Гитарный усилитель с эффектом дисторшн. Как это работает: эффекты искажения

Вайбер на компьютер 27.06.2019
Вайбер на компьютер

Гитарные эффекты, рассматриваемые в этой статье называются гейновыми, так как изменяют степень усиления (gain) гитарного сигнала, при этом изменяют ее настолько, что электронные цепи не могут корректно его обработать. Результатом этой «перегрузки» становится искаженный сигнал, который начинает выдавать электроника. Электронное искажение сигнала, при этом не случайное, а преднамеренно вносимое - один из отличительных особенностей рок-музыки. Именно это искажение придает привлекательность и вносит энергию в те роковые композиции, которые мы так любим.

Так как гитаристами термины овердрайв , дисторшн и фузз часто используются в качестве синонимов, на полках музыкальных магазинов можно наткнуться на устройства эффектов, обозначенными производителем как овердрайв, которые будут звучать как фузз или наоборот. Поэтому всегда внимательно прослушивайте, что происходит с сигналом после его прохождения через эффект, до того как приобрести устройство. Девайсы, искажающие сигнал, обычно имеют три органа управления: Drive, или gain - управляет степенью усиления сигнала и, тем самым, степенью его искажения); Тоnе (иногда называется EQ или filter) - управляет низкими и высокими частотами; Output, или level - определяет уровень сигнала на выходе устройства.

В основе гейновых эффектов лежит работа с уровнем громкости сигнала. В их число входят дисторшн (distortion), компрессоры (compressor), педали громкости (volume pedal) и гейты (gate). Давайте рассмотрим каждый из этих эффектов по-подробнее.

Дисторшн

Если сравнивать эффект дисторшн (distortion) с фуззом и овердрайвом, то он занимает промежуточное положение между ними. При его использовании звучание гитары приобретает яркость и резкость. Такие устройства дисторшн как, например, Boss Metal Zone, часто используются в хард-роке и хэви-метал как для ведения ритма, так и для соло.

Можно встретить примочки дисторшн , которым их разработчики под чутким руководством маркетологов подобрали эффектные названия, в которых часто используются слова Grunge и Metal. В какой-то мере из названия можно получить представление о возможностях устройства, но более мудрым решением будет положиться на собственный слух.

Овердрайв

Эффекты овердрайв (overdrive) относятся к одному из трех гейновых эффектов. Их можно назвать самыми «мягкими», так как они обеспечивают наиболее натуральное звучание. Лучшие модели, такие как классический эффект Ibanez Tube Screamer, эмулируют характеристики ламповой педали, а некоторые не просто эмулируют,но и вправду частично выполнены на лампах.

Применение эффекта овердрайв дает теплое и объемное звучание, которое, к тому же, обогащено четными гармониками. Лучшим применением этому эффекту станет исполнение сольных партий блюза и классического рока, а так же ритмовых партий хард-рока.

Часто педаль овердрайва используется в качестве усиленного чистого (clean) канала, для чего регулятор Drive эффекта нужно выставить на малый уровень, а регулятор Output - на высокий. Благодаря этому методу можно получить насыщенное звучание ламповой педали без добавления дополнительной тоновой окраски.

Фуз (fuzz)

Эффекты фуз можно назвать своего рода ветеранами среди примочек, так как они появились при попытках получить «перегруженный» звук на первых транзисторных усилителях для гитары. Благодаря им можно в полной мере ощутить, что такое настоящее искажение. Звучание, которое получается при использовании эффектов фуза, можно сравнить с ревем бензопилы, но без него невозможно представить классические композиции 60-х годов.

Справедливости ради нужно сказать, что специализированные педали фузза не очень хорошо эмулируют натуральные искажения, обеспечиваемые с помощью ламповой педали. Но фузовую эмуляцию можно получить на обычном эффекте дисторшн, для чего достаточно выставить регулятор Gain на невысокий уровень и немного подкрутить тон для получения максимально яркого звучания.

January 29th, 2013

Вот мы и подошли к самому "вкусному" классу эффектов - это эффекты искажения. Появление и развитие эффектов искажения породило множество самостоятельных жанров, собственно, классический рок и все что после, появилось именно благодаря ним.
В сегодняшней статье речь пойдёт о таких эффектах как Distortion, Overdrive, Fuzz, и еще о некоторых любопытных устройствах. Подробности под катом.

