Что такое UX и UI дизайн – особенности и отличия. UX дизайн – это люди. Сложно ли найти работу

Прочие модели 16.05.2019
Прочие модели

UX-дизайн — что это? В настоящее время индустрия пользовательского интерфейса растет быстрыми темпами, но UX-дизайн по-прежнему представляет собой совершенно новый мир для большинства руководителей и менеджеров. Данная сфера ставит перед собой задачу повысить удовлетворенность пользователей продуктом, улучшить удобство использования, доступность и взаимодействие. Сочетает в себе традиционный дизайн взаимодействия человека и компьютера и рассматривает все аспекты пользовательского взаимодействия с продуктом или сервисом.

Дизайнеры UX играют ведущую роль в улучшении основных потребностей конечного пользователя и пытаются создать продукт, который делает аудиторию счастливой. Это, в свою очередь, приводит к здоровой инвестиционной отдаче и помогает поддерживать растущий бизнес или организацию.

Что делает UX Designer?

Дизайнеры UX изучают и оценивают, как пользователи относятся к системе, глядя на такие вещи, как простота использования, восприятие ценности системы, полезность, эффективность в выполнении задач.

Дизайнеры UX также рассматривают подсистемы и процессы внутри системы. Например, они могут изучить процесс оформления заказа на веб-сайте электронной коммерции, чтобы узнать, насколько легко и доступно совершать процесс покупки продуктов с сайта. Они могут углубиться в изучение компонентов подсистемы, например, увидеть, насколько эффективным и приятным является опыт пользователей, заполняющих поля ввода в веб-форме.

UX-дизайн — что это? Концепция технологии

Важной концепцией в дизайне UX является процесс, с помощью которого пользователи формируют опыт. Когда потребитель впервые сталкивается с продуктом, формируется мгновенное впечатление, которое меняется со временем. В этом процессе восприятие, действие, мотивация и познание объединяются, чтобы сформировать пользовательский опыт. Этот процесс вызывает эмоциональные реакции, которые в значительной степени определяют, будет ли опыт положительным или отрицательным.

Дизайнеры UX стремятся создать факторы, влияющие на процесс преднамеренно. Для этого разработчик UX рассматривает три категории вопросов: что, почему и как.

Почему — подразумевает мотивацию пользователей к принятию продукта и желанию им обладать.

Что — касается того, что люди могут делать с продуктом и его функциональностью.

Как — относится к дизайну функциональности доступным и эстетически приятным способом.

Дизайн UX начинается с категории «почему», затем определяет, «что» и, наконец, «как», чтобы создавать продукты, с которыми пользователи могут получать значимые впечатления.

Историческая ретроспектива

По сравнению со многими другими дисциплинами, особенно с веб-системами, UX-дизайн является относительно новым. Термин «пользовательский опыт» был введен доктором Дональдом Норманом, исследователем когнитивной науки, который также первым описал важность ориентированного на пользователя дизайна — понятия, согласно которому проектные решения должны основываться на потребностях потребителей. С публикации данного понятия началась история UX-дизайна.

В независимости от работы в стартапе или крупной корпорации UX-дизайнер непосредственно вовлечен в процесс, чтобы сделать продукт полезным и приятным в использовании для целевого рынка компании. Процесс создания продукта содержит несколько важных шагов:

    исследование потребителя;

    дизайн продукта;

    тестирование;

    реализация.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Исследование потребителя: с чего начать начинающему дизайнеру?

Анализ потребительской аудитории и выявление потребностей предполагает общение с реальными пользователями на целевом рынке. Если предмет исследования существует лишь гипотетически и пока не создан, предметом обсуждения становятся аналогичные продукты конкурирующих фирм, их достоинства и недостатки. Если продукт уже существует, потребителям предлагаются вопросы о том, как люди чувствуют себя при навигации по сайту с текущим дизайном, легко ли найти требуемую информацию, насколько структурированы страницы. Отдельно оценивается качество письменного и графического контента и общее визуальное впечатление от сайта. Для этой части процесса могут использоваться следующие методы:

    вопросники;

    обсуждения в фокус-группах;

    онлайн-опросы;

    анализ задач.

    Важно отметить, что если продукт является плодом дизайнерской мысли и никак не связан в своей разработке и реализации с пользовательским опытом и обратной связью, он не является результатом UX-дизайна.

    Дизайн

    Разработка дизайнерской гипотезы включает в себя представление о том, как новые продукт или услуга могут адаптироваться к тому, как клиент уже ведет себя (это выявляется исследованиями пользователей). Дизайн продукта ориентирован на функциональность и удобство использования, а не на то, как он выглядит. На этом этапе используются следующие :

      информационная архитектура;

    • прототипирование.

    Тестирование

    Тестирование предполагает проверку того, что изменения, выполненные на этапе проектирования, работают штатно и соответствуют своей задаче. Это отличный способ избавиться от проблем или трудностей пользователей, которые не были видны на этапе проектирования, прежде чем начинать работу на этапе реализации. Существуют различные :

      тестирование a/b;

      юзабилити;

      дистанционное тестирование пользователей.

    Реализация

    Реализация предполагает тесное взаимодействие с веб-разработчиками для достижения конечной цели. Специалисты веб-разработки работают над тем, чтобы превратить дизайнерские идеи в реальный сайт. Важно, чтобы разработчики работали в команде на протяжении всего процесса, чтобы сделать этот заключительный этап более эффективным и оптимальным.

    Что такое пользовательский опыт?

    Веб-сайты и приложения становятся все более сложными по мере продвижения технологий. То, что раньше было односторонней статической средой, сегодня превратилось в широкий интерактивный опыт.

    Но независимо от того, насколько изменился производственный процесс, успех веб-сайта по-прежнему зависит только от одного: как пользователи его воспринимают. «Этот сайт дает мне ценность? Легко ли его использовать? Приятно ли здесь находиться?» - это вопросы, которые задают себе пользователи, когда взаимодействуют с продуктами компании, и именно на основании этого опыта, как правило, они принимают решение о покупке.

    Пользовательский интерфейс (сокращенно UX) в дизайне — что то, как человек чувствует себя при взаимодействии с системой. Система может быть веб-сайтом, веб-приложением или настольным программным обеспечением. В современном контексте это часто обозначается как взаимодействие человека и компьютера.

    Понятие User experience охватывает все аспекты взаимодействия конечного потребителя с компанией, ее услугами и продуктами. Важно отличать общий дизайн проекта от пользовательского интерфейса, хотя User experience является чрезвычайно важной частью дизайна.

    Также необходимо различать UX и удобство использования: в соответствии с определением атрибут качества пользовательского интерфейса, который охватывает легкость обучения, эффективность использования, приятность, визуальную приемлемость, эстетику оформления.

    Профессиональные компетенции

    Дизайнер UX отвечает за все описанные выше этапы процесса и их выполнение. Существует ряд профессиональных компетенций, которым уделяется большое внимание при обучении дизайнера:

      лидерство;

    • управление проектами;

      эффективное взаимодействие с командой.

