Игровая оперативная память. Какая должна быть частота планки оперативной памяти

Для Андроид 01.07.2019
Для Андроид

При сборке игрового компьютера пользователи частенько забывают о таком элементе, как оперативная память. Конечно, стоит больше времени уделять выборе процессора и видеокарты, подбирать нужную материнскую плату и тогда ваш компьютер будет выдавит максимум производительности за свои деньги, но оперативная память тоже важна и подбирать ее стоит не только по объему и производителю. Очень важны тайминги, частота памяти, пропускная способность, дополнительные параметры вроде радиаторов пассивного охлаждения или какие-то декоративные украшения. Конечно, каждый подбирает память под свои потребности, но мы сегодня попытались выбрать самые оптимальные варианты именно для геймерского компьютера. Будем присматриваться ко всем мелочам и объяснять почему та или иная характеристика настолько важна для вашего компьютера. Стоит так же отметить, что сегодняшняя статья будет построена не по нарастанию цены, а по нашим субъективным оценкам. Если вы с чем-то не согласны или считаете, что есть более интересные варианты - пишите в комментариях и мы обязательно обсудим этот момент с вами. А пока что садитесь поудобнее, текста будет много и его еще нужно будет осмыслить.

Corsair DDR4-2400 Vengeance LPX (CMK16GX4M2A2400C16)

Абсолютно вся продукция компании Corsair оказывается дороже конкурентов при наличии абсолютно одинаковых характеристик, из-за этого ОЗУ и попала только на пятое место в нашем топе. Из плюсов стоит отметить довольно привлекательный радиатор пассивного охлаждения - он в меру высокий, симметричный и смотрится в компьютере привлекательно хоть в черном, хоть в красном цвете. Теперь о характеристиках - объем памяти у этого набора составляет 16 гигабайт, две планки по 8 гигабайт, можно использовать в двухканальном режиме. Частота памяти составляет 2400 МГц, эффективная пропускная способность составляет 19200 МБ/с, схема таймингов 16-16-16-39. Это вполне адекватные характеристики для игрового компьютера, напряжение питания всего 1,2В, дизайн корпуса привлекательный, сам логотип Corsair для многих будет очень классным решением, фанатов ведь достаточно, но на рынке есть и более продвинутые варианты по примерно такой же стоимости. С другой стороны, производитель дает очень высокое качество продукции, что для ПК тоже важный параметр. Стоимость набора составляет 6550 рублей. Есть так же вариант в красном цвете радиаторов.

GeIL DDR4-2400 Dragon RAM (GWB416GB2400C14DC)

Единственная оперативная память в сегодняшней подборке, у которой нет радиатора для пассивного охлаждения. Стоит отметить, что оперативной памяти охлаждение в большинстве случаев не нужно - вы не сможете так разогреть память в играх, дабы ее нужно было бы охлаждать радиатором. Но, рынок игровых железок построен на маркетинге и красивых элементах, так что радиаторы сейчас ставят почти везде. У данной памяти радиатора нет, но выглядит она вполне прилично - белый текстолит, золотистый рисунок дракона на боковых панелях. Большим преимуществом является низкий профиль планок - вы сможете поставить абсолютно любой башенный кулер и оперативная память ему мешать не будет. Объем памяти у данного набора составляет 16 гигабайт, частота памяти составляет 2400 МГц, эффективная пропускная способность составляет 19200 МБ/с, напряжение питания 1,2В, схема таймингов 14-16-16-35. Собственно, большой разницы между вариантом от Corsair и данной моделью вы не заметите, но вот благодаря отсутствию радиатора этот набор стоит всего 5200 рублей. Экономия заметная, а вот разницы не будет совершенно никакой.

G.Skill DDR4-3000 Ripjaws V (F4-3000C15D-16GVR)

Набор с очень привлекательным дизайном Ripjaws V оказался слишком дорогим, дабы мы могли его советовать как лучший выбор для сборки компьютера. Конечно, если вы большой фанат именно красивых сборок, а таких сейчас очень много, то найти такой же привлекательный красный радиатор на оперативной памяти будет не просто. Кстати, радиатор не сильно выпирает из-за платы, так что проблем с установкой радиатора системы вздутого охлаждения не возникнет, текстолит платы окрашен в черный цвет, это тоже дает определенный эффект. Но, интереснее всего здесь выглядит частота памяти - 3000 МГц. Это один из лучших показателей на рынке в штатном режиме, то есть без специального разгона, что дает вам определенное преимущество при обработке данных. Эффективная пропускная способность составляет 24000 МБ/с и если в играх вы этого не ощутите, то при работе с видео или архивами данных разница заметна сразу. Объем набора, конечно же, 16 гигабайт, напряжение питания 1,35В, немного больше, чем у предшественников, а схема таймингов 15-15-15-35-2N. Отличное решение, мощное, но стоимость кусается - 14400 рублей за набор.

