Электроника на пальцах. Курсы электронщика

Скачать Viber 12.06.2019
Скачать Viber
Содержание:

Существует множество понятий, которые нельзя увидеть собственными глазами и потрогать руками. Наиболее ярким примером служит электротехника, состоящая из сложных схем и малопонятной терминологии. Поэтому очень многие просто отступают перед трудностями предстоящего изучения этой научно-технической дисциплины.

Получить знания в этой области помогут основы электротехники для начинающих, изложенные доступным языком. Подкрепленные историческими фактами и наглядными примерами, они становятся увлекательными и понятными даже для тех, кто впервые столкнулся с незнакомыми понятиями. Постепенно продвигаясь от простого к сложному, вполне возможно изучить представленные материалы и использовать их в практической деятельности.

Понятия и свойства электрического тока

Электрические законы и формулы требуются не только для проведения каких-либо расчетов. Они нужны и тем, кто на практике выполняет операции, связанные с электричеством. Зная основы электротехники можно логическим путем установить причину неисправности и очень быстро ее устранить.

Суть электрического тока заключается в движении заряженных частиц, переносящих электрический заряд от одной до другой точки. Однако при беспорядочном тепловом движении заряженных частиц, по примеру свободных электронов в металлах, переноса заряда не происходит. Перемещение электрического заряда через поперечное сечение проводника происходит лишь при условии участия ионов или электронов в упорядоченном движении.

Электрический ток всегда протекает в определенном направлении. О его наличии свидетельствуют специфические признаки:

  • Нагревание проводника, по которому протекает ток.
  • Изменение химического состава проводника под действием тока.
  • Оказание силового воздействия на соседние токи, намагниченные тела и соседние токи.

Электрический ток может быть постоянным и переменным. В первом случае все его параметры остаются неизменными, а во втором - периодически происходит изменение полярности от положительной к отрицательной. В каждом полупериоде изменяется направление потока электронов. Скорость таких периодических изменений представляет собой частоту, измеряемую в герцах

Основные токовые величины

При возникновении в цепи электрического тока, происходит постоянный перенос заряда через поперечное сечение проводника. Величина заряда, перенесенная за определенную единицу времени, называется , измеряемой в амперах .

Для того чтобы создать и поддерживать движение заряженных частиц, необходимо воздействие силы, приложенной к ним в определенном направлении. В случае прекращения такого действия, прекращается и течение электрического тока. Такая сила получила название электрического поля, еще она известна как . Именно она вызывает разность потенциалов или напряжение на концах проводника и дает толчок движению заряженных частиц. Для измерения этой величины применяется специальная единица - вольт . Существует определенная зависимость между основными величинами, отраженная в законе Ома, который будет рассмотрен подробно.

Важнейшей характеристикой проводника, непосредственно связанной с электрическим током, является сопротивление , измеряемое в омах . Данная величина является своеобразным противодействием проводника течению в нем электрического тока. В результате воздействия сопротивления происходит нагрев проводника. С увеличением длины проводника и уменьшением его сечения, значение сопротивления увеличивается. Величина в 1 Ом возникает, когда разность потенциалов в проводнике составляет 1 В, а сила тока - 1 А.

Закон Ома

Данный закон относится к основным положениям и понятиям электротехники. Он наиболее точно отражает зависимость между такими величинами, как сила тока, напряжение, сопротивление и . Определения этих величин уже были рассмотрены, теперь нужно установить степень их взаимодействия и влияния друг на друга.

Для того чтобы вычислить ту или иную величину, необходимо воспользоваться следующими формулами:

  1. Сила тока: I = U/R (ампер).
  2. Напряжение: U = I x R (вольт).
  3. Сопротивление: R = U/I (ом).

Зависимость этих величин, для лучшего понимания сути процессов, часто сравнивается с гидравлическими характеристиками. Например, внизу бака, наполненного водой, устанавливается клапан с примыкающей к нему трубой. При открытии клапана вода начинает течь, поскольку существует разница между высоким давлением в начале трубы и низким - на ее конце. Точно такая же ситуация возникает на концах проводника в виде разности потенциалов - напряжения, под действием которого электроны двигаются по проводнику. Таким образом, по аналогии, напряжение представляет собой своеобразное электрическое давление.

Силу тока можно сравнить с расходом воды, то есть ее количеством, протекающим через сечение трубы за установленный период времени. При уменьшении диаметра трубы уменьшится и поток воды в связи с увеличением сопротивления. Этот ограниченный поток можно сравнить с электрическим сопротивлением проводника, удерживающим поток электронов в определенных рамках. Взаимодействие тока, напряжения и сопротивления аналогично гидравлическим характеристикам: с изменением одного параметра, происходит изменение всех остальных.

