Что значит пакет яровой. Что включает пакет яровой и какие законы туда входят

Для Symbian 22.08.2019
Для Symbian

24 июня 2016 года Госдума, скорее всего, примет во втором и третьем чтениях «антитеррористический» пакет, внесенный депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым (широко известный как «пакет Яровой»). Он содержит поправки в десятки законов, которые расширяют полномочия государства, ужесточают контроль над жителями страны и ограничивают права, гарантированные гражданам Конституцией. Если закон примут, в чем нет больших сомнений, у властей появится возможность лишать россиян гражданства, не выпускать из страны осужденных за «неправильные» перепосты, получить доступ ко всем телефонным разговорам и электронной переписке граждан. Большинство поправок вступят в силу уже 20 июля. «Медуза» рассказывает о самых важных пунктах «пакета Яровой».

Власти смогут лишать людей гражданства — в том числе за работу в международных организациях

Вечером 22 июня текст «пакета Яровой» ко второму чтению пропал из электронной базы Думы. 23 июня стало известно, что поправки о лишении гражданства полностью исключены из документов.

В Конституции говорится: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Но если законопроект Ирины Яровой примут, власти смогут лишать гражданства людей, у которых есть гражданство другой страны или гарантия, что они его получат.

Законопроект Ирины Яровой предлагает лишать гражданства за некоторые преступления террористической и экстремистской направленности. В списке этих преступлений есть, например, известная 282-я статья («возбуждение ненависти и вражды») — одна из тех, по которым можно сесть за перепост картинки в социальной сети. Другой пример из списка: статья 280.1 — призывы к сепаратизму . Осужденный по одной из перечисленных статей лишается гражданства в день вступления приговора в законную силу. Но только в том случае, если у него есть гражданство другой страны или гарантия его получения.

Гражданства лишат и тех людей с двойным гражданством, которые пойдут служить в иностранную армию, правоохранительные или судебные органы. Или будут — без согласования с российскими властями — участвовать в работе международных организаций, в которых Россия (видимо, как государство) не представлена. Людей из обеих этих категорий лишат гражданства в день поступления на работу. Как именно будет работать эта норма, неизвестно. Что в данном контексте означает «международная организация» и станут ли лишать гражданства тех, кто работал в них до принятия нового закона, тоже не вполне ясно.

Прямой конституционный запрет на лишение россиян гражданства обходится авторами «пакета Яровой» довольно просто. Конституция позволяет «добровольный выход из гражданства России». Работу в международных организациях или иностранных государственных органах предлагается считать именно «добровольным волеизъявлением лица, выраженным в форме совершения действий».

При этом депутаты намеренно или случайно сняли одно из ограничений для тех, кто решил выйти из гражданства России по-настоящему добровольно — по письменному заявлению. Раньше, если у человека не было иного гражданства или гарантии его получения, ему не позволяли отказаться от российского паспорта; теперь такого ограничения нет.

За недоносительство тоже будут лишать гражданства. И сажать в тюрьму. Это новая статья Уголовного кодекса

Новая статья УК (205.6) называется «несообщение о преступлении». По ней будут привлекать к ответственности тех, кто не сообщил правоохранительным органам «о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило» преступления некоторых категорий. Законопроект Яровой вводит список из полутора десятков преступлений, о подготовке которых теперь необходимо донести, чтобы самому не оказаться на скамье подсудимых: от международного терроризма до вооруженного мятежа, направленного против территориальной целостности России. Максимальное наказание за недоносительство — лишение свободы на срок до одного года. Кроме того, недоносительство входит в список преступлений, за которые депутаты предлагают лишать гражданства. То есть «формой совершения действия» будет считаться бездействие — несообщение.

От ответственности по статье освобождаются люди, которые не стали сообщать о подготовке и совершении преступления их супругом или близким родственником, — в этом Конституция соблюдена.

Вводят еще одну статью, по которой можно сажать за посты в соцсетях

Законопроект усиливает ответственность за призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма в интернете. Теперь они будут приравнены к таким призывам в средствах массовой информации; за счет этого наказание за призывы к терроризму в интернете ужесточится. Максимальное — семь лет лишения свободы с дальнейшим запретом занимать некоторые должности на срок до пяти лет (раньше публичные призывы грозили лишением свободы на срок до пяти лет без дальнейших ограничений). И лишение гражданства.

В документе уточняется, что к оправданию терроризма будут относить «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

За перепост можно не просто сесть, но и стать невыездным

23 июня стало известно, что поправки о запрете на выезд из страны исключены из законопроекта.

Власти вводят новую категорию невыездных. Права покидать Россию лишатся люди с непогашенной или неснятой судимостью за некоторые виды преступлений. Часть этих статей названа напрямую — по номерам. В основном они касаются преступлений, связанных с терроризмом: теракт, захват заложников и прочие. В этом же списке «насильственный захват или удержание власти», «посягательство на жизнь государственного деятеля», «вооруженный мятеж». В ту же поправку включены все статьи «экстремистской направленности» — это большой список статей , в том числе и те, по которым людей судят за посты в социальных сетях (например, «призывы к экстремистской деятельности»).

Срок запрета на выезд может исчисляться годами. После того как человек отбыл наказание, еще некоторое время его судимость считается непогашенной — например, для статьи о «возбуждении ненависти или вражды» (282 УК РФ) этот срок составляет три года. Иногда судимость могут снять и раньше срока — за примерное поведение, по амнистии или по помилованию. По нынешнему законодательству люди могут выезжать за границу до погашения судимости — сразу после исполнения наказания (например, освободившись из тюрьмы).