Для начала стоит определиться с терминологией, так как в области искажающих эффектов с терминами наблюдается некоторая путаница. Слово distortion в переводе с английского собственно и означает "искажение", и по большому счету все искажающие эффекты можно называть дисторшнами. Однако в музыкальной среде (особенно в среде гитаристов) принято разделять эффекты по характеру искажений, и слово distortion будет означать уже не весь класс эффектов, а лишь одного из представителей этого класса. Давайте с него и начнем:

Дисторшн (Distortion)

Дисторшн - звуковой эффект или устройство, достигаемый искажением сигнала путём его "жёсткого" ограничения по амплитуде. Наиболее часто применяется в роке, метале и панк-роке в сочетании с электрогитарой. Помимо электрогитары эффект применяют и с другими инструментами, например с бас-гитарой. Также этот эффект, как компонент, присутствует в синтезаторах, процессорах эффектов и ПО для обработки звука.

Не будем вдаваться в радиотехнические подробности, лучше просто посмотрим, как видоизменяется сигнал после его обработки дисторшном:

Как видно из графика, происходит так называемый клиппинг сигнала, синусоида обрезается, из-за этого звук приобретает характерную резкость. Важным отличием звука дисторшна от обычного клиппинга является то, что из-за некоторых конструктивных особенностей устройства сигнал обогащается гармониками. Что, естественно, благотворно сказывается на звуке.

Так называемый перегруз можно получить несколькими способами. Рассмотрим эти способы поближе:

Перегруз усилителя

Усилители, в зависимости от их класса, работают не со всеми возможными амплитудами входного сигнала, а лишь с некоторым их диапазоном. И по мере приближения амплитуды входного сигнала к максимально возможной для усилителя, наблюдаются все большие и большие нелинейные искажения сигнала. Кстати, для ламповых и транзисторных усилителей эти нелинейные искажения имеют различных характер. От простого клиппинга перегруз (особенно лампового усилителя) отличается тем, что выходной сигнал имеет сложную зависимость спектральных компонент от амплитуды и спектрального состава входного сигнала в отличие от элементарного ограничителя.

На мой взгляд, перегруз усилителя - это самый трушный перегруз, однако, у него есть свои недостатки. Главным из них является то, что при слабом уровне сигнала большого уровня искажений добиться не удастся.

В качестве решения этой проблемы звук предварительно "прогревают", помещая в тракте перед усилителем так называемый предусилитель. Перегруз в таком случае можно осуществлять по предусилителю, по усилителю, или совмещать оба перегруза.

Аналоговая эмуляция

Структурная схема любого дисторшна включает следующие элементы: первичный усилитель, ограничительный каскад и цепь вторичной обработки сигнала. Первичный усилитель усиливает входной сигнал до 2-5 В. Коэффициент усиления (Gain) обычно регулируется. В зависимости от модели дисторшна, первичный усилитель может включать в себя обрезные фильтры высоких и низких частот, иметь наклон частотной характеристики в сторону басов со спадом высоких, или иметь подъем в районе 500 Гц. Возможно также применение компрессора совместно с первичным усилителем, для плотного дисторшна. Иногда используют несколько последовательно включенных первичных усилителей.

После ограничительного каскада уже искаженный звук поступает в цепь вторичной обработки сигнала. Вторичная обработка - это, главным образом, частотная обработка искаженного сигнала, которую выполняют различные фильтры. Одним из наиболее известных аналоговых эмуляторов перегруза считается устройство SansAmp.

Цифровая эмуляция

Первое поколение гитарных процессоров делало акцент на точное моделирование статических АЧХ симулируемых ламповых усилителей и аналоговых педалей. Звук получался похожим, но без динамики, «напора» и драйва. Объясняется это тем, что в реальных устройствах АХ и АЧХ динамически меняется в зависимости от амплитуды и частотного состава входного сигнала из-за, например, плавания рабочих точек ламп и транзисторов ввиду некоторой асимметрии их характеристик относительно рабочих точек, а также из-за других малоизученных нелинейных параметрических эффектов.

Промежуточное поколение гитарных процессоров использовало для получения качественного дисторшна и перегруза реальные миниатюрные лампы и транзисторно-диодные схемы. Однако понятно было, что это недешевый компромисс и цифра свое возьмет.