GeIL DDR4-3000 Super Luce (GLB416GB2400C15DC)

Среди любителей красивых сборок данная оперативная память сразу стала очень популярной и востребованной по ряду причин. Для начала стоит отметить радиатор со светодиодной подсветкой - это выглядит просто невероятно круто. Есть несколько вариантов подсветки (красный, синий и белый), а если вы установите все четыре планки в слоты, то компьютер прямо преобразится на ваших глазах. Кроме того, светится радиатор довольно ярко, освещая начинку компьютера. Да и без подсветки радиатор смотрится дорого и круто, но есть у него и определенный минус - он довольно высокий и вам нужно либо ставить систему водного охлаждения, либо пробовать радиаторы разной высоты отрыва от платы. В плане характеристик память тоже довольно хороша - 3000 МГц частота памяти, эффективная пропускная способность составляет 24000 МБ/с, схема таймингов 15-15-15-35. То есть, то аналогичная предыдущему конкуренту память, только здесь более привлекательный радиатор. Если быть точным, это самый красивый радиатор из всех, что я видел на рынке, а стоимость набора на 16 гигабайт составляет 8600 рублей. Не очень то и дорого, учитывая характеристики.

Kingston DDR4-2666 HyperX Savage Black (HX426C13SB2K2/16)

Данный комплект оперативной памяти нам кажется наиболее приемлемым для сборки игрового компьютера. Начнем с того, что радиатор системы охлаждения выглядит очень дерзко и круто, но при этом высота планки не очень большая и вам не придется переживать за то, что не влезет радиатор системы воздушного охлаждения. Сам радиатор черного цвета, есть варианты в красном оформлении, на нем нарисован логотип компании и линейки памяти. Частота памяти здесь немного ниже предыдущих представителей, всего 2666 МГц, напряжение питания составляет 1,35В, эффективная пропускная способность составляет 21300 МБ/с, объем памяти в наборе - 16 гигабайт. Несмотря на более простые характеристики, эта памяти для игровых задач подходит идеально - она очень надежна, легче подобрать второй комплект для работы всех четырех слотов, а разница в производительности между 3000 МГц и 2666 МГц будет настолько мала, что вы ее не заметите - буквально 0,5 кадра в секунду. Стоимость данного комплекта составляет 7200 рублей, это один из самых доступных вариантов на сегодня. Но, предыдущие модели тоже имеют право на жизнь.

Не забыли. Остались две очень важные для любого боярина покупки - оперативная память и видеокарта. О графических ускорителях поговорим позже, когда Nvidia и ее партнеры наконец-то выпустят в широкую продажу карточки 20-й серии. Сегодня же разберемся в тонкостях выбора оперативной памяти.

Как и со многими аспектами жизни, с ОЗУ непросто. Казалось бы, бери побольше объема, да и все. Но есть много тонкостей, которые могут испортить впечатление от покупки так, что никакие десятки гигабайтов не будут радовать. Итак, пойдем по порядку, чтобы, с одной стороны, не переплатить за ненужное, а с другой - не остаться у глючного компьютера в попытке чересчур сэкономить.

Опять же подчеркнем, что у компьютерных гуру эта статья может вызвать приступы презрительных усмешек и пальцевый зуд повышенной чесоточности. Все правильно, потому что наш гайд нацелен на людей, которые не посещали университетов компьютерной грамотности и не каждый день сталкиваются с проблемой выбора «самых правильных» таймингов.

Типы оперативной памяти

А вы думали, что сначала надо определиться с объемом? Мол, больше гигабайтов - больше счастья? Нет, сперва стоит узнать, какой тип оперативки вам нужен.

Компьютерный рынок, несмотря на пессимистические прогнозы, постоянно развивается, и оперативная память совершенствуется вместе с ним. Время от времени появляются новые технологии и стандарты, позволяющие увеличить скорость работы памяти, уменьшить ее энергопотребление и тепловыделение. Так поколение за поколением выпускаются все новые и новые типы ОЗУ.

Старенькая DDR-память. Такую уже не выпускают

Узнать, к какому поколению относится планка памяти, легко по маркировке DDR (double data rate - «удвоенная скорость передачи данных»). Обычного DDR в настольных системах уже давно не встретишь, как и DDR2. На пожилых, но не вышедших в тираж сборках еще может встречаться DDR3, однако если речь идет об актуальных компьютерах с новенькой «требухой», то здесь без вариантов будет DDR4. Где-то на горизонте не первый год маячит память пятого поколения, но пока о ней можно забыть.