Участники расширенного заседания коллегии Генеральной прокуратуры. Москва, 23 марта 2016 года

Фото: Михаил Метцель / ТАСС / Scanpix / LETA

Операторы будут хранить месяцами записи телефонных звонков и всю переписку пользователей. Сотрудники силовых ведомств смогут изучать эти данные

Операторов связи и «организаторов распространения информации» в интернете обяжут хранить на территории России записи звонков («голосовую информацию»), переписку, изображения, звуки, видео- и другие сообщения пользователей. Срок хранения — до шести месяцев с момента передачи, приема и (или) обработки. В реестр «организаторов распространения» может попасть владелец любого ресурса, где можно обмениваться электронными сообщениями.

Информацию о факте приема или передачи сообщения или звонков (то есть не содержание, к примеру, переписки, а только сведения о том, что она состоялась) операторы должны будут хранить в течение трех лет. Все эти данные надо будет передавать в правоохранительные органы, если они понадобятся для оперативной работы. Если законопроект примут, документ вступит в силу с 1 июля 2018 года.

Зашифрованную переписку тоже прочтут. Или заставят всех отказаться от шифрования

Депутаты предлагают простую схему борьбы с шифрованием трафика: обязать «организаторов распространения информации», которые используют «дополнительное кодирование» электронных сообщений, предоставлять в ФСБ информацию, позволяющую «декодировать» все, что потребуется. За отказ — штраф: для юридических лиц — от 800 тысяч до миллиона рублей. Поправки сформулированы так, что не вполне ясно, о каком кодировании речь — о шифровании в мессенджерах или о любом сайте с шифрующим протоколом HTTPS.

Одновременно законопроект вводит в административный кодекс ответственность за использование «несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“». Для юридических лиц — штраф от 30 до 40 тысяч рублей с конфискацией нелегального средства.

Проповедовать теперь смогут только специальные люди в специально отведенных местах. Некоторые идеи проповедовать запретят

Власти хотят жестче регулировать религиозную сферу. В статье о свободе совести и вероисповеданий появится определение понятия «миссионерская деятельность». Такой деятельностью депутаты считают более или менее любую религиозную практику вне специальных заведений, кладбищ, мест почитания, религиозных школ — богослужения, церемонии, распространение литературы и других материалов, чтение проповедей. «Распространение веры и религиозных убеждений» через СМИ и в интернете тоже считается миссионерством.

Если «пакет Яровой» примут, миссионерской деятельностью смогут заниматься только представители зарегистрированных организаций и групп — или люди, которые заключили с ними официальный договор. Каждый миссионер должен иметь при себе документы с определенной информацией, подтверждающие его принадлежность к той или иной организации или группе. Любую миссионерскую деятельность в жилых помещениях, кроме богослужений, церемоний и обрядов, хотят запретить. Иностранные миссионеры смогут работать только в тех субъектах, где зарегистрирована пригласившая их организация.

Власти хотят законодательно запретить распространение некоторых идей — например, тех, которые призывают к экстремизму, заставляют людей отказываться от медицинской помощи, отдавать свое имущество религиозной организации и прочих. За нарушения предусмотрены административные штрафы — в том числе крупные, до миллиона рублей.

В правозащитном центре «Сова» считают , что поправки о миссионерстве угрожают не только незарегистрированным религиозным группам, но и тем, у кого есть регистрация, — протестантам и новым религиозным движениям христианского толка. С трудностями могут столкнуться даже православные миссионеры.

За некоторые преступления наказания будут куда более жесткими

Законопроект предлагает сильно ужесточить наказания за некоторые преступления, причем большая часть изменений касается статей «экстремистской направленности». Сейчас по этим статьям существует несколько видов наказаний: штраф, принудительные работы, запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также лишение свободы. Ужесточили все формы наказания — и особенно те, что связаны с лишением свободы. Поправки Яровой либо сдвигают в большую сторону минимальный и максимальный сроки заключения, либо вводят нижний порог наказания там, где его раньше не было.

Например, по существующему закону, если человека осудили по одной из частей 282-й статьи («возбуждение ненависти и вражды»), которые не связаны с применением насилия, его могут посадить максимум на четыре года, а нижнего порога вообще нет. Теперь депутаты предлагают ввести нижний порог в два года, а верхний поднять до пяти лет.

Другой пример — усиление наказания по еще одной статье, связанной с экстремизмом, — «Организация экстремистского сообщества» (282.1). За участие в таких сообществах будут лишать свободы на срок от двух до шести лет (раньше максимальный срок по этой статье составлял четыре года, а нижний порог не был установлен), за организацию сообществ будут наказывать сроком от шести до десяти лет (было от двух до восьми). Кроме того, депутаты усилили наказание по статьям «Организация деятельности экстремистской организации» (282.2; было от двух до восьми лет, теперь — от шести до десяти), «Финансирование экстремистской деятельности» (282.3; было до трех лет, теперь — от трех до восьми).

Поправки Яровой увеличивают и наказание за организацию незаконного вооруженного формирования: теперь оно составит от 10 до 20 лет (раньше было от 8 до 15). Еще один пример ужесточения наказаний — поправка к статье Уголовного кодекса об организации незаконной миграции. Она отменяет все виды наказания, кроме лишения свободы (при этом срок лишения свободы остается тем же — до пяти лет). Это значит, что суды больше не смогут приговаривать осужденных к штрафам или принудительным работам.


Теперь можно сесть за «вовлечение в организацию массовых беспорядков»

В предыдущей редакции Уголовного кодекса была учтена ответственность за организацию, участие, призывы к массовым беспорядкам, а также за прохождение обучения для участия в них. Теперь статья дополнится еще одной частью: в России будут судить еще и за «склонение, вербовку или иное вовлечение» в организацию массовых беспорядков. Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет.

