Автоматизированные информационные системы. Зав. кафедрой «Информатика» Пензенской государственной технологической академии, кандидат технических наук. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Для Андроид 24.05.2019

Кафедра информационных технологий в профессиональной деятельности

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

Зав. кафедрой ______К.Н. Цебренко

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Информационное обеспечение управления производственными системами»

Для студентов заочной формы обучения направления

Менеджмент»

Учебный год

(2 курс 4 семестр)

1. Система информационных технологий

2. Автоматизированная информационная система

3. Система управления экономическим объектом

4. Экономическая информация. Структура экономической информации

5. Понятие информационного ресурса и информатизации

6. Структура и классификация информационной системы

7. Информационная технология - главная составная часть информационной системы

8. Автоматизированное рабочее место (АРМ) - средство автоматизации работы конечного пользователя

9. Принципы создания и функционирования АИС

10. Методология проектирования информационных систем (ИС). Жизненный цикл ИС.

11. Классификаторы, коды и технология их применения

12. Штриховое кодирование и технология его применения в экономической деятельности

13. Документация и методы ее формирования

14. Особенности современных форм документооборота. Структура внутримашинного информационного обеспечения

15. Банк данных, его состав и особенности

16. Хранилища данных и базы знаний

17. Инструментальные средства технологического обеспечения ИС и ИТ

18. Режимы автоматизированной обработки информации в экономической деятельности

19. Интегрированные ИТ в ИС

20. Новые ИТ в экономической деятельности

21. Организация финансового менеджмента в условиях рьшка

22. Характеристика целей и функциональных задач финансового менеджмента

23. Информационное обеспечение финансового менеджмента

24. Программное обеспечение финансовых решений

25. Технология решения задач финансового менеджмента в условиях АИТ

26. Общая характеристика информационной системы бухгалтерского учета



27. Особенности информационного обеспечения бухгалтерского учета

28. Характеристика бухгалтерских автоматизированных систем

29. Компьютерные информационные технологии в бухгалтерском учете

30. Функциональные задачи компьютерной информационной системы аудиторской деятельности

31. Автоматизированные информационные технологии аудиторской деятельности

32. Программное обеспечение автоматизированных информационных технологий аудиторской деятельности

33. Автоматизация банковской деятельности

34. Проблемы информационного обеспечения в банковской деятельности

35. Инновационные процессы в банках

36. Особенности системы управления налоговой службой. АИС «Налог»

37. Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы

38. Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов

39. Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы

Утверждено на заседании кафедры протокол № 1 от 25.08.2014 г.

Преподаватель, ведущий дисциплину К.Н. Цебренко

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Дисциплина Информационное обеспечение управления производственными системами обеспечивается необходимой учебной, учебно-методической и специализированной литературой.

а) основная литература

1 Информационные технологии управления: Учебник / Б.В. Черников. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 368 с

2 Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебное пособие / Е.Е. Степанова, Н.В. Хмелевская. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 192 с.

3 Информационные ресурсы и технологии в экономике: Учебное пособие / Под ред. проф. Б.Е. Одинцова и проф. А.Н. Романова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 462 с.

4 Информационные технологии и системы: Учеб. пособие / Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 с.

5 Информационные технологии: Учебное пособие / Е.Л. Румянцева, В.В. Слюсарь; Под ред. Л.Г. Гагариной. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 с.

6 Информатика: Учебное пособие / Под ред. Б.Е. Одинцова, А.Н. Романова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 410 с.

7 Проектирование информационных систем: Учебное пособие / Н.Н. Заботина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 331 с.

б) дополнительная литература

1 Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 400 с.

2 Информационные технологии управления проектами: Учебное пособие / Н.М. Светлов, Г.Н. Светлова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 232 с.

3 Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. Издание 2. М.: Изд-во Михайлова В.А., 2009.-301с.

4 Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: Учебник / В.А. Гвоздева. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 544 с.

5 Информационные технологии и системы в экономике и управлении / Под ред. В.В. Трофимова. Учебное пособие для вузов - М.: Высшее образование, 2007.-488с.

6 Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи): Учебное пособие для вузов.-М.: Вузовский учебник, 2006.-300с.

7 Хлебников А.А. Информационные системы в экономике: системы экономического анализа. – М.: Феникс, 2007.-424с.

8 Бьяфоре Б. Все по плану! Успешное управление проектами с использованием Microsoft Project (+ CD-ROM). - М.: Русская Редакция, 2006. -195с.

9 Брусакова И.А. Информационные системы и технологии в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2007. -208с.

10 Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. Учебник – М.: Финансы и статистика, 2003.- 347с.

11 Мишенин А.И., Салмин С.П. Теория экономических информационных систем. Практикум: Учебное пособие для вузов.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 192с.

12 Акопян А.В. Мультимедийный самоучитель на CD-ROM. TeachPro Microsoft FrontPage 2003 (+ CD-ROM). - М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение (ММТ и ДО), 2006.-129с.

13 Алиев В.С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert. - М.: Форум, Инфра-М, 2007. – 216с.

14 Богданов В.Е. Управление проектами в Microsoft Project 2007 (+ CD-ROM). - СПб: Питер, 2007.- 176с.

15 Боровиков В.П., Ивченко Г.И. Прогнозирование в системе Statistica в среде Windows. Основы теории и интенсивная практика на компьютере. - М.: Финансы и статистика, 2006. -201с.

16 Васильев Г.А., Забегалин Д.А. Электронный бизнес. Реклама в Интернете. - М.: Юнити-Дана, 2008. -69с.

17 Ватаманюк А.А. Создание и обслуживание локальных сетей (+ CD-ROM). - СПб.: Питер, 2008. -177с.

18 Гринберг П. CRM со скоростью света. Привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет. - М.: Символ-Плюс, 2006. – 57с.

19 Евдокимов Н.В. Раскрутка Web-сайтов. Эффективная Интернет-коммерция. - М.: Вильямс, 2008. -175с.

20 Жданчиков П.А . Как научится строить бизнес-план в Project Expert. - М.: НТ Пресс, 2006. -128с.

21 Кудрявцев Е.М. Microsoft Project. Методы сетевого планирования и управления проектом. - М.: ДМК пресс, 2005. -105с.

22 Куперштейн В.А. Microsoft Project 2007 в управлении проектами (+ CD-ROM). - СПб: БХВ-Петербург, 2007. -132с.

23 Моосмюллер Г., Ребик Н.Н. Маркетинговые исследования с SPSS. М.: Инфра-М, 2006.

24 Официальный учебный курс Microsoft. Microsoft Office FrontPage 2002 и 2003 (+ CD-ROM). - М.: ЭКОМ Паблишерз, 2007. -518с.

25 Перелетова И.В., Петрова Е.К., Комиссарова И.П. Интернет-магазин от А до Я. Полное пошаговое руководство по созданию, управлению, ведению документооборота, учету и налогообложению. - М.: Эксмо, 2008. -407с.

26 Халафян А.А. Statistica 6. Статистический анализ данных. - М.: Бином-Пресс, 2007. -141с.

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Н.Н. Шокорова

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ АРМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Учебное пособие


УДК 681.32.001.2:681.3

Рецензенты:

Зав. кафедрой «Информатика» Пензенской государственной технологической академии, кандидат технических наук, доцент

В.В. Пикулин

Н.Н. Шокорова

Под редакцией профессора Л.Р. Фионовой

Разработка программного обеспечения для АРМ руководителя : Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2007. – 84 с. : 7 ил., 4 табл., библиогр. 12 назв.

Даны основные сведения об автоматизированных рабочих местах как компоненте автоматизированных систем в сфере управления.

Особое внимание уделено аспектам создания АРМ: рассматриваются виды обеспечения АРМ, типы и виды организации диалога, приводятся сведения о современных АРМ, используемых в управленческой деятельности. Рассматривается технология создания АРМ в среде объектно-ориентированного визуального программирования.

Учебное пособие подготовлено на кафедре «Информационное обеспечение управления и производства» и предназначено для студентов, обучающихся по образовательной программе специальности 032001 при изучении дисциплины специализации, обеспечивающих компьютерную подготовку. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем в дипломном проектировании.