Таким образом, если мы ориентируемся на новые актуальные процессоры и материнские платы, то выбор сводится к типу памяти DDR4. К слову, даже если вы ошиблись и купили неподходящий тип ОЗУ, не надо бояться угробить компьютер - у вас банально не получится установить эту планку в материнскую плату. Каждый тип памяти выпускается на плате с особым разъемом, которому должен соответствовать разъем на материнке. Видите, что выемка на плашке памяти ну никак не совпадает с перегородкой в слоте? Поздравляем - этот тип ОЗУ не подходит для вашей машины! Осталось договориться с магазином и обменять его на что-нибудь более полезное.

С DDR4 понятно - дальше только о нем и будем говорить. Но что еще за DDR4 DIMM? А DDR4 SO-DIMM? Или вот DDR4 DIMM Registered? Что ж, DIMM - это всего лишь Dual In-line Memory Module (двухсторонний модуль памяти), то есть непосредственное и не очень нужное обозначение того, что перед вами модуль оперативной памяти определенного формфактора и ничего более (или менее). DDR4 DIMM - как раз то, что нужно для настольных компьютеров.

Модули памяти формата SO-DIMM (Small Outline Dual In-line Memory Module), как ясно из англоязычной расшифровки названия, отличаются более компактными габаритами по сравнению с DIMM. Такие планки используются в системах с ограниченным внутренним пространством. Ноутбуки и мини-ПК - вот среда обитания такой памяти.

DDR4 DIMM Registered - это регистровая память с буфером, который частично берет на себя контроль за передачей данных в памяти. Такие модули считаются более надежными и отказоустойчивыми, при этом они обычно немного дороже и, поговаривают, чуть медленнее обычной DIMM. Используются практически только в серверах и малоинтересны для классического домашнего пользователя.

Коротко о главном. Собираете компьютер из новых актуальных комплектующих? Значит, можете не разбираться в типах памяти и сразу ставить галочку напротив DDR4 DIMM, игнорируя все остальные.

Объем памяти

Многие думают, что именно этот параметр самый важный. И это действительно почти так! Одновременно он же и самый простой. Да, здесь прекрасно работает принцип «чем больше, тем лучше». Но в разумных пределах.

Нет смысла покупать 64 ГБ оперативной памяти, если… Нет, оставим просто «нет смысла покупать 64 ГБ оперативной памяти». Конечно, вы можете сутками напролет обрабатывать терабайты видео, но тогда вряд ли читаете этот гайд.

Минимально допустимый на сегодня объем ОЗУ - 4 ГБ. Все, что ниже - выброшенные на ветер деньги. Этого объема хватит для веб-серфинга, просмотра кино, нетребовательных игр. В общем, то что надо для рабочей офисной машины.

8 ГБ хватит уже почти на все и почти для всех. Игры, кино в высоком разрешении, обработка фото и чуть-чуть видео, браузер с десятком-другим открытых вкладок. Все это без особых проблем будет бегать, но поочередно. Вариант без запаса, но жить можно.

16 ГБ - пока оптимальный вариант для абсолютного большинства пользователей. Браузер с «тыщей» вкладок уже можно не закрывать перед запуском требовательной игры. Вообще можно ничего не закрывать. Очень удобная емкость, с небольшим запасом, но без крокодильих слез за ненужные траты.

32 ГБ нужны, но пока только для специфических задач «не для всех». Столько памяти пригодится для работы, например, дизайнеров или все тех же спецов по редактированию видео. В домашнем компьютере 32 ГБ еще не стали стандартом, хотя изредка встречаются у энтузиастов, которым надо всего и побольше. Возможно, через пару лет столько ОЗУ начнут с удовольствием «кушать» отдельные ААА-проекты.

Коротко о главном. Для компьютера «посидеть в интернете» и при очень урезанном бюджете берите 4 ГБ и копите еще на столько же. 8 ГБ - разумный выбор, но по возможности все-таки лучше отдать предпочтение 16 ГБ и на ближайшее время забыть про оперативку. 32 ГБ - если вы вообще не хотите думать о ней.

Лучше два модуля по 8 ГБ, чем четыре по 4 ГБ

Выше мы говорили о разном объеме оперативной памяти - 4, 8, 16, 32 ГБ. Но почему нет ни слова о 9 или 12 ГБ? Ведь можно взять один модуль емкостью 4 ГБ, потом докупить еще 4 ГБ, подсобрать денег и впихнуть в компьютер еще 4 ГБ. Так обманем систему! Начнем с малого и потихонечку будем апгрейдиться!

Делать так никто не запрещает, но есть нюанс. Во-первых, исходить надо из того, что сегодня широко распространены планки памяти объемом 4, 8 и 16 ГБ. То есть установить 3 ГБ + 6 ГБ точно не получится. Во-вторых, компьютеры любят четное количество установленных планок памяти, то есть фактически два или четыре модуля. В-третьих, если вы забьете все четыре слота на материнской плате, это приведет к повышенной нагрузке на контроллер памяти, а потому может негативно сказаться на стабильности и производительности системы, а также возможном разгоне.

