обеспечение;
  • 2) математическое обеспечение;
  • 3) программное обеспечение;
  • 4) информационное обеспечение;
  • 5) правовое, организационное и другое обеспечение.

Наличие функциональных подсистем зависит от целевого

назначения системы. В настоящее время широко распространены автоматизированные информациолнные системы.

Примеры реализации автоматизированных систем.

АСУ - автоматизированные системы управления - комплекс технических и программных средств, которые во взаимодействии с человеком организуют управление объектами в производстве или общественной сфере. Например, АСУ-ВУЗ и т. д.

АСУТП - автоматизированные системы управления технологическими процессами. Например, управление работой станка с числовым программным управлением (ЧПУ), процессом запуска космического корабля и т. д.

АСНИ - автоматизированные системы научных исследований - программно-аппаратный комплекс, в котором научные приборы сопряжены с компьютером, вводят в него данные измерений автоматически, а компьютер производит обработку этих данных и представление их в наиболее удобной для исследователя форме.

АОС - автоматизированные обучающие системы. Помогают учащимся осваивать новый материал, производить контроль знаний, преподавателям - готовить учебные материалы и т. п.

САПР - системы автоматического проектирования - программно-аппаратный комплекс, который во взаимодействии с человеком (конструктором, инженером, архитектором и др.) позволяет максимально эффективно проектировать механизмы, здания, узлы сложных агрегатов и др.

Широко распространены диагностические системы в медицине, системы организации продажи билетов, ведения бухгалтерско-финансовой деятельности, редакционно-издательской деятельности и др.

Процесс перехода индустриального общества к информационному обществу начался во 2-й половине XX в. и получил название «информатизация», т. е. процесс создания, развития и всеобщего применения средств и технологий, обеспечивающих достижение и поддержание уровня информированности всех членов общества. Информатизация при этом становится стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике. Информационное общество должно иметь высокоразвитую информационную среду, которая включает деятельность человека по созданию, переработке, передаче и накоплению информации.

Основные характеристики информационного общества:

  • 1. 80 % работающих занято в сфере производства, хранения, переработки, обмена, продажи информации и информационных услуг.
  • 2. Любому члену общества обеспечивается доступ к необходимой ему информации в соответствии с законодательством.
  • 3. Информация - важнейший стратегический ресурс, занимающий ключевое место в экономике, образовании, культуре, т. е. во всех сферах.

Информационное общество - это общество структуры, техническая база и человеческий потенциал которого приспособлены для оптимального превращения знаний в информационный ресурс и переработки последнего с целью перевода пассивных форм в активные. В информационном обществе большинство работающих людей заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информации.

Информационные технологии имеют определенные цели, методы и средства реализации . Целью информационной технологии является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователя. Методами информационных технологий являются методы и приемы моделирования, разработки и реализации процедур обработки данных. В качестве средств информационных технологий применяются математические методы и модели решения задач, алгоритмы обработки данных, инструментальные средства моделирования бизнес-процессов, данных, проектирования информационных систем, разработки программ, собственно программные продукты, разнообразные информационные ресурсы, технические средства обработки данных.

Различают глобальные, базовые и специальные (конкретные) информационные технологии. Глобальная информационная технология включает в себя модели, методы и средства, формирующие информационные ресурсы общества. Базовые информационные технологии предназначены для определенной области применения - производство, научные исследования, обучение и др. Специальные (конкретные) информационные технологии реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей, например учета, планирования, анализа.

При моделировании информационного процесса и его фаз выделяют три уровня: концептуальный , на котором описываются содержание и структура предметной области; логический , на котором проводится формализация модели; физический , определяющий способ реализации информационной модели в техническом устройстве.

Информатика как научная и прикладная дисциплина тесно связана с информационными технологиями. Место и состав информационных технологий в структуре дисциплины "Информатика" приведены ниже:

01. 1. Теоретическая информатика

01. 1.1. Философские основы информатики

01. 1.2. Начала общей теории информации

01. 1.3. Начала компьютерной семантики

01. 1.4. Основы информационного моделирования

01. 1.5. Интеллектуальные информационные системы

01. 1.6. Информация и познание

01. 2. Средства информатизации

01. 2.1. Технические средства информатизации

01. 2.1.1. Средства обработки, отображения и передачи данных

01. 2.2. Программные средства информатизации

01. 2.2.1. Системные программные средства

02. 2.2.2. Средства информационного обеспечения

01. 2.2.2.1. Универсальные

02. 2.2.2.2. Профессионально-ориентированные

01. 3. Информационные технологии

01. 3.1. Базовые (универсальные) информационные технологии ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных; подготовки текстовых и графических документов, технической документации; интеграции и коллективного использования разнородных ииформационных ресурсов

01. 3.2. Прикладные информационные технологии: защиты информации; программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления (объектами, процессами, системами)

01. 4. Социальная информатика

01. 4.1. Информационные ресурсы

01. 4.2. Информационный потенциал общества

01. 4.3. Информационное общество

01. 4.4. Человек в информационном обществе

Раздел "Теоретическая информатика" предназначен для формирования современного научного мировоззрения, при котором информация рассматривается как фундаментальное семантическое свойство природы, а информационные процессы - как важнейшие интеллектуальные компоненты процессов функционирования любых технических, социальных и природных систем, включая процессы познания человеком окружающего мира. Данный раздел содержит также вопросы, связанные с изучением современной научной методологии в информатике и, в первую очередь, теоретических основ информационного моделирования, статистических методов, методов проведения "вычислительного эксперимента", а также методов решения плохо формализуемых задач с неполными и нечеткими исходными данными.