Вводят статью о международном терроризме

В Уголовном кодексе появится новая статья — «Акт международного терроризма». По ней будут судить тех, кого обвинят в совершении теракта за пределами России, в результате которого погибли или пострадали российские граждане, а также тех, кто финансирует подготовку терактов. В качестве наказания статья допускает пожизненный срок лишения свободы.

Сотрудников почты заставят проверять посылки

Законопроект предлагает внести поправку, которая обяжет «операторов почтовой связи» («Почту России» и частные почтовые компании) следить за тем, чтобы в посылках не было ничего запрещенного. В список запрещенного для пересылки входят: деньги, оружие, наркотики, яды, скоропортящиеся продукты и вещества, которые могут навредить сотрудникам почты или повредить другие посылки. Проверять посылки предлагается с помощью рентгена, металлоискателей и других подобных устройств. В существующем законе прописано, что сотрудники могут задерживать и даже уничтожать посылки с запрещенными предметами.

Станет больше уголовных статей, по которым можно судить с 14 лет

Новый закон сильно расширяет список статей, по которым можно судить подростков, достигших 14-летнего возраста. Раньше таких составов было 22, теперь их стало на десять больше. С 14-летнего возраста теперь можно судить за международный терроризм; за участие в террористических сообществах, террористических организациях и незаконных вооруженных формированиях; за прохождение обучения терроризму; за участие в массовых беспорядках; за посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля и за нападения на лица и учреждения, которые пользуются международной защитой, а также за угон самолета, поезда или водного транспорта.

Кроме того, «антитеррористический пакет» вводит ответственность для 14-летних за несообщение о преступлении. В списке уголовных статей, за которые можно судить несовершеннолетних, «недоносительство» — единственное деяние, которое не связано с насилием и угрозой общественному порядку в той или иной форме.

Этот пункт еще не полностью готов к реализации. Сейчас вокруг закона Яровой о хранении данных идут горячие обсуждения и жаркие споры. Чтобы воплотить его в жизнь, скорее всего, придется все же немного ослабить отдельные пункты. Как работает закон на практике Прошел уже год с момента внедрения закона Яровой, основные механизмы проекта рассмотрены, значит, уже можно посмотреть на то, как поправки работают на практике. Самым широко обсуждаемым и печальным случаем стало убийство Андрея Карлова, дипломата РФ в Турции. Девятнадцатого декабря 2017 года террорист застрелил российского посла на фотовыставке в Анкаре. Убийца выкрикивал исламские лозунги и угрожал оружием посетителям мероприятия. Преступник назвал это местью за действия РФ в Сирии. По случаю убийства российского посла было заведено дело по статье «совершение акта международного терроризма», которая была введена поправками Яровой.

Что такое закон яровой

С 20 июля того же года заработала основная часть нововведений, включая изменения в УК РФ. 1 июля 2018 года – указанный в ФЗ день, когда вступает в силу закон Ирины Яровой в части требования хранить данные о дистанционном общении россиян. Однако сейчас в Правительстве РФ обсуждают возможность отсрочить вступление в силу закона на несколько месяцев. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Необходимость отсрочки связана с разработкой подзаконных актов, которые определят объемы и сроки хранения данных по этому закону.
По данным «большой четверки» сотовых операторов, только организация хранилища сообщений потребует более 2,2 трлн рублей. В конечном итоге расходы компаний приведут к резкому росту тарифов.

Закон яровой

По результатам очередных выборов заняла второе место, но все же получила депутатский мандат из-за того, что от него отказался победитель. В Думе стала известна созданием законопроектов, которые касались ограничений в проведении митингов, ужесточения миграционной политики и многих других сфер. Самым известным ее детищем на политическом поприще стал закон Яровой.
Суть его рассмотрим далее. Суть поправок Яровой к УК Закон Яровой – что это? Простыми словами это два отдельных законопроекта, которые вносят несколько поправок в ФЗ «О противодействии терроризму» и другие нормативные акты, которые касаются того же вопроса, а также в некоторые статьи УК. Обе части пакета были приняты 6 июля 2017 года. Первая часть – закон № 374-ФЗ.

«закон яровой» – что это простыми словами?

Внимание

Недоносительство С 20 июля 2016 года «Несообщение о преступлении» станет уголовным преступлением. Под угрозой лишения свободы на срок до одного года люди должны будут сообщать властям о подготовке теракта, вооруженного мятежа и некоторых других видах преступлений; всего их в списке - полтора десятка. Оправдание терроризма в соцсетях Призывы к терроризму и его оправдание в интернете приравняли к аналогичным заявлениям, совершенным с помощью средств массовой информации.


Ответственность за такие записи ужесточилась: граждане будут отвечать по тем же правилам, что и СМИ. Максимальное наказание - семь лет лишения свободы. Записи телефонных разговоров и смс. Доступ силовиков к этим данным Дума почти не изменила поправки о хранении данных пользователей.

Закон яровой – что это простыми словами? суть и текст закона

Они обязаны будут выполнять поставленные условия – то есть сохранять сообщения, передаваемые их абонентами друг другу, с 1 июля 2018 года. Условия работы Пакет законов «Яровой» предусматривает изменение условий работы определенных сфер. К ним относятся:

  1. Транспортная сфера.
  2. Сфера связи.
  3. Религиозная сфера.


Для транспортных компаний Пакет законов «Яровой» предусматривает изменение в деятельности транспортных компаний. Они включены в данный проект с целью предотвращения взаимодействия транспортных компаний с экстремистскими организациями. Согласно закону, на компанию возлагается обязанность проверки своих клиентов. Прежде чем заключить договор, экспедитор обязан проверить физическое лицо или юридическую компанию, с которой предполагается сотрудничество, используя основные реквизиты или личные данные.