    Данные профессиональные характеристики очень важны для успешной работы.

    В чем разница между дизайном UX и UI?

    Дизайнеры пользовательского интерфейса (UI) фокусируются на макете и фактическом дизайне каждого элемента, с которым взаимодействует пользователь, тогда как дизайнеры User Experience (UX) сосредотачивают свое внимание на взаимодействиях пользователя с этим элементом, а также на комплексном впечатлении от продукта. Дизайнеры UI и UX часто работают вместе, а также в команде с веб-разработчиками, для создания продукта, который является визуально привлекательным и приятным в использовании.

    Что делает на самом деле дизайнер UX?

    Дизайнеры UX выполняют различный функционал в зависимости от проекта и этапа разработки. На ранних этапах проекта специалисты проводят предварительные исследования пользовательского опыта, а затем планируют взаимодействие посредством каркаса и прототипирования своих проектов, которые далее проверяются с помощью различных эвристических методик.

    Во время разработки продолжается тестирование и разработка пользовательского интерфейса с целью улучшения продукта и опыта взаимодействия с потребителем.

    После запуска проекта дизайнер UX может анализировать пользовательские показатели, чтобы отслеживать результаты своей работы, возвращаться назад и продолжать итерацию для улучшения слабых мест дизайнерского решения.

    Задачи и методы

    Дизайнеры UX выполняют различные задачи в разных точках процесса. Ниже представлен основной перечень:

      Оценка текущей системы. Если система уже существует, профессионал UX будет целостно оценивать ее текущее состояние. Выявляются проблемы и предлагаются исправления на основе анализа данных исследований.

      A/B TESTING. Специалист может разработать исследование для сравнения эффективности и качества опыта различных пользовательских интерфейсов. Это выполняется путем выдвижения гипотезы (например, «зеленая кнопка более привлекательна, чем красная»). Затем предлагается несколько версий дизайна и в порядке тестирования определяется «лучший опыт» (например, «зеленая кнопка лучше, потому что пользователи щелкали по ней чаще».).

      Опросы. Разработчик UX проводит опрос существующих и потенциальных пользователей системы, чтобы получить представление о том, что было самым эффективным дизайнерским решением. Поскольку опыт единичного пользователя является субъективным, лучший способ получить непосредственную информацию - это изучение и взаимодействие с групповым мнением.

      Каркасы и прототипы. Основываясь на своих выводах, специалисты UX могут разрабатывать каркасы различных макетов и прототипы более высокой точности.

      Пользовательские потоки. Проектирование того, как пользователи должны перемещаться по системе, является еще одним популярным инструментом.

    Шаблоны проектирования

    Шаблоны обеспечивают согласованность и способ нахождения наиболее эффективного «инструмента» для работы. Например, при разработке шаблонов пользовательского интерфейса выбор правильных элементов (например, вкладки модуля, слайд-шоу) для определенных задач, основанных на их эффективности, приводит к лучшему решению. Разработчики UX не только предлагают шаблоны проектирования, которые используются на других веб-сайтах, но и разрабатывают свои шаблоны для текущего проекта.

    Программы

    Существует несколько популярных и легко доступных программ для UX-дизайна для работы и обучения. Инструменты не предназначены только для UX-дизайнеров. Программисты и веб-мастера также используют их.

    Курсы UX-дизайна используют инструменты прототипирования — на начальном этапе их можно выполнить с помощью ручки и бумаги. Этот недорогой и доступный инструмент обучения дизайнера на практике позволяет быстро сформировать прототип и перейти к проектированию.

    Некоторые программные средства для создания каркаса и прототипов:


    При обучении основам UX-дизайна используется тестирование A/B, также известное как раздельное или многовариантное тестирование. Данный инструмент сравнивает разные версии страницы. Тестирование может быть выполнено с помощью любой из нескольких программ.

    В основном программное обеспечение для тестирования A/B разбивает трафик веб-сайта на два равных сегмента. Одна группа видит версию A, а другая — версию B. Статистика, такая как коэффициент конверсии и показатель отказов, отслеживается для каждой версии. Сплит-тестирование определяет, какая версия лучше, и данное решение основано на статистических данных. Одним из самых популярных приложений для тестирования A/B является Website Optimizer Google.

    Управление контентом

    При обучении UX-дизайну с нуля используется множество методов инвентаризации контента. Использование серверного приложения на месте (для которого вам потребуется доступ к веб-серверу) лучше всего подходит для производственных сайтов. Будучи ближе к источнику, чем программное обеспечение сторонних разработчиков, эти приложения являются более точными и эффективными. С этой целью может использоваться простой инструмент Excel для создания и управления инвентаризацией контента, например, шаблон GetUXIndex ()).

    Веб-сайты, созданные с такими системами управления контентом, как WordPress и Drupal, как правило, имеют встроенные инструменты, которые показывают карту существующего веб-сайта.

    Опросы и фидбек

    Опрос пользователей — еще одна популярная задача дизайна UX. Самый эффективный и экономичный способ сделать это — с помощью приложения для опроса и обратной связи или тестирования удаленного пользователя.

    Общие инструменты для проведения опросов, например, PollDaddy, представляют собой гибкие решения, которые также могут использоваться для других задач. Существуют инструменты обратной связи для удобства использования, такие как Usability и удаленные службы тестирования пользователей, такие как юзабилити-хаб, которые администрируют систему тестирования.

    Примеры

    Пример UX-дизайна — что это? Дизайн пользовательского интерфейса — это процесс создания продуктов, которые предоставляют осмысленный и экспериментальный опыт. Это предполагает тщательный дизайн и удобство использования продукта, эстетическое удовольствие от применения и обширную функциональность.

    Таким образом, продукты, обеспечивающие отличный пользовательский интерфейс (например, iPhone является наилучшим примером UX-дизайна), предназначены не только для потребления или использования продукта, но и для всего процесса приобретения, владения и даже устранения неполадок.

На вопрос, в чем же разница между UX-дизайнером и UI-дизайнером, любят отвечать через отрицание. Знаете, такой литературный прием. Вроде «UX - это не про интерфейс, не про графический дизайн, это не юзабилити, не аналитика, не прототип». Сегодня коротко показываем разницу, рассказываем историю появления терминов и объясняем, почему два понятия даже спустя столько лет с такой охотой сливают в одно - UX/UI.

Коротко про разницу

UI-дизайнер (user interface) - это дизайнер интерфейсов в идеальной среде, который рисует кнопочки, иконочки, формы, подбирает шрифты и делает из всего гармоничный и красивый макет. Сайта, приложения, хоть чего, с чем будет взаимодействовать пользователь - хоть экрана вокзального терминала. И больше ни о чем не думает.