Энергия и мощность в электротехнике

В электротехнике существуют еще и такие понятия, как энергия и мощность , связанные с законом Ома. Сама энергия существует в механической, тепловой, ядерной и электрической форме. В соответствии с законом сохранения энергии, ее невозможно уничтожить или создать. Она может лишь преобразовываться из одной формы в другую. Например, в аудиосистемах осуществляется преобразование электроэнергии в звук и теплоту.

Любые электрические приборы потребляют определенное количество энергии на протяжении установленного промежутка времени. Эта величина индивидуальна для каждого прибора и представляет собой мощность, то есть объем энергии, который может потребить тот или иной прибор. Этот параметр вычисляется по формуле P = I x U, единицей измерения служит . Он означает перемещение одним вольтом через сопротивление в один ом.

Таким образом, основы электротехники для начинающих помогут на первых порах разобраться с основными понятиями и терминами. После этого будет значительно легче использовать полученные знания на практике.

Электрика для чайников: основы электроники

Андрей Голубев - автор видеоуроков по ремонту бытовой электроники, микроволновых печей, телевизоров и аудиоаппаратуры посвящает свои видеоуроки тем, кто не хочет быть рабом сервисных служб и тратить на бытовую технику в разы больше денег при поломке, чем при покупке.

Приходилось ли Вам когда-нибудь наблюдать, как опытные специалисты с легкостью находят неисправности и виртуозно обращаются с инструментами и измерительными приборами? Многие люди готовы постоянно восхищаться чьим-то трудом, даже не думая о том, что они могут всему этому научиться сами! Видеоуроки - это интересный способ обучения. Они представлены на доступном простом языке с хорошими разъяснениями.

В первом видео записан процесс ремонта домашнего кинотеатра "LG":

Ремонт ресивера. Начиная ремонт ресивера в первую очередь необходимо провести визуальный осмотр монтажа. Порой проблема заключается в элементарном непропае. Данное правило относится не только к ремонту ресиверов, а ко всей бытовой технике.

Ремонт DVD Philips:

Восстановление шлейфа головки DVD-плеера:

Ремонт СВЧ печи LG MS-1744:

Ремонт микроволновки LG. Всё началось с банальной замены слюдяной прокладки, а закончилось заменой трансформатора:

Ч то делать если искрит микроволновка? Нужно менять слюдяную прокладку. Замена слюды не такое сложное дело в ремонте микроволновых печей, и под силу любой домохозяйке.

Ремонтируем PDP телевизор Samsung отечественного производства. Причина неисправности - брак при производстве.

Ремонт LCD-телевизора Xoro. На данном видео показано насколько нелепы бывают неисправности современной телерадиоаппаратуры.

Ремонт DVD "LG". В данном видео рассмотрена замена оптического преобразователя на DVD karaoke центре LG.

ЖК телевизор не реагирует на пульт. Не всегда в отсутствии реакции на пульт виноват сам пульт...

Ремонт DVD Samsung. Некоторые неисправности порой кажется, что совсем не связаны между собой. Так и в этом ремонте DVD Samsung - выход из строя элемента одного узла отражается на работе другого.

Ремонт сабвуфера Sven. Принесли не ремонт сабвуфер Sven - вышла из строя микросхема усилителя UTC2030 (TDA2030). Причём микросхему порвало на части. Кроме того отгорела дорожка.

Ремонт DVD, а именно импульсного блока питания DVD плеера мало чем отличается от ремонта других импульсных блоков питания. Однако, в каждой технике есть свои нюансы.

Ремонт усилителя Microlab. Причиной неисправности стал выход из строя микросхем tda 2030

Микроволновка не греет:

В данном видео рассмотрена пара случаев ремонта DVD когда видео зависает. В первом случае все подозрения указывают на головку. Особенно головки этого типа часто начинают виснуть с "прогревом" через 10-20 минут чтения.

Ремонт ADSL-модема Интеркросс 5633:

Добрый день, уважаемое сообщество.

Меня все время удивляли люди, которые понимают в радиоэлектронике. Я всегда их считал своего рода шаманами: как можно разобраться в этом обилии элементов, дорожек и документации? Как можно только взглянуть на плату, пару раз «тыкнуть» осциллографом в только одному ему понятные места и со словами «а, понятно» взять паяльник в руки и воскресить, вроде как почившую любимую игрушку. Иначе как волшебством это не назовёшь.

