Анализ рынка: где взять данные рынков. Система межведомственного электронного взаимодействия (смэв) описание и функции системы. информационные технологии

Для Андроид 21.06.2019
Для Андроид

ЕДИНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ТЕХНОГЕННОГО, ПРИРОДНОГО И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА,

А ТАКЖЕ КЛАССИФИКАЦИИ И УЧЕТА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

(Аннотация)

Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера (далее - Методика) разработана ВНИИ ГОЧС в 2004 г.

Методика утверждена МЧС России 01.12.2004 и согласована Минздравсоцразвития России (исх. от 15.10.2004 № 621-ВС), Минобрнауки России (исх. от 15.10.2004 № 10-396), МПР России (исх. от 08.10.2004 № 21-36/4554), Минпромэнерго России (исх. от 28.09.2004 № 01-01-538), Минтрансом России (исх. от 01.10.2004 № АМ-30/2279), Мининформсвязи России (исх. от 27.09.2004 № ДМ-П10-274), Минфином России (исх. от 20.10.2004 № 10-4-1/3295), Росстроем (исх. от 15.10.2004 № 7-715), Росатомом (исх. от 20.10.2004 № 30-660), Ростехнадзором (исх. от 22.10.2004 № 2-18/1002), РАН (исх. от 12.10.2004 № 2-10103-2114.2/929).

Методика предназначена для обеспечения информацией по оценке ущерба руководителей субъектов Российской Федерации и специалистов органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны (ГО), задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Методика устанавливает общие положения, принципы и методы, на основе которых рекомендуется проведение оценки ущерба от ЧС техногенного, природного и террористического характера в отраслях и сферах экономики Российской Федерации.

Методика предназначена для:

Прогнозирования ущерба на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, муниципальном и объектовом) территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) а также для обучения специалистов организаций и учреждений, занимающихся оценкой ущерба на различных этапах чрезвычайных ситуаций, проблемами прогнозирования ЧС и планирования мероприятий по повышению эффективности защиты населения, производственного персонала и территорий от воздействия поражающих факторов при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях и экспертов по оценке ущерба от ЧС для оценки стоимости ущерба от ЧС и стоимости восстановления ущерба от ЧС;

Обеспечения информацией по оценке ущерба руководителей субъектов Российской Федерации и специалистов органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Методика может быть использована в качестве:

Методического документа в системе мониторинга ущерба от ЧС в рамках РСЧС;

Нормативного документа системы добровольной сертификации услуг по оценке ущерба от ЧС в отраслях и сферах экономики;

Рамочного методического документа укрупненных оценок ущерба, которые могут быть применены при определении величины финансового обеспечения гражданской ответственности собственника (эксплуатирующей организации) за вред, причиненный в результате аварии опасного объекта, при планировании мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, а также при страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта.

Методика позволяет устанавливать общие требования органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации (органов управления ГОЧС) по оценке как возможного ущерба - на стадиях проектирования, эксплуатации и вывода из эксплуатации опасного объекта, так и фактического - нанесенного ЧС природного, техногенного и террористического характера, а также позволяет проводить оценки социально-экономического ущерба от ЧС техногенного, природного и террористического характера на этапах прогнозирования и локализации ЧС в расчете на период один год после свершения события.

Методика может использоваться при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации производственных комплексов, в состав которых входят расположенные на обособленной территории или обеспечивающие единый технологический процесс опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения, транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов, объекты использования атомной энергии, аварии на которых при их эксплуатации могут привести к причинению вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде.

Также методика может быть использована:

При определении величины финансового обеспечения гражданской ответственности собственников (эксплуатирующих организаций) за вред, причиненный в результате аварии опасного объекта, при составлении деклараций безопасности, планировании аварийно-спасательных работ, а также при обосновании мероприятий, снижающих негативные последствия аварий;

При страховании гражданской ответственности собственников опасных объектов (эксплуатирующих организаций) за вред, причиненный в результате аварий на этих объектах, для определения размера страховой суммы;

При планировании аварийно-спасательных работ;

При обосновании мероприятий, снижающих негативные последствия аварий;

При прогнозировании размера сумм, необходимых для возмещения вреда от аварии опасного объекта и ликвидации ее последствий.