ÓПензенский государственный университет, 2007

ÓШокорова Н.Н., 2007


Раздел 1. Аспекты создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) 5

1.1 АРМ – как компонент автоматизированной информационной системы (АИС) 5

1.1.1 Автоматизированные информационные системы.. 5

1.1.2 Понятие АРМ. Назначение АРМ... 5

1.1.3 Виды обеспечения АРМ... 6

1.2 Организационные аспекты создания АРМ... 9

1.2.1 Анализ информационных потребностей конечного пользователя. /
Принципы конструирования АРМ... 9

1.2.2 Уровни использования АРМ... 11

1.3 Классификация АРМ... 11

Раздел 2. Технология автоматизированной обработки информации. 14

2.1 Автоматизация информационных процессов при решении задач управления и организации делопроизводства. 14

2.2 Пакетный и диалоговые режимы. Характеристики диалоговых систем.. 15

2.3 Виды диалога. Типы организации диалога. 17

2.4 Функциональные пакеты для обработки информации.
/Интегрированные пакеты для офисов. 20

2.5 Функции управления. Автоматизация работы руководителя
/средствами MS Office. 23

Раздел 3 Проектирование АРМ, как компонента АИС управления. 28

3.1 Основные стадии проектирования АРМ, как компонента АИС управления. 28

3.2 Способы построения АРМ, как компонента ИС.. 31

3.3 Роль пользователя в создании АРМ... 33

3.4 Использование моделирования при разработке АРМ, как компонента ИС.. 34

3.4.1 Основные понятия. 34

3.4.2 Компьютерное моделирование. CASE-методология. 35

3.4.3 Методология RAD.. 36

Раздел 4. Информационное обеспечение АРМ руководителя. 41

4.1 Структура и содержание информационного обеспечения. 41

4.2 Внемашинное информационное обеспечение. 43

4.2.1 Система показателей. 43

4.2.2 Система классификации и кодирования. 44

4.2.3 Унифицированная система документации и организация
документопотоков. 47

4.3 Внутримашинное информационное обеспечение. 47

4.3.1 Варианты организации внутримашинного информационного обеспечения. 47

4.3.2 Технология формирования документации при автоматизированной обработке 48

4.3.3 Последовательность разработки форм документов. Макеты документов. 51

Раздел 5. Технология создания программного обеспечение для АРМ... 58

5.1 Концепция объектно-ориентированного программирования. Системы быстрой разработки приложений. 58

5.2 Интегрированная среда разработки приложений. 60

5.3 Элементы проекта. 63

5.4 Автоматизация работы в MS Excel 64

5.4.2 Основные объекты, некоторые свойства и методы объектов. 66

5.5 Методы фильтрации данных из таблицы.. 71

5.6 Разработка диалогов пользователя. 71

5.7 Разработка макросов для автоматизации работы с документами. 71

5.8 Программирование панели инструментов и меню для собственных приложений при автоматизации работы с документами. 71

Раздел 6. Современные АРМ, используемые в управленческой деятельности. 76

6.1 Программа 1С: Зарплата и кадры, как средство автоматизации деятельности кадровой службы предприятия. 76

6.2 АРМы для контроля и регистрации документов. 81

Список литературы.. 84


Раздел 1. Аспекты создания автоматизированных рабочих мест (АРМ)

1.1 АРМ – как компонент автоматизированной информационной системы (АИС)

Автоматизированные информационные системы

Организация и реализация управленческих функций требуют радикального изменения как самой технологии управления, так и технических средств обработки информации. Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми ресурсами. Оперативное управление задачами, решаемыми в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы и т.д. невозможно без организации современной автоматизированной информационной системы (АИС). Автоматизированная информационная система – это человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированный сбор, обработку и передачу информации, необходимой для принятия управленческих решений в организациях различного типа.

Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений . (стр. 8-

Деятельность работников сферы управления (менеджеров, маркетологов, бухгалтеров и т.д.) в настоящее время ориентирована на использование развитых технологий.

Понятие АРМ. Назначение АРМ

Автоматизация в общем виде представляет собой комплекс действий и мероприятий технического, организационного и экономического характера, который позволяет снизить степень участия или полностью исключить непосредственное участие человека в осуществлении той или иной функции производственного процесса, процесса управления.

АРМ – это программно-технический комплекс автоматизированной системы, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида [Гост].

Назначение АРМ – автоматизация различных работ в производственном процессе или офисной деятельности (автоматизация конторского труда и т.п.).

С помощью АРМ специалист может обрабатывать тексты, посылать и принимать сообщения, хранящиеся в памяти ЭВМ, участвовать в совещаниях, организовывать и вести личные архивы документов, выполнять расчеты и получать готовые результаты в табличной или графической форме. Обычно процессы принятия решений и управления в целом реализуются коллективно, но необходима проблемная ориентация АРМ управленческого персонала, соответствующая различным уровням управления и реализуемым функциям. Подготовка информации для принятия решений, собственно принятие решений и их реализация могут иметь много общего в различных службах предприятия. Это позволяет создавать гибкие, перестраиваемые структуры управления.

Построение АРМ, выбор его конфигурации и оборудования для реальных видов экономической и управленческой работы носят конкретный характер, диктуемый специализацией, поставленными целями, объемами работы. Однако любая конфигурация АРМ должна отвечать общим требованиям в части организации информационного, технического, программного обеспечения.

Виды обеспечения АРМ

Обязательным условием функционирования АРМ является техническое обеспечение. Это обоснованно выбранный комплекс технических средств для оснащения АРМ.

Информационное наполнение АРМ при определении круга пользователей и выяснении сущности решаемых ими задач осуществляет информационное обеспечение АРМ.

АРМ является компонентом АИС, поэтому информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИС. Оно включает совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях.

В сфере организационного управления пользователи могут быть условно разделены на две категории: руководители и обслуживающий персонал. Разрабатываемые АРМ для разных категорий пользователей отличаются типами представления данных. К примеру, обслуживающий персонал обычно имеет дело с внутренними данными организации, решает повторяющиеся задачи, пользуется, как правило, структурированной информацией.

Руководителям требуются как внутренние, так и внешние данные для реализации цели управления или принятия решения.

Применение АРМ не должно нарушать привычный пользователю ритм работы. АРМ концентрируют внимание пользователя на логической структуре решаемых задач, а не на характеристике реализующей их программной системы. Однако если заданное системе действие не производится, пользователь должен знать причину, и информация об этом должна выдаваться на экран.

Эти соображения лежат в основе разработки информационного обеспечения конкретного АРМ при организации внутри/машинной информационной базы (выбора необходимого состава показателей, способа их организации и методов группировки и выборки необходимых данных).

Если АРМ является элементом распределенной системы обработки информации, например сети, существуют дополнительные требования к организации информационной базы:

Структура базы данных должна позволять легко расчленять ее на составные фрагменты, размещаемые на отдельных АРМ, обеспечивать защиту от несанкционированного доступа к данным.

Структура базы должна обеспечивать единовременный процесс корректировки нескольких одинаковых баз, хранящихся на разных АРМ.

База должна быть минимально избыточна и одновременно удобна для архивирования данных.

Математическое обеспечение АРМ представляет собой совокупность алгоритмов, обеспечивающих формирование результатной информации. Математическое обеспечение служит основой для разработки комплекса прикладных программ.

В составе программного обеспечения (ПО) АРМ можно выделить два основных вида обеспечения, различающихся по функциям: общее (системное) и специальное (прикладное). К общему программному обеспечению относится комплекс программ, обеспечивающий автоматизацию разработки программ и организацию экономичного вычислительного процесса на ПЭВМ безотносительно к решаемым задачам (ОС, СУБД, программы-оболочки). Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ решения конкретных задач пользователя.

Главное назначение общего ПО - запуск прикладных программ и управление процессом их выполнения.

Специальное программное обеспечение АРМ обычно состоит из уникальных программ и функциональных пакетов прикладных программ. Именно от функционального ПО зависит конкретная специализация АРМ.

Программное обеспечение АРМ должно обладать свойствами адаптивности и настраиваемости на конкретное применение в соответствии с требованиями пользователя.

Лингвистическое обеспечение АРМ включает языки общения с пользователем, языки запросов, информационно-поисковые языки, языки-посредники в сетях. Языковые средства АРМ обеспечивают однозначное смысловое соответствие действий пользователя и аппаратной части в виде персонального компьютера.

Организационное обеспечение АРМ включает комплекс документов, регламентирующих деятельность специалистов при использовании компьютера на рабочем месте и определяющих функции и задачи каждого специалиста.