Таким образом получается, что оптимальнее всего использовать два слота (три - очень нежелательно, один - можно, но с прицелом на «добавку»). Можно и четыре, но вы должны быть уверены в качестве всех компонентов системы и в том, что не будете ее разгонять.

Так что же лучше - один модуль на 8 ГБ или два по 4 ГБ? Если речь о новой системе, логичнее купить один 8-гигабайтный модуль и начать откладывать на еще один такой же. А если выбор между одним модулем емкостью 16 ГБ и двумя по 8 ГБ? В таком случае предпочтительней второй вариант, и вот почему.

В современных компьютерах поддерживается двухканальный режим работы памяти, при котором увеличивается скорость передачи данных между памятью и компьютерными компонентами. То есть фактически забесплатно пользователь получает прирост к производительности компьютера. Мощность увеличится ненамного, но почему бы не воспользоваться таким приятным бонусом?

Без нюанса не обошлось и здесь - для двухканального режима работы необходимо два идентичных по характеристикам модуля памяти от одного производителя. Многие вендоры предлагают комплекты такой памяти - одинаковой и гарантированно работающей в этом режиме. Бывает, что такие комплекты стоят дороже, чем аналогичные модули, но вне комплекта. Вестись на «сборные» предложения не обязательно, достаточно купить идентичные планки одной серии (проверяйте маркировку).

Чтобы двухканальный режим заработал, память надо установить в «правильные» слоты на материнской плате. Обычно они обозначены одним цветом и размещаются через один. Например, синие 1-й и 3-й слоты, а также черные 2-й и 4-й.

Коротко о главном. В вашей материнской плате, скорее всего, четыре слота для оперативной памяти. Не спешите заполнять их все! Лучше обойтись двумя. Два модуля по 8 ГБ - разумный вариант. Есть лишние шекели? Тогда берите два по 16 ГБ. Чтобы система работала чуть-чуть быстрее благодаря двухканальному режиму, выбирайте одинаковые планки одной серии и от одного производителя.

Частота и тайминги

Частота и тайминги - ключевые параметры скорости работы оперативной памяти. Сегодня к стандартным частотам памяти DDR4 относят 2133, 2400, 2666 и 3200 МГц. В продаже встречаются и планки с другими частотами - разогнанные производителем экземпляры. Тайминги указывают на время обработки памятью информации и обозначаются следующим образом: 16-18-18-38, 14-16-16-31 и т. д.

Теоретически, чем выше частота работы памяти и ниже тайминги, тем лучше. Но (ха-ха!) не все так просто. В кремниевой жизни наших неорганических друзей чем выше частота, тем выше тайминги. То есть делая ставку на один показатель производительности, придется жертвовать другим.

Считается, что частота больше важна для редактирования видео, при работе с большими архивами и в создании мультимедиа-контента. Низкие же тайминги лучше сказываются на играх. Отметим, что и в одном, и в другом случае речь не идет о катастрофической разнице, обычно прирост ограничивается в лучшем случае несколькими процентами.

Очень важно и то, память какой максимальной частоты поддерживает ваша материнская плата. Оперативка с частотой 3200 МГц может завестись на плате с поддержкой частоты до 2666 МГц, но не сможет использовать весь свой потенциал, а будет работать на пониженной частоте. Это в первую очередь касается бюджетных плат.

Коротко о главном. Чем выше частота и ниже тайминги, тем лучше оперативная память. Жаль, что не бывает ОЗУ с высокой частотой и низкими таймингами. Модуля с частотой 2400 или 2666 МГц и сопутствующими таймингами хватит на все.

Радиаторы, подсветка, производитель

Уфф, наша память такая крутая, такая мощная, что без вот этого автомобильного радиатора никак не обойтись! Обвешивать несчастную оперативку железяками стало модно. Но не потому, что ей всенепременно надо охладиться, а просто красоты ради.

Оперативная память - один из самых термоустойчивых и при этом холодных компонентов компьютера. Радиаторы ничем не помогут и ничего не предотвратят просто потому, что модули памяти в них не нуждаются. Более того, массивные элементы могут мешать друг другу при установке планок в слоты на материнской плате друг за другом. А еще могут задевать процессорный кулер.

Другое дело, если вы яростный оверклокер, который потом и кровью добывает из каждой железяки дополнительный мегагерц. При экстремальном разгоне и повышении напряжения для питания ОЗУ тепловыделение может значительно увеличиться, и тогда без дополнительного охлаждения и правда не обойтись. Впрочем, это удел 0,5% пользователей, которые и без наших гайдов знают, что делать.