403 forbidden

Актуальные новости На данный момент в правительстве активно обсуждается процесс внедрения всех пунктов законопроекта. Камнем преткновения является хранение данных пользователей. Только по предварительным оценкам стоимость реализации закона Яровой для телекоммуникационных компаний и операторов связи составит около 5 трлн рублей.

В январе 2018 года в Министерстве связи и коммуникаций заявили, что снизить стоимость можно до 100 млрд рублей, но при условии доработки проекта. Из перечня данных для хранения хотят убрать историю онлайн-видео и торрент-загрузок. В связи с уменьшением количества данных отпадет необходимость большого хранилища.

Сотовые операторы выступают за еще большие изменения. Представители компаний говорят, что стоит хранить только голосовые вызовы и сообщения, иначе реализация закона приведет к значительному удорожанию стоимости связи.

«пакет яровой» принят. и это очень плохо

Важно

Есть мнение, что это необходимая часть закона, которая позволит эффективнее противодействовать терроризму. Первый законодательный акт пакета внес поправки в работу операторов и провайдеров, а также телекоммуникационных компаний. Эти организации теперь обязаны создавать базы данных и хранить разговоры и сообщения пользователей.


Данные будут храниться в дата-центрах и передаваться правоохранительным структурам по требованию последних. Кроме вмешательства в личную жизнь, этот закон предполагает подорожание сотовой связи, о чем не сообщили своим абонентам сотовые операторы. Хранение таких объемов данных – очень дорогостоящая процедура, требующая значительных затрат, которые сопоставимы с бюджетами целых стран. Огромных средств требует постройка дата-центра и обеспечение бесперебойной работы сети.

Пакет яровой: суть и официальный текст

Инфо

В настоящее время идут разговоры о смягчении этого пункта, но пока не известно, будет ли отмена закона или власти сделают из него что-то принципиально новое. Условия работы для логистических компаний Есть поправки и к ФЗ «О транспортно-экспедиторской деятельности». Экспедиторы теперь обязаны проводить полную и дотошную проверку документов, а также информации о грузе, нюансах перевозки.


Закон Яровой для транспортных компаний сулит огромные расходы для логистических и транспортных компаний. Деньги нужны на покупку специального оборудования для досмотра и другой аппаратуры. Конечно, возрастет и стоимость доставки грузов. По расчетам некоторых аналитиков, в перспективе это может обрушить рынок интернет-коммерции в России на 40 %.
Противодействие терроризму Теперь под запретом оказались незарегистрированные средства шифрования, за нарушение положен штраф от трех до пяти тысяч рублей.

Закон яровой суть закона

Одним из новшеств является «недоносительство», то есть несообщение о каким-либо преступлении. Со вступления в силу закона Яровой это является уголовно наказуемым преступлением. Новым определением стал термин «акт международного терроризма». Кратко говоря, это совершение террористического акта за пределами Российской Федерации, если при этом подвергались опасности граждане РФ, их жизнь и неприкосновенность. Кроме основных моментов, закон вносит в правовое поле РФ огромное количество поправок и дополнений по поводу террористической деятельности. Тексты законов (документ № 374-ФЗ состоит из девятнадцати статей, № 375-ФЗ – из четырех) просты для восприятия. С ними можно ознакомиться на официальном сайте правительства РФ. Они написаны доступным языком, что исключает какую-либо другую трактовку, чем была задумана автором. Чем грозит закон гражданам РФ Суть законов Яровой изложена выше.

Закон яровой в чем суть закона

Двадцатого июля прошлого года проект вступил в силу. Что это значит для граждан РФ? Религиозные верования и организации не запрещены, но распространение информации о них людям, которые ясно не выразили свое желание что-то узнать, и без специального разрешения теперь наказуемо. Штраф составит 50 тыс. рублей для физических лиц и до 500 тыс.
для организаций. Хранение операторами данных (все звонки и переписки россиян) до полугода и истории контактов до трех лет грозит подорожанием связи. Для хранения данных одного человека оператору придется купить десять внешних дисков по четыре терабайта, а это примерно 1700 долларов. Все телекоммуникационные компании должны расшифровывать личную информацию пользователей для ФСБ. Власти могут получить доступ к денежным операциям и личным сообщениям. В Совете по правам человека заявили, что закон противоречит Конституции.
Что не вошло в «пакет Яровой»? Лишение людей гражданства. Перед вторым чтением депутаты отказались от предложения лишать гражданства людей, совершивших теракты или преступления экстремистской направленности, а также тех, кто сотрудничает с международными организациями. Ограничения на выезд из страны. В первой версии законопроекта предлагалось запретить покидать Россию людям, получившим предупреждение о недопустимости совершения противоправных действий - то есть в досудебном порядке.

Ко второму чтению депутаты изменили эту поправку: они предлагали запретить выезд из России людям с непогашенной или неснятой судимостью по некоторым статьям (например, осужденным за терроризм и экстремизм). В итоге парламентарии решили вообще отказаться от этой нормы. Почему эти поправки появились в документе после первого чтения и исчезли накануне второго, неизвестно.

За нарушение поправки предусмотрена ответственность в виде денежного штрафа. Когда вступает в силу Закон Яровой (по крайне мере большинство поправок) уже реализуются с 20 июля 2017 года. Снижен возрастной порог судебной ответственности за террористическую деятельность и содействие экстремизму, вступили в силу поправки к УК РФ, акты, касающиеся миссионерской деятельности, и ограничения для транспортных компаний.