Специалистом выполняются на АРМ следующие операции:

Ввод информации с документов при помощи клавиатуры (с визуальным контролем по экрану дисплея), с магнитных носителей, с других АРМ;

Прием данных в виде сообщений по каналам связи с других АРМ в условиях функционирования локальных вычислительных сетей;

Редактирование данных и манипулирование ими;

Накопление и хранение данных;

Поиск, обновление и защита данных;

Вывод на экран, печать, магнитный носитель результатной информации, а также различных справочных и инструктивных сообщений пользователю;

Формирование и передача данных на другие АРМ в виде файлов на магнитных носителях или по каналам связи в вычислительных сетях;

Получение оперативных справок по запросам.

Методическое обеспечение АРМ состоит из методических указаний, рекомендаций и положений по внедрению, эксплуатации и оценке эффективности их функционирования. Оно включает в себя также организованную машинным способом справочную информацию об АРМ в целом и отдельных его функциях, средства обучения работе на АРМ, демонстрационные примеры.

Эргономическое обеспечение АРМ представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих максимально комфортные условия использования АРМ специалистами. Это предполагает выбор специальной офисной мебели для размещения техники АРМ, организацию картотек для хранения документации и магнитных носителей.

Одна из важнейших функций эргономического обеспечения АРМ - уменьшение отрицательных воздействий на человека со стороны ПЭВМ.

Правовое обеспечение АРМ - это система правовых документов, определяющих права и обязанности специалистов в условиях функционирования АРМ. Эти документы строго увязаны с комплексом разработок, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правила ревизии данных, обеспечение юридической подлинности совершаемых на АРМ операций и т.д.

Министерство образования и науки Российской Федерации

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени И.И. ПОЛЗУНОВА

Кафедра «Информационные системы в экономике»

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «КАФЕДРА» НА ПРИМЕРЕ АЛТГТУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ

ДП 351400.07.000П3

Дипломник группы ПИЭ-11 __________________А.М. Дмитриев

Руководитель проекта

д.т.н., профессор _________________О.И. Пятковский

Нормоконтролер

к.т.н., доцен ____________________Г.Д. Ряшина

БАРНАУЛ 2006

ВВЕДЕНИЕ 5

1 Высшее профессиональное образование 8

2 Качество высшего образования 8

3 Маркетинговый подход в деятельности вуза 19

4 Роль кафедры в деятельности вуза 22

5 Современная модель высшего профессионального образования 24

6 Бизнес-процесс высшего образования 26

7 Модель Учебно-методического комплекса дисциплины 30

8 Модель учебно-методического обеспечения вуза 36

9 Обзор аналогов электронных кафедр 40

10 Программный продукт ООО «АТТ»: «Учебно-методическое управление» 41

11 Система Астраханского государственного технического университета 42

12 Программный продукт «Ковчег» Новосибирского государственного Архитектурно-строительного университета 43

13 Проектирование информационной системы «Кафедра» 45

14 Предпроектное обследование объекта автоматизации 45

15 Общие сведения 45

16 Цель и задачи деятельности кафедры 46

17 Типовая процессная модель кафедры вуза 50

18 Техническое задание 69

19 Общие сведения о проекте 69

20 Назначение, цели создание системы 69

21 Характеристика объекта автоматизации 70

22 Требования к системе 70

23 Технико-экономические показатели 78

24 Порядок контроля и приемки 79

25 Состав и содержание работ по созданию системы 79

26 Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие 80

27 Требования к документированию 81

28 Источники разработки 81

29 Технический проект 81

30 Общие положения 81

31 Описание процесса деятельности 84

32 Основные технические решения 90

33 Схема функциональной структуры 94

34 Описание комплекса задач 100

35 Описание комплекса технических средств 107

36 Программное обеспечение 108

37 Проектирование базы данных системы 109

38 Программа и методика испытаний 111

39 Результаты реализации проекта 114

40 Программный продукт «Кафедра» 114

41 Результаты автоматизации деятельности кафедры 114

42 Расчет экономической эффективности 115

43 Расчет капитальных затрат 116

44 Расчет экономической эффективности от внедрения системы на одной кафедре вуза 117

45 Расчет эффекта от реализации программного продукта «АИС Кафедра» 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 125

1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ 132

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 134

ПРИЛОЖЕНИЕ В 194

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия в мире наблюдается кризис образования, вызванный, с одной стороны, увеличением роли образования в обществе, а с другой - недостаточностью его финансирования.

В России кризис образования вырос до уровня национальной безопасности, он обуславливает экономическую, военную, технологическую безопасность, которая невозможна без квалифицированных кадров, высоких технологий и современных научных разработок.

Таким образом, эффективное управление ресурсами является сложной и одной из первоочередных задач, стоящих перед российским образованием. Вместе с тем, эффективное управление в современной динамичной внешней и внутренней среде организации невозможно без мощной информационной поддержки.

Специфика объекта управления, которым является образовательная деятельность, и слабое развитие информационных систем для образовательной отрасли делают актуальной задачу разработки автоматизированных систем информационной поддержки управления ресурсами процессов жизненного цикла образовательной деятельности вуза и его основных производственных подразделений – кафедр.

Эффективное и качественное управление кафедрой основанное на применении информационных технологий является одним из основных условий для ее успешного развития, а также выпуска востребованных рынком труда специалистов. Что в свою очередь увеличивает конкурентоспособность кафедры на рынке образовательных услуг.

На кафедре Информационных систем в экономике (ИСЭ) разработки по автоматизации деятельности кафедры начались достаточно давно. При этом были накоплены теоретические и практические знания необходимые для основательной разработки системы.

Внедрение информационной системы на кафедрах является важным шагом в комплексной автоматизации всего вуза.

Целью дипломного проекта является проектирование, реализация и последующее внедрение автоматизированной информационной системы для автоматизации кафедры вуза. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    изучить теорию управления образовательными учреждениями и вузами;

    изучить проблемы организации управления вузом;

    проанализировать деятельность кафедры ИСЭ АлтГТУ и построить процессную модель;

    спроектировать информационную систему;

    частично реализовать программное обеспечение системы;

    внедрить реализованные части системы на кафедре;

    получить и проанализировать результаты проделанной работы.

Материал в дипломном проекте располагается в той последовательности, в которой происходило его изучение и обработка.

В первом разделе дипломного проекта рассматриваются общие теоретические вопросы организации управления вузом и проблемы качества образования, приведен опыт других вузов. Также приведен обзор программных продуктов.

Во втором разделе дипломного проекта описывается объект дипломного проектирования – кафедра ИСЭ АлтГТУ, дается краткая характеристика, описывается документооборот и описываются бизнес-процессы. Приводится техническое задание на разработку автоматизированной системы, в котором формулируются требования к системе. Также представлен технический проект, содержащий структуру системы и ее взаимосвязь с другими системами, приведены основные проектные решения по структуре, информационному, программному и техническому обеспечению и описание основных алгоритмов и методов решений.

В третьем разделе дипломного проекта дается описание разработанной системы, приводится расчет экономической эффективности проекта.

В заключении приводятся результаты, достигнутые в ходе дипломного проектирования.

  1. Высшее профессиональное образование

  1. Качество высшего образования

Важнейшая задача сферы образования – удовлетворение образовательных потребностей общества в целом и каждого обучаемого в частности. Потребности общества - иметь людей готовых разрабатывать конструкции и технологии, производить, организовывать и управлять, осуществлять подготовку новых поколений, обеспечивать существование и развитие человека и общества. Потребности обучаемого – иметь гарантированную профессию и уровень знаний, достаточный для реализации его способностей, продвижения по иерархии, престижа, получения определенного дохода и так далее . Образовательные потребности каждого субъекта различны, поэтому, чем шире спектр образовательных услуг, тем больше возможность у потребителя найти образ своей потребности.

В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных образовательных уровней (образовательных цензов) .

Образование - это процессы и одновременно результаты этих процессов, представленные в виде определенного набора знаний, навыков, умений, культурных и нравственных установок, приобретаемых личностью. Применительно к высшему образованию - это процессы и виды деятельности вузов, направленные на подготовку специалистов в той или иной области на основе передачи обучающимся определенной совокупности теоретических и практических знаний, необходимых для реализации успешной профессиональной деятельности. Кроме того, высшее образование предполагает, что выпускники вуза должны обладать высоким культурным уровнем развития.

Переход экономики России на рыночные отношения выявил некоторые проблемы, которые можно отнести как к общему состоянию российской системы образования, так и к АлтГТУ в частности:

    быстро меняющаяся конъюнктура рынка; его неравномерная насыщенность: дефицит одних специалистов (чаще всего - по специальностям, связанным с работой именно в условиях рыночных отношений), при избытке других (традиционные технические специальности);

    неустойчивый спрос на специалистов со стороны потребителей;

    ликвидация государственного регулирования рынка труда и распределения выпускников;

    усиление конкуренции вследствие увеличения числа негосударственных вузов и расширения платного образования в государственных вузах;

    низкая эффективность образовательных процессов вследствие использования устаревших методик обучения.