Во втором и третьем разделах "Средства информатизации" и "Информационные технологии" подробно рассматриваются аппаратные и программные средства информатизации, их информационное обеспечение, а также базовые и прикладные информационные технологии.

Основная задача раздела "Социальная информатика" - дать достаточно полное системное представление об информационном характере процесса развития современного общества, а также о возникающих при этом проблемах и методах их решения на основе использования информационного подхода и возможностей перспективных информационных технологий.

Описание информационных технологий удобно проводить с помощью классификатора (рис. 2.1), позволяющего описывать ИТ на четырех уровнях: технологии, процессы, процедуры, операции. Например, в качестве составляющих базовой информационной технологии, описанной на концептуальном уровне, можно назвать такие процессы, как получение, отображение информации и накопление, обработка, передача данных, и соответствующие им процедуры: сбор, подготовка, ввод; перевод в алфавитно-цифровую форму, построение графиков, синтез речи; архивирование, обновление, поиск; преобразование, логический вывод, генерация знаний; коммутация, маршрутизация, обмен.

Информационные технологии

Информацио́нные техноло́гии (ИТ , от англ. information technology , IT ) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных , в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО , ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Основные черты современных ИТ:

  • Структурированность стандартов цифрового обмена данными алгоритмов ;
  • Широкое использование компьютерного сохранения и предоставление информации в необходимом виде;
  • Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.

Дисциплина информационных технологий

В широком понимании ИТ охватывает все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень. Как когда-то телевидение , а ещё ранее печатное дело.

Отрасль информационных технологий

Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем . Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов .

История

Начало развития - с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).

Инвестиции в инфраструктуру и сервисы Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.

Технологический потенциал и рост

Гильберт и Лопес отмечают экспоненциальный рост технологического прогресса (своего рода закон Мура) как увеличение удельной мощности всех машин для обработки информации в два раза на душу населения каждые 14 месяцев между 1986 и 2007 годами; глобальный потенциал телекоммуникационных возможностей на душу населения удваивается каждые 34 месяца; количество внесённой информации в мире на душу населения удваивается каждые 40 месяцев (то есть каждые три года), а трансляция информации на душу населения имеет тенденцию удвоения примерно каждые 12,3 года .

Использование информационных технологий в бизнесе

Взаимодействие информационных технологий и бизнеса проявляется в следующем: 1) ИТ-технологии повышают эффективность и конкурентоспособность практически любого бизнеса; 2) в настоящее время весь бизнес перемещается в Интернет, поэтому любой компании надо иметь стратегию для новой реальности; 3) если у компании нет подобной стратегии - у неё нет будущего. .

Информационные технологии как инструмент повышения эффективности основного бизнеса необходимо использовать продуманно и взвешенно. Положительный эффект достигается лишь в том случае, если у руководства компании существует ясное представление о целях будущих действий. То есть, если появляется инструмент, способный приносить пользу бизнесу, необходимо предвидеть на несколько шагов вперед, как будет развиваться сам бизнес и как необходимо развивать применение ИТ-технологии для поддержания успешной реализации бизнес-стратегии. Иначе, этот весьма мощный инструмент, к тому же дорогой и сложный в использовании, пользы бизнесу, к сожалению, не принесет, а средства на ИТ будут потрачены зря. .

Статистика по России

Согласно данным, собранным Тимуром Фарукшиным (директором по консалтингу IDC в России и СНГ) за 2010 год , по денежным расходам на ИТ-оборудование, Россия входила в первую десятку ведущих стран мира, уступая развитым странам Западной Европы и США в 3-5 раз по расходам на ИТ-оборудование на душу населения. Значительно меньше тратится в России на покупку программного обеспечения на душу населения, в этом пункте расходов Россия отстаёт от США в 20 раз, от ведущих стран Западной Европы - в 10 раз, а от среднемирового показателя - на 55 %. По оказанию ИТ-услуг за 2010 год Россия заняла лишь 22 место и уступила среднемировому показателю на 66 % .

По оценкам ИТ-специалистов, основной проблемой развития ИТ-технологий в России является цифровой разрыв между различными российскими регионами. По статистике 2010 года отставание в этой области таких регионов как Дагестан и Ингушетия , по сравнению с Москвой , Санкт-Петербургом , Томской областью , Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами по отдельным показателям даже имеет тенденцию к увеличению. Поскольку недостаток ИТ-специалистов и общий образовательный уровень населения в отстающих регионах по сравнению с передовыми, в 2010 году уже достигал соотношения 1/11,2; несмотря на то, что доступ школ к интернету отстающих и передовых регионов имел меньшее соотношение - 1/2,2 .