Содержание:

1. Общие методические положения по оценке экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций

1.1. Область применения

1.2. Общие положения

1.3. Ограничения и допущения

1.4. Основные термины и определения

1.5. Прямой ущерб

1.6. Косвенный ущерб

1.7. Полный ущерб

1.8. Затраты, связанные с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций

1.9. Прогноз ущерба

2. Формы и показатели, предназначенные для определения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций на уровне первичного звена экономики

2.1. Общие положения

2.2. Формы для оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования)

2.3. Методические указания по заполнению Формы № 02-ЧС (территория) «Сведения об экономическом ущербе от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на территории субъекта федерации, района, города, иного населенного пункта»

2.4. Методические указания по заполнению Формы № 01-ЧС (предприятие) «Сведения об экономическом ущербе от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на промышленном предприятии (организации)»

2.5. Форма для оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций на предприятии (организации)

3. Классификация и учет чрезвычайных ситуаций

3.1. Укрупненная классификация чрезвычайных ситуаций

3.2. Классификация чрезвычайных ситуаций по количеству пострадавших людей и материальному ущербу

3.3. Классификация чрезвычайных ситуаций по риску возникновения

4. Прогнозирование экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций

4.1. Общие положения

4.2. Макроэкономические последствия чрезвычайных ситуаций

4.3. Моделирование в прогнозировании социально-экономических последствий ЧС

4.4. Методы расчета прогнозируемых показателей экономических последствий ЧС

4.5. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития региона на перспективу с учетом оценки и прогнозирования социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций

4.6. Основные показатели

4.7. Организация прогнозирования экономических последствий чрезвычайных ситуаций в отраслях и сферах экономики, субъектах Российской Федерации

4.8. Формы для прогнозирования экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций в отраслях и сферах экономики, субъектах Российской Федерации

5. Рамочная Методика оценки социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций

5.1. Назначение Методики

5.2. Обозначения и сокращения

5.3. Принятые ограничения и допущения

5.4. Исходные данные для расчетов

5.5. Укрупненный алгоритм (блок-схема) Методики

5.6. Порядок проведения расчетов

5.7. Выходные данные

5.8. Расчетный пример оценки социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций

Приложения

Приложение 1. Формы представления информации по оценке экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования)

Приложение 2. Формы для прогнозирования экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций в отраслях и сферах экономики, субъектах Российской Федерации

Приложение 3. Формы представления информации в рамочной методике оценки социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций

ЕМИСС представляет собой государственную информационную систему, предполагающую предоставление государственным органам, органам местного самоуправления и другим пользователям ЕМИСС доступа к официальной статистической информации через интернет. Кроме этого, она предусматривает объединение статистических ресурсов, обеспечивающее их эффективное использование при принятии управленческих решений и прогнозировании, а также представление официальной статистической информации в государственные информационные системы.

История

2017: "Программный продукт" продолжает развивать экспертизу в области ИТ-поддержки

2015: Запуск модернизированной версии ЕМИСС

По словам замминистра, каждый желающий сегодня может зайти на портал и увидеть перечень субъектов официального статистического учета, которые участвуют в программе.

«Также можно посмотреть, какие статистические данные представлены, сколько почтовых отправлений обрабатывается, сколько услуг предоставляется по линии фиксированной или мобильной связи и прочее», - отметил Олег Духовницкий.
«Мы считаем, что на сегодняшний день у нас есть хороший базис», – отметил Олег Духовницкий. Вместе с тем, по его мнению, необходимо развивать систему и в дальнейшем, «чтобы количество загружаемых туда сведений увеличилось, чтобы число субъектов и участников возрастало, чтобы интерес к системе повышался». В частности, необходимо обновить техническую составляющую, модернизировать «серверное пространство, чтобы система работала максимально быстро и надежно».

По словам Олега Духовницкого, вся серверная инфраструктурная составляющая находится на подведомственной Минкомсвязи технологической инфраструктуре, расположенной на предприятии «Восход».

Как сообщил собеседник издания CNews.ru, на 2012 год из 80 федеральных органов 66 уже предоставили свои данные в ЕМИСС.

«Росстат и Минкомсвязь России будут стараться привлекать как можно большее количество органов государственной власти и организаций», – резюмировал Олег Духовницкий.

Интервью создателей

Система государственной статистики модернизируется: на смену разрозненным ведомственным базам статистических данных, "живущим" на десятках веб-сайтов, приходит единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). Для кого она создается и как будет организован доступ к ней, в интервью CNews рассказывает заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики (Росстат) Вячеслав Забелин .

CNews : Что такое система государственной статистики и кто формирует официальную статистическую информацию в России ? Росстат?

Вячеслав Забелин: Система государственной статистики состоит из информационных систем федеральных органов государственной власти, которые собирают и обрабатывают первичные статистические и административные данные, формируют официальную статистику по единой согласованной с Росстатом методологии.

Участвующие в этой работе федеральные органы власти называются субъектами официального статистического учета. Их более 60-ти и все они действуют в соответствии с федеральным планом статистических работ. Задача Росстата – координировать разработку проекта федерального плана и предоставлять его в правительство на утверждение.

CNews: Каким образом пользователи получают доступк официальной статистической информации? Вячеслав Забелин: Официальная статистическая информация публикуется на сайтах субъектов официального статистического учета в интернете. Ее можно разделить на два вида.