Все эти и многие другие проблемы заставляют серьезно задуматься о коренном пересмотре подхода к обеспечению качества образования. Наиболее эффективным и комплексным будет системный подход к обеспечению качества, основанный на создании системы качества, соответствующей стандартам серии ИСО 9000. Такой подход апробирован на многих промышленных предприятиях и в организациях, занимающихся сферой услуг .

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией .

Согласно стандартам ИСО (ISO) серии 9000 , под качеством следует понимать степень соответствия свойств какого-то объекта (продукта, услуги, процесса) некоторым требованиям (нормам, стандартам). Таким образом, качество высшего образования - это сбалансированное соответствие всех аспектов высшего образования некоторым целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам. При этом следует учитывать, что к определению качества высшего образования необходим многосторонний подход . Во-первых, перед высшим образованием ставятся определенные цели, как внешние, так и внутренние. Оно должно соответствовать установленным стандартам и нормам. Для получения действительно качественного образования должно быть обеспечено качество самих требований (целей, стандартов и норм) и необходимые качественные ресурсы (образовательные программы, кадровый потенциал, контингент абитуриентов, материально-техническое обеспечение, финансы и т. д.), то есть качество условий (вложений в образование). При соблюдении этих двух аспектов качества важную роль играет качество образовательных процессов (научная и учебная деятельность, управление, образовательные технологии и т. д.), непосредственно реализующих (обеспечивающих) подготовку специалистов. И наконец, еще одним элементом качества образования является качество результатов деятельности вуза (текущие и итоговые результаты обучения студентов, характеристики карьерного роста выпускников и т. д.). Взаимосвязь всех аспектов качества высшего образования представлена на рисунке 1.1. ИНФОРМАЦИОННОЙ системы ... дипломной задачи является разработка автоматизированной информационной системы планирования работы Туристического комплекса...

  • Разработка автоматизированной информационной системы мониторинга продвижения студентов по предме

    Дипломная работа >> Информатика

    Вычислительная Машина, АИС – Автоматизированная Информационная Система , СПО ОКИТ – Орловский Колледж Информационных Технологий Среднего Профессионального... практикуме для стенгазеты или стенда кафедры информационных технологий (1-2 стр. А4); 5-10 Написать...

  • Проектирование автоматизированной информационной системы автомобильной стоянки на Delphi

    Курсовая работа >> Информатика, программирование

    ... Кафедра математики и информатики КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по дисциплине «Корпоративные информационные системы» на тему: «Проектирование автоматизированной информационной системы ... автоматизированные информационные системы . Информационная система (ИС) – система ...

  • Разработка автоматизированной информационной системы по начислению заработной платы по 18-раз

    Реферат >> Экономика

    ... Кафедра информационного обеспечения и моделирования агроэкономических систем КУРСОВОЙ ПРОЕКТ на тему: «Разработка автоматизированной информационной системы ... использования на практике разработанной автоматизированной информационной системы . Ее применение, в...

  • Введение.

    Глава 1. Методы и средства мониторинга деятельности кафедры.

    1.1. Структура и методы мониторинга.

    1.2. Мониторинг образовательных систем.

    1.3. Типовая архитектура информационно-аналитической системы.

    1.4. Критерии оценки информационных систем мониторинга деятельности кафедры.

    1.5. Обзор информационных систем мониторинга деятельности кафедры.

    1.6. Выводы.

    Глава 2. Методы и модели мониторинга деятельности кафедры.

    2.1. Методы работы со знаниями в СППР.

    2.2. Структуризация поля знаний.

    2.3. Методы поддержки принятия решений.

    2.4. Выводы.

    Глава 3. Разработка архитектуры ИСМ.

    3.1. Формирование требований к ИСМ.

    3.2. Проектирование архитектуры ИСМ.

    3.3. Архитектура ИСМ.

    3.4. Обеспечение беспроводного мобильного доступа к ИСМ.

    3.5. Выводы.

    Глава 4. Описание разработанной ИСМ.

    4.1. Состав обеспечения ИСМ.

    4.2. Программная реализация подсистемы ввода и валидации.

    4.3. Программная реализация подсистемы обработки и хранения данных.

    4.4. Программная реализация подсистемы формирования отчётности

    4.5. Программная реализация подсистемы мониторинга.

    4.6. Программная реализация подсистемы администрирования.

    4.7. Организация процесса мониторинга деятельности кафедры с использованием ИСМ.

    4.8. Выводы.

    Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Информационно-аналитическая система для поддержки процессов управления кафедрой вуза"

    На сегодняшний день остро стоит вопрос автоматизации деятельности. Сфера образования - не исключение. В связи с этим во многих вузах России внедряются или уже внедрены различные информационные системы управления и документооборота. Зачастую подобные системы построены на базе технологий крупнейших зарубежных корпораций, таких как SAP, IBM, Microsoft, Oracle. Использование подобной технологической платформы позволяет значительно уменьшить время разработки информационных систем, но повышает их стоимость. Не у всех вузов есть материальные ресурсы для закупки подобных систем, поэтому часто встречается так называемая «островная» автоматизация, при которой автоматизируются лишь отдельные аспекты деятельности вуза. Кроме этого, существующие системы направлены на автоматизацию деятельности всего вуза. Кафедра представляется в виде отдельного модуля, который невозможно использовать без установки всей системы в целом. Функции, представляемые такими системами, избыточны, и, как следствие, их использование для нужд кафедры является неудобным. К тому же существующие системы требуют значительных затрат в плане материально-технического обеспечения. В связи с этим задача разработки и внедрения информационных систем управления и мониторинга деятельности кафедры (ИСМ) видится весьма актуальной.

    Анализ существующих методов мониторинга деятельности кафедры выявил недостаточную оперативность, невозможность обнаружения скрытых закономерностей в данных, а также их высокую трудоемкость. В связи с этим необходима разработка методов и средств мониторинга на базе новых информационных технологий.

    Анализ современных информационных технологий показал, что эффективную информационную поддержку процесса принятия управленческих решений, возникающих в процессе мониторинга, способны обеспечить автоматизированные системы, основанные на интеграции технологий хранилищ данных (ХД), многомерных баз данных (МБД), оперативного (ОАД, OLAP) и интеллектуального анализа данных {Data Mining, ИАД).

    Научные исследования и результаты, изложенные в диссертации, основаны на работах как российских: А. А. Барсегяна, А. М. Бершадского, С. Н. Воробьева, Т. А. Гавриловой, А. С. Клещева, Д. А. Новикова, О. И. Ларичева, Б. Г. Литвака, В. И. Максимова, А. Б. Петровского, В. Б. Силова, Н. С. Рузановой, Э. А. Трахтенгерца, К. И. Шахгельдян и др., - так и зарубежных ученых: R. Axelrod, I. F. Codd, W. H. Inmon, U. Fayyad, T. R. Gruber, C. Haring, G. Piatetsky-Shapiro, F. C. Roberts, G. Saimón, U. Wang и др.

    Диссертационная работа направлена на решение научной задачи, заключающейся в создании проблемно-ориентированной системы мониторинга и поддержки принятия решений на основании анализа информации. Разработанная информационная система позволяет осуществлять процесс мониторинга деятельности кафедры на основе сбора и анализа статистических данных, выявлять отклонения от стандартного процесса (аномалии), анализировать причины отклонений, представлять лицу, принимающему решение (JI11P), рекомендации по исправлению неблагоприятных отклонений (ситуаций).

    Цель работы и задачи исследования. Целью диссертационной работы является создание проблемно-ориентированной системы мониторинга и поддержки принятия решений по управлению кафедрой вуза для улучшения эффективности деятельности кафедры. Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:

    1. Провести анализ предметной области, методов и средств поддержки принятия решений, методов мониторинга деятельности кафедры.

    2. Разработать методику проектирования информационной системы под держки принятия решений (Cl И IP) и мониторинга деятельности кафедры.

    3. Разработать онтологическую модель информационной системы мониторинга деятельности кафедры.

    4. Разработать методы, позволяющие осуществлять мониторинг, прогнозирование и управление деятельностью кафедры, в системе, включающей технологии ХД, МВД, ОАД и ИАД, в условиях изменения критериев оценки деятельности.

    5. Разработать компоненты информационно-аналитической системы для мониторинга, прогнозирования, сбора данных и представления результатов анализа деятельности кафедры.