Когда вступает в силу закон Яровой полностью? Самая резонансная часть проекта – ограничение работы мобильных операторов, телекоммуникационных компаний и провайдеров Интернета вступает в силу 1 июля 2018 года. Политики посчитали, что к этому времени будет подготовлена техническая и нормативно-правовая база, а все разногласия между правительством и обществом по поводу внедрения таких масштабных изменений будут разрешены.

Москва. 1 июля. сайт - С 1 июля в РФ вступил в силу пакет антитеррористических поправок в законодательство (так называемый "Закон Яровой"), подписанный президентом 7 июля 2016 года. Согласно документу, операторы связи и интернет-компании обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей в срок до шести месяцев. Вслед за законом был подписан перечень поручений правительству в части разъяснения правил хранения.

В апреле 2018 года правительство утвердило правила для операторов связи. Согласно постановлению, которое вступило в силу также с 1 июля, телеком-компании обязаны будут хранить аудиозаписи разговоров и SMS-сообщения пользователей в течение шести месяцев. При этом правительство дало отсрочку для операторов в части хранения пользовательского интернет-трафика. Так, с 1 октября 2018 года операторы связи должны будут хранить весь интернет-трафик пользователей за последние 30 суток в течение шести месяцев. При этом емкость технических средств хранения будет увеличиваться ежегодно на 15% в течение 5 лет с даты ввода их в эксплуатацию.

Данные можно хранить на серверах других операторов, но по предварительному согласованию с ФСБ.

Разъяснения для интернет-компаний правительство опубликовало 28 июня, за пять дней до вступления в силу закона. В отличие от операторов связи, интернет-сервисы не получили отсрочку по хранению пользовательских данных. Согласно постановлению, записи переговоров в интернете, текстовые сообщения, видео- и иной контент, пересылаемый их пользователями, должен храниться полгода. Речь идет о пользователях, осуществляющих доступ в интернет на территории России или с использованием телефона российского сотового оператора.

"Закон Яровой" в течение последних двух лет подвергается критике со стороны отрасли. Бизнес и государство активно обсуждали возможность смягчения требований в части объемов и сроков хранения данных, также предлагалось отложить вступление в силу закона.

Обязанность хранить большие массивы данных, часть которых дублирует друг друга несколько раз, требует масштабных капитальных затрат со стороны бизнеса, заявляли представители отрасли.

Ранее большая тройка операторов связи озвучила свои оценки на исполнение закона в течение пяти лет. "Мегафон" заложил в бюджет 35-40 млрд рублей, VEON оценивает затраты в 45 млрд рублей, "МТС" - 60 млрд рублей. ПАО "Ростелеком" вовсе назвало "затруднительным" выполнить требования по исполнению "Закона Яровой" из-за нехватки оборудования на рынке. Интернет-компании не дают оценок затрат на реализацию закона.

Скандальные антитеррористические законопроекты Ирины Яровой приняты парламентом и подписаны Президентом РФ Владимиром Путиным 6 июля, вопреки надеждам правозащитников и операторов связи на президентское вето. Надежды на вето вообще было мало, потому что с 2013 года Президент РФ не пользовался этим правом. Закон мог бы остановить Совет Федерации, который крайне редко, но всё же пользуется своим правом вето. Но и этого не произошло. Законы вступят в силу 20 июля 2016 года, за исключением некоторых положений, вступающих в силу позже.

Законы были приняты в короткие сроки: за три месяца они прошли и Государственную Думу, и Совет Федерации, и Президента РФ.

Мы уже проводили , поэтому сейчас есть смысл остановиться на тех изменениях, которые были внесены в первоначальный текст проектов.

Федеральный закон от 06.07.2016 №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» состоит из 19 статей, первоначальный проект был дополнен девятью статьями.

В первоначальной редакции законопроекта №1039149–6 содержалась норма, согласно которой в целях обеспечения координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по профилактике терроризма по решению Президента РФ могут формироваться органы из представителей этих органов. Эти органы могут принимать решения по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Решения оформляются актами указанных органов и являются обязательными. В итоговом варианте норма дополнена полномочием субъектов РФ установить административную ответственность за неисполнение этих решений, в случае если она не предусмотрена федеральным законом.

Статьи 2-4 были включены в текст законопроекта его авторами в процессе работы над ним, они посвящены полномочиям спецслужб. ФСБ и СВР наделяются правом получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на них обязанностей информационные системы и базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним.

В Федеральном законе «О ФСБ» исключается второе предложение из нормы следующего содержания: «Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не несут ответственность за вред, причиненный лицам и организациям при применении боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы, если применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Возмещение такого вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Предполагается, что ответственность (гражданско-правовую) за причиненный законными действиями военнослужащих ФСБ несет сама ФСБ, однако исключение второго предложения из приведенной нормы вносит некоторую неопределенность в вопрос о том, будет ли ФСБ возмещать вред. При этом в Законе остаются общие положения о том, что государственные органы, организации и граждане вправе требовать от органов ФСБ возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного действиями должностных лиц органов ФСБ при исполнении ими служебных обязанностей.

Изменения в закон «Об оперативно-розыскной деятельности» вносят получение компьютерной информации в перечень оперативно-розыскных мероприятий. Мероприятия, связанные со снятием компьютерной информации, проводятся при участии ФСБ и органов внутренних дел только по судебному решению.

В закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» внесены изменения в части исключения выдачи обыкновенной гуманитарной визы лицам, осуществляющим профессиональную религиозную деятельность, в том числе миссионерскую. Первоначальное предложение о запрете на выезд из России в случае наличия у гражданина предостережения о недопустимости нарушения закона было исключено. Резонансная неконституционная статья 5 законопроекта, предполагавшая лишение гражданства РФ за совершение преступлений террористической направленности, также была исключена из закона по инициативе самих авторов законопроекта.