Второе поколение гитарных процессоров на основе более мощных процессоров приступило к прямому цифровому моделированию всех нелинейных и других элементов электрических схем, отвечающих за «перегруз». Дисторшн и перегруз гитарных процессоров зазвучал весьма натурально, зачастую лучше дешевых аналоговых комбиков.

Овердрайв (Ovedrive)

Овердрайв - звуковой эффект или устройство, достигаемый искажением сигнала путём его «мягкого» ограничения по амплитуде.
По сути, овердрайв - это тот же дисторшн, только с более мягким характером ограничения. На картинке более наглядно:

Здесь синим показан оригинальный сигнал, красным - дисторшн, желтым - овердрайв.

Овердрайв достигается путём перегрузки ламп в усилителе. При усилении сигнала может использоваться несколько каскадов ламп, это создаёт более "толстое" и более сложное искажение звука.

Поскольку и лампы в пределах определенной области напряжения ведут себя линейно, схемы овердрайвов настроены так, что средние пики сигнала едва доходят до области клиппирования, в результате чего происходит мягкое клиппирование и менее жесткие искажения.

Овердрайв, обычно, имеет четкую щелчкообразную атаку, богатую высшими гармониками, что приводит к "клацающему" и "скребущему" звучанию (crunch). Атаку можно смягчить, срезав высокие частот. Период спада овердрайва также богат высокими гармониками, которые быстро исчезают. Это создаёт своеобразный эффект "подвизгивания". Сустейн ровный, слабо искаженный, высоких гармоник немного. По мере затухания степень искажений плавно убывает (вследствие мягкого порога искажений). Таким образом "хвост" сигнала оказывается практически неискаженным.

Фузз (Fuzz)

Фузз - эффект или устройство, искажающее сигнал до полной потери огибающей сигнала.
Фузз часто реализуется с помощью подачи сигнала слишком высокого уровня на вход транзисторного устройства, которое жёстко ограничивает и потому сильно искажает сигнал. В отличие от других искажающих эффектов, фузз повышает и клиппирует сигнал достаточно сильно, таким образом входящий синусоидальный сигнал на выходе будет иметь почти прямоугольную форму, это соответствует классическому тембру фузза. Он создаёт значительно большие искажения и придаёт синтетическое звучание инструменту, в отличие от стандартных дисторшнов или овердрайвов. Звуки фузза как правило, имеют более низкие средние частоты, в отличие от других видов искажателей.

В простейшем варианте схема состоит из двухтранзисторного усилителя с положительной обратной связью - эта схема называется триггер Шмитта. Триггер Шмитта и есть основа фуза. Особенностью схемы является преобразование входного сигнала в прямоугольный выходной. Из всех нелинейных гитарных эффектов, фузз звучит наиболее резко и выразительно. Основной неприятной особенностью является его одноголосность - невозможно играть аккордами и даже двузвучиями. Для многоголосных приставок используют отдельный звукосниматель и канал обработки сигнала на каждую струну. Шестиканальная схема получается очень дорогой, громоздкой и сложной в настройке.

Фузз очень чувствителен к параметрам входного сигнала: помехи и наводки проявляются в виде треска с таким же уровнем, как и полезный сигнал, а искажения формы приводят к потере основного тона на выходе. Положительной стороной эффекта является отсутствие шума в паузе и нечувствительность к помехам низкого уровня.

Биткрашер (Bitcrusher)

Биткрашер (bitcrusher - битразрушитель) - цифровой эффект, который производит искажение путём снижения разрешения (битности) или пропускной способности (частоты дискретизации) цифровых аудиоданных. В результате, полученные шумы квантования могут привести к "утеплению" или к "огрублению" звука, в зависимости от уровня изменений.
Если сократить число бит используемых для хранения данных, то число возможных значений уменьшится, и таким образом уменьшится разрешение сигнала, что приведёт к его искажению. На рисунке обработанная биткрашером синусоида:

Эти искажения добавляют обертона таким образом, что форма волны становится угловатой. Это может привести к "утеплению" звука, в сравнении с оригинальным, особенно если сигнал округляется (округляются числа) определенным образом. Часто этот эффект специально используется в техно и электронной музыке.

Вэйвшейпер (Waveshaper)
Вэйвшейпер - эффект, формирующий волну. В результате изменения формы сигнала из простых звуков получаются. Эффект является амплитудно-зависимым, в результате чего искажения проявляются по-разному при разных уровнях сигнала.