Первый вид - информация, создаваемая в форме электронного документа: это годовые и квартальные доклады, например, ежеквартальный доклад Росстата "Социально-экономическое положение России". Также это квартальные, месячные и недельные справки, например, "Об индексе потребительских цен", "О динамике цен на бензин", "Занятость и безработица", "О просроченной задолженности по заработной плате". В них дается словесное описание социальных, экономических, демографических и других общественных процессов в Российской Федерации, динамика процессов с необходимой детализацией. Эти электронные документы не только размещаются на официальном сайте, но и направляются руководству страны.

Второй вид информации - структурированные данные: электронные таблицы, XML-структуры, SDMX-структуры, содержащие значения статистических показателей в разрезах, например, субъектов Российской Федерации, форм собственности, периодов наблюдения и т.д. В данном виде информация формируется из баз данных субъектов официального статистического учета, к которым пользователи получают доступс официального сайта с возможностью последующей обработки выбранных данных.

CNews: Какова судьба Центральной базы статистических данных (ЦБСД) Росстата, доступ к которой с сайта Росстата закрыт?

Вячеслав Забелин: Центральная база статистических данных Росстата – это одна из ведомственных баз, она была создана еще в 90-х годах. Несмотря на свой 20-летний возраст, ЦБСД поддерживается Росстатом и актуализируется. А вот ее веб-компонента, созданная также в прошлом веке, требует серьезной модернизации, чтобы ее можно было использовать на современной аппаратно-программной платформе. Поэтому она временно выведена из эксплуатации. Авторизованным пользователям может быть открыт санкционированный доступ к ЦБСД, работающей в ЛВС Росстата. В настоящее время ЦБСД используется в качестве основного источника официальной статистической информации, размещаемой Росстатом в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).

CNews: То есть, ЕМИСС - это развитие ЦБСД?

Вячеслав Забелин: Нет. ЕМИСС, созданная по постановлению правительства, должна содержать официальную статистическую информацию не только Росстата, но и всех федеральных органов исполнительной власти. Она введена в промышленную эксплуатацию в ноябре 2011 года и доступна по адресу fedstat.ru. Реестр ЕМИСС включает 3718 показателей, из них на долю Росстата приходится 1526 (41%), на долю остальных 60 ведомств - 2192 показателя (59%).

Оператором ЕМИСС является Министерство связи и массовых коммуникаций России, а координатором – Росстат. Мы определяем и контролируем порядок размещения и актуализации всей официальной статистической информации в ЕМИСС.

CNews: Таким образом, в ЕМИСС должны храниться информационные статистические ресурсы всех ведомств? Зачем нужны такие усилия?

Вячеслав Забелин: В настоящее время статистические ресурсы 60-ти ведомств хранятся в базах данных различной архитектуры под управлением различных СУБД . Для того чтобы получить необходимую какой либо государственной информационной системе статистическую информацию, требуется сделать запрос в каждое ведомство по отдельности. Такая ситуация должна быть исправлена: государственные информационные системы должны по одному запросу получать официальную статистическую информацию по всему необходимому им перечню показателей.

Поэтому и была создана единая межведомственная информационно-статистическая система. Она призвана объединить статистические ресурсы, предоставлять информацию по запросам пользователей и других систем. Одной из таких систем является государственная автоматизированная система "Управление". Для ее информационного наполнения сформирована технологическая карта межведомственного взаимодействия, содержащая 582 показателя официальной статистической информации из реестра ЕМИСС. В этом году Минкомсвязь должно разработать, во-первых, электронный сервис, который будет реализовывать запросы из внешних информационных систем к ЕМИСС и, во-вторых, функцию по обработке запросов из внешних ИС на представление статистических данных из ЕМИСС по заданному перечню показателей.

CNews: Вы говорите о потребностях государственных информационных систем, но где интересы живых пользователей?

Вячеслав Забелин: Пользователи могут получать официальную статистическую информацию из ЕМИСС двумя путями: либо через портал ЕМИСС, либо через портал государственных услуг. В 1-м квартале 2012 года через портал госуслуг статистическая информация была предоставлена по 6 тыс. запросов. В настоящее время для пользователей действует правило: один запрос - один показатель. Но следует отметить, что показатель может иметь много разрезов (по годам, по субъектам РФ и т.д.). То есть, результат запроса - это, вообще говоря, не одно число, а довольно сложная электронная таблица.

CNews: Рассматривается ли вопрос создания единого хранилища с отрытым доступом ко всей публикуемой в России официальной статистике?

Вячеслав Забелин: Все субъекты официального статистического учета размещают информацию на своих сайтах. Другое дело, что статистическая деятельность не является их основной задачей, и статистика "тонет" в остальном объеме информации, размещаемой ведомством на своем сайте.

Вопрос стоит о создании предметного навигатора, предоставляющего доступ ко всей официальной статистической информации, формируемой федеральными органами исполнительной власти. Росстат решает этот вопрос в рамках создания своего единого интернет-портала. На нем будут реализованы тематическая навигация, подписка на новости, календарь выпуска статистической информации, электронные версии бумажных сборников; задействованы различные способы визуализации данных: таблицы, диаграммы, графики, карты. Доступ к базам данных будет, как и сейчас, бесплатным.