UX-дизайнер (user experience) - это не дизайнер, а проектировщик (просто в английском слово designer имеет как раз второе значение). Он изучает потребности пользователей, строит логические схемы работы интерфейса, тестирует прототипы на живых людях, пишет ТЗ на дизайн. Другими словами, это такой инженер-маркетолог: на входе аналитика, на выходе принципы создания интерфейса, логика работы, компоновка, контент. Рисования как такового он не касается.

Вот и всё.

Зачем нужно было всё усложнять

Как было раньше: дизайнеру поступало задание «нарисовать сайт». Все сайты были более-менее одинаковыми: главная, о компании, каталог, далее по списку. Дизайнер спрашивал: «а когда нам контент дадут?». Никогда, товарищ дух, это армия.

И дизайнер назывался просто «дизайнер». Без заморских приставок.

Как стало потом: агентства захотели получать больше денег, а мир постепенно начал переход от «просто сайтов» к сложным веб-сервисам. А сервис - это не только уникальный интерфейс, это еще и стоящий за ним особый бизнес-процесс. Например, вспомните сайт Airbnb - без глубокого изучения предмета ни один графдизайнер не смог бы сходу сделать интерфейс.

Раз работы стало больше, возникла надобность разделить одну профессию на несколько. Теперь UX-специалист (будем называть его так, чтобы не было путаницы) исследовал и проектировал информационную архитектуру, прототипист делал функциональную часть, а графический (UI) дизайнер создавал конечный продукт: современный и приятный глазу.

То же самое уже было в отрасли. Например, просто «программистов» разделили на «фронтенд» и «бэкенд». А фронтендеров на истинных фронтендеров и «просто верстальщиков». Кстати, .

Причина всегда одна: одного человека не хватает на большой процесс. Едем дальше.

Кто такой UX/UI-дизайнер

Что весело: в вакансиях часто мелькают должности UX/UI дизайнера, именно так, через слэш. Даже Тинькофф ищет такого кккомбо-специалиста:


С другой стороны баррикад, дизайнеры все поголовно стали именовать себя именно как UX/UI. Потому что быть просто дизайнром - фу, немодно.

Кто такой UX/UI в идеальном мире? Сверхчеловек, который проводит весь цикл работ UX, а потом еще успевает отрисовать всё с несколькими итерациями правочек (сделать UI).

Кем является на самом деле UX/UI? Просто хорошим дизайнером. Тем, кто считает своим долгом не просто «фигачить макеты», а подходить к каждому проекту индивидуально, начинать с анализа, вопросов, уточнений, набросков, схем и т.д. Это не полноценная UX-экспертиза, но, как правило, для поддержки уже готового сервиса или разработки «просто сайта», ее достаточно.

Так что, если видите удивительного мутанта UX/UI, знайте, что:

  1. Это дизайнер, который подходит к проекту с головой, а не просто щелкает мышкой и клювом.
  2. Это хлыщ, который начитался умных слов и теперь называет себя UX/UI.

Проверяется элементарно: попросите дизайнера рассказать, почему он выбрал именно такое расположение элементов, такую последовательность экранов и т.д. У хорошего дизайнера ни одно интерфейсное решение не делается просто так - всему есть логичное обоснование.

Как запомнить, где UX, а где UI

Предлагаем две простые запоминалки.

Для тех, кто знает английский:

Для тех, кто не знает:

Кстати

Эта статья уже вторая в серии «чем один веб-специалист отличается от другого». Что подтолкнуло нас к идее сделать справочник всех профессий от веба, с разными вариантами их названий. Чтобы клиенту (да и всем нам, чего уж) стало понятнее жить.

На главные вопросы о профессии UX-дизайнера отвечают руководитель R&D в «Ак Барс Цифровые Технологии» и куратор программы «UX/UI дизайн » в Британской высшей школе дизайна Ярослав Шуваев, а также начальник отдела аналитических исследований пользовательского взаимодействия в «Сбербанк-Технологии» Алина Ермакова, руководитель по облачным сервисам в «МегаЛабс» (Мегафон) Дмитрий Ершов и дипломированные UX/UI-дизайнеры.

1. Как объяснить бабушке, кем я работаю, если я UX/UI-дизайнер?

Все зависит от степени прокачанности бабушки. Если бабушка - UX/UI-дизайнер, то, скорее всего, упрощающих метафор не потребуется. Для менее любознательной бабушки это может быть объяснение-отговорка: «Я занимаюсь мобильными и онлайн-приложениями». Если же мы попробуем составить определение из слов, понятных среднестатистической бабушке, максимально лаконично и близко отражающее смысл, то это будет: «Я занимаюсь улучшением качества цифровых услуг (UX), включая проектирование точек, каналов получения этих услуг (UI)».

Татьяна Пчелинцева, выпускница курса «UX/UI дизайн» БВШД

«Бабушке... Тут выяснилось, что даже мой папа до недавнего времени не понимал, чем я занимаюсь. Был забавный случай. Папа поинтересовался, на кого я учусь. Я ответила, что мы делаем цифровые продукты, улучшаем пользовательский опыт. (Пауза) ”Сыр через интернет что ли продаете?” Почему именно сыр, я до сих пор так и не поняла, но меня это сильно впечатлило. Пришлось рассказывать, что каждый из нас является UX-дизайнером.

Родители недавно делали ремонт в квартире, обустроили ее в соответствии со своими потребностями: настенные полки на той высоте, на которой будет удобно маме расставлять книги, диван стоит на таком расстоянии от телевизора, чтобы его воздействие на глаза было минимальным, кофеварка всегда на видном месте. UX-дизайнер также занимается проектированием, но уже не столько своего, сколько чужого опыта: выявляет цели пользователя/бизнеса, определяет их боли и предлагает решения».

Денис Ушаков, выпускник БВШД

«Сложнее всего то, чем я занимаюсь, было объяснить моей бабушке, которая словосочетание «продуктовый дизайн» воспринимает как что-то, связанное с магазином продуктов, - и постоянно спрашивает, с какими такими продуктами я работаю. :)

Но в целом и для бабушки, и для родителей вполне подходит объяснение на примере автомобильного руля: UX-дизайн объясняет расположение руля в машине, а UI - его внешний вид».

В качестве примера можно привести один из дипломных проектов наших студентов этого года - цифровая витрина для Tele2. Это киоск самообслуживания в салонах Tele2, который позволяет получить необходимые услуги самостоятельно и сэкономить время. Перед студентами курса стояла задача переработать UX и UI цифровой витрины так, чтобы сделать этот сервис удобным, повысить конверсию и «оцифровывать» коммуникации абонентов с мобильным оператором.

Проект студентов курса «UX/UI дизайн» БВШД для Tele2: цифровая витрина для Tele2

Дизайнеры продумали как список функций витрины, так и их последовательность, расположение навигации на экране, шаги получения этой услуги. Чтобы сделать это эффективно, недостаточно просто отрисовать экран, все это разрабатывается на основе исследований, тестирований и других инструментов проектирования продукта, которыми должен владеть UX/UI-дизайнер.