Вэйвшейперы главным образом используются в электронной музыке, для достижения резких, "режущих" звуков, но также они способны создавать незаметные "утепляющие" искажения. Этот эффект наиболее часто используется для изменения синтезированных звуков, изменяя их формы волн. Вэйвшейпер также может использоваться для получения тяжелых искажений гитары или баса.

При цифровом моделировании аналогового оборудования, такого как ламповые усилители, вэйвшейпер используется для создания статических или нелинейных искажений, приближенных к передаточной характеристике вакуумных ламп или диодных лимитеров.

Ну и напоследок небольшой пример, здесь:
1. Чистый звук
2. Овердрайв
3. Дисторшн
4. Биткрашер

Предыдущие статьи из серии "Как это работает":

Теперь же, я хочу рассказать Вам о том, какими бывают гитарные эффекты. Что сегодняшний гитарист может сделать со звуком своей электрогитары, как он может показать слушателям не только свою технику игры, но и свой характер, и свое настроение, и свой чувства.

Да, все это может рассказать нам сама музыкальная композиция, будь-то песня или инструментальная зарисовка или соло импровизация. Но, не менее важно для слушателя, услышать звук инструмента, ведь мы не просто читаем ноты с листа, мы воспринимаем композицию ушами. Звук для музыканта не менее важен, чем техника его игры, говорю Вам, прежде всего, как слушатель. А как музыкант скажу, что можно сыграть нетленки группы Sepultura и в акустике, но мы не получим того впечатления, что даст нам оригинальное исполнение.

Итак, за годы развития электрогитарной индустрии, были созданы, пожалуй, все возможные гитарные эффекты. В настоящее время они только совершенствуются, видоизменяются и дополняется, чтобы соответствовать духу времени, а также, что не менее важно, запросам музыкантов.

Все гитарные эффекты по принципу воздействия на звук гитары можно условно разделить на 4 группы. Пройдемся по каждой из них.

Гейновые эффекты. Они самые суровые. Такие педали регулируют уровень громкости сигнала. К ним относятся Overdrive, Distortion, Fuzz. Первое мое знакомство с гейном состоялось в далеких девяностых, и познакомила нас легендарная педаль ЛЕЛЬ DD (Drive — Distortion).

Позже, я, конечно, понял — это был такой же дисторшн как я виолончелист, но тогда море шума произвело на меня неизгладимое впечатление.

Модулирующие эффекты. Эти педали помогают гитаристу преобразовывать звук его инструмента в нечто новое и необычное. К ним относятся Chorus, Flanger, Phase Shifter, Tremolo, Octaver, Reverberator и Delay. И, опять же, мое первое знакомство с этими эффектами произошло в темном подвале нашей репетиционной базы. А познакомила меня с дивными звуками педаль… Собственно, назвать ЭТО педалью, я не возьмусь. Гроза отечественного гитаростроения:

К сожалению, по молодости лет, этот девайс был мной утерян.

Динамические гейновые эффекты. К ним относятся компрессоры и гейты. Эти эффекты управляют уровнем сигнала, а именно, обрезают сигнал, который находится ниже заданного порога (громкости или частоты), К ним относятся: Noise Gate, Compressor, Volume Pedal. О существовании этих нужных и полезных приблуд, я узнал много позже. Еще позже я стал их использовать, в частности, сейчас в моем педалборде стоит компрессор MRX Super COMP. И теперь я ощущаю острую необходимость в установке шумодава.

Тоновые эффекты. Они воздействуют на высокие либо низкие частоты. Они представлены такими педалями: Equalizer, Wah-Wah. Если со вторым эффектом все предельно ясно, то первый, по началу, вызывал у меня много вопросов. И вопросы оставались до тех пор, пока я не приобрел BOSS GE-7 (Equalizer). Вам может надоесть Ваша дж-дж-дж педаль, Вам может наскучить космический дилей, и тогда Вам поможет обычный эквалайзер. Кроме всего прочего, он может кардинально поменять Ваш звук. Что для меня – человека, играющего на электрогитаре в свободное время, эквалайзер оказался незаменимым. Он дал возможность экспериментировать со звуком, и мне это нравится.

Теперь я кратно опишу Вам суть каждого из эффектов. Естественно, такое описание Вам не поможет определиться с выбором. Что касается музыки, при покупке гитары или педали к ней, совет может быть только один – слушайте все, что хотите приобрести лично. Не руководствуйтесь только лишь описаниями и непонятно как записанными видео-обзорами. Этого будет недостаточно. А теперь, погнали.