Возникает вопрос: когда законодатели Яровая и Озеров писали закон, они не знали, что другим законом запрещено лишать человека российского гражданства? А если знали, то зачем включили такое одиозное положение в проект? Как вариант - чтобы отвлечь внимание от других вопросов.

Уточнены некоторые положения закона «Об оружии»: конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия, а при производстве таких изделий и определенных видов оружия запрещается использовать основные части не только боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, но и снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного (статья 6).

Большие изменения вносятся в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: в него вводится новое понятие миссионерской деятельности и соответствующая глава. Данной главы не было в первоначальной редакции законопроекта.

Миссионерская деятельность - это деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, сети «Интернет» либо другими законными способами. Миссионерской деятельностью не может заниматься представительство иностранной религиозной организации. Однако российские религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями.

Закон запрещает осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе, которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо законом «О противодействии терроризму». Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на нарушение общественной безопасности и общественного порядка; осуществление экстремистской деятельности и другие деструктивные цели.

За нарушение правил осуществления миссионерской деятельности предусмотрена административная ответственность.

Статья 9 Федерального закона №374-ФЗ с изменениями в закон «О почтовой связи» также появилась в процессе работы над законопроектом. Закон дополняется обязанностью операторов почтовой связи принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях запрещенных предметов и веществ. В этих целях могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение. По существу, закон зафиксировал то, что уже применяется на практике службой почтовой безопасности.

Самый большой резонанс вызвали изменения в закон «О связи». В итоговом документе число поправок увеличилось. Помимо резонансных поправок в закон вошла новая обязанность операторов связи прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах. Это означает, что могут перестать работать все «левые» сим-карты, выданные без указания паспортных данных в договоре, а также все сим-карты, использующиеся не тем лицом, на которое оформлен договор. За несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов вводится административная ответственность. Также в законе появилась обязанность операторов связи выдавать информацию о пользователях и оказанных им услугах связи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

В законе осталась норма о том, что операторы связи обязаны хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет. Однако следует предположить, что «информация о фактах» - это, по сути, так называемые логи, а не сама информация. В отношении самой информации - текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных сообщений пользователей услугами связи - установлен срок хранения до шести месяцев. Важно, что порядок, сроки и объем хранения указанной в информации устанавливаются Правительством РФ. То есть до того как Правительство РФ установит этот порядок норма фактически не будет действовать. Для данной нормы предусмотрена отсрочка вступления в силу на два года: она начнет действовать с 1 июля 2018 года.

Аналогичные правила хранения информации с аналогичными оговорками вводятся в отношении организаторов распространения информации в сети «Интернет». Кроме того, провайдеры обязаны при использовании в электронных сообщениях пользователей сети «Интернет» дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в ФСБ информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых электронных сообщений. Как эта обязанность будет реализовываться на практике, пока не очень понятно.

Изменения в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», предусмотренные статьей 6 законопроекта, оказались в статье 12 принятого Закона. Замечания Правового управления Госдумы и несоответствие данных норм предмету закона не стали препятствием для их сохранения в тексте. Кроме того, редакция была дополнена нормой о том, что при заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. За нарушение этой обязанности предусмотрена административная ответственность, формулировка уточнена в соответствии с замечаниями Правового управления Госдумы.

Федеральный закон от 06.07.2016 №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» также увеличил количество статей вдвое по сравнению с проектом - с двух до четырех статей. Однако изменений по сравнению с проектом не так много.

По статье 205.6 Уголовного кодекса РФ «Несообщение о преступлении» учтены замечания Правового управления Думы: максимальное наказание уменьшено с трех лет лишения свободы до одного года.

В статье 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем» санкции выросли по сравнению с тем, что было в проекте. В проекте закона предлагалось повысить на 2–3 года нижние пределы сроков лишения свободы, а в итоге на пять лет выросли и высшие пределы.

В статье 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», статье 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности» предлагаемые безальтернативные санкции в виде лишения свободы с учетом замечаний юристов заменили на альтернативные - с наказаниями в виде штрафа, принудительных работ, лишения свободы.

Статья 282.4 «Содействие экстремистской деятельности» не вошла в итоговый закон.

Изменилась редакция изменений, которые вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В целом, закон, вносящий изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, практически не изменился по сравнению с первоначально внесенным проектом.

ВЫВОДЫ

1. «Антитеррористический пакет» Яровой был существенно доработан с учетом поправок, однако это привело к ужесточению закона. Из самых громких положений законопроекта в закон не вошло только лишение гражданства, ограничение на выезд и статья 282.4 «Содействие экстремистской деятельности». Все остальные положения сохранились. Например, статья 205.6 «Несообщение о преступлении» будет действовать с 20 июля 2016 года.

2. Закон был дополнен новыми нормами, в частности, изменениями в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в который вводится новое понятие миссионерской деятельности и соответствующая глава.

3. Закон дополнился полномочиями органов, осуществляющих ОРД, и органов безопасности получать удаленный доступ к любым информационным системам и базам данных, а также, по решению суда, компьютерную информацию (электронные сообщения частных лиц). Надо полагать, что у спецслужб и так есть доступ к информационным системам и компьютерной информации.

4. Шум вокруг законов Яровой стал сводиться к переживаниям операторов связи и интернет-провайдеров о повышении их расходов в связи с необходимостью соблюдения закона и шутками пользователей в интернете на тему «большой брат следит за тобой». Однако по поводу «слежки» нельзя утверждать, что со вступлением в силу закона что-то должно кардинально измениться в сторону тотального нарушения тайны сообщений. Также нет смысла возмущаться ужесточением ответственности за терроризм. Странно, что в Интернете не поднялся такой же шум, например, по поводу уголовной ответственности за недоносительство.