2. Какими компетенциями обладает идеальный UX/UI-дизайнер?

На момент появления термина «дизайн пользовательского опыта» (UXD) термин «дизайн интефейсов» (UID) уже существовал и имел четкий устойчивый список артефактов - тех результатов работы дизайнера интерфейсов цифровых продуктов, которые позволяли сделать интерфейс: иконки, кнопки, создание мокапов, UI kit, работа со шрифтами, сетками, создание иллюстраций и так далее.

Внедрение компетенций UXD в сферу разработки цифровых решений породило класс UX-дизайнеров, которые добавили новые артефакты в этот процесс, связанные с более научным и метрическим подходом к проектированию услуг: исследования юзабилити, пользователя, разработка информационной архитектуры, анализ пользовательских маршрутов. Это как если бы дизайнер мебели работал вместе с эргономом для создания не просто красивых и крепких, но и более удобных кресел.

С появлением гибкого подхода в программного обеспечения (Agile, Scrum), количество узкоспециализированных экспертов в командах начинает уменьшаться за счет увеличения количества компетенций каждого участника. В гибких продуктовых командах сразу становится понятно, что разделение UX- и UI-обязанностей увеличивает время разработки за счет того, что постоянно меняются и растут требования «приемки» работ между дизайнерами. В конце концов один из дизайнеров может заболеть, тогда вся работа встает. Поэтому продуктовые команды предпочитают набирать UX/UI-дизайнеров, совмещающих, пусть иногда поверхностно, как компетенции UXD, так и UID, чем двух глубоких экспертов.

Сочетание компетенций UX/UI-дизайнера


Сколько зарабатывают такие дизайнеры? Точнее всего на этот вопрос ответит hh.ru. По данным сервиса, сегодня компании готовы предложить UX/UI-дизайнерам от 70 до 200 тысяч в месяц и больше.

Выстроить свою траекторию можно из разных стартовых точек, но, безусловно, если стартовать от графического дизайнера, разработчика программного обеспечения, цифрового бизнес-аналитика, социального или психологического исследователя, то эта траектория будет короче, и путь будет быстрее. В дизайн-командах присутствует элемент взаимодополнения, взаимообучения. Для эффективности этого процесса составляют так называемые «звездные карты», где отмечена степень владения разными компетенциями. И, например, если дизайнер не владеет анимацией, то его перемещают в команду, где этот скилл развит. Так мы поступаем с нашими студентами, только ротация происходит по итогам каждого модуля.

Дарья Сальникова, UX/UI-дизайнер Tele2

«До обучения в Британке, я работала графическим дизайнером, были проекты и по web-сервисам, но в какой-то момент мне не стало нравиться, что я подключаюсь к продукту только на последней стадии, когда уже не могу повлиять на его юзабилити. То есть ты рисуешь кнопки, иконки, расставляешь их по ТЗ, даже если внутренне понимаешь, что это будет неудобно или не будет решать задачу.

Поэтому я решила углубиться в UX/UI-дизайн, понять, как разрабатывается продукт с нуля, проводятся исследования, изучается пользователь, его задачи и поведение? и как все это отражается на интерфейсе. Сначала я прошла вводный онлайн-курс от AIC, потом пошла за практикой в Британку. После нескольких учебных проектов для «Золотой короны» и Mail.Ru я устроилась UX/UI-дизайнером в Tele2. Помимо портфолио, было важно, как я умею работать в команде, какие роли в этих проектах я занимала, какие задачи, кроме интерфейсов могу решать и другие soft skills.

Сейчас я работаю над системой лояльности для клиентов Tele2. И это уже совсем по-другому: мы работаем с аналитиками, и когда дело доходит до UI, я уже могу аргументировать расположение, форму, цвет каждого элемента интерфейса. У нас на курсе были ребята, которые пришли не из сферы дизайна (маркетологи, менеджеры, разработчики). На курсе они освоили инструменты прототипирования, научились делать какие-то элементы интерфейса. Понятно, что у них нет такого бэкграунда в дизайне, как у графических дизайнеров. Но это так здорово, когда даже менеджеры или разработчики разбираются в дизайне, могут сделать прототип, поправить баннер, иконку и вообще начинают понимать, что дизайн - это большой труд».

Дмитрий Ершов, руководитель по облачным сервисам, АО «МегаЛабс»

«В «МегаЛабс» несколько команд, между которыми распределены продукты «МегаФона». Например, сейчас мы ищем дизайнеров в команды «МегаФон.Банк» и «МегаФон.ТВ». Когда я уже посмотрел портфолио и общаюсь с UX/UI-специалистом, сначала проверяю знание теории: композиции, типографики, колористики. На каждую из тем задаю несколько вопросов, и если дизайнер отвечает «я так вижу» – сразу минус 1 балл. Но если он, например, предлагает подобрать цвет с помощью триадной схемы – становится понятно, что с основами колористики он знаком.

Когда теория проверена, я выясняю, какой из пяти уровней UX по модели Джесса Гарретта наиболее «прокачан» у кандидата, и в зависимости от уровня даю несколько задач. Дизайнеры продуктов «МегаФона» – это люди, которые создают интерфейсы исходя из целей и потребностей клиентов компании. Предпочтение отдается тем, кто понимает проблемы и на месте предлагает несколько вариантов решения.

Вопросы по разработке тоже всегда звучат на собеседовании. Обычно я показываю несколько сайтов и спрашиваю, сколько колонок в сетке, или чем отличается JS от CSS. Дизайнер должен уметь все это объяснить, чтобы «упаковывать» свои идеи на понятном для разработчиков языке».

3. Сложно ли найти работу?

С одной стороны, отрасль испытывает нехватку таких специалистов и готова много платить, с другой, сейчас многие дизайнеры в поиске работы и долго не могут найти приличное место. В чем проблема тех и других?

Прежде всего нужно изменить мышление. От «как сделать красивые экраны для портфолио» к «как сделать людей более счастливыми после взаимодействия с продуктом». Может получиться так, что вообще не придется рисовать экранов, и люди скажут за это спасибо. Для создания этих артефактов как раз используются актуальные дизайн-инструменты, методологии: Design thinking, User story mapping, User Flow Mapping, Customer Journey Mapping, Split-тестирования, Usability-тестирования, количественные исследования и многие другие. Хотя порой можно прийти к правильным результатам неправильным путем. Ситуация рынка новых профессий нестабильна, сейчас это довольно востребованное и прибыльное занятие, но спрос рождает предложение.

Евгений Засименко, выпускник БВШД, product-дизайнер в Avito

«Я начал искать работу продуктового дизайнера за несколько месяцев до окончания курса. Нельзя сказать, что очень активно, но в Avito мне понравилось, когда мы были там на экскурсии от Британки. Процесс трудоустройства был довольно стандартный для сферы дизайна: просмотр портфолио, тестовое задание, два собеседования, и я получил офер.