Одна из основных особенностей единого интернет-портала Росстата – персонализация представления статистических данных для различных групп пользователей и целевых аудиторий.

На едином интернет-портале Росстата предусмотрены следующие интерактивные сервисы: сервис приема и обработки заказов из каталога информационных услуг; формирование и предоставление списка всех тематических витрин данных, которые позволяют делать поиск, фильтрацию и переход к элементам списка; сервис индикации популярности ресурсов; опросы, веб-конференции, а также сервисы, обеспечивающие доступность информации для людей с ограниченными возможностями и для мобильных пользователей.

CNews: Когда будет запущен портал?

Вячеслав Забелин: Переход от официального сайта Росстата к единому интернет-порталу планируется осуществить в августе этого года. В настоящее время он работает в тестовом режиме.

»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Создать единую межведомственную информационно-статистическую систему.

2. Утвердить прилагаемое Положение о единой межведомственной информационно-статистической системе.

3. Установить, что:

оператором единой межведомственной информационно-статистической системы является Федеральное агентство по информационным технологиям;

координатором единой межведомственной информационно-статистической системы является Федеральная служба государственной статистики.

4. Федеральному агентству по информационным технологиям обеспечить:

а) совместно с Федеральной службой государственной статистики ввод в эксплуатацию до 1 января 2011 г. единой межведомственной информационно-статистической системы и ее дальнейшее функционирование;

б) технологическую возможность включения субъектами официального статистического учета официальной статистической информации в состав официальных государственных информационных статистических ресурсов, входящих в единую межведомственную информационно-статистическую систему.

5. Субъектам официального статистического учета включать официальную статистическую информацию в состав официальных государственных информационных статистических ресурсов, входящих в единую межведомственную информационно-статистическую систему, в соответствии с федеральным планом статистических работ.

6. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления в 2010 году, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств, предусматриваемых Федеральной службе государственной статистики и Федеральному агентству по информационным технологиям в федеральном бюджете на 2010 год на руководство и управление в сфере установленных функций.

7. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период предусматривать выделение бюджетных ассигнований:

а) Федеральному агентству по информационным технологиям - на обеспечение эксплуатации и функционирования единой межведомственной информационно-статистической системы;

б) Федеральной службе государственной статистики - на организационно-методическое обеспечение функционирования единой межведомственной информационно-статистической системы.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Положение о единой межведомственной информационно-статистической системе

1. Настоящее Положение определяет цели создания, назначение, принципы функционирования и структуру единой межведомственной информационно-статистической системы (далее - межведомственная система), круг ее участников, их полномочия и обязанности.

2. Межведомственная система представляет собой государственную информационную систему, объединяющую официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета в рамках реализации федерального плана статистических работ (далее - статистические ресурсы).

3. Межведомственная система создается в целях обеспечения доступа с использованием сети Интернет государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (далее - пользователи межведомственной системы) к официальной статистической информации, включая метаданные, формируемой в соответствии с федеральным планом статистических работ.

4. Доступ к официальной статистической информации, включенной в состав статистических ресурсов, входящих в межведомственную систему, осуществляется на безвозмездной и недискриминационной основе.

5. Межведомственная система предназначается для:

а) объединения статистических ресурсов, способствующего их эффективному использованию при принятии управленческих решений и прогнозировании;

б) предоставления пользователям межведомственной системы доступа к официальной статистической информации в электронном виде;

в) обеспечения возможности представления официальной статистической информации в государственные информационные системы.

6. Функционирование межведомственной системы основывается на следующих принципах:

а) актуальность, доступность и открытость официальной статистической информации;

б) единство форматов и технологий представления официальной статистической информации;

в) использование единой методологии формирования метаданных субъектами официального статистического учета;

г) применение единой нормативной и справочной информации и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

д) единство организационно-методического обеспечения;

е) использование электронной цифровой подписи для обеспечения достоверности информации;

ж) обеспечение возможности интеграции межведомственной системы с другими государственными информационными системами.

7. Межведомственная система состоит из программно-технических средств центрального и ведомственных сегментов и включает в себя ведомственные статистические ресурсы, содержащие официальную статистическую информацию, сформированную субъектами официального статистического учета, метаданные, справочники, классификаторы и иное необходимое информационное обеспечение.

8. Применение программно-технических средств центрального сегмента, использующих инфраструктуру общероссийского государственного информационного центра, обеспечивает:

а) размещение, актуализацию и контроль наполнения ведомственных статистических ресурсов;

б) формирование и ведение базы данных официальной статистической информации;

в) предоставление доступа к официальной статистической информации;

г) возможность использования электронной цифровой подписи;

д) интеграцию с другими государственными информационными системами.