Overdrive

Этот, эффект, равно как Distortion с Fuzz, занимается искажением звука путем ограничения сигнала по амплитуде. При этом, Overdrive являются самым мягким из них, чем обеспечивается более натуральное звучание гитары.

Distortion

Этот эффект имеет сходство и с Overdrive, и с Fuzz, а его звук отличается большей резкостью.

Fuzz

Этот эффект можно услышать в рок музыке 60-х годов. Да что там, он и в наши дни пользуется популярностью среди музыкантов. Его отличает яркое звучание и характерное настоящее искажение сигнала.

И, небольшой совет по коммутации:

Как правило, педали Overdrive, Distortion и Fuzz в цепи эффектов устанавливают после компрессора. А вот для того чтобы откорректировать полученный сигнал, после педали Distortion можно включить в цепь и эквалайзер.

Copressor

Эффект работает по принципу уменьшения динамического диапазона звукового сигнала. Иными словами, с помощью компрессора можно свести к минимуму разницу меду самым тихим и самым громким сигналами. Идеальное место для компрессора — самое начало цепи эффектов. Тогда чистый сигнал с гитары подается непосредственно на него.

Chorus

С помощью этого эффекта можно добиться звучания одной гитары, как если бы их было две. Для этих целей, эффект добавляет к исходному звуку гитары еще одну его копию, но с небольшой задержкой (до 30 миллисекунд).

С помощью же эффекта Stereohorus, можно сделать из моносигнала гитары настоящее стерео, единственное, для этого придется использовать два гитарных усилителя (по одному на каждый канал). Вы же знаете, что электрогитара выдает только моно сигнал, верно?

Flanger

Этот эффект по принципу работы похож на Chorus, однако же отличается временем задержки копии сигнала (меньше, чем у Chorus) и наличием feedbacka.

Phaser

Или фазовое вибрато. Эффект, который смешивает исходный сигнал гитары с его копиями, сдвинутыми по фазе. На слух этот эффект отличается от Flanger. В цепи эффектов и Flanger, и Phaser, лучше всего устанавливать между Distortion и Delay (Reverberator).

Wah-Wah

Этот эффект представляет собой эквалайзер с переменной частотой. Эффект колебания звука достигается путем усиления одних частот и обрезке других. Для работы с этим эффектом, нужно в определенные промежутки времени, во время игры на гитаре, нажимать и отпускать педаль. Кроме того, существуют эффекты вау-вау без педали. Спектр частот у них изменяется автоматически с помощью соответствующих ручек настройки, Называется такой эффект auto-wah.

Octaver

Данный эффект основан на сдвиге входного сигнала на одну или несколько октав ниже или выше основного тона. Основной тон звучит вместе с повышеным (пониженным) тоном, таким образом, достигается эффект звучания нескольких инструментов одновременно.

Tremolo

Этот эффект представляет собой амплитудное вибрато. Технически — это электронный регулятор громкости, управляющийся генератором колебания инфранизкой частоты.

Reverberator

Этот эффект позволяет имитировать акустические характеристики помещения (регулируемые параметры), и получить объемное звучание. На сцене этот эффект используется крайне редко, и, я думаю, Вы понимаете почему.

Delay

Дилэй или эхо, эффект, имитирующий повторы исходного сигнала, которые затухают с каждым повторением. Таким образом, к исходному сигналу добавляется его копия (или несколько), задержанная по времени.

Эти эффекты (Rever, Delay) лучше всего ставить в самый конец цепи.

Equalizer

Эквалайзер — это многополосный регулятор тембра. С его помощью можно осуществлять одновременную регулировку нескольких частот. Эквалайзеры разделяются на графические и параметрические.

Графический эквалайзер состоит из определенного количества слайдеров (для гитары достаточно от 5 до 10), каждый из которых регулируют одну полосу частот. В процессе регулировки слайдеры образуют определенный графический рисунок. Отсюда и их название.

Параметрический эквалайзер, кроме регулировки частот вверх/вниз, может также выбирать центральную частоту и ширину полосы.

В цепи эффектов эквалайзер обычно ставится там, где требуется изменить характер звука, например, после педали Distortion.