Продуктовая разработка - это прежде всего командная работа, в которой дизайнер должен участвовать с самого начала и заниматься отрисовкой интерфейсов на основе метрик и исследований, уметь создавать прототипы для тестов, работать в связке с разработчиками и, самое главное, должен помогать достичь общей цели».

Процессы компаний, в которые требуется продуктовый дизайнер, поднимают планку вхождения: помимо понимания дизайн-инструментов, требуется еще и практический опыт их использования, а также умение работать в команде. Поэтому нашим студентам, помимо актуальных инструментов и методологий, мы даем реальные кейсы от крупных брендов и объединяем их в кросс-функциональные команды.

За этот год нам удалось сделать около 20 проектов для самых разных типов компаний: от ожидаемого финтеха - «Альфа-банк», МТС, «МегаФон» - до стартапов из сферы агротеха. Многие студенты смогли найти работу по итогам защиты проектов в тех компаниях, для которых делали проект, потому что заказчики в процессе видят их компетенции и практический опыт.

Денис Ушаков, выпускник БВШД

«Наш проект заключался в разработке мобильного приложения AgroClick для компании Exact Farming. Приложение для агронома-скаутера помогает ему содержать все данные о растениях в одном месте, структурировать их и быстро ими делиться. Суть решения - ускорение коммуникации между агрономом-скаутером, который весь день находится в поле и собирает информацию о культурах, и агрономом-специалистом, который в офисе принимает ключевые решения, например, по закупке пестицидов.

Сейчас я продолжаю работу над проектом в качестве продуктового дизайнера уже в штате этой компании. Заказчик сам предложил мне позицию продуктового дизайнера, поскольку они уже видели, на что я способен, у нас был опыт совместной работы. Мне кажется, почти все одногруппники к концу обучения устроились на должность, связанную с UX/UI в такие компании, как «Райффайзенбанк», «Сбербанк Технологии», Tele2, Mail.ru, IBM Россия и другие».

4. Продолжится ли рост спроса на таких специалистов в ближайшие 5 лет?

В связи с тем что бизнесы разных компаний - от банков до ресторанов - оцифровываются, можно ожидать рост инхаус-разработки и переход на продуктовые рельсы заказной разработки. Следовательно, потребность в UX/UI-дизайнерах будет высокой. Не могу обещать золотых гор, так как рынок новых профессий все быстрее и быстрее адаптируется под спрос, как это было со специалистами по большим данным, машинному обучению, блокчейну и прочим направлениям, но образованный продуктовый дизайнер с хорошим портфолио и послужным списком стоит сейчас дорого и востребован по всему миру.

«Я думаю, что тут дело ни сколько в названии «UX/UI-дизайн», сколько в функционале и ответственности. Спрос не упадет, конечно, но на кого? Наблюдаются волны: сначала все искали универсала - дизайнера-верстальщика-копирайтера. Это было связано с тем, что у компаний или не было на это денег, или они не понимали, зачем их тратить на дизайнеров. Потом начался хайп UX, появились инхаус-отделы исследований и проектирования, в ходу стали понятия не столько кнопки, сколько пользовательского опыта. Начали играть в тестирования, дизайн-мышление, айтрекеры. Начали думать процессами, а не экранами.

Я думаю, следующая волна будет направлена на осознанность и внедрение основных понятий и принципов UX во все профессии, занимающиеся созданием продукта. То есть востребованы будут специалисты, которые на уровне ДНК понимают принципы исследований, основных методов анализа пользователей и процессов, проектирования опыта. И это не исключает высокие дизайнерские скиллы. Я верю в рост именно дизайнерской компетенции, потому что проектировщик - это хорошо, но чувство прекрасного в широком смысле слова никто не отменял».

5. Как работа UX/UI-дизайнера отражается на повседневной жизни?

Если принять что практически все, чем мы пользуемся, было придумано дизайнерами, то почти все массовые цифровые сервисы - мобильные сайты, web-сервисы и другие - придумываются сейчас Digital Product Designer"ами. Банковские приложения, услуги операторов связи, электронная коммерция, сервисы знакомств, геолокационные и информационные сервисы... Продолжать можно долго - легче открыть рабочий стол мобильного телефона или десктоп ноутбука и полистать установленные приложения. Все это - цифровые продукты, над логической и визуальной составляющей которых работают UX/UI-дизайнеры.

Проект студентов курса «UX/UI дизайн» БВШД для МТС: мобильный гид для адаптации и развития сотрудников МТС

Работа может заключаться как в создании совершенно нового продукта, так и перевода в цифровой вид существующих услуг. Например, наши студенты делали кейс для МТС - мобильный гид для адаптации новых сотрудников и их развития с системой геймификации и другими функциями. Система адаптации была всегда: от стандартного отдела кадров до HR-служб и системы менторства, но именно цифровое решение - это что-то новое. Оно более гибкое, эффективное и позволяет решать разные задачи компании через единый сервис: нетворкинг, обучение, организация работы сотрудников.

Время жизни прибыльных бизнес-моделей стремительно сокращается. Чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно создавать новые и развивать уже имеющиеся цифровые продукты. Бренды, которые не могут адаптироваться к скорости, «вылетают с трассы». Поэтому современные компании переходят на быстрые адаптивные циклы постоянных изменений. Это как раз про пресловутый Agile и Scrum. Design-Develop-Learn и опять по кругу. Следовательно, дизайн-экспертиза как часть этого круга становится основополагающей.

Алина Ермакова, начальник отдела аналитических исследований пользовательского взаимодействия в «Сбербанк-Технологии»

«Пару недель назад я вернулась с конференции Enterprise UX в Сан-Франциско. Большие компании рассказывали, как проектируют госсервисы, или большие финтех-системы, или, например, как Uber сохраняет консистентность, находясь в 77 странах мира. UX/UI у них уже в ДНК. Это не этап, не метод, это нормальный продакшн-процесс. Нет церемоний прохождения дизайн-мышления, например.

Весь процесс создания продуктов и есть дизайн-мышление. Команда использует необходимые методы там, где чувствуют, что надо. Это часть работы. И на сцену выходили не молодые дизайнеры-хипстеры, нанятые отрисовывать интерфейсы. Выходили дяди и тети за 45, владельцы бизнесов, управляющие директора корпораций. Потому что это уже на уровне здравого смысла».

6. Какие методологии сейчас наиболее популярны?

В России культура продуктового дизайна сейчас только зарождается. Фреймворк «Дизайн-Мышление» (Design Thinking) - уже стал неотъемлемой частью программы внутреннего корпоративного обучения в наших крупных компаниях и корпорациях: «Росатом», «Сбербанк», «Альфа-банк» и других.