9. Применение программно-технических средств ведомственного сегмента обеспечивает взаимодействие субъекта официального статистического учета с программно-техническими средствами центрального сегмента с целью формирования и актуализации официальной статистической информации в ведомственном статистическом ресурсе межведомственной системы.

10. Участниками межведомственной системы являются:

а) координатор межведомственной системы;

б) оператор межведомственной системы;

в) субъекты официального статистического учета;

г) пользователи межведомственной системы.

11. Координатор межведомственной системы:

а) обеспечивает ведение реестра показателей официальной статистики, подлежащих включению в статистические ресурсы, входящие в межведомственную систему;

б) осуществляет мониторинг формирования и актуализации официальной статистической информации;

в) осуществляет мониторинг соблюдения единой методики формирования метаданных;

г) осуществляет мониторинг использования актуальных версий классификаторов и справочников;

д) определяет порядок размещения и актуализации официальной статистической информации;

е) взаимодействует с оператором с целью обеспечения функционирования и развития межведомственной системы.

12. Оператор межведомственной системы обеспечивает:

а) техническое сопровождение, администрирование, эксплуатацию и развитие программно-технических средств межведомственной системы;

б) соблюдение требований безопасности межведомственной системы;

в) возможность использования электронной цифровой подписи при предоставлении официальной статистической информации;

г) предоставление на безвозмездной основе субъектам официального статистического учета программно-технических средств ведомственного сегмента.

13. Субъекты официального статистического учета:

а) представляют координатору межведомственной системы перечень показателей, формируемых в соответствии с федеральным планом статистических работ, для их включения в реестр показателей официальной статистики;

б) формируют, размещают и своевременно актуализируют метаданные;

в) включают официальную статистическую информацию в состав статистических ресурсов, входящих в межведомственную систему, и обеспечивают достоверность этой информации.

Постановление Правительства РФ от 26 мая 2010 г. N 367
"О единой межведомственной информационно-статистической системе"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Создать единую межведомственную информационно-статистическую систему.

3. Установить, что:

оператором единой межведомственной информационно-статистической системы является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

координатором единой межведомственной информационно-статистической системы является Федеральная служба государственной статистики.

4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить:

а) совместно с Федеральной службой государственной статистики ввод в эксплуатацию до 1 января 2011 г. единой межведомственной информационно-статистической системы и ее дальнейшее функционирование;

б) технологическую возможность включения субъектами официального статистического учета официальной статистической информации в состав официальных государственных информационных статистических ресурсов, входящих в единую межведомственную информационно-статистическую систему.

5. Субъектам официального статистического учета включать официальную статистическую информацию в состав официальных государственных информационных статистических ресурсов, входящих в единую межведомственную информационно-статистическую систему, в соответствии с федеральным планом статистических работ.

6. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления в 2010 году, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств, предусматриваемых Федеральной службе государственной статистики и Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в федеральном бюджете на 2010 год на руководство и управление в сфере установленных функций.

7. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период предусматривать выделение бюджетных ассигнований:

а) Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - на обеспечение эксплуатации и функционирования единой межведомственной информационно-статистической системы;

б) Федеральной службе государственной статистики - на организационно-методическое обеспечение функционирования единой межведомственной информационно-статистической системы.

Положение
о единой межведомственной информационно-статистической системе
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 мая 2010 г. N 367)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение определяет цели создания, назначение, принципы функционирования и структуру единой межведомственной информационно-статистической системы (далее - межведомственная система), круг ее участников, их полномочия и обязанности.

2. Межведомственная система представляет собой государственную информационную систему, объединяющую официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета в рамках реализации федерального плана статистических работ (далее - статистические ресурсы).

3. Межведомственная система создается в целях обеспечения доступа с использованием сети Интернет государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (далее - пользователи межведомственной системы) к официальной статистической информации, включая метаданные, формируемой в соответствии с федеральным планом статистических работ.

4. Доступ к официальной статистической информации, включенной в состав статистических ресурсов, входящих в межведомственную систему, осуществляется на безвозмездной и недискриминационной основе.

5. Межведомственная система предназначается для:

а) объединения статистических ресурсов, способствующего их эффективному использованию при принятии управленческих решений и прогнозировании;

б) предоставления пользователям межведомственной системы доступа к официальной статистической информации в электронном виде;

в) обеспечения возможности представления официальной статистической информации в государственные информационные системы.

6. Функционирование межведомственной системы основывается на следующих принципах:

а) актуальность, доступность и открытость официальной статистической информации;

б) единство форматов и технологий представления официальной статистической информации;

в) использование единой методологии формирования метаданных субъектами официального статистического учета;

г) применение единой нормативной и справочной информации и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

д) единство организационно-методического обеспечения;

е) использование электронной цифровой подписи для обеспечения достоверности информации;

ж) обеспечение возможности интеграции межведомственной системы с другими государственными информационными системами.