    Объект исследования диссертационной работы являются процессы управления деятельностью кафедры высшего учебного заведения.

    Предметом исследования являются компоненты специального математического и алгоритмического обеспечения СГТПР, структура информационной системы мониторинга, алгоритмы и методы мониторинга деятельности кафедры.

    Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались методы системного анализа, оперативной аналитической обработки данных (OLAP), мониторинга, теории принятия решений, теории управления, интеллектуального анализа данных, математического анализа, теории графов, объектно-ориентированного проектирования, теории баз данных, теории передачи данных, онтологического проектирования, когнитивного моделирования, спецификации FURPS+, методологий SADT и UML, также методов веб-программирования.

    Научная новизна:

    1. Предложена проблемно-ориентированная система поддержки принятия решений, мониторинга и прогнозирования деятельности кафедры, которая в отличие от существующих позволяет проводить интеллектуальный анализ данных и обеспечивает доступ к системе с помощью различных мобильных средств связи (МСС).

    2. Разработаны методы, позволяющие осуществлять мониторинг, прогнозирование и управление деятельностью кафедры, в системе, включающей технологии ХД, МБД, ОАД и ИАД, в условиях изменения критериев оценки деятельности.

    3. Впервые предложена онтологическая модель информационной системы мониторинга деятельности кафедры, которая позволяет описать все множество объектов предметной области в их системном единстве.

    4. Предложена методика проектирования информационной системы поддержки принятия решений и мониторинга деятельности кафедры, позволяющая в отличие от известных разрабатывать информационную систему поддержки принятия решений на основе интеграции онтологического и когнитивного подходов, а также технологий ХД, МБД, ОАД и ИАД.

    Практическая значимость. Диссертационные исследования выполнены в рамках приоритетного направления «Информационно-телекоммуникационные системы», способствуют развитию критических технологий: информационных и управляющих систем, обработки, хранения, передачи и защиты информации.

    Предлагаемый новый подход к мониторингу деятельности кафедры на основе интеграции технологий ХД, ОАД и ИАД позволяет эффективно аккумулировать информацию из различных источников, включая другие информационные системы; выполнять анализ больших групп показателей в их системном единстве; повысить оперативность анализа; обнаруживать скрытые закономерности в данных; более выразительно представлять результаты анализа; снизить трудоемкость процесса мониторинга. Все это способствует принятию более обоснованных управленческих решений.

    Разработано программное и информационное обеспечение информационно-аналитической системы мониторинга деятельности кафедры, имеющей в своем составе подсистемы ввода и валидации данных, обработки и хранения данных, формирования отчетности, мониторинга и администрирования.

    Практическая ценность разработанной информационной системы подтверждается ее внедрением в Пензенском государственном университете, 9

    Пензенском филиале Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства и получением свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012614636 от 24 мая 2012 г.

    Предложены методики мониторинга деятельности кафедры и проектирования ИСМ.

    Достоверность и обоснованность результатов подтверждается результатами моделирования, экспериментальной проверкой и тестированием проблемно-ориентированной системы поддержки принятия решений, мониторинга и прогнозирования, внедрением и опытной эксплуатацией разработанной системы.

    Соответствие паспорту специальности. Работа выполнена в соответствии с паспортом специальности ВАК РФ 05.13.10 - Управление в социальных и экономических системах, пункты 4, 9, 10.

    На защиту выносятся:

    1. Методы, позволяющие осуществлять мониторинг, прогнозирование и управление деятельностью кафедры, в системе, включающей технологии ХД, МБД, ОАД и ИАД, в условиях изменения критериев оценки деятельности.

    2. Онтологическая модель информационной системы мониторинга деятельности кафедры, которая позволяет описать все множество объектов предметной области в их системном единстве.

    3. Проблемно-ориентированная система поддержки принятия решений, мониторинга и прогнозирования деятельности кафедры, которая в отличие от существующих позволяет проводить интеллектуальный анализ данных и обеспечивает доступ к системе с помощью МСС.

    4. Методика проектирования информационной системы поддержки принятия решений и мониторинга деятельности кафедры, позволяющая в отличие от известных разрабатывать информационную систему поддержки принятия решений на основе интеграции онтологического, когнитивного подходов, а также технологий ХД, МБД, ОАД и ИАД.

    Внедрение результатов работы. Диссертационные исследования проводились на кафедре «Системы автоматизированного проектирования» Пензенского государственного университета.

    Результаты исследования внедрены в опытную эксплуатацию в Пензенском государственном университете, Пензенском филиале Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства.

    Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на 28 научных конференциях и семинарах, в том числе: XIV, XV и XVI Международных научно-методических конференциях «Университетское образование» (Пенза, 2010-2012); VIII, IX и X Международных научно-методических конференциях «Инновации в науке, образовании и бизнесе» (Пенза, 20102012); XV, XVI Международном симпозиуме «Надежность и качество» (Пенза, 2010-2011); IV и V Международных научно-практических конференциях «Информационная среда вуза XXI века» (Петрозаводск, 20102011); XVIII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика-2011» (Санкт-Петербург, 2011); XXXVIII Международной конференции «Информационные технологии в науке, социологии, экономике и бизнесе» (IT+S&E"ll) (Украина, Ялта-Гурзуф, 2011); V Всероссийской молодежной научной конференции «Мавлютовские чтения» (Уфа, 2011); XVIII Международной научно-технической конференции «Информационная среда вуза» (Иваново, 2011); XIV Международной научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие дальневосточного региона России и стран АТР» (Владивосток, 2012).

    Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех

    Заключение диссертации по теме "Управление в социальных и экономических системах", Акимов, Алексей Александрович

    4.8. Выводы

    1. Проведенный анализ предметной области и существующих методов и средств поддержки принятия решений выявил недостатки существующих систем: недостаточная оперативность, невозможность выявления скрытых закономерностей в данных, а также высокая трудоемкость.

    2. Предложена проблемно-ориентированная система поддержки принятия решений, мониторинга и прогнозирования деятельности кафедры, которая, в отличие от существующих, позволяет проводить интеллектуальный анализ данных, и обеспечивает доступ к системе с помощью различных МСС.

    3. Разработаны методы позволяющие осуществлять мониторинг, прогнозирование и управление деятельностью кафедры, в системе включающей технологии ХД, МБД, ОАД и ИАД, в условиях изменения критериев оценки деятельности.

    4. Впервые предложена онтологическая модель информационной системы мониторинга деятельности кафедры, которая позволяет описать всё множество объектов предметной области в их системном единстве.

    5. Предложена методика проектирования информационной системы поддержки принятия решений и мониторинга деятельности кафедры, позволяющая, в отличие от известных, разрабатывать информационную систему поддержки принятия решений на основе интеграции онтологического, когнитивного подходов, а также технологий ХД, МБД, ОАД и ИАД.

    6. Архитектурные и программные решения СППР введены в опытную эксплуатацию для мониторинга и управления деятельностью кафедры ВУЗа.

    Заключение

    В процессе работы над диссертацией были получены следующие результаты:

    1) Проведенный анализ предметной области и существующих методов и средств поддержки принятия решений выявил недостатки существующих систем: недостаточная оперативность, невозможность выявления скрытых закономерностей в данных, а также высокая трудоемкость.

    2) Предложена проблемно-ориентированная система поддержки принятия решений, мониторинга и прогнозирования деятельности кафедры, которая, в отличие от существующих, позволяет проводить интеллектуальный анализ данных, и обеспечивает доступ к системе с помощью различных МСС.

    3) Разработаны методы позволяющие осуществлять мониторинг, прогнозирование и управление деятельностью кафедры, в системе включающей технологии ХД, МБД, ОАД и ИАД, в условиях изменения принципов оценки деятельности.

    4) Впервые предложена онтологическая модель информационной системы мониторинга деятельности кафедры, которая позволяет описать всё множество объектов предметной области в их системном единстве.

    5) Предложена методика проектирования информационной системы поддержки принятия решений и мониторинга деятельности кафедры, позволяющая разрабатывать информационную систему поддержки принятия решений на основе интеграции онтологического, когнитивного подходов, а также технологий ХД, МБД, ОАД и ИАД.

    6) Архитектурные и программные решения СППР введены в опытную эксплуатацию для мониторинга и управления деятельностью кафедры ВУЗа.

    Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Акимов, Алексей Александрович, 2012 год

    1. Иродов, М. И. Мониторинг как инструментальное средство повышения эффективности управления системой профессионального образования / М. И. Иродов, Т. А. Степанов // Педагогический Вестник ЯГПУ.-№ 1, 1998. -С.5-10.