В цифровых компаниях традиционно популярны деривативы Design Thinking - Google Ventures Design Sprints, IBM Design Thinking, а также различные инструментальные части Design Thinking - моделирование персонажей, этнографические исследования, карты стейкхолдеров, картирование пользовательских путей (Customer Journey Mapping) и прочие. Относительно новым, но заслуживающим внимания является фреймворк Jobs To Be Done, где продукт разрабатывается не столько на основе характеристик пользователя, сколько на основе ситуации, в которой он оказался. Востребованность методологии зависит как от сферы деятельности компании, так и от внутренних процессов. Внедрить тот же Scrum в крупной компании дольше и сложнее, чем в стартапе, но все реально, главное - желание делать классный продукт для людей.

Дмитрий Ершов, руководитель по облачным сервисам АО «МегаЛабс»

«Для продуктов, которые не будут меняться, мы используем классическую каскадную модель разработки, а для постоянно развивающихся – выбираем SCRUM. Новые продукты или функциональности описываем с помощью диаграмм вариантов использования, но примеряем концепцию Jobs To Be Done, в которой такие диаграммы не нужны.

Во время планирования новых релизов, мы оцениваем функционал по важности для пользователей, для бизнеса и по трудозатратам. Самое сложное – оценить важность для пользователей. Чтобы добиться большей объективности, используем фреймворк HEART. Он помогает смотреть на новые функциональности через призму целей пользователей.

Иногда возникают споры, например, владелец продукта не согласен с дизайнером. В таких случаях мы разрабатываем и запускаем разные варианты одновременно, чтобы оценить эффективность каждого из них. Наиболее эффективное решение определяется статистикой поведения пользователей».

7. В какие отрасли интегрируются методики UX/UI-дизайна в будущем?

Если брать мировую практику, медленнее всего развиваются сферы с низкой конкуренцией, например, государственные сервисы - там есть где приложить руку. В нашей стране традиционно низкая финансовая и правовая грамотность, в силу этого не так быстро, как хотелось бы, появляются продукты, направленные на управление благосостоянием и всевозможные юридические сервисы.

На курсе мы как раз много занимаемся финтехом, один из недавних кейсов - мобильный сервис, помогающий человеку управлять своими финансами и заниматься инвестированием. Чтобы снять барьер коммуникаций между банком и пользователем, студенты пришли к решению сделать инструмент в формате чат-бота, который может работать в любом удобном для пользователя мессенджере.

Проект студентов курса «UX/UI дизайн» БВШД для банка «Ак Барс»: личный финансовый помощник, инструмент для инвестиций в любом удобном мессенджере.

Общепризнанным локомотивом в применении дизайн-мышления много лет является IDEO. Из их последних кейсов можно увидеть, что эта методология активно начинает применяться в сфере образования, разработки носимой электроники, решении глобальных проблем.

Очевидно, что рост конкуренции в различных видах бизнеса заставил компании перейти в цифровое измерение. Поэтому если сегодня мы видим, что агротех, медицина, ресторанный бизнес и другие офлайн-сферы начали предоставлять услуги онлайн, то завтра им потребуются наши методологии, чтобы предложить рынку новые функции и продукты, придумывать и обновлять свои digital-решения быстрее, быть более гибкими и делать своих клиентов счастливее.

«Большинство компаний все еще воспринимают UX/UI-исследования, дизайн-мышление и другие креативные методики как услугу, отдельный сервис, который можно заказать или нанять. «Мыслить как дизайнер» нельзя купить, надо начать. Всем =)», - говорит Алина Ермакова, начальник отдела аналитических исследований пользовательского взаимодействия в «Сбербанк-Технологии».

UX-дизайнер (user experience) на самом деле не является дизайнером, скорее это проектировщик, который разрабатывает структуру, удобную для пользователей. Готовый продукт должен привлекать своим удобством, простотой и красотой, вызывать желание заходить в приложение или на сайт снова и снова.

UI-дизайнер (user interface) выполняет техническое задание от UX-дизайнера. Отвечает за отрисовку картинок, кнопочек, подбирает подходящие шрифты и гармоничные оттенки. Он же подбирает подходящие размеры того или иного элемента. Например, если кнопочки удобно расположены, но слишком маленького размера, значит по ним будет трудно попадать. Учитывание таких мелочей тоже входит в задачу UI-специалиста.

Обе профессии настолько тесно связаны друг с другом, что чаще всего все работы выполняет один человек.

Немного истории

Термин UX впервые был употреблен в 1993 году Дональдом Норманом. Это было его начало карьеры в Apple. Норман считал, что компьютерный интерфейс должен не просто нести функциональность, но и вызывать приятные эмоции у пользователей.

После взлета популярности айфонов данный термин стал широко распространен. Многие конкуренты поняли, насколько важно значение UX-дизайнера при создании пользовательского интерфейса.

От малого к большому

На заре интернета дизайнеру ставилась простая задача: «нарисовать сайт». Специалист, не особо задумываясь, рисовал красивые картинки и сдавал проект. Сайты были похожи как братья-близнецы. Менялся цвет фона и наполнение.

По мере развития все стало усложняться. Обычным сайтом никого не удивишь и не привлечешь, стали необходимы сложные веб-сервисы, для которых необходимо больше специалистов. А чтобы их не путать, каждому придумывают собственную должность или профессию.

Теперь UX design исследует поведение пользователей и создает архитектуру сайта, а UI графически воплощает это в жизнь. Как программист программирует, а верстальщик располагает элементы в нужном порядке.

Профессия UX/UI-дизайнера

Путаница в понятиях до сих пор остается. Некоторые веб-дизайнеры представляются UX/UI-специалистами, не до конца понимая сути. Используют название только потому, что считают это модным.

В идеале настоящий специалист, именующий себя UX/UI, подходит к каждому заказу индивидуально, занимается разработкой схем и набросков, анализирует, задает уточняющие вопросы заказчику, выясняет цели проекта и только потом приступает к созданию полноценного сайта.

Такой человек способен объяснить клиенту, почему кнопочки располагаются именно в этом месте, по какой причине определенный элемент размещен внизу, а не в середине страницы. Он не просто рисует что-то красивое, он логически располагает блоки.

Отдельно UI-дизайнер не сможет добиться нужного эффекта. Фактически он владеет знаниями только в графическом редакторе, что недостаточно в современной цифровой индустрии. Он должен тесно работать с UX-дизайнером, который является одновременно психологом, аналитиком, художником, социологом, сценаристом и режиссером.

Ключевыми обязанностями UX/UI-дизайнера являются:

  • сбор и аналитика сведений о самом проекте,
  • сбор информации о возможной аудитории сайта,
  • проектирование интерфейсов,
  • подбор шрифтов, размеров элементов, цветовой гаммы, общего стиля сайта,
  • создание макета,
  • отрисовка деталей.

Работа считается правильно выполненной, если при работе с сайтом или приложением пользователя ничто не раздражало и не отвлекало на бесполезные элементы.

Отличие веб-дизайнера от UX/UI-специалиста

Терминология:

  • Design - конструирование, составление, создание чего-либо. Необязательно относится к веб-ресурсу, это более широкое понятие, затрагивающее множество физических или виртуальных вещей.
  • UX - включает в себя опыт пользователя, его предпочтения, эмоции, реакции, поведение, ощущения до, во время и после использования интерфейса, сайта или предмета.
  • UX дизайн - совокупность двух вышеуказанных пунктов, т.е. создание конструкции, основанной на опыте пользователей.