Расцвет радиоэлектроники в нашей стране пришёлся на 80-е годы, когда ничего не было и все приходилось делать своими руками. С той поры прошло много лет. Сейчас у меня складывается впечатление, что вместе с поколением 70-х уходят и знания с умением. Мне не повезло: половину эпохи расцвета меня планировали родители, а вторую половину я провёл играя в кубики и прочие машинки. Когда в 12 лет я пошёл в кружок «Юный техник» - это были не самые благополучные времена, и ввиду обстоятельств через полгода пришлось с кружком «завязать», но мечта осталась.

По текущей деятельности я программист. Я осознаю, что найти ошибку в большом коде ровно тоже самое, что найти «плохой» конденсатор на плате. Сказано - сделано. Так как по натуре я люблю учиться самостоятельно - пошёл искать литературу. Попыток начать было несколько, но каждый раз при начале чтения книг я упирался в то, что не мог разобраться в базовых вещах, например, «что есть напряжение и сила тока». Запросы к великому и ужасному Гуглу также давали шаблонные ответы, скопированные из учебников. Попробовал найти место в Москве, где можно поучиться этому мастерству - поиски не закончились результатом.

Итак, добро пожаловать в кружок начинающего радиолюбителя.

Я люблю учиться и узнавать что-то новое, но просто знания мне мало. В школе мне привили навык «теорему нельзя выучить - её можно только понять» и теперь я несу это правило по жизни. Окружающие, конечно, смотрят с недоумением, когда вместо того, чтобы взять готовые решения и сложить по-быстрому их воедино я начинаю изобретать свои велосипеды. Второй довод для написания статьи - это мысль «если ты понимаешь предмет - ты можешь его с лёгкостью объяснить другому». Ну что ж, попробую сам понять и другим объяснить.

Первая моя цель, прямо как по книгам - аналоговый радиоприёмник, а там пойдем и в цифру.

Сразу хочу предупредить - статья написана дилетантом в радиоэлектронике и физике и является скорее рассуждением. Все поправки буду рад выслушать в комментариях.

Итак, чем что такое напряжение, ток и прочее сопротивление? В большинстве случаев для понимания электрических процессов приводят аналогию с водой. Мы не будем отходить от этого правила, правда с небольшими отклонениями.
Представим трубу. Для контроля некоторых показателей мы включим в неё несколько счётчиков расхода воды, манометров для измерения давления, и элементы, которые мешают току воды.

В электрическом эквиваленте схема будет выглядеть примерно так:

Напряжение

Курс физики нам говорит, что напряжение - это разность потенциалов между двумя точками. Если перекладывать определение на нашу трубу с водой, то потенциал - это давление, т. е. напряжение - это разница давлений между двумя точках. Этим и объясняется принцип его измерения вольтметром. Получается, что если попытаться измерить напряжение в двух соседних точках трубы, где нет никаких сопротивлений движению воды (отсутствуют краны и сужения, внутренним трением воды о стенки трубы мы пока пренебрежём) и давление не меняется - то разница давлений в этих двух точках будет равна нулю. Если же сопротивление присутствует, происходит снижение давления (в электрическом эквиваленте падение напряжения), то мы получим величину напряжения. Сумма напряжений на всех элементах равна напряжению на источнике. Т.е. если сложить показания всех вольтметров на нашей схеме, мы получим напряжение батареи.

Например, будем считать, что наша батарея даёт напряжение 5 вольт и резисторы имеют сопротивление 100 и 150 Ом. Тогда по закону Ома U=IR, или I=U/R, получаем, что по цепи течёт ток с силой I=5/250=20мА. Так как сила тока во всей цепи одинакова (пояснения чуть дальше), из того же закона Ома следует, что первый вольтметр покажет U=0,02*100=2В, а второй U=0,02*150=3В.

Сила тока

Из того же курса физики известно, что это количество заряда за единицу времени. В водяном эквиваленте - это сама вода, а её измеритель, амперметр - есть счётчик воды. Опять таки становится понятно, почему амперметр подключается в разрыв цепи. Если его подключить на место, например, вольтметра V1, то образуется новая цепь, из которой будет исключено сопротивление R1, а значит как минимум мы получим некорректные значения (что будет «как максимум»станет понятно чуть позже). Вернёмся к нашей водичке - подключение амперметра параллельно любому из элементов означает, что часть воды пойдёт по основной трубе, а другая часть пойдёт через счётчик - и как раз этот счётчик будет врать.