    2. Боровкова, Т. И. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие / Т. И. Боровкова, И. А. Морев -Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.- 150 С.

    3. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь Электронный ресурс. Режим доступа vsegost.com/Catalog/47/47957.shtml

    4. Бершадский, А. М. Информационная система мониторинга деятельности кафедры / А. М. Бершадский, И. П. Бурукина, А. А. Акимов // Информатизация образования и науки № 3(11), 2011- С. 12-23.

    5. Бождай, А. С. Разработка системы мониторинга образования в регионе на основе геоинформационной технологии: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Пенза, 2000. - 197 с.

    6. Бершадский, А. М. Информационная система кафедрального документооборота / A.M. Бершадский, И. П. Бурукина // Телематика"2009: Труды XVI Всероссийской научно-методической конференции- Т. 1.-Санкт-Петербург, 2009,-С. 149-150.

    7. Акимов, А. А. Архитектура информационно-аналитической среды мониторинга деятельности кафедры / А. А. Акимов // Университетское образование: сборник статей XV Международной научно-методической конференции Пенза, 2011- С. 99-101.

    8. Миронов, С. Почему не используют аналитические технологии / Intersoft Lab Электронный ресурс. Режим доступа: http://citcity.ni/l 1104/

    9. Барсегян, А. А. Методы и модели анализа данных: OLAP и Data Mining / А. А. Барсегян, М. С. Куприянов, В. В. Степаненко, И. И. Холод Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2004 - 336 с.

    10. Режим доступа: http://citcity.rU/l 1141/ 12.Чубукова, И.A Data Mining / И. А. Чубукова. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 - 384 с.

    11. Fayyad, U. Advances in Knowledge Discovery and Data Mining / U. Fayyad, G. Piatetsky-Shapiro, P. Smyth, R. Uthurusamy. AAAI/MIT Press, 1996.

    12. Полубояров, B.B. Использование MS SQL Server Analysis Services 2008 для построения хранилищ данных / В. В. Полубояров Москва: Интуит, 2010487 с.

    13. Башмаков, А. И. Интеллектуальные информационные технологии / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. Москва: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005.-304 с.

    14. Щавелев, JI. В. Способы аналитической обработки данных для поддержки принятия решений / Л. В. Щавелев // СУБД,- № 4-5,1998,- с. 25-34.

    15. Inmon, W. Н. Building the Data Warehouse / W .H. Inmon. Wiley, 2005. - 543 P

    16. Inmon, W. H. Using the Data Warehouse / W .H. Inmon, R. Hackthorn Willey, 1994,-304 p.

    17. Бершадский, A. M. Разработка хранилищ данных и интеллектуальные методы мониторинга учебной деятельности кафедры / А. М. Бершадский, И. П. Бурукина, А. А. Акимов // Открытое образование № 2(85), 2011- с. 231-234.

    18. El Евфрат документооборот и автоматизация бизнес-процессов Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.evfrat.ru/

    19. Электронный документооборот. Система электронного документооборота и управления взаимодействием DIRECTUM Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.directum.ru/

    20. Microsoft Office Office.com Электронный ресурс. - Режим доступа: http://office.microsoft.com/ru-ru/

    21. OpenOffice.org The Free and Open Productivity Suite Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.openoffice.org/

    22. LibreOffice Productivity Suite Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.libreoffice.org/

    23. SPSS, Data Mining, Statistical Analysis Software, Predictive Analysis, Predictive Analytics, Decision Support Systems Электронный ресурс.- Режим доступа: http://spss.ru/

    24. Официальный сайт компании StatSoft Russia Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.statsoft.ru/

    25. Глоссарий.ги Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.glossary.ru/

    26. Биберштейн, Н. Компас в мире сервис-ориентированной архитектуры (SOA) / Н. Биберштейн, С. Боуз -Москва: КУДИЦ-Пресс, 2007,- 256 с.

    27. Информационная система НГТУ Электронный ресурс. Режим доступа: http://ciu.nstu.ru/isu/32.1С:Университет 1С:Предприятие 8 Электронный ресурс. . - Режим доступа: http://v8.lc.ru/university

    28. Автоматизированная информационная система управления ТТИ ЮФУ Электронный ресурс. Режим доступа: http://sfedu-tgn.ru/

    29. Целых, А. Н. Комплексная автоматизация управления вузом на основе АСУ «Университет» / А. Н. Целых, Д. И. Бобровский, Э. М. Котов Таганрог, Россия: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.- 126 с.

    30. Автоматизированная система управления вузом Галактика Электронный ресурс. Режим доступа: http://vuz.galaktika.ru/

    31. Портал ИАИС ПетрГУ Электронный ресурс. Режим доступа: https://iias.petrsu.ru

    32. Крюков, В. В. Корпоративная информационная среда ВУЗа: методология, модели, решения / В. В. Крюков, К. И. Шахгельдян.- Владивосток: Дальнаука, 2007,- 308 с.

    34. Архипова, Е. Н. Информационно-техническое сопровождение рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей / Е.^ Н. Архипова, О. В. Кононова, В. В. Крюков, К. И. Шахгельдян // Территория новых возможностей №3, 2010 - С. 17-27

    35. Шахгельдян, К.И. Проблемы качества данных и информации в корпоративной информационной среде вуза // Информационные технологии.- № 6, 2007,- С. 71-80.

    36. Официальный сайт Пензенского государственного университета Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pnzgu.ru/

    37. Официальный сайт кафедры САПР Пензенского государственного университета Электронный ресурс. Режим доступа: http://do.pnzgu.ru/cad/

    38. Автоматизированная информационная система «Университет» Электронный ресурс. Режим доступа: http://ais.stavsu.ru/index.php

    39. АИС «Кафедра». Электронный ресурс. Режим доступа: http://ise.fit.altstu.ru/index.php/works/52-workskaf

    40. Гаврилова, Т. А. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем / Т. А. Гаврилова, Червинская К. Р. М.: Радио и связь, 1992 - 200 с.

    41. Горев, А. Эффективная работа с СУБД / А. Горев, Р. Ахаян, С. Макашарипов-СПб.: Питер, 1997.-704 с.

    42. Хейес-Рот, Ф. Построение экспертных систем: Пер. с англ. / Под ред. Ф. Хейеса-Рота, Д. Уотермана, Д. Лената.-М.Мир, 1987-441 с.

    43. Уотермен, Д. Руководство по экспертным системам / Д. Уотерман-М.:Мир,1989.-388 с.

    44. Григорьева, К. В. Разработка автоматизированного рабочего места преподавателя для управления качеством обучения / К. В. Григорьева-Диссертация на соискание кандидата технических наук.- Пенза,2003.- 179 с.

    45. Гаврилова, Т. А. Базы знаний интеллектуальных систем / Т. А. Гаврилова, Хорошевский В. Ф. СПб.: Питер, 2001.-384 с.

    46. Наумов, А. Н. Системы управления базами данных и знаний: Справ. Изд. / А. Н. Наумов, А. М. Вендров, В. К. Иванов и др.; Под ред. А. Н. Наумова-М.: Финансы и статистика, 1991.-543 с.

    47. Толковый словарь по искусственному интеллекту / Авторы-Составители А. Н. Аверкин, М. Г. Гаазе-Рапопорт, Д. А. Поспелов. М.: Радио и связь, 1992.-256 с.

    48. Попов, Э. В. Экспертные системы: решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ / Э. В. Попов,- М.,1987

    49. Буч, Г. Объектно-ориентированное программирование с примерами применения / Г. Буч М.:Конкорд,1992.-519 с.

    50. Поспелов, Д. А. Представление знаний о времени и пространстве в интеллектуальных системах /. Д. А. Поспелов, Е. Ю. Кандрашина, Л. В. Литвинцева М.: Наука. Гл. Ред. Физ.-мат. Лит., 1989.-328 с.

    51. Бирюков, Б. В. О взглядах Г. Фреге на роль знаков и исчисления в познании / Б. В. Бирюков // Логическая структура научного знания: сб. науч. ст.-М.:Наука,1965 С. 91-108.

    52. Поспелов, Д. А. Введение в прикладную семиотику / Д. А. Поспелов, Г. С. Осипов // Новости искусственного интеллекта М.: Изд-во РАИИ,2002.-№ 6.-С. 28-35.

    53. Никитина, С. Е. Семантический анализ языка науки / С. Е. Никитина.-М.:Наука, 1987.-143 с.