7. Межведомственная система состоит из программно-технических средств центрального и ведомственных сегментов и включает в себя ведомственные статистические ресурсы, содержащие официальную статистическую информацию, сформированную субъектами официального статистического учета, метаданные, справочники, классификаторы и иное необходимое информационное обеспечение.

8. Применение программно-технических средств центрального сегмента, использующих инфраструктуру общероссийского государственного информационного центра, обеспечивает:

а) размещение, актуализацию и контроль наполнения ведомственных статистических ресурсов;

б) формирование и ведение базы данных официальной статистической информации;

в) предоставление доступа к официальной статистической информации;

г) возможность использования электронной цифровой подписи;

д) интеграцию с другими государственными информационными системами.

9. Применение программно-технических средств ведомственного сегмента обеспечивает взаимодействие субъекта официального статистического учета с программно-техническими средствами центрального сегмента с целью формирования и актуализации официальной статистической информации в ведомственном статистическом ресурсе межведомственной системы.

10. Участниками межведомственной системы являются:

а) координатор межведомственной системы;

б) оператор межведомственной системы;

в) субъекты официального статистического учета;

г) пользователи межведомственной системы.

11. Координатор межведомственной системы:

а) обеспечивает ведение реестра показателей официальной статистики, подлежащих включению в статистические ресурсы, входящие в межведомственную систему;

б) осуществляет мониторинг размещения и актуализации официальной статистической информации;

в) осуществляет мониторинг соблюдения единой методики формирования метаданных;

г) осуществляет мониторинг использования актуальных версий классификаторов и справочников;

д) определяет порядок размещения и актуализации официальной статистической информации;

е) взаимодействует с оператором с целью обеспечения функционирования и развития межведомственной системы;

Граждане стали есть больше мяса, рыбы, хлеба, макаронных изделий и сахара

Россияне в прошлом году стали есть больше мяса, рыбы, хлеба, макаронных изделий и сахара, сообщили «Известиям» в Минсельхозе. На рост потребления повлияла стабильность цен на эти продукты – в течение 2017 года они не увеличились благодаря расширению отечественного производства.

По данным Минсельхоза, в прошлом году потребление мяса выросло на 500 г на человека в год – до 74,5 кг. Россияне стали больше употреблять в пищу рыбы – на 300 г, до 19,8 кг в год, хлеба и макаронных изделий – на 2 кг, до 119 кг, сахара – на 400 г, до 39,4 кг, растительного масла – на 500 г, до 14,2 кг.

В «Руспродсоюзе» пояснили, что возросшему спросу на мясо, рыбу, хлеб, сахар и масло способствовало увеличение их производства. Так, выпуск мясной продукции в 2017 году превысил 10,2 млн. т (+4,8% к 2016 году). Производство мясной продукции выросло во многом за счет курятины, добавил представитель «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов. Так, ежемесячные объемы выпуска данного вида продукции в 2017 году на 8–10% превышали показатели 2016 года. Кроме того, рыболовы отмечали хороший улов, в итоге за 2017 год производство рыбной продукции составило 4 млн. т (+3%).

Производство белого свекловичного сахара в прошлом году составило 6,7 млн. т (+15,9%). А высокий урожай подсолнечника в прошлом сезоне позволил установить рекорд по производству растительного масла, сообщил «Известиям» Дмитрий Леонов. В итоге масла было выпущено 2,13 млн. т (+2%).

– Если проследить динамику изменения цен в 2017 году, то можно заметить, что мясо не дорожало. А растительное масло и сахар вообще дешевели, – отметила гендиректор Ассоциации отраслевых союзов АПК России Маргарита Попова...

Глава научного направления Федерального исследовательского центра питания и биотехнологии Александр Батурин рассказал «Известиям», что сейчас структура потребления пищевых продуктов практически не отличается во время праздников и обычных дней – эта граница постепенно стерлась. С одной стороны, у нас есть полная доступность товаров, с другой – свободные деньги россияне тратят на еду. Например, люди все больше употребляют тортов, пирожных и конфет, а колбасу, мясные и рыбные деликатесы россияне воспринимают как продукты ежедневного потребления, сказал Александр Батурин.

По отдельным продуктовым позициям в прошлом году отмечался спад потребления. По данным Минсельхоза, на 300 г – до 61,7 кг на человека – в 2017 году уменьшилось потребление фруктов и ягод. Также россияне стали есть меньше овощей – на 100 г, до 111,9 кг в год. В Ассоциации отраслевых союзов АПК России пояснили, что причиной снижения потребления овощей стало небольшое увеличение цен на них.

Напомним, по официальным данным, в 2017 году было выращено 16,3 млн. т овощей, что составляет около 93% от потребности населения страны, а фруктов и ягод было собрано всего 3 млн. т при общей потребности в 14,7 млн. т.