Ах, да, о цепи. В большинстве литературы что мне попадалось фраза о том, что батарейки являются лишь источником напряжения, и только сопротивления являются источником тока. Как же так? Как сопротивление может являться источником чего-то ещё, кроме как источником сопротивления (тепло пока не в счёт)? Все верно, если опираться на закон Ома I=U/R, однако сколько не прикладывай сопротивление, ток не появится, пока не будет источника напряжения и замкнутой цепи (ровно как если заткнуть справа нашу трубу пробкой что не делай - счётчики воды будут молчать)!

Сопротивление в цепи просто должно присутствовать, ведь если оно равно нулю - сила тока устремится в бесконечность. Такую ситуацию мы видим при «замыкании» - искры это и есть очень большая сила тока, а если точнее теплота, равная Q=(I^2)Rt (формула действительна при постоянной силе тока и сопротивления).

Ещё одно важное замечание - при рассмотрении расчёта напряжения и силы тока я не нашёл уточнений, что в замкнутой цепи на всех участках сила тока будет одинаковой. Т.е. все счётчики будут крутиться с одной скоростью и показывать одни и те же значения. По сути, количество тока, который прошёл по цепи аналогичен количеству «воды», вышедшей из трубы.

Сопротивление

Пожалуй, самое простое явление для объяснения. Вернувшись к нашей трубе, сопротивление - это есть все возможные сужения и краны. Согласно тому, что мы разобрали выше - при повышении сопротивления уменьшается ток во всей цепи и понижает напряжение на концах сопротивления. Или снова в водяных реалиях - закрытие нашего крана на пол оборота вызовет уменьшение расхода воды на всех счётчиках и пропорциональное (в зависимости от сопротивления) снижение давления на манометрах.

Так куда же все падает и уменьшается? Вот здесь аналогия с водой неоднозначна, так как в случае с электричеством «излишки» превращаются в тепло и рассеиваются. Количество теплоты, которое при этом выделяется, снова можно рассчитать формулой Q=(ΔI^2)Rt (снова при постоянном сопротивлении). Если поделить количество теплоты на время, получим мощность, которую нужно применить при выборе самого резистора P=Q/t=(ΔI^2)R.

Курить не круто!

Когда я ходил в кружок Юный техник более старшие товарищи проводили «эксперименты» с прикуриванием от электричества. Для этого они брали блок питания, подключали к нему резисторы малой мощности и повышали напряжение. Повышали до тех пор, пока он не раскалялся до красна, как автомобильный прикуриватель. После этого, практически через мгновение резистор «перегорал» и отправлялся в мусорное ведро.

С постоянным током все понятно, а переменный?

Переменный ток, как таковой в радиоэлектронике используется редко. Его как минимум делают постоянным и в большинстве случаев снижают. Видимо по этому в попадавшейся мне литературе про него практически не говорится.

В чем же его отличие? C обывательской точки зрения, в малом - направление тока в нем меняется. Здесь аналогия с трубой не совсем уместна, первое что приходит в голову - шейкер для коктейлей (жидкость при смешивании в нем гуляет туда-сюда). Нам в радиоэлектронике нужно знать, как идёт ток в нашей цепи, чтобы получить от него то, что мы хотим.

Следующее, с чем я пошёл разбираться - полупроводники. Дырки? Электроны? Ключевой режим? Каскады? Полевой транзистор, то тот, который нашли в поле? Пока ничего не понятно…

Теги: Добавить метки

Здравствуйте, мои дорогие друзья! В этом блоге я хочу рассказать всем начинающим радиолюбителям о том, с чего-же всё-таки начать этот нелёгкий путь. Сподвигнули меня написать эту статью люди, которые появляются на форумах и создают там темы с такими громкими названиями, как "помогите отличить на схеме резистор от конденсатора" и "Дайте какие-нибудь схемы, я ничё ни знаю". При том, что люди ничего при этом не знают и не хотят ни что-либо изучать, ни шевелить своим мозгом... Возможно, вам это статья может показаться нудной, но не переживайте - здесь вы почерпнёте много нового

1. Нужно определиться - зачем оно вам?

Этот пункт очень важен - а зачем оно вам? Зачем нужна вам радиотехника?
Радитехника - сложная штука, и если вы будете относиться к ней "халявно", то она может вам этой халявы не простить!
Не думайте, что я вас просто и необоснованно пугаю - поверьте, были очень несчастные случаи. Говорить о них я здесь не буду - захотите, посмотрите в Сети.
Поэтому, перво-наперво, вы должны запомнить: техника безопаснсти и аккуратность должны стоять у вас на первом месте!