5. Акцентирование внимания общественности на заведомо одиозных и непроходных положениях законопроектов приводит к тому, что действительно важные, значимые нормы и законопроекты, которые могут привести к нарушению прав рядовых граждан (не террористов), остаются в тени.

В прошлом году в России был принят «пакет Яровой», предполагающий изменение двух законов. Один из их напрямую влияет на бизнес телекоммуникационных операторов и провайдеров, усиливая финансовое давление до критичных для отрасли масштабов. Пока рассматриваются сроки ввода поправок в действие, технические детали, но уже понятно, что «пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений во всех странах постсоветсткого пространства. Свободы и права сокращаются, госконтроль цифрового пространства усиливается. При этом цель нововведений – безопасность для общества – вряд ли будет достигнута.

Ровно год прошел с тех пор, как «пакет Яровой» был впервые представлен в Госдуме. Законодательные нововведения стали одними из наиболее спорных, принятых в России за последнее десятилетие. «Пакет Яровой» даже был включен в список десяти худших законодательных инициатив в сфере ИКТ в мире за 2016 год Фондом информационных технологий и инноваций. Множество российских компаний и объединений выступали против принятия этих законов. Среди них Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), «Яндекс», Mail.Ru Group и многие другие. DR Analytica оценила влияние «пакета Яровой» на ИКТ в России, а также в странах Евразийского региона год спустя после первого представления общественности.

Эволюция рассмотрения

  • 11 апреля 2016 года член Государственной Думы Ирина Яровая совместно с сенатором Виктором Озеровым представили на рассмотрение два законопроекта, которые имели значительный эффект для российского ИКТ-законодательства. Изначальной целью документов было улучшить меры противодействия терроризму и экстремизму и ужесточить наказания за такую деятельность;
  • 13 мая 2016 года пакет законопроектов был принят после первого чтения;
  • 24 июня 2016 года Дума приняла оба документа во втором и третьем чтениях;
  • 7 июля 2016 года «закон Яровой» окончательно подписан президентом В.В. Путиным;
  • 19 июля 2016 года член Совета Федерации Антон Беляков, представляющий партию Справедливая Россия, внес законопроект призывающий отложить имплементацию «закона Яровой» до 2023 года;
  • 20 июля 2016 года большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу;
  • 19 января 2017 года Минкомсвязи России заявил, что количество информации, подлежащей хранению согласно «закону Яровой», может быть уменьшено в 10 раз;
  • 4 апреля 2017 года, совет Госдумы отправил законопроект сенатора Белякова на рассмотрение в высшие государственные инстанции для последующего обсуждения.

Смысл предложений

Пакет Яровой состоит из двух законопроектов:

  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии терроризму” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»;
  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Первый законопроект обязывает операторов связи хранить сообщения и звонки абонентов за период времени, установленный Правительством Российской Федерации (но не более 6 месяцев) в соответствии со статьей 64 Федерального закона «О связи», а также хранить метаданные таких звонков и сообщений в течение трех лет.

Второй законопроект дополнил УК РФ тремя новыми преступлениями:

  • содействие экстремистской деятельности;
  • несообщение о преступлении террористического характера;
  • совершение акта международного терроризма.

Некоторые из первоначальных положений были исключены из окончательного варианта законов:

  • В первой версии законопроекта предлагалось запретить покидать Россию людям, получившим предупреждение о недопустимости совершения противоправных действий в досудебном порядке. Во втором чтении депутаты изменили эту поправку: в некоторых статьях (например, для лиц, осужденных за терроризм и экстремизм), они предлагали запретить выезд из России людям с непогашенной или неснятой судимостью по некоторым статьям. В итоге парламентарии решили отказаться от этих поправок.
  • Перед вторым чтением депутаты отказались от предложения лишать гражданства людей, совершивших теракты или преступления экстремистской направленности, а также тех, кто сотрудничает с международными организациями.

В ожидании последствий

Согласно первому законопроекту (его также называют «закон Яровой»), к 1 июля 2018 года все операторы связи обязываются хранить звонки и сообщения своих клиентов на протяжение 6 месяцев, а метаданные этих коммуникаций – 3 года. Однако еще 19 июля 2016 года, за день до того, как большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу, член Совета Федерации Антон Беляков предложил законопроект, согласно которому имплементация «закона Яровой» должна быть отложена на 5 лет – до 2023 года.

Предложение Антона Белякова было принято на рассмотрение Советом Государственной Думы и 4 апреля 2017 года направлено Президенту, Комиссии Государственной Думы, фракциям Государственной Думы, Совету Федерации и другим высшим исполнительным органам для дальнейшего обсуждения. Вышеуказанные органы должны представить свои замечания и/или предложения Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции до 4 мая 2017 года. Дальнейшее развитие событий ожидаются в ходе весенней сессии Государственной Думы в мае 2017 года.

Главная техническая проблема с введением в силу «закона Яровой» заключается в отсутствии необходимого оборудования у операторов телекома для хранения таких больших данных, а также просто огромные издержки, необходимые для его приобретения. Таким образом, главными причинами для критики «закона Яровой» стали не ограничения информационных свобод граждан, а неспособность соблюдать закон, а также огромные расходы для провайдеров телекоммуникационных услуг. Закон требует огромных денег и может привести к многие интернет-компании, особенно небольших операторов – слишком много данных надо контролировать, собирать и хранить.