Noise Gate

Этот эффект еще называют шумоподавитель порогового действия или проще — шумодав. Его назначение — не пропускать на звукоусиливающую аппаратуру посторонние звуки, возникающие в процессе игры на электрогитаре. Это может быть звук от случайно задетых струн, щелчок от переключения эффектов либо звукоснимателей, фон от источников питания либо от самих эффектов. Рекомендуется

Volume Pedal

Педаль громкости. Суть этого устройства заключается в регулировании громкости звука. С помощью нее можно регулировать звук после переключения различных эффектов (если их уровни громкости различаются), использовать эффект плавного затухания звука либо же выключать звук гитары быстро, например, когда появляется пауза в гитарной партии.


Дисторшн (что по-русски значит искажение) - это, наверно, самый распространенный эффект для электрогитары. Думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, многих из вас именно звук дисторшена заставил взять у руки электрогитару. Дж-дж – это то, что дает настоящий роковый саунд.

На сегодняшний день, существуют тысячи различных моделей дисторшенов и овердрайвов от разных производителей. Как же не запутаться во всем этом многообразии форм, цветов и звуков? Именно в этом и должна помочь эта статья.

Большинство эффектов ведут себя предсказуемо, при переходе от эффекта одного производителя на такой же эффект от другого. Ну, например, вы можете взять практически любой цифровой дилей, выставить время задержки на 125 мс, уровень повторений (repeat) и обратной связи (feedback) на 50% и получить примерно одинаковый, ожидаемый звук. Ожидаемых результатов стоит ждать и от эквалайзеров. На самом деле, это неплохо, т.к. позволяет настроить «свой звук» на разном оборудовании.

Но вот с дисторшном все немного иначе. Дисторшн – это черный ящик в мире гитарных эффектов, они все уникальны, загадочны и не связаны стандартами и заранее определенными параметрами. Вы можете не знать, как будет называться ручка Тона (Tone), на конкретном устройстве, какие гармоники подчеркиваются и усиливаются ручкой с подписью Дисторшн (Distortion), или какой эффект дает ручка Уровень (Level) (работает ли она в зависимости от положения других регулировок или просто усиливает сигнал по уровню громкости). Зачастую даже описания и руководства пользователя не могут помочь, т.к. производители предпочитают не раскрывать тайну тог, что находится внутри их магических коробочек.

Таким образом, минус в том, что заранее нельзя сказать как звучит та или иная педаль дисторшена,без того, чтобы послушать ее лично. Тут не поможет чтение обзоров или изучение технических характеристик. Кое-какую помощь может оказать интернет, в лице youTube и иже с ним. Но все же, вам придется вытащить себя в музыкальный магазин и включить гитару в дист.

Плюс же в том, что это даст вам возможность походить по магазинам, пообщаться с народом, и послушать разные примочки.

Почему так названы?

Рис. 1 Ibanez DS7 Distortion и Boss Super Over Drive SD-1. Названия всех ручечк у педалей одинаковые. Звучание педалей отражено в их названиях

Если вы ищете теплый блюзовый овердрайв (overdrive), то сразу же можете исключить педали, в названии которых есть слово «metal». И наоборот, если вы ищете звук а-ля Slipknot, то не стоит ограничивать себя овердрайвами и прочими педалями, имеющими в названии blues и tube. Зачастую, тональные характеристики педали содержатся в ее названии, даже если названия ручек на педалях одинаковы, как на рисунке 1.

Так же, вносит сумятицу то, что некоторые компании называют ручки регулировки совершенно, на первый взгляд странным образом. Т.е. по названию ручки нельзя определить, что же она делает. Вот, например, Yerasov – 5000 V.


Рис. 2 На первый взгляд, совершенно непонятнее крутилки

С первого взгляда совершенно непонятно, что означают все эти ручки. Однако ж, сайт производителя нам сообщает, что VOLTAGE - это усиление, ISOLATION – это тембр, а CURRENT - громкость. Само собой, что экстравагантные названия ручек не гарантируют отличного звучания педали, т.е. такая педаль ничем не лучше, чем с обычными названиями.

Overdrive, Distortion и Fuzz

На самом деле, все эти слова используются, чтобы описать звучание искаженной электрогитары.

Термин Overdrive, что по-русски значит перегруз, обязан своим происхождением ламповой технике. Именно перегруз лампового оконечника на заре электрогитаризма дал нам тот звук, который мы сейчас знаем и любим. Овердрайв – это мягкий, теплый, певучий дисторшн, который приятно слушать. На сегодняшний день, практический все примочки, на которых написано Overdrive пытаются воспроизвести этот классический звук. Яркий представитель классического овердрайва – это Ibanez Tube Screamer (TS-808), его переиздания и клоны.