Расходы на информационные и коммуникационные технологии в 2005 году в процентах к основному потребителю - США (1.096.112.600.000 $)

См. также

Примечания

Ссылки

  • Информационная технология по ГОСТ 34 .003-90
  • Сайт ООН Информационно-коммуникационные технологии

Информатика как наука занимается изучением информационных процессов и методов их автоматизации на основе программно-аппаратных средств вычислительной техники и средств связи. Исторически информатика изучала научную информацию
и способы ее структуризации, систематизации, хранения и распространения. Появление средств вычислительной техники позволило автоматизировать часть указанных операций. Дальнейшее изучение процессов возникновения, накопления информации, ее структуризации, передачи, обработки и представления потребовало создания специального аппарата, позволяющего описывать, анализировать и систематизировать различные фазы информационных процессов. Так возник аппарат информационного моделирования. Наличие частных моделей информационных процессов позволило целенаправленно использовать средства вычислительной техники и связи, которые, в свою очередь, со- вершенствовamp;лись для большего удовлетворения потребностей информатики. Начиная с 1980-х гг. различные фазы преобразования информации стали рассматриваться как единый информационный процесс, направленный на удовлетворение информационных потребностей человечества. В этом проявился выход информатики на глобальный уровень, позволяющий говорить о том, что человечество осознало информацию как ресурс развития общества, а информатику как науку, развитие которой позволит обеспечить полное использование этого ресурса. С информатикой связывают решение принципиально новых проблем человечества: создание информационной модели мира; расширение творческого аспекта деятельности человека; переход к безбумажной информатике; доступность информационного ресурса каждому члену общества .
В настоящее время информатика приобрела многоаспектный характер. В ней соединены глобальность и конкретность применения, методы формализации и физической реализации.
При моделировании информационного процесса и его фаз выделяют три уровня:
  • концептуальный, на котором описываются содержание и структура предметной области;
  • логический, на котором проводится формализация модели;
  • физический, определяющий способ реализации информационной модели в техническом устройстве.
Трехуровневый подход может быть целесообразен и при изучении информатики . При таком подходе можно выделить следующие уровни информатики: физический, логический и прикладной (или пользовательский).
На физическом уровне информатика изучает аппаратно-программные средства вычислительной техники и средства связи, которые как бы составляют ее фундамент и позволяют физически реализовывать ее логический и прикладной уровни.
На логическом уровне информатики изучается технология переработки информационного ресурса с целью получения новой информации на базе средств вычислительной техники и средств связи. Следовательно, логический уровень - это информационная технология.
Наконец, третий, прикладной уровень информатики характерен изучением вопросов использования информационной технологии при создании и эксплуатации систем, в которых преобладающими процессами являются информационные.
Таким образом, предметом изучения курса "Информационные системы и технологии в экономике" являются логический и прикладной уровни информатики. Физический же уровень изучается в курсе "Информатика", который посвящен аппаратным средствам электронной вычислительной техники и базовому программному обеспечению.
Информационная технология (ИТ) имеет свою цель, методы и средства реализации. Кратко их содержание состоит в следующем.
Целью информационной технологии является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователя.
Методами ИТ являются методы обработки и передачи данных. Средства ИТ - это математические, программные, информационные, технические и другие средства.
При таком определении целей, методов и средств под информационной технологией будем понимать целостную техническую систему, обеспечивающую целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развивается информационная технология .
Практическое приложение методов и средств обработки данных может быть различным, поэтому целесообразно выделить глобальную, базовые и конкретные информационные технологии.
Глобальная информационная технология включает модели, методы и средства, формализующие информационные ресурсы общества и позволяющие их использовать. Базовая информационная технология предназначена для определенной области применения - производство, научные исследования, обучение и т.д.
Конкретные информационные технологии реализуют обработку
данных при решении функциональных задач пользователей, например задачи учета, планирования, анализа.
Вопросы для самопроверки
  1. Определите понятие технология и ее аспекты.
  2. Что послужило причиной возникновения понятия информационная технология?
  3. Какие достижения человечества обусловили появление автоматизированных информационных технологий?
  4. Дайте определение понятия информация. В чем состоят ее особенности?
  5. Что такое информационная система?
  6. Объясните содержание синтаксического, семантического, прагматического аспектов информации.
  7. Как классифицируется информация?
  8. Чем отличается экономическая информация и ее структурная единица - показатель!
  9. Дайте статистическое определение меры информации.
  10. Напишите и объясните формулу Хартли для определения количества информации.
  11. В чем заключаются общность и отличие единиц измерения информации: бит, дит, нат!
  12. Что такое собственная информация и каковы ее свойства?
  13. Объясните семантический подход к измерению количества информации.
  14. В чем заключается прагматический подход к измерению количества информации?
  15. В каких случаях применяется структурный подход к измерению количества информации?
  16. Для чего необходимо преобразовывать информацию в данные и обратно?


Рекомендуем почитать

Наверх