2. Начальные понятия и знания о физике.

Для того, чтобы начать путь, необходимо обзавестись начальным багажом знаний, а именно - школьный экскурс об электронике в курсе физики. Из него вы должны подчерпнуть один главный закон, регулирующий процессы в электротехники, так сказать "всея электросети": Закон Ома - I=U/R. Это - основа основ!!! Зная его, вы начнёте понимать электронику! Вообще-то, кроме этого закона, вам от туда необходимо почерпнуть абсолютно всё, ведь физика - царица технических наук!

3. Теория.

Практика невозможна без теории!!! Взявшись паять без каких-либо знаний, вы обрекаете свой прибор на нерабочее состояние!
Я дам несколько книг, которые на мой взгляд прекрасно подходят для изучения радиотехники:
1. Борисов В.Г. Юный радиолюбитель - скачать с Padabum
Эта книга - начало начал. Возможно, вам покажется эта книга старой, но не переживайте - в этой книге вам необходимо изучить всю теоретическую часть. Она там дана в интересной форме, поэтому скучать вам не прийдётся
2. Ревич Ю.В. - Занимательная электроника - скачать с Яндекс.Диск
В этой книге изложен укороченный курс электроники - начиная от закона Ома и заканчивая микроконтроллерами. Очень интересная книга!!! Можно начать с неё.
Если вы хотите изучить электронику от начала и почти до конца, изучите великий классический труд - Хоровиц П., Хилл У. Искусство схемотехники в трёх томах - скачать с Padabum 1 том , 2 том , 3 том .
Это - величайшее пособие по электронике!!!
Кроме этих книг вы можете найти огромное количество информации на нашем сайте в разделе .

4. Практика.

Как ни крути, но теория невозможна без практики. Разыскивайте схемы, изучайте их, и у вас всё получится!!!
Сайт "Радиосхемы", на котором вы сейчас находитесь, полон схем для повторения. А в разделе полно очень лёгких схем. Обязательно запаситесь терпением, не бросайте дело на полпути - и всё будет хорошо!

Напоследок хочу сказать одну очень важную вещь - соблюдайте технику безопасности!!!
С вами был Antracen . Удачи!

Этот видеокурс придется по вкусу всем любителям попаять. Радиоэлектроника научит вас основам, которые в дальнейшем позволят собрать любую схему и прибор.

Урок №1. Напряжение и ток. В чем разница?

Первое видео курса поведает о самых-самых базовых понятиях: токе и напряжении. Вы узнаете, зачем о них нужно знать и чем они отличаются.

Урок №2. Сопротивление. Закон Ома. Резистор.

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка. Если это предложение ни о чем вам не говорит, то стоит посмотреть следующее видео этого курса.

Урок №3. Параллельное и последовательное подключение

Не знаете, чем отличается параллельное и последовательное подключение элементов схемы? Как рассчитать необходимое сопротивление и как подключить резисторы? Обо всем этом вы узнаете из очередного видео.

Урок №4. Переменное напряжение. Частота.

Частота, переменное напряжение и ток. Что это, для чего нужно знать и как с ними работать – все это в новом уроке видеокурса.

Урок №5. Конденсатор

Конденсатор – деталь, которая используется очень и очень часто. Однако не все понимают для чего его используют. Этот урок расскажет об этом подробно и просто.

Урок №6. Конденсатор (продолжение)

Продолжение урока об электрическом конденсаторе. Для чего он нужен и с чем его паять.

Урок №7. Диод. Стабилитрон.

Диоды – тема нового видео. Как они устроены, как работают и для чего их используют.

Урок №8. Катушка индуктивности

Видеоурок наглядно покажет и расскажет, что такое катушка индуктивности. Вы ознакомитесь с ее свойствами и случаями использования.

Урок №9. Выпрямитель. Диодный мост.

О диодах и их устройстве вы теперь знаете, а вот что такое диодный мост, расскажет это видео. Также вы поймете для чего в выпрямителе используют конденсатор и диод.

Урок №10. Свободная энергия. Самозапитка???

Бесплатная энергия и способы ее получения, самозапитка, вечный двигатель, гравитационный и антигравитационный, магнитный и антимагнитный двигатель – то, о чем вы узнаете из видео.



Рекомендуем почитать

Наверх