К таким же бесполезным, но повышающим цену памяти ненужностям отнесем подсветку. Особенно забавно, когда люди покупают такие модели в закрытый корпус без окошек. Рекомендуется только тем, кто осознанно собирает не только компьютер, но и по совместительству новогоднюю елку.

А вот производитель памяти действительно важен. Когда откроете наш каталог, то увидите, что оперативку выпускает не менее 40 вендоров! Абсолютное большинство из них являются по сути обычными сборщиками продукта из готовых комплектующих. А вот самое главное - чипы памяти - делают всего несколько компаний. Самыми популярными считаются чипы производства Samsung и Hynix. Эти же бренды сами выпускают модули памяти - их мы и рекомендуем к покупке. Бренды вроде Crucial, Kingston, Corsair, Patriot также хорошо себя зарекомендовали.

Коротко о главном. Не собираетесь в хвост и гриву разгонять свое добро? Значит, радиаторы не нужны. Привыкли играть и работать за компьютером, а не любоваться переливающимися всеми цветами радуги светодиодами? Значит, подсветка памяти точно не нужна. Из производителей советуем обратить внимание в первую очередь на Samsung и Hynix.

Разгон

Энтузиасты любят покупать недорогие комплектующие и разгонять их, вручную увеличивая показатели. Причем разгонять любят не только процессоры, но и оперативную память. Тема оверклокинга очень обширная и никак не поместится в одной главе.

Но если очень хочется сделать это здесь и сейчас, можно поискать модули памяти с поддержкой XMP. В такие планки производителем уже зашиты профили с разогнанными параметрами - увеличенной частотой, измененными таймингами и повышенным напряжением. Вам ничего не надо делать, только выбрать такой профиль в BIOS материнской платы или с помощью отдельной программы.

Но необходимо учитывать, что часто от такого заводского разгона прирост производительности будет заметен только в бенчмарках.

Коротко о главном. Для самостоятельного разгона оперативной памяти нужен отдельный гайд, цель которого - найти оптимальное соотношение частоты, таймингов и напряжения. Можно воспользоваться моделями с поддержкой профилей XMP, параметры в которых уже разогнаны. Но заметного прироста производительности от таких компонентов ждать не стоит.

Совсем коротко о самом главном

  • Для новой системы выбирайте модули типа DDR4 DIMM, все остальные можно благополучно пропускать. Если хотите обновить что-то пожилое, то, скорее всего, вам потребуется DDR3.
  • Для актуальной современной системы достаточно 16 ГБ оперативной памяти (два модуля по 8 ГБ). Если есть возможность потратить деньги «про запас», тогда ставьте 32 ГБ (два модуля по 16 ГБ).
  • Частоты и тайминги - основной показатель скорости работы оперативной памяти. Но если не отдавать предпочтение совсем уж дешевым экземплярам, то сильно переживать из-за этих параметров не стоит, ведь разницы в работе все равно не заметите.
  • Чипы для модулей ОЗУ делают всего несколько производителей, а сами модули собирает огромное количество компаний. Техпроцесс достиг того уровня, когда проблемы с качеством почти не встречаются, поэтому выбирать можно по любимому или знакомому бренду, оформлению, условиям гарантии и т. д.
  • Неразогнанной оперативной памяти не нужно охлаждение в виде металлических радиаторов. Они лишь увеличивают стоимость ОЗУ и придают ей агрессивно-напомаженный вид.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Мое почтенье дорогие посетители сайта. В прошлой статье я писал о том, . Теперь, узнав что это такое и для чего и как оно служит, многие из Вас наверно подумываете о том, чтобы приобрести для своего компьютера более мощную и производительную оперативку. Ведь увеличение производительности компьютера с помощью дополнительного объёма памяти ОЗУ является самым простым и дешевым (в отличии например от видеокарты) методом модернизации вашего любимца.

И… Вот вы стоите у витрины с упаковками оперативок. Их много и все они разные. Встают вопросы: А какую оперативную память выбрать? Как правильно выбрать ОЗУ и не прогадать? А вдруг я куплю оперативку, а она потом не будет работать? Это вполне резонные вопросы. В этой статье я попробую ответить на все эти вопросы. Как вы уже поняли, эта статья займет свое достойное место в цикле статей, в которых я писал о том, как правильно выбирать отдельные компоненты компьютера т.е. железо. Если вы не забыли, туда входили статьи:



Этот цикл будет и дальше продолжен, и в конце вы сможете уже собрать для себя совершенный во всех смыслах супер компьютер 🙂 (если конечно финансы позволят:))
А пока учимся правильно выбирать для компьютера оперативную память .
Поехали!

Оперативная память и её основные характеристики.

При выборе оперативной памяти для своего компьютера нужно обязательно отталкиваться от вашей материнской платы и процессора потому что модули оперативки устанавливаются на материнку и она же поддерживает определенные типы оперативной памяти. Таким образом получается взаимосвязь между материнской платой, процессором и оперативной памятью.