Чем же занимается веб-дизайнер? Только дизайном. Рисует то, что считается красивым в его понимании.

UX/UI-специалист не ограничен цифровыми технологиями. Его деятельность может касаться разработки панели управления кофеваркой, принтером или корабля. Конечно, в каждой области своя специфика и разработчик интерфейса сайтов хорош именно в своей работе. Но при этом суть остается одна: панель управления в автомобиле, самолете или кухонном приборе должна быть удобной, понятной и не вызывать раздражения.

Личные качества

Работа подразумевает продолжительное сидение за компьютером, поэтому если специалист предпочитает более активный образ жизни, то данная профессия не для него.

Важные личные качества:

  • упорство и усидчивость,
  • тяга к совершенству,
  • креативность,
  • желание узнавать новое,
  • умение представлять себя на месте другого человека,
  • умение воспринимать критику.

Специалистом не рождаются. Да, некоторые личные качества изучить невозможно, но все остальное можно приобрести: читать рекомендуемые книги и специализированные статьи, посещать лекции и много-много практиковаться.

Востребованность специалистов

В цифровой индустрии большая нехватка настоящих UX/UI-дизайнеров. Невозможно предсказать, сколько времени продлится данная тенденция, но, если интернет не пропадет, то данная отрасль будет и дальше развиваться.

Все больше компаний переходит на виртуальную торговлю. Это удобно и современно. И, несмотря на огромное количество бесплатных конструкторов, многие предпочитают свои сайты, т.к. они предоставляют гораздо больше возможностей.

Мало просто сделать несколько страничек с информацией о компании и написать контакты, необходим UX/UI дизайн, при помощи которого детский конструктор превратится в настоящий сайт.

Основные принципы построения интерфейсов

Основные принципы не являются законами, ux дизайн подразумевает креативность мышления и творческий подход.

  • Простота. Пользователь путем минимального количества действий должен добиться необходимого результата.
  • Скрытие таблички «столб» на столбе. Лишние надписи сбивают с толка, заставляют пользователя отвлекаться. Если корзину или смайлик можно отобразить значком, то достаточно этого.
  • Автоматические действия. Сложные действия отпугивают пользователя, он должен автоматически нажимать на клавиши/кнопки, не думая, зачем это делается. Важно, что он получит ожидаемый результат.
  • Привычка. Человеку трудно привыкнуть к новому. Пользователь видит нарисованную корзину и появляется ассоциация покупки. Если поменять изображение на «бабушкину авоську», уже будет трудно догадаться, что к чему.
  • Просмотр по диагонали. Большие тексты никто не читает. Лучше делать краткие заметки по сайту или заголовки и подзаголовки, отображающие суть вопроса.
  • Кошелек Миллера. Согласно принципу американского ученого кратковременная память способна охватить 7 элементов плюс-минус две штуки. Поэтому информацию в блоках лучше располагать в пределах этих цифр.
  • Интуитивность. Многие вещи пользователи делают согласно своей интуиции и не желают что-то запоминать.
  • Нужное на виду. UI дизайн предполагает делать акцент на тех вещах, которые пользователю наиболее необходимы.
  • Группировка. Все элементы необходимо группировать по какому-то отличительному признаку. Например, если в телефоне есть меню «сообщения», то рациональнее в него вставить входящие и исходящие сообщения, написание новых, а также настройки сообщений.
  • Правило 3-х кликов. Старое, но не теряющее актуальности. Чтобы добраться до нужной информации, необходимо сделать не более трех кликов. Большее количество вызывает недовольство и влечет за собой уход с сайта или отказ от услуг.
  • Одинаковый стиль. Отзывы о компании или об определенном продукте не должны отличаться функционалом или внешним отображением.
  • «Защита от дурака». Если пользователь захотел удалить свои фотографии или еще что-то - нужно переспросить. Возможно, он просто случайно нажал на кнопку.
  • Копирайтинг. В интерфейсе не должно быть ничего лишнего. Каждый заголовок важен, каждая буква в меню тщательно подбирается.
  • Будь в тренде. Создание проекта - дело длительное, а мода переменчива. Чтобы проект не устарел его до его выхода в свет, необходимо продумывать каждую деталь.
  • Мелочей не бывает. Одна маленькая черточка своим присутствием или отсутствием отпугнет или привлечет людей.

Резюме

UX/UI design важен в любой сфере деятельности. Почему в самолете штурвал, а в автомобиле - руль? Это удобно и правильно. Так и на сайте нужно подбирать удобные элементы, т.е. учитывать пользовательский опыт.

Любой проект нуждается в тестировании. Даже когда сайт уже запущен, не следует бросать его. Анализ действий пользователей поможет улучшить уже работающий ресурс и исправить имеющиеся недочеты. Может получиться так, что больше половины посетителей сразу закрывают сайт из-за неприятной цветовой гаммы, либо не могут найти нужную кнопку. Хотя при разработке все казалось очевидным.

Кого привлекать к работе: UX или UI?

«Два в одном флаконе» - это всегда привлекательно, но не всегда эффективно. Один человек, теоретически, может справиться и сделать всю работу самостоятельно. Но не упустит ли он при этом какой-то важной детали, которая отобьет у пользователей охоту пользоваться разработанным интерфейсом? Гораздо лучше с задачей справятся два отдельных специалиста.

В ИТ-отрасли достаточно много направлений связанных с дизайном. Самые распространённые из них - дизайнеры, скрытые за аббревиатурами UX и UI. Ну а кое-кто умудряется записать в дизайнеры даже разработчиков front-end. Давайте попробуем разобраться, кто такие дизайнеры в мире ИТ, в чем разница между UI и UX, и какое отношение к дизайну имеют фронтендщики.

Дизайнеры

Разработка интерфейса приложений, сайтов или игр является достаточно сложным процессом и нуждается в применении знаний из разных областей: инженерии, психологии и дизайна. Дизайнеры пользовательского интерфейса (по-английски - User Interface или UI) фокусируются на способе отображения функциональности сайта (поиск, вкладки, меню) и деталях взаимодействия клиента и интерфейса. Цель UI-дизайнера - эстетически приемлемый современный дизайн продукта . UX расшифровывается как User Experience, что в переводе значит «пользовательский опыт». UX-дизайнер больше сосредоточен на удобстве и понимании интерфейса потенциальным пользователем. Такой специалист зачастую проводит исследования и опросы, которые станут основой для создания концепции дизайна, а также тестирует концепции в ходе разработки и после неё. Обычно он сосредоточен на структуре, содержании, навигации и том, как пользователь взаимодействует с этими элементами.