С 2013 по 2015 год жители России снижали потребление мяса (на 2 кг в год на человека), рыбы (на 5 кг), сахара (на 1 кг). Это было обусловлено падением доходов граждан. В попытке сэкономить средства люди переходили на более дешевую продукцию, сейчас тенденция постепенно меняется в другую сторону.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, цены на сахар за 12 месяцев прошлого года упали на 22% и в декабре составили 36,75 рубля за 1 кг. Подсолнечное масло к концу года подешевело на 8%, до 100,16 рубля за 1 л, свинина – на 2%, до 255,87 рубля за 1 кг, мясо курицы – на 8,4%, до 126,29 рубля за 1 кг.

Между тем, цены на рыбу и хлеб за 12 месяцев не изменились: 1 кг рыбы в декабре стоил в среднем 195 рублей, хлеба – 45,41 рубля.


Средняя розничная цена на абхазские мандарины в декабре составит 60 руб./кг.

Потребительские цены на сладкие цитрусовые к новогодним праздникам могут упасть. По прогнозам аналитического отдела Плодоовощного союза, в преддверии каникул мандарины подешевеют на 20%, а апельсины - на 15,5%. Связано это, во-первых, с тем, что в ноябре начинается сбор этих фруктов. Во-вторых, поставщики к концу года традиционно увеличивают закупки этих фруктов на фоне роста спроса. Как отмечают в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в последние два месяца года наряду с шоколадом и шампанским мандарины пользуются наибольшим спросом.

Средние потребительские цены на абхазские мандарины в конце октября составили 75 руб./кг. За 1 кг марокканских и турецких мандаринов в среднем нужно заплатить 110 рублей. Об этом «Известиям» рассказали в аналитическом отделе Плодоовощного союза. При этом, как прогнозируют эксперты, к декабрю эти фрукты подешевеют на 20% по сравнению с октябрем.

Проанализировав цены на рынке и то, как они ежегодно меняются, могу сказать, что в декабре все поставляемые в Россию мандарины упадут в цене примерно на 20%. То есть за 1 кг абхазских фруктов потребители в среднем будут отдавать 60 рублей, а за 1 кг турецких и марокканских - 88 рублей, - сообщил руководитель аналитического отдела Плодоовощного союза Кирилл Лашин.

По словам эксперта, это связано с тем, что сбор урожая цитрусовых начинается только в ноябре. В период с ноября по январь начинаются активные поставки мандаринов в Россию из-за рубежа. Помимо Турции, Марокко и Абхазии, в нашу страну эти фрукты поставляют также ЮАР и Азербайджан.

Упадут цены и на апельсины. Если в конце октября средние потребительские цены, по данным ЕМИСС, составляли 106,56 рубля, то в декабре 1 кг этих цитрусовых обойдется потребителям в 90 рублей - на 15,5% дешевле. И здесь причина снижения цен та же самая: сбор урожая и поставки из ЮАР и Марокко, откуда и завозят апельсины, приходится именно на ноябрь–январь. Все просто: там в эти три месяца тепло и есть все условия для созревания плодов, - пояснил Кирилл Лашин.

Интересно, что по данным ЕМИСС, с которыми ознакомились «Известия», в октябре этого года средние потребительские цены на апельсины на 5% ниже, чем в октябре прошлого года. Они снизились с 112,07 руб./кг до 106,56 руб./кг.

Поставки апельсинов за весь 2016 год составили, по данным ФТС, порядка 452 тыс. т, а мандаринов - около 300 тыс. т. По прогнозам Плодоовощного союза, в этом году импорт останется примерно на прошлогоднем уровне.

Ритейлеры рассказали «Известиям», что именно в период основных поставок цитрусовых в Россию спрос на них растет.

Ноябрь-декабрь сетевики называют горячим сезоном. А в преддверии Нового года потребители особенно активно начинают скупать продукты. И наибольшим спросом пользуются цитрусовые, шоколад и шампанское, - утверждает и.о. исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, в нее входят «Ашан», «Билла», «Лента» и др.) Владимир Ионкин.

Собственные объемы производства цитрусовых в России слишком малы, чтобы удовлетворить спрос. Как рассказал «Известиям» гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько, порядка 99,5% всех апельсинов, мандаринов Россия завозит из-за рубежа.

В России в очень малых объемах цитрусовые выращивают на юге. При этом страна заинтересована в росте поставок из-за границы, в частности из Марокко. В октябре этого года министр сельского хозяйства Александр Ткачев посетил это королевство, где сообщил, что Россия намерена расширять сотрудничество. В частности, Москва готова увеличить объем импортируемой плодоовощной продукции (в том числе цитрусовых), производство которой отсутствует на территории РФ.

Волгоградская область благодаря усиленной финансовой поддержке и участию в ряде целевых программ АПК возвращает себе звание "огорода страны". Производство овощей увеличилось с 800 тысяч тонн в 2014 до миллиона тонн в 2017-ом - регион занимает второе место в стране.