Крупнейшие операторы ИКТ-услуг, такие как «Мегафон», МТС, «Вымпелком» и Tele2, заявили, что для исполнения «закона Яровой» потребуется более 2,2 трлн рублей, что в свою очередь сопоставимо с более чем 10% российского бюджета. Смягчение закона может снизить затраты операторов, которые предлагают альтернативные варианты решения проблемы. Одним из них является постепенное осуществление положений закона. Тем не менее точные затраты могут быть определены только после того, как правительство определит точные сроки и конкретные форматы и объемы хранения данных.

19 января 2017 года Минкомсвязи предложило в объем хранимой информации и таким образом сократить издержки бизнеса. В целом представители частного сектора, при некоторой поддержке исполнительной власти в лице Минкомсвязи, пытаются смягчить закон и добиться его отмены, хотя бы частичной. Но позиции судебной и законодательной властей остаются непоколебимы: отмена «фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы» невозможна.

Более того, силовики, в частности ФСБ, даже отвергают закона и его постепенное внедрение, настаивая на полноценном его исполнении. По мнению ФСБ, все технические детали для реализации закона уже продуманы. К 30 июня 2017 года, ФСБ планирует представить нормативный акт с указанием информации о том, как и в каком формате должны хранить данные российские операторы.

«Пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений

Сейчас можно наблюдать два параллельных тренда, связанных с «законом Яровой»: пока критики и оппоненты закона пытаются снизить последствия реализации закона, предлагая к нему поправки и исключения некоторых положений, сам факт принятия закона вдохновил российских законодателей на создание новых законопроектов и законов, которые еще больше увеличивают государственный контроль интернета и сферы ИКТ. Среди таких законодательных нововведений можно отметить следующие:

  • Минкомсвязи России разработало правила ограничения доступа к нежелательному контенту, которые позволяют . Новая инструкция поможет избежать ситуаций, когда блокирование одного черного списка приводит к нарушению работы всех веб-сайтов на одном и том же IP-адресе.
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Роскомнадзор и другие ведомства работают над новым законопроектом, который позволит суду к сайтам, нарушающим российское законодательство. Документ будет представлен уже этой весной.
  • Правительство России создает новое подразделение в составе Росгвардии. Группа будет идентифицировать угрозы информационной безопасности России, реагировать на кибератаки и контролировать социальные сети на предмет пропаганды экстремизма в интернете. Также существует план создания интегрированной системы мониторинга веб-пространства. Стоит отметить, что Росгвардия постепенно превращается в отдельное силовое ведомство.
  • В конце марта 2017 года Минкомсвязи подготовило проект поправок к правилам оказания услуг связи в рамках реализации «закона Яровой». В проекте содержится предложение потребовать: от подписчиков – перечислить всех возможных гаджетов и устройств, для продавцов – и проверить их личные данные.

Влияние на регион

Принятие «закона Яровой» повлияло на законодателей в других постсоветских странах. Так, например, в Кыргызской Республике был принят Закон КР от 1 июля 2016 года №97 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики “О противодействии экстремистской деятельности”)». Среди положений закона есть временное ограничение доступа к информационным материалам, содержащим экстремистские признаки.

(ЕКЦ), через который аккумулируются международные услуги связи и интернета всех операторов и провайдеров страны, был создан в Таджикистане. Власти заявили, что целью создания структуры является «обеспечение национальной и информационной безопасности», а также возможность держать под контролем «серый трафик» и телефонные разговоры. Однако эксперты считают, что этот закон, в первую очередь, усиливает государственный контроль над операторами связи, а не борьбу с терроризмом.

Даже Украина, находящаяся в состоянии гибридной войны с Россией из-за событий в Крыму и Донбассе, разрабатывает собственный аналог «закона Яровой». позволит правоохранительным органам расширить доступ к личной информации граждан. Операторы телекома и интернет-провайдеры должны будут хранить данные пользователей в течение 90 дней, а судам будет позволено блокировать интернет-ресурсы.

«Закон Яровой» увеличил региональную тенденцию усиления государственного контроля над сектором ИКТ. Многие государства Евразии стремятся повысить свою безопасность под эгидой борьбы с терроризмом и другими социальными угрозами.

Госбезопасность & граждане и бизнес

Год спустя после первого представления законопроекта общественности цена «безопасности» выглядит слишком высокой. Кажется, что российские власти пытаются достичь государственной безопасности, игнорируя свободы общества и издержки бизнеса. Однако предпринятые правительством действия не полностью соответствуют поставленным целям.

Согласно недавнему сайт, «закон Яровой», по сути, не очень способствует обеспечению безопасности страны. Экспертное сообщество считает, что влияние закона на безопасность не было положительным и в то же время привело к сокращению свободы и увеличению затрат на ее реализацию для бизнеса. Поэтому российское государство является единственным бенефициаром «закона Яровой», да и то исключительно в сфере госбезопасности. Хотя официальная позиция властей такова, что закон в первую очередь направлен на защиту граждан от терроризма.

Законодательств в Евразии «Цена свободы и безопасности» за 2016 год от сайт показал следующие результаты для этого закона: единственная положительная оценка этого закона в сфере безопасности – для государственного сектора. Стоит отметить, что и наихудшую оценку получил экономический эффект для бизнеса.

Свобода
Государство Бизнес Общество Личность
-1.00 -3.88 -3.00 -3.88
Безопасность
Государство Бизнес Общество Личность
1.75 -1.13 -1.38 -1.50
Экономический эффект
Государство Бизнес Общество Личность
-1.63 -4.13 -2.75 -3.63
Общий индекс -2.18
Свобода -2.94
Безопасность -0.56
Экономический эффект -3.03
Государство -0.29
Бизнес -3.04
Общество -2.38


Рекомендуем почитать

Наверх