Рис. 3 Ibanez Tube Screamer

Далее идет Дисторшн. Это очень широкая категория – в нее входит все, что идет за «мягким ламповым драйвом» и до плотного и жесткого звучания а-ля System of a Down. В общем, практически весь метал, хард-кор, альтернатива и прочая маза-фака – это звук гитары с дисторшеном.

Фузз – это почти карикатура на эффект дисторшена, такой несколько гнусавый, много грязнее и многограннее. Фузз в основном используется для игры соло и лидирующих гитарных партий, т.к. при игре аккордами звук бывает слишком песочный и грязный. Фузз сделал знаменитым Джимми Хендрикс (Jimmi Hendrix), который играл на Dunlop Fuzz Face.


Рис. 4 Dunlop Fuzz Face

Вообще, многие называют фуззом практически любой эффект дисторшн, который жестче и грязнее теплой блюзовой пушистости. Думаю, что это немного неправильно, т.к. фузз, он, хоть и дисторшн, но несколько иной.

Ну, вот теперь, когда вы определились с тем, какой звук вам ближе и, что вы собрались играть (джаз, блюз, хард-кор, или жесткий метал), и примерно выбрали по названию кандидатов на прослушивание, настало самое время прослушать выбранные педали. Вы можете найти их у друзей или пройтись по музыкальным магазинам.

Как и во всяком серьезном деле, тут тоже нужен системный подход. Послушав в одном магазине ProCo The Rat с Les Paul, на котором стоят звукосниматели с высоким выходом, через Marshall нельзя ожидать, что эта же педаль будет звучать так же в другом через Stratocaster в усилитель Fender. Естественно, лучшим выходом будет слушать каждую педаль на своем оборудовании, но если это неосуществимо выбирайте наиболее похожий к своему набор оборудования.

Испытания

И вот, когда, наконец, выбор сделан, и нужная примочка лежит у вас под ногами, то первое, что нужно сделать, это подстроить уровень громкости (обычно это Level). Т.е. нужно добиться того, чтобы по громкости гитара с эффектом и без него звучала одинаково. Это нужно для того, чтобы исключить влияние психоакустики на восприятие. Человеческий слух устроен так, что громко звук кажется лучше. Вот этого эффекта мы и хотим избежать.


Рис. 5 Все ручки на 12 часов

Обычно этого можно добиться, если выставить все ручки на педали, как на рисунке 5 – на 12 часов. Послушайте, как ведет себя педаль, при нейтральных положениях ручек. Поиграйте что-нибудь, несколько раз включите/выключите эффект. Затем медленно уменьшайте уровень дисторшна (обычно это Gain) до минимума, а потом до максимума и слушайте, что педаль делает со звуком вашей гитары. Ничего больше, только ручку гейна, чтобы послушать насколько радикально педаль меняет звук. Поиграйте живые примеры: ритмические фигуры, соло, стаккатные пассажи, легато, послушайте сустейн. Теперь пришла пора ручки тона. Покрутите ее, послушайте, как тон работает совместно с гейном.

Вообще же, использование эквалайзера с дисторшеном – это важный элемент в выстраивании вашего звука. Обычно получается так, что чем более искажена гитара, тем больше высоких частот нужно добавлять. Это связано с тем, что чем более искажен сигнал, тем более он компрессирован, а компрессия поджимает высокие частоты. Так что же использовать? Эквалайзер в самой педали, эквалайзер в усилителе или комбике или, вообще, внешний эквалайзер? А если использовать внешний эквалайзер, что где он должен стоять, перед дисторшеном или после? На самом деле, ответы на эти вопросы не даст никто, кроме вас самих, т.к. это вопрос личных предпочтений. Так что, полагайтесь на свои уши, и да прибудет с вами Сила!

Расскажи друзьям!