Он производит карты сайтов, прототипы, которые являются базовой структурой при создании программного обеспечения. Цель работы UX-дизайнера - чтобы пользователь быстро и безболезненно получил от сайта то, зачем он сюда приходит . Тем не менее, сегодня очень часто можно встретить написание этих двух специализаций через слеш. То есть задачи обоих направлений выполняет один специалист. UX/UI дизайнер проектирует взаимодействие пользователя с интерфейсом, решает, что именно ему нужно сделать и отвечает за то, как этот интерфейс в результате будет выглядеть.

Что нужно знать UX/UI-дизайнеру

    Графические редакторы . Самые популярные на рынке инструменты - это Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, а также Sketch, Figma. Выберите удобный для себя редактор и попробуйте для начала нарисовать скриншоты сайта или приложения немного их модернизировав.

    Инструменты прототипирования (Mockplus, Axure) . Инструмент для создания прототипов является связывающим звеном между идеей и её реализацией. Неважно каким инструментом при этом вы будете пользоваться. Можно попробовать несколько и определиться с тем, который подойдёт именно вам по стилю и предпочтениям.

    Пользовательская психология. Уже на этапе разработки макета стоит подумать о том, будет ли удобно вам или кому-то ещё пользоваться этим интерфейсом. Представьте себя на месте клиента, постройте прочную связь с ним и будьте внимательны к его потребностям. Ведь продукт будет успешен, если на него есть спрос.

    Также понадобятся знания теории цвета . Кое-что мы знаем с детства, особенно те, кто ходил в художественную школу. Тем не менее, есть определённая специфика, касающаяся именно работы дизайнеров. Начальные знания можно получить из книг или статей в интернете.

    Желательно иметь представление о типографике , средстве объединения текстовой и визуальной составляющей.

    Композиция и юзабилити сайта.

    В зависимости от специфики работы может понадобиться понимание HTML и CSS или (немного) языков программирования (ссылки на ресурсы можно посмотреть ниже, в разделе «Что должен знать Front-end разработчик»).

Разработчик Front-end

Основной задачей фронтендщика является разработка клиентской части интерфейса. То есть, такой специалист «оживляет» то, что спроектировали дизайнеры. Он отвечает за работу и эксплуатацию интерфейса и меньше – за визуальное наполнение. Front-end разработчик часто должен найти хорошее решение для пользовательского интерфейса на стадии его разработки, поэтому часто взаимодействует с UX/UI дизайнером. Код, написанный front-end разработчиком, выполняется в браузере пользователя (как говорят, «на стороне клиента»). Также одной из важнейших задач является проверка того, что сайт или веб-приложение выглядит одинаково на всех платформах и браузерах.

Что должен знать Front-end разработчик

Как правило, front-end стоит на трёх китах: язык разметки страницы HTML, таблицы стилей CSS и язык программирования JavaScript. Кроме того, фронтендщик должен понимать принципы работы протокола HTTP, серверов и браузеров, особенности отображения интерфейса на различных устройствах, которые в настоящее время находятся на рынке. Инструменты и методы создания веб-интерфейсов постоянно развиваются и меняются, поэтому разработчик должен за этим постоянно следить.

HTML и CSS (вёрстка)

Это верстка, те самые кирпичи, из которых строится сайт. Язык разметки HTML диктует организацию сайта, содержимое и все взаимодействие между ними. Он позволяет обозначить верхнюю часть страницы, нижнюю, боковые блоки с содержимым, заголовки, отображение текста и мультимедийных элементов. Таблицы стилей CSS служит для украшения HTML-элементов. Они определяют, как именно отображается каждый графический элемент, который располагается на странице. С помощью самых свежих версий HTML5 и CSS3 можно размещать видео и аудио компоненты на страницу, создавать двухмерные изображения и анимацию, и даже писать несложные игры. Не нужно стараться запомнить сразу все теги и стили. Будет полезно изучить основы и сразу же применить их в действии. Очень неплохой сайт, где можно изучить основы HTML и CSS - W3School. Но только если у вас есть хотя бы базовые знания английского. Также фронтендщик должен разбираться в кросс-браузерной и кроссплатформенной разработке, адаптивной и отзывчивой вёрстке.

Bootstrap

Это фреймворк для HTML, CSS и JavaScript. То есть определённые шаблоны, из которых, как из конструктора, можно собирать сайты гораздо быстрее, чем без них. Но, разумеется, его нужно затачивать под ваши потребности самостоятельно. Если знаете английский, рекомендуем сайт getbootstrap и всё тот же w3schools .

JavaScript

Javascript – ядро front-end разработки. Это первый и наиболее распространённый язык программирования интерфейсов. Он способен добавить массу возможностей на сайт. На базовом уровне этот язык позволяет добавлять интерактивные элементы на страницу. Его используют для создания карт, которые обновляются в режиме реального времени, интерактивных онлайн-игр и фильмов. На старших курсах JavaRush мы немного изучаем JavaScript. Также его можно изучать на том же W3School или почитать о нём на русском, на сайте javascript.ru .

jQuery

jQuery – это библиотека Javascript, в которой содержатся плагины и расширения способные сделать разработку ещё проще и быстрее. Вместо того, чтобы писать код с нуля, библиотеки позволяют добавлять готовые компоненты, которые потом можно настроить под определённый проект. Вы можете использовать функции автозаполнения форм поиска, переставление и изменение размеров сетки и настройки таймеров обратного отсчёта. Практический курс по jQuery на w3school

Javascript-фреймворки

Существуют различные типы фреймворков, но вы можете выбрать один из них, который будет удобен в использовании именно вам. Самые известные - Angular, Backbone, Ember, и React. Представляют собой готовую структуру для кода. Они помогают ускорить разработку. А в совокупности с библиотеками способны минимизировать разработку сайта или приложения с нуля. Обзор 5 самых популярных JavaScript фреймворков и библиотек 2017

Система управления версиями Git

Системы контроля версий способны отслеживать изменения, которые вносят в код со временем. Также позволяют вернуться к предыдущей версии проекта. Git – самая широкоиспользуемая система управления версиями. Умение работать с Git является важным навыком для каждого разработчика.

Краткие выводы

UI расшифровывается как User Interface, что в переводе означает «интерфейс пользователя». То есть, Дизайнер UI отвечает в первую очередь за то, как продукт представлен пользователю. Он разрабатывает кнопки, иконки, подбирает шрифты, готовит макет. UX расшифровывается как User Experience (пользовательский опыт). Так что UX-дизайнер проектирует дизайн сайта, приложения - да чего угодно - так, чтобы пользователю было удобно и понятно, что к чему, и он мог получить от сайта то, что ему нужно с минимальными усилиями. Очень часто оба вида работ выполняет один человек-оркестр: UI/UX-дизайнер. Разработчик Front-end оживляет работу дизайнеров, внося в неё динамику: кнопки начинают нажиматься, а картинка - меняться. Он должен знать языки программирования, приправленные фреймворками, препроцессорами и библиотеками.


Рекомендуем почитать

Наверх