Узнать о том, какую оперативную память поддерживает ваша материнка и процессор можно на сайте производителя, где необходимо найти модель своей материнской платы, а также узнать какие процессоры и оперативную память для них она поддерживает. Если этого не сделать, то получится, что вы купили супер современную оперативку, а она не совместима с вашей материнской платой и будет пылиться где нибудь у вас в шкафу. Теперь давайте перейдем непосредственно к основным техническим характеристикам ОЗУ, которые будут служить своеобразными критериями при выборе оперативной памяти. К ним относятся:

Вот я перечислил основные характеристики ОЗУ, на которые стоит обращать внимание в первую очередь при её покупке. Теперь раскроем каждый из ни по очереди.

Тип оперативной памяти.

На сегодняшний день в мире наиболее предпочтительным типом памяти являются модули памяти DDR (double data rate). Они различаются по времени выпуска и конечно же техническими параметрами.

  • DDR или DDR SDRAM (в переводе с англ. Double Data Rate Synchronous Dynamic Random Access Memory — синхронная динамическая память с произвольным доступом и удвоенной скоростью передачи данных). Модули данного типа имеют на планке 184 контакта, питаются напряжением в 2,5 В и имеют тактовую частоту работы до 400 мегагерц. Данный тип оперативной памяти уже морально устарел и используется только в стареньких материнских платах.
  • DDR2 — широко распространенный на данное время тип памяти. Имеет на печатной плате 240 контактов (по 120 на каждой стороне). Потребление в отличие от DDR1 снижено до 1,8 В. Тактовая частота колеблется от 400 МГц до 800 МГц.
  • DDR3 — лидер по производительности на момент написания данной статьи. Распространен не менее чем DDR2 и потребляет напряжение на 30-40% меньше в отличии от своего предшественника (1,5 В). Имеет тактовую частоту до 1800 МГц.
  • DDR4 — новый, супер современный тип оперативной памяти, опережающий своих собратьев как по производительности (тактовой частоте) так и потреблением напряжения (а значит отличающийся меньшим тепловыделением). Анонсируется поддержка частот от 2133 до 4266 Мгц. На данный момент в массовое производство данные модули ещё не поступили (обещают выпустить в массовое производство в середине 2012 года). Официально, модули четвертого поколения, работающие в режиме DDR4-2133 при напряжении 1,2 В были представлены на выставке CES, компанией Samsung 04 января 2011 года.

Объём оперативной памяти.

Про объём памяти много писать не буду. Скажу лишь, что именно в этом случае размер имеет значение 🙂
Все несколько лет назад оперативная память объёмом в 256-512 МБ удовлетворяла все нужды даже крутых геймерских компьютеров. В настоящее же время для нормального функционирования отдельно лишь операционной системы windows 7 требуется 1 Гб памяти, не говоря уже о приложениях и играх. Лишней оперативка никогда не будет, но скажу Вам по секрету, что 32-х разрядная windows использует лишь 3,25 Гб ОЗУ, если даже вы установите все 8 Гб ОЗУ. Подробнее об этом вы можете прочитать .

Габариты планок или так называемый Форм — фактор.

Form — factor — это стандартные размеры модулей оперативки, тип конструкции самих планок ОЗУ.
DIMM (Dual InLine Memory Module — двухсторонний тип модулей с контактами на обоих сторонах) — в основном предназначены для настольных стационарных компьютеров, а SO-DIMM используются в ноутбуках.

Тактовая частота.

Это довольно таки важный технический параметр оперативной памяти. Но тактовая частота есть и у материнской платы и важно знать рабочую частоту шины этой платы, так как если вы купили например модуль ОЗУ DDR3-1800 , а слот (разъём) материнской платы поддерживает максимальную тактовую частоту DDR3-1600 , то и модуль оперативной памяти в результате будет работать на тактовой частоте в 1600 МГц . При этом возможны всяческие сбои, ошибки в работе системы и .

Примечание: Частота шины памяти и частота процессора — совершенно разные понятия.

Из приведенных таблиц можно понять, что частота шины, умноженная на 2, дает эффективную частоту памяти (указанную в графе «чип»), т.е. выдает нам скорость передачи данных. Об этом же нам говорит и название DDR (Double Data Rate) — что означает удвоенная скорость передачи данных.
Приведу для наглядности пример расшифровки в названии модуля оперативной памяти — Kingston/PC2-9600/DDR3(DIMM)/2Gb/1200MHz , где:
— Kingston — производитель;
— PC2-9600 — название модуля и его пропускная способность;
— DDR3(DIMM) — тип памяти (форм фактор в котором выполнен модуль);
— 2Gb — объем модуля;
— 1200MHz — эффективная частота, 1200 МГц.