Первый заместитель губернатора Александр Беляев подчеркнул, что область вышла на новый уровень в переработке сельхозпродукции: "Открываются новые предприятия, способные перерабатывать до 1000 тонн томатов в сутки, 240 тонн кабачка и тыквы, около 200 тонн моркови - это позволяет аграриям усиленно заниматься производством овощей".

В текущем году объемы переработки сельхозпродукции выросли до 315 тысяч тонн. Еще три года назад этот показатель был в пять раз меньше - 70 тысяч тонн. Стоит отметить, что количество инвестиционных проектов в АПК за три года выросло с 54 до 354, сообщает "Адвис.ру".

Сельхозпроизводители Дагестана завершили уборку овощей.

Овощей убрано с площади 42 тыс. 177 га. Валовой сбор при урожайности 417 центнеров с гектара составил 1 млн. 758 тыс. 985 тонн.

Урожайность в сравнении с 2016 годом также выросла на 7 центнеров. Больше всех овощей собрали сельхозпроизводители Левашинского (более 462 тыс. тонн) и Дербентского (свыше 372 тыс. тонн) районов.

Объемы производства овощей в республике растут из года в год. В 2016 году было произведено 1 млн. 410 тыс. тонн овощей. Дагестан обеспечивает свои потребности в овощах и ежегодно вывозит около 500-600 тыс. тонн за пределы региона,сообщает Пресс-служба Минсельхозпрода РД.

По данным регионального минсельхоза на 1 ноября, урожай картофеля в Самарской области убран полностью. Уборка овощей открытого грунта в сельхозорганизациях и КФХ завершена на 85% засеянных площадей.

В областном аграрном ведомстве сообщили, что валовой сбор овощей открытого грунта в сельхозорганизациях и КФХ к началу ноября составил 102 тысячи тонн при урожайности 336,9 ц/га, в прошлом году урожайность составляла 275,8 ц/га. Картофель в хозяйствах региона убран на всей площади - это более 4,1 тысячи га, валовой сбор составил 126 тысяч тонн,передает "РегионСамара.ру".

По общим цифрам, к 1 ноября, по данным региональных органов управления АПК РФ, валовой сбор тепличных овощей в целом по стране составляет 648,3 тыс. тонн, что на 24,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года (в 2016 г. - 519,7 тыс. тонн). Об этом сообщает пресс-служба Минсельхоза России.

Всего по стране собрано 430,8 тыс. тонн огурцов (в 2016 г. - 351,5 тыс. тонн) и 207,5 тыс. тонн томатов (в 2016 г. - 149,2 тыс. тонн). Урожай прочих овощных культур составляет 10 тыс. тонн (2016 г. – 19 тыс. тонн).

Лидерами по производству тепличных овощей в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х среди субъектов Российской Федерации стали Краснодарский край – 78,5 тыс. тонн, Ставропольский край – 53,7 тыс. тонн, Республика Башкортостан – 38,7 тыс. тонн, Республика Татарстан – 37,8 тыс. тонн, Липецкая область – 30,4 тыс. тонн, передает "АПК-Информ".

Поставки картофеля из-за рубежа в первые восемь месяцев нынешнего года выросли на 99,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то есть практически удвоились. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы, с которыми ознакомились «Известия». Производители отмечают, что такому заметному росту импорта способствовали поздние сроки созревания клубней, из-за чего сбор урожая сдвинулся практически на месяц. По их словам, к всплеску цен это не приведет. Впрочем, по данным единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), в сентябре этого года средняя потребительская цена на картофель на 7,5% выше, чем год назад, пишут "Известия".

И, напоследок, основатель AMAZON стал инвестором фермерского стартапа по выращиванию овощей "в башнях". По итогам последнего инвестиционного раунда фермерский стартап Plently привлек 226 млн американских долларов. Средства были предоставлены проекту фондом основателя Amazon Д. Безоса Bezos Expeditions и другими инвесторами - пишут журналисты сетевого издания Architectural Digest.

Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), средняя цена одного килограмма апельсинов в январе-феврале нынешнего года упала на 11% - с 97 до 86 рублей в январе и с 91 до 82 рублей в феврале. Еще больше упали цены на лимоны – на 21% в январе и на 28% в феврале. Если в начале года за 1 килограмм лимонов просили 153 рубля, то в феврале – 124 рубля, а в марте уже 121 рубль. В феврале прошлого года лимоны продавались по 172 рубля за килограмм.

«Произошло насыщение рынка большим объемом продукции, усилилась конкуренция, и это сыграло на руку потребителям», - говорит президент Национального плодовоовощного союза Сергей Королев.

В отраслевом союзе также ожидают скорого снижения цен на косточковые – персики, абрикосы и сливы. Пока же поставки этих фруктов из Турции в Россию не начались, поскольку новый урожай еще не созрел.

Напомним, что российское правительство отменило запрет на ввоз турецких цитрусовых и косточковых в октябре 2016 года.



Рекомендуем почитать

Наверх