Часть 1. Сборка эффекта «дисторшн» и его краткий тест-драйв
«Дисторшн» этот я сделал от скуки, мне было натурально нечего делать вечером, страшно хотелось собрать какую-то новую схему. Вот я и набрал в поисковике «дисторшн на транзисторах». В моих планах не было сборки устройства на микросхемах (потому что за ними сначала нужно погоняться по магазинам), равно как и не планировал я очень сложную схему с полной горстью одних только транзисторов.
Поэтому выбрал такой вариант, чтобы успеть собрать его за вечер практически из подножного мусора (даже один «электролит» пришлось брать «паянину», то есть не новый, вытащенный откуда-то):

В нарисованной схеме используются транзисторы p-n-p-проводимости, поэтому на «массе» сидит «плюс». У меня же была коробка любимых и обожаемых КТ315Б n-p-n-проводимости. Поэтому в моей версии схемы пришлось инвертировать полярность включения батарейки «Крона» и электролитических конденсаторов. Транзисторы по рекомендации собиравших схему пришлось подбирать с максимальным коэффициентом усиления (h21), более 200 единиц (благо, мне было, из чего выбирать). Делается это при наличии мультиметра так: для начала выясняется тип и цоколевка транзистора (соответствие эмиттера, коллектора и базы выводам), потом включается режим «hFE», а транзистор устанавливается в соответствующие гнезда.


Иногда бывает необходимо покачать его, или прижать пальцем, или вставлять проволочки, чтобы на дисплее появился результат.



Первый транзистор нам подходит, второй оставим для схем попроще. По слухам, можно применять КТ3102, КТ3107 (более современные аналоги КТ315). Да и вообще, я думаю, любые маломощные (а если они еще и малошумящие!) транзисторы, лишь бы h21 был больше 150 (мое мнение).
Диоды ставятся любые, главное — одинаковые. В моем варианте — Д18.
Потенциометр регулирует уровень выходного сигнала, уже искаженного в соответствии с работой дисторшена. Отдельной регулировки силы эффекта, или «гейна» (если я правильно это называю), тут нет. В более продвинутых схемах, которые находятся на раз-два, с этим проблем никаких. Но так как, напомню еще раз, устройство я собирал от скуки, чтобы чем-то занять руки, чтобы разнообразить звук гитары на домашних поигрульках, то мне его хватает вполне, и для меня не вопрос чуть уменьшить уровень сигнала на выходе самой гитары, чтобы не так сильно жужжал эффект. Тем более, что вся моя музыка либо усиливается одним из «ВЭФов» (который, выкрученный на максимальную громкость, тоже ведет себя как исказитель сигнала), либо пишется «в линию», то есть гитара подключается в линейный вход компьютера и общается с программой Audacity. Ну, нет у меня пока тяги к ламповым комбикам и большой сцене, а для домашних записей и тренировок такое оборудование — самое оно. Опять же, бесценный практикум по пайке и схемотехнике.
Оконечная цепочка из конденсаторов и резисторов — фильтр. Чересчур отступать от указанных номиналов, пожалуй, не стоит, чтобы не испортить звук. Было бы время — я бы «поигрался» со значениями, но, право, так неохота распаивать уже готовое устройство…


В собранной мною схеме задействованы два тумблера: один включает-выключает устройство, другой управляет режимами «Active-Bypass», то есть в первом случае звук проходит через все элементы схемы, а во втором — обходит их по отдельной дорожке. Это позволяет быстро переходить с чистого звука на дисторшн и обратно, не проводя манипуляций с кабелями. Включенное состояние обоих тумблеров отмечено краской, нанесенной в углубление на корпусе. Однако после того, как однажды устройство осталось на неделю включенным и забытым (батарейка, естественно, разрядилась, а «похитителя» я еще не собрал), в схему был добавлен индикаторный светодиод. Не стоит увлекаться, пытаясь завести его в режим 20 миллиампер, все-таки питание батарейное. Для трехмиллиметрового зеленого достаточно и 4,7 мА (ограничивается резистором 1,5 кОм). Общее потребление устройства — ок. 12 мА, на уровне фабричных устройств. Критический для «Кроны» ток разряда — 20 мА. Впрочем, никто не мешает устроить питание от самодельного БП, лишь бы он не фонил пятидесяти- или стогерцовой наводкой.





Тут запечатлен еще промежуточный вариант.



Этот более стабильный, и, надеюсь, окончательный.

Как это работает? Как и любое устройство, полностью собранное своими руками из всякого хлама и еще не сравненное с фабричным конкурентом. То есть — круто и бесподобно, о, да, я надеваю свой плащ и волшебную шляпу, детка, спустись же со мной по «Тоннелю любви»!



Рекомендуем почитать

Наверх