Пропускная способность.

Пропускная способность — характеристика памяти, от которой зависит производительность системы. Выражается она как произведение частоты системной шины на объём данных передаваемых за один такт. Пропускная способность (пиковый показатель скорости передачи данных) – это комплексный показатель возможности RAM , в нем учитывается частота передачи данных , разрядность шины и количество каналов памяти. Частота указывает потенциал шины памяти за такт – при большей частоте можно передать больше данных.
Пиковый показатель вычисляется по формуле: B = f * c , где:
В — пропускная способность, f — частота передачи, с — разрядность шины. Если Вы используете два канала для передачи данных, все полученное умножаем на 2. Чтобы получить цифру в байтах/c, Вам необходимо полученный результат поделить на 8 (т.к. в 1 байте 8 бит).
Для лучшей производительности пропускная способность шины оперативной памяти и пропускная способность шины процессора должны совпадать. К примеру, для процессора Intel core 2 duo E6850 с системной шиной 1333 MHz и пропускной способностью 10600 Mb/s , можно установить два модуля с пропускной способностью 5300 Mb/s каждый (PC2-5300 ), в сумме они будут иметь пропускную способность системной шины (FSB ) равную 10600 Mb/s .
Частоту шины и пропускную способность обозначают следующим образом: «DDR2-XXXX » и «PC2-YYYY «. Здесь «XXXX » обозначает эффективную частоту памяти, а «YYYY » пиковую пропускную способность.

Тайминги (латентность).

Тайминги (или латентность) — это временные задержки сигнала, которые, в технической характеристике ОЗУ записываются в виде «2-2-2 » или «3-3-3 » и т.д. Каждая цифра здесь выражает параметр. По порядку это всегда «CAS Latency » (время рабочего цикла), «RAS to CAS Delay » (время полного доступа) и «RAS Precharge Time » (время предварительного заряда).

Примечание

Чтобы вы могли лучше усвоить понятие тайминги, представьте себе книгу, она будет у нас оперативной памятью, к которой мы обращаемся. Информация (данные) в книге (оперативной памяти) распределены по главам, а главы состоят из страниц, которые в свою очередь содержат таблицы с ячейками (как например в таблицах Excel). Каждая ячейка с данными на странице имеет свои координаты по вертикали (столбцы) и горизонтали (строки). Для выбора строки используется сигнал RAS (Raw Address Strobe) , а для считывания слова (данных) из выбранной строки (т.е. для выбора столбца) — сигнал CAS (Column Address Strobe) . Полный цикл считывания начинается с открытия «страницы» и заканчивается её закрытием и перезарядкой, т.к. иначе ячейки разрядятся и данные пропадут.Вот так выглядит алгоритм считывания данных из памяти:

  1. выбранная «страница» активируется подачей сигнала RAS ;
  2. данные из выбранной строки на странице передаются в усилитель, причем на передачу данных необходима задержка (она называется RAS-to-CAS );
  3. подается сигнал CAS для выбора (столбца) слова из этой строки;
  4. данные передаются на шину (откуда идут в контроллер памяти), при этом также происходит задержка (CAS Latency );
  5. следующее слово идет уже без задержки, так как оно содержится в подготовленной строке;
  6. после завершения обращения к строке происходит закрытие страницы, данные возвращаются в ячейки и страница перезаряжается (задержка называется RAS Precharge ).

Каждая цифра в обозначении указывает, на какое количество тактов шины будет задержан сигнал. Тайминги измеряются в нано-секундах. Цифры могут иметь значения от 2 до 9 . Но иногда к трем этим параметрам добавляется и четвертый (например: 2-3-3-8 ), называющийся «DRAM Cycle Time Tras/Trc ” (характеризует быстродействие всей микросхемы памяти в целом).
Случается, что иногда хитрый производитель указывает в характеристике оперативки лишь одно значение, например «CL2 » (CAS Latency ), первый тайминг равный двум тактам. Но первый параметр не обязательно должен быть равен всем таймингам, а может быть и меньше других, так что имейте это в виду и не попадайтесь на маркетинговый ход производителя.
Пример для наглядности влияния таймингов на производительность: система с памятью на частоте 100 МГц с таймингами 2-2-2 обладает примерно такой же производительностью, как та же система на частоте 112 МГц , но с задержками 3-3-3 . Другими словами, в зависимости от задержек, разница в производительности может достигать 10 % .
Итак, при выборе лучше покупать память с наименьшими таймингами, а если Вы хотите добавить модуль к уже установленному, то тайминги у покупаемой памяти должны совпадать с таймингами установленной памяти.

Режимы работы памяти.