    54. Найханова, J1. В. Технология создания методов автоматического построения онтологий с применением генетического и автоматного программирования / Л. В. Найханова,- Улан-Удэ: Изд.-во БНЦ СО РАН,2008.-244 с.

    55. Dalberg, I. Classification systems: information source on concepts and their relation /1. Dalberg // Information utilities.-Washington, 1974.-P. 69-72.

    56. Нариньяни, А. С. Кентавр по имени TEOH: тезаурус + онтология / А. С. Нариньяни // Междунар. семинар Диалог"2001по компьютерной лингвистике и её приложениям-Аксаково,2001.-Т. 1.-С. 184-188.

    57. Нариньяни, А. С. ТЕОН-2: от тезауруса к онтологии и обратно / А. С. Нариньяни // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: междунар. семинар Диалог"2002,- М.:Наука,2002.-Т.1.-С. 307-313.

    58. Гладун, А. Я. Онтологии в корпоративных системах / А. Я. Гладун // Корпоративные системы. 2006. - № 1. - С. 12-19.

    59. Гладун, В. П. Партнерство с компьютером (человеко-машинные целеустремленные системы) / В. П. Гладун. К.: Port - Royal, 2000. - 128

    60. Гаврилова, Т. А. Онтологический инжиниринг / Т. А. Гаврилова // Труды конференции "КИИ* 2002". М., 2002. - С. 845-853.

    61. Щербак, С. С. Интеллектуализация обработки информации на основе технологий Semantic Web / С. С. Щербак // Системы обработки информации. Харьков, 2004. - Вып. 9(37). - С. 224-230.

    62. Максимов, В. И. Когнитивные технологии для поддержки принятия управленческих решений Электронный ресурс. / В.И. Максимов, Е.К. Корноушенко, C.B. Качаев. Режим доступа: http:// www. ii s. ru/events/1998113 0/maximo v. ru .html ;

    63. Попов, Э. В. Статические и динамические экспертные системы / Э. В. Попов, И. Б. Фоминых, Е. Б. Кисель, М. Д. Шапот. М.: «Финансы и статистика», 1996. - 211 с.

    64. Силов, В. Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке / В. Б. Силов. -М: ИНПРО-РЕС, 1995. 228 с.

    65. Трахтенгерц, Э. А. Компьютерные методы поддержки принятия управленческих решений в нефтегазовой промышленности / Э. А. Трахтенгерц, Ю. П. Степин, А. Ф. Андреев. М.: СИНТЕГ, 2005. - 592 с.

    66. Фрейдина, Е. В. Исследование систем управления / Е. В.Фрейдина- М.: Издательство «Омега-Л», 2008. 184 с.

    67. Нариньяни, A.C. Неопределенность в системе представления и обработки знаний / А. С. Нариньяни. Изв. АН СССР. Техническая кибернетика № 5, 1986. - С. 8-11.

    68. Яговкин, Н. Г. Методы управления подготовкой и компетенция персонала Электронный ресурс. / Н. Г. Яговкин, А. И. Бузуев, Н. Н.Боярова. -http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/modern-control-technology-cl 12/11880-cl12-106

    69. Берка, К. Измерения. Понятия, теории, проблемы / К. Берка.-М.:Прогресс, 1987.-320 с.

    70. Субетто, А. И. Введение в квалиметрию высшей школы. В 4 книгах. Уч. Пособие / А. И. Субетто- М.: Исследовательский центр, 1991 96 с.(1 книга), 122 с.(2 книга) ,171 с.(3 книга), 163 с.(4 книга)

    77. Саати, Г. Аналитическое планирование. Организация систем / Г. Саати, К. Керне. М.: Радио и связь, 1991.

    78. Информационный сайт фирмы IBM Электронный ресурс. Режим flocTyna:http://wwwl28.ibm.com/developerworks/rational/library/4706.html

    79. Соммервилл, И. Инженерия программного обеспечения / И. Соммервилл -М.: Вильяме, 2002. 624 с.

    80. Полис, Г. Разработка программных проектов на основе Rational Unified Process (RUP) / Г. Полис M.: Бином-Пресс, 2005. - 256 стр.

    81. Арсентьев, А. Хранилища данных становятся инфраструктурным компонентом №1 Электронный ресурс. / А. Арсентьев. Режим доступа: http://www. olap.ru/home. asp?artld=l 011

    82. Comparison of OLAP Servers Электронный ресурс.- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/ComparisonofOLAPServers

    83. Информационный сайт Essbase Oracle ЕРМ System, Fusion Edition 11.1.1.4 Documentation Library Электронный ресурс.- Режим доступа: http://d0cs.0racle.c0m/cd/E 128250 l/nav/portal3.htm

    84. Информационный сайт Iccube Электронный ресурс.- Режим доступа: www.iccube.com/

    85. Информационный сайт SQL Server Analysis Services Multidimensional Data (SSAS) Электронный ресурс.- Режим доступа: http://technet.microsoft.com/en-us/sqlserver/cc510300.aspx

    86. Информационный сайт MicroStrategy Intelligence Server Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.microstrategy.com/Software/Products/Intelligenceserver/

    87. Информационный сайт Oracle OLAP Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.oracle.com/technetwork/database/options/olap/index.html

    88. Информационный сайт Jedox OLAP Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.jedox.com/en/products/jedox-olap.html

    89. Информационный сайт SAS OLAP Server Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.sas.com/technologies/dw/storage/mddb/

    90. Информационный сайт NetWeaver Business Warehouse | Data Warehousing | Technology | SAP Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.sap.com/solutions/technology/data-warehousing/sapnetweaver-business-warehouse/index.epx

    91. Kuznetsov A. Using DB2 UDB OLAP functions Электронный ресурс. / A. Kuznetsov- Режим доступа: http://www.ibm.com/developerworks/data/library/techarticle/dm0401 kuznetsov/index.html

    92. Kimball, R. The Data Warehouse Toolkit: The Complete Guide to Dimensional / R. Kimball, M. Ross. Wiley.-2002. - 464 p.

    93. Сравнение совокупной стоимости владения для СУБД EnterpriseDB, Oracle, IBM DB2 и MS SQL / Национальный центр поддержки и разработки Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.bureausolomatina.rU/ru/themesinprogress/dbms/4

    94. Булгаков, М. В. Исследование и разработка методов построения и кэширования веб-приложений Электронный ресурс. / М. В. Булгаков, В. П. Носов Режим доступа: http://www.informika.rU/files/smi/2/bulons2.pdf

    95. Вер газов, Р. И. Система компьютерного тестирования знаний: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Р. И. Вергазов-Пенза, 2006.- 162 с.

    96. Информационный сайт Compare PHP, Java, JavaScript, Python & CSS Frameworks Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.bestwebframeworks.com/

    97. Информационный сайт Codelgniter Open source PHP web application framework Электронный ресурс.- Режим доступа: http://codeigniter.com/

    98. Информационный сайт Yii Framework: Best for Web 2.0 Development3neKTpoHHbiñ ресурс.- Режим доступа: http://www.yiiframework.com/

    99. Информационный сайт Zend FrameworkЭлeктpoнный ресурс.- Режим доступа: http://framework.zend.com/

    100. Информационный сайт SpringSource.org Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.springsource.org/

    101. Информационный сайт JavaServer Faces Community Электронный ресурс.- Режим доступа: http://javaserverfaces.java.net/

    102. Информационный сайт Apache Wicket Welcome to Apache Wicket Электронный ресурс.- Режим доступа: http://wicket.apache.org/

    103. Информационный сайт Ruby on Rails Электронный ресурс.- Режим доступа: http://rubyonrails.org/

    104. Информационный сайт The Web framework for perfectionists with deadlines Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.djangoproject.com/

    105. Информационный сайт CMS Content Management, Asp.net Open Source CMS, Free CMS DotNetNukeЭлектронный ресурс. - Режим доступа: http://www.dotnetnuke.com/

    106. Информационный сайт MVC: Official Microsoft 8кеЭлектронный ресурс.- Режим доступа: http://www.asp.net/mvc

    107. Бершадский A.M. Информационная среда мониторинга деятельности кафедры / A.M. Бершадский, И.П. Бурукина, А.А. Акимов // Информационная среда вуза XXI века: материалы IV Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2010.- С.47-50

    108. Маслов В. А. Модели и алгоритмы идентификации и позиционирования мобильных средств связи в системах поддержки принятия решений: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / В. А. Маслов.- Пенза, 2011.- 189 с.