Оперативная память может работать в нескольких режимах, если конечно такие режимы поддерживаются материнской платой. Это одноканальный , двухканальный , трехканальный и даже четырехканальный режимы. Поэтому при выборе оперативной памяти стоит обратить внимание и на этот параметр модулей.
Теоретически скорость работы подсистемы памяти при двухканальном режиме увеличивается в 2 раза, трехканальном – в 3 раза соответственно и т.д., но на практике при двухканальном режиме прирост производительности в отличии от одноканального составляет 10-70%.
Рассмотрим подробнее типы режимов:

  • Single chanell mode (одноканальный или асимметричный) – этот режим включается, когда в системе установлен только один модуль памяти или все модули отличаются друг от друга по объему памяти, частоте работы или производителю. Здесь неважно, в какие разъемы и какую память устанавливать. Вся память будет работать со скоростью самой медленной из установленной памяти.
  • Dual Mode (двухканальный или симметричный) – в каждом канале устанавливается одинаковый объем оперативной памяти (и теоретически происходит удвоение максимальной скорости передачи данных). В двухканальном режиме модули памяти работают попарно 1-ый с 3-им и 2-ой с 4-ым.
  • Triple Mode (трехканальный) – в каждом из трех каналов устанавливается одинаковый объем оперативной памяти. Модули подбираются по скорости и объему. Для включения этого режима модули должны быть установлены в 1, 3 и 5/или 2, 4 и 6 слоты. На практике, кстати говоря, такой режим не всегда оказывается производительнее двухканального, а иногда даже и проигрывает ему в скорости передачи данных.
  • Flex Mode (гибкий) – позволяет увеличить производительность оперативной памяти при установке двух модулей различного объема, но одинаковых по частоте работы. Как и в двухканальном режиме платы памяти устанавливаются в одноименные разъемы разных каналов.

Обычно наиболее распространенным вариантом является двухканальный режим памяти.
Для работы в многоканальных режимах существуют специальные наборы модулей памяти — так называемая Kit-память (Kit-набор) — в этот набор входит два (три) модуля, одного производителя, с одинаковой частотой, таймингами и типом памяти.
Внешний вид KIT-наборов:
для двухканального режима

для трехканального режима

Но самое главное, что такие модули тщательно подобраны и протестированы, самим производителем, для работы парами (тройками) в двух-(трёх-) канальных режимах и не предполагают никаких сюрпризов в работе и настройке.

Производитель модулей.

Сейчас на рынке ОЗУ хорошо себя зарекомендовали такие производители, как: Hynix , amsung , Corsair , Kingmax , Transcend , Kingston , OCZ
У каждой фирмы к каждому продукту имеется свой маркировочный номер , по которому, если его правильно расшифровать, можно узнать для себя много полезной информации о продукте. Давайте для примера попробуем расшифровать маркировку модуля Kingston семейства ValueRAM (смотрите изображение):

Расшифровка:

  • KVR – Kingston ValueRAM т.е. производитель
  • 1066/1333 – рабочая/эффективная частота (Mhz)
  • D3 — тип памяти (DDR3 )
  • D (Dual) – rank/ранг . Двухранговый модуль – это два логических модуля, распаянных на одном физическом и пользующихся поочерёдно одним и тем же физическим каналом (нужен для достижения максимального объёма оперативной памяти при ограниченном количестве слотов)
  • 4 – 4 чипа памяти DRAM
  • R – Registered , указывает на стабильное функционирование без сбоев и ошибок в течение как можно большего непрерывного промежутка времени
  • 7 – задержка сигнала (CAS=7 )
  • S – термодатчик на модуле
  • K2 – набор (кит) из двух модулей
  • 4G – суммарный объем кита (обеих планок) равен 4 GB.

Приведу еще один пример маркировки CM2X1024-6400C5 :
Из маркировки видно, что это модуль DDR2 объемом 1024 Мбайт стандарта PC2-6400 и задержками CL=5 .
Марки OCZ , Kingston и Corsair рекомендуют для оверклокинга, т.е. имеют потенциал для разгона. Они будут с небольшими таймингами и запасом тактовой частоты, плюс ко всему они снабжены радиаторами, а некоторые даже кулерами для отвода тепла, т.к. при разгоне количество тепла значительно увеличивается. Цена на них естественно будет гораздо выше.
Советую не забывать про подделки (их на прилавках очень много) и покупать модули оперативной памяти только в серьезных магазинах, которые дадут Вам гарантию.

Напоследок:
На этом все. С помощью данной статьи, думаю, вы уже не ошибетесь при выборе оперативной памяти для своего компьютера. Теперь вы сможете правильно выбрать оперативку для системы и повысить её производительность без каких либо проблем. Ну, а тем кто купит оперативную память (или уже купил), я посвящу следующую статью, в которой я подробно опишу как правильно устанавливать оперативную память в систему. Не пропустите…



Рекомендуем почитать

Наверх