    109. Информационный сайт jQuery Mobile Электронный ресурс.- Режим доступа: http://jquerymobile.com/

    110. Информационный сайт 51 Degrees.mobi High Performance ASP.NET & PHP Mobile Web Applications Электронный ресурс.- Режим доступа: http://51 degrees.mobi/

    111. Никитина, Т.П. Информационные системы в экономике: учебное пособие / Т. П. Никитина,- Ярославль: МУБиНТ, 2003. 90 с.

    112. Липаев, В.В. Программная инженерия. Методологические основы / В. В. Липаев. Москва: ТЕИС, 2006. - ISBN 5-7598-0424-3.

    113. Вигерс, К. И. Разработка требований к программному обеспечению / К. И. Вигерс. Русская редакция, 2004. - ISBN 5-7502-0240-2.

    114. Основы программной инженерии (по SWEBOK) Электронный ресурс.-Режим доступа: http://swebok.sorlik.ru/lsoftwarerequirements.html

    115. Caprio, G. Design Patterns: Dependency 1п)есйопЭлектронный ресурс. / G. Caprio.- Режим доступа: http://msdn.microsoft.com/en-us/magazine/cc 163739. aspx

    116. Роговский С. Концепция Inversion of Control и основы Spring Электронный ресурс. / С. Роговский. Режим доступа: http://www.rsdn.ru/article/java/spring.xml

    117. Общие сведения о платформе Managed Extensibility Framework Электронный ресурс.- Режим доступа: http://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/dd460648.aspx

    118. Эспозито, Д. Расширяемость приложений: инфраструктуры MEF и 1оС Электронный ресурс. / Д. Эспозито. Режим доступа: http://msdn.microsoft.com/ru-ru/magazine/gg650670.aspx

    119. Ferraiolo, D.F. Role Based Access Control / D.R. Kuhn, D.F. Ferraiolo // Proceedings of 15th National Computer Security Conference. Baltimore, 1992. -pp. 554-563.

    120. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник / Б.Г.Литвак. -3-е изд., испр. М.: Дело, 2002. - 392 с.

    Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

    Информационное обеспечение кафедры вузаИНФОРМАЦИОННОЕ
    ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАФЕДРЫ
    ВУЗА
    Выполнила студентка: Никитина Елизавета Сергеевна
    Гр. БИФБИФ/СЗ1110-6/2
    Научный руководитель: Бабушкина Юлия Владимировна,
    ст. преподаватель
    Рецензент: Бахтина Елена Владимировна,
    канд. пед. наук, доцент

    Цель работы:

    совершенствование
    информационного обеспечения
    деятельности кафедры вуза, за счет создания
    информационных продуктов.

    Задачи работы:

    рассмотреть современные требования к образовательной деятельности;
    охарактеризовать библиотеку кафедры вуза как важнейший элемент в
    системе информационного обеспечения деятельности кафедры;
    дать характеристику кафедры кристаллографии
    исследования;
    провести анализ процесса формирования
    библиотеки кафедры кристаллографии СПбГУ;
    СПбГУ как базы
    первоначального
    фонда
    изучить современный процесс комплектования фонда кафедры;
    разработать рекомендации по совершенствованию информационного
    обеспечения кафедры;
    создать
    библиографическую
    продукцию,
    необходимую
    для
    удовлетворения информационных потребностей пользователей кафедры.

    Современное информационное обеспечение: общие выводы

    Информационное обеспечение учебного и научноисследовательского процесса ВУЗа должно
    соответствовать тенденциям развития наук, и именно
    от него будет зависеть качество вузовского
    образования в целом.

    Кафедра кристалографии СПбГУ

    Деятельность кафедры кристаллографии

    На сегодняшний день Кафедра кристаллографии занимает важное место в
    образовательной системе Института Наук о Земле СПбГУ.
    Направления исследований:
    кристаллография
    кристаллохимия
    оптические методы изучения кристаллов
    кристаллогенезис
    рентгенография
    инновационные образовательные программы
    молекулярная геохимия
    биоминералогия
    материаловедение

    Обеспечение исследований

    Научное и методическое обеспечение исследований с
    использованием комплекса методов исследования
    вещества, основанных на рентгеновской дифракции,
    производится благодаря работе Ресурсного центра
    «Рентгенодифракционные методы исследования»
    СПбГУ.

    Оборудование центра

    Центр оборудован самым современным дифракционным
    оборудованием, и по диапазону предоставляемых методик
    является единственным в России центром такого рода. Он
    работает в большинстве областей материаловедения, физики и
    химии твердого тела, в областях связанных с разработкой
    новых
    материалов,
    исследованиями
    наносистем
    и
    наноматериалов, а также синтезом биологически активных
    веществ и современных лекарственных препаратов.
    Прибор D2 Phaser
    Прибор Brurer Smart Apex 2

    Примеры источников первоначального комплектования фонда

    экслибрис: Русское общество любителей мироведения
    Руководство к минералогии сост. Э. Гофманом
    (Изд-е книгопродавца Д.Ф. Федорова, 1865)

    10. Примеры источников первоначального комплектования фонда

    штамп Библиотеки геологического кружка ЛГУ на
    книге: Учебник кристаллографии: геометрическая
    кристаллография Ф.Ю. Левинсона-Лессинга (Изд.-е
    К.Л. Риккера, 1911)

    11. Примеры источников первоначального комплектования фонда

    штамп Палеонтологической лаборатории ЛГУ - перечеркнутый,
    метка Кабинета полезных ископаемых 1928 г.
    Краткий курс кристаллографии профессора П.П. Сущинского
    (М.-Петроград: Гос. изд-во, 1923)

    12. Примеры источников первоначального комплектования фонда

    штамп Минералогического кабинета Санкт-Петербургских
    Высших женских курсов
    Введение в кристаллографию Як. Самойлова (Москва, 1906 г)

    13. Примеры источников первоначального комплектования фонда

    Фонд также периодически пополняли и пополняют издания из
    личных библиотек ученых, таких как: О.М. Аншелеса, В.А.
    Франк-Каменецкого, Б.Г. Трейвуса, Е.С. Федорова, что было
    установлено по найденным мной экслибрисам и личным
    меткам ученых
    13

    14. Примеры источников первоначального комплектования фонда

    14

    15. Источники первоначального комплектования фонда

    Издания из личных
    библиотек ученых: О.М.
    Аншелеса, В.А. ФранкКаменецкого, Б.Г. Трейвуса,
    Е.С. Федорова.
    Издания научных
    обществ:
    Общество
    любителей
    мироведения и др.
    Издания библиотек
    научных кружков:
    библиотеки
    геологического
    кружка ЛГУ и др.
    Первоначальный фонд
    библиотеки кафедры
    кристаллографии
    Издания из фондов
    других библиотек
    системы ВУЗа СПбГУ:
    Издания из фондов
    библиотек других
    образовательных систем:
    Минералогического
    кабинета Высших
    женских курсов
    Библиотеки
    Императорского
    минералогического
    кабинета,
    Палеонтологической
    лаборатории ЛГУ

    16. Научная электронная библиотека «eLibrary.ru»

    17. Базы данных издательства «Springer»

    17

    18. Базы данных издательства «Elsevier»

    18

    19. Базы данных компании «Thomson Reuters»

    19

    20. Информационный портал «Управление научной и инновационной политикой»

    20

    21. База данных по кристаллографии ICDD:

    21

    22. База данных по кристаллографии ICSD:

    22

    23. Библиографический указатель: «Наука кристаллография: ретроспективный научно-вспомогательный библиографический указатель для

    Библиографический указатель:
    «Наука кристаллография:
    ретроспективный научновспомогательный
    библиографический указатель для
    студентов и сотрудников кафедры
    кристаллографии СПбГУ»

    24. Объединенная пополняемая база данных

    Научный сотрудник
    Научно-исследовательская деятельность
    Используемая литература
    Используемая литература
    Общая система требований научных сотрудников
    (Разработка общей системы требований ежедневно
    необходимой литературы для научно-исследовательской
    деятельности)
    Пополняется н.с. на своих местах –вносится в общую базу
    Пополняется н.с. на своих местах –
    Общая база (система) библиотеки научного профиля и общих
    вносится
    в общую
    базу
    требований
    научных
    сотрудников
    Позволяет:
    Автоматически отслеживать недостающие для полноценной
    работы библиотеки издания
    Отслеживать отрасли науки, имеющие большие книжные
    лакуны в фондах библиотеки
    Производить оценочную деятельность библ. обсл. н.с. на
    данный момент
    Выявить конкретные данные по использованию и
    востребованности тех или иных научных изданий

    Рекомендуем почитать

    Наверх